Парусный моделизм

Сайт для людей, увлечённых парусным моделизмом.

Партнёры
сайта
Группа компаний налогового и бухгалтерского консультирования Финансист «Самоцветы.» Салон Натальи Степуниной.
Условия размещения рекламы на сайте!

Рангоут и стоячий такелаж четырёхмачтового барка
на примере барка Крузенштерн


Источник: сайт Ocean Media

Рангоут (от нидерландского rondhout - круглое дерево) - общее название устройств для постановки парусов (их подъёма, растягивания и удержания в штатном (рабочем) положении), выполнения грузовых работ, подъёма сигналов и т. д. Ранее на судах парусного флота рангоут изготавливался из дерева (в связи с чем и назывался рангоутным деревом), впоследствии все главные части рангоута (мачты, бушприт, реи) стали изготавливать из стали или других материалов нерастительного происхождения (например, композитных материалов).


Рис. 1. Схема мачты и проводки бегучего такелажа.
1 - брам-рей; 2 - флагшток; 3 - бык-гордени; 4 - перты; 5 - топенаты; 6 - гитовы; 7 - верхний брам-рей; 8 - шкот верхнего брамселя; 9 - нижний брам-рей; 10 - верхний марса-рей; 11 - шкот верхнего марселя; 12 - нижний марса-рей; 13 - нижний рей; 14 - риф-тали; 15 - галс нижнего паруса; 16 - шкот нижнего паруса; 17 - топенант-тали; 18 - бугель бейфута; 19 - марсовая площадка; 20 - марса-драйреп; 21 - салинг; 22 - брам-драйреп; 23 - бом-брам-драйреп.
А - бом-брамсель; Б - верхний брамсель; В - нижний брамсель; Г - верхний марсель; Д - нижний марсель; Е - нижний парус (фок или грот).

К рангоуту относятся:

  • Мачты - вертикально стоящие рангоутные деревья, являющиеся основой для крепления реев и такелажа.
  • Стеньги - вертикально стоящие рангоутные деревья, являющиеся продолжением мачт.
  • В местах соединения мачты и стеньги устанавливались марсы и салинги.
  • Реи - горизонтальные рангоутные деревья, служащие для несения прямых парусов, которые крепятся к реям своей верхней кромкой (шкаториной).
  • Рю (латинские реи) - служат для несения латинского паруса.
  • Гафели - наклонные рангоутные деревья, поднимаемые по мачте и упирающиеся в неё пяткой, обладающие при этом возможностью свободно перемещаться от траверза одного борта до траверза противоположного. Гафели служат для растягивания по ним верхних шкаторин косых четырёхугольных парусов - триселей, а также крепления шкотовых углов дополнительных косых парусов топселей, поднимаемых над триселями. На малых судах и шлюпках с косыми парусами гафели служат для крепления фока и грота. На гафели также поднимают сигналы и иногда флаг.
  • Гики - рангоутные деревья, служащие для растягивания нижней шкаторины косых парусов, могут быть глухо закреплены или быть подвижными.
  • Бушприт - наклонная мачта, устанавливаемая на носу судна, служит для подъёма и крепления кливеров, а также разноса стоячего такелажа, продолжением бушприта может быть утлегарь и бом-утлегарь.

Рис. 2 Схема крепления фалов кливеров и стакселей.

Названия рангоута и парусов


Рис. 3 Названия рангоута и парусов барка Крузенштерн.
Рангоут:
1 - бушприт (однодеревый); 2 - утлегарь; 3 - мартин-гик; 4 - колонна (нижняя мачта) фок-мачты; 5 - фор-стеньга (продолжение колонны); 6 - фор-брам-стеньга; 7-фор-бом-брам-стеньга (продолжение брам-стеньги); 8 - вымпелшток (флагшток) фок-мачты; 9 - фор-марс (марсовая площадка) фок-мачты; 10 - фор-салинг; 11 - колонна 1-й грот-мачты; 12 - грот-стеньга; 13 - грот-брам-стеньга; 14 - грот-бом-брам-стеньга; 15 - флагшток 1-й грот-мачты; 16 - грот-марс; 17 - грот- салинг; 18 - колонна 2-й грот-мачты; 19 - грот-стеньга; 20 - грот-брам-стеньга; 21 - грот-бом-брам-стеньга; 22 - флагшток 2-й грот-мачты; 23 - грот-марс; 24 - грот-салинг; 25 - колонна бизань мачты; 26 - крюйс-стеньга; 27 - крюйс-брам-стеньга; 28 - флагшток бизань-мачты; 29 - марс бизань-мачты; 30 - эзельгофты; 31 - фока-рей; 32 - фор-марса-рей нижний; 33 - фор-марса-рей верхний; 34 - фор- брам-рей нижний; 35 - фор-брам-рей верхний; 36 - фор-бом-брам-рей; 37 - грота-рей 1й грот-мачты; 38 - грот-марса-рей нижний; 39 - грот-марса-рей верхний; 40 - грот-брам-рей нижний; 41 - грот-брам-рей верхний; 42 - грот-бом-брам-рей; 43 - грота-рей 2-й грот-мачты; 44 - грот-марса-рей нижний; 45 - грот-марса-рей верхний; 46 - грот-брам-рей нижний; 47 - грот-брам-рей верхний; 48 - грот-бом-брам- рей; 49 - гик; 50 - нижний гафель; 51 - верхний гафель; 86 - антенн-реи, 87 - клотики.
Паруса
52 - фор-стень-стаксель; 53 - кливер; 54 - мидель-кливер (средний кливер); 55 - бом-кливер; 56 - кливер- топсель; 57 - грот-стень-стаксель I (1-й грот-мачты); 58 - грот-брам-стень- стаксель I; 59 - грот-бом-брам-стень-стаксель I; 60 - грот-стень-стаксель II (2-й грот-мачты); 61 - грот-брам-стень-стаксель II; 62 - грот-бом-брам-стень-стаксель II; 63 - апсель; 64 - крюйс-стень-стаксель; 65 - нижний бизань-трисель;55 -верхний бизань-трисель; 67 - гаф-топсель; 68 - фок (парус); 69 - фор-марсель нижний; 70 - фор-марсель верхний; 71 - фор-брамсель нижний; 72 - фор-брамсель верхний; 73 - фор-бом-брамсель; 74 - грот (парус) I (1-й грот-мачты); 75 - нижний грот-марсель I; 76 - верхний грот-марсель I; 77 - нижний грот-брамсель I; 78 - верхний грот-брамсель I; 79 - грот-бом-брамсель I; 80 - грот (парус) II (2-й грот-мачты); 41 - нижний грот-марсель II; 82 - верхний грот-марсель II; 83 - нижний грот-брамсепь II; 84 - верхний грот-брамсель II; 85 - грот-бом-брамсель II.

Стоячий такелаж

Стоячий такелаж (от нидерландского takelage (от takel - оснастка)) - совокупность судовых снастей, служащая для раскрепления неподвижных элементов рангоута и передачи тяги парусов корпусу судна. Будучи раз заведённым, стоячий такелаж всегда остаётся неподвижным. К стоячему такелажу относятся: ванты, фордуны, штаги, бакштаги, перты, а также кливер и бом-кливер леера.

Ванты удерживают мачты и стеньги в поперечных направлениях и отчасти сзади, фордуны - сзади и отчасти с боков, штаги - спереди. К прочностной надёжности и долговечности стоячего такелажа предъявляются высокие требования. Наиболее массивные снасти стоячего такелажа (ванты нижней мачты) изготовляют из стальных тросов диаметром до 50 миллиметров, накладывают попарно на оба борта в обхват топа мачты, проводят вниз к вант-путенсам, где обтягивают талрепами. Кроме того, одинарные ванты (топ-ванты) на каждый борт заводят в специальные обухи на топе мачты. На четырёхмачтовом барке нижняя мачта удерживается шестью парами вант и четырьмя одинарными топ-вантами. Комли вант заводят в вилки талрепов, заламывают в сторону кормы и крепят бензелями из мягкой проволоки. Для предохранения вант от раскручивания у талрепов закладывают ворст - специальный стопор из прутковой или полосовой стали, который крепится у комлей вант. Талрепы также фиксируют стальными стержнями.

Фордуны и штаги (как парные, так и одиночные) изготовляют также из толстых тросов и крепят аналогично вантам.

Все ванты и топ-ванты полностью, а фордуны и штаги в местах касания к парусам клетнюют и тируют такелажным тиром для защиты от сырости. Остальные тросы стоячего такелажа иногда покрывают в декоративных целях водостойкими белилами.

К стоячему такелажу относятся также и перты - растительные или стальные тросы на реях, на которые становятся матросы во время работы с парусами на реях. Обычно один конец перта крепится к ноку рея, другой - к середине рея за мачтой. Перты поддерживаются подпёртками - обнесёнными вокруг рея короткими стропами.


Рис. 4 Расположение снастей стоячего такелажа.
1 - ватер-штаги; 2 - мартин-штаг; 3 - мартин-штаг от бом-утлегаря; 4 - фока-штаг; 5 - фок-лось-штаг; 6 - фор-лось-стень-штаг; 7 - фор-стень-штаг; 8 - кливер-леер; 9 - фор-брам-стень-штаг; 10 - бом-кливер-леер; 11 - фор-бом-брам-стень-штаг; 12 - грота-штаг; 13 - грот-лось-штаг; 14 - грот-лось-стень-штаг; 15 - грот-стень-штаг; 16 - грот-брам-стень-штаг; 17 - грот-бом-брам-стень-штаг; 18 - бизань-штаг; 19 - крюйс-стень-штаг; 20 - крюйс-брам-стень-штаг; 21 - крюйс-бом-брам-стень-штаг; 22 - ватер-бакштаги; 23 - утлегарь-бакштаги; 24 - бом-утлегарь-бакштаги; 25 - фок-ванты; 26 - фор-стень-ванты; 27 - фор-брам-стень-ванты; 28 - фор-стень-фордуны; 29 - фор-брам-стень-фордуны; 30 - фор-бом-брам-стень-фордуны; 31 - грот-ванты; 32 - грот-стень-ванты; 33 - грот-брам-стень-ванты; 34 - грот-стень-фордуны; 35 - грот-брам-стень-фордуны; 36 - грот-бом-брам-стень-фордуны; 37 - бизань-ванты; 38 - крюйс-стень-ванты; 39 - крюйс-брам-стень-ванты; 40 - крюйс-стень-фордуны; 41 - крюйс-брам-стень-фордуны; 42 - крюйс-бом-брам-стень-фордуны.

Бегучий такелаж косых парусов

Бегучий такелаж (от нидерландского takelage (от takel - оснастка)) - тросовая оснастка судна (тросы и цепи, служащие для подъёма тяжестей и различных сигналов, подъёма, опускания и изменения направления отдельных частей рангоута относительно диаметральной плоскости судна, уборки и постановки парусов) закреплённая только одним концом. Второй свободный конец - ходовой, или лопарь, обычно проводят через один или несколько блоков, клотов, коушей или юферсов, образуя тали, а затем крепят в соответствующем месте. Бегучим такелажем производятся работы, связанные с тягой, выбиранием и травлением. В свою очередь, бегучий такелаж разделяется на бегучий такелаж рангоута и бегучий такелаж парусов.

К бегучему такелажу парусов относятся фалы, ниралы, шкоты, галсы, гордени, гитовы.

Шкот (от нидерландского schoot) - снасть бегучего такелажа, предназначенная для растягивания нижних (шкотовых) углов парусов по рею или гику. Также с помощью шкотов оттягивают назад углы парусов, не имеющих рангоута.

Гордень (от нидерландского gording) - снасть бегучего такелажа парусного судна, с помощью которой прямые паруса подтягивают к реям при их уборке. В зависимости от своего местонахождения гордени получают дополнительные наименования (бык-гордень для нижней шкаторины паруса, нок-гордень - для боковой. Гордень подъёмный - простейшее подъёмное приспособление, состоящее из неподвижного одношкивного блока, привязанного к какому-нибудь предмету, например, марсу или рею и пропущенного через него троса, шкентеля. Даёт удобное направление тяги без выигрыша в силе. Тонкий гордень называют гордешок.


Рис. 5 Бегучий такелаж косых парусов барка Крузенштерн.
Фок-мачта:1 - фор-стень-стаксель; 2 - кливер; 3 - мидель-кливер (средний кливер); 4 - бом-кливер; 5 - кливер-топсель; 17 - шкоты фор-стень-стакселя; 18 - шкоты кливера; 19 - шкоты мидель-кливера; 20 - шкоты бом-кливера; 21 - шкоты кливер-топселя; 22 - нирал фор-стень-стакселя; 23 - нирал кливера; 24 - нирал мидель-кливера; 25 - нирал бом-кливера; 26 - галс бом-кливера; 35 - фал бом-кливера; 36 - фал кливер-топселя.
1-я грот-мачта: 6 - грот-стень-стаксель I; 7 - грот-брам-стень-стаксель I; 8 - грот-бом-брам-стень-стаксель I; 37 - шкоты стень-стакселя; 38 - шкоты брам-стень-стакселя; 39 - шкоты бом-брам-стень-стакселя; 40 - нирал стень-стакселя; 44 - галс брам-стень-стакселя; 45 - галс бом-брам-стень-стакселя; 46 - фал стень-стакселя; 47 - фал брам-стень-стакселя; 48 - фал бом-брам-стень-стакселя.
2-я грот-мачта: 9 - грот-стень-стаксель II; 10 - грот-брам-стень-стаксель II; 11 - грот-бом-брам-стень-стаксель II; 49 - шкоты стень-стакселя; 50 - шкоты брам-стень-стакселя; 51 - шкоты бом-брам-стень-стакселя; 52 - нирал стень-стакселя; 53 - нирал брам-стень-стакселя; 54 - нирал бом-брам-стень-стакселя; 55 - галс стень-стакселя; 56 - галс брам-стень-стакселя; 57 - галс бом-брам-стень-стакселя; 58 - фал стень-стакселя; 59 - фал брам-стень-стакселя; 60 - фал бом-брам-стень-стакселя.
Бизань-мачта: 12 - апсель; 13 - крюйс-стень-стаксель; 14 - нижний бизань-трисель; 15 - верхний бизань-трисель; 16 - гаф-топсель; 61 - шкоты апселя; 62 - шкоты крюйс-стень-стакселя; 63 - нирал апселя; 64 - нирал крюйс-стень-стакселя; 65 - галс апселя; 66 - галс крюйс-стень-стакселя; 63 - нирал апселя, 64 - нирал крюйс-стень-стакселя; 65 - галс апселя; 66 - галс крюйс-стень-стакселя; 67 - фал апселя; 65 - шкот нижнего бизань-триселя; 69 - контр-шкот нижнего бизань- триселя; 70, 71 - гитовы нижнего бизань-триселя; 72 - фал нижнего бизань-триселя; 73 - нирал нижнего бизань-триселя; 74 - шкот верхнего бизань-триселя; 75 - контр-шкот верхнего бизань-триселя; 76 - гитовы верхнего бизань-триселя; 77 - фал верхнего бизань-триселя; 78 - нирал верхнего бизань-триселя; 79 - галс гаф-топселя, 80 - шкот гаф-топселя; 81 - контр-шкот гаф-топселя; 82 - фал крюйс-стень-стакселя; 83 - нирал гаф-топселя; 84 - фал гаф-топселя.


В начало страницы

Обратно в раздел "Общие хитрости"

Онлайн-калькулятор

для расчёта диаметров такелажа
Онлайн-калькулятор

для расчёта размеров рангоута
кораблей Российского флота

Напишите мне письмо...
Вступайте в нашу группу
Сообщество в ВК

Рекламана сайте

Макетная студия SMC Макетная студия SMC Макетная студия SMC

Новое на сайте

13.01.2023 Полностью закончен блог "О творческой реализации известной модели от "Звезды" в СУВЕНИР-НОЧНИК «Летучий Голландец»". 17.12.2020 Добавлен Обзор модели флагманского корабля адмирала Нельсона Виктори от Звезда (Россия). 14.12.2020 Добавлен обзор модели советского парусника Товарищ от ARK-Models (Россия). 23.11.2020 Добавлена Обзор модели китобойного судна Нью Бедфорд (New Bedford). 17.11.2020 Добавлена статья Рангоут и стоячий такелаж четырёхмачтового барка на примере барка Крузенштерн. 11.11.2020 Добавлен обзор модели трёхмачтового барка Gorch Fock от Моделист (Россия). 05.11.2020 Добавлен обзор модели Yacht Mary от Mamoli (Италия).. 19.10.2020 Добавлен обзор модели Славянской ладьи IX-XI в.в. от Фальконет (Россия). 12.10.2020 Опубликованы "Комментарии к строительству модели корвета Аврора (Corvette L'Aurore) 1766-1775 г.г." 14.10.2019 Добавлен обзор деревянной модели Hacchoro от Woody Joe (Япония).
Copyright © 2015,  Парусный моделизм. Все права защищены. Дизайн: Степунин Дмитрий
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика