СПРАВОЧНИК морских терминов
Термин
|
Описание
|
Набор (судна, корабля)
|
Система судовых конструкций, придающих корпусу заданную форму, а также вместе с наружной обшивкой обеспечивающих корпусу жесткость и прочность. В носовой и кормовой части судна набор корпуса закрепляется на замыкающих корпус форштевне и ахтерштевне. Элементы набора подразделяются на продольные (стрингеры, карлингсы, киль), поперечные (шпангоуты, бимсы, флоры) и вертикальные (пиллерсы, переборки).
|
Наветренный борт
|
Также - наветренная сторона. Борт судна, в который дует ветер.
|
Навигационный буй
|
Плавучий знак, предназначенный для ограждения или обозначения навигационных опасностей различных водных путей и районов. Устанавливаются в открытой части моря, прибрежной зоне, закрытых заливах и бухтах, на внутренних водных путях. Могут быть большими, средними и малыми; светящими, несветящими и (в настоящее время) светоотражающими. Современные навигационные буи могут быть оборудованы радиолокационными маяками-ответчиками, пассивными радиолокационными отражателями, маркерными радиомаяками. Ранее буи, как правило, оснащались звукосигнальными средствами - колоколом или горном.
|
Навигационный знак
|
Навигационный ориентир, устанавливаемый на берегу, на островах или на мелководье. Различают светящие и несветящие навигационные знаки; одиночные и створные навигационные знаки. Основные разновидности навигационных знаков - вехи, бакены, буи.
|
Навигация
|
Теория и практика вождения судов. Морская навигация решает широкий круг вопросов в целях обеспечения точного, своевременного и безопасного плавания судна и производства необходимых расчетов.
|
Навигационные огни
|
Сигнально-отличительные огни, судовые огни, огни, которые согласно МППСС-72 должны нести в ночное время все морские суда при плавании в морях и океанах за пределами внутренних вод прибрежного государства. Позволяют другим мореплавателям судить о курсе судна и роде его деятельности (вправо, влево или на вас идет встречное судно, парусное оно или с механическим двигателем и т.п.). Особые огни указывают, что судно занято буксировкой или рыбной ловлей, является лоцманским или лишено возможности свободно управляться. Навигационные огни, которые несет судно на ходу, называют ходовыми. Ходовые огни должно нести любое судно, не стоящее на якоре (см. Якорные огни) или у причала. Судно, стоящее в порту у причала, несет стояночные огни, которые определяются администрацией порта. По назначению, цвету и месту расположения различают бортовые, буксировочные, топовые, штаговые и кормовые огни; по характеру света - проблесковые (дают проблески через регулярные интервалы с частотой 120 или более проблесков в минуту) и непрерывного света; по углу освещаемого пространства - круговые (освещают дугу горизонта в 360°) и секторные (менее 360°). Требования к навигационным огням регламентируются Правилами Регистра СССР по конвенционному оборудованию морских судов.
|
Нагель
|
Деревянный штырь цилиндрической или конической формы, служащий для соединения двух элементов деревянной конструкции.
|
Надежда
|
3-мачтовый шлюп водоизмещением 450 т, флагманский корабль 1-й русской кругосветной экспедиции 1803-1806 гг. под командованием капитан-лейтенанта. И.Ф. Крузенштерна.
|
Найтов
|
От гол. naaien - сшивать и touw - трос, веревка.
Судовая снасть, используемая для закрепления предметов оборудования и снабжения, деталей судовых устройств, а также штучных грузов в трюмах и на палубе. Найтов делают из стального троса или такелажной (без контрфорсов) цепи. Оснащают, как правило, талрепом для выбирания слабины, а при необходимости и глагольгаком или другим устройством для быстрой отдачи.
|
Нактоуз
|
От гол. nachthuis, досл. - ночной домик.
Ящик, в котором расположен судовой компас, а также некоторые другие навигационные инструменты. Обычно укрепляется на подставке или на тумбе, традиционно может содержать также масляный светильник или иной источник света, песочные часы. Нактоузом пользуется кормчий при навигации.
|
Нао
|
Большие парусные суда, в основном строившиеся на Пиренейском полуострове. Имели сложное для своего времени парусное вооружение.
|
Наружная обшивка
|
Обшивка корпуса судна, наружная оболочка, образующая совместно с подкрепляющим ее набором и верхней палубой корпус судна. Обеспечивает его водонепроницаемость, продольную и поперечную прочность.
|
Национальная принадлежность судна
|
Удостоверяемая специальным свидетельством принадлежность судна государству, под флагом которого оно плавает. Государство определяет условия предоставления своего флага судам и регистрации их на своей территории. Оно должно эффективно осуществлять юрисдикцию и контроль над своими судами в технической, административной и социальной областях. Суда должны плавать под флагом только одного государства и в открытом море подчиняться исключительно его юрисдикции. Судно не может переменить флаг во время плавания или стоянки в порту, кроме случаев действительного перехода права собственности. Судно, пользующееся флагами 2 государств или более, смотря по удобству, приравнивается к судам, не имеющим национальности, и не может требовать признания какой-либо национальности другими государствами. Судно может сохранить свою национальность, даже став пиратским, ибо сохранение или утрата национальности определяется законом того государства, которым она была первоначально предоставлена. Положения о национальной принадлежности судна, его регистрации и праве на флаг не касаются судов, состоящих на официальной службе какой-либо межправительственной организации и плавающих под флагом этой организации.
|
Недгедсы
|
Также - Нядгядсы. От англ. knight heads.
Два специальных бруса, установленные по бокам форштевня для того, чтобы улучшить крепление обшивки. Нетгедцы поддерживают бушприт и обеспечивают опору передним концам наружной обшивки. Если диаметр бушприта намного превосходит ширину стема, так что для прохода бушприта в нетгедцах требуется выполнить слишком глубокие выемки (такое может быть на фрегатах и др. больших судах), то между нетгедцами, стемом и фальстемом устанавливаются дополнительные штуки дерева, называемые стем-писами.
|
Неф
|
От франц. nef, от лат. navis - «корабль». Парусное торговое и военно-транспортное судно грузоподъемностью до 1000 т, распространенное в Средиземноморье. Отличался высокобортностью и наличием развитых надстроек, особенно кормовой. Первоначально имел латинские паруса, затем получил смешанное парусное вооружение, позволявшее ходить круто к ветру. Нефы, строившиеся в Новое время, несли довольно сильное артиллерийское вооружение.
|
Нижняя шкаторина
|
Нижняя кромка паруса, обшитая ликтросом.
|
Нирал
|
От ниргардер.
Снасть, с помощью которой убираются косые паруса. В зависимости от того, какому парусу принадлежит нирал, он получает дополнительное наименование: кливер-нирал, фокастаксель-нирал и другие.
|
Новик
|
1. Русский корвет водоизмещением 903 т с паровой машиной и парусной оснасткой. В составе эскадры 2 винтовых кораблей и 2 клиперов в сентябре 1861 г., при-нял участие в кругосветном плавании. В сентябре 1863 г., попав в туман у берегов Северной Америки в районе Сан-Франциско, корвет сел на камни и затонул.
2. Бронепалубный крейсер Тихоокеанского флота, отличившийся при обороне Порт-Артура в русско-японской войне 1904-1905 гг. Вступил в строй в 1901 г. „Новик" участвовал в бою с японской эскадрой в Желтом море 28 июля 1904 г. Затем он прорвался в Тихий океан обошел с Востока Японские острова и незамеченным вышел к острову Сахалин. В районе поста Корсаков (залив Анива) 7 августа он вступил в бой с японским крейсером „Цусима". Оба корабля получили серьезные повреждения, „Цусима" вышел из боя. При появлении нового японского крейсера „Титосэ" „Новик", не имея возможности продолжать бой и не желая сдаваться врагу, был затоплен своим экипажем. Водоизмещение 3080 т, длина около 110 м, осадка 5 м, мощность двигателей 12512 кВт, скорость до 25 уз, экипаж 328 человек. Вооружение: 6 120-мм, 6 47-мм, 2 37-мм орудия, 5 торпедных аппаратов.
3. Паротурбинный эскадренный миноносец Балтийского флота, головной корабль серии из 53 единиц, один из лучших кораблей этого класса периода 1-й мировой войны, явившийся образцом для строительства современных эскадренных миноносцев. Это был первый эсминец, котлы которого работали на жидком топливе. Построен в августе 1910 г. на Путиловском заводе в Петербурге (ныне объединение „Кировский завод") на средства от добровольных пожертвований. Назван в честь крейсера Тихоокеанской эскадры. При проектировании корпуса корабля впервые была применена продольная система набора, предложенная профессором И.Г. Бубновым, основу которой составляли внутренний вертикальный киль высотой более 1 м, бортовые, днищевые и палубные стрингеры, идущие непрерывно на протяжении всего корпуса. Такая система набора и применение при постройке судостроительной стали повышенного со-противления позволили надежно обеспечить прочность корпуса при волнении. В 1-ю мировую войну „Новик" действовал на Балтийском море (командир корабля капитан 2 ранга М.А. Беренс). В 1914 г. он участвовал в постановке минных заграждений в Рижском заливе, на которых впоследствии подорвалось несколько немецких боевых кораблей и транспортов. В августе 1915 г. вступил в бой с 2 новейшими германскими эсминцами, артиллерийским огнем нанес им серьезные повреждения. В конце мая 1916 г. принял участие в нападении русских кораблей на германские транспорты с железной рудой. В 1917 г. под руководством комитета, созданного на корабле большевиками Балтийского флота, „Новик" участвовал в обороне островов Моонзундского архипелага, а зимой 1918 г. - в Ледовом походе кораблей Балтийского флота из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт. В январе 1923 г. эсминец получил новое название - „Яков Свердлов" в честь советского государственного и партийного деятеля. После модернизации в 1928 г. он в составе дивизиона эсминцев Краснознаменного Балтийского флота посетил с визитом вежливости порты Данциг (Гданьск) и Пиллау (Балтийск). В 1940 г. корабль прошел вторую модернизацию, в результате которой было увеличено его водоизмещение и усилена огневая мощь. Перед Великой Отечественной войной эсминец входил в состав отряда учебных кораблей Высшего военно-морского училища имени М.В. Фрунзе, а с началом войны включен в 3-й дивизион эсминцев эскадры Балтийского флота. Участвовал в прорыве советских кораблей из Таллинна в Кронштадт 28 августа 1941 г., охраняя флагманский корабль крейсер „Киров". „Яков Свердлов" погиб, подорвавшись на мине у мыса Юминданина. Водоизмещение 1260 т (после модернизации 1620 т), длина 102,5 м, осадка 3 м, мощность ПТУ 29440 кВт, скорость до 37,3 уз, экипаж 130 человек. Вооружение: 4 102-мм орудия, 2 пулемета системы „Максим", 4 двухтрубных торпедных аппарата, 50 морских якорных мин.
|
Новодел
|
Современные копии старинных зданий, вещей, предметов коллекционирования. В данном выпуске - подделка под старинное судно, построенная в недавнем времени с рекламными целями.
|
Нок
|
Внешний конец любого горизонтального или наклонного рангоутного дерева, например нок рея, бушприта, гика, гафеля, выстрела, стрелы. Если другой конец дерева упирается в мачту, то он называется пяткой (пятка гика, гафеля и т.п.).
|
Нок-бензельный
|
Конец рангоутного дерева, расположенного горизонтально или под некоторым углом к плоскости горизонта (гика, гафеля, рея и т.д.). Кроме того, ноком называется внешний конец бушприта, утлегаря и бом-утлегаря.
|
Нок-гордени
|
Простые тросы, которые по одному крепят к боковым шкаторинам паруса.
|
Нониус (верньер)
|
Приспособление для точного отсчета длин или углов по делениям подвижной шкалы, которая может скользить вдоль основной шкалы на различных измерительных приборах и инструментах.
|
Нос судна
|
Передняя оконечность судна, завершающаяся форштевнем; простирается до начала цилиндрической вставки или до 4-5 теоретического шпангоута, если ее нет. Обводы носа выбирают из условия уменьшения сопротивления воды движению судна, обеспечения мореходных и маневренных качеств, в частности, всхожести на волну. Для ослабления ударов носом о воду при слеминге и уменьшения сопротивления воды (сопротивления формы) движению судна подводной части носа придают форму бульба. Нос ледокола имеет сильно наклоненный вперед форштевень для „вползания" на ледовый нос буксира-толкача приспосабливается для неподвижного упора в толкаемое судно. У авианосцев шпангоуты в носу имеют большой развал - значительное отклонение от ДП на уровне верхней палубы, обеспечивающее необходимую ширину взлетной полосы. На многих судах в носу размещается носовая надстройка - бак или полубак, увеличивающий плавучесть носовой оконечности и уменьшающий заливаемость верхней палубы. Под носовой надстройкой располагается водонепроницаемый балластный отсек - форпик длиной около 0,05 длины судна, ограничиваемый со стороны кормы форпиковой (таранной) переборкой. По длине форпика в плоскости бортовых стрингеров обычно устанавливаются проницаемые платформы, подкрепляемые через 2 шпации холостыми бимсами. В форпике второе дно не предусматривается. На сухогрузных судах за форпиком в корму располагается носовой грузовой трюм, который разделен по высоте палубами, образующими межпалубные помещения - твиндеки.
|
Носовое украшение
|
Гальюнная фигура, украшение в виде символических фигур, помещавшееся у форштевня гребных и парусных кораблей. На древних судах сюжеты носовых украшений были различны: у египтян - птица, у финикийцев - лошадь, у греков - голова вепря, у викингов - голова змея. К XVI в. с изменением конструкции корпуса носовые украшения приняли вид носовых фигур. Это были деревянные скульптуры геральдических животных, портреты фольклорных и литературных персонажей или реальных людей. Авторами носовых украшений были известные художники. Так, поясной портрет Петра I для корабля „Не тронь меня" выполнил в 1724 г. К.-Б. Растрелли. С переходом к постройке корпусов из железа носовые урашения на судах исчезли.
|
|
Онлайн-калькулятор
для расчёта диаметров такелажа
Онлайн-калькулятор
для расчёта размеров рангоута
кораблей Российского флота
Напишите мне письмо...
Вступайте в нашу группу
|