Парусный моделизмСайт для людей, увлечённых парусным моделизмом. |
|
Партнёры сайта |
Условия размещения рекламы на сайте! |
СПРАВОЧНИК
|
«Амстердам Сэйл» | Amsterdam Sail - международный смотр больших парусников, проходит в столице Нидерландов раз в пять лет. Впервые он был организован в 1975 г., когда в рамках празднования 700-летия Амстердама в его порт пришли десятки крупнейших парусников. В России «Амстердам Сэйл» зачастую не совсем правильно называют регатой или парадом яхт. |
Аак |
От гол. aak.
Плоскодонное парусное судно типа баржи, распространено в Нидерландах. Носовая оконечность прямоугольная в горизонтальной и закругленная в вертикальной плоскости от днища к палубе. Большие Ааки имели парусное вооружение кеча, малые - шлюпа. Снабжались опускающимися по бортам шверцами. Часто Ааки использовались для перевозки вин по реке Рейну. |
Абгалдырь |
1. Металлический прут, один конец которого имеет форму крюка, а другой — в виде кольцеобразной рукоятки. Предназначен для растаскивания и правильной укладки якорной цепи в цепной ящик.
2. Гак с коротким отрезком троса (цепи) для растаскивания якорных и такелажных цепей (тросов). 3. Снасть для растягивания по рею верхней шкаторины ундер-лиселя. |
Абордаж |
От фр. abordage, bord - «борт судна».
Способ ведения морскою боя во времена гребного и парусного флотов, при котором на палубу неприятельского корабля высаживалась абордажная команда. Исход боя решала рукопашная схватка с использованием холодного и огнестрельного оружия. Также абордажем называли способ сцепления кораблей (судов) для передачи приема грузов или людей. |
Абордажные крючья | Абордажные крючья, использовавшиеся при абордаже крюки или кошки. Их главное назначение состояло в том, чтобы зацепить вражеский корабль (чаще всего - за фальшборт) и подтянуть на расстояние, достаточное для перехода абордажной команды на его борт. |
Авангард |
От фр. avant - перед, garde - охрана.
Часть флота (на суше - войск), находящаяся впереди главных сил передовой отряд; подразделение, следующее впереди с целью не допустить внезапного нападения противника. Авангард высылается также в наступлении, при преследовании в ходе рейда. |
Авианосец | Корабль, основным вооружением которого являются летательные аппараты. От других типов авианесущих кораблей отличаются наличием полетной палубы. Авианосцы располагают средствами обеспечения взлета и посадки самолетов, а также ангарами, техническими средствами обслуживания и заправки авиатехники, средствами управления и обеспечения полетов. Авианосцы появились в период Первой мировой войны, а в годы Второй мировой войны превратились в главную ударную силу ведущих флотов (США, Великобритании, Японии), особенно в боевых действиях на Тихом океане. |
Аврал | Работа на корабле, в которой принимает участие вся команда. Во время аврала командует старший офицер. |
Автономность судна | Длительность пребывания судна в море без пополнения запасов топлива, провизии и пресной воды. Определяется назначением судна и составляет 3-5 суток для небольших морских и рейдовых судов, 30 - 60 суток для крупных морских транспортных судов, 6-12 месяцев для крупных ледоколов, промысловых, гидрографических и научно-исследовательских судов. Различают автономность судна по запасам провизии, пресной воды и топлива. |
Адмирал |
От нидерл. admiraal, арабск. амир аль - повелитель, сокращение от амир аль бахр - повелитель моря.
Воинское звание высшего офицерского состава в военно-морских флотах. В Европе вошло в употребление в XII в. |
Адмиралтейские модели | Модели военных кораблей, выполнявшиеся для Британского адмиралтейства в XVII-XIX вв. (обычно в масштабе 1:32 или 1:48). Адмиралтейские модели должны были давать точное представление о конструкции и форме корпуса будущего корабля, т. к. в течении длительного времени они использовались вместо чертежей при строительстве настоящих кораблей. Это требовало от мастеров высокой точности исполнения, вплоть до мельчайших деталей, включая декор. Адмиралтейские модели иногда были полностью или частично лишены бортовой обшивки, рангоута и парусного вооружения. Они изготавливались обычно из грушевого дерева или самшита. |
Адмиралтейский якорь | Якорь с двумя неподвижными рогами, имеющими треугольные лапы, и штоком, укрепленным на верхней части веретена в плоскости перпендикулярной плоскости рогов. Название "адмиралтейский якорь" появилось в 1352 году после больших натурных испытаний якорей различных конструкций, проведенных Британским адмиралтейством. Применялся на парусном флоте но после того как корабли стали делать из металла стал не удобен и его заменили на якоря которые можно затянуть в якорный клюз (типа якоря холла). |
Адмиралтейство |
1) Центр военного кораблестроения; территория на берегу моря или реки, где расположены верфи, мастерские, склады для строительства, снаряжения и ремонта военных кораблей.
2) Французский суд, действовавший от имени адмирала. |
Адмиральский час | Выражение, получившее начало во времена Петра Великого; обозначает час, когда надо приступить к водке перед обедом. Петр Великий и его сподвижники - члены коллегий - прерывали заседания присутствий перед обедом в 11 часов и, возвращаясь домой, заходили в австерии выпить водки. |
Азимут |
От араб. ас-сумут - путь, направление.
Угол между плоскостью меридиана точки наблюдения и вертикальной плоскостью, проходящей через эту точку и наблюдаемый объект. |
Айсберг |
От нем. eisberg - «ледяная гора».
Крупный, свободно плавающий кусок льда в океане или море. Как правило, айсберги откалываются от шельфовых ледников. Поскольку плотность льда составляет 920 кг/м³, а плотность морской воды - около 1025 кг/м³, большая часть айсберга находится под водой. Айсберги представляют очень большую опасность для судоходства. Один из наиболее известных примеров столкновения айсберга с судном - гибель в 1912 г. пассажирского лайнера «Титаник». |
Акат | Парусно-гребной 2- или 3-мачтовый корабль крейсерского назначения, имевший на борту до 20 пушек. В конце XVIII века в составе русского Черноморского флота были Акаты длиной около 29 м, шириной около 8 м, осадкой около 3,3 м. |
Акатия | Византийское довольно длинное судно с одной или двумя мачтами с четырёхугольными парусами, называвшимися acato. |
Акростоль | Декоративная кормовая оконечность. |
Алидада |
От лат. alidada, от араб. аль-идада - линейка.
1) Деталь астрономических и геодезических угломерных инструментов, вращающаяся вокруг оси, проходящей через центр лимба. 2) Подвижная часть многих угломерных инструментов (секстант, теодолит), на одном из концов которой расположена зрительная труба, а на другом - указатель (верньер) для отсчета угловых делений. |
Анапуть | Несколько тросов, закреплённых в просверленном крае марсовой площадки и проходящих через деревянный брусок с отверстиями - анапуть-блок. Нужен для того, чтобы избежать зацепления марселями за марсы. Устанавливался между передней кромкой марса и штагом. |
Анкерок | От гол. anker. Деревянный бочонок. Входит в снабжение шлюпок и служит для хранения запасов пресной воды, вместимостью от 16 до 50 литров. Первоначально представлял собой сплюснутый бочонок, предназначенный для перевозки вин ёмкостью в anker вина. В настоящее время изготовляется из металла или пластика. |
Анкершток-тали | Тали на парусниках для подтягивания к борту штока якоря при его креплении по-походному. |
Антициклон | Область высокого атмосферного давления в тропосфере: с максимальным давлением в центре и уменьшением давления к периферии области. Обычно антициклоны достигают 3000 километров в поперечнике и характеризуются опусканием теплого воздуха, а также понижением относительной влажности воздуха. В летний период антициклон приносит жаркую, малооблачную погоду с редкими и непродолжительными дождями. В зимний период стабильный характер антициклонов способствует морозной погоде и возникновению туманов. Антициклон характеризуется системой ветров, дующих по часовой стрелке в Северном полушарии и против - в Южном, малооблачной и сухой погодой и слабыми ветрами. Антициклоны характерны для умеренных широт; они перемещаются с запада на восток со скоростью 30-40 км/час. |
Анфилада |
От фр. fil - волокно, нить.
Построение парусных кораблей на одной линии в направлении на избранный предмет. Анфилировать – проходить соединением кораблей последовательно один за другим мимо избранного пункта. |
Апанер | Положение каната, перпендикулярное к воде, при выхаживании якоря, когда последний еще не встал, т.е. не отделился от грунта. |
Апсель |
От гол. aap-zeil - обезьяний парус.
Косой треугольный парус, самый нижний из стакселей, ставящихся на штагах бизань-мачты на парусных судах с прямым вооружением. Апсель ставится также на спортивных двухмачтовых яхтах для увеличения площади парусности в слабый ветер, когда судно длительное время идет одним галсом. Галсовый угол апселя крепится на палубе с наветренной стороны от грота-гика, а шкот проводится на корму или нок бизань-гика. При перемене галса апсель убирается. |
Армада |
От исп. armada.
1) В дословном переводе: военно-морской флот (какой-либо страны) или крупное соединение кораблей (эскадра, флотилия). 2) Название военно-морского флота Испании, а в настоящее время и ряда других испаноязычных стран (например, Аргентины). В испанском флоте конца XVIII - начала XIX столетий звания высшего командного состава были как адмиральскими, так и генеральскими (капитан-генерал, лейтенант-генерал, бригадир и т.д.). Например, в сражении у мыса Сент-Винсент эскадрой командовал лейтенант-генерал Хосе де Кордоба (Teniente General Jose de Cordoba). |
Артемон | Небольшой прямой парус на передней наклонной мачте у кораблей античности, аналог долона. Позднее парус такого типа получил название «блинд». |
Арьергард |
От фр. arriert-garde - тыловая охрана.
В парусном флоте арьергардом называлась концевая эскадра или группа кораблей в боевых порядках (соответственно флота или эскадры), следовавшая на некотором удалении от главных сил для их охранения с тыла. В общем строю флота или эскадры арьергард составляла их смыкающая часть (примерно 1/3 глубины строя). |
Асламка | Парусное одно- или двухмачтовое транспортное и промысловое судно, имевшее распространение на Каспийском море и в низовьях Волги. Для Асламки был характерен широкий развал бортов и значительный наклон форштевня к воде. Асламка несла большой прямой парус, на бушприте - кливер. Промысловые Асламки выходили в море с 10-30 кусовыми лодками, от которых принимали улов. Длинна 12-15 м, ширинна 2,4-2,7 м, осадка 0,6-1,2 м, грузоподъемность до 30 т. |
Астролябия |
От греч. ἁστρολάβον, астролабония, «берущий звезды».
Oдин из старейших астрономических инструментов, появившийся еще в Древней Греции. Астролябия использовалась как угломерный инструмент для определения положения звезд. Астролябия использовалась до начала XVIII века, пока не была вытеснена более точным прибором - секстантом (секстаном). |
Атлас | Систематическое собрание карт, выполненных по единой программе и изданных в виде книги или набора листов. |
Аутригер |
От англ. outrigger.
Выносной элемент. В данном случае - сооружение из дерева или бамбука, как правило, в форме лодки, устанавливаемое параллельно основному корпусу для придания остойчивости. |
Ахтердек |
То же - Шканцы.
Палуба первой кормовой надстройки. Он начинается сразу за грот-мачтой и идёт к корме за бизань-мачту. Как правило, с этой палубы на опердек вёл трап (или два у больших кораблей), проходящий через большой центральный люк. На ахтердеке размещали лёгкую артиллерию и крепили снасти грот- и бизань-мачт. Под ним находились каюты офицеров и различные вспомогательные помещения. Шканцы являлись самым "почётным", торжественным участком на корабле и служили местом общего сбора экипажа. |
Ахтеркастль | Кормовая надстройка, первоначально представлявшая собой небольшую боевую башню для размещения стрелков. |
Ахтеркница | Кница, соединяющая ахтерштевень с килем. |
Ахтерлюк | Отверстие в палубе позади грот-мачты для погрузки грузов в кормовой трюм корабля. |
Ахтерпик |
От гол. achterpiek.
Крайний кормовой отсек судна, заканчивающийся ахтерштевнем и используемый обычно как балластная цистерна. |
Ахтерштаг |
От гол. achterstag.
Снасти стоячего такелажа, поддерживающие в диаметральной плоскости с кормы мачты, дымовые трубы и т.п. Употребляется при одномачтовых и полуторамачтовых типах парусного вооружения с бермудскими парусами (йол и кеч). На современных яхтах ахтерштаги обычно снабжаются устройствами для регулирования натяжения, с целью изменения изгиба мачты, что, соответственно, меняет профиль паруса. В качестве регулировочных устройств применяются тали, гидравлические талрепы и др. |
Ахтерштевень | От гол. achtersteven, achter - задний и steven - штевень, стояк; англ. stern-post. Нижняя кормовая часть судна в виде жесткой балки или рамы сложной формы, на которой замыкаются вертикально киль, борт, обшивка и набор. Является также опорой гребного вала и руля, защищает руль и гребной винт от ударов. На конструкцию ахтерштевня влияют расположение гребного вала (валов), тип руля, габарит винта, форма кормовых обводов. На 1-3-винтовых судах с обыкновенным рулем ахтерштевень (литой, сварной или клепаный) состоит из двух вертикальных ветвей: передней - старнпоста, через который проходит гребной вал, и задней - рудерпоста, на который на петлях навешивается руль. Нижняя часть ахтерштевня имеет пятку - шарнирную опору для руля и подошву, соединяемую с транцевой переборкой или флором, верхняя часть - два прилива для присоединения к килю. При двух винтах на ахтерштевне крепятся нижние лапы кронштейнов гребных валов. Балансирные рули конструируют с нижней опорой на ахтерштевне или без нее, полубалансирные - имеют промежуточные опоры на ахтерштевне в виде кронштейна. |
Ахтканты | Четырехгранная часть мачты под топом для крепления чиксов. |
|
||
Copyright © 2015, Парусный моделизм. Все права защищены. | Дизайн: Степунин Дмитрий | |