СПРАВОЧНИК морских терминов
Термин
|
Описание
|
Чайка
|
Речное гребное судно запорожских казаков XVI-XVII вв., приспособленное для морских походов. Чайки несли 12-15 пар весел, съемную мачту высотой до 4 м с прямым парусом, который ставили при попутном ветре. Рулевые весла на носу и корме позволяли легко маневрировать в узкостях. Днище чайки выдалбливали из толстого ствола ивы или липы, борта наращивали из досок. Корпус смолили и снаружи вдоль бортов подвязывали толстые жгуты из камыша, повышавшие остойчивость и непотопляемость чайки на волнении. На нескольких десятках чаек казаки совершали дерзкие набеги на турецкие порты Черного моря от Крыма до Синопа (наиболее крупные походы в 1589, 1604 и 1615 гг.), одерживая верх над турецкими галерами благодаря преимуществу в маневренности. Длина чайки до 20 м, ширина 3-4 м, экипаж 50-70 чел. На борту имелся запас оружия и провианта. Вооружение: от 2 до 6 легких пушек (фальконетов).
|
Чектырме
|
Легкое парусное (1-2 мачты) грузовое судно, встречавшееся в Турции и имевшее грузоподъемность до 50 т. В военное время Чектырме часто использовались как посыльные суда и имели на борту до 4 небольших пушек.
|
Челн
|
Лодка, выдолбленная или выжженная из целого ствола дерева, реже - изготовленная из коры, и приводившаяся в движение шестом либо веслом. Одно из древнейших средств транспорта на воде. В Киевской Руси VI-XIII вв. н.э. Челнами называли небольшие суда (длиной до 10 м и шириной около 1 м) с веслами и небольшим прямым парусом на съемной мачте, предназначенные для охоты, рыболовства и транспортировки мелких грузов по рекам и озерам, в отличие от стругов и ладей, имевших несколько большие размеры. Для постройки всех этих судов вырубленную из ствола дуба, липы или осины колоду раскалывали или стесывали на 1/3 толщины, выдалбливали или выжигали середину и заостряли оконечности. Заготовку вымачивали, затем распаривали над костром, расширяли распорками с клиньями и сушили. Иногда в ствол подходящего дерева, не срубая его, вбивали клинья, и полученную трещину постепенно, год за годом, расширяли распорками, после чего дерево срубали, а внутренность вырубали или выжигали. Такие челны, изготовленные из одного ствола дерева, славяне называли однодеревками, а византийцы, знакомые с ними по походам киевских дружин на Константинополь, - моноксилами. В X в. для увеличения вместимости челнов стали наращивать борта из досок. Для этого в корпус вставляли шпангоуты (опруги), основу которых составляла кокора - обтесанный еловый кряж или др. части дерева, имеющие природную кривизну подходящей формы. Доски обшивки крепили к выступающим частям шпангоутов ремнями или вицами - тонкими, особо обработанными древесными прутьями или корнями. Такие суда, обшитые внакрой, называли набойными, а обшитые вгладь, насадкой досок на шипы, - насадами. В конце XV в. набойные суда и насады были полностью вытеснены наборными судами, а челнами стали называть лодки с одинаково острыми образованиями носовой и кормовой оконечностей.
|
Чиксы
|
От англ. cheeks - щёки.
Деревянные наделки на мачте парусного судна, удерживающие огоны верхних концов стоячего такелажа. На современных парусных судах заменены металлическими оковками.
|
|
Онлайн-калькулятор
для расчёта диаметров такелажа
Онлайн-калькулятор
для расчёта размеров рангоута
кораблей Российского флота
Напишите мне письмо...
Вступайте в нашу группу
|