СПРАВОЧНИК морских терминов
Термин
|
Описание
|
Фал
|
От гол. val.
1. Снасть, служащая для подъема отдельных деталей рангоута (например, реев, стеньг, гафелей), парусов (грота, стакселя и др.), флагов (в т.ч. сигнальных) и т.п. В зависимости от назначения получает дополнительное наименование, напр. дирик-фал, стаксель-фал, сигнальный фал и пр.
2. Фал воднолыжный - плавучий трос из синтетических волокон, снабженный рукояткой на одном конце и крепящийся другим концом к пилону на катере. Служит для буксировки спортсменов-воднолыжников. Для воднолыжного слалома максимальная длина фала 18,25 м, причем в каждом проходе она должна укорачиваться на определенную величину до минимальной длины, равной половине ширины дистанции между буями (11,5 м). Для прыжков с трамплина длина фала вместе с рукояткой не должна превышать 23 м; для фигурного катания длина фала не регламентируется.
|
Фалинь
|
Трос, канат, закреплённый за носовой или кормовой рым шлюпки которым шлюпка привязывается к пристани или к кораблю т.п.
|
Фалреп
|
Тросы, заменяющие поручни у входных трапов судна. По морским традициям (XIX век), эти тросы держат в руках матросы (фалрепные), назначаемые для этого, при входе офицеров или почётных лиц на судно. Сообразно с положением вступающего на судно назначается и число фалрепных, напр. для встречи обер-офицера - 2, для штаб-офицеров и выше или гостей - 4. В последнем случае двое становятся на палубе, двое стоят на нижней площадке и помогают при входе встречаемого лица взобраться с шлюпки на трап.
|
Фальшборт
|
От нем. falschbord.
Стальной пояс, расположенный выше верхней палубы судна, выполненный как продолжение борта. Служит ограждением палубы, уменьшает поступление на нее забортной воды. Может устанавливаться на надстройках. Высота не менее 1 м, толщина несколько меньше толщины борта. Подкрепляется вертикальными ребрами жесткости, устанавливаемыми в плоскостях шпангоутов, горизонтальным ребром или фланцем по нижним и планширем по верхним кромкам. К палубе фальшборт крепится контрфорсами. Для быстрого стока воды с палубы служат щелевые шпигаты, образуемые за счет подъема листов фальшборта над краем борта. На судах, швартующихся в море, и на буксирах фальшборт устанавливается с наклоном к диаметральной плоскости или отодвигается от борта. Для уменьшения степени участия в общем изгибе судна фальшборт имеет подвижные соединения с теми бортовыми стенками надстроек, которые являются продолжением борта. По этой же причине на судах длиной более 80 м фальшборт в средней части судна соединяется с кромкой борта только клепкой. Для удаления попавшей на палубу воды в фальшборте, прикрепленном к борту, делаются вырезы - штормовые порты.
|
Фальшкиль
|
Тяжёлый свинцовый или чугунный балластный киль на килевых яхтах, препятствующий их крену и опрокидыванию; доски, брусья или металлическая полоса, пришиваемые к килю деревянного судна для предохранения его от повреждений при касании о грунт.
|
Фарватер
|
Безопасный в навигационном отношении путь для плавания судов среди островов, мелей, банок и др. надводных и подводных препятствий. Фарватер отмечают на карте и обставляют на местности знаками навигационной обстановки. Фарватеры различают по назначению: подходные (обеспечивают подход к внешней части порта или гавани), главные (обеспечивают проход в порт с моря или плавание между портами в шхерах) и соединительные (соединяют собой главные или др. фарватеры); по точности обследования: протраленные гидрографическими тралами, обследованные промером и недостаточно обследованные (т.е. фарватеры, не имеющие указания на картах и в лоции о наименьшей глубине, но опробованные судами); по местоположению: морские, шхерные и др.
|
Фашенписы
|
Крайний кормовой поворотный шпангоут.
|
Фелюга
|
1. Лодка на средиземноморских галерах, служившая для связи с берегом и между судами. Имела 3-5 пар весел, мачту с косым парусом.
2. Небольшое парусное судно прибрежного плавания в странах Средиземноморья для перевозки грузов и рыболовства. Имела 1-3 короткие мачты с косыми парусами, а иногда и весла. Использовалась греческими пиратами, в этом случае имела 6-8 пушек.
3. Парусно-гребная или парусно-моторная рыбацкая лодка на Черном и Азовском морях. Оснащалась мачтой с косым четырехугольным парусом. Длина около 6 м, ширина около 2 м, осадка около 0,5 м, грузоподъемность 5-6 т.
|
Фиши
|
Составные части мачты, накладывались для придания мачте округлой формы вокруг нескольких главных деревьев - шпинделей.
|
Флаги морские
|
Полотнища установленных размеров, формы, расцветок, иногда с изображением гербов, эмблем и др. знаков. Отличительной особенностью флагов является наличие 2 огонов для крепления к фалу, на котором его поднимают на мачтах или флагштоках. Флаги изготавливают из специального материала (флагтуха) или синтетических тканей. Все флаги имеют свое значение, зависящее не только от внешнего вида, но и от места расположения на судне. Подъем и спуск флагов производятся в определенном порядке соответственно времени суток, нахождению в порту или в море, правилам морского церемониала, требованиям зрительной связи и др. По месту расположения все морские флаги традиционно разделяются на кормовые (поднимаются на кормовом флагштоке или гафеле бизань-мачты), носовые (на носовом флагштоке) и стеньговые (на стеньгах мачт или ноках реев). Кормовой флаг определяет государственную принадлежность судна. Такое расположение наиболее важного в мореплавании флага берет свое начало от древних судов, на которых возвышенная кормовая оконечность была символом власти, силы корабля. В настоящее время в качестве кормовых флагов могут использоваться: государственный флаг - символ суверенитета государства, утвержденный законодательным актом государства; национальный флаг, выражающий исторические традиции нации - может совпадать с государственным флагом или отличаться от него рисунком, цветом, наличием эмблемы и т.д.; специальный торговый флаг (для гражданыских судов) или военно-морской флаг (для военных кораблей). Указательные Флаги в некоторых государствах могут быть одинаковыми. Носовой Флаг располагается на носовом флагштоке (в парусном флоте он устанавливался на бушприте). Как правило, этот флаг показывал порт приписки судна. В настоящее время в ряде стран используется специальный носовой флаг - гюйс, присваиваемый некоторым военным кораблям. Стеньговые флаги берут свое начало от флюгельсов - указателей направления ветра, располагаемых на парусных судах у клотиков мачт. Назначение стеньговых флагов наиболее разнообразно, причем на парусных судах оно определялось не только флагом, но и мачтой, на которой он поднимался, а иногда и высотой его подъема относительно клотика. При нахождении на судне в качестве официального лица главы иностранного государства или правительства, а также в дни национальных праздников на носовой мачте поднимается флаг государства, в водах которого находится судно. На грот-мачте госпитальных судов для обеспечения их безопасности в военное время поднимается международный флаг Красного Креста. В настоящее время в связи с изменением корабельной архитектуры (отсутствие парусов, сокращение количества и изменение формы мачт и надстроек) расположение стеньговых флагов изменяется. Например, при отсутствии носовой (сигнальной) мачты флаги, которые должны были находиться на ней, могут подниматься на носовом флагштоке.
|
Флагман
|
От гол. vlagman, от vlag - «флаг» и man - «человек».
Командующий флотом или командир соединения кораблей, которому присвоен должностной флаг.
|
Флагманский корабль
|
Сокр. - Флагман. Корабль, на котором находятся командующий или командир соединения, штаб и флагманский командный пункт. На флагманском корабле находятся штабные посты, офицеры связи взаимодействующих частей флота и соединений, а также офицеры связи других родов войск. Флагманский корабль носит флаг, присвоенный командиру данного соединения. В ночное время флагманский корабль носит флагманский огонь. Флагманским кораблём в Военно-Морском Флоте служит или крупный корабль флота в связи с размещением штабного персонала и увеличенного количества средств связи, или корабль управления.
|
Флагшток
|
Верхняя часть самой верхней стеньги. На флагштоке поднимается флаг. На кормовом флагштоке (стойке в оконечности кормы) поднимается кормовой флаг.
|
Флажный семафор
|
Сигнализация по специальной семафорной азбуке, в которой различное положению рук (флажков) по отношению к туловищу сигнальщика соответствует значение определенной буквы. Используется для переговоров между судами, а также между судами и береговыми постами.
|
Флейт
|
Морское парусное транспортное судно Нидерландов XVI-XVIII вв. Имело борта с развалом выше ватерлинии, которые вверху были завалены внутрь, закругленную корму с надстройкой, небольшую осадку. Палуба Флейта имела седловатость и была довольно узка, что объяснялось тем, что ширина палубы являлась решающим фактором при определении размера пошлины Зундской таможней. На фок- и грот-мачтах стояли прямые паруса (главные и марсели), на бизань-мачте - бизань и топсель. К XVIII в. над марселями появились брамсели, над топселем - крюйсель. Первый Флейт был построен в 1595 г. в Нидерландах в городе Хорн. На Флейте впервые был применен штурвал. В России Флейты входили в состав Балтийского флота с XVII в.
|
Флибот
|
Небольшое плоскодонное парусное судно грузоподъемностью до 100 т, применявшееся в XVIII-XIX вв. в Нидерландах для лова рыбы.
|
Флибустьер
|
Морской разбойник (иногда - контрабандист) в XVI-XVIII вв. Слово произошло от голландского vrijbuiter (по-английски freebooter - «вольный добытчик»). Французские пираты, обосновавшиеся в первой половине XVII в. на Антильских островах, трансформировали этот термин в flibustier.
|
Флортимберс
|
Нижняя часть шпангоута, примыкающая к килю и соединяющаяся с ним.
|
Флот морской
|
Ссовокупность судов определенного назначения, средств обеспечения их эксплуатации, береговых средств базирования и органов управления их деятельностью. В России морской флот разделяется на военно-морской, транспортный, промысловый, исследовательский и др. Суда, используемые в интересах экономической деятельности государства, в хозяйственной, научной и культурной целях, объединяют понятием "гражданский флот". Слово "флот" в широком смысле многозначно и часто употребляется для определения групп судов одинакового или сходного назначения (ледокольный флот, буксирный флот, суда технического флота), принадлежности (мировой флот), находящихся в определенном состоянии (действующий флот, прикольный флот, отстойный флот), имеющих одинаковые элементы основного оборудования (гребной флот, парусный флот, паровой флот), а также групп судов, отличающихся др. признаками (спортивный флот, москитный флот и пр.).
|
Флотилия
|
1. Группа судов (рыбо-промысловых, зверобойных, спортивных, служебно-вспомогательных или др.), объединенных для решения общих задач.
2. Оперативное объединение военных кораблей (в некоторых государствах тактическое соединение кораблей и судов). Флотилии бывают морские, озерные и речные, могут входить в состав флота или подчиняться непосредственно главнокомандующему ВМФ. В Русском государстве первая военная Флотилия была создана в 1558 г. на Балтийском море для охраны от пиратов Нарвского морского пути (каперская флотилия). В период иностранной военной интервенции и Гражданской войны (1918-1920) было создано свыше 20 речных и озерных Флотилий (Волжская, Астрахано-Каспийская, Азовская, Днепровская, Онежская, Амурская и др.) для содействия сухопутным войскам. Существенный вклад в победу 1945 г. внесли Ладожская Флотилия (оборона Ленинграда), Волжская Флотилия (оборона Сталинграда), Пинская Флотилия (боевые действия на реках Днепр, Десна, Березина, Припять) и др.
|
Фок
|
Самый нижний прямой или косой парус на фок-мачте парусного судна или косой треугольный парус, который ходит по штагу на одномачтовых судах (на многомачтовых судах он называется стакселем). Слово "фок" или "фока" прибавляют к названию рангоута, такелажа и парусов, принадлежащих фок-мачте.
|
Фок-марса-рей
|
Горизонтальное дерево рангоута, несущее марс.
|
Фок-мачта
|
Передняя, т.е. 1-я от носа мачта на парусном судне с 3 мачтами и более. На 2-мачтовых судах передняя мачта называется Фок-мачтой, если она ниже задней.
|
Фока-рей
|
Нижний рей на фок-мачте.
|
Фор
|
Слово, прибавляемое к наименованиям реев, парусов и такелажа, находящихся выше марса фок-мачты.
|
Фор-брам-штаг
|
Штаг, удерживающий фор-брам-стеньгу спереди. Один конец этого штага крепится примерно у середины фор-брам-стеньги, а другой - у нока утлегаря.
|
Фордевинд
|
От гол. voor de wind.
1. Курс судна, совпадающий с направлением ветра. Иногда фордевинд называют полным ветром, а про судно, идущее в фордевинде, говорят, что оно идет полным ветром. На судах, оснащенных косыми парусами, различают фордевинды правого и левого галса - по названию борта, противоположного тому, на котором расположен грота-гик.
2. Тип поворота парусного судна, когда оно меняет галс и пересекает линию ветра кормой. На яхтах с косым вооружением при этом происходит перемещение гика с борта на борт, иногда сопровождаемое рывком гика-шкота, поэтому в сильный ветер поворот фордевиндом на малых судах опасен.
|
Фордуны
|
От гол. pardoen.
Снасть стоячего такелажа которые крепят стеньгу или брам-стеньгу сзади и с бортов. Предназначены для противодействия тяге штагов вперед и придания стеньгам и брам-стеньгам большей остойчивости. Изготавливаются из стального,синтетического или пенькового троса. Нижние концы, юферс или огон с коушем, крепятся к бортам судна, сзади вант и бакштагов на фордунной скамейке или на обухах,расположенных выше или ниже скамейки.В верхней части фордуна делается кренгельс,надеваемый на топ мачты. Фордуны получают дополнительные наименования, в зависимости от того,какое рангоутное дерево они удерживают:
- Фор-стень-фордуны, фор-брам-стень-фордуны, фор-бом-брам-стень-фордуны укрепляют рангоутное дерево фок-мачты.
- Грот-стень-фордуны, грот-брам-стень-фордуны, грот-бом-брам-стень-фордуны укрепляют рангоутное дерево грот-мачты.
- Крюйс-стень-фордуны, крюйс-брам-стень-фордуны, крюйс-бом-брам-стень-фордуны укрепляют рангоутное дерево бизань-мачты.
1-фор-стень-фордуны,2- фор-брам-фордуны,3-фор-бом-брам-фордуны,4- грот-стень-фордуны,5-грот-брам-фордуны,6-грот-бом-брам-фордуны,7-крюйс-стень-фордуны,8-крюйс-брам-фордуны,9- крюйс-бом-брам-фордуны.
|
Формирование корпуса судна
|
Процесс сборки и сварки корпуса на построечном месте из блоков, секций, узлов и деталей. Начинается с установки закладных секций или блоков. При наличии по длине корпуса одной закладной секции (блока) способ формирования корпуса судна называется непрерывным. Если таких секций или блоков несколько, способ называется островным. При непрерывном способе формирование корпуса судна осуществляется от закладной секции (блока) непрерывно в нос и в корму. При островном способе корпус судна формируют одновременно или последовательно в нескольких районах (островах), что обеспечивает более широкий фронт работ. В зависимости от размеров судна и от производственных условий завода при островном способе передвигают острова по построечному месту или оставляют их неподвижными. Если сборку и сварку производят без передвижения островов, между ними устанавливают забойные элементы. Если острова после формирования сближают для последующего стыкования, забойные элементы не требуются. Монтажные стыки между островами и стыки забойных элементов совмещают в одной плоскости по всему поперечному сечению корпуса. Межостровные кольцевые монтажные стыки сваривают после формирования островов до верхней палубы включительно. Разновидность островного - раздельный способ постройки судна из частей, раздельно спущенных на воду. Формирование корпуса судна на построечном месте с последующим раздельным спуском частей корпуса и стыкованием на плаву позволяет осуществлять постройку судов, размеры и спусковая масса которых превышают возможности построечного места и спускового устройства. Формирование корпуса судна в целом или отдельных островов может осуществляться пирамидальным или отсечным способом. При пирамидальном способе корпус разбивают по длине на пирамиды, состоящие из плоскостных или объемных секций, и осуществляют постройку путем последовательного наращивания пирамид: по длине судна к оконечностям, по высоте - снизу вверх и по ширине - от диаметральной плоскости к бортам. Очередность установки секций в пирамиде определяется удобством выполнения установочных, сборочных и сварочных работ, а также необходимостью получения минимальных общих сварочных деформаций. Постройку пирамидальным способом начинают со сборки и сварки соседних днищевых секций. Положение закладной днищевой секции выбирают исходя из требований максимального сокращения продолжительности постройки и обеспечения принятой организации производства. При отсечном способе корпус по длине разбивают на ряд участков (отсеков); каждый отсек формируется из секций независимо от др. отсеков. По окончании сборочно-сварочных работ в каждом отсеке производят сборку и сварку монтажных стыков смежных отсеков.
|
Форкастль
|
Первоначально так называлась носовая (баковая) надстройка в виде небольшой башни. Служила для размещения стрелков (лучников и арбалетчиков).
|
Форпик
|
Крайний носовой отсек судна, простирающийся от форштевня до таранной (форпиковой) переборки, отстоящей на транспортных судах не ближе чем 0,05 длины судна от носового перпендикуляра. Обычно служит балластной цистерной.
|
Форштевень
|
Продолжение киля вперед и вверх. Он образует носовую водонепроницаемую оконечность корпуса, на нем заканчиваются поясья наружной обшивки, все непрерывные палубы и продольные связи. Общее впечатление о судне в значительной мере определяется формой форштевня; по общепринятому представлению судно с выступающим вперед форштевнем выглядит «быстроходным». На безопасность судна форма форштевня также оказывает влияние. При столкновениях у судов с выступающим вперед форштевнем обычно образуется относительно небольшая пробоина, которая к тому же чаще всего находится над ватерлинией. Штевень обычно переходит в киль плавно, с небольшим закруглением или изломом. Кроме того, форма форштевня зависит от назначения судна и от его формы, которую выбирают на основании результатов буксировочных испытаний и исходя из опыта. Для многих классов кораблей характерен определенный наклон форштевня. Так сухогрузные суда начала века имели вертикальный форштевень, у крейсеров и эсминцев форштевень имеет наклон от 55 до 75°, у современных пассажирских лайнеров изогнутая форма. Форштевень ледоколов (как правило, литая, стальная балка с желобом в передней части, исключающим сползание ледокола в сторону) имеют наклон, обеспечивающий вползание ледокола на льдину под действием винтов.
|
Фор-стень-штаг
|
Штаг, удерживающий фор-стеньгу спереди.
|
Фрегат
|
От гол. fregat.
1. Парусно-гребное посыльное судно при галерах в XIII-XVI вв. Фрегат имел 4-5 пар весел, косой парус; в дальних походах обычно буксировался флагманской галерой.
2. Наиболее крупный парусно-гребной корабль шхерного флота. Кроме обычного фрегатского парусного вооружения имел 12-18 пар весел. Артиллерийское вооружение до 38 пушек. В русском флоте парусно-гребные фрегаты были на вооружении с конца XVIII в.
3. Трехмачтовый парусный или парусно-паровой военный корабль XVIII-XX вв. с полным корабельным парусным вооружением. От парусных линейных кораблей фрегаты отличались меньшими размерами и артиллерийским вооружением и были предназначены для дальней разведки и крейсерской службы. Иногда фрегаты включались в боевую линию и носили название линейных. Артиллерийское вооружение фрегата до 62 пушек, расположенных на 2 палубах. С середины XIX в. на фрегаты стали ставить паровую машину и гребные колеса, затем гребные винты (пароходофрегаты). Фрегаты, имевшие броню (с 1860 г.), именовались броненосными.
4. Современный корабль кап. ВМС, предназначенный для поиска и уничтожения ПЛ, противолодочной, противовоздушной и противоракетной обороны кораблей и транспортов при действиях в составе поисково-ударных групп или сил охранения авианосных соединений десантных отрядов и конвоев. Полное водоизмещение фрегата достигает 4000 т, скорость 30 узлов. Вооружены противокорабельными, противовоздушными и противолодочными ракетными комплексами, несут 1-2 вертолета. В современном ВМФ функции фрегата выполняют противолодочные корабли и эскадренные миноносцы.
|
Фронт-фиша
|
Фиша, которая служила для предохранения мачты от трения при подъёме и опускании реев и парусов.
|
Фундамент судовой
|
От лат. fundamentum.
Основание, на котором крепят главные и вспомогательные механизмы, котлы, детали судовых устройств, электрооборудование, приборы и т.п. Фундамент жестко или упруго соединяются с корпусом, выполняются из того же материала, что и корпус судна, и включают: опорные поверхности; связи для крепления к ним механизмов посредством крепежных болтов; главные связи, обеспечивает крепление опорных поверхностей к корпусным конструкциям; подкрепления основных связей корпуса, воспринимающих усилия от установленных механизмов. Главные и подкрепляющие связи фундамента по возможности совмещают с основными связями корпусной конструкции, на которую фундамент установлен. Для уменьшения сварочных деформаций конструкции фундамента выполняются по возможности симметричными. В фундаменте при необходимости предусматривают вырезы, а при большой высоте - лазы для доступа к любому месту опорной поверхности. Различают фундаменты под главные механизмы и котлы и фундаменты под вспомогательные механизмы, устройства, приборы. Последние могут опираться на горизонтальные связи, висящие на переборках и бортах, подвешиваться к палубам, платформам или мостикам. Их конструкции имеют вид столов с развитой опорой; плит; кронштейнов, висящих на вертикальной конструкции корпуса; бракет; подкреплений (усиление набора и утолщение листов настила) и др. Фундаменты воспринимают различные нагрузки: вес установленных на них механизмов; силы инерции, вызванные качкой, торможением или столкновением судна с препятствием; инерционные усилия неуравновешенно движущихся частей механизмов; силы, вызываемые тепловым расширением; динамические нагрузки (удары о лед, посадка на мель и т.п.); давление воды, если фундамент установлен на днищевое перекрытие; усилия в продольных балках при общем изгибе и пр. Поэтому фундаменты должны не допускать чрезмерных осадок, препятствующих эксплуатации установленных на них механизмов, и рассредоточивать нагрузку по корпусу, чтобы в связях корпуса исключались недопустимые местные деформации. Для ослабления вибрации могут применяться фундаменты с вибропоглощающими покрытиями, антивибрационными деталями или виброзадерживающими массами.
|
Фунт
|
От лат. pondus - «вес», «гиря».
Единица массы, широко распространенная в мире до введения метрической системы. В различных государствах фунт имел весьма существенно различающиеся величины. Так, английский фунт равнялся 0,45359237 кг, французский - 0,489505 кг, а в России до 1920 г. вообще существовало два различных понятия - обычный, или коммерческий, фунт (0,40951241кг) и русский артиллерийский фунт (0,4914кг). Эту особенность необходимо учитывать при сравнении калибров артиллерийских орудий, измеряемых в «весовых» величинах.
|
Фуста
|
От итал. fusta.
Малая быстроходная венецианская галера XIII-XVI вв. Длина около 27 метров, ширина около 4 метров.
|
Фут-реельсы
|
Карнизы, шедшие на уровне пола.
|
Фут
|
Английская мера длины, 1 фут = 12 дюймов = 0,3048 м.
|
Футоксы
|
От англ. futtock.
Части составного деревянного шпангоута, вытесываемые по форме обводов корпуса судна из бруса или доски (в отличие от гнутого шпангоута, которому округлая форма придается изгибом в распаренном виде). Футоксы обычно располагают в 2 ряда так, чтобы стыки одного ряда перекрывались целой частью Футоксов другого ряда. Нижние Футоксы, примыкающие к килю, называются флортимберсами, а верхние, примыкающие к палубе - томтимберсами. Топтимберсы, выведенные сквозь палубу, образуют стойки фальшборта.
|
Футшток
|
Рейка с делениями, устанавливаемая на водомерном посту у берега в море, реке, озере или другом водоеме для наблюдений за уровнем воды. Иногда Футшток называют мерный шест длиной от 3 до 5 м, опускаемый со шлюпок и судов для измерения небольших глубин.
|
|
Онлайн-калькулятор
для расчёта диаметров такелажа
Онлайн-калькулятор
для расчёта размеров рангоута
кораблей Российского флота
Напишите мне письмо...
Вступайте в нашу группу
|