СПРАВОЧНИК морских терминов
Термин
|
Описание
|
Табанить
|
Грести в обратную сторону, чтобы сделать разворот или дать шлюпке задний ход. По команде "правая (левая) табань, левая (правая) на воду" гребцы правого (левого) борта заносят лопасти весел к корме, опускают в воду и гребут от кормы к носу, а гребцы левого (правого) борта продолжают грести от носа к корме, чем достигается крутой поворот или разворот шлюпки. Команда "табань обе" (табанят гребцы обоих бортов) подается, чтобы остановить шлюпку или дать ей задний ход.
|
Такелаж
|
От гол. takelage.
Совокупность судовых снастей (стальные и растительные тросы, цепи, прутки) для крепления рангоута, управляемого парусами, грузоподъемных работ, подъема и спуска флагов и сигналов и т.п. Наиболее развит такелаж у парусных судов. Его разделяют на стоячий и бегучий, а последний, в свою очередь, на бегучий такелаж рангоута и бегучий такелаж парусов.
|
Тали
|
Грузоподъемное приспособление, состоящее из двух блоков (подвижного и неподвижного), соединенных между собой тросом, один конец которого укреплен неподвижно у одного из блоков.
|
Талреп
|
От гол. taliereep.
Приспособление для натягивания стоячего такелажа и найтовов. Состоит из корпуса, в который ввинчиваются 2 стальных прутка с рымами или скобами на свободных концах для крепления к снастям и опорам. При проворачивании корпуса в ту или иную сторону изменяется длина талрепа, чем увеличивается или уменьшается натяг снастей.
|
Тамбур судовой
|
От фр. tambour.
Небольшое промежуточное помещение на судне, изолирующее вход в какие-либо другие помещения от смежных с ними помещений или от внешней среды.
|
Таран
|
Особое образование (выступ) форштевня корабля гребного или броненосного флотов, предназначенное для нанесения таранного удара Таран в морском бою - удар в борт неприятельского корабля, в результате чего образовывалась пробоина, приводившая к выводу из строя или потоплению атакованного корабля. На суше тараном называлось осадное орудие, применявшееся для разрушения ворот и проделывания проломов в крепостных стенах и башнях.
|
Тартана
|
От итал. tartana - «маленькое судно».
1. Парусное военное и торговое судно, распространенное на Средиземном море в средние века. Имело одну палубу, 2-3 мачты с косыми парусами.
2. Легкий боевой 2-мачтовый корабль XVIII в. с косыми парусами и несколькими пушками.
3. Одномачтовое парусное судно для каботажных перевозок и рыболовства у берегов Средиземного моря. Имеет высокий надводный борт, косой парус и бушприт с 2-3 кливерами. Длина 8-20 м, ширина 3-4,5 м.
|
Твиндек
|
От англ. tween , сокращ. от between - между и deck - палуба.
Пространство внутри корпуса судна между 2 палубами или между палубой и платформой. При наличии 3 палуб различают верхний и нижний твиндек, при большем количестве палуб - верхний твиндек, 2-й, 3-й и т. д., сверху вниз. Иногда твиндеком называют грузовое или производственное помещение на судне, расположенное между 2 палубами, предназначенное для определенных целей - например, рефрижераторный твиндек.
|
Тендер
|
От англ. to tend - обслуживать.
1. Малый парусный военный корабль, предназначавшийся для разведывательной, дозорной и посыльной службы. Тендера вооружались 10-12 гладкоствольными пушками малого калибра. Имели одну мачту со стеньгой и большой горизонтальный буш-прит. Парусное вооружение: гафельный грот, рейковый топсель, стаксель и 1-2 кливера. На полных курсах ставился брифок. Длина 22-28 м, ширина 3,5-5 м, водоизмещение до 200 т. В русском флоте тендера служили с 1817 до начала 1860-х гг.
2. В период Великой Отечественной войны тендерами называли суда грузоподъемностью 15-30 т, приспособленные для перевозки войск, грузов и высадки десанта на необорудованный берег (благодаря малой осадке носом).
3. В ВМС США, Великобритании и некоторых других стран тендерами называют вспомогательные суда для обслуживания подводных лодок, надводных кораблей и гидросамолетов.
4. Тип парусного вооружения современных яхт.
|
Теоретическая шпация
|
Расстояние по длине судна между равноудаленными теоретическими шпангоутами.
|
Теоретический чертёж судна
|
Графическое изображение наружной поверхности корпуса судна, дающее полное представление о форме его обводов. Для всех судов, кроме деревянных, на теоретическом чертеже принято изображать поверхность судна без учета толщины наружной обшивки. Для построения теоретического чертежа в качестве проекций используют 3 взаимно перпендикулярные плоскости: диаметральную (ДП) - вертикально-продольную плоскость, делящую судно на 2 симметричные части; плоскость мидель-шпангоута - вертикально-поперечную плоскость, проходящую посредине длины судна; плоскость грузовой ватерлинии горизонтально-продольную плоскость, совпадающую с поверхностью тихой воды при осадке судна с полным грузом. Проекции обводов судна на эти плоскости называются соответственно боком, полуширотой и корпусом. Кривые, образуемые пересечением наружной поверхности судна с плоскостями, параллельными ДП, называются батоксами, параллельными плоскости мидель-шпангоута - шпангоутами и параллельными плоскости грузовой (конструктивной) ватерлинии - ватерлиниями. Вследствие симметрии судна относительно ДП на теоретическом чертеже изображают половины шпангоутов и ватерлиний. Для построения теоретического чертежа длину судна разбивают на 20 равных участков, полушироту - на 2-3 участка и осадку - на 4-6 участков, кроме того, проводят 1-2 дополнительные горизонтальные плоскости выше грузовой ватерлинии, характеризующие форму обводов надводной части. На этих плоскостях изображают линии верхней палубы, палубы надстроек (бака и юта) и фальшборта. Таким образом, на проекции "корпус" изображается 21 теоретический шпангоут, причем носовые шпангоуты находятся справа от ДП, а кормовые - слева; нумерация шпангоутов (0-20) идет от носа к корме. На полушироте изображаются 6-8 ватерлиний, обозначаемых цифрами 0, 1, ...; нумерация идет снизу вверх. На грузовой ватерлинии ставят буквы ГВЛ (или КВЛ). На проекции "бок" вычерчивают основную линию, линию верхней палубы, контуры форштевня и ахтерштевня, ДП и 2-3 батокса, обозначаемых римскими цифрами I, II ... от ДП к борту. Масштаб теоретического чертежа выбирают в зависимости от размеров судна в соответствии с действующими стандартами.
|
Тессараконтера
|
Корабль либо с сорока скамьями для гребцов, либо с сорока гребцами при каждой вертикальной группе весел.
|
Течение (морские течения)
|
Поступательные движения масс воды в морях и океанах, обусловленные: действием силы трения между водой и воздухом; или градиентами давления, возникающими в воде; или приливообразующими силами Луны и Солнца. Морские течения различаются: по происхождению, по характеру изменчивости, по расположению и по физико-химическим свойствам. В океанологии выделяют два основных типа. Теплое морское течение - течение, температура воды которого на обращенной к берегу стороне выше температуры вод открытого океана на данной широте. Обычно теплое морское течение направлено из более низких широт в более высокие. Теплые течения следуют из районов большого испарения и несут воды повышенной солености. Холодное морское течение - течение, температура воды которого на обращенной к берегу стороне ниже температуры вод открытого океана на данной широте. Холодные морские течения направлены из высоких широт в низкие, а также из районов сильного распреснения поверхностных вод океана и несут воды пониженной солености.
|
Течь
|
Сильная прибыль воды в трюмах судна вследствие пробоины, трещины в наружной обшивке, ослабления заклепок, расхождения швов и т.п.
|
Тимберс-индигеды
|
Вертикальные прутья гальюнной решетки.
|
Ткани парусные
|
Тканые материалы, применяемые для изготовления парусов и отличающиеся высо-кими плотностью, прочностью и малой деформацией под нагрузкой. Преимущественно используются синтетические парусные ткани на основе волокон полистера - продукта крекинга нефти. Впервые такая ткань под названием терилен была получена в Англии в 1944 г., а применение ее для парусов началось с 1951 г. Аналогичные парусные ткани, изготовляемые в других странах, получили название дакрон (США), лавсан (СССР), тергал (Франция), тревира (ФРГ), теторон (Япония), теритал (Италия). Это легкие и прочные парусные ткани, повышенные плотность и гладкость поверхности которых достигаются пропиткой в небольших количествах синтетической смолой. Благодаря заполнению смолой микропор между нитями парусной ткани уменьшается ее склонность к деформации по диагонали - под углом к направлению нитей основы или утка. Синтетические парусные ткани не гниют, устойчивы к воздействию масел и многих химических веществ. Легкие паруса для попутных ветров шьют из нейлона - ткани на основе полиамидных волокон, получаемых из угля, сильно тянущейся под нагрузкой и подвержен-ной разрушающему воздействию солнечных лучей. Применяется также улстрон - ткань из полипропиленовых волокон. В конце 70-х гг. за рубежом разработан майлар, представляющий собой тонкую пленку из полистера, используемого для выделки дакрона. Паруса больших яхт шьют из темперкота - композитного материала, состоящего из слоя тонкого (120 г/м²) нейлона, покрытого с обеих сторон майларом. Такая парусная ткань имеет прочность дакрона (180 г/м²), одинаковую во всех направлениях, и практически не деформируется под нагрузкой. Традиционная парусная ткань - хлопчатобумажная (и ее разновидности - фильтроткань, миткаль, перкаль) и льняная парусина - для изготовления парусов в последние годы практически не используются, так как значительно уступают синтетическим тканям по прочности, воздухонепроницаемости, а главное, паруса из них сильно вытягиваются - получают остаточную деформацию, искажающую форму.
|
Толлбой
|
Узкий дополнительный крыловидный парус, который ставится в паре сричером при курсовом угле к направлению ветра 45-120° и со спинакером при 70-160°. Назначение толлбоя - направлять струи воздуха на подветренную сторону грота и тем самым устранять завихрения, возникающие здесь при больших углах атаки к вымпельному ветру. Галсовый угол толлбоя крепится примерно на половине основания переднего парусного треугольника от мачты и снабжается приспособлением для перемещения в поперечном направлении - радиусным рельсом с ползуном или талями, закрепленными к фальшбортам. Чем полнее курс яхты, тем дальше на наветренную сторону и ближе к мачте смещается галс толлбоя. Для повышения жесткости толлбой снабжается латами и стальным ликтросом по передней шкаторине.
|
Томбуй
|
Буек, привязываемый тонким тросом - буйрепом к тренду якоря для указания места его отдачи. Если якорь зацепится за подводное препятствие, он может быть освобожден с помощью буйрепа.
|
Тоннаж
|
Общая вместимость судна. В настоящее время выделяются брутто-регистровый тоннаж (вместимость внутреннего объема судна под верхней палубой, а также надпалубных надстроек, которые используются для перевозки груза и пассажиров; и нетто-регистровый тоннаж (объем судовых помещений для груза и пассажиров).
|
Топ
|
Верхний конец всякого вертикального рангоутного дерева, например мачты, стеньги, флагштока.
|
Топенант
|
От гол. toppenant.
1. Снасть бегучего такелажа, служащая для удержания в нужном положении ноков реев, гиков и выстрелов, а также грузовых стрел. В зависимости от принадлежности тому или иному рангоутному дереву топенант получает дополнительное наименование: спинакер-гика-топенант, фока-рея-топенант и т.д. При большой массе гика топенант может крепиться на шпрюйт-тросовую оттяжку, разносящую нагрузку на 2 точки или более на гике.
2. Снасть бегучего такелажа, прикрепленная к ноку рея и служащая для установки рея под тем или иным углом к горизонтальной плоскости. Получают название от реев - фока-топенанты, бегин-топенанты и т.д. Слово «бегин» в данном случае - приставка, прибавляемая к слову «рей» для обозначения нижнего рея на бизань-мачте. Топенантом также называется снасть, поддерживающая нок грузовой стрелы, гика, гафеля.
|
Топовый огонь
|
Судовой навигационный огонь белого цвета, расположенный в диаметральной плоскости судна, освещающий непрерывным светом дугу горизонта в 225° прямо по носу (до 22,5° позади траверза каждого борта). На судне длиной 20 м и более с механическим двигателем топовые огни расположены следующим образом: передний - на высоте 6 м над корпусом; если ширина судна превышает 6 м, то на высоте не менее этой ширины, но не выше 12 м; задний топовый огонь на 4,5 м выше по вертикальной линии, чем передний. Горизонтальное расстояние между ними не менее 0,5 длины судна, но не более 100 м. Передний топовый огонь устанавливают от форштевня на расстоянии, не превышающем 0,25 длины судна. При всех нормальных условиях дифферента задний топовый огонь виден выше переднего и раздельно от него. В любой обстановке топовые огни отчетливо видны над всеми огнями и конструкциями судна. Судно длинной менее 50 м не обязано, но может выставлять 2-й топовый огонь.
|
Топография
|
Географическое и геометрическое изучение местности путем проведения съемочных работ и создания на их основе топографических карт.
|
Топрик
|
От устарелый топрек от гол. top u reg.
Канат (или цепь), соединяющий головные части шлюпбалок или ноки 2 легких грузовых стрел при их спаренной работе. Фиксирует расстояние между ними. Ноки стрел вместо топрика часто оснащают топрик-талями, в состав которых входят собственно топрик и тали.
|
Топсель
|
От англ. top sail.
Дополнительный парус, поднимаемый в слабый ветер над гафельным или рейковым парусом. Топсель может иметь треугольную или четырехугольную форму; в последнем случае одна или две шкаторины топселя пришнуровываются к топсель-рейкам.
|
Топсельная шхуна
|
Разновидность шхуны, несущая на фок-мачте четыре дополнительных прямых паруса. Отличается от баркентины наличием в составе вооружения гафельного фока.
|
Топтимберс
|
Верхняя часть шпангоута.
|
Трабакколо
|
От итал. trabac-colo.
Парусное грузовое или рыболовное 2-мачтовое судно каботажного плавания, распространенное на Средиземном, Черном и Азовском морях. Грузовая табака имеет длину около 28 м, ширину около 6 м, высоту борта около 2 м, рыболовная требака - длина 10-20 м, ширина 3-5 м, выоста борта 1-2 м. Парусное вооружение рейковое, на бушприте 2 кливера.
|
Траверз
|
От англ. и фр. traverse, от лат. trans-versus - поперечный.
Направление, перпендикулярное курсу судна или диаметральной плоскости. По названию борта судна различают правый и левый траверз.
|
Траверса
|
1. Конструкция, расположенная на опоре воздушной линии электропередачи, к которой крепят изоляторы для проводов и др. арматуру. Служит для создания требуемого изолирующего воздушного промежутка и поддержки проводов (Крепление только через изолятор).
2. Грузозахватное приспособление, используемое на подъёмных кранах для работы с различными типами грузов. Траверса может использоваться для подъёма длинномерных грузов и грузов, где возникают ограничения по высоте.
3. Приспособление для промежуточного крепления, соединения различных деталей.
|
Травить
|
1. Ослаблять, выпускать снасть, швартов, якорь-цепь и т.п. Травить через утку, кнехт и т.п. - понемногу перепускать снасть, задерживая ее. Обратное действие обозначается словом „выбирать".
2. Шутливое. На языке моряков: рассказывать небылицы.
|
Трал
|
Отцеживающее сетное орудие, предназначенное для лова рыбы и нерыбных объектов промысла. Представляет собой конусообразный «мешок» из сетного полотна, удерживаемый в раскрытом состоянии либо жесткими элементами, либо гидродинамическими силами, возникающими при движении трала. Существуют различные разновидности тралов: донные, придонные, пелагические (облавливающие рыбу в толще воды - пелагиали), универсальные. Для буксировки тралов в воде используются специальные суда - траулеры. В военном деле трал - противоминное средство, применяемое для обнаружения и уничтожения мин. Кроме того, существуют гидрографические тралы - устройства для обнаружения подводных препятствий.
|
Транец
|
1. Плоский срез кормы у кораблей, судов и яхт швертботов.
2. Концевое плоское образование кормы всех шлюпок, кроме шлюпок вельботного типа, у которых нос и корма имеют острые образования.Сегодня различается три основных вида транца: транец на моторных лодках и катерах с жестким корпусом, стационарный транец на надувных лодках ПВХ, и подвесной транец на небольших надувных лодках, или туристических катамаранах.
|
«Трансат»
|
Распространенное название регат, происходит от «Трансатлантический» (англ. Transatlantic).
|
Транцевая плита
|
Устройство, выполненное в виде пластины, шарнирно закрепленной вблизи транца плиссирующего судна как продолжение его днища, и предназначенное для регулирования дифферента и крена, возникающих на ходу. При установке транцевой цепи под определенным углом атаки к днищу на ней создается гидродинамическая подъемная сила, а также происходит смещение центра гидродинамического давления к транцу. Благодаря этому уменьшается дифферент судна на корму. Обычно устанавливаются 2 транцевые плиты, разнесенные от диаметральной плоскости (ДП), что позволяет при их отклонении на разные углы компенсировать крен судна. По конструкции транцевые плиты могут быть неуправляемыми, с регулировкой угла отклонения только на стоянке, и управляемыми авто-матически или дистанционно на ходу. Могут размещаться за транцем или в специальных нишах под днищем.
|
Транцевый флор
|
Поперечный вертикальный утолщенный лист в начале свеса кормы судна, прочно соединенный с рудерпостом ахтерштевня. По высоте транцевой флор доходит до ближайшей платформы или палубы. На судах длиной свыше 80 м и на судах с крейсерской кормой устанавливают дополнительный транцевой флор (параллельно первому и в нос от него), к которому присоединяется старнпост ахтерштевня.
|
Трап
|
От гол. trap.
Судовая лестница для сообщения между помещениями или открытыми участками на палубах корпуса, надстроек и рубок.
|
Трап-балка
|
Балка, имеющая вид невысокой поворотной шлюп-балки, снабженная талями. Служит для поддерживания нижней площадки забортного трапа,а также для его подъема.
|
Трапеция летучая
|
От греч. trapezion.
Устройство для поддержания экипажа легких парусных судов за наветренным бортом судна с целью уменьшения крена, возникающего под действием ветра на паруса (откренивания). Состоит из 2 стальных тросиков, закрепленных на мачте на левом и правом бортах; рукоятки регулируемой длины соответствующему росту членов экипажа; пояса (или трусов), надеваемого откренивающим матросом и снабженного крюком для зацепления за трос летучей трапеции; упругого жгута, растягивающего освободившийся трос летучей трапеции вдоль вант. При перемене галса матрос должен отцепить крюк от троса, ставшего подветренным, и, перейдя на наветренный борт, вновь зацепить его за трос этого борта. Летучая трапеция применяется на многих гоночных швертботах
|
Траулер
|
Судно для лова тралом донных и пелагических рыб, кальмаров, креветок. Наиболее распространенный тип морского рыболовного судна. Исторически сложились 3 размерные группы траулеров: малые длиной 15-30 м, водоизмещением 150-300 т, средние длиной 30-55 м, водоизмещением 300-2000 т, большие длиной свыше 55 м, водоизмещением более 2000 т. В конце 60-х гг. XX в. появился новый тип траулеров - так называемые супертраулеры. По способу траления различают траулеры с бортовой схемой траления, которые осуществляют спуск и подъем трала с борта, и траулеры с кормовой схемой траления, когда операции с тралом ведутся с кормы с использованием кормового слипа или склоняющейся дуги. По характеру обработки улова и составу рыбообрабатывающего оборудования траулеры разделяются на свсжьевые, посольно-свежьевые, морозильно-свежьевые, морозильные, консервные, а по способу хранения продукции - на рефрижераторные и без рефрижерации. На последних, обычно малых траулерах, для сохранения улова используется лед. Для операций с тралом имеются промысловые лебедки - либо многобарабанные, либо раздельные операционные (ваерные, кабельные, вытяжные) и грузовые устройства (порталы и стрелы). Помимо тралового устройства преимущественно средние и малые траулеры могут иметь устройства для других видов лова: кошелькового, ярусного и т. д. Оборудуются рыбопоисковой аппаратурой и приборами контроля за раскрытием и наполнением трала, средствами радиосвязи и навигации, состав которых определяется требованиями к морским судам.
|
Трекатр
|
Небольшое парусно-гребное грузовое судно, встречавшееся в бассейнах Средиземного и Черного морей. В военное время трекарты использовались для перевозки грузов и войск и имели на борту до 10 небольших пушек.
|
Тренд
|
Уутолщённая часть, которой заканчивается «веретено» якоря. Нижняя грань тренда называется «пяткой». К тренду крепятся два рога, которые в некоторых типах якорей могут быть подвижными. Так, например, якорь Роджерса (англ. Roger`s anchor) имеет в тренде сквозное отверстие для буйрепа (троса с поплавком). Лапы якоря Смита (англ. Smith`s anchor) прикрепляются к концам свободно вращающегося в тренде сквозного болта. Угол поворота лап ограничивается приливами, упирающимися в тренд.
|
Тренцевание
|
Обвивка троса шкимушгаром, линем или легким тросом в местах впадин между прядями для того, чтобы сделать поверхность троса более ровной и тем самым предотвратить скопление дождевой воды в углублениях между прядями; применяется при изготовлении стоячего такелажа. После тренцевания тросы подвергают клетневанию.
|
Трехандини
|
Небольшое грузовое парусное судно, встречавшееся на Средиземном море, преимущественно в Греции. Трехадини имела наклоненную к носу грот-мачту с гафельными парусами и короткую вертикальную бизань-мачту с косым парусом, на носу бушприт, 1-2 кливера.
|
Трешкоут, трешкут
|
От гол. trekschuit, от treken - тянуть, schuit - небольшое судно.
Небольшое судно, применявшееся в XVIII-XIX вв. для перевозки гру-зов и пассажиров по Ладожскому каналу и Мариинской водной системе. Трешкоуты строили плоскодонные, беспалубные. Для защиты от солнца и осадков трешкоуты имели тент. Длина около 17 м, грузоподъемность около 40 т.
|
Триера
|
Боевой корабль античной Греции, располагавший тремя рядами весел. Прямое парусное вооружение играло вспомогательную роль. В римском флоте подобные корабли именовались триремами.
|
Триерарх
|
Командир триеры в греческом флоте; иногда так называли командира любого военного корабля античности.
|
Тримаран
|
Судно с тремя корпусами, соединенными в верхней части. Существует два типа тримаранов: обычный и открытый, в котором пространство между корпусами закрыто сетью, а не сплошной палубой. Также различают тримараны с тремя полноценными корпусами и те, у которых настоящим является только центральный корпус, а два боковых представляют собой особые поплавки (аутригеры). Такая схема позволяет увеличить площадь палубы при одновременном удлинении основного корпуса. В настоящее время выпускаются тримараны, в которых поплавки складываются по обеим сторонам вдоль основного корпуса. Это облегчает их транспортировку, и они занимают на причале столько же места, что и однокорпусные суда.
|
Триммер
|
От англ. trimmer.
Кормовая часть киля парус-ной яхты, отклоняемая в сторону подветренного борта на угол 3-5° с целью получения несимметричного профиля киля и повышения гидродинамической подъемной силы, препятствующей боковому дрейфу судна. Триммер снабжается баллером с приводом поворота, иногда для улучшения поворотливости блокируемым со штурвалом рулевого управления.
|
Трирема
|
Боевой корабль римского флота, располагавший тремя рядами весел. Прямое парусное вооружение играло вспомогательную роль.
|
Трисель
|
От англ. try sail.
1. Косой четырех-угольный парус большого парусного судна. Нижней шкаториной пришнуровывается к гику, верхней - к гафелю, передней - к мачте (или ползунам, скользящим по мачте). Трисель является основным парусом на гафельных шхунах.
2. Штормовой парус небольшой площади на яхте, сшитый из прочной парусины. Ставится вместо грота и не имеет гика по нижней шкаторине. Управляется трисель-шкотами, проведенными на гротагик или на палубу яхты. Наибольшее распространение получили треугольные триселя. Обычно площадь триселя составляет не более 20% нормальной парусности яхты.
|
Трисы
|
Брасы блинда-рея.
|
Труба дымовая
|
Удлиненная вертикальная или с наклоном в сторону кормы судна конструкция, возвышающаяся над надстройками (рубками) и предназначенная для отвода продуктов горения в атмосферу. Является важной частью архитектурного оформления корпуса. Представляет собой кожух, внутри которого находятся газовыхлопы, дымоходы, глушители и т. п. Кожухи имеют различную форму поперечного сечения: круглую, овальную, прямоугольную. Дымоходы и кожухи изготовляются в основном из углеродистой стали или сплава АМг. Для изоляции употребляются асбест, асбоцемент, алюми-ниевая фольга и т. п. Иногда на судне ставится декоративная фальштруба, не связанная с машинным отделением (МО).
|
Трюм
|
От гол. truim.
1. Пространство внутри корпуса судна между днищем (вторым дном) и вышележащей палубой или платформой. Часто трюмом называют груз, или производственное помещение на судне, расположенное между днищем и палубой, ограниченное поперечными переборками и предназначенное для определенных целей, например грузовой трюм, рефрижераторный трюм. Нумерация грузовых трюмов идет от носа к корме. Помещения в корпусе, расположенные выше трюма, называются твиндеками.
2. На военных кораблях - внутренняя нижняя часть отсека, прилегающая к днищу ниже бортовой скулы. Верхний предел трюма ограничивается настилом-пайолом. На торговых судах используется понятие судовой трюм - помещение в корпусе судна между нижней палубой и днищем или вторым дном. В трюме размещают грузы (а в настоящее время и судовые механизмы), запасы и т.д. Число трюмов зависит от назначения судна и его размеров.
|
Трюмные системы
|
Общесудовые системы для периодического удаления за борт воды, скапливающейся в трюме в процессе эксплуатации судна из-за неплотностей в соединениях обшивки корпуса и труб, отпотевания, в результате мытья внутренних помещений (осушительная система). Служат также для удаления за борт из помещений судна большой массы воды, поступившей при аварии, повреждении корпуса или тушении пожара (водоотливная система). Вода скапливается в льялах и сборных колодцах, устраиваемых в междудонном пространстве с таким расчетом, чтобы располагаемые в них приемники осушительной системы обеспечивали удаление воды при крене судна 15° и дифференте 5°. Приемники защищены сетками; в машинном отделении (МО) установлены грязевые коробки, в которых осаждается грязь. Могут использоваться насосы балластной и другие систем. Для защиты моря от загрязнения нефтесодержащие трюмные воды перед сбросом за борт подвергают очистке от нефтепродуктов (сепарация, отстой). В водоотливных системах используют переносные и стационарные погружные насосы производительностью 1000-2000 м³/ч. Водоотливные системы часто совмещают с балластными. При использовании для осушения и водоотлива стационарных и переносных водоструйных эжекторов рабочая вода к ним подводится от системы водяного пожаротушения.
|
Тузик
|
Небольшая (длиной не более 3 м) шлюпка на судне, используемая для сообщения с берегом, завоза якоря и других судовых работ. Обычно хранится по-походному на палубе в положении вверх килем, реже буксируется за кормой на тросе, закрепленном за рым в нижней части форштевня.
|
Туманные сигналы
|
Звуковые сигналы, подаваемые с судов или знаков навигационной обстановки звуковыми сигнальными средствами при ограниченной видимости.
|
Туманный горн
|
Запасное звуковое сигнальное средство на плавучих маяках для подачи туманных сигналов. Представляет собой коническую трубу с вибратором в узком конце. Вибратор колеблется от сильной струи воздуха, пропускаемой через трубу ручным насосом. Раньше туманный горн применялся на судах в качестве звукосигнального устройства.
|
Тунбас
|
Мореходное парусное грузовое судно Турции XVII-XVIII вв.; часто использовалось для десантных операций.
|
Туннель гребного вала
|
Узкое длинное водонепроницаемое помещение судна, через которое проходит гребной вал от кормовой переборки машинного отделения (МО) до ахтерпика. Выполняется в виде сводчатого в поперечном сечении коридора и служит для защиты валопровода, в частности, при укладке груза в трюм. Туннель гребного вала оборудуется на судах со средним и промежуточным расположением МО, проходит через группу кормовых грузовых трюмов. Опорные подшипники вала установлены в туннеле гребного вала на фундаментах. Высота и ширина туннеля гребного вала обеспечивают проход вдоль валопровода с одной стороны для его осмотра и обслуживания. У переборки ахтерпика туннель гребного вала расширяется, образуя рецесс, сообщающийся с палубой переборок шахтой аварийного выхода. Второй рецесс может быть у носовой оконечности туннеля гребного вала. Вход в туннель гребного вала из МО снабжается водонепроницаемой дверью с ручным и автоматическим приводами. Конструкция туннеля гребного вала должна выдерживать аварийный напор при затоплении трюма забортной водой.
|
Турачка
|
Боковой (вспомогательный) барабан на грузовом валу судовой лебедки (или брашпиля), предназначенный для тяговых операций с канатами различного назначения.
|
Турёма
|
Парусно-гребной корабль шведского шхерного флота XVIII в. Имел 2 мачты и 18-20 пар весел. Артилирийское вооружение до 24 пушек среднего калибра, расположенных на верхней палубе.
|
Трюмсель
|
Летучий парус, ставившийся выше бом-брамселя.
|
Тьялк
|
Также - чалк, чьялк, тялка. От гол. tjalk.
Голландский тип грузовых парусных судов для прибрежного и речного плавания. Самый известный тип традиционных голландских судов, один из символов Нидерландов. Первоначально тьялки несли шпринтовое парусное вооружение, но с начала XIX в. более распространенным стало гафельное парусное вооружение. Чаще всего парусное вооружение тьялка состоит из грота на гафеле и фока, иногда используется также кливер. Грузоподъемность, как и размеры, сильно отличалась от типа к типу, но в основном грузоподъемность лежала в диапазоне от 30 до 100 т. Длина - от 12 до 25 м, ширина - от четырех до пяти метров, осадка - до метра.
|
Тянуть бечевой (бечевая тяга)
|
Буксировка судна с помощью бечевы, которую тянут по берегу реки (канала) бурлаки или лошади.
|
|
Онлайн-калькулятор
для расчёта диаметров такелажа
Онлайн-калькулятор
для расчёта размеров рангоута
кораблей Российского флота
Напишите мне письмо...
Вступайте в нашу группу
|