Термин
|
Описание
|
ШАЛАНДА
|
от позднего греч. chelandion - плоскодонка.
1. Небольшое, мелкосидящее судно, применявшееся в портах для разгрузки судов, стоящих на рейде, или для транспортировки грунта от дноуглубительных снарядов. Свою классическую форму получили у англичан в XIX в. Эти суда были одинаково хороши и на Темзе и на море. Интересная группа шаланд появилась в Средиземном море. В отличие от британских шаланд, которые для улучшения хода против ветра несли специальные паруса, на средиземноморских этого «трюка» не признавали. В Эгейском море греческие рыбаки ходили на маленьких без палубы шаландах - так называемых скафах с одной мачтой и парусом на шпринтове. Шпринтов представлял собою рею, которая делила прямоугольный парус на два треугольника. Такое распределение парусов оказалось очень эффективным на рыболовных судах с малой осадкой, позволяя им легко и уверенно маневрировать. Палуба, как и в старые времена, защищалась от волн натянутой парусиной. Обшивка корпуса скаф выполнялась в стык, в отличие от судов северной Европы.
Шаланда морская.
2. Рыболовное плоскодонное беспалубное морское судно с выдвижным килем (так называемая очаковская шаланда) и шпринтовым парусным вооружением, обладавшее хорошими мореходными качествами. Длина достигала 9 м, ширина - 2,5 м, высота борта - 0,9 м, грузоподъёмность - 5 т. Использовалась для лова сетями й крючковой снастью.
3. См. рыбоприёмная шаланда.
|
ШАМПУНЬКА
|
см. сампан.
|
ШАРПИ
|
от англ. sharpy - острый, остроконечный.
плоскодонная парусная лодка с острой скулой и швертом, получившая распространение на мелководных акваториях Северной Америки и использовавшаяся в основном для рыбной ловли. Для шарпи были характерны почти отвесный форштевень, малый развал бортов и кормовой свес, под которым располагался руль малого удлинения.
В современном малом судостроении термин шарпи применяют для характеристики корпуса парусного судна (яхты), имеющего угловатые обводы шпангоутов по миделю.
|
ШАССЕ-МАРЭ
|
от франц. chasse maree - ловец приливов.
французское двух- и трёхмачтовое парусное судно, применяемое для прибрежной перевозки грузов и рыболовства, главным образом, в Бретани. Эти суда плавали даже до Антильских о-вов. Имели острые обводы и сплошную палубу. У трёхмачтовых шассе-марэ средняя мачта была наклонена назад и несла необычайно большой рейковый парус, который при плохой погоде опускали на палубу. Сверху него ставили топсель. Фок-мачта стояла почти вертикально, очень далеко впереди и при такой же оснастке несла значительно меньшие паруса. Водоизмещение достигало 700 т, грузоподъёмность - 100 т, скорость хода - 10 уз.
|
ШАТТЕ
|
французский лихтер и прибрежный парусник. По конструкции подобен шассе-марэ. В XVIII-XIX в.в. получил распространение в Норвегии. Имел плоское днище, рулевые весла в носу и на корме, высокую среднюю мачту и малые фок- и бизань-мачты, нёс рейковые паруса. Длина достигала 25 м, ширина - 7 м, осадка - 2,5 м, грузоподъёмность - 60 т.
|
ШВЕРБОТ
|
плоскодонная, мелкосидящая яхта, снабжённая швертом и подъёмным пером руля. Наибольшее распространение получил в качестве небольших гоночных яхт, в том числе олимпийских классов, такие, например, как Финн и Летучий голландец, а также как туристские и крейсерские яхты.
|
ШЕБЕКА
|
1. Парусно-гребное трёхмачтовое судно Средиземного моря, распространённое в XVII-XVIII в.в. Момент её появления неизвестен. Возможно, это был усовершенствованный дромон с высокими бортам и малой осадкой. Явно проглядывается влияние конструкции шхуны. Сказывается также влияние арабского кораблестроения, о чем свидетельствует длинная усечённая корма, да и вся форма корпуса. Поначалу шебека имела от 30 до 40 весел, которые использовались в безветренную погоду. Позднее количество весел уменьшилось на одну треть, потому что главной движущей силой стали три латинских паруса, поставленные на три мачты. Фок-мачта наклонялась в нос, а бизань-мачта - в корму. Бушприт удерживал большой фок. Это судно было быстроходным и манёвренным. Благодаря малой осадке его широко использовали на мелководье. Пушечное вооружение было очень мощным. Все эти элементы привели к тому, что шебека стала основой пиратского флота. Особенно грозными были такие суда у пиратов Алжира и Марокко. Их длина достигала 39 м, ширина - 7,5 м. а осадка - 2,7 м. По бортам стояли восемь 6-фунтовых пушек, на корме - четыре 12-фунтовые, а по фальшбортам - восемь 3-фунтовых кулеврин. Итого 28 орудий. В XVIII в. шебека входила в состав испанского и французского флотов.
Шебека.
2. В русском флоте шебека использовались со второй половины XVIII в. для посыльной службы, перевозки войск и военных действий в шхерах Балтийского моря. Длина достигала 37 м, ширина - 10 м, осадка - 3 м, имела до 40 весел и 35 пушек малого калибра. Малые суда этого типа назывались полушебеками.
|
ШЕЛЬТЕРДЕЧНОЕ СУДНО
|
от англ. shelter deck - защитная, навесная палуба.
транспортное судно с двумя или более полубаками, верхний твиндек которых оборудован специальными отверстиями, позволяющими исключить объем этого твиндека из регистровой вместимости (так называемые обмерные отверстия) и тем самым уменьшить размеры собираемых с судна сборов и пошлин. Появились в конце XIX в. В 60-х годах XX в. были широко распространены шельтердечные суда открыто-закрытого типа, на которых обмерные отверстия снабжались специальными закрытиями, что позволяло судам иметь две грузовые марки, соответствующие двум осадкам, измерявшимся от верхней палубы при закрытых отверстиях и от палубы - при открытых отверстиях. Поскольку наличие даже закрываемых отверстий в корпусе снижало безопасность, то в настоящее время строительство шельтердечных судов прекращено.
|
ШЕСТЁРКА
|
или шестивесёльный ял - см. корабельная шлюпка.
|
ШИТИК
|
новгородское парусно-гребное небольшое плоскодонное судно, используемое в прибрежной зоне и на реках для ловли рыбы и перевозки грузов. Оснащалось мачтой с прямым парусом, вёслами и навесным рулём. Доски обшивки крепили к набору и сшивали друг с другом жгутами из мочалы. В XIII в. эти суда распространились среди северных поморов, а в XVII-XIX в.в. - в Сибири и на Камчатке. Здесь доски обшивки крепили к набору при помощи кожаных ремней. Длина достигала 15 м, ширина - 4 м, а грузоподъёмность - 24 т.
|
ШИФАЦЦО
|
итальянско-сицилийское парусное судно XIX в. Имело почти вертикальные форштевень и ахтерштевень, 2-3 мачты с латинскими парусами, иногда со стакселем. Служило для перевозки зерна и вина, а также использовалось для рыбной ловли. Длина достигала 15 м, ширина - 5 м, грузоподъёмность - 35 т.
|
ШЛЮП
|
от голланд. – sloep.
1. Парусный трёхмачтовый боевой корабль XVIII-XIX в.в. с прямым вооружением. По размерам занимал промежуточное положение между корветом и бригом. Предназначался для разведывательной, дозорной и посыльной служб. В России строили в первой половине XIX в. и часто использовали для кругосветных плаваний и научных исследований (экспедиции О. Коцебу, Ф. Беллинсгаузена, М. Лазарева и др.). Водоизмещение достигало 900 т, вооружение состояло от 16 до 32 орудий.
Шлюп эскортный британских ВМС типа Black Swan.
В 1939-1942 г.г. по заказу ВМС Великобритании было построено девять шлюпов типа Black Swan. Все они принимали участие во Второй мировой войне. Ibis в ноябре 1942 г. был потоплен итальянской авиационной торпедой у берегов Алжира, a Woodpecker - был торпедирован немецкой ПЛ и через семь суток затонул в северной Атлантике. Остальные корабли оставались в строю до середины 50-х годов, причем Erne в 1957 г. передали ФРГ.
ТТЭ: водоизмещение полн. ≅1770 т; 91,3×11,4×3,3 м; 2 ПК + 2 ГТЗА суммарной мощн. 3600 л.с.; скорость полн. хода - 19,3 уз; экипаж - 180 чел.
Вооружение: 3×2 102-мм универсальных АУ; 1×4 40-мм + 2×2 20-мм зенитных автомата; 4×1 бомбомета + 2 бомбосбрасывателя при общем боезапасе 40 гл. бомб.
2. Эскортный корабль, как и фрегат появился в Великобритании незадолго до начала Второй мировой войны. Имея меньшие, по сравнению с эсминцем, водоизмещение и скорость хода, он почти не уступал ему в артиллерийском вооружении, но не нёс при этом торпед. Шлюпы в мирное время предназначались для службы в колониях, а в военное - должны были поддерживать благоприятный оперативный режим на второстепенных морских театрах в условиях низкой активности сил противника. После окончания Второй мировой войны развития не получили.
Шлюп гафельный.
3. Парусное морское транспортное и рыболовное одномачтовое судно, распространённое в Европе и Америке в XVIII-XIX в.в. Парусное вооружение состояло из гафельного или бермудского грота, гафельного топселя и кливера. Иногда дополнительно снабжались ещё одним кливером или стакселем.
|
ШЛЮПКА КОРАБЕЛЬНАЯ
|
от голланд. sloep.
гребная или парусно-гребная шлюпка, которой снабжаются корабли для тренировок, морской практики личного состава, соревнований по морскому многоборью, повседневной службы, связи на стоянках, спасательных операций и различного рода вспомогательных работ. Самой маленькой шлюпкой является тузик или ялик, рассчитанный на одного гребца и шесть пассажиров. Ялы бывают двух-, четырёх-, шести- и восьмивёсельными. По числу весел их соответственно называют «двойкой», «четвёркой» и т.п. 16-весельные шлюпки именуются катерами, а самые большие, имеющие от 16 до 22 весел - баркасами. В отличие от ялов, имеющих наборную обшивку, деревянные баркасы имеют обшивку вгладь. Все ялы кроме «двойки», оснащены парусным вооружением типа разрезной фок, а катера и баркасы - двумя мачтами с фоком и гротом. Наряду с деревом, шлюпки строятся и из стеклопластика.
|
ШЛЮПКА РАБОЧАЯ
|
судовая шлюпка, используемая для обеспечения связи с берегом и выполнения различного рода работ на плаву - завоза якоря, окраски бортов и т.д. В отличие от спасательной шлюпки имеет транцевую корму, а наличие встроенного запаса плавучести не обязательно. Может быть гребной или моторной, с корпусом из дерева или стеклопластика.
|
ШЛЮПКА СПАСАТЕЛЬНАЯ
|
1. Судовая шлюпка, коллективное спасательное средство. Тип и размеры регламентируются международными стандартами. Основным показателем является вместимость, которая составляет от 12 до 90 человек. Мореходные качества, конструктивное оборудование и снабжение должны удовлетворять требованиям Регистра. В подавляющем большинстве имеют вельботную корму. По конструкции могут быть открытого типа со съёмным парусиновым тентом, закрытого типа с жёсткой надстройкой закрытого типа с огнестойкой изоляцией или системой водяной защиты, с радиостанцией, оборудованные небольшой закрытой радиорубкой. Требуемый запас плавучести обеспечивается так называемыми воздушными ящиками - герметичными, заполненными воздухом или пенопластом отсеками, объём которых определяется с учётом того, чтобы головы людей, сидящих в полностью заполненной водой шлюпке, находились выше её поверхности. Специальную группу составляют закрытые самовосстанавливающиеся шлюпки, конструкция которых предусматривает возвращение на ровный киль даже из опрокинутого положения. Эти шлюпки получили преимущественное распространение в Великобритании. Снабжаются двигателем, ручным приводом или вёслами в качестве основного или резервного средства движения. Спасательные шлюпки открытого типа несут парусное вооружение. Строятся из стеклопластика, дерева и лёгких сплавов. Должна иметь запас воды и пищи, переносную радиостанцию, компас, карты, прокладочный инструмент, рыболовные принадлежности, аптечку и др. снаряжение. Обычно окрашивают в оранжевый цвет.
Советская огнезащитная спасательная шлюпка пр. 1395.
Огнезащитные спасательные шлюпки пр. 1395 строились в 1975-1984 г.г. Они в основном устанавливались на танкерах и вспомогательных кораблях ВМФ.
ТЭ: водоизмещение - 3,85 т; 7,5×2,4×0,5 м; 1 ДМ мощн. 23 л.с., скорость хода - 6 уз; экипаж - 2 чел. + 15 пассажиров.
2. Спасательная шлюпка береговых спасательных станций, моторные или гребные, предназначены для спасательных операций вблизи берега и базирующаяся, как правило, на берегу. Проектируются с расчётом на преодоление крутой прибойной волны на мелководье и на подход к борту аварийных судов, с которых снимают экипаж и пассажиров. Имеют вельботную корму, часто кокпит или палубу.
|
ШМАКА
|
или ишак или смак. Небольшое палубное парусное судно, применявшееся в XVII-XIX в.в. для транспортировки грузов, пассажиров и лова рыбы (главным образом тралового) в Северном и Балтийских морях. Имели парусное вооружение шлюпа или кеча в зависимости от размеров. В России двухмачтовые с косыми парусами применялись в первой половине XVIII в. в качестве военных транспортов, а также для перевозки леса на Балтийском и Каспийском морях. Длина достигала 27 м, ширина - 7 м, высота борта - 3 м, грузоподъёмность 140 т.
Шмака.
|
ШНЕКА
|
1. Морское парусно-гребное судно скандинавских народов в XII-XIV в.в., служившее преимущественно для набегов. Имело одну-две мачты с прямыми парусами и от 15 до 20 пар весел, вмещало до 100 чел.
2. Одно- или двухмачтовое парусно-гребное рыболовецкое судно славян-поморов XI-XIX в.в. Имело длину до 12 м, ширину - до 2,5 м, осадку - до 0,8 м. Грузоподъёмность достигала 4 т, экипаж насчитывал четыре человека.
|
ШНЕКЕР НОРМАНСКИЙ
|
конец XIII в. По некоторым данным, термин шнека впервые встречается в новгородской летописи 1284 г., в которой речь идёт о прорыве шведских кораблей в Ладожское озеро «на лойвах и шнеках». Однако в статье профессора К.В. Базилевича «Из истории морских походов В VII-XII в.в.» можно прочесть, что в 1142 г. караван из трёх новгородских лодей подвергся нападению эскадры из 60 шнек, посланных «шведским королём и епископом». Таким образом, и сам термин шнека (или шнекер), и корабли, называемые подобным образом, появились не в XIII в., а, по меньшей мере, в XII в. С другой стороны, судя по имеющимся изображениям, шнекер может быть кораблём, который следует датировать концом XIII - началом XIV вв.
|
ШНЯВА
|
небольшое парусное торговое судно или боевой корабль, распространённые в XVII-XVIII в.в. в Скандинавии и России. Имели две мачты с прямыми парусами и бушприт. Боевые вооружались 12-18 пушками и использовались для разведки и посыльной службы в составе шхерного флота Петра I. Длина достигала 30 м, ширина - 8 м, водоизмещение - 150 т.
Шнява.
|
ШХЕРБОТ
|
небольшое парусно-гребное судно шведского шхерного флота начала XVIII в. Имели мачту, от шести до восьми пар весел, вооружались шестью пушками. Длина достигала 8 м.
|
ШХУНА ДВУХМАЧТОВАЯ
|
от англ. schooner.
парусное двухмачтовое судно, вооружённое бригантиной. Начало этих кораблей можно отнести к 1713 г., когда они впервые появились у восточных берегов Северной Америки. Некоторые специалисты относят начало шхун к XVII в., т.к. изрядная часть их оснащения уже была известна по голландским и французским кораблям с двумя мачтами. Но именно американцы сумели оценить высокие мореходные качества двухмачтовых малых судов. Поначалу шхуны ходили только в каботажные плавания, их даже называли «морское пони». Главное преимущество этих судовм состояло в простоте управления парусами. Главные конструктивные особенности шхуны, заострённый нос, узкий корпус, малая осадка, высокие мачты и удлинённый бушприт.
Шхуна.
Одной из самых известных шхун была America, построенная в 1851 г. и впервые применённая в спортивных целях: она приняла участие в регате через Атлантику и вышла победительницей. Судно несло две бригантины и два фока. Последующие шхуны нередко имели прямоугольные паруса. Со временем шхуна перестала быть чисто американским типом корабля, она появилась и у европейских берегов. Эти суда были даже включены в состав военных флотов разных стран в качестве патрульных и связных кораблей. В частности, французская шхуна Toulon принимала активное участие в войне Франции с Испанией в 1823 г. Она имела длину 25,3 м, ширину - 6,4 м, осадку - 2,8 м, грузоподъёмность - 112 т, вооружение состояло из восьми пушек. Экипаж насчитывал 25 чел.
Советская немагнитная шхуна Заря.
Построена в 1952-1956 г.г. в Финляндии. Предназначалась для составления немагнитных карт, отражающих распределение компонент геомагнитного поля в Мировом океане. Единственное в мире судно этого назначения таких размеров. Корпус и настройки были выполнены из сосны и дуба, обшитых латунными листами. Изначально имела гафельное парусное вооружение, которое в процессе эксплуатации заменили бермудским вооружением. Эксплуатировалась по прямому назначению до января 1992 г. (выполнила 32 научных экспедиций и прошла расстояние, равное 250 земным экваторам). Затем была поставлена на прикол. В 1998 г. из-за пожара была разрушена и затем разобрана.
ТЭ: водоизмещение полн. - 580 т; 52,3×8,9×3,2 м; 1 ДД мощн. 220 кВт; скорость полн. хода - 8 уз; экипаж - 27 чел.
|
ШХУНА МНОГОМАЧТОВАЯ
|
парусное судно сравнительно больших размеров. В первой половине XIX в. европейцы стали строить многомачтовые шхуны, где число мачт доходило до пяти. Они были очень рентабельными по сравнению с другими парусными судами, так как имели большую грузоподъёмность (от 1500 до 4000 т) и легко управляемое парусное вооружение, что позволяло держать весьма малочисленный экипаж. При водоизмещении 3700 т это судно управлялось экипажем из 12 чел. Известная в истории шхуна Wyoming имела шесть мачт высотою в 108 м. Она была самым длинным парусным судном, которое знает история. Уникальной осталась в истории также и семимачтовая шхуна Tomas U. Louson, со стальным корпусом длиной (вместе с бушпритом) 132 м. В трюмы этой шхуны помещалось 8000 т угля. Она имела очень глубокую осадку - 8,5 м, так что в обычные порты войти не могла, и её разгружали на рейде. При штормовой погоде управление становилось очень трудным. Потом её перестроили, превратив в танкер. В ноябре 1906 г., приняв 6000 л керосина в бидонах, судно отправилось в Великобританию. У входа в Английский канал оно попало в жесточайший шторм и было вынуждено стать на якорь у о-вов Силли, ошибочно приняв их маяки за огни встречных судов. В результате всё усиливающегося шторма шхуну сорвало с якорей и выбросило на скалы. С появлением паровых торговых судов время шхун прошло.
|
ШХУНА РОТОРНАЯ
|
немецкая трёхмачтовая грузовая шхуна Bacau водоизмещение 610 т. На ней вместо мачт поставили два ротора-цилиндра высотой 13 и диаметром 1,5 м. Цилиндры сверху закрывались дисками. Эти роторы приводились во вращение двумя электромоторами постоянного тока напряжением 220 В. Электроэнергию вырабатывал дизель-генератор мощностью 45 л.с. Сила, вызываемая вращением ротора, во много раз превышала давление ветра на неподвижные цилиндры, так как на вращающемся цилиндре давление ветра с одной стороны цилиндра увеличивается, а с противоположной стороны - снижается. Эта разность давлений и создаёт движущуюся силу. Благодаря ей судно и приводилось в движение. После переоборудования Bacau переименовали в Baden-Baden. Первые испытания судна были успешно проведены на Балтике, а затем - продолжены на переходах в Великобританию и к Атлантическому побережью США. Их успех дал возможность построить специальное роторное судно Barbara. На нем уже было три ротора, каждый из которых приводился во вращение электромоторами мощностью по 35 л.с. По своей сути это судно оставалось все той же парусной шхуной (оно не имело главной механической силовой установки), но сравнительно больших размеров. Как оказалось, это судно уступало по скорости хода обычным пароходам, сильно зависело от погодных условий и не обладало требуемой грузоподъёмностью. В результате работы над роторными шхунами были прекращены.
|
Введение
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Я
Основные сокращения
|
Онлайн-калькулятор
для расчёта диаметров такелажа
Онлайн-калькулятор
для расчёта размеров рангоута
кораблей Российского флота
Напишите мне письмо...
Вступайте в нашу группу
|