СПРАВОЧНИК морских терминов
Термин
|
Описание
|
Характеристики формы корпуса судна
|
Совокупность параметров, характеризующих обводы корпуса судна. Оказывают влияние на сопротивление воды движению судна, поведение его на взволнованном море, остойчивость, качку, пропульсивные качества и массу судна. Включают 2 группы параметров: 1-я группа - коэффициент общей и продольной полноты, относительная длина судна, соотношения главных размерений, влияющие как на ходовые качества, так и на массу судна; 2-я группа - коэффициент полноты площади конструктивной ватерлинии и мидель-шпангоута, абсцисса центральной величины, относительная длина цилиндрической вставки, величины килеватости и конструктивного дифферента, развал бортов, углы примыкания конструктивной ватерлинии к диаметральной плоскости, угол наклона форштевня и другие характеристики, связанные в основном с ходовыми качествами судна. При проектировании судов численные значения параметров 2-й группы принимают на основании эмпирических зависимостей, а 1-й группы - определяют в процессе решения оптимизации задачи выбора главных размерений судна. Однако в первом приближении и они могут быть приняты на основании статистических данных либо по прототипу. Xарактеристики формы корпуса оценивают комплексно, поскольку во многих случаях целесообразно отступить от значений, оптимальных с точки зрения ходовых качеств, для улучшения, например, остойчивости, качки, вместимости и др.
|
Хачбот
|
От англ. hatch boat - судно с садком.
Рыболовное судно с разборной палубой и одним или несколькими закрывающимися садками для живой рыбы, распространенное преимущественно в США до середины XX в.
|
Хват-тали
|
Служат для подъёма мелких тяжестей, для подтягивания снастей, уборки трапов и т.п. Основываются между двухшкивными и одношкивными блоками.
|
Херброкет
|
Плоскость в носовой части судна, образуемая чиксами и ограниченная сверху и снизу двумя регелями.
|
Хлебное дерево
|
Лат. Artocarpus altilis.
Однодомное дерево семейства тутовых. Его родиной считается Новая Гвинея, откуда полинезийцы завезли его на острова Океании. Мякоть созревших плодов (соплодий) хлебного дерева пекут, варят, сушат, засахаривают, едят сырой и даже, разминая и растирая, делают из нее тесто для своеобразных «блинчиков». Подобно бананам, недозрелые плоды используются как овощи, а зрелые, более сладкие - как фрукты. По вкусу жареные плоды напоминают скорее картофель, чем хлеб. Семена хлебного дерева едят вареными и жареными. Плоды и листья также идут на корм скоту.
|
Ходкость
|
Способность судна развивать с помощью движителя заданную скорость при минимальной затрате мощности главного двигателя. Является одним из основных мореходных качеств судна. Ходкость зависит от формы обводов корпуса, типа судового движителя и т.д. При проектировании ходкость оценивают расчетом и путем модельных испытаний судна. После постройки судна ходкость определяют в процессе ходовых испытаний.
|
Ходовой конец
|
Условное название того конца троса, к которому приложена тяга; а также - конца троса, непосредственно используемого (перемещаемого) при завязывании узла.
|
Хой
|
От гол. heu.
1. Небольшой парусно-гребной бот, применявшийся преимущественно в Голландии в эпоху парусного флота для перевозки пассажиров и грузов с берега на большие суда, а также для каботажного плавания.
2. В начале XX в. разновидность лихтера.
|
Хольк, Хулк
|
От англ. hulk.
Судно типа кога, примерно вдвое большее по размерам. Использовался в Англии, Франции и Нидерландах в XVI-XVII вв. в торговых целях. Имел 3 мачты, водоизмещение до 400 т.
|
Хронометр
|
От др.-греч. χρόνος - «время» и μετρέω - «измеряю».
Механические часы с особо точным ходом (погрешность составляет ±5 секунд в сутки, в то время как у обычных часов ±20 секунд). Разработанный английским плотником, изобретателем, часовщиком-самоучкой Гаррисоном в 1734-1768 гг., хронометр стал неотъемлемой частью оборудования кораблей и судов. Он служил для определения долготы. Долготу можно было вычислить по разнице между местным временем астрономического события (например, восхода или захода Солнца) и временем данного астрономического события на долготе одной из обсерваторий, например Гринвичской.
|
Художественное конструирование судов
|
Творческая деятельность, направленная на повышение эстетической ценности проектируемых или модернизируемых судов с учетом социальных, функциональных, эргономических, технологических и экономических требований, предъявляемых к современному судну. Основной задачей является разработка внешнего вида (экстерьера) судна, судовой среды и предметного окружения (интерьера), которые способствовали бы созданию наилучших условий обитаемости и не ухудшали эксплуатационных характеристик судна. Интерьер и оборудование судовых помещений, полученные в результате Xудожественного конструктирования судов, вызывают у человека положительные эмоции, снижают утомляемость, содействуют быстрейшему восстановлению сил во время отдыха. Внешний вид судна, разработанный с учетом современных эстетических взглядов и тенденций, способствует повышению конкурентоспособности судна, т. е. влияет на экономическую эффективность его эксплуатации. Xудожественное конструирование судов осуществляет художник-конструктор (дизайнер), использующий достижения в различных областях науки и техники, знание современного промышленного производства. В Xудожественном конструировании судов принимают участие художники-конструкторы различной специализации: архитекторы, занимающиеся общими вопросами компоновки судов и планировки помещений по палубам; художники-архитекторы по интерьерам, проектирующие отделку, декорационное оформление и оборудование; художники-конструкторы, разрабатывающие предметы оборудования жилых и общественных помещений и мебель; художники-конструкторы, разрабатывающие судовые механизмы, приборы, пульты управления и др.
|
|
Онлайн-калькулятор
для расчёта диаметров такелажа
Онлайн-калькулятор
для расчёта размеров рангоута
кораблей Российского флота
Напишите мне письмо...
Вступайте в нашу группу
|