Парусный моделизм

Сайт для людей, увлечённых парусным моделизмом.

Партнёры
сайта
Группа компаний налогового и бухгалтерского консультирования Финансист «Самоцветы.» Салон Натальи Степуниной.
Условия размещения рекламы на сайте!

СПРАВОЧНИК
морских терминов

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Термин
Описание
Увалить под ветер Изменить курс парусного судна чтобы угол между диаметральной плоскостью судна и направлением ветра увеличился. Идти увалисто - держать курс под большим углом к линии ветра, чем позволяют качества яхты. Судно уваливает - самопроизвольно поворачивает носом по ветру.
Угол дрейфа Угол между направлением вектора мгновенной скорости движения судна и его диаметральной плоскостью, образующийся при маневрировании судна, а также на прямом курсе при воздействии на судно ветра, волнения и течения.
Удёма Парусно-гребной корабль шведведского шхерного флота. Имел 2 мачты и 18 пар весел. Артиллерийское вооружение до 10 пушек среднего калибра, расположенных на верхней палубе. Из них стреляли при опущенном фальшборте, в штормовую погоду его поднимали. Длина до 31 м, ширина до 9,5 м, осадка до 1,8 м, экипаж до 110 чел.
Удифферентовка судна Процесс придания судну желаемого дифферента или посадки на ровный киль. Различают удифферентовку судна проектную и эксплуатационную. Проектная удифферентовка судна заключается в таком распределении по длине проектируемого судна всех масс, составляющих его нагрузку, чтобы центр тяжести (ЦТ) судна совпал с центром величины (ЦВ), положение которого обеспечивает наилучшие ходовые качества судна. Удифферентовка судна производится путем перемещения масс, изменения ранее принятой длины судна или путем изменения его архитектурно-конструктивного типа. При этом ЦТ совмещают с ЦВ перемещением по длине судна машинного отделения (МО), запасов топлива, расположенного в пределах МО, и связанной с ним надстройки. Если этот способ удифферентовки судна невозможен, например при кормовом расположении МО, изменяют архитектурно-конструктивный тип судна (переходят к квартердечному судну, судну с удлиненным ютом и т.д.). Изменение длины судна позволяет удифферентовать его смещением ЦТ перевозимого груза, поперечных переборок, надстроек и оборудования в нос или в корму. Эксплуатационная удифферентовка судна заключается в размещении перевозимого груза и балласта чтобы обеспечить в течение рейса желаемый с точки зрения мореходности дифферент судна.
Узел Единица скорости, принятая в мореплавании. Соответствует скорости судна, проходящего 1 морскую милю в 1 ч (0,514 м/с=1,852 км/ч). Распространённость узла как единицы измерения связана со значительным удобством его применения в навигационных расчётах: судно, идущее на скорости в 1 узел вдоль меридиана, за один час проходит одну угловую минуту географической широты. Происхождение названия связано с принципом использования секторного лага. Скорость судна определялась как число узлов на лине (тонкий трос), прошедших через руку измеряющего за определённое время (обычно 15 секунд или 1 минута). При этом расстояние между соседними узлами на лине и время измерения были подобраны с таким расчётом, что это количество численно равнялось скорости судна, выраженной в морских милях в час.
Узлы морские Соединения концов растительных или иных тросов между собой, а также всякие петли, сделанные на снасти или вокруг рангоутного дерева, стрелы и пр. Существуют следующие виды узлов морских: беседочный (с незатягивающейся петлей, может заменить огон, применяется для подъема и спуска людей); двойной беседочный (подобен одинарному, применение то же); брамшкотовый (для ввязывания шкотов в шкотовые углы парусов и пластырей, для связывания 2 концов троса одинакового диаметра при поднятии небольших грузов); выбленочный (для вязки выбленок к вантам и закрепления конца троса за середину другого троса или дерева); гачный (для закладывания толстого троса на гак талей); двойной гачный (то же, но для тонкого троса); калмыцкий - весьма практичный и надежный быстроразвязывающийся узел морской (применяется для крепления бросательного конца к огону швартового троса и в других случаях морской практики); констриктор (боа-констриктор от лат. - удав) - сильно затягивающийся узел морской, как правило, его не развязывают, а разрубают (используется в быту для завязывания мешков, обжима протекающего шланга, при такелажных работах - для предотвращения самораспускания стального троса); кошачьи лапки (применяются аналогично гачному, более надежны); плоский (используется для связывания тросов разной толщины); прямой (для связывания 2 концов троса одинаковой небольшой толщины при слабом натяжении); пьяный - с 2 затягивающимися петлями (использовался по смысловому назначению - для усмирения не в меру разгулявшихся моряков); рифовый (для взятия рифов на парусах, имеет петлю для быстрого развязывания); рыбацкая восьмерка (для крепления рыболовного крючка с ушком к леске); рыбацкий (для связывания 2 тросов примерно одинаковой толщины); совершенная петля - проста, надежна и не скользит даже на самой тонкой синтетической леске (используется рыбаками-любителями); стопорный (для временного удержания швартова, например, при переносе его с барабана брашпиля на кнехты, один конец короткой снасти крепят за кнехт или палубный рым, а другой накладывают на швартовый трос, буксир и т.п.); ступенчатый (для крепления рыболовного крючка без ушка к леске); удавка (для подъема тяжестей или бревен); затягивающаяся удавка, иногда называют эшафотным узлом морским (используется при временном креплении троса за плавательные или береговые предметы); удавка со шлагом (применяется аналогично удавке); фламандский (для соединения 2 тросов, как тонких, так и толстых); хирургический (для завязывания нитей, лигатур при остановке кровотечений, сшивании тканей и кожи); шкотовый (применение то же, что и у брамшкотового); шлюпочный (для буксировки шлюпок); задвижной, или выбленочный, штык со шлагом (применяется аналогично выбленочному узлу морскому); простой штык (для связывания толстых тросов, крепления швартовов за рымы и т.п.); рыбацкий штык (для закрепления снастей за скобы и рымы); штык со шлагом (для крепления троса за рым).
Уключина Металлический стержень с развилкой, служащий упором для весла. Вставляется в подуключину - гнездо, закрепленное на планшире шлюпки или на выносном кронштейне на гоночных гребных лодках. Форма развилки может быть произвольной, включая замкнутое кольцо. На рыбачьих лодках вместо Уключин используются колышки, а на некоторых шлюпках - полупортики (вырезы в бортах, окованные латунью).
Умиак Большая грузовая эскимосская лодка (длина 8-9 м, ширина 1,5 м) с открытым верхом; имеет деревянный каркас, обтянутый тюленьими кожами. Умиак называют также женской лодкой (в отличие от каяка), поскольку гребцами почти всегда бывали женщины, а мужчина обычно являлся рулевым.
Ундер-лисель Нижний лисель, ставившийся сбоку фока.
Устав морской Свод правил, определяющих порядок службы на судах (кораблях), права и обязанности членов экипажа, служебные взаимоотношения между ними, организацию обеспечения живучести судна, общий судовой распорядок. В русском флоте первый устав морской - "Устав морской о всем что касается доброму управлению в бытности флота в море" - был разработан Петром I и издан в 1720 г. В 1724 г. Устав морской был переиздан и с незначительными изменениями просуществовал до 1797 г. В дальнейшем в связи с изменением структуры, организации и корабельного состава флота устав морской неоднократно менялся.
Устойчивость на курсе Способность судна сохранять заданное направление прямолинейного движения. Устойчивость на курсе, обеспечиваемая перекладкой руля, называется эксплуатационной. При действии возмущающих сил, которые изменяют курсовой угол судна, движение неуправляемого судна может быть неустойчивым, когда по прекращении возмущения судно не выходит на какую-либо прямолинейную траекторию, а входит в циркуляцию, либо неасимптотически устойчивым, если судно выходит на прямолинейную траекторию с новым углом курса. Т.е., неуправляемое судно устойчивостью на курсе не обладает, т.к. в обоих случаях для возвращения на исходный курс необходимы перекладка руля или ввод в действие др. средств управления, осуществляемых человеком или авторулевым. Устойчивость на курсе оценивается либо по уравнениям движения судна, либо по результатам испытательной модели или натурного судна. В первом случае устойчивость на курсе определяется по прямым критериям, разработанным на основании теории устойчивости движения системы (теория Ляпунова), во втором - по косвенным показателям, которыми являются диаграмма управляемости либо параметры рыскания судна (периоды и амплитуды угловой скорости, угла курса и углов перекладки органов управления).
Усы Приспособления в виде изогнутых рогообразных наделок, привёрнутых к пятке гафеля или гика и охватывающие с двух сторон мачту. Служат для подвижного соединения с мачтой. Усы бывают деревянные и металлические, обшитые кожей. Придерживаются у мачты тросом, называемым бейфутом или вертлюгом.
Утлегарь От гол. uitleggen - «удлинять».
Добавочное рангоутное дерево, служащее продолжением бушприта вперед и вверх. Утлегарь крепится к бушприту при помощи бушпритного эзельгофта и специальных бугелей. Растягивается утлегарь с боков утлегарь-бакштагами и снизу, для уравновешивания натяжения штагов и лееров фок-мачты, - утлегарь-штагом (или мартин-штагом).
Утка Дельная вещь на судне, представляющая собой двурогую металлическую деталь, укреплённую на палубе или иной части судна, для закрепления на ней бегучего такелажа. На небольших парусных судах, типа яхты, утка устанавливается с жёстким креплением к корпусу и может быть использована для швартовых, якорных, буксировочных и прочих канатов и тросов.

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


В начало страницы

Онлайн-калькулятор

для расчёта диаметров такелажа
Онлайн-калькулятор

для расчёта размеров рангоута
кораблей Российского флота

Напишите мне письмо...
Вступайте в нашу группу
Сообщество в ВК

Рекламана сайте

Макетная студия SMC Макетная студия SMC Макетная студия SMC

Новое на сайте

13.01.2023 Полностью закончен блог "О творческой реализации известной модели от "Звезды" в СУВЕНИР-НОЧНИК «Летучий Голландец»". 17.12.2020 Добавлен Обзор модели флагманского корабля адмирала Нельсона Виктори от Звезда (Россия). 14.12.2020 Добавлен обзор модели советского парусника Товарищ от ARK-Models (Россия). 23.11.2020 Добавлена Обзор модели китобойного судна Нью Бедфорд (New Bedford). 17.11.2020 Добавлена статья Рангоут и стоячий такелаж четырёхмачтового барка на примере барка Крузенштерн. 11.11.2020 Добавлен обзор модели трёхмачтового барка Gorch Fock от Моделист (Россия). 05.11.2020 Добавлен обзор модели Yacht Mary от Mamoli (Италия).. 19.10.2020 Добавлен обзор модели Славянской ладьи IX-XI в.в. от Фальконет (Россия). 12.10.2020 Опубликованы "Комментарии к строительству модели корвета Аврора (Corvette L'Aurore) 1766-1775 г.г." 14.10.2019 Добавлен обзор деревянной модели Hacchoro от Woody Joe (Япония).
Copyright © 2015,  Парусный моделизм. Все права защищены. Дизайн: Степунин Дмитрий
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика