СПРАВОЧНИК морских терминов
Термин
|
Описание
|
Пайол
|
От фр. payol.
Деревянный настил в трюме судна. Укладывается поверх настила второго дна и скуловых книц при двойном дне или на пояски флоров при одинарном дне с целью предохранения этих конструкций от повреждений в случае падения груза, а также для защиты груза от намокания. Обычно состоит из легкосъемных портативных секций. Толщина пайола 60-65 мм, Между пайолом и листами второго дна в плоскости флоров устанавливают деревянные прокладки толщиной не менее 12,6 мм или наносят слой специальной мастики, обеспечивающий дренаж.
|
Пакетбот
|
От гол. pakketboot и англ. packet-boat.
В парусном флоте: небольшое двухмачтовое судно для перевозки почты и посыльной службы; имело вооружение от 12 до 16 пушек мелкого и среднего калибра. По определению 1907 г. так назывался почтовый пароход, совершающий рейсы между определенными пунктами исключительно для перевозки пассажиров и корреспонденции, но не грузов.
|
Палгед
|
Нижняя часть баллера шпиля, на которую насаживаются откидные стопора - палы.
|
Палгун
|
Фундамент шпиля с зубчатой рейкой по окружности.
|
Палуба
|
Горизонтальное перекрытие в корпусе и надстройках судна, простирающееся по всей их длине. Состоит из настила и набора. Продольными балками набора являются карлингсы, поперечными - бимсы. Палубы разделяют внутренний объем корпуса и надстроек по высоте на отсеки. Верхней палубой называется палуба ограничивающая сверху внутреннее пространство корпуса. Она предохраняет от заливания водой помещения корпуса, обеспечивает его общую прочность и поперечную жесткость. На верхней палубе размещаются надстройки, палубные механизмы, палубный груз и т.п. Для уменьшения заливаемости встречными и попутными волнами она имеет продольную седловатость - подъем от середины судна к носу и корме. Размеры седловатости морских транспортных судов регламентируются классификационными обществами. Для стока воды к бортам верхняя палуба имеет также поперечную погибь - выпуклость в поперечной плоскости. Палубы, расположенные ниже верхней палубы, седловатости и погиби не имеют и называются в порядке их расположения сверху вниз 2-й, 3-й и т. д. Самая верхняя водонепроницаемая палуба в корпусе, до которой доведены поперечные непроницаемые переборки, называется палубой переборок. На большинстве судов (за исключением пассажирских судов с горизонтальной грузообработкой и некоторых других) палуба переборок и верхняя палуба совпадают. Палубы многоярусных надстроек в порядке их расположения снизу вверх называют палубами 1-, 2-, 3-го ярусов и т.д. На пассажирских судах палубы надстроек называют прогулочными, а верхнюю из них - шлюпочной, где обычно размещаются спасательные шлюпки. Люки на палубах грузовых судов имеют ширину, составляющую 40-60% ширины судна.
|
Палубные механизмы
|
Механизмы и машины, расположенные на верх, палубе судна и обеспечивающие его различные эксплуатационные потребности: якорные и швартовочные механизмы (шпили и брашпили), лебедки (грузовые, шлюпочные, промысловые, буксировочные, и т.п.). К палубным механизмам специализированных судов относят также судоподъемные краны, механизмы люковых закрытий и пр.
|
Пальник
|
Приспособление, служившее для воспламенения заряда в артиллерийском орудии.
|
Паровая машина
|
Первый механический двигатель, нашедший практическое применение. Представляет собой тепловой поршневой двигатель, в котором потенциальная энергия водяного пара, поступающего из парового котла, преобразуется в механическую работу возвратно-поступательного движения поршня или вращательного движения вала.
|
Пароход
|
Судно с паровым двигателем - паровой машиной или паровой турбиной (паротурбинные суда также называют турбоходами). Слово «пароход» впервые употребил в журнале «Сын Отечества» русский морской офицер П.И. Рикорд, впоследствии адмирал.
|
Парус
|
Движитель, предназначенный для преобразования энергии ветра в работу полезной тяги судна. Представляет собой полотнище льняной, хлопчатобумажной или синтетической ткани, укрепленное на деталях рангоута, которое ставится поперек судна (прямой парус) или вдоль него (косой парус). К парусам также относятся аэродинамические и эквивалентные им жесткие оболочки (см. Парус-крыло). Впервые парус появился 5-6 тыс. лет назад в Египте и Месопотамии, несколько позже и независимо - в Китае, Восточной Азии, Океании и Южной Америке. Вначале это был один прямой парус, укрепленный на съемной мачте. Дополнительные к основному парусу появились на римских кораблях во II-I вв. до н.э. Относительно малого размера прямой парус - артемон - стали укреплять на короткой, сильно наклоненной вперед носовой мачте, со временем превратившейся в бушприт. Пространство между топом (верхней частью) мачты и ноками (оконечностями) рея стали заполнять двумя небольшими треугольными парусами. Использование дополнительных парусов, в особенности артемона, расширило возможности управления судном, доступным стало хождение не только при попутных, но и при боковых ветрах. Большие возможности следовать острыми к ветру курсами дали косые, первоначально латинские паруса, изобретенные египтянами или пришедшие с Востока в IV в. н.э. Треугольные паруса, растянутые длинной передней шкаториной по сильно наклоненному вперед рею, позволили судам галсами подниматься "на ветер", т.е. фактически ходить против ветра. Для увеличения площади парусности при слабых ветрах в XIV в. были введены бонеты: куски парусины, которые при необходимости пришнуровывались к нижней шкаторинам основной паруса. Впоследствии они вошли в общий покрой, и возникла система рифления парусов, позволявшая уменьшать их площадь при усилении ветра. В XV в. появился еще один парус - марсель, поднимаемый над основными парусом. В конце XV в. ввели в употребление блинд - парус, располагавшийся под бушпритом и во многом повторявший забытый к тому времени артемон. В XVII-XVIII вв. на крупных парусных судах стали использовать косые паруса бушприта (стаксели и кливера), отказавшись от менее удобного блинда. В конце XVII в. изобрели лиселя - выдвижные дополнительные паруса, наращивающие прямые основные паруса по бокам. В XVIII в. утвердились брамсели и бом-брамсели - прямые паруса, располагаемые выше основного паруса и марселя. В XIX в. к ним прибавились располагаемые еще выше трюмсели и мунсели, а затем чрезмерной величины марсели и брамсели были разделены на верхние и нижние. В конце XIX в. впервые применена разрезная бизань - разделенный по высоте трисель. В начале XX в. в практику введено множество изобретений, позволивших облегчить управление парусами и их обслуживание: механическое рифление прямого паруса (наматывание на вращающийся рей), брасовые лебедки для брасопки реев (поворота их в горизонтальные плоскости), самотормозящиеся лебедки для подъема и спуска подвижных реев. Паруса современных судов и яхт весьма разнообразны по размерам и конструкции. Простейшим является прямой парус в форме равнобокой трапеции, который верхней шкаториной крепится к горизонтальному рею, соединенному своей серединой с мачтой. Этот парус пригоден в основном для движения полными курсами, т.к. его наветренная шкаторина не обладает достаточной жесткостью, чтобы привести судно к ветру круче 60-70°. Косые паруса (треугольные или неправильной формы четырехугольные) в отличие от прямого располагаются на наклонном рее несимметрично относительно мачты. К ним относятся следующие паруса: рейковый или люгерный парус появился в средние века как результат усовершенствования прямого четырехугольного паруса; галсовый угол (нижний передний) первоначально крепился у форштевня судна; парус всегда располагался с подветренной стороны мачты. При перемене галса шкот отдавали и парус с рейком переносили на другую сторону мачты. Современный вариант этого паруса - балансирный рейковый парус, у которого галсовый угол крепится к мачте или на пятке гика. Дальнейшим усовершенствованием рейкового паруса стал гуари, у которого гафель почти параллелен мачте и является как бы ее продолжением. По 3 шкаторинам он пришнуровывается к рангоуту. Обладает хорошими лавировочными качествами. Короткий рангоут легко размещается в лодке, поэтому гуари часто оснащают парусно-гребные суда, где паруса используются эпизодически. Гафельный парус - другой результат усовершенствования рейкового. Отличается низким расположением центра парусности, хорошей тягой на полных курсах, однако недостаточно эффективен при лавировке. Латинский парус применялся в основном на остроносых средиземноморских судах и на лодках с аутригером, распространенных на островах Тихого океана. Благодаря длинному наклонному рею, к которому пришнуровывается парус, на нем появляется направленная вверх составляющая аэродинамической силы, исключающая притапливание носа. Мачта обычно короткая, сильно наклонена вперед. Латинский парус малоэффективен на острых к ветру курсах. Четырехугольный шпринтовый парус крепится одной шкаториной к мачте и растягивается по диагонали рейком - шпринтовом. Получил распространение на рыбацких судах в районах с частыми порывами ветра, т.к. для быстрого уменьшения площади паруса достаточно освободить шпринтов от крепления на мачте. Шпринтовый парус всегда остается на мачте и на стоянке пришнуровывается к ней вместе со шпринтовом. Бермудский парус получил наибольшее распространение с 20-х гг. XX в. Обладает высокими аэродинам, качествами, позволяющими судну идти круто к ветру (до 30°). По передней и нижней шкаторинам крепится к рангоуту при помощи ликпаза или ползунов, скользящих по рельсам. Форма задней шкаторины поддерживается латами. На быстроходных судах типа катамаранов и тримаранов применяют паруса со сквозными латами, которые обеспечивают его жесткость и неизменность профиля. У прямых парусов различают лицевую, обращенную к ветру, и изнаночную стороны, у косых - только правую и левую. Прямые паруса "ставятся" и "убираются", косые - "поднимаются" и "спускаются". В качестве дополнительных на спортивных яхтах применяют паруса специальных типов: блуперы, спинакеры, ричеры, генуи и другие, раскрой и конструкцией которых отличаются от основных. Паруса сшивают из отдельных полотнищ, расположение которых зависит от характера нагружения парусов и системы его раскрепления (обычно их ориентируют по линии наибольших растягивающих усилий). Для того чтобы ткань не деформировалась при больших нагрузках, полотнище любого паруса усиливают нашивными полосами: бантами (горизонтальными), боутами (вертикальными или наклонными, предохраняющими парус от проходящих рядом снастей), стоплатами (по углам паруса и в местах прилегания паруса к рангоуту). На небольших парусах вдоль полотнища зашивают 1-2 складки - фальш-швы. По кромкам парус обликован - укреплен растительным (косые паруса - по всем шкаторинам, прямые - по верхней) или гибким стальным (боковые и нижние шкаторины прямых парусов) ликтросом. Парус небольших размеров ликуют только по шкаторинам, которые крепятся к рангоуту и штагам, свободные шкаторины усиливают накладными полосами или подгибом кромки в 2-3 слоя. Отдельно на паруса нашивают риф-банты - накладные полосы, усиливающие риф-гаты (отверстия для взятия рифов). Для крепления парусов к деталям рангоута по соответствующим шкаторинам располагают люверсы (отверстия), обшитые парусными нитками или отделанные медными кольцами (кренгельсами). Люверсы располагают также и в углах паруса для крепления снастей бегучего такелажа. В заднюю шкаторину косых парусов иногда вшивают булинь для регулирования ее натяжения. Выпуклая форма современных парусов ("пузо паруса") придается серповидностью шкаторин, использованием закладок (сужением полотнищ по направлению к передней и нижней шкаторинам), а также специальным профилированием отдельных полотнищ по кромкам.
|
Парус-крыло
|
Движитель, выполненный в виде жесткого паруса, аналогичного по конструкции крылу планера или самолета, но имеющего симметричный профиль поперечного сечения. Применяется на буерах и парусных катамаранах, развивающих высокие скорости, при которых крыло работает на малых углах атаки и при больших числах Рейнольдса. Коэффициент подъемной силы при угле атаки 8° для симметричного профиля достигает 1,6-1,8 против 1-1,1 для тонкого выпуклостровогнутого профиля, каким является парус со сквозными латами. Еще более эффективен парус-крыло, имеющий несимметричный выпукло-островогнутый профиль, изменяющийся в зависимости от угла атаки к вымпельному ветру и от галса, которым идет судно или буер. Например, в конструкции, примененной на катамаране "Пэшиент Леди-V" (США), парус-крыло состоит из 6 частей, устанавливаемых под определенными углами к вымпельному ветру. Передняя часть является вращающейся мачтой; 3 задние части можно устанавливать под разными углами, чтобы учесть повышение скорости ветра с увеличением высоты над поверхностью воды. Конструкция паруса-крыла выполняется из фанеры, стеклопластика, пенопласта и синтетической ткани, натянутой на легкий каркас. Масса паруса-крыла "Пэшиент Леди-V" площадью 28 м² равна всего 46 кг.
|
Парусина
|
Льняная, пеньковая и хлопчатобумажная ткань, используемая для изготовления чехлов, парусов и пр. Из серой льняной парусины шьют большие паруса, пластыри, шлюпочные чехлы, солнечные тенты и др. Хлопчатобумажная парусина используется для яхт, мелких судов и шлюпок. Пеньковая парусина употребляется для пошивки брезентов, чехлов и т.п.
|
Парусная иголка
|
Специальная иголка, круглая от ушка и трехгранная от середины. Парусную иголку используют для шитья парусов, брезентов, чехлов и другой.
|
Парусно-моторное судно
|
Судно, имеющее парусное вооружение и вспомогательную дизельную механическую установку, используемую для движения судна при безветрии, при заходах в порты, движении по каналам и т.п. Большинство парусно-моторных судов - небольшие промысловые, учебные, туристские.
|
Парусное вооружение
|
Совокупность парусов, рангоута, такелажа, палубных механизмов и дельных вещей, предназначенных для постановки, уборки и управления парусами. История парусного вооружения насчитывает 5-6 тыс. лет. Первоначально парусное вооружение состояло из одного прямого паруса, укрепленного на съемной мачте, иногда лишенной стоячего такелажа. Парус торгового судна раскреплялся между 2 реями (верхней и нижней), у военного корабля он фиксировался только верхней шкаториной и при подбирании (уборке) его к рею не мешал действиям лучников, находившихся на борту судна. Долгое время парусное вооружение оставалось вспомогательным для гребных судов. К XX в. сложилось парусное вооружение 3 основных типов: с прямым вооружением, с косым и смешанное. Кроме того, существуют особые виды парусного вооружения. Парусные суда прямого вооружения имеют мачты со стеньгами, брам-стеньгами и реями, снаряженные прямыми трапециевидными парусами, которые посредством реев укреплены поперек судна. К судам этого типа относятся бриг и корабль. Парусные суда косого вооружения: гафельные, которые несут косые паруса трисельного покроя (см. Трисель), поднимаемые посредством гафелей, и суда бермудского парусного вооружения, у которых основные паруса имеют треугольную форму (отсутствие гафеля значительно облегчает их подъем) и крепятся передней шкаториной к мачте, а нижней - к гику. Такой тип парусного вооружения имеют одномачтовые суда шлюп и тендер, полуторамачтовые кеч и иол, а также многомачтовая (от 2 до 7) гафельная или бермудская шхуна с косыми трисельными или бермудскими парусами. Суда с парусным вооружением смешанного типа оснащаются одновременно как прямыми, так и косыми парусами. К ним относятся: 2-мачтовая бригантина с прямыми парусами на фок-мачте и гафельным или бермудским гротом на более высокой грот-мачте; многомачтовый (от 3 до 5) барк с прямыми парусами на фок- и грот-мачтах и косыми гафельной бизанью и бизань-гаф-топселем на бизань-мачте (такую мачту называют „сухой" - без реев); многомачтовая (от 3 до 6) баркентина с прямыми парусами на фок-мачте и косыми гафельными или бермудскими на остальных мачтах. Особые виды парусного вооружения - сочетание прямого и гафельного элементов необычным образом. Например, 2-мачтовая марсельная шхуна (гафельная) несет на фор-стеньге марсели. Иногда суда с таким парусным вооружением неправильно называют „топсельной шхуной" от английского topsail - марсель. Двухмачтовая 2-марсельная шхуна (гафельная шхуна) имеет на обеих мачтах марсели. Барк-гермафродит - судно, несущее на фок-мачте полностью прямое вооружение, на грот-мачте - гафельное, а выше - на грот-стеньге и грот-брам-стеньге - марсели и брамсель, бизань-мачта полностью оснащена гафельным вооружением. Четырехмачтовый барк-валет - судно, несущее на фок- и первой грот-мачтах прямое вооружение, а на второй грот- и бизань-мачтах полностью гафельное вооружение. Стаксельная шхуна - судно, у которого основными парусами являются стаксели между мачтами, а своеобразные топсели над ними, будучи растянутыми передней шкаториной по мачте, шкотовым углом крепятся к специальному устройству - уишбону. Бизань-мачта на таких судах имеет парус бермудского покроя. Пятимачтовая 2-марсельная шхуна - судно, несущее на всех 5 мачтах гафельное вооружение и, кроме того, на фокотои 2-й грот-мачтах - марсели. Парусное вооружение спортивных яхт имеет некоторую специфичность, связанную с чисто спортивным назначением этих судов. Существуют следующие типы парусного вооружения яхт. Шлюп - дномачтовая яхта, оснащенная двумя основными парусами: гротом и стакселем. В дополнение к стакселю на нем могут ставиться генуя, спинакер или другой дополнительные паруса. Тендер - одномачтовая яхта, имеющая в переднем парусном треугольнике 2 паруса или более, которые называются стакселем, кливером и летучим кливером, или кливером-топселем, поднимаемым до топа мачты. Кэт - одномачтовая яхта, оснащенная только одним парусом - гротом (применяется для вооружения небольших швертботов парусностью до 10 м.кв.). Иол - 2-мачтовая яхта с короткой задней бизань-мачтой, установленной позади головки баллера руля и несущей бизань площадью 8-12% общей парусности. Кеч - яхта, отличающаяся от иола большей площадью бизани (15-20% общей парусности) и положением бизань-мачты впереди головки баллера руля; применяется для яхт парусностью 100-200 м.кв. Промежуток между мачтами на иоле и кече может быть заполнен апселем или бизань-спинакером, на грот-мачте ставятся те же паруса, что и на шлюпе. Шхуна - 2-мачтовая яхта, у которой задняя грот-мачта выше передней фок-мачты; паруса здесь называются соответственно гротом и фоком. Разновидностью ее является стаксельная шхуна, не имеющая фока, промежуток между мачтами на ней заполняется стакселями. Соврем, яхты, как правило, несут треугольные бермудские паруса, хотя в отдельных случаях могут быть применены и гафельные. В соответствии с типом парусов парусное вооружение яхт называется бермудским или гафельным. Смешанное парусное вооружение на яхтах применяют редко.
|
Парусное судно
|
Судно, для движения которого используется энергия ветра, преобразуемая с помощью парусов. Парусные суда различают по числу мачт (от 1 до 7) и по типу парусного вооружения. До середины XIX в. парусные суда были основными средствами транспорта и ведения войны на море, в настоящее время используются лишь в качестве спортивных, прогулочных или учебных, судов. Рост цен на топливо и ужесточение требований, связанных с охраной окружающей среды, привели к разработке проектов и постройке ряда новых коммерческих парусных судов.
|
Парусность судна
|
Площадь проекции надводной части судна на диаметр, плоскость. В парусность включают проекции всех сплошных поверхностей рубок, надстроек, дымовых труб, палубных грузов и т.д. При вычислении парусности не сплошных поверхностей - лееров, рангоута, такелажа и другой вводят коэффициент заполнения. От парусности существенно зависит кренящий момент, возникающий при действии на судно шторм, ветра.
|
Парусные спортивные суда
|
Гоночные яхты, крейсерские яхты и шлюпки, используемые для парусных и гребных гонок (регат), для учебных целей и туризма. Парусные спортивные суда различаются по конструкции корпуса и форме его обводов, размерам и т.д.
|
Пассат
|
От исп. viento di pasada - «ветер, благоприятствующий переезду».
Устойчивое на протяжении года воздушное течение в тропических широтах над океанами. В Северном полушарии пассаты имеют преимущественно северо-восточное направление, в Южном - юго-восточное направление. В океане пассаты обусловливают возникновение пассатных течений, на суше способствуют образованию и сохранению тропических пустынь.
|
Паташ
|
От фр. patache.
Небольшой шлюп, применявшийся во Франции в качестве таможенного судна. Появился в конце XVI в. в Испании как воено-транспортное судно, а в начале XVII в. использовался для тех же целей в Турции.
|
Патент-риф
|
Устройство, позволяющее наматывать парус на гик или на стержень внутри гика для взятия рифов.
|
Пекин, барк
|
Peking. Немецкое грузовое судно, 4-мачтовый барк, с 1975 г. судно-памятник, экспонат Музея морского порта на Южной улице в Нью-Йорке, находящийся на плаву. Построен в 1911 г. в Гамбурге (Германия) для Ф. Лаэша. Ходил по маршруту Европа - Чили вокруг мыса Горн. В 1932 г. продан в Англию, переоборудован в учебное судно и назван "Аретуза". Длина 97,8 м. ширина 14,3 м. валовая вместимость 3100 рег. т.
|
Пентеконтёра
|
Гребное военное судно Древней Греции, существовавшее до VI в. до н. э., предшественник триеры (триремы). Палубы не имела, гребцы (50 чел.) сидели на банках, которые поддерживались стойками. Пентеконтёра снабжались мачтой с прямоугольным парусом, для управления служили 2 рулевых весла, расположенных в корме, по одному с каждого борта. Основным оружием пентеконтёры был таран. Длина 18-25 м., ширина 3,5-4 м., осадка около 0,6 м., водоизмещение около 40 т.
|
Пентер
|
Тали для подъема якоря на палубу на парусных судах.
|
Пентер-балка
|
Также - фиш-балка.
Четырёхугольная балка длиной приблизительно в ширину бака, крепившаяся там в железной обойме. Служила для уборки якорей по-походному.
|
Пентер-гак
|
Гак, закладываемый за лапу или за скобу на веретене якоря при его подъёме на рустов или на палубу.
|
Пеньковый трос
|
Растительный трос, изготовленный из волокон луба конопли. Может быть смоленым и несмоленым. Вырабатывается размером по окружности от 30 до 350 мм. Удлиняется без потери прочности на 8-10%. Длина до 250 м.
|
Переборка
|
Вертикальная стенка внутри корпуса судна, кроме двойного борта, разделяющая внутреннее пространство на отсеки. Также к переборкам относятся наружные стенки надстроек и рубок.
|
Перипл
|
Подробное описание путешествия, путевой дневник. Являлся своеобразным предшественником лоций.
|
Перлинь
|
Трос кабельной работы, окружностью от 4 до 6 дюймов (102-152 миллиметра), применяемый для буксировки и швартовки судов.
|
Перо руля
|
Плоский в виде пластины или профилированный (обтекаемой формы) элемент руля, обеспечивает создание поперечной силы и момента, необходимых для управления судном. Располагается в корме и жестко соединяется с баллером руля. Может иметь крепления на элементах конструкции корпуса судна. Прочность и жесткость плоского пера руля обеспечивают рудерпис (кованая, литая или сварная балка) и горизонтальные ребра, а профилированного пера руля - сама обшивка, подкрепляемая вертикальной и горизонтальной диафрагмами.
|
Перты
|
Тросовые подвески под реями, на которые становятся матросы при креплении парусов. Короткие шкентели, поддерживающие перты в нескольких местах по длине рея, называются подпертниками.
|
Пиата
|
От итал. piatto - плоский.
Плоскодонное судно для разгрузки и погрузки судов, стоящих на рейде, применявшееся в Италии в XIX в.
|
Пики
|
От англ. peak - острие, вершина.
Концевые отсеки судна - форпик и ахтерпик.
|
Пиллерс
|
От англ. pillar - колонна, столб.
Одиночная, как правило, вертикальная стойка, поддерживающая палубное перекрытие судна; может служить также опорой для тяжелых палубных механизмов и грузов. На многопалубных судах пиллерсы устанавливаются под каждой палубой преимущественно на одной вертикали с образованием непрерывной линии опор, передающих нагрузку с палуб на днищевое перекрытие. Концы пиллерсов соединяются с балками набора при помощи книц. Наибольшая рацион, профилем для пиллерсов является толстостенная труба; применяются также сварные пиллерсы, состоящие из несколько профилей (листа, угольника, швеллера).
|
Пинас (пинаса)
|
От фр. pinasse, англ. pinnace.
1. Небольшое парусное судно типа флейта, распространенное в странах Северной Европы в XVI-XVII вв. Имело плоскую корму, 2-3 мачты, служило в основном для торговых целей.
2. Открытая гребная шлюпка в английском ВМС, иногда со вспомогательным двигателем.
3. Парусное судно с приподнятым носом и острой кормой, используемое для лова рыбы на южном побережье Бискайского залива. Длина 7-12 м. В настоящее время на пинасы ставят вспомогательные двигатели.
|
Пинк (пинка)
|
От гол. pink.
1. Промысловое и торговое судно XVI-XVIII вв. На Севере имело 2, а на Средиземном море 3 мачты с косыми парусами, узкую корму. В русском ВМФ пинки использовались как транспортные суда для подвоза боеснабжения и продовольствия. Имели на борту 20-38 пушек.
2. Двухмачтовое парусное судно для перевозки грузов на небольшие расстояния, распространенное в Северной Европе (Нидерландах, Швеции, Дании и др.). Обычно имеет вспомогательный двигатель.
|
Пиратство
|
От греч. peirates - грабитель, разбойник.
Морской разбой, в международном праве - насильственные действия (задержание, потопление или грабеж), совершаемые против торговых судов в открытом море частновладельческими или государственными судами. Пиратство зародилось в глубокой древности одновременно с развитием морской торговли и началом войн на море. Иногда пираты стремились даже к изменению существующих общественных отношений, следуя утопическим представлениям о свободе и справедливости. Так, в конце XVII в. на С. Мадагаскара пираты под руководством француза Миссона и итальянского философа-утописта Караччиоли основали свою республику, которую назвали Либерталия (от итал. liberta -свобода). Республика не признавала частной собственности, национальных и расовых различий, управлялась выборным советом, имела общую казну. Однако, какими бы идеями ни руководствовались люди, вставшие на путь пиратства, их основном занятиями были грабежи и убийства в целях собственного обогащения; пиратов объединяла разбойничья мораль. Они признавали одно лишь право - право сильного и чтили лишь одно божество - добычу. В разные времена и в различных регионах люди, занимающиеся пиратством, именовались по-разному. Так например, пиратов Северного и Балтийского морей в XIV- XV вв. называли витальерами (от лат. viktualien - съестные припасы) и ликедейлерами (от нем. gleichteilen - делить на равные доли). Пираты Карибского бассейна в XVII в. назывались флибустьерами (по название распространенного среди пиратов легкого судна - флибот) и буканьерами (от инд. bucan - приспособление для вяления мяса, основной пищи пиратов в походе). Вступление в ряды пиратского братства сопровождалось принесением клятвы на Библии, принятием устава и др. Пиратские уставы, отличаясь в деталях, всегда четко определяли долю каждого в общей добыче. За попытку утаить часть награбленного пират мог лишиться жизни. С другой стороны, за полученные в бою увечья ему полагалась компенсация, тем большая, чем тяжелее понесенный ущерб. Трусость каралась смертью. В походе запрещались пьянство и азартные игры. Всевозможные раздоры должны были разрешаться на берегу. За неповиновение капитану провинившийся терял свое право на часть добычи. Власть пиратского капитана опиралась исключительно на его авторитет, подтверждать который ему приходилось делом в многочисленных сражениях. Среди пиратов был распространен обычай давать клички, подлинные же имена много из них остались неизвестными. В зависимости от политико-экономического положения той или иной морской державы, пиратство считалось то дозволенным и даже почетным ремеслом, то становилось преступным, и пираты объявлялись вне закона. Так, в XVI в. британская корона покровительствовала пиратам, помогавшим ей в борьбе за испанские колонии, а наиболее выдающиеся пиратские начальники (Фр. Дрейк, Дж. Гаукинс, Г. Морган, Дж. Клиффорд и др.) были даже возведены в рыцарское достоинство и осыпаны королевскими милостями. Позднее, добившись господства на море (кон. XVII в.), Англия объявила пиратам беспощадную войну, и много из них кончили жизнь на виселице (например, английский пират капитан У. Кидд). Тесно связано с пиратством каперство - морской разбой по лицензиям воюющих государств. Как правило, во время войны пираты становились каперами, и наоборот, в периоды затишья в военных действиях каперы поднимали пиратский флаг "Веселый Роджер" (черный, с изображенным в центре оскаленным черепом и скрещенными костями под ним). Были пираты на службе и у русских правителей. При царе Иване IV (Грозном) нес каперскую службу пират датчанин К-Роде со своей флотилией, а при Екатерине II дослужился до адмиральского чина, участвуя в войне с турками, капер американец П. Джонс, описанный Ф. Купером в романе "Пенитель моря". Еще в древние времена пиратство превратилось в грозную силу. В I в. до н.э. пираты угрожали самому существованию Римской империи. В плену у пиратов побывал в молодости Юлий Цезарь. Пиратство приносило такие убытки, что в 67 г. до н.э. римский сенат вынужден был снарядить против пиратов специальную карательную экспедицию во главе с Помпеем, в ходе которой было захвачено более 1300 пиратских судов и взято в плен 20 тыс. пиратов. По своей сути пиратами были и викинги (VIII-XI вв.). Широкую известность приобрели в XIV-XV вв. пираты Балтийского и Северного морей - витальеры (под руковод. К. Штёртебекера, Г. Михеля, Бенеке и др.), грабившие ганзейские суда, а иной раз и нападавшие в пользу Ганзы на ее врагов. Само название "витальеры" возникло потому, что пираты снабжали продовольствием осажденный датчанами в 1389 г. Стокгольм. Дерзкие операции витальеров наводили страх на правителей приморских держав. Бенеке удалось даже взять в плен плывущих в Нидерланды английского короля Эдуарда IV и лорд-мэра Лондона. В XV-XVI вв. на Средиземном море варварийские пираты (под началом братьев Аруджа и Хайраддина Барбаросса, Драгута, Улуха и др.) фактически контролировали всю морской торговлю. Для борьбы с ними христианские страны вынуждены были выставить объединенный флот во главе с адмиралом А. Дориа. В плену у варварийских пиратов более 4 лет провел испанский писатель М. Сервантес. Процветало пиратство и на морях Юго-восточной Азии (особенно в Аравийском море, Бенгальском залив и Южно-Китайском море). Неспроста Пиратским берегом называли часть южного побережья Персидского залива к юго-востоку от острова Ормуз. Здесь пиратством занимались целые племена. Пираты грабили суда, доставлявшие индийские и китайские товары в Оман, откуда по караванным тропам они переправлялись в Европу. Использовали выгодное географическое положение своих баз и пираты, обосновавшиеся на островах Малайского архипелага С открытием Америки и переносом основных морской торговых путей в Атлантику центр пиратства переместился на острова Карибского моря. Пираты так называемого берегового братства (первоначальная база остров Тортуга, затем остров Ямайка) наводили страх на испанцев и их укрепленные прибрежные поселения. Объединенные под началом Моргана во флот, в 1671 г. пираты высадились на берег, пересекли по суше Панамский перешеек и штурмом взяли Панаму - центр и перевалочный пункт торговых путей испанских колоний. В эти времена пиратство обретает глобальный характер, пиратские эскадры появляются на всех морях (например, экспедиция В. Роджерса в 1708-1711 гг.). До нач. XIX в. постоянную дань пиратам платили города и государства: Королевство обеих Сицилии, Тоскана, Сардиния, Португалия, Дания, Швеция, Ганновер и Бремен. В нач. XIX в. в Макассарском проливе (между островами Борнео и Целебес) в течении 20 лет господствовал предводитель пиратов Рага. Для пресечения его разбойничьих действий американцам пришлось высылать военные корабли. В 1-й пол. XIX в. китайские пираты нападали на английские и американские суда, идущие из Персидского залив с контрабандным опиумом. В узкостях и при слабом ветре пиратские джонки одерживали верх даже над хорошо вооруженными судами. Большой ущерб торговле, наносимый пиратством, и изменения в политической обстановке заставили европейские державы в XIX в. принять ряд соглашений о борьбе с пиратством (например, проект Монро 1832 г., Парижская декларация 1856 г.). Но и тогда были такие незаурядные пираты, как Р. Сюркуф, которого называли "корсаром Наполеона". Во все времена пираты отличались хорошей морской выучкой, сноровкой и лихостью. Главные элементы пиратской тактики: внезапность нападения, быстрота и беспощадный абордажный бой. Вооружение пиратских кораблей было легче, чем военных. Меньшая осадка при значительной парусности существенно улучшала их ходкость. Огневая мощь кораблей имела второстепенное значение, т.к. от встречи с военными кораблями пираты, как правило, уклонялись, пользуясь преимуществом в скорости. Преследование судов пираты обычно вели с наветренной стороны, чтобы затруднить их маневрирование, или тем же курсом с кормы, чтобы уклониться от бортовых залпов и иметь возможность сразу повредить руль "купца", лишая его возможности маневрировать. При сближении пираты старались в первую очередь повредить огнем своих пушек рангоут преследуемого судна и лишить его хода. Палубные пушки делали поворотными, стреляли они картечью. Пиратская тактика сыграла важную роль в сражении при Гравелине в 1588 г., когда сравнительно малочисленный английский флот, в числе командиров которого были испытанные пиратские адмиралы Дрейк и Гаукинс, нанес сокрушительное поражение испанской "Непобедимой армаде". С пиратством прошлых времен связаны многие географических открытия. В 1577 1580 гг. английский пират Фр. Дрейк совершил 2-е в мире кругосветное плавание на корабле "Голден Хайнд", а в 1586-1588 гг. третьим в мире обошел на корабле вокруг света пират Т. Кавендиш. Не чуравшемуся попутно с исследовательской деятельностью и морского разбоя англичанину М. Фробишеру принадлежат большие заслуги в поисках северо-западного прохода из Атлантического океана в Тихий (1576-1578). Известный пиратский капитан У. Дампир в 1683-1691 гг. совершил кругосветное плавание и составил подробное описание своего путешествия - целое научное исследование с собственноручно изготовленными картами, с данными о ветрах и течениях, о навигационных особенностях морей. Имена некоторых пиратов нанесены на карту Земли (пролив Дрейка, мыс Дейвиса, залив Фробишера и др.). Окончательно искоренить пиратство не удалось и по сей день, хотя теперь оно носит локальный характер. До сих пор появляются сведения о пиратах, базирующихся в Гонконге и Макао и обладающих современными быстроходными катерами. В современную эпоху пиратство приобрело новую форму: нападение кораблей и самолетов на торговые суда нейтральных стран. Зародившись в 1-ю мировую войну, этот вид пиратства особенно проявил себя в период между 2 мировыми войнами (особенно во время гражданской войны в Испании 1935-1939 гг.) и во время 2-й мировой войны, когда подводная лодки фашистской Германии и милитаристской Японии топили суда нейтральных стран на международных морских путях. Положения Международного морского права, определяющие понятие "пиратство" и предписывающие меры борьбы с ним, содержатся в Женевской конвенции об открытом море 1958 г. Формы пиратства меняются вместе с развитием науки и техники. В последнее время под категорию пиратства принято подводить также незаконный захват и угон самолетов отдельными лицами. Неофициально пиратством называют радиопиратство - незаконное вещание частных радиостанций, размещенных на судах, курсирующих в нейтральных водах.
|
Пирога
|
От фр. pirogue, исп. и карибск. piragua.
Общее название лодок местных типов периода колонизации Америки и Африки. Обычно пирога (челн) - долбленка-однодеревка, изготовляемая из ствола дерева, внутренность которого выбирают теслом или выжигают. Для увеличения ширины выдолбленную заготовку распаривают и раздвигают борта. Иногда борта наращивают досками. Длина пироги в тропических странах достигает 7-8 м, ширина до 1 м. название "пирога" также закрепилось в литературе как синоним каноэ - лодки, изготовляемой из коры.
|
Плавучая батарея (плавбатарея)
|
Артиллерийский корабль, предназначенный для обороны своих военно-морских баз или действий против приморских крепостей и других оборонительных сооружений на побережье. Плавбатареи могли быть самоходные и несамоходные, специальной постройки или переоборудованные из кораблей или судов других классов. Как корабли специальной постройки впервые были применены в 1782 г. при осаде Гибралтара.
|
Плавучесть судна
|
Способность судна плавать в определенном положении, неся на борту заданное количество грузов. Плавучесть судна определяется законом Архимеда, из которого следует, что на судно действует равнодействующая сил гидростатического давления (сила плавучести, или сила поддержания), равная по величине и противоположная по направлению силе тяжести судна; точки приложения этих сил лежат на одной вертикали.
|
Плавучий якорь
|
Приспособление для замедления дрейфа шлюпки в случае, если гребцы не могут выгрести против волны и ветра и шлюпке негде укрыться. Изготавливается из парусины в виде конуса; от вершины вдоль конуса прошиваются концы, которые соединяются в общий огон. Опущенный за борт плавучий якорь заполняется водой и удерживает шлюпку носом к ветру. Для выборки плавучего якоря в вершине конуса закрепляют отдельный трос.
|
Планисфера
|
От лат. planum - «плоскость» и греч. sphaira - «шар».
Карта с изображением земной или небесной сферы на плоскости в виде полушарий в нормальной (полярной) стереографической проекции.
|
Планширь
|
От англ. gunwale.
Горизонтальный деревянный брус или стальной профиль (стальной профиль может быть обрамлён деревянным брусом) в верхней части фальшборта или борта шлюпок и беcпалубных небольших судов. На старинных парусных судах использовался деревянный брус при изготовлении планширя или обрамления металлического планширя. На современных торговых судах и военных кораблях фальшборт обрамлён сверху стальным планширем. На пассажирских судах и в некоторых местах на торговых судах (на крыльях мостика, например) стальной планширь может быть обрамлён деревянным брусом. Планширь — аналог верхней планки перил на балконе. Стальной планширь также выполняет роль ребра жесткости для фальшборта. У военных парусников фальшборт в целях защиты команды от ружейного огня достигал высоты человеческого роста и более, а планширь превращался в вытянутую вдоль фальшборта узкую, поднятую над палубой площадку, на которую поднимались для обзора поверхности моря, а также для того, чтобы уложить служившие дополнительной защитой спальные койки в расположенные вдоль бортов коечные сетки.
|
Плашкоут
|
От гол. plaatschuit.
Несамоходное грузовое судно с упрощенными обводами для перевозки грузов на верх, палубе. Используется в основном для перегрузочных работ на рейде. Плашкоуты служат также опорами наплавных мостов.
|
Плейт
|
От англ. playte.
Парусное судно, служившее в XV в. для перевозки грузов и пассажиров между портами Англии и Франции.
|
Плехт
|
Второй или верповочный передний носовой якорь. Висел по правому борту.
|
Плот
|
Плавучее сооружение в виде плоской платформы, образованной несколько связанными друг с другом бревнами. Является простейшим и древнейшим средством транспорта на воде. Плоты приводились в движение сначала шестом, а затем парусом. Первые плоты, представлявшие собой связки древесных стволов или тростника, появились в эпоху раннего неолита (VII-IV тыс. до н.э.). Существовали плоты также из пустых закупоренных кувшинов, закрепленных на жестком каркасе. До кон. XIX в. плоты использовались для транспортировки грузов по рекам. Их строили в один или несколько рядов бревен (накатов), по бокам устанавливали перила, а иногда и навес. В настоящее время плоты используются лишь как средство транспортировки древесины по внутренним водным путям. Их формируют из сплоточных единиц (пучков, клеток, плиток) и ведущих единиц (маток, подматочников и др.). Для буксировки по озерам делают плоты сигарного типа, имеющие обтекаемую форму и более прочное крепление. Изучается возможность буксировки плотов по морю. На морских судах в настоящее время используются надувные спасательные плоты.
|
Поворотливость судна
|
Способность судна изменять направление движения. Наряду с устойчивостью на курсе, поворотливость судна характеризует одно из важнейших мореходных качеств - управляемость. Поворотливость судна оценивается по минимальному диаметру установившейся циркуляции судна при максимальном угле перекладки руля, равном, как правило, 35°. Величина поворотливости судна составляет от 2 до 6 длин корпуса судна.
|
Погонное орудие
|
Орудие на парусных судах, установленное для стрельбы прямо по носу.
|
Подветренный борт
|
Борт, противоположный наветренному борту.
|
Подволок
|
Внутренняя сторона палубы, палубной обшивки, потолок в помещении на корабле. Может иметь теплоизоляцию. В каютах выполняется из декоративных листов, накладываемых на нижнюю кромку набора.
|
Подзор контртимберсов
|
Наклонная плоскость, расположенная выше винтранца и нависающая над водой; часто украшалась резьбой.
|
Подпёрток
|
Короткие шкентеля, поддерживающие перты по всему рею в нескольких местах.
|
Подштульц
|
На боковой галерее плоскость между рым- и фут-реельсами.
|
Подчалок
|
1. Лодка, которая при совместной работе с большим судном, стоящим на якоре, удерживается от сноса ветром и течением на бакштове - конце троса, спущенного для этого с кормы судна.
2. Парусно-гребная одномачтовая рыбацкая лодка, предназначенная для лова рыбы сетями или крючковой снастью. Подчалками вели лов самостоятельно или базировались на рыбницах. Были распространены на Каспийском море длина 6-7,5 м, ширина 1,6-1,8 м, высота борта 0,7 м, осадка около 0,4 м, площадь люгерного паруса около 18 м.кв.
|
Полакка (полакр)
|
Парусное судно, чаще всего трехмачтовое. Было довольно широко распространено в Средиземноморье; в основном использовалось для торговых перевозок, реже - в военных целях.
|
Полубак
|
Возвышение над верхней палубой в носовой части корабля. Основное назначение баковой надстройки заключается в увеличении высоты борта в носовой части корабля, что важно для обеспечения хорошей мореходности, защиты верхней палубы от заливания при встречной волне и повышения непотопляемости. В удлинённом баке на грузовых судах располагают грузовые твиндеки, на пассажирских судах — каюты.
|
Полубалансирный руль
|
Руль, у которого передняя половинка пера по длине короче задней. Делается это, если надо освободить место для винта на судне с двигателем.
|
Полубимс
|
Бимс, идущий не по всей ширине корабля, а от борта до карлингса или до выреза в палубе.
|
Полундра!
|
Восклицание, первоначально означавшее "берегись сверху!". В настоящее время используется как синоним слова "берегись". Сохранилось со времен парусного флота, когда матросы, работая на мачтах или реях, могли уронить инструмент или какую-либо деталь парусного вооружения судна и предупреждали об этом всех находящихся внизу на палубе.
|
Полуторамачтовое судно
|
Парусное судно, имеющее первую высокую и вторую низкую мачты - соответственно грот-мачту и бизань-мачту. К полуторомачтовым судам относятся кеч и иол.
|
Полуют
|
Возвышенная часть кормовой оконечности корабля или дополнительная палуба над ютом.
|
Полярка
|
Быстроходное парусное судно стран Средиземноморья XVII-XVIII вв., использовавшееся для торговых и военных целей. Двухмачтовая полярка имела парусное вооружение бригантины, 3-мачтовая - косые паруса на фок- и бизань-мачтах и прямые на грот-мачте или прямое вооружение на всех мачтах.
|
Поммерн
|
Pommern
Грузовое судно, 4-мачтовый барк, ныне корабль-памятник в г. Мариенхамине (Аландские о-ва, Финляндия), на борту которого находится музей, посвященный парусному флоту. Построен в 1903 г. в Глазго (Шотландия) для перевозки пшеницы. Ходил по маршруту Австралия - Англия. Был куплен финляндским арматором Г. Эрикссоном, обладавшим большим парусным флотом. Длина судна 95 м, ширина 13 м, валовая вместимость 237 perистровых тонн.
|
Помпа
|
Водяной насос в водоотливных и пожарных судовых устройствах.
|
Понтон
|
Плавсредство, служащее для поддержания на воде тяжестей.
|
Порты
|
В судостроении этим термином обозначается закрывающийся вырез в борту корабля (судна). В парусную эпоху распространенным было понятие «пушечный порт» - отверстие, как правило прямоугольной формы, предназначенное для стрельбы из расположенных у бортов орудий. В настоящее время порт (портик) - герметически закрывающийся вырез, служащий для посадки-высадки людей, погрузки-выгрузки грузов, бункеровки и т.д.
|
Потесь
|
Правильное весло, вытесанное из бревна длиной 21-25 м, навешиваемое на стальных штырях с кормы и с носа барок и других речных судов барочного типа. Им правили, загребая в поперечном относительно курса судна направлении. Иногда сбоку имелась третья потесь, называемая заносной. К середине XIX в. потеси были повсеместно вытеснены навесными рулями. В настоящее время сохранились лишь на плотах при сплаве леса по мелким и бурным рекам, где невозможна буксировка.
|
Пояс обшивки
|
Каждая из групп досок обшивки протяженностью от носа до кормы корабля. Соединения досок одного ряда называют стыками, а рядов обшивки между собой - пазами.
|
Поясья наружной обшивки
|
Продольные ряды листов наружи, обшивки судна. Соединения листов одного пояса называют стыками, поясьев между собой - пазами. Различают поясья наружной обшивки бортовые, днищевые, скуловые. Верхний пояс бортовой обшивки - ширстрек, горизонтальный килевой и скуловой поясья, испытывающие большие нагрузки,- изготовляют утолщенными. На судах ледового плавания утолщается бортовой пояс в районе ватерлинии. Размеры листов поясьев наружной обшивки должны быть максимально возможными для уменьшения общего числа листов и, следовательно, общей длины соединяемых кромок. В сварных корпусах стыки располагают в одном сечении. При соединении клепкой, чтобы не получился общий для всех поясьев наружной обшивки стык, ослабляющий поперечное сечение корпуса, стыки смежных поясьев разносятся друг от друга не менее чем на 2 шпации, а стыки, расположенные через 1 пояс, - на 1 шпацию. Ширина поясьев наружной обшивки на миделе, как правило, максимальна и одинакова, а в оконечностях уменьшается, кроме ширстрека и горизонтального киля, ширина которых постоянна и зависит от длины судна. Из-за того, что длина шпангоутов в оконечностях много меньше, чем у миделевого сечения, число поясьев наружной обшивки по мере удаления от него уменьшают (во избежание сужения всех поясьев до весьма малой ширины, затрудняющей их обработку), не доводя некоторые из них до штевней. Место, где такой пояс заканчивается, называют потеряем.
|
Прам
|
От гол. praam.
1. Плоскодонное парусное судно, применявшееся в XVII в. в Нидерландах для перевозки грузов по рекам. Прамы отличались значительным удлинением корпуса и малой осадкой, что придавало им хорошую ходкость. Оснащены одной мачтой и шверцами. В палубе без седловатости имелся большой грузовой люк, простиравшийся на половину длины судна и почти на всю ширину. Закрывался люк двускатной кровлей.
2. Плоскодонный парусный корабль с сильной артиллерией (до 44 пушек крупного калибра, иногда несколько мортир). Военные прамы впервые появились в Швеции во 2-й половине XVII в. и использовались в прибрежных районах и на реках для бомбардировки крепостей и укрепленных пунктов противника. В России прамы строились в XVIII в. для защиты с моря Кронштадта и имели длину до 35 м, ширину до 10,6 м, осадку до 3 м. В конце XVIII в. на Балтике было построено несколько полупрамов, которые отличались вдвое меньшей осадкой при той же длине и ширине.
|
Прао, проа, прау
|
Термин, которым именуют большое количество типов судов и лодок малайско-индонезийского региона и Океании.
|
Привальный брус
|
Брус, устанавливаемый вдоль борта судна выше ватерлинии, служащий для предохранения его от смятия при ударах во время швартовки судна к пирсу или другому судну. Привальный брус бывает деревянный, металлический, резинометаллический.
|
Привести к ветру
|
Изменить курс корабля (судна) таким образом, чтобы он был ближе к линии ветра.
|
Приливы
|
Периодичные колебания уровня океанов и морей, обусловленные силами притяжения Луны и Солнца. Величина и характер приливов зависят также от географических условий места (района моря). У берегов приливы и отливы сопровождаются течениями, называемыми приливо-отливными. Если прилив правильный, то приливное течение начинается, когда вода, поднимаясь при приливе, достигает среднего уровня. Постепенно нарастая, течение достигает наибольшей скорости в полную воду, затем при отливе оно постепенно убывает и прекращается к моменту, когда уровень достигает своего среднего положения. При дальнейшем понижении уровня начинается отливное течение обратного направления, которое в свою очередь достигает наибольшей силы в малую воду и затем уменьшается при приливе и прекращается, когда уровень достигает среднего положения. При правильном приливе приливное и отливное течения продолжаются одинаковый промежуток времени.
|
Прихватить
|
Слегка закрепить: наскоро привязать. Прихватить что-либо каболкой - это значит подвязать временно.
|
Промеры (промерные работы)
|
Работы, выполняемые для составления поперечных профилей русла реки, топографической съемки русла или озер, стариц в долине реки. При промерных работах измеряют с лодки (судна) глубину водотока в намечаемых точках и определяют плановое положение этих точек.
|
Прядь
|
Составная часть растительного троса, свитая из каболок. У стальных тросов пряди свиваются из одинаковых проволок.
|
Прямые паруса
|
Паруса, которые ставятся поперек судна и крепятся к реям, поднимающимся на мачты и стеньги. В XVII в. имели вид равнобокой трапеции или прямоугольника.
|
Пузо паруса
|
Выпуклость паруса, надутого ветром. Увеличивает подъемную силу (тягу) по сравнению с плоским парусом той же площади. Достигается соответственно покроем паруса.
|
Путенс-ванты
|
1. Железные прутья, нижние концы которых находятся на ракс-бугеле нижнего рея или под ракс-бугелем на специальном путенс-вант-бугеле. Затем путенс-ванты проводят через отверстия по краю марса, и их верхние концы завершают кольцами, к которым скобами крепят путенс-вант-юферсы. (Связи, идущие от вант из-под марса к боковым его кромкам; служат для укрепления кромок марса и не дают ему выгибаться вверх от тяги стень-вант).
2. Специальные оттяжки - похожие на короткие, идущие вниз, ванты, которые снизу натягивают путенсы и крепятся к борту под русленями. В наше время, когда русленей на парусниках уже нет, только эти оттяжки идущие вниз от марсовой площадки и принято называть путенс-вантами.
|
Пушечный (орудийный) порт
|
Отверстие для стрельбы из установленного на корабле орудия. Как правило, порты имели квадратную (или прямоугольную) форму и прорубались в борту корабля, а также в носовой и кормовой частях. Делали пушечные порты и в фальшборте - для стрельбы из орудий, размещаемых на верхней палубе. В этом случае они могли не иметь крышек и именовались полупортами. Порты могли наглухо закрываться крышками. Каждая крышка подвешивалась на шарнирах, рас полагавшихся в верхней ее части, и открывалась изнутри при помощи тросов, концы которых закреплялись в рымах на внешней ее стороне. Закрывалась же крышка при помощи других тросов, прикрепленных к рымам на ее внутренней стороне.
|
Пютенги
|
Деревянные подпорки, поддерживающие руслени.
|
Пяртнерс
|
Отверстие в палубе деревянного парусного судна, через которое проходит мачта. Располагается между усиленными палубными связями - мачтовыми бимсами и мачтовыми карлингсами. Получающаяся рама часто подкрепляется полубимсами, а внутри заполняется штуками дерева, образующими так называемую мачтовую подушку. Мачту крепят в пяртнерс при помощи клиньев, а зазор между мачтой и подушкой герметизируют брюканцем - парусиной, пропитанной смолой или олифой.
|
Пятка
|
Упертый в мачту конец рангоутного дерева. Другой, свободный конец - нок.
|
|
Онлайн-калькулятор
для расчёта диаметров такелажа
Онлайн-калькулятор
для расчёта размеров рангоута
кораблей Российского флота
Напишите мне письмо...
Вступайте в нашу группу
|