Парусный моделизм

Сайт для людей, увлечённых парусным моделизмом.

Партнёры
сайта
Группа компаний налогового и бухгалтерского консультирования Финансист «Самоцветы.» Салон Натальи Степуниной.
Условия размещения рекламы на сайте!

СПРАВОЧНИК
морских терминов

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Термин
Описание
Дагликс Также - даглист, дагликс-анкер.
Постановочный или швартовый передний якорь. Висел по левому борту. Принадлежал к судовым якорям средних размеров.
Движитель Устройство, преобразующее работу двигателя или естественного источника энергии в движение боевого или транспортного средства. На момент появления парохода Фултона для передвижения по воде в качестве движителя использовались парус, весло и гребное колесо, в 1830-е гг. к ним добавился гребной винт. Впоследствии появились водометный движитель, воздушный винт, роторный движитель и др.
Дедвейт Полная грузоподъемность судна. Равен разности водоизмещения полностью загруженного и порожнего судна. Дедвейт измеряется в брутто-регистровых тоннах - единицах объема, равных 100 кубическим футам или 2,8316 кубическим метрам.
Дейдвуд От англ. deadwood, букв. - «мертвое дерево».
Носовая или кормовая оконечность деревянного судна. В случае, когда речь идет о носовом дейдвуде, имеется в виду его подводная часть между форштевнем и килем, сплошь заделанная деревянными брусьями, называемыми чаками. Кормовой дейдвуд - аналогично, но между ахтерштевнем и килем. В настоящее время дейдвуд - кормовая подводная часть судна в месте сопряжения киля с ахтерштевнем. Через дейдвудную трубу в дейдвуд выводится наружу гребной вал.
Дек От англ. deck - палуба.
Понятие относится к тем из палуб, на которых устанавливалась артиллерия. Если на корабле орудия устанавливались на двух закрытых палубах, то он назывался двухдечным, если на трех палубах - трехдечным. Единственным в истории построенным четырехдечным кораблем считается испанский «Сантиссима Тринидад». В зависимости от размера корабля и калибра орудий на деке парусного линейного корабля обычно стояло от 20 до 36 пушек. Деком называлась и верхняя открытая палуба, которую от носа к корме подразделяли на бак, шкафут, шканцы и ют. Следующая палуба вниз от баковых и кормовых надстроек называлась опердеком, еще ниже располагался мидельдек, затем гондек.
Дельные вещи От гол. deel - часть.
Ощее названин некоторых элементов оборудования судна. К дельным вещам относят иллюминаторы, световые люки, двери, трапы, леерные и тентовые стойки, кронштейны, петли, ручки, задрайки, крючки, дверные буферы, талрепы, скобы, коуши, люверсы, храпцы, глаголь-гаки, съемные и откидные крышки сходных люков и пр. Для изготовления дельных вещей широко применяют легкие сплавы и пластмассы. Большинство дельных вещей стандартизовано.
Джонка От малайск. djong, искаж. кит. чуань - судно.
1. Распространенное в Юго-Восточной Азии деревянное парусное судно. Может иметь до четырех мачт. В настоящее время используются для плавания по рекам и в прибрежных районах; в средние века строилось большое количество крупных мореходных судов, способных совершать океанские плавания. Отличительными особенностями джонок являются широкий корпус с поднятыми носом и кормой, а также паруса прямоугольной формы, изготовленные из циновок.
2. Традиционное китайское судно, впоследствии получившее распространение также в Японии и во всей Юго-Восточной Азии. Само название происходит от слова «судно». В Китае известно несколько сот типов джонок, отличающихся по размерам, особенностям конструкции, назначению. Особенность всех джонок - паруса, сплетенные из тростника или изготовленные из дранки (аналог циновки), отдельные полотнища парусов связывались горизонтальными рейками.
3. Грузовое плоскодонное парусное судно с малой осадкой, распространенное в странах Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока. Джонка имеет широкие приподнятые нос и корму и низкую среднюю часть. Грузоподъемность до 600 т, длина до 55 м, ширина до 9 м. На джонке устанавливают до 5 мачт, причем некоторые из них иногда сдвинуты к левому борту. Паруса на джонке четырехугольные, сделанные из дранки, связанной горизонтальными рейками, легко подбираются при взятии рифов. Джонки появились в Китае в средние века; первое в Европе упоминание о них содержится в книге М. Поло, написанной в 1298 г. Джонки, существующие в настоящее время, имеют до 3 мачт; по конструкции они во многом сходны со средневековыми.
Динги Судно с одной мачтой, вынесенной к носу, вооружённой гафельным парусом.
Диррик-фал Снасть бегучего такелажа, служащая для подъёма.
Диоптр Простейший прибор (например, пластина с отверстием), служащий для направления (визирования) известной части угломерного инструмента на данный предмет. Наведение диоптра производится на глаз.
Дифферент судна От лат. differens, differentis - разница.
Наклон судна в продольной плоскости (вокруг поперечной оси, проходящей через центр тяжести площади ватерлинии).
Длина судна Наибольшая длина показывает расстояние между крайними точками носа и кормы; важной характеристикой судна также является длина по ватерлинии.
Днище судна Нижняя горизонтальная или почти горизонтальная часть корпуса судна, включающая наружную обшивку, подкрепляющие ее поперечные (флоры) и продольные (стрингеры, вертикальный киль) днищевые балки, а на многих судах и опирающийся на эти балки настил - второе дно. На днище действуют внешние статические и динамические нагрузки, в т.ч. давление воды, масса грузов, силы инерции при качке, ледовые и др. Наибольшие динамические нагрузки возникают в носовой части днища при слеминге. Большую нагрузку испытывает днище при постройке и ремонте судна, воспринимая реакции опорных устройств. Днищевые продольные связи участвуют в обеспечении общей прочности судна при общем изгибе корпуса. Флоры, вертикальный киль и днищевые стрингеры совместно с днищевой обшивкой и настилом второго дна обеспечивают местную прочность и жесткость днищевого перекрытия (участков днища между поперечными и продольными переборками).
Дно трюма Нижняя внутренняя часть судна, где обычно размещался балласт.
Доггер От англ. dogger, от гол. dogge - треска.
Парусное 2- или 3-мачтовое рыболовное судно с гафельным вооружением водоизмещением около 150 т для лова трески и сельди в Северном море. Доггеры появились примерно в XIV в., в настоящее время не существуют. Термин, возможно, произошел от названия промыслового района у Доггер-банки.
Долон Небольшой парус прямоугольной формы, поднимавшийся на невысокой наклонной мачте в носовой части судна. Долон с определенной долей условности можно назвать «блиндом античного времени».
Домшхоут, Домшкоут От гол. - крытая лодка.
1. Речное и озерное парусное грузовое острокильное судно, имевшее распространение в XVIII-XIX вв. в бассейнах Ладожского и Онежского озер и на реке Волге. Длина до 21 м, ширина до 7,5 м, осадка до 3 м, грузоподъемность до 80 т и более.
2. В XIX в. название речных барок на реке Свири.
Доу (дау, дхау) Общее название целого класса арабских парусников; известно несколько десятков типов доу, преобладавших в отдельных регионах. Например, на побережье Индии строились бателла и падар, на берегах Аравии - самбук, багала и зарука, в Персидском заливе - джалбаут и шеве. Некоторые разновидности доу, например самбук (в переводе - быстрый), строятся до наших дней; как правило, ныне это моторные или парусно-моторные суда.
Драек Инструмент для такелажных и парусных работ, используемый для стягивания или обтягивания тросов и линей. Представляет собой круглый деревянный брусок переменного сечения, утоняющийся от середины к концам.
Драйрепы Снасти, служащие для подъема марса-реев.
Драйреп-блок Одношкивовые блоки, привязываемые к марса-рею, через который проходит драйреп.
Дракар Парусно-гребной корабль викингов VIII-X вв., килевой, беспалубный, с высокими штевнями. Форштевень дракара обычно украшался скульптурным изображением головы дракона (во время морского плавания зачастую снимавшимся), что и обусловило название: норвежское drakkar (от древнескандинавских drage - «дракон» и kar - «корабль») в буквальном переводе означает «корабль-дракон». Дракары имели длину до 40 м, ширину до 6 м и до 34 пар весел. Судно было беспалубное, килевое, с высокими, почти вертикальными штевнями; его корпус делался из досок, соединенных внакрой. Дракар имел мачту с четырехугольным парусом, рулевое весло в корме, по бортам часто укреплялись металлические щиты для защиты гребцов. Форштевень дракара для устрашения неприятеля украшался скульптурным изображением головы какого-либо зверя, чаще всего дракона, которое при возвращении из набега полагалось убирать. Дракары обладали высокой мореходностью; в начале XI в. Лейв Эйриксон на Дракаре достиг полуострова Лабрадор. Чтобы доказать возможность совершения викингами дальних морских походов, в 1898 г. 12 норвежцев во главе с капитаном М. Андерсеном построили копию дракара (Гокстедского судна, датируемого XI в.) и на нем успешно пересекли Северную Атлантику, развив среднюю скорость 9 - 10 уз.
Древние суда Условное название судов, относящихся к начальным историческим периодам развития судостроения в различных странах. История судостроения насчитывает более 6000 лет. Первыми судами были сбитые из бревен или кожаные надувные плоты, лодки-долбленки, лодки из тростниковых связок и из кож, натянутых на деревянное основание. В некоторых районах мира судостроительное искусство достигало значительных высот.
Дрейф От гол. drijven - плавать, гнать.
Снос движущегося судна с линии его курса под влиянием ветра, течений и других причин. Величина дрейфа характеризуется углом, образуемым линиями истинного курса и действительного перемещения судна. Если ветер дует в левый борт, то дрейф называют дрейфом левого галса (+), если в правый борт - дрейфом правого галса (-). В обиходе термин дрейф используется более широко. Так, говорят, что судно, не имеющее хода, лежит в дрейфе, зажатое во льдах - находится в ледяном дрейфе.
Дрек Небольшой складной якорь, составляющий необходимую принадлежность гребного судна, размеры которого зависят от размеров шлюпки. Хранится всегда в шлюпке, как и трос определённой толщины и длины, служащий якорным канатом для дрека и называемый «дректовом». Также использовался при абордаже для сцепления судов между собой.
Дректов Якорный канат шлюпочного якоря (дрека).
Дрифтер От англ. drift - дрейф.
1. Рыболовное судно, предназначенное для лова рыбы дрифтерными сетями в прибрежных или океанических районах. Особенности архитектурно-конструкторного типа - низкий надводный борт и свободная палуба в носовой части для механизмов, выбирающих сети. Дрифтеры имеют размерения среднетоннажных добывающих судов.
2. Парус - большой стаксель для лавировки в слабый (до 2 баллов) ветер, сшитый из самой легкой ткани (нейлон массой 65 г/кв. м) с достаточно полным "пузом", расположенным ближе к середине паруса по ширине. Дрифтер ставится без ракс-карабинов, поэтому в переднюю шкаторину вшивается стальной трос, а галсовый угол снабжается оттяжкой Каннингхэма для регулирования ее натяжения и величины "пуза" в зависимости от силы ветра.
Дромон От греч. dromones, букв. - «гонщик».
Парусно-гребной военный корабль, начиная с VI в. составлявший основу византийского флота. Обычно был оснащен двумя ярусами весел, и в этом отношении может считаться преемником биремы. Дромон нес прямые или латинские паруса; его длина достигала 40 метров, а ширина - 7 м.
Дубель-шлюпка Небольшой русский парусно-гребной военный корабль 2-й половины XVIII в., схожий с канонерской лодкой и предназначенный для действий у берегов, в лиманах и на реках. Длина до 20-25 м, ширина до 6 м, осадка до 2 м. Дубель-шлюпка имела палубу, 1 мачту и до 20 пар весел. Вооружение: до 8-15 пушек, из них 2-3 крупного калибра (гаубицы, единороги).
Дуплинь Конец троса, проведенный в рым, обух и обратно так, чтобы оба конца находились в распоряжении работающих (опустив один конец, можно за другой вытянуть весь трос).
Дымсель Парусиновый щит. Его ставят впереди камбузной трубы, когда судно идет против ветра. Дымсель не дает дыму разноситься по палубе.

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


В начало страницы

Онлайн-калькулятор

для расчёта диаметров такелажа
Онлайн-калькулятор

для расчёта размеров рангоута
кораблей Российского флота

Напишите мне письмо...
Вступайте в нашу группу
Сообщество в ВК

Рекламана сайте

Макетная студия SMC Макетная студия SMC Макетная студия SMC

Новое на сайте

13.01.2023 Полностью закончен блог "О творческой реализации известной модели от "Звезды" в СУВЕНИР-НОЧНИК «Летучий Голландец»". 17.12.2020 Добавлен Обзор модели флагманского корабля адмирала Нельсона Виктори от Звезда (Россия). 14.12.2020 Добавлен обзор модели советского парусника Товарищ от ARK-Models (Россия). 23.11.2020 Добавлена Обзор модели китобойного судна Нью Бедфорд (New Bedford). 17.11.2020 Добавлена статья Рангоут и стоячий такелаж четырёхмачтового барка на примере барка Крузенштерн. 11.11.2020 Добавлен обзор модели трёхмачтового барка Gorch Fock от Моделист (Россия). 05.11.2020 Добавлен обзор модели Yacht Mary от Mamoli (Италия).. 19.10.2020 Добавлен обзор модели Славянской ладьи IX-XI в.в. от Фальконет (Россия). 12.10.2020 Опубликованы "Комментарии к строительству модели корвета Аврора (Corvette L'Aurore) 1766-1775 г.г." 14.10.2019 Добавлен обзор деревянной модели Hacchoro от Woody Joe (Япония).
Copyright © 2015,  Парусный моделизм. Все права защищены. Дизайн: Степунин Дмитрий
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика