Парусный моделизм

Сайт для людей, увлечённых парусным моделизмом.

Партнёры
сайта
Группа компаний налогового и бухгалтерского консультирования Финансист «Самоцветы.» Салон Натальи Степуниной.
Условия размещения рекламы на сайте!

СПРАВОЧНИК
морских терминов

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Термин
Описание
Ваер Стальной канат для буксировки трала. Одним концом Ваер соединен с траловой доской, а другим — с барабаном ваерной или траловой лебедки. Диаметр Ваера в зависимости от буксировочного сопротивления трала и тягового усилия траулера составляет 6—34 мм.
Валёк Утолщенная часть весла.
Вант-путенсы Железные цепи или полосы, нижний конец которых крепится снаружи к борту судна, а верхний закладывается за нижние юферсы.
Ванты От гол. want.
Снасти стоячего такелажа на парусных судах, укрепляющие мачту (стеньги, брам-стеньги) с бортов. Ванты получают названия тех частей рангоута, которые они удерживают: фок-ванта, грот-стень-ванта, крюйс-стень- ванта и т. д. Верхние концы вант крепятся на мачте и стеньгах, а нижние - к вант-путенсам бортов и путенс-вантам. Ранее на парусных судах ванты изготовлялись из пенькового троса, на современных - из стального троса. Ванты служат также для подъема матросов на мачты и стеньги для работы с парусами. Для этих целей поперек вант на определенном расстоянии друг от друга крепились выбленки, пеньковые, деревянные или металлические. В XVII веке изготавливались из пенькового троса.
Ватер-бакштаги Снасти стоячего такелажа бушприта, раскрепляющие его в горизонтальной плоскости, идущие к обоим бортам судна.
Ватер-вулинг Крепление бушприта с форштевнем. В старом парусном флоте делались тросовые или цепные. На современных парусных судах заменены железными бугелями и скобами.
Ватервейс 1. Водопроток на открытой палубе вдоль бортов судна, образованный выступающей кромкой ширстрека и приваренной к палубе вертикальной стальной (ватервейсной) полосой. Вода из Ватервейса удаляется через спускные шпигаты.
2. Толстый деревяный брус, идущий по бортам судна на деревянном палубном настиле.
Ватерлиния 1. Линия соприкосновения поверхности тихой воды с корпусом плавающего судна.
2. Кривая на теоретическом чертеже судна, образуемая пересечением поверхности корпуса горизонтальной плоскостью. Обозначается буквами WL или ВЛ. Расчетной называют Ватерлинию, соответствующую осадке, для которой определяют характеристикики судна при проектировании. Основной расчетной Ватерлинии является конструктивная ватерлиния (КВЛ), лежащая в основе построения теоретического чертежа и соответствующая полученному расчетом полному водоизмещению судна. Грузовая ватерлиния (ГВЛ) совпадает с поверхностью воды при полной загрузке судна и соответствует максимально допустимой в эксплуатации осадке. Отмечается на корпусе судна грузовой маркой. У морских транспортных судов КВЛ и ГВЛ, как правило, совпадают.
Вахта (вахтенная служба) Основной вид дежурства на судах (кораблях), обеспечивающий безопасность плавания и поддержание боеготовности. Делится на общекорабельную и специальную.
Вельбот От англ. whaleboat, буквально «китовая лодка».
Мореходная шлюпка с острыми образованиями носа и кормы. Первоначально четырех- или восьмивесельные вельботы в полном соответствии с названием использовались для китобойного промысла. Классический китобойный вельбот имел прочную деревянную конструкцию с обшивкой вгладь, снабжался складной мачтой и парусами. В настоящее время вельботы (обычно оснащенные мотором) используются в качестве судовых шлюпок и шлюпок береговых спасательных станций.
Вельпсы Выступы в виде ребер, сделанные на барабане шпиля, чтобы наматываемый трос не скользил.
Верейка (верей, верея) 1. Узкая английская лодка, служившая для перевозки пассажиров в гавани или через реки. Гребля распашная. В отдельных случаях на верейках предусматривался рангоут (одна мачта) и парусное вооружение. Иногда верейки использовались в качестве прогулочных шлюпок.
2. Небольшое английское грузовое парусное судно прибрежного плавания. Имело острые образования днища, наклонный форштевень и прямоугольную транцевую корму. На мачте, расположенной близко к носу, ставился гафельный парус. В средней части Вереи имели большой люк, в корме — рубку. Использовались для перевозки тяжелых грузов (зерна, кирпича и т. д.). В России большие одно- или двухмачтовые Вереи с бушпритом и двумя—тремя парусами служили при Петре I для осады приморских крепостей, а также для перевозки лесо- и пиломатериалов. Длина 15—18 м, ширина 3,6—4 м, осадка 0,7—1,2 м, грузоподъемность 20—30 т.
Веретено якоря Массивный стержень, к нижней части которого прикреплены рога адмиралтейского якоря или лапы втяжного.
Верп Вспомогательный якорь на судне. Используется в качестве станового якоря в случае его потери или в аварийных ситуациях, например для снятия судна с мели, перемещения его на другое место при отсутствии хода и т. п. В этих случаях Верп завозится на шлюпках с кормы судна и сбрасывается в нужном месте. Самый большой Верп на судне называется стоп-анкером.
Вертлюг Металлический штырь, на который устанавливалось артиллерийское орудие малого калибра.
Верфь От нидерл. werf.
Место постройки и ремонта судов и кораблей. В настоящее время верфь обычно представляет собой ряд сооружений: доков, цехов, стапелей, эллингов, мастерских, складов и т. п.
Весло Приспособление для гребли, обычно деревянное, имеющее лопасть, с помощью которой создается упор. Весла бывают вальковые, распашные (безвальковые), парные, одно- и двухлопастные гребки. Лопасть переходит в веретено, которое у валькового Весла имеет на 1/4 своей длины утолщение (валек), оканчивающееся рукоятью. С рабочей, обращенной в корму стороны лопасть делается гладкой, с другой — имеет утолщение; лопасти Весел спортивных лодок имеют выпукло-вогнутый продольный профиль. Тонкий конец лопасти оковывается металлической полосой; иногда вся лопасть оклеивается стеклопластиком или делается из пластика типа полиэтилена. Веретено защищается от истирания в уключине манжетой из тонкой латуни, кожи или полиэтилена и может иметь буртик для удержания Весла в уключине. Валек уравновешивает весло относительно уключины. Для этой же цели служит свинец, который заливают в отверстия, просверленные в вальке. Вальковые Весла применяют на ялах, где на одной банке сидят два гребца; распашные Весла — на вельботах и гичках, где на банке сидит один гребец, работающий одним Веслом, и парные Весла — на небольших лодках, когда гребец работает двумя Веслами. Двухлопастные Весла-гребки применяют на байдарках, причем лопасти развернуты относительно друг друга на 90°. На веретено гребка надевают резиновые манжеты, препятствующие стеканию воды с лопастей на руки гребца. Однолопастные гребки применяют на каноэ и в качестве резервного движителя — на мотолодках и яхтах.
Ветростойкость Способность судна выдерживать, не опрокидываясь, ветер, характеризующийся условной предельной скоростью. Определяет остойчивость судна на тихой воде, т. е. без волнения, и используется в качестве критерия остойчивости судов.
Винджаммеры От англ. windjammer, буквально - «выжиматель ветра».
Последнее поколение крупных коммерческих парусников, появившееся в конце XIX века на основе достижений промышленной революции. В 1870-90-х гг. пароходы стали достаточно экономичны, чтобы вытеснить парусники с европейских линий, но дальние маршруты оставались им неподвластны. Для этого была необходима промежуточная бункеровка, процедура достаточно долгая и недешёвая, ведь требовалось содержать сеть промежуточных угольных станций.
Виндзейль Устройство в виде трубы, изготовленной из парусины, верхний конец которой срезан наискосок и снабжён распоркой. Виндзейль подвешивали на такелаже, его отверстие поворачивали к ветру, а рукав через люк пропускали внутрь судна и таким образом подавали туда свежий воздух.
Винтранец Самый длинный из транцев (ряда поперечных горизонтальных брусьев, образующих корму).
Виолина Доски, закреплённые по обеим сторонам бушприта позади эзельгофта, которые по внешнему краю были оформлены в виде двойной буквы В и сверху напоминали скрипку.
Виф От англ. whiff.
Узкая гоночная шлюпка с выносными уключинами, применявшаяся в XIX в. на реке Темза.
Вицина, витина От польск. witina.
Речное транспортное парусное судно, имевшее удлиненный корпус. Было pacпространено в XIX в. на реках Немане и Припяти. Длина 40 м, ширина до 8,5 м, грузоподъемность до 240 т.
Взять рифы Уменьшить площадь паруса: свертывая его снизу и подвязывая свернутую часть риф-штертами у косых и шлюпочных парусов; подбирая парус кверху и прихватывая его риф-сезнями к лееру на к рее у прямых.
Вместимость судна Объемная характеристика помещений судна, предназначенных для перевозки грузов и пассажиров. Служит основанием для расчетов, связанных с фрахтованием судов, взиманием с них портовых сборов, налогов, оценкой их продажной стоимости. Различают грузовместимость, пассажировместимость и регистровую вместимость судна.
Водоизмещение Количество воды, вытесненной подводной частью плавающего корабля (судна). Различают объемное водоизмещение, равное объему подводной части до ватерлинии (зависит от плотности воды), и массовое водоизмещение, равное массе корабля (зависит от нагрузки).
Водомётный движитель Судовой движитель, состоящий из водопроточного канала, внутри которого расположен насос, засасывающий воду через входное отверстие водозаборного уства и выбрасывающий ее через сопло. Тяга создается за счет реакции струи, выбрасываемой Водометным Движителем в сторону, противоположную движению судна. Известны водозаборные устройства статические, у которых плоскость входного отверстия совпадает с направлением набегающего потока, и полнонапорные с плоскостью входного отверстия, перпендикулярной к направлению набегающего потока. На водоизмещающих и глиссирующих судах применяются главным образом статические водозаборные устройства, на судах на подводных крыльях — полнонапорные. Рабочим органом Водометного Движителя служат осевые и центробежные насосы, на быстроходных судах — двухступенчатые насосы. Ускорение потока перед его выбросом из Водометного Движителя происходит в сопле — участке с плавно уменьшающимся сечением. Различают Водометный Движитель с выбросом в атмосферу, с подводным и полуподводным выбросом. Из-за невозможности осуществить реверс Водометного Движителя изменением направления вращения насоса на сопле часто устанавливают реверсивные устройства, состоящие из рулей и заслонок и обеспечивающие поворот выбрасываемой струи. Эти устройства используются также для управления судном по курсу. Водометные Движители при умеренных скоростях судна уступают по КПД гребным винтам и применяются, когда необходимы малая осадка и лучшая защищенность рабочего органа. При больших скоростях судна эффективность Водометного Движителя близка к эффективности гребных винтов.
Водорез Часть форштевня, которой деревянное судно рассекает воду на ходу.
Ворон Приспособление на галерах для абордажного боя, перекидной помост на шарнирах, опускаемый на палубу корабля противника при сближении.
Воронье гнездо Бочка, укрепленная в верхней части мачты парусного судна и используемая в качестве наблюдательного поста.
Ворст Оплетённый деревянный шток, поставленный горизонтально над талрепами вант и фордунов. Служит для удержания талрепов на одинаковом расстоянии друг от друга и одновременно является первой ступенькой на вантах.
Впередсмотрящий Член экипажа корабля (судна), назначенный для наблюдения за обстановкой во время плавания.
Второе дно Также внутреннее дно. Водонепроницаемый настил, привариваемый к верхним кромкам флоров, вертикального киля и днищевых стрингеров судна, образующий вместе с днищем двойное дно. В случае повреждения днища Второе Дно предохраняет корпус судна от попадания в него воды, а на крупнотоннажных танкерах предотвращает разлив нефти. Является платформой, несущей большую часть перевозимых грузов, энергетическую установку и пр. На сухогрузных судах Второе Дно расположено горизонтально. В носовой оконечности оно может иметь подъем (до 5 — 10°) к борту, а иногда и к форпиковой переборке. Настил Второго Дна обычно состоит из продольно ориентированных листов, подкрепленных продольными ребрами жесткости.
Вулинг Бандаж, стягивающий несколько брусьев при изготовлении нижних мачт и бушпритов. Обычно состоял из пяти или шести шлагов троса, положенных вокруг мачты. Расстояние между соседними вулингами равнялось примерно 1 м.
Выбленки Тонкий трос поперек вант, составляющий лестницу, по которой поднимаются матросы для работ на марсах и реях.
Выбрать снасть Подтягивать снасть настолько, чтобы она не провисала. В переносном смысле это выражение моряки применяют в отношении лиц, плохо работающих или малодисциплинированных, когда необходимо выправить их служебную деятельностью.
Вымбовка Рычаг, деревянный длинный брусок, который вкладывается в вырезки шпиля. Вымбовки служат для вращения шпиля.
Вымпел корабельный От гол. wimpel.
Узкий длинный флаг, обычно треугольной формы или раздвоенный на конце (отношение длины к ширине не менее 2,5). В ВМФ России означает нахождение корабля в кампании. Вымпел поднимается на грот-стеньге и спускается только при выводе корабля из кампании, а также при поднятии флага должностного лица.
Высокие широты Условное название приполярных областей на поверхности земного шара, ограниченных примерно 65° северной и южной широты.
Высота борта Вертикальное расстояние, измеренное от киля до первой непрерывной палубы в середине судна. Также важной характеристикой судна является высота надводного борта - вертикальное расстояние от ватерлинии (в настоящее время - летней грузовой марки) до первой непрерывной палубы в середине судна.
Выстрел Рангоутное дерево (или металлическая балка), прикрепленное к борту судна шарнирным соединением и расположенное перпендикулярно к нему. В вываленном положении служит для постановки и крепления шлюпок и катеров во время якорной стоянки, а также для посадки личного состава в шлюпку. В горизонтальном положении выстрел удерживается выстрел-топенантом — тросом, идущим от нока выстрела к фок-мачте. В перпендикулярном к борту судна положении выстрел удерживается выстрел-брасом — тросом, идущим от нока выстрела к носу судна и бурундуком — тросом, идущим от нока выстрела к корме судна. Вдоль выстрела на высоте 1 м от него, между выстрел-топенантом и бортом судна, натягивается трос — выстрел-леер, служащий для облегчения передвижения по выстрелу. На ходу судна выстрел заваливается (убирается) к борту. Для вывода за борт и уборки заводится выстрел-гордень.
Вьюшка Барабан в виде катушки для хранения на нем различных канатов. Устанавливается на палубе и вращается рукоятками вручную или простейшим механическим приводом.

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


В начало страницы

Онлайн-калькулятор

для расчёта диаметров такелажа
Онлайн-калькулятор

для расчёта размеров рангоута
кораблей Российского флота

Напишите мне письмо...
Вступайте в нашу группу
Сообщество в ВК

Рекламана сайте

Макетная студия SMC Макетная студия SMC Макетная студия SMC

Новое на сайте

13.01.2023 Полностью закончен блог "О творческой реализации известной модели от "Звезды" в СУВЕНИР-НОЧНИК «Летучий Голландец»". 17.12.2020 Добавлен Обзор модели флагманского корабля адмирала Нельсона Виктори от Звезда (Россия). 14.12.2020 Добавлен обзор модели советского парусника Товарищ от ARK-Models (Россия). 23.11.2020 Добавлена Обзор модели китобойного судна Нью Бедфорд (New Bedford). 17.11.2020 Добавлена статья Рангоут и стоячий такелаж четырёхмачтового барка на примере барка Крузенштерн. 11.11.2020 Добавлен обзор модели трёхмачтового барка Gorch Fock от Моделист (Россия). 05.11.2020 Добавлен обзор модели Yacht Mary от Mamoli (Италия).. 19.10.2020 Добавлен обзор модели Славянской ладьи IX-XI в.в. от Фальконет (Россия). 12.10.2020 Опубликованы "Комментарии к строительству модели корвета Аврора (Corvette L'Aurore) 1766-1775 г.г." 14.10.2019 Добавлен обзор деревянной модели Hacchoro от Woody Joe (Япония).
Copyright © 2015,  Парусный моделизм. Все права защищены. Дизайн: Степунин Дмитрий
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика