Термин
|
Описание
|
Обводы судна
|
Очертания наружной поверхности корпуса судна. Изображаются теоретическим чертежом судна. Определяются формой носовых, кормовых шпангоутов и мидель-шпангоута.
|
Обгалдырь
|
Снасть, которая привязывается к верхнему внутреннему углу паруса ундер-лиселя, потом проходит в блоки на нижнем рее и тянется на палубе. Ее назначение — растягивать по рее верхний край ундер-лиселя. Этим именем называется также конец с гаком, которым достают цепной канат из канатного ящика и растягивают или разносят его по палубе.
|
Обрасопить реи
|
Повернуть реи при помощи брасов в одно из крайних положений под углом к ДП корабля.
|
Обстенить паруса
|
Повернуть их или судно так, чтобы ветер ударил в обратную сторону парусов, и они прижались к мачтам и стеньгам. При обстененных парусах судно получает задний ход.
|
Обух
|
Болт, у которого вместо головки сделано кольцо или поковка с проушиной в верхней своей части.
|
Обшивка «внакрой»
|
При таком способе обшивка корпуса укладывалась кромка на кромку, то есть нижняя кромка доски верхнего ряда накладывается на верхнюю кромку доски нижнего ряда.
|
Оверкиль
|
От англ. overkeel.
Опрокидывание судна вверх килем (днищем). Основная причина оверкиля — недостаточная поперечная или продольная остойчивость судна, не соответствующая условиям плавания. Чаще всего применяется к маломерным прогулочно-спортивным судам. По отношению к полномерным коммерческим судам принят термин «опрокидывание».
|
Оверштаг
|
От гол. overstag.
Поворот парусного судна на другой галс, когда оно пересекает линию ветра носом. При этом повороте приводят судно до курса бейдевинд, перекладывают руль на ветер. Когда нос судна пересечет линию ветра, переносят сначала задние, а затем и передние паруса на другой борт. Судну дают увалиться до бейдевинда нового галса.
|
Огон
|
От гол. oogen - глаза.
Петля на конце троса, которая при швартовке судна надевается на тумбу или другое береговое швартовное устройство. Через огон может продеваться соединительная скоба при соединении 2 тросов и т.д.
|
Оконница
|
Декоративная обкладка проема под иллюминатор, закрывающая пространство между наружной обшивкой борта (или стенки надстройки) и внутренней зашивкой судового помещения по всему периметру проема.
|
Октан
|
Иначе - октант. От лат. oсtans. Угломерный астрономический инструмент. Шкала октана составляет 1/8 часть окружности. Октан применялся в мореходной астрономии; практически вышел из употребления.
|
Оплётка
|
Заделка концов снасти особым способом для предотвращения раскручивания. Оплёткой покрывают также сплесни, мягкие кранцы, легости и т.п.
|
Орёл
|
3-мачтовый галиот, первый парусный военный корабль, построенный в России. Заложен в 1667 г. на верфи в с. Дединове Коломенского уезда на р. Оке. Деятельностью верфи руководил боярин А.Л. Ордин-Нащокин. Строили судно корабельные мастера Я. Полуектов и С. Петров. Весной 1669 г. корабль был достроен и по царскому указу получил назв. „Орел" (кап. О. Бутлер). На фок- и грот-мачтах „Орел" нес прямые паруса, на бизань-мачте - косой. На палубе размещались 22 пищали (6-фунтовые пушки). Экипаж корабля состоял из 58 чел., в т.ч. 22 матросов и 35 стрельцов для абордажного боя. Организация службы и действия команды в бою определялись 34 „статьями артикульными" - прообразом первого морского устава русского флота. Одновременно с „Орел" были построены и мелкие суда: яхта, бот и 2 шнявы, которые предназначались для охраны торговых караванов на Каспийском море. Летом 1669 г. в сопровождении малых судов „Орел" перешел в Нижний Новгород, где на нем установили артиллерийские орудия, а затем по Волге до Астрахани. В 1670 г. во время крестьянской войны под предводительством С.Т. Разина он был захвачен восставшими. По найденным документам астраханского воеводства от 1678 г. известно, что после подавления восстания корабль так и не использовали по назначению. Он не был сожжен, как предполагалось раньше, восставшие загнали его в протоку Кутум, где он простоял в течение многих лет и пришел в ветхость. Однако опыт строительства „Орел" сыграл положительную роль при создании русского военного флота на Азовском море в кон. XVII в. Длина корабля около 25 м, ширина 6,5 м, осадка 1,5 м. Название „Орел" в руском флоте было широко распространено.
|
Орлоп-дек
|
Часть судна находящаяся под опер-деком. Орлоп-дек начинался от носа и кончался не доходя до кормы приблизительно на 3 м; высота между палубами составляла около 2 м. Палуба орлоп-дека состояла из рам, покрытых досками. Их можно было снимать, если надо было погрузить громоздкие предметы.
|
Орудийный расчёт
|
Также - Орудийная прислуга.
Личный состав, обслуживающий артиллерийское орудие согласно боевому расписанию.
|
Осадка судна
|
Величина погружения судна в воду, исчисляемая от нижней кромки киля судна до поверхности спокойной воды.
|
Остойчивость
|
Способность корабля (судна) противостоять внешним силам, вызывающим его крен или дифферент, и возвращаться в первоначальное положение равновесия после прекращения их действия; одно из важнейших мореходных качеств судна.
|
Отдать конец
|
Отвернуть конец с кнехта, за который он был завернут, или выпустить его, если он держится в руках: отвязать и отпустить конец с берега или с другого судна.
|
Отлив
|
Падение уровня моря (океана) при прохождении приливной волны от момента полной воды до момента малой воды.
|
Относительная длина судна
|
Безразмерная величина, равная отношению длины судна L к кубич. корню из объемного водоизмещения V (1= L/К'/3). Величина относительной длины судна влияет на ходовые качества судна. Для определения ее оптим. значений предложен ряд формул, в частности ф-ла Л. М. Ногида: l = cv ' , где с — коэф., зависящий от скорости судна и определяемый, как правило, по прототипу; и — скорость судна. Величина относительной длины судна учитывается при проектировании судов для определения длины судна по известным водоизмещению и скорости.
|
Отсеки судна
|
Пространства в основном корпусе, ограничивающие по длине сплошными поперечными переборками, а по ширине бортами или сплошными продольными переборками. Различают отсеки двойного дна и вышележащей части корпуса до верхней палубы.
|
Оттяжка
|
Снасть такелажа грузовой стрелы, предназначенная для смещения груза в сторону при его подъеме и спуске, поворота стрелы или удержания ее в нужном положении. Состоит из основного каната, закрепленного на ноке стрелы, и талей, оснащенных растительным канатом, удобным для работы вручную. На парусных судах оттяжка применяются для управления подвижными элементами рангоута.
|
Очко
|
Небольшая петля на конце троса или стропа, выполненная аналогично огону.
|