СПРАВОЧНИК морских терминов
Термин
|
Описание
|
Якорь
|
Устройство для удержания судна или иного плавучего средства на месте. Действие якоря основано на самозаглублении лап в грунт при попытке протащить его по дну. Основными характеристиками якоря являются держащая сила якоря и удерживающая сила якоря. Различают судовые якоря и якоря специального назначения.
|
Якорная стоянка
|
Остановка судна в море, на открытом или закрытом рейде порта с отдачей одного или двух якорей. При этом главный двигатель находится в различной степени готовности, в зависимости от состояния погоды. Отведенные для якорной стоянки места нанесены на навигационных картах. Подходить к месту якорной стоянки рекомендуется против ветра и течения, имея минимальный ход вперед, достаточный для управления судном; после определения места судна по навигационным ориентирам останавливают главный двигатель и по инерции выходят в точку отдачи якоря, дают задний ход и, когда судно начнет движение назад, отдают якорь. Длина вытравленной якорной цепи определяется глубиной моря в месте стоянки, характером грунта, размерами судна, его загрузкой, парусностью, гидрометрическими условиями. При постановке на якорь на глубинах более 40 м якорную цепь вытравливают на грунт брашпилем. На глубинах, превышающих 100 - 120 м, постановка на якорь опасна, т. к. возможно повреждение якорного устройства. В этом случае предпочтительнее лежать в дрейфе. Снятие с якоря на свободной акватории осуществляется подбором якорной цепи и подъемом якоря на его штатное место, после чего судно разворачивается на необходимый курс и следует по назначению. На стесненной акватории осуществляют соответствующие маневрирование или пользуются помощью портового буксира.
|
Якорная цепь
|
Якорный канат, цепь для соединения судна с якорем. Служит также для подъема и опускания якоря. Размеры и конструкция цепей стандартизованы. Они могут быть обыкновенными, повышенной и особой прочности. Якорная цепь набирается из звеньев. Минимальный диаметр сечения звена - калибр - принят в качестве характерного размера цепи. Калибр и длина Якорной цепи зависят от размеров и назначения судна. Звенья цепей калибром более 15 мм имеют распорки. Звенья объединяются в смычки (коренную, концевую, промежуточные) длиной по 20 - 25 м. Коренная смычка крепится к устройству для быстрой отдачи цепи, как правило, в цепном ящике. Концевая, или якорная, смычка включает вертлюг для предотвращения закручивания цепи при перемещениях судна. Число промежуточных смычек зависит от размеров судна. Между собой смычки скрепляются соединительными звеньями, аналогичными звеньям, из которых набирается якорная цепь, или соединительными скобами. Коренная, концевая и промежуточные смычки, если они скрепляются соединительными скобами, должны заканчиваться увеличительными звеньями, т. к. в обычное звено скоба не входит. Коренная смычка крепится к корпусу судна посредством короткого куска цепи - жвака-галса или специального устройства для быстрой отдачи цепи.
|
Якорное устройство судна
|
Судовое устройство, механизмы и приспособления которого предназначены для постановки судна на якорь, надежного удержания его на месте и для снятия с якоря. Обычно судно имеет носовое и кормовое якорное устройство. Носовое якорное устройство наиболее полно укомплектовано и включает на каждом борту якорь, якорную цепь, якорный клюз, стопор якорного устройства, якорный механизм, цепной клюз, цепной ящик. В походном положении якорь хранится в якорном клюзе. Он должен свободно выходить из клюза при отдаче и входить при выбирании, не задевая лапами за форштевень и бульб, занимать правильное положение в клюзе. Наиболее распространен обычный клюз с нишей. На судах с бульбовыми носовыми оконечностями применяются выступающие клюзы, на низкобортных судах - открытые. Якорную цепь, когда часть ее вытравлена, фиксирует цепной статор. В качестве якорных механизмов для подъема, а при больших глубинах и опускания якоря на грунт обычно используются два шпиля (по одному на каждый борт) или один брашпиль. Компоновка и выбор якорных механизмов зависят от расстояния между палубными раструбами якорных клюзов. Цепной клюз, выполняемый в виде трубы с раструбами вверху и внизу, служит для свободного движения цепи от якорного механизма в цепной ящик и обратно. Палубный раструб цепного клюза должен находиться поблизости от звездочки якорного механизма, чтобы цепь уходила в цепной ящик под действием собственного веса. Длина трубы зависит от положения цепного ящика по высоте судна; внутренний диаметр трубы 7 - 8 калибров цепи. В аварийной ситуации, когда судно вынуждено уйти со стоянки, оставив якорь и цепи на грунте, используется устройство быстрой отдачи цепи, размещаемое обычно в цепном ящике. Кормовое якорное устройство предусматривается на судах специального назначения, которым может понадобиться стоянка в определенном положении относительно ветра и течения, или на судах, швартующихся носом к причалу.
|
Якорные огни
|
Огни, которые выставляет судно, стоящее на якоре: в носовой части - белый круговой огонь (штаговый огонь) и такой же на корме или вблизи от нее и ниже штагового (кормовой огонь). Видимость огней 3 мили. Суда длиной менее 50 м выставляют на наиболее видном месте один белый круговой огонь видимостью 2 мили. Суда на якоре используют рабочие и др. огни для освещения своих палуб.
|
Якорный шар
|
Дневной сигнальный знак, показывающий, что данное судно стоит на якоре. Имеет диаметр не менее 61 см (2 фута), окрашен в черный цвет и поднимается в носовой части судна.
|
Ял
|
От гол. jol.
Лёгкая бескилевая парусная лодка (швертбот) или транцевая гребная, а также гребно-парусная корабельная шлюпка с вальковыми вёслами. На судах используется для связи с берегом, работ у борта (заводка швартовых, верпов и т.д.), перевозки лёгких грузов или людей. Также пользуется популярностью в спортивно-туристических целях.
|
Яхта
|
От нидерл. jacht, от jagen - «гнать», «преследовать».
Первоначально легкое, быстроходное судно для перевозки важных персон; зачастую имело артиллерийское вооружение. Впоследствии так стали называть любое парусное или парусно-моторное судно, предназначенное для спортивных или туристических целей. Наиболее распространены парусные яхты. Первые упоминания о спортивных парусных яхтах относятся к XVII в. К этому же времени относятся и торговые суда postjagt (как правило - двухмачтовые), и одномачтовые многоцелевые суда statenyacht.
|
Яхт-клуб
|
Общественная организация, объединяющая любителей парусного спорта и предоставляющая условия для эксплуатации яхт, совершенствования спортивного мастерства яхтсменов, их участия в соревнованиях и дальних спортивных плаваниях. Комплекс яхт-клуба включает в себя защищенную от ветра и волны гавань, судоподъемные средства, эллинги или площадки для зимнего хранения яхт, мастерские для мелкого ремонта судов, парусов, здание с помещениями для администрации, учебными классами, кают-компанией и т. п. При некоторых яхт-клубов имеются секции водно-моторного спорта, гребли и др. Первым официально зарегистрированным яхт-кклубом считается основанный в 1720 г. в Ирландии Водный клуб гавани Корка, объединивший 25 яхтсменов. В России первый яхт-клуб - Санкт-Петербургский императорский яхт-клуб - был основан в 1846 г.
|
|
Онлайн-калькулятор
для расчёта диаметров такелажа
Онлайн-калькулятор
для расчёта размеров рангоута
кораблей Российского флота
Напишите мне письмо...
Вступайте в нашу группу
|