Парусный моделизм

Сайт для людей, увлечённых парусным моделизмом.

Партнёры
сайта
Группа компаний налогового и бухгалтерского консультирования Финансист «Самоцветы.» Салон Натальи Степуниной.
Условия размещения рекламы на сайте!

СПРАВОЧНИК
морских терминов

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

.
Термин
Описание
Шаланда От фр. chaland, от позднегреч. chelandion.
1. Небольшое мелкосидящее, обычно несамоходное судно, применяющееся в портах для погрузки и разгрузки больших судов, стоящих на рейде, или для транспортировки грунта от дноуглубительных снарядов (т.н. грунтоотвозная шаланда). Такие шаланды оборудуются устройствами для разгрузки через днище.
2. Рыбацкая парусная плоскодонная лодка с выдвижным килем, распространенная на Черном и Азовском морях и предназначенная для лова рыбы сетями или крючковой снастью. Иногда использовалась для транспортировки мелких грузов (т.н. очаковская шаланда). Имела шпринтовое парусное вооружение, обладала хорошими мореходными качествами. Длина 7,5-8,5 м, ширина около 2,5 м, высота борта 0,8-0,9 м, осадка 0,6-0,7 м, грузоподъемность около 3-5 т.
Швартов От гол. zwaartouw.
Трос, обычно с огоном на конце, предназначенный для подтягивания и удержания судна у причала или у борта др. судна. В качестве швартовов используются стальные, а также растительные или синтетические тросы из прочных, гибких и износостойких волокон. Их различают по направлениям относительно судна: продольные швартовы и шпринги (носовые и кормовые) создают усилия, препятствующие перемещению судна вдоль причала, прижимные швартовы - в перпендикулярном направлении. Минимальное количество швартовов, длина и диаметр каждого из них, а также разрывное усилие определяются правилами классификационных обществ. Из условия удобства работы со швартовами из растительных волокон их диаметр должен быть не менее 20 мм. Для подачи швартовов на причал или др. судно иногда используются бросательные концы, а также проводники - легкие и прочные канаты, которые крепятся к швартовам и служат для их выбирания. На большие расстояния швартовы передают с помощью линеметателей.
Швартовая бочка Плавающее сооружение цилиндрической формы диаметром 1,5-3 м, обеспечивающее надежную стоянку судов на рейде или в акватории порта. На верхней и нижней плоскостях имеет обухи или рымы. В верхний обух закладывается такелажная скоба, соединяющая бочку со швартовным тросом, подаваемым с судна; к нижнему обуху, подводному, крепится бридель - якорная или такелажная цепь, соединяющая бочку с мертвым якорем.
Швартовка Маневр по постановке судна вплотную или почти вплотную к причальной линии, другому кораблю или стенке, а также закрепление его около них с помощью тросов.
Швартовое устройство судна Совокупность механизмов и приспособлений, предназначенных для удержания судна во время стоянки у причала, у борта др. судна или плавающего сооружения. В состав швартовного устройства входят швартовы, кнехты, шварт, клюзы, киповые планки, утки, шварт, лебедки или шпили, вьюшки и т. д. Элементы Швартовного устройства могут использоваться для буксировки судна лагом в закрытых акваториях, перемещения вдоль причала (перетяжки), крепления к швартовной бочке. Расположение и количество элементов швартовного устройства на судне должны обеспечить возможность его швартовки бортом, носом и кормой к причалу. Элементы швартовного устройства подбирают по размерам швартовов. При выборе взаимного положения кнехтов, клюзов, киповых планок и швартовных механизмов учитывают удобство передачи каната с кнехта на механизм и обратно, оптимальные условия работы механизмов, а также требования безопасности. Швартовы по возможности не должны пересекать проходы и трапы. Для смягчения динамических нагрузок на корпусные конструкции, возникающих при швартовке, используют постоянные или временные кранцы и привальные брусья.
Швартовые устройства береговые Устройства, предназначенные для удержания судна при стоянке у пирса, пристани, причала. Характерные швартовные береговые устройства - чугунные или стальные тумбы (основные и штормовые). Основные тумбы размещены на кордоне через 20-30 м, к ним швартуются суда в обычных условиях. Штормовые тумбы расположены на значительном расстоянии от кордона и служат для швартовки судов после сигнала штормового предупреждения. Поскольку швартовка за штормовые тумбы нарушает нормальную эксплуатацию причалов, от них постепенно отказываются и выполняют основные тумбы более мощными. Как правило, по конструкции тумбы являются раздельными. Голова тумбы крепится шпильками к фундаментной плите, закрепленной мощными анкерными болтами в теле причального сооружения. Такая конструкция предупреждает повреждение причального сооружения: при случайном превышении швартовного усилия, действующего на тумбу, обрываются лишь шпильки, которые легко заменить. При необходимости обеспечить быструю отдачу швартовов применяют тумбы с откидными головами, быстроотдающимися гаками или винтовые. Отдача гака или вращение винтовой тумбы производятся дистанционно со специального пульта. Для швартовки малотоннажных судов на стенах причалов устанавливают рымы в виде скоб, колец или крюков.
Шверт От нем. schwert - «меч».
Выдвижной киль («плавник»), препятствующий сносу малого парусного судна под ветер. В Нидерландах был распространен вариант парного шверта (швертцы), при котором поворотные или опускаемые плоскости крепятся по бокам корпуса судна. При движении под парусом наветренный шверт поднимают. Также поднятие шверта позволяет судну проходить по мелководью или приставать к необорудованному берегу.
Швертбот Плоскодонная мелкосидящая яхта, снабженная швертом и подъемным пером руля. Наиболее распространение швертботы получили в качестве небольших гоночных яхт. В отличие от килевой яхты швертботы не является абсолютно остойчивым судном: угол заката диаграммы статической остойчивости составляет 60-70°. Для обеспечения остойчивости швертботы строят сравнительно широкими; малые гоночные швертботы снабжают трапециями или сдвижными на наветренный борт сиденьями для откренивания экипажем. Иногда для повышения остойчивости более крупные швертботы снаб-жают наружным балластным фальшкилем, масса которого составляет 15-35% водоизмещения. Осадка такого судна с убранным швертом больше, чем у Швертбота, и меньше, чем у яхты с постоянным килем, поэтому его называют компромиссом. Существуют швертботы с двумя швертами, располо-женными друг за другом (тандем) или по обе стороны от диаметральной плоскости. В последнем случае шверты выполняют наклонными наружу в сторону бортов для более эффективного сопротивления дрейфу.
Шверцы Устройство, представляющее собой деревянные щиты, сделанные в виде плавников, которые навешивались на бортах мелкосидящих парусных судов для противодействия дрейфу. Верхний конец шверца закреплялся на оси, позволявшей поднимать его из воды при плавании на мелководье. Обычно опускался только один подветренный шверц, который прижимался давлением воды к бруску, укрепленному на борту ниже оси. Наибольшее распространение парусники со шверцами получили в мелководном Северном море - в Голландии, Франции и на баржах, эксплуатировавшихся в эстуарии реки Темзы. В настоящее время шверцы применяют при оснащении парусами байдарок, каноэ и др. мелких гребных судов, причем шверцы закрепляют по концам поперечной балки, укладываемой поверх бортов.
Швиц-сарвень-строп Строп, при помощи которого стягиваются нижние ванты под марсом, когда путенс-ванты крепятся к нижним вантам.
Шебека Парусно-гребное вооруженное трехмачтовое судно с косыми парусами. Применялось в средние века на Средиземном море для военных и транспортных целей. Узкий длинный корпус с развалом бортов и сильно выдвинутым форштевнем обеспечивал шебеке хорошую мореходность. Шебека по конструкции корпуса была близка к каравеллам и галерам, но превосходила их по скорости, мореходности и вооружению. Длина шебеки составляла 25-35 м. В кормовой оконечности палуба сильно выступала за пределы корпуса. Наибольшая ширина верхней палубы составляла около трети ее длины, форма подводной части была исключительно острой. Вооружение шебеки доходило до 24 пушек.
Шип Длинный деревянный штырь, служащий для соединения двух элементов деревянной конструкции. Вставляется в специально предназначенные соединительные пазы (гнезда).
Широта Географическая координата в ряде систем сферических координат, определяющая положение точек на поверхности Земли, Солнца, планет и на небесной сфере относительно экватора, эклиптики.
Ширстрек От англ. sheer - отвесный, strake - полоса, пояс.
Верхний пояс наружной обшивки борта судна. Листы ширстрека утолщаются (на 20-40%) по сравнению с остальными поясами обшивки, т.к. ширстрек является одной из основных продольных связей корпуса, испытывающей наибольшую нагрузку при общем и косом изгибе судна на волнении. Соединение ширстрека с верхней палубой раньше было клепаным на угольниках, теперь или клепаное с применением стрингерной полосы, или сварное без промежуточных элементов.
Шитик Небольшое плоскодонное парусное судно, части корпуса которого были сшиты ремнями или прутьями можжевельника и ели. Длина 10 м, ширина до 4 м.
Шифтингбордс Сплошной ряд досок проходящих по всей длине судна от носа до кормы. Шифтингбордсами первоначально оборудовались клиперы и рекомендовались до недавнего времени для твиндечных судов, перевозивших зерно, которое ведет себя на волнении почти как жидкость и даже при незначительном крене судна, может сместится на один борт и вызвать опрокидывание судна. В настоящее время шифтингбордсы также применяются на судах для перевозки сыпучих грузов. Шифтингбордсы устанавливаются в специальных гнездах, устроенных в поперечных комингсах люка или в пиллерсах под ними. Пролёт упрочняется стойками, прикрепляемыми к бортам при помощи тросов. При перевозке несыпучих грузов, когда необходимость в шифтингбордсах отпадает, их закрепляют на бортах или переборках.
Шканцы От гол. schans.
Помост либо палуба в кормовой части парусного корабля, на один уровень выше шкафута, где обычно находился капитан, а в его отсутствие - вахтенные или караульные офицеры и где устанавливались компасы. Позднее шканцами называли часть верхней палубы военного корабля от грот-мачты до бизань-мачты. Шканцы считались на корабле почётным местом; там зачитывались перед строем законы, манифесты, приказы, приговоры. Размещение шканцев на корабле каждого типа определялось приказом по Морскому ведомству. Дерзость начальнику на шканцах усугубляла наказание, так как шканцы на военном корабле считаются как бы священным местом.
Шкаторина Морской термин, кромка паруса обшитая ликтросом во избежании разрыва. В зависимости от формы, шкаторин в парусе может быть до пяти: у прямых парусов - верхней, нижней и боковой; у косых парусов - верхней, нижней, передней и задней. Парус трапецевидной формы (прямой) верхней шкаториной при помощи люверс, с продетыми в них отрезками скручеными из трех-четырех каболок - ревантами крепится к лееру рея. Остальные шкаторины свободные.Нижняя шкаторина иногда делается вогнутой вверх. Косые паруса стаксель и кливер имеют люверсы вдоль передней шкаторины. У триселя люверсы располагаются вдоль верхней, нижней и передней шакторин, через которые он пришнуровывается нижней шакториной к гику, верхней к гафелю,передней к мачте или ползунам,скользящим по мачте.
Шкафут От гол. schavot - стеллаж, эшафот.
1. На кораблях и судах - средняя часть верхней палубы от фок-мачты до грот-мачты либо от носовой надстройки до кормовой.
2. На деревянных парусных кораблях - широкие доски, уложенные горизонтально вдоль бортов для прохода с бака на шканцы.
3. На речных металлических баржах - деревянный брус, идущий вдоль борта и служащий для установки леерных стоек.
Шквал От англ. squall.
Резкое кратковременное (от минуты до нескольких минут) усиление ветра иногда до 30-70 м/с с изменением его направления, зачастую при грозе. От урагана шквал отличается непродолжительным характером и возникает преимущественно на стыке атмосферных фронтов.
Шкентель От гол. schentel.
Стальной или растительный трос в бегучем такелаже, один из концов которого закреплен на рангоуте при помощи огона или коуша, либо заканчивается блоком или гаком. Используются для управления парусами, подъема грузов и в качестве различного рода оттяжек при перемещении грузов.
Шкентель с мусингами Растительный трос, на котором через каждые 30-40 сантиметров сделаны кнопы. Служит для лазания вместо трапов, например в шлюпку, стоящую под выстрелом.
Шкентросы Короткие веревки, которые одним из своих концов крепятся за люверсы у малых оснований подвеской койки, а другим соединяются у колец, имеющих штерты.
Шкерт Также - штерт. Тонкий и короткий конец троса.
Шкимушгар Также - шхимушгар. Однопрядный линь, свитый из бородочной (содержащей очесы) пеньки и имеющий различное количество каболок. Выпускается свитым из 2 или 3 каболок. Употребляется для накладки бензелей, клетневания, изготовления матов и т.п.
Шкипер От дат. skipper - корабельщик.
Также - шхипер. Владелец или капитан судна в торговом флоте. В русском ВМФ XVIII в. младший офицерский чин, отвечавший за порядок и хозяйство на корабле.
Шкот От гол. schoot.
1. Снасть бегучего такелажа, с помощью которой нижние - шкотовые углы парусов растягиваются порею или гику либо оттягивают назад углы парусов, не имеющих рангоута. Каждый шкот получает дополнительное наименование по названию паруса: стаксель-шкот, грота-шкот и т.п.
2. Многошкивные тали для установки гика под нужным углом к ветру, например грота-гика-шкот, спинакер-гика-шкот и т.п. Шкоты передних парусов на современных яхтах, как правило, выбирают с помощью многоскоростных лебедок шпилевого типа.
Шкотовый угол Нижний задний угол паруса, за который закладывают шкот.
Шкун Якорная подушка; металлический лист на борту, в который упираются рога якоря, когда он закреплён у борта.
Шкут От гол. schoot.
Также- шкоут, шхоут. Парусное военное или транспортное (реже рыболовное) судно, распространенное в XVIII-XIX вв. на Балтийском и Каспийском морях, Ладожском и Онежском озерах, на реке Волге. Большие шкуты имели парусную оснастку фрегата, малые - брига. Шкуты строили из сосны, ели или персидского дуба. Они имели палубу с 2 люками, крытые бак и ют, навесной руль. Оснащались 2-3 якорями и одним верпом. Длина 17-45 м, ширина 4,5-8,5 м, осадка 1,2-3,6 м, грузоподъемность 150-500 т, экипаж 12-18 человек. Первым шкутом в составе русского флота был 12-пушечный шведский "Виват", захваченный в 1702 г. в бою на Чудском озере.
Шлаг Петля троса, образующаяся при обнесении его вокруг какого-либо предмета.
Шлагов Железный или деревянный брус, вставленный в шпор стеньги для удержания её на месте.
Шлюп От англ. sloop, гол. sloep.
1. Парусный 3-мачтовый военный корабль XVIII-XIX вв. с прямым вооружением. По размерам занимал промежуточное положение между корветом и бригом. Предназначался для разведывательной, дозорной и посыльной служб. В России шлюпы строили в 1-й половине XIX в. Их часто использовали для кругосветных плаваний и научных экспедиций (О.Е. Коцебу, Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев и др.). Водоизмещение 300-900 т, артиллерийское вооружение 16-32 орудия на верхней и батарейной палубах.
2. Тихоходный сторожевой корабль в некоторых зарубежных ВМС в период 2-й мировой войны. Водоизмещение до 1000 т, скорость до 16 узлов. Иногда так называют английские корабли береговой охраны.
3. Парусное морское транспортное и рыболовное одномачтовое судно, распространенное в Европе и Америке в XVIII-XX вв. Парусное вооружение состоит из гафельного или бермудского грота, гафельного топселя и кливера. Иногда шлюп дополнительно снабжают еще одним кливером и стакселем.
4. В настоящее время шлюп - тип парусного вооружения спортивных судов.
Шлюпбалка Устройство для спуска шлюпки с борта судна на воду и подъема ее на борт. Шлюпку обслуживают две шлюпбалки, каждая из которых включает стрелу, опорные конструкции, шлюпочные тали и механизм, обеспечивающий работу шлюпбалок, например лебедку. Спуск шлюпки с помощью шлюпбалок делится на два периода: вываливание, т.е. вынос шлюпки за борт судна, и вертикальный спуск на воду, который выполняется на шлюпбалках всех типов травлением лопаря шлюпочных талей. По способу вываливания шлюпбалки делят на две группы: требующие для вываливания приложения ручного или механического усилия (радиальные и заваливающиеся) и самопроизвольно вываливающиеся под действием веса шлюпки (гравитационные). Радиальная и заваливающаяся шлюпбалки отличаются ориентацией оси поворота стрел при вываливании. У радиальных шлюпбалок вываливание выполняется поочередным согласованным поворотом стрел вокруг вертикальной оси и, как правило, спуск шлюпки на воду производится вручную. Радиальные шлюпбалки не используются для спуска спасательных шлюпок. У заваливающейся шлюпбалок стрела поворачивается относительно горизонтальной оси, проходящей через шпор. При этом у S-образных заваливающихся шлюпбалок шлюпка в походном положении крепится на стреле, а у обычных, смещенных к борту, серповидных заваливающихся шлюпбалок опирается на палубные кильблоки. Заваливающиеся шлюпбалки применяют для небольших спасательных шлюпок массой до 2-3 т. Гравитационные шлюпбалки вываливают шлюпку либо поворотом стрел вокруг одного или нескольких шарниров, либо движением стрел вместе со шлюпкой на катках по направляющим (склоняющиеся и скатывающиеся шлюпбалки). Одношарнирная гравитационная шлюпбалка вываливает шлюпку поворотом совмещенного со шпором шарнира до упора на палубе. У двухшарнирной шлюпбалки поворот верхней части стрелы продолжается относительно промежуточного шарнира. Каждый каток склоняющейся шлюпбалки движется по своей направляющей, катки у скатывающейся шлюпбалки перемещаются по общей направляющей.
Шлюпка> От гол. sloep.
Общее название малого гребного или моторного судна с круглоскулыми килеватыми обводами корпуса и наружным килем. Различают транцевые шлюпки и вельботы (с острыми образованиями кормы). По назначению шлюпки могут быть спасательными, рабочими и корабельными.
Шмак Двухмачтовое грузовое судно первой поло вины XVIII в.. Использовались на Балтийском и Каспийском морях.
Шнек Также - шнека, шняка, снека.
1. Морское парусно-гребное судно скандинавских народов XII-XIV вв., служившее преимущественно для набегов. Шнек был похож на дракар, но имел меньшие размеры. Был оснащен 1-2 мачтами с прямыми парусами и 15-20 парами весел, вмещал до 100 чел.
2. Парусно-гребное рыбацкое судно северных славян (поморов) XI-XIX вв. Представляло собой плоскодонное беспалубное судно. Имело одну поперечную переборку и закрытые палубами выгородки в оконечностях (чердаки) для хранения улова, провизии и укрытия людей от непогоды. К носу от переборки располагалась мачта высотой около 6 м с прямым или шпринтовым парусом. Большие шнеки несли на корме вторую мачту, ниже первой, с гафельным парусом, а также кливер. Шнек имел острые в плане оконечности, закругленный форштевень и прямой ахтерштевень. Обшивка крепилась к набору внакрой вицей или жгутами из мочала. Набор скреплялся деревянными нагелями. Шнек оснащался навесным рулем с длинным румпелем и веслами длиной 4 м. Длина 7-12 м, ширина 2-2,5 м, осадка 0,6-0,8 м, грузоподъемность 2,5-4 т, экипаж до 4 чел. Для сообщения с берегом и др. целей шнеки имели осиновки.
Шнеккер От норв. snekkar, от snage - «змея» и kar - «корабль».
Также - снеккар. Небольшой парусно-гребной корабль викингов, в основном предназначался для набегов. Считается, что шнеккер представлял собой уменьшенный и облегченный вариант дракара.
Шнява От гол. snauw.
Небольшое парусное торговое или военное судно, распространенное в XVII-XVIII вв. в скандинавских странах и России. Шнявы имели 2 мачты с прямыми парусами и бушприт. Военные шнявы вооружались 12-18 пушками малого калибра и использовались для разведки и посыльной службы в составе шхерного флота Петра I. Длина шнявы 25-30 м, ширина 6-8 м, водоизмещение около 150 т, экипаж до 80 чел. Первые русские шнявы "Мункер" и "Лизета" были построены на Азовском море в конце XVII в. Первой шнявой Балтийского флота была шведская "Астрильд", захваченная в мае 1703 г. в абордажном бою на реке Неве.
Шпангоут От гол. spanthout, от spant - «ребро» и hout - «дерево».
Криволинейная поперечная балка или конструкция, основной элемент поперечного набора корпуса судна. Шпангоут, расположенный в самом широком месте корпуса, называется мидель-шпангоутом, остальные - «передними» или «задними» относительно миделя. Последний задний шпангоут в наборе деревянного судна называется фашенписом. Число шпангоутов зависит от длины судна и требуемой прочности корпуса; расстояние между шпангоутами называется шпацией. Поскольку корпус судна имел сложную криволинейную форму, шпангоуты невозможно было изготовить из целого дерева, поэтому их делали составными.
Шпация Расстояние между двумя соседними шпангоутами. Для корпусов кораблей и судов, набранных по поперечной системе набора, является показателем технологичности и прочности корпуса, изменяясь в пределах от 0,5 до 3 м. Шпация по длине корпуса не является постоянной, в оконечностях корпуса, как правило меньше, чем в среднем сечении, особенно для судов ледокольного типа и ледоколов.
Шпигат От гол. spiegat, от spuiten - брызгать, лить и gat - отверстие.
Отверстие в палубе для удаления за борт воды, попавшей на нее при заливании судна волнами, атмосферных осадках, тушении пожаров, уборке палубы и т.п. шпигат располагают в районах возможного скопления воды (в низших точках палубы) и снабжают шпигатной трубой, через которую вода отводится самотеком непосредственно за борт или на нижележащие открытые палубы. Шпигатами называют также отверстия в днищевых продольных балках, которые служат для стекания остатков жидкого балласта либо жидкого груза к приемным патрубкам осушительной или зачистной системы. На парусных судах шпигаты применялись для проводки снастей бегучего такелажа.
Шпиль Тоже что и кабестан. Механизм для передвижения груза, состоящий из вертикально установленного вала, на который при вращении наматывается цепь или канат, прикрепленные другим концом к передвигаемому грузу, например якорю. Шпиль представляет собой вертикальный ворот и является разновидностью лебёдки с барабаном, насаженным на вертикальный вал. Шпиль в основном используется в судоходстве для подтягивания речных судов у причалов, выбирания судовых якорей и подобных целей. Одними из самых внушительных примеров использования системы кабестанов в строительстве является установка колонн Исаакиевского собора в 1828 году и подъём Александровской колонны на пьедестал в 1832 году.
Шпирон То же, что и таран у броненосных кораблей XIX и начала XX века. Иногда съёмный. В устаревшем значении - острый, выдающийся вперёд, длинный нос галеры. В широком смысле может относиться к чему-либо длинному, выступающему, острому (шпор, шпора, шип и т. п.)
Шпирт Шест для выноса шкотовых углов паруса на ветер.
Шпон От нем. span, spon.
Тонкие (толщиной 0,4-1,5 мм) листы древесины, получаемые лущением с предварительно распаренной вращающейся круглой заготовки из березы, сосны, ольхи, бука или древесины ценных пород. Шпон используется для выклейки корпусов малых гребных прогулочных и спортивных лодок, парусных яхт, а также для облицовки переборок и судовой мебели. Корпуса выклеивают, укладывая полосы шпона послойно на болван, соответствующий по форме и размерам готовому изделию; применяют клеи холодного отверждения и, если необходимо, гвоздевую запрессовку. При крупносерийном производстве лодок длиной до 4 м их корпуса после укладки на болван нужного числа слоев шпона обкладывают бумагой, накрывают резиновым чехлом и помещают в автоклав, где поднимают давление, откачивают воздух из-под чехла и повышают температуру до 40-60°С на 1-2 ч, необходимых для отверждения клея. Малые гребные лодки из шпона имеют безнаборную конструкцию. Обшивка лодки длиной около 4 м выклеивается из 4 слоев березового шпона толщиной 1,15 мм. Обшивка корпуса яхты длиной около 8 м, подкрепленная набором, должна иметь толщину около 14 мм. Возможно строительство корпусов с трехслойной обшивкой, в которой средний слой - заполнитель делается из реек хвойных пород древесины толщиной 3-4 мм.
Шпор От гол. spoor.
Нижний конец любого вертикального рангоутного дерева (мачты, стеньги), а также внутренний (прочно закрепленный на судне) конец бушприта, утлегаря и выстрела или шарнирно закрепленный нижний конец грузовой стрелы.
Шпринг Трос, заведенный в скобу станового якоря для удержания судна в заданном направлении с целью наиболее эффективного использования бортовой артиллерии.
Шпринтовые паруса Четырехугольные паруса, передняя кромка шкаторины которых привязывается к мачте с помощью сегарсов, а верхняя и задняя - растягиваются длинным шестом (шпринтом), представляющим собой рангоутное дерево, упирающееся пяткой в мачту около галсового угла немного выше палубы, а ноком растягивающее задний нок-бензельный угол четырехугольного косого паруса.
Шпрюйты Группа тросов, предназначенных для распределения силы натяжения на несколько точек. Для этого их равномерно распределяли по шкаторине паруса, а в дальнейшем соединяли в один трос.
Шпунт киля Длинные выемки вдоль боковых сторон киля. В шпунты заходит первый ряд досок наружной обшивки.
Шпунтовый пояс Прилегающий к килю пояс обшивки. Обычно шпунтовый пояс для увеличения общей продольной прочности корабля делается толще остальных поясов обшивки.
Штаг От гол. stag, от stagen - «подпирать».
Снасть стоячего такелажа, расположенная в диаметральной плоскости судна и поддерживающая мачту, стеньгу и другое рангоутное дерево спереди или раскрепляющая бушприт с форштевнем. На больших парусниках штаги получают наименование соответственно своему расположению, например - фока-штаг, фор-стень-штаг, фор-брам-штаг. Отдельно выделяются штаги, раскрепляющие рангоутное дерево на носу судна. К ним относятся ватер-штаг, держащий бушприт снизу, а также утлегарь-штаг (мартин-штаг) и бом-утлегарь-штаг, удерживающие утлегарь и бом-улегарь соответственно и проходящие через мартин-гик. Если штаг используется для постановки на нём паруса, то он называется соответственно наименованию паруса, например стаксель-штаг или кливер-штаг. На яхтах самый нижний штаг называется основным, идущий с топа мачты - топшагом, расположенный между ними - промежуточным. Штаг-карнак - снасть из стального троса, закреплённая между мачтами. На больших парусных судах на нём заводятся горденя для погрузки и выгрузки грузов.
Штаговый огонь Круговой навигационный огонь белого цвета, поднимаемый над носовой оконечностью судна на штаге или гюйсштоке. Включается при стоянке на якоре. Дальность видимости штагового огня не менее мили.
Штандарт Флаг главы государства,поднимаемый в месте его пребывания. Официально принят при Петре I.
Штевень, Штевни От гол. steven.
Прочный брус в носовой и кормовой оконечностях корабля. Штевень обычно переходит в киль плавно, с небольшим закруглением или изломом. Кроме того, форма форштевня зависит от назначения судна и от его формы, которую выбирают на основании результатов буксировочных испытаний и исходя из опыта.
Существует три варианта исполнения штевня. Брусковый штевень - старейшая конструкция штевня. Она применяется в наше время только на малых судах (буксирах, рыболовных судах), которые имеют, как правило, брусковый киль. С брусковым килем брусковый штевень обычно сваривается встык. У судов с ледовыми подкреплениями листы наружной обшивки вводят в выемку на штевне (шпунт), чтобы предотвратить разгерметизацию вследствие повреждения передних кромок листов. Литой штевень по сравнению с брусковым имеет то преимущество, что по форме поперечного сечения при круглой передней кромке он может подгоняться к форме ватерлиний. Поэтому, а также благодаря почти гладкому соединению листов уменьшается образование вихрей у форштевня. Для повышения прочности литой форштевень снабжают продольными и поперечными ребрами жесткости. Для соединения с горизонтальным килем литой форштевень имеет хвостовик. Листовой форштевень, называемый также сварным штевнем, состоит из отдельных листов, которые ниже грузовой ватерлинии имеют небольшой радиус кривизны и с увеличением радиуса кривизны подгоняются к форме ватерлиний. Листовые штевни имеют, как правило, все крупные, полностью сварные суда и суда с бульбовым носом.
Штерт Короткий тонкий трос или линь, применяемый для каких-либо вспомогательных целей.
Штиль От нем. stille - «тишина».
Затишье, безветренная или тихая погода со слабым ветром, скорость которого по шкале Бофорта не более 0,5 м/с.
Штирборт Правый борт судна. На штирборте судно несет зеленый огонь, а на бакборте - красный. Термин штирборт берёт начало из истоков судоходства. До того как на суда стали устанавливать руль по центру, они управлялись при помощи специального рулевого весла. Это весло держал рулевой, стоявший на корме судна. Однако большинство моряков были правшами. Это означало, что рулевое весло (которое было шире обычного для лучшего управления) прикреплялось к правой части судна. Слово starboard (steerboard) происходит от староанглийского слова steorbord, что буквально означает сторону, по которой судно управляется.
Штормтрап Разновидность верёвочной лестницы c деревянными ступеньками (балясинами), опущенная по наружному борту или подвешенная к выстрелу и служащая для подъёма на корабль. Штормтрап находится у борта судна в месте посадки в спасательные шлюпки, спасательные плоты, лоцманский катер и прочие плавсредства. При подъёме по штормтрапу следует держаться за пеньковые верёвки, а не за ступеньки так как ступеньки могут прищемить пальцы о борт корабля. По требованию СОЛАС верёвки штормтрапа должны быть всегда пеньковые, так как обеспечивают более безопасное передвижение, чем верёвки изготовленные из другого типа материала.
Штурвал От гол. stuurwiel, от stuur - руль и wiel - колесо.
Орган управления движением судна по курсу, представляющий собой колесо с рукоятками, соединенное приводами различных конструкций с рулем. Вращение штурвала вызывает поворот пера руля (перекладку) на соответственный угол, чем достигается поворот судна. Штурвалы впервые появились на голландских парусных флейтах в конце XVI - начале XVII в. и приводились в движение двумя матросами. С ростом размеров парусников и увеличением усилия, необходимого для перекладки руля, стали устанавливать спаренный штурвал большого диаметра; его вращали уже 4 человека. В XIX в. для передачи вращения от штурвалу к рулю стали применять рулевые машины, и диаметр штурвала резко уменьшился. На современных судах штурвал заменен гидравлическими и электрическими манипуляторами, которые автоматически взаимодействуют со следящей системой управления судном.
Штурман От гол. stuurman, от stuur - «руль» и man - «человек».
Специалист по кораблевождению. Штурман обычно прокладывал курс корабля (судна), исчислял перемещения и отмечал передвижение на карте (а в настоящее время также следит за исправной работой навигационных приборов). В России впервые введено в 1768 г.
Штуртрос От гол. stuur - руль и трос.
Стальной канат (или цепь), служащий для передачи усилия от штурвала или рулевой машины на румпель и через него к перу руля. Штуртрос проходит через систему блоков. Слабина, образующаяся от вытягивания штуртроса, выбирается талрепами. Для смягчения действия динамических нагрузок на штуртрос, например, от ударов волн по перу руля, используются амортизаторы. На современных судах штуртросы, как правило, не применяется.
Штык-болт Тонкая снасть, которой подтягивают баковые шкаторины парусов, когда у последних берутся рифы.
Шуфла Медный (латунный) совок с длинной рукояткой, которым до изобретения зарядных картузов засыпался порох в камору артиллерийских орудий.
Шхербот Небольшое парусно-гребное судно шведского шхерного флота начала XVIII в. Шхерботы имели мачту, 6-8 пар весел, 4-6 легких пушек. Длина до 8 м.
Шхеры От швед. skaren - «скала», «помеха».
Небольшие преимущественно скалистые острова близ невысоких сложнорасчлененных берегов морей и озер. Образуют сильно изрезанное побережье со множеством заливов и бухт, надводных и подводных скал. Опасны для судоходства. В геологическом плане представляют собой часть материка, подвергшуюся действию ледников в ледниковую эпоху и затопленную впоследствии морем. В Европе шхеры расположены у берегов Скандинавского полуострова, Финляндии, Шотландии и Исландии, в России - у берегов Онежского и Ладожского озер, в Выборгском заливе Балтийского моря
Шхиман От гол. schieman.
Младший унтер-офицерский чин в русском флоте в XVIII в. Шхиман заведовал судовыми помпами и оснасткой фок-мачты. В подчинении шхимана находился шхиманмат.
Шхуна От англ. schooner.
1. Морское парусное судно, имеющее две и более мачты, вооруженное в основном косыми парусами По типу парусного вооружения шхуны подразделяются на гафельные, марсельные и бермудские. Разновидностями шхун являются шхуна-барк (баркентина) и двухмачтовая шхуна-бриг (бригантина). Во времена парусного флота шхуны использовались как посыльные суда. Шхуны русского флота имели на вооружении до 16 пушек, водоизмещение - до 800 т. Современные шхуны, как правило, оснащаются двигателями внутреннего сгорания. Используются как транспортные, промысловые, учебные и спортивные суда.
2. Парусное судно с косыми парусами. Впервые шхуны появились в Северной Америке в XVIII в. и имели 2-3 мачты только с косыми парусами (гафельные шхуны). В XIX в. встречались шхуны с 2-3 прямыми парусами, обычно расположенными на фокмачте (марсельные и брамсельные шхуны). В XX в. стали появляться шхуны больших размеров со стальными корпусами, число мачт стало доходить до 6. Первая 4-мачтовая шхуна ("Уильям Л. Уайт") была построена в 1880 г., первая 5-мачтовая ("Гавернор Эймс") - в 1888 г., а первая 6-мачтовая ("Джордж У. Уэлс") - в 1900 г. В 1902 г. была построена единственная в мире 7-мачтовая шхуна "Томас У. Лоусон". Шхуны обладали такими достоинствами, как большая грузоподъемность, хорошая мореходность, возможность ходить очень круто к ветру, имели на борту меньшую команду, чем требовали суда с прямым парусным вооружением, и поэтому получили широкое распространение в самых различных модификациях. В России шхуны начали строить на Черном море во 2-й пол. XVIII в., на Балтийском море - в 1-й пол. XIX в. С 1849 г. в русском флоте появились парусно-паровые шхуны.

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


В начало страницы

Онлайн-калькулятор

для расчёта диаметров такелажа
Онлайн-калькулятор

для расчёта размеров рангоута
кораблей Российского флота

Напишите мне письмо...
Вступайте в нашу группу
Сообщество в ВК

Рекламана сайте

Макетная студия SMC Макетная студия SMC Макетная студия SMC

Новое на сайте

13.01.2023 Полностью закончен блог "О творческой реализации известной модели от "Звезды" в СУВЕНИР-НОЧНИК «Летучий Голландец»". 17.12.2020 Добавлен Обзор модели флагманского корабля адмирала Нельсона Виктори от Звезда (Россия). 14.12.2020 Добавлен обзор модели советского парусника Товарищ от ARK-Models (Россия). 23.11.2020 Добавлена Обзор модели китобойного судна Нью Бедфорд (New Bedford). 17.11.2020 Добавлена статья Рангоут и стоячий такелаж четырёхмачтового барка на примере барка Крузенштерн. 11.11.2020 Добавлен обзор модели трёхмачтового барка Gorch Fock от Моделист (Россия). 05.11.2020 Добавлен обзор модели Yacht Mary от Mamoli (Италия).. 19.10.2020 Добавлен обзор модели Славянской ладьи IX-XI в.в. от Фальконет (Россия). 12.10.2020 Опубликованы "Комментарии к строительству модели корвета Аврора (Corvette L'Aurore) 1766-1775 г.г." 14.10.2019 Добавлен обзор деревянной модели Hacchoro от Woody Joe (Япония).
Copyright © 2015,  Парусный моделизм. Все права защищены. Дизайн: Степунин Дмитрий
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика