Парусный моделизм

Сайт для людей, увлечённых парусным моделизмом.

Партнёры
сайта
Группа компаний налогового и бухгалтерского консультирования Финансист «Самоцветы.» Салон Натальи Степуниной.
Условия размещения рекламы на сайте!

СПРАВОЧНИК
морских терминов

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Термин
Описание
Рабочая шлюпка Судовая шлюпка, используемая для обеспечения связи с берегом и выполнения разл. рода работ на плаву - завоза якоря, окраски бортов и т.п. В отличие от спасательных Рабочие шлюпки имеют транцевую корму, а наличие встроенного запаса плавучести не является обязательным. Рабочая шлюпка может быть гребной или моторной с корпусом из дерева или стеклопластика.
Развал шпангоутов Развал бортов, наклон ветвей шпангоутов в поперечной плоскости от ДП в сторону правого и левого бортов. Обратный наклон, от бортов к ДП, называется завалом шпангоутов. Обводы некоторых судов сочетают развал и завал одних и тех же шпангоутов.
Размерения Также - главные размерения судна. Основные линейные размеры судна: длина, ширина, высота борта, высота надводного борта, осадка.
Разоружение Во время продолжительных стоянок и зимовок на парусных кораблях было принято снимать и убирать в трюм все паруса, выдергивать снасти бегучего такелажа, убирать блоки, а иногда и опускать верхние реи и брам-стеньги. Во время ремонта могли сниматься и мачты. Именно это и подразумевалось под словосочетанием «разоружить судно».
Разрезной марсель Для облегчения постановки и уборки парусов и взятия рифов марсели могут делаться разрезными, то есть разделенными по высоте на два яруса. Это позволяет верхний марса-рей опустить с палубы, после чего матросы могут быстро убрать верхний марсель, поднявшись на рей. Впервые разрезной марсель с дополнительным реем появляется на английских клиперах в 1865 г.
Разрезной фок Косой рейковый парус, состоящий из 2 частей: передней - кливера и задней - фока. Верх их шкаторины пришнуровываются к рейку, поднимаемому на мачту с помощью фала. Фок по передней шкаторине пришнуровывается слаблинем к мачте. Разрезной фок применяется в основном на ялах (см. Шлюпка).
Разъездной катер Моторный катер длиной до 12 м, предназначен для перевозки небольшого количества пассажиров и принадлежащий какому-либо береговому учреждению. По конструкции может быть открытым или закрытым (каютным).
Ранг корабля Категория, к которой относится корабль в соответствии с установленной в военно-морском флоте того или иного государства классификацией корабельного состава. Ранг корабля зависит от его предназначения, боевой мощи, водоизмещения, численности экипажа и др. В парусную эпоху ранг, как правило, определялся числом орудий, при этом не всегда положенное согласно рангу количество пушек соответствовало количеству реально установленных на корабле. Например, 100-пушечный корабль мог нести 104 орудия, а 74-пушечный - 70. После появления в конце XVIII в на вооружении кораблей карронад различия между «положенным по рангу» и фактическим числом пушек стало еще более существенным.
Раковины Верхняя и нижняя часть боковых галерей.
Ракс-бугель Тросовый бейфут.
Ракс-клоты Деревянные точеные шарики на тонком тросике (ракс-тросе или ракстове), соединяющем усы гафеля. Предназначаются для снижения трения при подъеме гафеля по мачте.
Ракс-слизы Вертикальные плоские деревянные пластины, поставленные между ракс-клотами для удержания последних в определённом положении друг относительно друга.
Раксы Металлические кольца или полукольца, привязанные к передней шкаторине стакселя или кливера. Раксы скользят по штагу при постановке и уборке этих парусов. Изготовление раксов для моделей описано в статье «Изготовление крепления паруса (раксы и шкотовые скобы)».
Рангоут От нидерл. rondhout - «круглое дерево».
Совокупность надпалубных конструкций и деталей судового оборудования, предназначенного на судах с механическими двигателями для размещения судовых огней, средств связи, наблюдения и сигнализации, крепления и поддержания грузовых устройств (сигнальные и грузовые мачты, грузовые стрелы и т.п.), а на парусных судах - для постановки, раскрепления и несения парусов (мачты, стеньги, реи, гики, гафели, бушприты и пр.). Изготовляется из дерева с применением клеев, из стальных листов (клепкой или сваркой) или цельнотянутых труб, а также нетрадиционных материалов: армированного стеклопластика, алюминиево-магниевых сплавов и др., которые придают конструкции рангоута необходимую прочность при меньшей массе. Все стержневые элементы рангоута независимо от их материала и назначения называются рангоутными деревьями. Распределение диаметра (переменного по длине рангоутного дерева) должно соответствовать действующим нагрузкам - ветровым, инерционным (вследствие качки), усилиям от стоячего и бегучего такелажа и пр. Мачты имеют наибольший диаметр у судов с прямым парусным вооружением в районе пяртнерса, у судов с гафельным вооружением - на участке от пяртнерса до усов гафеля; бушприты - в районе форштевня; гики - на расстоянии 2/3, а гафели - 1/3 от их пяток (концов, примыкающих к мачте). Наименьший диаметр мачт - в шпоре и у топа, реев - на ноках, гиков и гафелей - у их внешних ноков. Так, у 4-мачтового барка достигает 62,6 м от киля, диаметр у пяртнерса - 0,83 м, общая масса рангоута - 140,7 т. На соврем, яхтах рангоут выполняется из прессованных профилей, изготовленных из алюминиевых сплавов, что позволяет снизить его массу на 40% по сравнению с рангоутом, клееным из древесины сосны; толщина стенок и диаметр мачты уменьшаются к топу, как и на крупных парусных судах. Размеры сечения мачт определяют расчетным путем, исходя из того, что давление ветра, распределенное по поверхности паруса, передается в виде поперечной нагрузки на мачту, гик и шкоты. Под действием этой нагрузки мачта помимо деформаций, распределенных по ее длине, получает небольшие деформации и в узловых точках, в которых к ней крепится стоячий такелаж. Поскольку ванты подходят к мачте под некоторым углом, их реакция дает кроме поперечной вторую составляющую, направленную вдоль оси мачты к ее шпору. Осевое усилие Т определяется восстанавливающим моментом яхты М„: T=k[Mt/(B/2)], где k - коэфициент, учитывающий предварительное натяжение вант и тягу штагов, В/2 - полуширина яхты в точке крепления вантпутенсов. Для расчета обычно используется значение /WB при крене 30°. Момент инерции площади поперечного сечения мачты рассчитывается исходя из соображений обеспечения ее устойчивости с использованием формулы Эйлера для сжатой колонны. При этом расчетным пролетом для определения момента инерции относительно продольной оси является расстояние от шпора мачты (или пяртнерса, если мачта в нем расклинена) до узла крепления ниж. вант, а относительно поперечной оси - до узла крепления ниж. штага и бакштагов. Из-за несовпадения этих величин сечение мачты имеет соотношение поперечного и продольного диам. от 1:1,25 до 1:1,85. Макс, сечение приходится на 2/3 высоты переднего парусного треугольника; у топа размеры поперечного сеченая составляют 45-60% макс, сечения, у шпора - до 85%. Алюминиевые мачты имеют сечение, близкое к овалу или эллипсу, и снабжаются ликпазом или рельсом для крепления передней шкаторины паруса. На катамаранах могут использоваться мачты каплеобразного сечения, которые для уменьшения отрицат. влияния на обтекание паруса потоком воздуха делаются поворотными относительно своей оси. Поперечное сечение деревянных мачт может быть овальным, круглым или прямоугольным со скругленными по радиусу углами с толщиной стенок около Д поперечного размера сечения; в местах крепления такелажа и в ниж. части мачты делают сплошными. Кроме легких сплавов и древесины для мачт небольших гоночных яхт применяют нержавеющую сталь и углепластики, для более крупных судов - титан и стеклопластик, реже - обычную конструкционную сталь. Гики косых парусов выполняют круглого или прямоугольного сечения и снабжают рельсом или ликпазом для крепления нижней шкаторины паруса, устройством для ее натяжения и приспособлением для взятия рифов. Пятка гика имеет вертлюг - шарнир, обеспечивающий соединение гика с мачтой и поворот его в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Разновидностью гика является уишбон, состоящий из 2 изогнутых дугой и соединенных по концам металлических труб или деревянных деталей, между которыми располагается полотнище паруса. Уишбон не искажает желательной цилиндричности паруса; он применяется при стаксельном вооружении и для виндсерферов. Спинакергик служит для вынесения „на ветер" шкотового угла спинакера, имеет форму кругового цилиндра с сужением к концам и снабжается приспособлениями для быстрого крепления к мачте и парусу.
Реванты Небольшие отрезки линя, продетые через люверсы для крепления паруса к лееру рея. На реванте, для того чтобы он не выскочил из люверса, делали два узла, диаметр которых был больше диаметра люверса.
Регата От итал. regata, от riga - «ряд, линия, стартовая линия».
Крупное, обычно традиционное, соревнование по парусному, гребному или водно-моторному спорту.
Регель русленя Деревянная рейка, прикрывающая вырезы на руслене в местах прохождения вант-путенсов.
Редька Конец снасти, постепенно утончающийся и оплетенный в виде косички.
Реёк 1. Дополнительный элемент рангоута, выдвигавшийся (выстреливавшийся) на реях. Служил для растягивания нижней шкаторины лиселей.
2. Рангоутное дерево, служащее для привязывания верх, шкаторины косого паруса и поднимаемое вместе с парусом по мачте с помощью фала, закладываемого за раксбугель.
3. Рангоутное дерево, растягивающее ниж. шкаторину стакселя или кливера.
4. Любой тонкий и длинный деревянный брус круглого сечения, используемый на судне.
Резен-киль Верхняя часть киля, расположенная целиком внутри судна.
Рей Рангоутное дерево, крепящееся к мачте или стеньге для постановки парусов. В современном флоте используются для растяжки антенн и крепления сигнальных фалов Рей для крепления латинского паруса назывался рю (например, бизань-рю).
Реплика От англ. replica - «точная копия».
Копия какого-либо устройства, внешне идентичная оригиналу и способная выполнять все его функции. В этом значении репликами являются как действующие копии продуктов, выполненные не изначальными, а сторонними производителями, так и точные действующие копии раритетных механизмов - судов, автомобилей, локомотивов и т. д.
Риддерсы Диагональные металлические (стальные) полосы под обшивкой, служившие для увеличения прочности деревянного корпуса судна (корабля).
Риф От англ. reef.
Отверстие (или петля) на парусе. В него продевается снасть, служащая для стягивания паруса и уменьшения его поверхности при сильном ветре. Брать рифы означает убавлять поверхность паруса при сильном ветре. На малых судах приспособления, служащие для уменьшения площади паруса, называются риф-штертами.
Риф-бант Полоса парусины, нашиваемая на парус параллельно его нижней шкаторине, для увеличения прочности паруса в месте прохода риф-сезней.
Риф-гаты Отверстия в риф-банте.
Риф-леер Снасть на прямом парусе, основанная параллельно верхней шкаторине и служащая для привязывания паруса риф-сезенями при взятии рифов.
Риф-сезень Конец, сплетенный из шкимушки. Один конец его имеет очко или кноп, удерживающий его в люверсе паруса. Служит для завязывания паруса, когда берется риф.
Риф-штерты Короткие тросы, ввязанные в люверсы и служащие для уменьшения площади паруса при большой ветровой нагрузке на малых парусных судах.
Роза ветров Векторная диаграмма, характеризующая режим ветра в рассматриваемом районе. Представляет собой кружок малого диаметра либо точку с лучами или стрелками, направление которых определяют по кругу, разбитому на 16 румбов или 36 десятиградусных секторов. Внутри кружка цифрами указывают повторяемость штилей; если штили не учитывают, то кружок заменяют точкой. Длина луча или стрелки пропорциональна повторяемости (в процентах) ветров данного направления, концы лучей (обычно, но не всегда) соединяют ломаной линией. Графическое оформление розыветров может быть в деталях различно: так, в одних случаях векторы ветра изображают тонкими стрелками с оперением, показывающим его скорость (одно большое перо - 10 уз, а одно малое - 5 уз), а в других - группу силы прогнозируемого ветра изображают отрезками разной толщины и штриховки. Для расшифровки розы ветров около неё помещают принятые обозначения и масштаб. Розы ветров наносят на справочные карты и карты ветров в навигационных пособиях на различные периоды времени (год, сезон, месяц и др.), по ней можно приблизительно судить о преобладающем ветре при проработке маршрута перехода.
Ростры Совокупность запасных рангоутных деревьев на парусном судне. Весь запасной рангоут складывался вместе на шкафуте. Рострами в последствии стали называть часть палубы средней надстройки, где размещались шлюпки.
Роуль Вращающийся на оси барабан, обычно с прямолинейной или вогнутой образующей, служащий для уменьшения трения скользящих по нему канатов. Роуль используются в качестве самостоятельного элемента или в составе киповых планок, бортовых клюзов, ограничителей углов отклонения канатов и т.д.
Рубка От голл. roef - «каюта».
Закрытое сооружение на верхней палубе или надстройке судна, не доходящее до бортов. В рубках размещаются жилые, хозяйственные и служебные помещения. В настоящее время рубкой также называется отдельное служебное помещение на судне. В соответствии с назначением различают радиорубку, рулевую, штурманскую рубки и т.д.; на военных кораблях имеются боевые рубки.
Рудепирс Основа руля, к которой крепится плоская часть - перо руля.
Рудерпост Задняя (внешняя) часть ахтерштевня, служащая для навешивания простого (небалансирного) руля.
Рулевая машина Машина, создающая усилие для перекладки руля. Входит в состав рулевого устройства. Для повышения безопасности плавания на судах устанавливают 2 рулевые машины - основную и вспомогательную. Основная должна обеспечивать перекладку руля от 35° одного борта до 35° другого за время, не превышающее 30 с. На крупнотоннажных танкерах и атомных судах предусматривается установка 2 независимых рулевыхмашин. Применяются ручные, паровые, электрические и гидравлические рулевые машины. Наиболее распространены гидравлические рулевые машины, благодаря меньшим массе и габаритам, высокой эффективности и повышенной точности перекладки руля.
Рулевая рубка Судовое помещение - главный пост управления судном, откуда осуществляются наблюдение за окружающей обстановкой, упр. движением и маневрами судна и системами. На ходу судна в рулевыхрубках находятся рулевой и вахтенный помощник капитана или капитан. Для лучшего обзора рулевые рубки располагают на верхнем ярусе судовой надстройки и, по крайней мере, с 3 сторон оборудуют иллюминаторами, часть которых (на лобовой стенке) снабжена стеклоочистительными устройствами. В рулевых рубках устанавливают приборы управления судном (передатчики машинного телеграфа или пульт дистанционного управления главным двигателем, штурвал рулевого управления, выключатели подруливающего устройства и др.), приборы контроля за выполнением маневров (тахометр, индикаторы лага, положения пера руля, курсоуказатель и др.), приборы ориентирования судна и наблюдения за окружающей обстановкой (компас,экран радиолокатора, указатель эхолота), состояния судна (осадкомер, кренометр, индикаторы пожарной сигнализации и др.), а также средства внутрисудовой и ближней внешней связи (акустической, световой и радио). На несамоходных судах в рулевыхрубках расположены пост рулевого и штурвал для управления судном. На соврем, судах рулевые рубки обычно объединяют со штурманской рубкой в единое помещение (называя ее в этом случае ходовой рубкой) с выделением в ней отдельной зоны для работы судоводителя с картами и навигационными пособиями как в дневное, так и в ночное время.
Рулевое устройство Судовое устройство, обеспечивающее поворотливость и устойчивость судна на курсе. Включает руль, румпель, штуртрос, рулевую машину и пост управления. Создаваемое рулевой машиной усилие через штуртрос передается на румпель. На нем возникает крутящий момент, который вызывает вращение баллера, а вместе с ним перекладку руля. На соврем, судах штуртрос обычно не применяется, румпель соединяется непосредственно с рулевой машиной.
Рулевое устройство модели судна Совокупность механизмов и приспособлений, обеспечивающих упр. движением модели судна. Рулевыми устройствами оборудуются ветровые, управляемые и самоходные модели (группы Д, Ф и Е по Классификации моделей кораблей и судов). Состоит из рулевого органа (РО), исполнит, механизма (ИМ) и рулевого привода (РП). РО обеспечивает поворот модели на ходу за счет возникающих на нем гидродинам, сил. В качестве РО применяются: руль с установленным перед ним неподвижным обтекателем (на моделях яхт группы Д); обычный руль аэродинам, профиля (на управляемых моделях класса Ф1, ФЗ, ФСР, Ф5); одноперьевые рули в ДП модели или за каждым гребным винтом и поворотные направляющие насадки (на моделях военных кораблей класса ЕК); одноперьевые рули различных конструкций, двойные и многоперьевые рули конструкции Беккера, Енкеля, а также поворотные насадки (на моделях гражданских судов морского и речного флота класса ЕН); вертикальные и горизонтальные кормовые рули и горизонтальные носовые рули (на моделях подводных лодок класса ЕЛ). РО моделей группы Е необходимо моделировать в масштабе РО натурного судна. Допускается увеличение площади рулей по сравнению с масштабной в 2 раза и диаметра поворотной насадки в 1,5 раза. В качестве вспомогательных РО на моделях класса Ф2, Ф6 и Ф7 допускаются подруливающие устройства. ИМ создает усилие для поворота РО относительно ДП модели и обеспечивает его фиксацию в заданном положении. Простейший ИМ устанавливают на самоходных моделях группы Е. Он представляет собой конструкцию зубчатого, винтового или другого типа, позволяющую вручную перекладывать РО на малые углы и фиксировать его. В качестве ИМ яхт группы Д используется ветровое крыло - устройсто типа флюгера, которое под действием ветра поворачивает руль. ИМ радиоуправляемых моделей группы Ф выполняется в виде рулевой машинки, электродвигатель которой срабатывает после получения команды от радиоприемника, установленного на модели. Различают 3 типа ИМ моделей группы Ф: самоцентрирующий, когда РО под воздействием сигнала перекладывается налево или направо, а после прекращения действия сигнала автоматически возвращается в центральное положение; с фиксируемым местом, заставляющий РО поворачиваться во время передачи сигнала и останавливаться при его прекращении; пропорциональный, обеспечивающий перекладку РО пропорционально перемещению рукоятки на пульте управаления радиопередатчика. РП передает усилие от ИМ к РО и состоит из баллера и румпеля.
Рулевые весла Одиночные или парные (в Древнем Египте их число на судне могло доходить до шести) весла особой формы, служившие для управления судном до появления руля. Как правило, устанавливались в кормовой части, в редких случаях рулевые весла предусматривались как на корме, так и на носу. В настоящее время рулевое весло используется на некоторых типах спортивных лодок и при сплаве на плотах.
Руль От гол. roer.
Устройство, служащее для удержания судна на курсе и его поворота на ходу. Обычно представляет собой пластину (перо), которая может поворачиваться вокруг вертикальной оси. При отклонении руля от прямого положения на его поверхности возникают гидродинамические силы, смещающие судно с траектории установившегося движения. Перо руля бывает плоским или обтекаемым. Судовой руль — вертикальная пластина (перо руля), поворачивающаяся на оси (баллере) в кормовой подводной части судна. Служит для поворота корабля в ту или иную сторону.
Румб Направление по компасу. В морской терминологии 1/32 полной окружности, а также одно из делений картушки компаса (расчерченной на 32 части) и соответственно одно из направлений относительно севера. Каждый румб обозначается начальной буквой соответствующей стороны света или их комбинацией. Используется для определения положения корабля по отношению к сторонам света.
Румпель От нидерл. roerpen, от roer - «весло, руль» и pen - «шпенек».
Часть рулевого устройства корабля (судна), представляющая собой одно- или двуплечий рычаг либо сектор, жестко закрепленный в головной части баллера руля перпендикулярно к его оси. Румпель передает на баллер крутящий момент от усилия, создаваемого вручную (во времена парусного флота, а в настоящее время на шлюпках, катерах и других малотоннажных судах) или рулевой машиной.
Рундук 1. Ящик, ларь, устанавливаемый во внутренних помещениях корабля, который используется для хранения личных вещей экипажа (команды), как сиденье и как место для отдыха (сна). Все старшины и матросы, живущие в каютах и кубриках, получают стационарные койки и рундуки для вещей согласно расписанию по каютам и кубрикам для жилья «Корабельный устав Военно-Морского Флота Российской Федерации».
2. Возвышение со ступеньками на корме или возле штурвала, которое служит одновременно сиденьем и местом хранения судового инвентаря (лоты, лаги и т. п.).
Руслени Особые балки по бортам парусного судна (забортные площадки), расположенные на уровне верхней палубы против мачт. Служат для разноса вант, которые прикрепляются вант-путенсами к бортам. Руслени именуются по мачтам, к которым относятся: фок-руслени, грот-руслени и т. д. Руслени обычно подкреплялись дополнительными кницами и подпорками (типлетсы, пютенги).
Рустер Специальная решетка, устанавливавшаяся вместо крышки люка. Использовался в хорошую погоду, чтобы не препятствовать поступлению свежего воздуха и света во внутренние помещения.
Рым От нидерл. ring - «кольцо».
Металлическое кольцо, служащее для закладки тросов (канатов), блоков, растяжек, цепей и других соединительных элементов, закрепления тросов, блоков, стопоров, швартовных концов и т. п. Рымы устанавливаются на палубе и на фальшборте судов, в носовой и кормовой оконечностях шлюпок, а также на причалах и набережных. Рым, имеющий «ножку» с резьбой, называется рым-болт. Основное предназначение рым-болта - создание надежного скрепления цепей, тросов, канатов. Конструкция рым-болта позволяет применять его при подъеме больших грузов. Благодаря своим универсальным свойствам рым-болт может также участвовать при монтаже самого различного такелажа (канатный, тросовый).
Рым-реельсы Карнизы, шедшие под окнами.
Рында Особый звон (в 2 удара) в судовой колокол. Рынду били в эпоху парусного флота ровно в полдень. Короткий трос с кнопом на конце, привязываемый к языку колокола, называется рында-булинь. Иногда рындой ошибочно называют сам колокол.
Рю Рей, на котором поднимался латинский парус; цельная или составная балка, которую крепят наклонно к мачте.

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


В начало страницы

Онлайн-калькулятор

для расчёта диаметров такелажа
Онлайн-калькулятор

для расчёта размеров рангоута
кораблей Российского флота

Напишите мне письмо...
Вступайте в нашу группу
Сообщество в ВК

Рекламана сайте

Макетная студия SMC Макетная студия SMC Макетная студия SMC

Новое на сайте

13.01.2023 Полностью закончен блог "О творческой реализации известной модели от "Звезды" в СУВЕНИР-НОЧНИК «Летучий Голландец»". 17.12.2020 Добавлен Обзор модели флагманского корабля адмирала Нельсона Виктори от Звезда (Россия). 14.12.2020 Добавлен обзор модели советского парусника Товарищ от ARK-Models (Россия). 23.11.2020 Добавлена Обзор модели китобойного судна Нью Бедфорд (New Bedford). 17.11.2020 Добавлена статья Рангоут и стоячий такелаж четырёхмачтового барка на примере барка Крузенштерн. 11.11.2020 Добавлен обзор модели трёхмачтового барка Gorch Fock от Моделист (Россия). 05.11.2020 Добавлен обзор модели Yacht Mary от Mamoli (Италия).. 19.10.2020 Добавлен обзор модели Славянской ладьи IX-XI в.в. от Фальконет (Россия). 12.10.2020 Опубликованы "Комментарии к строительству модели корвета Аврора (Corvette L'Aurore) 1766-1775 г.г." 14.10.2019 Добавлен обзор деревянной модели Hacchoro от Woody Joe (Япония).
Copyright © 2015,  Парусный моделизм. Все права защищены. Дизайн: Степунин Дмитрий
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика