Термин
|
Описание
|
Кабаляринг
|
"Бесконечный" конец, который в носовой части судна проходил через два блока, установленных впереди якорного битенга. В кабаляринг на небольшом расстоянии один от другого были вплеснены штерты - короткие тонкие концы; кабаляринг укладывали около якорного каната и штертами прихватывали к нему. Якорный канат на шпиль непосредственно не накладывали, так как на больших судах он имел диаметр 6 дюймов (152 мм) и был слишком жестким. Якорный канат выбирали кабалярингом и укладывали в канатном ящике в большую бухту.
|
Кабельтов
|
1. Внесистемная единица длины, служащая для измерения расстояний в море. 1 кабельтов = 1/10 часть морской мили = 185,2м. Известен также артиллерийский кабельтов: в морской артиллерии - единица длины, равная 182,87 м.
2. Существует еще одно значение термина «кабельтов» - это растительный трос окружностью от 150 до 350 мм для швартовов и буксиров.
|
Кабестан
|
От франц. cabestari.
Механизм для передвижения груза, состоящий из вертикально установленного вала, на который при вращении наматывается цепь или канат, прикрепленные другим концом к передвигаемому грузу, например якорю. Кабестан представляет собой вертикальный ворот и является разновидностью лебёдки с барабаном, насаженным на вертикальный вал. Кабестан в основном используется в судоходстве для подтягивания речных судов у причалов, выбирания судовых якорей и подобных целей. Одними из самых внушительных примеров использования системы кабестанов в строительстве является установка колонн Исаакиевского собора в 1828 году и подъём Александровской колонны на пьедестал в 1832 году.
|
Каболка
|
Самая тонкая составная часть растительного троса, скрученная из волокон конопли, агавы или других растений.
|
Каботаж
|
От фр. cabotage.
Термин, использующийся для обозначения плавания коммерческого грузового или пассажирского судна между морскими портами одного и того же государства. Название термина происходит от испанского слова cabo, которое означает «мыс». Изначально под термином «каботаж» понимали плавание «от мыса к мысу» без выхода в открытое море. Это и следует считать оригинальным толкованием данного термина. В каботажном плавании почти всё время находились корабли античных мореходов - сначала египтян, затем греков и римлян, а позднее и викингов. Так как в настоящее время почти во всех странах каботаж является исключительным правом торгового флота этих стран, то мореходный каботаж стал равен юридическому. То есть нередко употребляющие термин «каботажное плавание» подразумевают под ним плавание без выхода за границы страны.
|
Кадка марса-фальная
|
Бухта марса-фала укладывается в кадку для того, чтобы эта важная снасть, при отдаче, была всегда чистая.
|
Кадка фитильная
|
Кадка, в которую ставится ночник с фитилем.
|
Каземат
|
От фр. casemate - комната с толстыми стенами.
Бронированное закрытое помещение на крупном военном корабле для установки артиллерийских орудий, хранения боеприпасов и защиты личного состава от поражения огнем противника. Каземат оборудовались корабли постройки главным образом 2-й половины XIX - начала XX веков. На современных боевых кораблях каземат отсутствует и вся артиллерия размещается в башенных, палубно-башенных и палубных установках.
|
Калвы
|
Бруски дерева, имеющие форму четверти круга и установленные на лонга-салингах, чтобы предохранить огоны вант от перетирания острыми краями лонга-салингов.
|
Калнор
|
Диаметр канала орудия.
|
Калышка
|
Петля на тросе, образующаяся при его чрезмерном закручивании.
|
Камбуз
|
От гол. kombuis.
Помещение на судне, соответствующим образом оборудованное и предназначенное для приготовления пищи (кухня). В зависимости от размера судна размещается в отдельном помещении или представляет собой выделенный участок бо́льшего пространства. Понятие сформировалось в XV веке. В то время камбуз был деревянным навесом, располагавшимся на верхней палубе корабля. В отличие от кухонного помещения на суше, камбуз специально оборудован для смягчения качки, которая может затруднить процесс приготовления пищи и сделать рабочее место кока более опасным. В частности, могут использоваться печи на кардановом подвесе, ограждения печей, препятствующие падению на них.
|
Камнемет
|
Старинное артиллерийское орудие, стрелявшее каменными ядрами или «дробом» из мелких камней. Одно из самых известных камнеметных орудий - Царь-пушка.
|
Канинхэм
|
Мягкая, галсовая оттяжка парусов бермудского покроя (грот, бизань).
|
Канифас-блок
|
Блок с прорезанной или откидной щекой для установки троса.
|
Канонерская лодка (канлодка)
|
От франц. canonniere, от canon - «пушка».
Класс небольших боевых кораблей с артиллерийским вооружением, предназначенных для боевых действий на реках, озёрах и в прибрежных морских районах, охраны гаваней. Исторически в эпоху парусного флота канонерскими лодками называли крупные шлюпки или небольшие парусно-гребные суда с установленным на носу одним-тремя крупными орудиями. Впервые введены французами в XVII веке (1646), применялись при бомбардировке Дюнкирхена, представляли собой 30-40-вёсельные шлюпки с двумя-тремя большими пушками. В эпоху парового флота канонерка - артиллерийский корабль для действий на реках, в шхерах, в прибрежной зоне. Могли исполнять функции береговой обороны, обороны портов, эстуариев рек, борьбы с десантом, поддержки своих войск на берегу, поддержки высадки своих десантов и другие вспомогательные задачи (демонстрация флага в колониях, эскорт, перевозка грузов). Могли быть специальной постройки, переоборудованные; броненосные, бронепалубные, небронированные, торпедные (будущие эсминцы).
|
Канонир
|
Рядовой артиллерист в парусном флоте.
|
Каноэ
|
От исп. canoa - «чёлн»; заимствование из языка карибских индейцев.
Тип безуключенных гребных судов (лодок). Характерной особенностью является способ гребли - она осуществляется лопатообразным однолопастным веслом, которым также производится и руление путем поворота весла в воде и изменения его траектории в конце гребка. Каноэ использовались многими индейскими племенами Северной Америки и вопреки распространенному мнению могли иметь очень значительные размеры - вместимость до 100 человек. Изготавливалось двумя способами: путем выдалбливания или выжигания из целого ствола дерева; путем обтягивания легкого каркаса древесной корой.
|
Капеллан
|
От лат. capellanus. В Римско-католической и англиканской церкви священник при часовне или домашней церкви, а также помощник приходского священника; в армии и на флоте - военный священник.
|
Капер
|
Частное лицо, которое с разрешения верховной власти воюющего государства снаряжает за свой счет судно с целью захвата купеческих кораблей неприятеля, а в известных случаях и нейтральных держав.
|
Каперское судно
|
В ХV-ХIХ вв. легкое вооруженное мореходное судно частного владельца, снаряженного с разрешения правительства воюющего государства для борьбы против морской торговли противника и тех нейтральных держав, суда которых занимались доставкой неприятелю грузов.
|
Каперство
|
Осуществление военных действий на море частновладельческими судами, получившими от государства специальное разрешение (каперское свидетельство) на захват и уничтожение неприятельских судов, а также судов нейтральных стран, занимающихся перевозкой грузов для неприятельского государства. Широкое развитие каперство получило в средние века. Первоначально частные лица пользовались правом захватывать и грабить неприятельские суда без каких-либо специальных полномочий, затем государства стали использовать эту практику как средство ведения морской войны, подчинив ее определенному порядку. Каперские свидетельства выдавались как собственным гражданам, так и гражданам нейтральных стран. Фактически синонимом понятию «каперство» является термин «корсарство», трактуемый в литературе как узаконенное отдельными государствами пиратство.
|
Караван
|
Соединение транспортных судов, перевозящих грузы на дальние расстояния, или группа судов, идущих или стоящих друг за другом. В отличие от конвоя необязательно включает военные корабли.
|
Каравелла
|
Судно с тремя мачтами; фок-мачта с прямыми парусами, остальные - с латинскими.
|
Каракка
|
Большое торговое судно или военный корабль XV-XVII вв., как правило, с тремя мачтами и смешанным парусным вооружением (грот-мачта с большим реем и прямым парусом, фок-мачта тоже с прямым парусом и бизань-мачта с латинским парусом). Водоизмещение каракк могло достигать 2000 т. Самой известной караккой считается «Мэри Роуз», вооружение которой состояло из 91 орудия.
|
Карлингс
|
От англ. carling.
Морской термин, обозначающий продольную подпалубную балку судна, поддерживающую бимсы и обеспечивающую вместе с остальным набором палубного перекрытия его прочность при действии поперечной нагрузки и устойчивость при общем изгибе судна. Опорами для карлингса служат поперечные переборки корпуса, поперечные комингсы люков и пиллерсы.
|
Карронада
|
Короткое гладкоствольное артиллерийское орудие, разработанное в XVIII в. шотландской компанией «Каррон». Карронада заметно отличалась от других типов пушек того времени и представляла собой легкое корабельное орудие ближнего боя, способное причинять существенные разрушения кораблям противника за счет своего большого калибра. Например, 32-фунтовая карронада весила менее одной тонны, в то время как обычная корабельная 32-фунтовая пушка - свыше трех тонн.
|
Картечь
|
Артиллерийский боеприпас, предназначенный для поражения живой силы противника на близком расстоянии, а также для нанесения повреждений в рангоуте и такелаже неприятельских парусных кораблей. Картечь имела легкую оболочку, в которой помещались чугунные или свинцовые шарики.
|
Картография
|
От греч. chartes - «лист свиток» и grapho - «пишу, изображаю».
Наука, включающая теорию, методику и технические приемы создания и использования географических карт и глобусов.
|
Картуз (зарядный)
|
Мешочек из быстро сгорающего материала (грубой бумаги, сырцового шелка, шерстяной или хлопчатобумажной ткани) для порохового заряда.
|
Картушка (компаса)
|
Круговая шкала с делениями, служащая в компасе для определения направлений. В настоящее время картушки имеют 360 делений (соответствующих одному угловому градусу каждое), размеченных таким образом, что отсчет ведется от нуля по часовой стрелке. Направлению на север (норд, N, или С) обычно соответствует 0°, на восток (ост, О, Е, или В) - 90°, на юг (зюйд, S, или Ю) - 180°, на запад (вест, W, или 3) - 270°. Это главные компасные румбы (стороны света). Между ними расположены «четвертные» румбы: норд-ост, или С-В (45°), зюйд-ост, или Ю-В (135°), зюйд-вест, или Ю-3 (225°), и норд-вест, или С-3 (315°). Между главными и четвертными расположены 16 «основных» румбов, таких как норд-норд-ост и норд-норд-вест (в старину было еще 16 румбов, таких как «норд-тень-вест», называвшихся просто румбами).
|
Кат
|
От англ. cat.
1. Тали или шкентель для подъёма якоря на борт, обычно через кат-балку.
2. Трехшкивные тали, которыми поднимают якорь.
|
Кат-балка
|
Поворотная балка, служащая для поднятия якоря от клюза до верхней палубы с помощью кат-талей, заложенных за скобу якоря.
|
Катамаран
|
Двухкорпусное судно, название происходит от тамильского «кату-марам» - связанные бревна. За счет второго корпуса катамараны имеют повышенную остойчивость. В настоящее время катамараны широко распространены в парусном спорте и туризме.
|
Катапульта
|
Метательная машина, как и баллиста, приводимая в действие силами упругости скрученных волокон. Предназначалась для метания по крутой траектории камней, ядер, сосудов с зажигательной смесью и т.д. Дальность действия могла достигать 800 м.
|
Каюта
|
Помещение на судне для экипажа, пассажиров, а также для разных служебных целей.
|
Кают-компания
|
Общее помещение на судне для приема пищи, общения и отдыха для пассажиров и членов экипажа; на кораблях военно-морского флота - для офицеров.
|
Каяк
|
Тип небольшой гребной лодки, схожей с байдаркой, распространен у народов Севера (эскимосов, алеутов). В ранние времена имел костяной или деревянный каркас, обтянутый шкурами морских животных. Сейчас каяки изготавливаются промышленным способом с применением самых современных материалов.
|
Квартердек
|
От англ. quarterdeck
Приподнятая часть верхней палубы в кормовой части судна во времена парусного и гребного флота. На квартердеке располагались средства управления судном: штурвал или румпель, компас и обычно находился капитан корабля.
|
Квартердек-релинг
|
Балюстрада с маленькими балясинами ограждающая пространство между трапами на квартердеке.
|
Квартирмейстер
|
От нем. quartiermeister, от англ. quartermaster.
На флоте: должность, в описываемое время в Англии старшина рулевых, ныне - штурман или штурманский помощник (США). В армии: должностное лицо в органах управления войсками.
|
Квинкирема
|
Корабль с пятью ярусами весел, подобные корабли также именовались пентерами.
|
Келевст
|
Начальник гребцов на греческом корабле.
|
Кеч (кэч)
|
От англ. ketch.
Небольшое - длиной от 60 до 80 футов - двухмачтовое судно (корабль). Отличительная особенность парусного вооружения - отсутствие фок-мачты и расположение высокой грот-мачты приблизительно в середине корабля, короткая бизань-мачта находилась примерно посредине между грот-мачтой и кормой. Артиллерийское вооружение кеча могло насчитывать от четырех до восьми орудий (на самом большем кече, построенном во Франции, - 10) небольшого калибра, численность экипажа - до 90 человек. Торговые суда аналогичной конструкции назывались гукорами. Кеч отличается от шхуны тем, что у кеча задняя мачта ниже передней (при этом у кеча передняя мачта называется грот, а задняя бизань, в то время как у двухмачтовой шхуны передняя мачта называется фок, а задняя грот); отличие же кеча от йола состоит в расположении бизань-мачты впереди головки баллера (оси) руля. Паруса кеча косые, может быть использовано гафельное вооружение. При слабом ветре между бизанью и гротом может устанавливаться апсель. Подобное парусное вооружение и расположение оси руля дает преимущества по управляемости и ходкости в сильный ветер.
|
Килевание
|
Наклон судна с целью осмотра и ремонта его подводной части. Килевание производится до появления киля над водой. Разновидностью килевания является кренгование - наклон судна без выхода киля из воды, применяемый для чистки подводной части от обрастаний: ракушек и т.п., и для мелкого ремонта обшивки корпуса. Килевание (протаскивание под килем) - в эпоху парусных судов наказание, заключавшееся в протаскивании человека при помощи подкильных концов с борта на борт под днищем корабля. Килевание часто приводило к смерти наказуемого и считалось равноценным смертной казни. Такой вид казни применялся еще древнегреческими пиратами.
|
Киль
|
От англ. keel.
Важнейший элемент конструкции судна - основная продольная днищевая балка набора судна, состоящая из нескольких брусьев, соединенных между собой замками. Часто снаружи к килю крепилась дополнительная балка, т.н. фальшкиль.
|
Киль-блоки
|
Две подставки из дерева, вырезанные по форме днища шлюпки. На них устанавливаются шлюпки.
|
Кильватер, кильватерная колонна
|
Строй кораблей (судов), при котором они следуют на установленном между ними расстоянии (дистанции) в кильватерной струе, один за другим, иначе говоря, в кильватер друг другу. В эпоху парусного флота была основным боевым порядком соединения кораблей (дивизиона, эскадры, флота) и называлась линией баталии (анфиладой кораблей), а тактика действий подобного морского боя - линейной тактикой. Кильватерная колонна является самым простым для выдерживания строем, так как после уравнивания скоростей рулевому каждого последующего корабля (мателота) достаточно править в корму впереди идущему (ведущему) кораблю. Часто применяется при плавании в узкостях, по фарватерам, при форсировании минных полей. Но благодаря простоте предпочтительна для совместного плавания в любых условиях, где возможно. В кильватерную колонну (или несколько параллельных колонн) обычно строятся транспорты, идущие в составе конвоев. Во время мировых войн кильватерная колонна считалась основным строем линейных кораблей, однако на практике применялась лишь в нескольких сражениях. Зачастую крейсера так же вели бой в кильватерной колонне, хотя изначально строились не для этого. То же можно сказать и о линейных крейсерах.
|
Кильсон
|
Днищевая продольная связь при поперечной системе набора корпуса корабля (судна). Служит для скрепления шпангоутов между собой и усиления продольной прочности корпуса. На деревянных судах кильсоном называют продольный брус, накладываемый поверх шпангоутов и обеспечивающий не только увеличение продольной крепости, но и связь между шпангоутами.
|
Кингстон
|
От англ. kingston valve - заборный клапан.
Отверстие с клапаном в наружной обшивке подводной части судна для приема или удаления воды.
|
Кип
|
Желоб на щеках, юферсах и шкивах блоков, направляющий трос, а также отверстие в киповой планке, служащее для проводки троса.
|
Кипа
|
Отводное устройство на палубе для проводки шкота переднего паруса (стакселя) на лебедку, утку.
|
Киповая планка
|
Используется как швартовый или буксирный полуклюз в тех местах, где нет фальшборта. Для уменьшения трения тросов на киповой планке устанавливается вертикальный вращающийся роульс.
|
Киса
|
Плотный парусиновый мешок для шлюпочного имущества и принадлежностей. В кисе хранятся куски парусины для ремонта паруса, нож, свайки для работы с тросами, запасные уключина и шкоты, вымпел и семафор, флажки для визуальной связи. Киса содержится под кормовым сидением шлюпки. Используется также для переноса обмундирования старшин и матросов.
|
Кламп
|
Стопор в виде накладки на рангоутном дереве, препятствующий проскальзыванию охватывающей это дерево снасти.
|
Класс яхт
|
Совокупность яхт, обладающих одинаковыми или близкими конструктивными особенностями, определяющими скорость хода (масса и форма корпуса, площадь парусов, численность экипажа и т. д.). По степени идентичности конструкции различают классы - монотипы и свободные. Монотипы строятся по единым чертежам со строгим соблюдением правил постройки и обмера, чем достигается идентичность характеристик, влияющих на ходовые качества яхт. У свободных классов яхт ограничения устанавливаются только на основные размеры, остальные параметры могут быть произвольными.
|
Клевант
|
1. Конусообразный кусок твердого дерева, вставляемого в узел, чтобы последний не затягивался.
2. Небольшой деревянный брусочек цилиндрической формы с круглой выточкой (кипом) посередине. Употребляется для соединения флагов с фалами, на которых они поднимаются.
|
Клепсидра
|
Водяные часы, измеряющие время по количеству вытекшей из резервуара воды, употреблявшиеся до изобретения современных часов.
|
Клетень
|
Слой шкимушгара, тонкого линя или проволоки, накладываемый вокруг троса, против его спуска, с помощью полумушкеля.
|
Клетневание
|
Особый вид такелажной работы, заключающийся в следующем: на тренцованный и насмоленный трос кладут клетневину по спуску троса так, чтобы каждый её шаг перекрывал следующий. Покрыв, таким образом, весь трос клетневиной и укрепив её концы, приступают к наложению клетня (шкимушгар, тонкий линь или проволока) вокруг троса, против его спуска, с помощью полумушкеля.
|
Кливер
|
От нидерл. kluiver.
Косой треугольный парус, прикрепленный к снасти, идущей от мачты к концу бушприта. На больших парусных кораблях может быль несколько кливеров. В этом случае кливер, находящийся впереди и крепящийся к утлегарю, называется бом-кливер, находящийся ближе всего к мачте, как правило, называется фор-стеньги-стаксель.
|
Клипер
|
От англ. clipper или нидерл. klipper.
Парусное судно с острыми обводами и развитой парусностью водоизмещением до 2000 т для перевозки на большие расстояния чая, пряностей и других грузов.
|
Клотик (клот)
|
От гол. kloot - шар, набалдашник.
Наделка закруглённой формы с выступающими краями на топе мачты или флагштока. Клотик изготовляется из дерева или металла. Внутри клотика устанавливают ролики фалов для подъёма флажных сигналов, фонаря и др. Он крепится на топе (верхушке) мачты и защищает её от гниения при дождях или просто намокании.
|
Клюз
|
От гол. kluis.
Круглое, овальное или прямоугольное отверстие в фальшборте, палубе или борте, окантованное литой рамой или металлическим прутком, служащее для пропускания и уменьшения перетирания якорной цепи, швартовных концов или буксирного каната. На парусных судах клюзом называли сквозные продолговатые или круглые отверстия, служившие для проводки кабельтов или якорных цепей. По назначению и месту расположения клюзы назывались: в носу - канатными, посередине судна - буксирными, в корме - кормовыми или шпринговыми.
|
Клямс
|
Мощная продольная балка судна, соединённая со шпангоутами сквозными болтами. В клямсы были врублены концы бимсов. Под клямсом находился один или два подклямса.
|
Кнехты
|
От гол. knecht.
Парные металлические тумбы, отлитые вместе с основанием - плитой (на деревянных судах были деревянные). Кнехты устанавливаются на палубе в носовой, кормовой части и бортов судна и служат для закрепления тросов при швартовке.
|
Книппель
|
Снаряд, употреблявшийся для повреждения рангоута и такелажа парусных кораблей противника. Состоял из двух ядер или полуядер, соединённых между собой железным стержнем или цепью (цепной книппель, цепные ядра). Книппели оказались малоэффективными и быстро вышли из употребления.
|
Кница
|
Деревянная (металлическая) пластина, обычно треугольной формы, служащая для соединения двух деталей корпуса судна, находящихся под углом друг к другу.
|
Кноп
|
Узел в виде утолщения на конце троса для удержания или закрепления его коренного конца.
|
Кнорр
|
От норв. knërr.
Парусно-гребное (реже - чисто парусное) грузовое судно, распространенное в Древней Скандинавии. Использовалось для перевозки большого количества грузов, а также лошадей. Считается, что именно на кноррах рулевое весло (предшественник руля) разместили за кормой в диаметральной плоскости. Длина кнорра достигала 25 м, а ширина - 5,5 м. В XIV в. кнорры были окончательно вытеснены более совершенными коггами.
|
Княвдигед (княвдегед)
|
Верхняя часть форштевня парусных кораблей (судов), на которой для украшения часто крепилась резная фигура из дерева (носовая фигура).
|
Когг
|
Распространенный в Северной и Северо-Западной Европе тип транспортного судна. Когги отличались малым отношением длины к ширине, были высокобортными, имели обшивку, набранную по системе «внакрой», несли прямые паруса. В XV в. их водоизмещение достигало 500 т.
|
Койка
|
Постель для матросов; шьется из белого коечного канифаса, длина ее равна 2 аршинам 10 1/2 вершкам, а ширина 1 аршину 8 вершкам, глубина подвешенной койки 12 вершков. Шьется из двух полотен, причем одно разрезывается продольно и вместе с балтами наставляется к краям другого полотна, так что швы приходятся по обеим сторонам койки. Принадлежность койки: пробковый матрац, подушка, одеяло и простыня. Все эти вещи закатываются в койку. "Койки наверх!" - по этому приказанию койки, скатанные, выносятся наверх своими хозяевами для укладки их на место, в коечные сетки.
|
Кок
|
Судовой повар.
|
Колдершток
|
Специальное приспособление, облегчающее поворот штурвала на корабле. Колдершток представляет собой рычаг, расположенный вертикально и соединённый с концом румпеля. Когда колдершток наклоняется, это приводит к повороту руля.
|
Колышка
|
Род узла для укорачивания снасти или сделанная для каких-либо целей петля на тросе.
|
Комель-блок
|
Корпус этого блока длиннее и круглее корпуса лонг-такель-блока, он может быть с одним или двумя шкивами, лежащими в одной плоскости.
|
Комингс
|
Вертикальное ограждение люков и других вырезов в палубе корабля (судна), а также порог каюты или иного помещения. Предназначен для ограждения внутренних помещений корабля от попадания воды.
|
Компас
|
От гол. kompass.
Устройство для ориентирования на местности. Принцип действия магнитного компаса основан на взаимодействии магнитного поля постоянных магнитов компаса с горизонтальной составляющей магнитного поля Земли. Свободно вращающаяся магнитная стрелка поворачивается вокруг оси, располагаясь вдоль силовых линий магнитного поля. Стрелка одним из концов всегда указывает направление линии магнитного поля, которая идет к Северному магнитному полюсу.
|
Композитный набор
|
Появившийся в XIX в. способ изготовления набора корабля (судна), сочетающего в себе как деревянные, так и стальные элементы.
|
Конвой
|
Группа транспортов и торговых судов, передвигающаяся под охраной военных кораблей для защиты от неприятеля.
|
Конец (концы)
|
Название любой верёвки или троса на флоте:
Коренной конец - условное название закреплённого или же неиспользуемого в работе конца троса.
Ходовой конец - условное название того конца троса, к которому приложена тяга, а также конца троса, непосредственно используемого (перемещаемого) при завязывании узла.
|
Конопачение
|
Заделка щелей и пазов (паклей, пенькой, иным изолирующим материалом) на деревянных кораблях (судах) для предотвращения поступления воды внутрь корпуса.
|
Контр-бизань
|
Гафельный парус, позади прямого на бизань-мачте. Если на задней мачте есть нижний прямой парус, он-то и называется бизань. Если прямого паруса там нет, имя бизань носит гафельный парус.
|
Контра-брасы
|
Брасы спереди реев; так, например, у грота-рея, а на больших клиперах - и у фока-рея, контра-брасы постоянные и проводятся в помощь задним брасам, чтобы легче было бросать реи.
|
Контрафорс
|
1. Поперечная распорка звена якорной цепи калибром свыше 15 мм. Уменьшает деформацию звена под нагрузкой, повышает прочность звена (примерно на 20%).
2. Распорка у стоек фальшборта или леерных стоек.
|
Контртимберсы
|
Брусья, которые крепятся к винтранцу и образуют верхнюю часть кормы; в промежутках между контртимберсами помещают окна.
|
Корабельный червь
|
Сверлящие дерево морские двустворчатые моллюски семейства терединид. Живут в древесине, попавшей в морскую воду; часто поселяются в подводных частях деревянных судов (отсюда название), протачивая в них ходы и разрушая их. Тело червеобразное, на переднем конце имеется маленькая двустворчатая раковина, служащая для сверления.
|
Кораблекрушение
|
Катастрофа, произошедшая с судном и обычно приводящая к его сильному разрушению или гибели. Под кораблекрушением понимают полное или частичное затопление судна, повреждение значимых частей судна или нарушение плавучести, которые произошли в результате воздействия внешних и внутренних факторов или объектов.
|
Корабль
|
От греч. karabos.
То же, что судно, т.е. плавучее сооружение для перевозки пассажиров и грузов, водного промысла, добычи полезных ископаемых, а также для военных целей.
|
Коракл
|
От англ. coracle.
Небольшая лодка, сплетенная из прутьев ивняка, круглой или прямоугольной со скругленными углами формы. Первоначально кораклы обтягивали кожей, а позднее - просмоленной парусиной. В древности бритты использовали кораклы для речного и прибрежного плавания. В настоящее время рыбаки применяют их на реках и озерах Уэльса и Ирландии, а также, хотя и реже, - в Шотландии.
|
Корвет
|
От лат. corbita - «корабль».
В XVIII-XIX вв. - трехмачтовый корабль водоизмещением от 300 до 700 т с полным прямым парусным вооружением, имел до 32 орудий. Использовался для посыльной службы, иногда для крейсерских действий. С 40-х гг. XIX в. - колесный, а затем винтовой парусно-паровой корабль (водоизмещение до 3500 т). В настоящее время корветами называют сторожевые корабли сравнительно небольшого водоизмещения.
|
Корма
|
Задняя часть корпуса корабля (судна) начинающаяся от ахтерпиковой переборки и заканчивающаяся ахтерштевнем или транцем при его наличии, подразделяется на надводную и подводную части. Форма подводной части кормы в определённой мере влияет на управляемость судна и сопротивление воды его движению. Форма надводной части кормы зависит от предназначения корабля и его размеров (на крейсерах она имеет обычно овальные обводы, на эскадренных миноносцах для удобства постановки мин на ходу она выполняется в виде отвесной вертикальной стенки - транцевая корма и т.д.). Кормовая часть корабля была самая уязвимая - поэтому в бою основной целью была корма. В начале XIX века кормовая часть корабля стала более округлой, это связано с появлением винтовых двигателей. В кормовой части стали размещать основные приборы корабля.
|
Кормовой подзор
|
Наклонная часть кормы, выходящая за пределы ахтерштевня. Форма изгиба и сама его величина зависит от типа и количества движителей, особенностей расположения руля, преобладающих скоростей корабля (судна) при его повседневной службе, а также особенностей эксплуатации корабля.
|
Косые паруса
|
Паруса, которые ставятся в диаметральной плоскости вдоль судна. Имеют много разновидностей. В отличие от прямых парусов позволяют судну идти круче к ветру, под углом до 20°. К косым парусам относятся и треугольные паруса. У косых парусов различают правую и левую сторону.
|
Коуши
|
От гол. kous - чулок.
Каплевидная, круглая или треугольная оправка из металла с желобом на наружной стороне. Коуш заделывается в петлю троса (огон), чтобы предохранить его от истирания и излома. Петля получается более плавной. Коуш широко применяется в грузоподъёмных устройствах, используется при изготовлении стропов. В морской практике коуши используются для крепления канатов (тросов) к конструкциям или такелажу судна. Коуш часто изготавливают из углеродистой стали и оцинковывают, но бывают и пластмассовые.
|
Кофель-нагели
|
Стержни из твердого дерева или металла длиной около 30 см. Вставляют в отверстия кофель-нагельной планки для крепления и укладки снастей бегучего такелажа.
|
Кофель-планка
|
Деревянный или металлический брус с отверстиями для кофель-нагелей, прикрепленный горизонтально к палубе у мачт и у внутренней части борта.
|
Кошка
|
Четырёхлапый якорь небольшого размера и массы. Так же мель, во время отлива представляющая опасность для судоходства.
Аборда́жная ко́шка - приспособление, применявшееся на флоте для абордажного боя. Представляет собой штурмовой якорь на цепях или канате, забрасываемый на вражеское судно при абордаже, а также на стену крепости (укрепления) при штурме. Изготовляется из металла и имеет, как правило, от двух до пяти заострённых и загнутых рогов (лап), скреплённых вместе. Для того, чтобы противник не смог освободиться от закинутых абордажных кошек, крючья их затачиваются по типу гарпуна. Позволяет вначале сблизить, а после и сцепить при атаке нападающий корабль с атакуемым, с последующим переходом штурмовой группы на осаждаемый корабль и вступить с экипажем неприятеля в рукопашную схватку с использованием холодного и огнестрельного оружия.
|
Крамбол
|
Толстый короткий брус в виде консоли, выходящий за борт и поддерживаемый снизу кницею, называемой сапортусом. Применялись в парусном флоте на деревянных судах для подтягивания к борту якорей. Он прикреплен к скуле судна и служит крепом для подъема якоря. Крамболы бывают и железные, переносные, похожие с виду на шмон-балку.
|
Кран-балка
|
Устройство, служащее для подъема и транспортировки грузов. Состоит из горизонтальной перекладины - балки и лебедки закрепленной на ней. Кран-балка может быть оснащена ручными, или механизированными приводами для перемещения балки вдоль горизонтальных опор, лебедки вдоль балки.
|
Кранец
|
Приспособление временное или постоянное, служащее для предохранения борта судна от ударов и трения о причал или другое судно. В качестве кранца используют деревянные брусья, парусиновые или плетённые из троса мешки, набитые крошенной пробкой, пеньковыми или синтетическими отходами (редко песком), цилиндрические резиновые баллоны (иногда надувные - пневмокранцы). В настоящее время моряки часто вместо кранцев используют старые автомобильные покрышки.
|
Краспицы
|
Деревянные поперечные брусья связывающие между собой лонга-салинги. Служат основой марса или салинга.
|
Крейсерская яхта
|
От крейсер. Парусная яхта, предназначенная для дальних плаваний: длительных морских и океанских переходов, а также регат. Для крейсерских яхт обязательным является наличие кают, а их оборудование должно обеспечивать возможность совершения дальних плаваний.
|
Крен
|
Положение корабля (судна), при котором его диаметральная плоскость отклонена на некоторый угол от вертикали к поверхности воды. Крен измеряется углом наклона или разницей между осадками правым и левым бортом.
|
Кренгельс
|
Кольцо, свитое из прядей троса. Кренгельсы заменяют стропы, вделываются в шкаторины парусов для ввязывания шпрюйтов, накладываются на брам-стеньги под брам-такелаж.
|
Кринолин
|
Вытянутая вдоль борта галерея античного боевого корабля, а также площадка, на которой размещались гребцы. В настоящее время кринолин - особая конструкция, предназначенная для предохранения от повреждения винтов, рулей, подводных крыльев и других выступающих частей судна.
|
Круговая система соревнований
|
Раунд-робин, от англ. round robin. Система отборочных соревнований для определения претендента в гонке на Кубок Америки. По этой системе каждая яхта соревнуется со всеми другими яхтами-участницами. Лодки, одержавшие больше всего побед, переходят к следующему отборочному туру, пока не определится единственный победитель, который и станет претендентом на Кубок.
|
Круиз
|
От англ. cruise. Морское путешествие, обычно по замкнутому кругу с радиальными поездками из портов во внутренние районы стран (например, круиз вокруг Европы). Также существуют речные круизы.
|
Круизная яхта
|
Комфортабельная крейсерская яхта, не рассчитанная на участие в спортивных соревнованиях (гонках, регатах).
|
Круизное судно
|
Пассажирское судно для туристских путешествий продолжительностью от нескольких суток до нескольких месяцев с заходами в порты. Круизные суда отличаются повышенной комфортабельностью кают и общественных помещений, кроме экипажа на них имеется специальный персонал, приданный организовывать досуг пассажиров. Пассажировместимость больших современных судов может достигать нескольких тысяч человек.
|
Крыж
|
Часть полотнища флага. В крыже часто помещают изображения, носящие дополнительный характер по отношению к основному рисунку флага: надписи, девизы, разного рода эмблемы. Как правило, по своим размерам крыж не превышает половины ширины и половины длины полотнища.
|
Крюйс
|
Слово, обозначающее, что части рангоута, такелажа и паруса, перед названием которых оно стоит, принадлежат к бизань-мачте выше её марса.
|
Крюйс-рей
|
Второй снизу рей на бизань-мачте. К нему привязывается парус, называемый крюйселем.
|
Крюйс-стень-стаксель
|
Второй снизу косой парус, поднимаемый перед бизань-мачтой.
|
Крюйс-топсель
|
Небольшой треугольный или трапециевидный парус, поднимаемый между стеньгой и гафелем на судах с косыми парусами. Он ставился над бизань-триселем и верхним углом притягивался к топу стеньги бизань-мачты.
|
Крюйс-трюм-стень-стаксель
|
Пятый снизу косой парус, поднимаемый перед бизань-мачтой.
|
Крюйс-трюмсель
|
Пятый снизу прямой парус на бизань-мачте, ставившийся выше бом-брамселя на трюм-рее.
|
Крюйсель
|
Прямой парус на бизань-мачте между крюйсель-реем и бегин-реем, расположенный выше латинского паруса.
|
Крюйт-камера
|
От голл. kruitkame.
Во времена парусного флота - помещение на военном корабле, предназначенное для хранения пороха (как бочек с порохом, так и готовых к стрельбе пороховых зарядов) и сигнальных ракет. Располагался, как правило, в носу или корме корабля ниже ватерлинии. Термин вышел из употребления в конце XIX века.
|
Кубрик
|
1. Жилое помещение для команды.
2. Название одной из палуб парусного военного корабля, на которой жила команда.
|
Курс (курс судна)
|
Горизонтальный угол между плоскостью меридиана и диаметральной плоскостью судна, отсчитываемый в градусах от северной части меридиана по ходу часовой стрелки. В эпоху парусного флота курс отсчитывался в четвертях горизонта в градусах от N и S в обе стороны или выражался в румбах. Различают: компасный курс, которого придерживается судно; и истинный курс, прокладываемый на карте.
|
Куттер
|
От англ. cutter.
Тип одномачтового парусного судна XVII-XIX вв. Имел одну мачту с косым, обычно гафельным, вооружением при двух стакселях (косое вооружение позволяло ходить круто к ветру). В военном флоте куттеры использовались для посыльной и разведывательной службы, а также в таможне и береговой охране. Артиллерия - до 14 орудий небольшого калибра.
|
Кэптен
|
Воинское звание в британском и американском флотах, соответствует российскому капитану 1-го ранга.
|