СПРАВОЧНИК морских терминов
Термин
|
Описание
|
Дагликс
|
Также - даглист, дагликс-анкер.
Постановочный или швартовый передний якорь. Висел по левому борту. Принадлежал к судовым якорям средних размеров.
|
Движитель
|
Устройство, преобразующее работу двигателя или естественного источника энергии в движение боевого или транспортного средства. На момент появления парохода Фултона для передвижения по воде в качестве движителя использовались парус, весло и гребное колесо, в 1830-е гг. к ним добавился гребной винт. Впоследствии появились водометный движитель, воздушный винт, роторный движитель и др.
|
Дедвейт
|
Полная грузоподъемность судна. Равен разности водоизмещения полностью загруженного и порожнего судна. Дедвейт измеряется в брутто-регистровых тоннах - единицах объема, равных 100 кубическим футам или 2,8316 кубическим метрам.
|
Дейдвуд
|
От англ. deadwood, букв. - «мертвое дерево».
Носовая или кормовая оконечность деревянного судна. В случае, когда речь идет о носовом дейдвуде, имеется в виду его подводная часть между форштевнем и килем, сплошь заделанная деревянными брусьями, называемыми чаками. Кормовой дейдвуд - аналогично, но между ахтерштевнем и килем. В настоящее время дейдвуд - кормовая подводная часть судна в месте сопряжения киля с ахтерштевнем. Через дейдвудную трубу в дейдвуд выводится наружу гребной вал.
|
Дек
|
От англ. deck - палуба.
Понятие относится к тем из палуб, на которых устанавливалась артиллерия. Если на корабле орудия устанавливались на двух закрытых палубах, то он назывался двухдечным, если на трех палубах - трехдечным. Единственным в истории построенным четырехдечным кораблем считается испанский «Сантиссима Тринидад». В зависимости от размера корабля и калибра орудий на деке парусного линейного корабля обычно стояло от 20 до 36 пушек. Деком называлась и верхняя открытая палуба, которую от носа к корме подразделяли на бак, шкафут, шканцы и ют. Следующая палуба вниз от баковых и кормовых надстроек называлась опердеком, еще ниже располагался мидельдек, затем гондек.
|
Дельные вещи
|
От гол. deel - часть.
Ощее названин некоторых элементов оборудования судна. К дельным вещам относят иллюминаторы, световые люки, двери, трапы, леерные и тентовые стойки, кронштейны, петли, ручки, задрайки, крючки, дверные буферы, талрепы, скобы, коуши, люверсы, храпцы, глаголь-гаки, съемные и откидные крышки сходных люков и пр. Для изготовления дельных вещей широко применяют легкие сплавы и пластмассы. Большинство дельных вещей стандартизовано.
|
Джонка
|
От малайск. djong, искаж. кит. чуань - судно.
1. Распространенное в Юго-Восточной Азии деревянное парусное судно. Может иметь до четырех мачт. В настоящее время используются для плавания по рекам и в прибрежных районах; в средние века строилось большое количество крупных мореходных судов, способных совершать океанские плавания. Отличительными особенностями джонок являются широкий корпус с поднятыми носом и кормой, а также паруса прямоугольной формы, изготовленные из циновок.
2. Традиционное китайское судно, впоследствии получившее распространение также в Японии и во всей Юго-Восточной Азии. Само название происходит от слова «судно». В Китае известно несколько сот типов джонок, отличающихся по размерам, особенностям конструкции, назначению. Особенность всех джонок - паруса, сплетенные из тростника или изготовленные из дранки (аналог циновки), отдельные полотнища парусов связывались горизонтальными рейками.
3. Грузовое плоскодонное парусное судно с малой осадкой, распространенное в странах Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока. Джонка имеет широкие приподнятые нос и корму и низкую среднюю часть. Грузоподъемность до 600 т, длина до 55 м, ширина до 9 м. На джонке устанавливают до 5 мачт, причем некоторые из них иногда сдвинуты к левому борту. Паруса на джонке четырехугольные, сделанные из дранки, связанной горизонтальными рейками, легко подбираются при взятии рифов. Джонки появились в Китае в средние века; первое в Европе упоминание о них содержится в книге М. Поло, написанной в 1298 г. Джонки, существующие в настоящее время, имеют до 3 мачт; по конструкции они во многом сходны со средневековыми.
|
Динги
|
Судно с одной мачтой, вынесенной к носу, вооружённой гафельным парусом.
|
Диррик-фал
|
Снасть бегучего такелажа, служащая для подъёма.
|
Диоптр
|
Простейший прибор (например, пластина с отверстием), служащий для направления (визирования) известной части угломерного инструмента на данный предмет. Наведение диоптра производится на глаз.
|
Дифферент судна
|
От лат. differens, differentis - разница.
Наклон судна в продольной плоскости (вокруг поперечной оси, проходящей через центр тяжести площади ватерлинии).
|
Длина судна
|
Наибольшая длина показывает расстояние между крайними точками носа и кормы; важной характеристикой судна также является длина по ватерлинии.
|
Днище судна
|
Нижняя горизонтальная или почти горизонтальная часть корпуса судна, включающая наружную обшивку, подкрепляющие ее поперечные (флоры) и продольные (стрингеры, вертикальный киль) днищевые балки, а на многих судах и опирающийся на эти балки настил - второе дно. На днище действуют внешние статические и динамические нагрузки, в т.ч. давление воды, масса грузов, силы инерции при качке, ледовые и др. Наибольшие динамические нагрузки возникают в носовой части днища при слеминге. Большую нагрузку испытывает днище при постройке и ремонте судна, воспринимая реакции опорных устройств. Днищевые продольные связи участвуют в обеспечении общей прочности судна при общем изгибе корпуса. Флоры, вертикальный киль и днищевые стрингеры совместно с днищевой обшивкой и настилом второго дна обеспечивают местную прочность и жесткость днищевого перекрытия (участков днища между поперечными и продольными переборками).
|
Дно трюма
|
Нижняя внутренняя часть судна, где обычно размещался балласт.
|
Доггер
|
От англ. dogger, от гол. dogge - треска.
Парусное 2- или 3-мачтовое рыболовное судно с гафельным вооружением водоизмещением около 150 т для лова трески и сельди в Северном море. Доггеры появились примерно в XIV в., в настоящее время не существуют. Термин, возможно, произошел от названия промыслового района у Доггер-банки.
|
Долон
|
Небольшой парус прямоугольной формы, поднимавшийся на невысокой наклонной мачте в носовой части судна. Долон с определенной долей условности можно назвать «блиндом античного времени».
|
Домшхоут, Домшкоут
|
От гол. - крытая лодка.
1. Речное и озерное парусное грузовое острокильное судно, имевшее распространение в XVIII-XIX вв. в бассейнах Ладожского и Онежского озер и на реке Волге. Длина до 21 м, ширина до 7,5 м, осадка до 3 м, грузоподъемность до 80 т и более.
2. В XIX в. название речных барок на реке Свири.
|
Доу (дау, дхау)
|
Общее название целого класса арабских парусников; известно несколько десятков типов доу, преобладавших в отдельных регионах. Например, на побережье Индии строились бателла и падар, на берегах Аравии - самбук, багала и зарука, в Персидском заливе - джалбаут и шеве. Некоторые разновидности доу, например самбук (в переводе - быстрый), строятся до наших дней; как правило, ныне это моторные или парусно-моторные суда.
|
Драек
|
Инструмент для такелажных и парусных работ, используемый для стягивания или обтягивания тросов и линей. Представляет собой круглый деревянный брусок переменного сечения, утоняющийся от середины к концам.
|
Драйрепы
|
Снасти, служащие для подъема марса-реев.
|
Драйреп-блок
|
Одношкивовые блоки, привязываемые к марса-рею, через который проходит драйреп.
|
Дракар
|
Парусно-гребной корабль викингов VIII-X вв., килевой, беспалубный, с высокими штевнями. Форштевень дракара обычно украшался скульптурным изображением головы дракона (во время морского плавания зачастую снимавшимся), что и обусловило название: норвежское drakkar (от древнескандинавских drage - «дракон» и kar - «корабль») в буквальном переводе означает «корабль-дракон». Дракары имели длину до 40 м, ширину до 6 м и до 34 пар весел. Судно было беспалубное, килевое, с высокими, почти вертикальными штевнями; его корпус делался из досок, соединенных внакрой. Дракар имел мачту с четырехугольным парусом, рулевое весло в корме, по бортам часто укреплялись металлические щиты для защиты гребцов. Форштевень дракара для устрашения неприятеля украшался скульптурным изображением головы какого-либо зверя, чаще всего дракона, которое при возвращении из набега полагалось убирать. Дракары обладали высокой мореходностью; в начале XI в. Лейв Эйриксон на Дракаре достиг полуострова Лабрадор. Чтобы доказать возможность совершения викингами дальних морских походов, в 1898 г. 12 норвежцев во главе с капитаном М. Андерсеном построили копию дракара (Гокстедского судна, датируемого XI в.) и на нем успешно пересекли Северную Атлантику, развив среднюю скорость 9 - 10 уз.
|
Древние суда
|
Условное название судов, относящихся к начальным историческим периодам развития судостроения в различных странах. История судостроения насчитывает более 6000 лет. Первыми судами были сбитые из бревен или кожаные надувные плоты, лодки-долбленки, лодки из тростниковых связок и из кож, натянутых на деревянное основание. В некоторых районах мира судостроительное искусство достигало значительных высот.
|
Дрейф
|
От гол. drijven - плавать, гнать.
Снос движущегося судна с линии его курса под влиянием ветра, течений и других причин. Величина дрейфа характеризуется углом, образуемым линиями истинного курса и действительного перемещения судна. Если ветер дует в левый борт, то дрейф называют дрейфом левого галса (+), если в правый борт - дрейфом правого галса (-). В обиходе термин дрейф используется более широко. Так, говорят, что судно, не имеющее хода, лежит в дрейфе, зажатое во льдах - находится в ледяном дрейфе.
|
Дрек
|
Небольшой складной якорь, составляющий необходимую принадлежность гребного судна, размеры которого зависят от размеров шлюпки. Хранится всегда в шлюпке, как и трос определённой толщины и длины, служащий якорным канатом для дрека и называемый «дректовом». Также использовался при абордаже для сцепления судов между собой.
|
Дректов
|
Якорный канат шлюпочного якоря (дрека).
|
Дрифтер
|
От англ. drift - дрейф.
1. Рыболовное судно, предназначенное для лова рыбы дрифтерными сетями в прибрежных или океанических районах. Особенности архитектурно-конструкторного типа - низкий надводный борт и свободная палуба в носовой части для механизмов, выбирающих сети. Дрифтеры имеют размерения среднетоннажных добывающих судов.
2. Парус - большой стаксель для лавировки в слабый (до 2 баллов) ветер, сшитый из самой легкой ткани (нейлон массой 65 г/кв. м) с достаточно полным "пузом", расположенным ближе к середине паруса по ширине. Дрифтер ставится без ракс-карабинов, поэтому в переднюю шкаторину вшивается стальной трос, а галсовый угол снабжается оттяжкой Каннингхэма для регулирования ее натяжения и величины "пуза" в зависимости от силы ветра.
|
Дромон
|
От греч. dromones, букв. - «гонщик».
Парусно-гребной военный корабль, начиная с VI в. составлявший основу византийского флота. Обычно был оснащен двумя ярусами весел, и в этом отношении может считаться преемником биремы. Дромон нес прямые или латинские паруса; его длина достигала 40 метров, а ширина - 7 м.
|
Дубель-шлюпка
|
Небольшой русский парусно-гребной военный корабль 2-й половины XVIII в., схожий с канонерской лодкой и предназначенный для действий у берегов, в лиманах и на реках. Длина до 20-25 м, ширина до 6 м, осадка до 2 м. Дубель-шлюпка имела палубу, 1 мачту и до 20 пар весел. Вооружение: до 8-15 пушек, из них 2-3 крупного калибра (гаубицы, единороги).
|
Дуплинь
|
Конец троса, проведенный в рым, обух и обратно так, чтобы оба конца находились в распоряжении работающих (опустив один конец, можно за другой вытянуть весь трос).
|
Дымсель
|
Парусиновый щит. Его ставят впереди камбузной трубы, когда судно идет против ветра. Дымсель не дает дыму разноситься по палубе.
|
|
Онлайн-калькулятор
для расчёта диаметров такелажа
Онлайн-калькулятор
для расчёта размеров рангоута
кораблей Российского флота
Напишите мне письмо...
Вступайте в нашу группу
|