Источник: сайт Ocean Media
Рангоут (от нидерландского rondhout - круглое дерево) - общее название устройств для постановки парусов (их подъёма, растягивания и удержания в штатном (рабочем) положении), выполнения грузовых работ, подъёма сигналов и т. д. Ранее на судах парусного флота рангоут изготавливался из дерева (в связи с чем и назывался рангоутным деревом), впоследствии все главные части рангоута (мачты, бушприт, реи) стали изготавливать из стали или других материалов нерастительного происхождения (например, композитных материалов).
Рис. 1. Схема мачты и проводки бегучего такелажа.
1 - брам-рей; 2 - флагшток; 3 - бык-гордени; 4 - перты; 5 - топенаты; 6 - гитовы; 7 - верхний брам-рей; 8 - шкот верхнего брамселя; 9 - нижний брам-рей; 10 - верхний марса-рей; 11 - шкот верхнего марселя; 12 - нижний марса-рей; 13 - нижний рей; 14 - риф-тали; 15 - галс нижнего паруса; 16 - шкот нижнего паруса; 17 - топенант-тали; 18 - бугель бейфута; 19 - марсовая площадка; 20 - марса-драйреп; 21 - салинг; 22 - брам-драйреп; 23 - бом-брам-драйреп.
А - бом-брамсель; Б - верхний брамсель; В - нижний брамсель; Г - верхний марсель; Д - нижний марсель; Е - нижний парус (фок или грот).
К рангоуту относятся:
- Мачты - вертикально стоящие рангоутные деревья, являющиеся основой для крепления реев и такелажа.
- Стеньги - вертикально стоящие рангоутные деревья, являющиеся продолжением мачт.
- В местах соединения мачты и стеньги устанавливались марсы и салинги.
- Реи - горизонтальные рангоутные деревья, служащие для несения прямых парусов, которые крепятся к реям своей верхней кромкой (шкаториной).
- Рю (латинские реи) - служат для несения латинского паруса.
- Гафели - наклонные рангоутные деревья, поднимаемые по мачте и упирающиеся в неё пяткой, обладающие при этом возможностью свободно перемещаться от траверза одного борта до траверза противоположного. Гафели служат для растягивания по ним верхних шкаторин косых четырёхугольных парусов - триселей, а также крепления шкотовых углов дополнительных косых парусов топселей, поднимаемых над триселями. На малых судах и шлюпках с косыми парусами гафели служат для крепления фока и грота. На гафели также поднимают сигналы и иногда флаг.
- Гики - рангоутные деревья, служащие для растягивания нижней шкаторины косых парусов, могут быть глухо закреплены или быть подвижными.
- Бушприт - наклонная мачта, устанавливаемая на носу судна, служит для подъёма и крепления кливеров, а также разноса стоячего такелажа, продолжением бушприта может быть утлегарь и бом-утлегарь.
Рис. 2 Схема крепления фалов кливеров и стакселей.
Названия рангоута и парусов
Рис. 3 Названия рангоута и парусов барка Крузенштерн.
Рангоут:
1 - бушприт (однодеревый); 2 - утлегарь; 3 - мартин-гик; 4 - колонна (нижняя мачта) фок-мачты; 5 - фор-стеньга (продолжение колонны); 6 - фор-брам-стеньга; 7-фор-бом-брам-стеньга (продолжение брам-стеньги); 8 - вымпелшток (флагшток) фок-мачты; 9 - фор-марс (марсовая площадка) фок-мачты; 10 - фор-салинг; 11 - колонна 1-й грот-мачты; 12 - грот-стеньга; 13 - грот-брам-стеньга; 14 - грот-бом-брам-стеньга; 15 - флагшток 1-й грот-мачты; 16 - грот-марс; 17 - грот- салинг; 18 - колонна 2-й грот-мачты; 19 - грот-стеньга; 20 - грот-брам-стеньга; 21 - грот-бом-брам-стеньга; 22 - флагшток 2-й грот-мачты; 23 - грот-марс; 24 - грот-салинг; 25 - колонна бизань мачты; 26 - крюйс-стеньга; 27 - крюйс-брам-стеньга; 28 - флагшток бизань-мачты; 29 - марс бизань-мачты; 30 - эзельгофты; 31 - фока-рей; 32 - фор-марса-рей нижний; 33 - фор-марса-рей верхний; 34 - фор- брам-рей нижний; 35 - фор-брам-рей верхний; 36 - фор-бом-брам-рей; 37 - грота-рей 1й грот-мачты; 38 - грот-марса-рей нижний; 39 - грот-марса-рей верхний; 40 - грот-брам-рей нижний; 41 - грот-брам-рей верхний; 42 - грот-бом-брам-рей; 43 - грота-рей 2-й грот-мачты; 44 - грот-марса-рей нижний; 45 - грот-марса-рей верхний; 46 - грот-брам-рей нижний; 47 - грот-брам-рей верхний; 48 - грот-бом-брам- рей; 49 - гик; 50 - нижний гафель; 51 - верхний гафель; 86 - антенн-реи, 87 - клотики.
Паруса
52 - фор-стень-стаксель; 53 - кливер; 54 - мидель-кливер (средний кливер); 55 - бом-кливер; 56 - кливер- топсель; 57 - грот-стень-стаксель I (1-й грот-мачты); 58 - грот-брам-стень- стаксель I; 59 - грот-бом-брам-стень-стаксель I; 60 - грот-стень-стаксель II (2-й грот-мачты); 61 - грот-брам-стень-стаксель II; 62 - грот-бом-брам-стень-стаксель II; 63 - апсель; 64 - крюйс-стень-стаксель; 65 - нижний бизань-трисель;55 -верхний бизань-трисель; 67 - гаф-топсель; 68 - фок (парус); 69 - фор-марсель нижний; 70 - фор-марсель верхний; 71 - фор-брамсель нижний; 72 - фор-брамсель верхний; 73 - фор-бом-брамсель; 74 - грот (парус) I (1-й грот-мачты); 75 - нижний грот-марсель I; 76 - верхний грот-марсель I; 77 - нижний грот-брамсель I; 78 - верхний грот-брамсель I; 79 - грот-бом-брамсель I; 80 - грот (парус) II (2-й грот-мачты); 41 - нижний грот-марсель II; 82 - верхний грот-марсель II; 83 - нижний грот-брамсепь II; 84 - верхний грот-брамсель II; 85 - грот-бом-брамсель II.
Стоячий такелаж
Стоячий такелаж (от нидерландского takelage (от takel - оснастка)) - совокупность судовых снастей, служащая для раскрепления неподвижных элементов рангоута и передачи тяги парусов корпусу судна. Будучи раз заведённым, стоячий такелаж всегда остаётся неподвижным. К стоячему такелажу относятся: ванты, фордуны, штаги, бакштаги, перты, а также кливер и бом-кливер леера.
Ванты удерживают мачты и стеньги в поперечных направлениях и отчасти сзади, фордуны - сзади и отчасти с боков, штаги - спереди. К прочностной надёжности и долговечности стоячего такелажа предъявляются высокие требования. Наиболее массивные снасти стоячего такелажа (ванты нижней мачты) изготовляют из стальных тросов диаметром до 50 миллиметров, накладывают попарно на оба борта в обхват топа мачты, проводят вниз к вант-путенсам, где обтягивают талрепами. Кроме того, одинарные ванты (топ-ванты) на каждый борт заводят в специальные обухи на топе мачты. На четырёхмачтовом барке нижняя мачта удерживается шестью парами вант и четырьмя одинарными топ-вантами. Комли вант заводят в вилки талрепов, заламывают в сторону кормы и крепят бензелями из мягкой проволоки. Для предохранения вант от раскручивания у талрепов закладывают ворст - специальный стопор из прутковой или полосовой стали, который крепится у комлей вант. Талрепы также фиксируют стальными стержнями.
Фордуны и штаги (как парные, так и одиночные) изготовляют также из толстых тросов и крепят аналогично вантам.
Все ванты и топ-ванты полностью, а фордуны и штаги в местах касания к парусам клетнюют и тируют такелажным тиром для защиты от сырости. Остальные тросы стоячего такелажа иногда покрывают в декоративных целях водостойкими белилами.
К стоячему такелажу относятся также и перты - растительные или стальные тросы на реях, на которые становятся матросы во время работы с парусами на реях. Обычно один конец перта крепится к ноку рея, другой - к середине рея за мачтой. Перты поддерживаются подпёртками - обнесёнными вокруг рея короткими стропами.
Рис. 4 Расположение снастей стоячего такелажа.
1 - ватер-штаги; 2 - мартин-штаг; 3 - мартин-штаг от бом-утлегаря; 4 - фока-штаг; 5 - фок-лось-штаг; 6 - фор-лось-стень-штаг; 7 - фор-стень-штаг; 8 - кливер-леер; 9 - фор-брам-стень-штаг; 10 - бом-кливер-леер; 11 - фор-бом-брам-стень-штаг; 12 - грота-штаг; 13 - грот-лось-штаг; 14 - грот-лось-стень-штаг; 15 - грот-стень-штаг; 16 - грот-брам-стень-штаг; 17 - грот-бом-брам-стень-штаг; 18 - бизань-штаг; 19 - крюйс-стень-штаг; 20 - крюйс-брам-стень-штаг; 21 - крюйс-бом-брам-стень-штаг; 22 - ватер-бакштаги; 23 - утлегарь-бакштаги; 24 - бом-утлегарь-бакштаги; 25 - фок-ванты; 26 - фор-стень-ванты; 27 - фор-брам-стень-ванты; 28 - фор-стень-фордуны; 29 - фор-брам-стень-фордуны; 30 - фор-бом-брам-стень-фордуны; 31 - грот-ванты; 32 - грот-стень-ванты; 33 - грот-брам-стень-ванты; 34 - грот-стень-фордуны; 35 - грот-брам-стень-фордуны; 36 - грот-бом-брам-стень-фордуны; 37 - бизань-ванты; 38 - крюйс-стень-ванты; 39 - крюйс-брам-стень-ванты; 40 - крюйс-стень-фордуны; 41 - крюйс-брам-стень-фордуны; 42 - крюйс-бом-брам-стень-фордуны.
Бегучий такелаж косых парусов
Бегучий такелаж (от нидерландского takelage (от takel - оснастка)) - тросовая оснастка судна (тросы и цепи, служащие для подъёма тяжестей и различных сигналов, подъёма, опускания и изменения направления отдельных частей рангоута относительно диаметральной плоскости судна, уборки и постановки парусов) закреплённая только одним концом. Второй свободный конец - ходовой, или лопарь, обычно проводят через один или несколько блоков, клотов, коушей или юферсов, образуя тали, а затем крепят в соответствующем месте. Бегучим такелажем производятся работы, связанные с тягой, выбиранием и травлением. В свою очередь, бегучий такелаж разделяется на бегучий такелаж рангоута и бегучий такелаж парусов.
К бегучему такелажу парусов относятся фалы, ниралы, шкоты, галсы, гордени, гитовы.
Шкот (от нидерландского schoot) - снасть бегучего такелажа, предназначенная для растягивания нижних (шкотовых) углов парусов по рею или гику. Также с помощью шкотов оттягивают назад углы парусов, не имеющих рангоута.
Гордень (от нидерландского gording) - снасть бегучего такелажа парусного судна, с помощью которой прямые паруса подтягивают к реям при их уборке. В зависимости от своего местонахождения гордени получают дополнительные наименования (бык-гордень для нижней шкаторины паруса, нок-гордень - для боковой. Гордень подъёмный - простейшее подъёмное приспособление, состоящее из неподвижного одношкивного блока, привязанного к какому-нибудь предмету, например, марсу или рею и пропущенного через него троса, шкентеля. Даёт удобное направление тяги без выигрыша в силе. Тонкий гордень называют гордешок.
Рис. 5 Бегучий такелаж косых парусов барка Крузенштерн.
Фок-мачта:1 - фор-стень-стаксель; 2 - кливер; 3 - мидель-кливер (средний кливер); 4 - бом-кливер; 5 - кливер-топсель; 17 - шкоты фор-стень-стакселя; 18 - шкоты кливера; 19 - шкоты мидель-кливера; 20 - шкоты бом-кливера; 21 - шкоты кливер-топселя; 22 - нирал фор-стень-стакселя; 23 - нирал кливера; 24 - нирал мидель-кливера; 25 - нирал бом-кливера; 26 - галс бом-кливера; 35 - фал бом-кливера; 36 - фал кливер-топселя.
1-я грот-мачта: 6 - грот-стень-стаксель I; 7 - грот-брам-стень-стаксель I; 8 - грот-бом-брам-стень-стаксель I; 37 - шкоты стень-стакселя; 38 - шкоты брам-стень-стакселя; 39 - шкоты бом-брам-стень-стакселя; 40 - нирал стень-стакселя; 44 - галс брам-стень-стакселя; 45 - галс бом-брам-стень-стакселя; 46 - фал стень-стакселя; 47 - фал брам-стень-стакселя; 48 - фал бом-брам-стень-стакселя.
2-я грот-мачта: 9 - грот-стень-стаксель II; 10 - грот-брам-стень-стаксель II; 11 - грот-бом-брам-стень-стаксель II; 49 - шкоты стень-стакселя; 50 - шкоты брам-стень-стакселя; 51 - шкоты бом-брам-стень-стакселя; 52 - нирал стень-стакселя; 53 - нирал брам-стень-стакселя; 54 - нирал бом-брам-стень-стакселя; 55 - галс стень-стакселя; 56 - галс брам-стень-стакселя; 57 - галс бом-брам-стень-стакселя; 58 - фал стень-стакселя; 59 - фал брам-стень-стакселя; 60 - фал бом-брам-стень-стакселя.
Бизань-мачта: 12 - апсель; 13 - крюйс-стень-стаксель; 14 - нижний бизань-трисель; 15 - верхний бизань-трисель; 16 - гаф-топсель; 61 - шкоты апселя; 62 - шкоты крюйс-стень-стакселя; 63 - нирал апселя; 64 - нирал крюйс-стень-стакселя; 65 - галс апселя; 66 - галс крюйс-стень-стакселя; 63 - нирал апселя, 64 - нирал крюйс-стень-стакселя; 65 - галс апселя; 66 - галс крюйс-стень-стакселя; 67 - фал апселя; 65 - шкот нижнего бизань-триселя; 69 - контр-шкот нижнего бизань- триселя; 70, 71 - гитовы нижнего бизань-триселя; 72 - фал нижнего бизань-триселя; 73 - нирал нижнего бизань-триселя; 74 - шкот верхнего бизань-триселя; 75 - контр-шкот верхнего бизань-триселя; 76 - гитовы верхнего бизань-триселя; 77 - фал верхнего бизань-триселя; 78 - нирал верхнего бизань-триселя; 79 - галс гаф-топселя, 80 - шкот гаф-топселя; 81 - контр-шкот гаф-топселя; 82 - фал крюйс-стень-стакселя; 83 - нирал гаф-топселя; 84 - фал гаф-топселя.