СПРАВОЧНИК морских терминов
Термин
|
Описание
|
Эзельгофт
|
От нидерл. ezel hoofd - «ослиная голова».
Деталь крепления добавочных рангоутных деревьев к основным: утлегаря к бушприту, стеньги к мачте, брам-стеньги к стеньге и т. д. Эзельгофт представляет собой деревянную обойму с двумя отверстиями: квадратным. в которое вставляется топ нижней мачты, и круглым, в которое пропускается последующая стеньга. Эзельгофты, в зависимости от их принадлежности к той или иной мачте, носят названия: эзельгофт мачтовый, фор-стень-эзельгофт, крюйс-стень-эзельгофт, бушпритный эзельгофт (соединяющий бушприт с утлегарем) и т.д.
|
Экипаж судна
|
Коллектив людей, обслуживающих судно под руководством капитана и внесенных в список экипажа. В состав Экипажа Судна входят капитан, офицеры и матросы, принятые на службу судовладельцем, а также другие лица, постоянно работающие на судне (работники верфи, суперкарго). Требования, предъявляемые к членам Экипажа Судна, определяются законодательством государства, владельцем судна и международным договором и касаются гражданства, минимального возраста, состояния здоровья, профессиональной квалификации. Квалификационные требования дифференцированы в зависимости от рода мореплавания (международное, в отечественных водах, спортивное либо рыболовное), а наличие квалификации (общего и специального образования, практики) проверяется экзаменом с присвоением категорий - капитанов, штурманов, механиков, радиооператоров, матросов, рыбаков в разных службах (палубной, механической, электрической, радиосвязи, административно-хозяйственной) - с выдачей дипломов или свидетельств. Каждый член Экипажа Судна имеет паспорт моряка, подтверждающий состояние здоровья владельца и его соответствие требованиям по квалификации. Паспорт выдается морским портом.
|
Экспедиция
|
Посылка выделенного состава сил и средств с военно-политическими, военными или научными целями.
|
Эксплуатационные характеристики
|
Эксплуатационные характеристики судна - совокупность показателей и измерителей, характеризующих эффективность использования судна в соответствии с его назначением. К числу общих эксплуатационных характеристик относят мореходные качества судна в расчетных условиях (показатели остойчивости и качки, характеристики непотопляемости, ходкости и маневренности), габаритные размеры (осадка в различных эксплуатационных условиях, длина, ширина и высота борта) и регистровую вместимость, показатели прочности, дальность и автономность плавания, расход топлива (суточный и удельный), уровень автоматизации судовых производственных процессов, ремонтопригодность, показатели комфортности жилых и служебных помещений. Специфические эксплуатационные характеристики зависят от назначения судов. Для транспортного судна - это чистая или полная грузоподъемность, абсолютная и удельная грузовместимость (в единицах объема или в грузовых единицах) либо пассажировместимость. Для грузового судна большое значение имеют также число грузовых помещений (трюмов, твиндеков, танков), их размеры в плане, по высоте и объему, число и размер грузовых люков (а на накатных судах - ширина аппарелей, габариты проездов, наличие пандусов или лифтов), глубина подпалубных карманов, распределение объемов между грузовыми помещениями, характеристики грузового устройства или системы (грузоподъемность или производительность, вылет стрел за борт, производительность грузовых насосов и др.). Для ледокола важнейшая эксплуатационная характеристика - ледопроходимость, для буксирного судна - тяга на буксирном гаке, для дноуглубительного снаряда - глубина и производительность черпания, для плавающего крана - грузоподъемность, для промыслового судна - показатели интенсивности промысла, для обрабатывающего судна - производительность обрабатывающих комплексов. Следует различать эксплуатационные характеристики, задаваемые заказчиком, нормируемые классификационными обществами, санитарными и др. правилами, международными соглашениями, и фактические эксплуатационные характеристики, полученные в результате проектирования и постройки судна. Основные эксплуатационные характеристики указываются заказчиком судна в техническом задании на проектирование, проверяются им при экспертизе проекта и приемосдаточных испытаний после постройки. Совершенствование эксплуатационных характеристик судов определяется углублением специализации судов по их основному назначению.
|
Эллинг
|
От гол. helling.
Производственное здание, сооружаемое над сухим или наливным доком, наклонным или горизонтальным стапелем). Предназначено для защиты работающих от неблагоприятных климатических условий. Как показывает опыт, работа в условиях Эллинга обеспечивает повышение производительности труда на 10-15%. Эллингом иногда называют также подъемно-спусковое сооружение типа продольного слипа, на котором поднимаемое из воды судно не передается на горизонтальный стапель, а остается на месте в наклонном положении (т.н. Эллинг Мортона).
|
Энтер-дрек
|
Небольшой ручной якорь-кошка. При абордаже бросался на неприятельское судно для более надежного сцепления с ним
|
Эскадра
|
От фр. eskadre.
Соединение кораблей под единым командованием.
|
|
Онлайн-калькулятор
для расчёта диаметров такелажа
Онлайн-калькулятор
для расчёта размеров рангоута
кораблей Российского флота
Напишите мне письмо...
Вступайте в нашу группу
|