Парусный моделизм

Сайт для людей, увлечённых парусным моделизмом.

Партнёры
сайта
Группа компаний налогового и бухгалтерского консультирования Финансист «Самоцветы.» Салон Натальи Степуниной.
Условия размещения рекламы на сайте!

ПОЛНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КОРАБЛЕЙ И СУДОВ

Л.Б. Жданов

Введение   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я   Основные сокращения
Термин
Описание
ЛАБОРАТОРИЯ ПОДВОДНАЯ стационарный или самоходный подводный обитаемый комплекс сооружений для проведения длительных подводных исследований и работ, связанных с многократным выходом в море водолазов - членов экипажа. Стационарные лаборатории монтируют на понтоне или раме, в район работ буксируют или транспортируют на судне обеспечения подводно-технических работ, погружают и устанавливают на дне на глубинах до 200 м. Они имеют жилой и шлюзовой отсеки, научную лабораторию, систему обеспечения, отопления, управления комплексом. Экипаж можно доставлять, заменять и эвакуировать с помощью транспортировочных камер или спасательных подводных аппаратов. Масса стационарных лабораторий достигает 500 т, автономность - 30 суток, экипаж может насчитывать 16 чел.
ЛАБОРАТОРИЯ ПОДВОДНАЯ
Самоходная подводная база-лаборатория БС-555 (пр. 1840) советского ВМФ.
Построена в 1977-1980 г.г. на ЛАО в Ленинграде. Предназначалась для проведения на морских глубинах до 300 м натурных экспериментальных испытаний по длительному пребыванию людей в атмосфере искусственных дыхательных газовых смесей под давлением, равным или близким гидростатическому давлению за бортом, по выходу водолазов за борт, по отработке средств и методов спасения экипажей затонувших ПЛ методом свободного всплытия. Для решения этих задач была оснащена двумя камерами глубоководного водолазного комплекса с шлюзовой камерой. В июне 1993 г. была исключена из списков ВМФ и впоследствии разобрали на металл.
ТЭ: водоизмещение норм. - 1872 т; 85,0×7,8×6,54 м; 1 ДД мощн. 1900 л.с. + 1 ГЭД мощн. 1350 кВт + 4 поворотно-откидных колонки (ПОК) с приводом от ЭД мощн. 29 кВт; скорость хода надвод. - 12 уз; скорость хода подвод. - 8 уз; дальн. плавания надвод. - 200 миль (12 уз); дальн. плавания подвод. - 25 миль (8 уз); глубина погруж. - 300 м; экипаж - 41 чел. (в т.ч. 6 водолазов); автономность - 25 сут.
ЛАДЬЯ или лодья.
1. Морское или речное судно древних славян. Изначально строились из выдолбленных крупных стволов дуба или липы с наращиванием их досками для увеличения надводного борта. В дальнейшем корпуса делались из досок (дощатая ладья). Длина достигала 20 м, ширина - 5 м. Имела весла, парус. Принимали на борт до 60 воинов. Широко использовались в Киевской Руси.
2. Поморское судно наиболее широко распространённое в XIII-XIV в.в. и просуществовавшее в несколько изменённом виде до XIX в. Использовалось в морском промысле и для перевозки грузов. Длина достигала 15 м, грузоподъёмность - 12 т. Имела две мачты с прямыми парусами. Для дальних плаваний использовались заморские ладьи. Строились трёхмачтовыми, длиной до 25 м, шириной - до 8 м и грузоподъёмностью - до 200 т и более. Ладьи были приспособлены для плавания в замерзающих морях.
ЛАДЬЯ
Ладья.
ЛАДЬЯ ПОГРЕБАЛЬНАЯ в значительной степени напоминают солнечную ладью. Речное гребное судно, употреблявшееся в Древнем Египте за несколько тысячелетий до н.э. Вместо беседки, которая находилась на ладье солнечной, в центре палубы стояло ложе под балдахином, куда укладывался тело усопшего. По течению Нила судно вёл к полям кормчий (гребцов на ней также не было).
ЛАДЬЯ СОЛНЕЧНАЯ речное гребное судно Древнего Египта. Сначала эти суда были плоскодонными, их ширина и длина соотносились как 1:3, без киля. Корпус представлял собой набор коротких и толстых (до 10 см) сосновых досок, скреплённых между собой деревянными гвоздями. Изнутри эта обшивка, прошпаклёванная папирусом или смолой, поддерживалась поперечными гнутыми брусьями - предвестниками шпангоутов, располагавшимися бессистемно, по мере надобности. Снаружи все это сооружение туго стягивалось двумя-тремя канатами. Верхние ряды досок обоих бортов скреплялись вместе поперечными брусьями и бимсами - скамьями для гребцов. В носу и корме настилалась палуба (очевидно, здесь борта соединялись бимсами), и ставились каюты из камыша или другого лёгкого материала. Высоко поднятые нос и корма придавали судну сходство с лебедем. На этих судах, где не было гребцов, суда скользили по течению, направляемые рукой опытного кормчего, палуба была сплошной, и в центре её стояла открытая беседка.
ЛАЙБА или лайва - грузовое парусно-гребное судно прибрежного плавания, распространённое на восточном побережье Балтийского моря и Ладожского озера.
ЛАЙНЕР от англ. слова line - линия.
1. Линейное или рейсовое судно - общее название крупных быстроходных транспортных судов дальнего плавания, совершающих рейсы между определёнными портами по расписанию. Сначала назывались так только быстроходные пассажирские суда, но с середины XX в. появились грузопассажирские и грузовые лайнеры (в основном контейнеровозы и рефрижераторные суда), использующиеся главным образом, в смешанных морских, железнодорожных или автомобильных перевозках.
ЛАЙНЕР
Лайнер типа Voyager of the Seas.
Три судна этого типа (Voyager of the Seas, Explorer of the Seas и Adventure of the Seas) были построены в 1997-2002 г.г. На верфи ф. «Turku new Shipyard» в Финляндии. Предназначены для круизных рейсов по Карибскому морю. В носовой части оборудован театральный зал на 1350 человек, главный ресторан вмещает 2100 человек. Имеется ледовый каток на 900 зрителей. Вмещает порядка 250 легковых автомобилей.
ТЭ: валовая вместимость - 137300 BRT; 311,1×38,6×10,1 м; 6 ДД суммарной мощн. 75600 кВт + 3 установки типа «Azipod» мощн. по 14000 кВт + 4 подруливающих устройства туннельного типа; скорость хода полн. - 22 уз; дальн. плавания - 12000 миль (11 уз); экипаж - 1180 чел. + 3840 пассажиров.
2. Название рыболовных судов в Англии и США, ведущих промысел буксируемыми крючковыми снастями большой протяжённостью (линиями).
ЛАКАМПИАРА выдолбленное из ствола дерева каноэ северного побережья о. Мадагаскар. Парус крепился с помощью двух шестов, вставленных в ближайшие друг к другу отверстия в центре, когда лакампиара шла по ветру, и в отдалённые отверстия при крутом бейдевинде.
ЛАКАНА или лакандрао или лаканджило - общее название долблёных каноэ восточного побережья о. Мадагаскар, предназначенных для рыбной ловли в прибрежных водах. Лакана имеют заострённые оконечности. На северо-западном побережье острова они называются лакандрао. Нос их имеет форму загнутого вверх зубца. На западном побережье острова носят название лаканджило и используются для ловли черепах. Имеют утлегарь и горизонтальную площадку в носовой части, выступающую за пределы корпуса. Охотники считают, что площадка обладает магической силой и поэтому регулярно смачивают её кровью пойманных животных. В поперечном сечении корпус круглый. Оснащён квадратным парусом, устанавливаемым на двух шестах. Мачты нет. Длина от 7 до 10 м.
ЛАКАТОЙ парусное судно, применяемое папуасами в прибрежных водах Новой Гвинеи. Состоит из трёх или четырёх пирог, соединённых параллельно одна с другой поперечными брусьями с платформой из бамбуковых палок, на которую грузят товары для продажи и меновой торговли. В последние годы используются как прогулочные суда для туристов. Характерен циновочный парус в форме крабовой клешни из листьев дерева саго, применяются, однако, и паруса четырёхугольной формы или эллиптической. Нередко встречаются с пятью или шестью парусами, которые растягивают между шестами.
ЛАМПАРА 1. Средиземноморское судно для ловли рыбы сетью. Алжирские лампара представляют собой килевые суда с прямым форштевнем, поднимающимся на 0,5 м над планширем. У итальянских и испанских лампара форштевень обрезан и завершается небольшим выступающим вперёд обрамлением. В носовой части имеется палуба. Все лампара оснащены треугольным гротом и кливером, в последнее время все чаще двигателем.
2. Моторное судно с острыми оконечностями, используемое для ловли сардины и макрели у берегов Калифорнии. У некоторых улов находится на палубе, у других имеется небольшой трюм, вмещающий до 12 т груза. В средней части судна расположена мачта без парусов, перед мачтой - рулевая рубка. Каждая лампара имеет ялик, к которому во время лова крепится один конец сети. Длина достигает 10-15 м, ширина - 1,5-4,3 м, осадка - 1 м. Мощность двигателя составляет порядка 36 кВт, а экипаж может насчитывать восемь человек.
ЛАНГБОТ от нем. слова lang - длинный.
корабельная шлюпка большой вместимости, использовавшаяся в XVIII в. в российском флоте для связи с берегом, сторожевой службы и десантных операций. Часто вооружались малокалиберной пушкой.
ЛАНГСКИПП боевой корабль викингов.
ЛАНКАШИРСКОЕ НОББИ Парусный траулер с приподнятой кормой и низким бортом в кормовой части, распространённый в Ирландском море. Обычно имеет двигатель мощностью 5,9-13,2 кВт (см. нобби).
ЛАНСКНЙ ААК см. аак.
ЛАНСОН одно- и двухмачтовое парусное промысловое или каботажное судно, распространённое на Чёрном море. Во время Русско-турецкой войны 1787-1791 г.г. лансоном называли парусно-гребные суда, действовавшие в Днепровско-Бугском лимане и на р. Дунай. Использовались против гребных судов противника, а также для перевозки войск и высадки десанта. Имели длину до 21 м, ширину - до 6 м, осадку - до 2,5 м. Вооружение состояло из четырёх-восьми мелких пушек или одной-двух мортир.
ЛАНТША небольшое парусное судно с двумя-тремя мачтами, применявшееся в XIX-XX в.в. в районе Малайского архипелага. Мачты имели наклон к носу. Фок-мачта и грот-мачта несли люгерные, а бизань-мачта - гафельный паруса. На носу был расположен бушприт с одним или двумя кливерами.
ЛАНЧ от англ. launch.
главная адмиральская шлюпка на флагманском корабле в английском флоте. Большой корабельный или портовый баркас в европейском и американском парусном флоте. В наши дни является общим названием ботов, шлюпок и моторных катеров в англоязычных и некоторых других странах.
ЛАНЧА от англ. lancha.
1. Общее название открытых гребных и парусно-гребных вспомогательных и рыболовных судов на побережьях Пиренейского полуострова, Северной Африки и Филиппинских о-вов. Ланча относились к нескольким названным типам судов: гребным - с четырьмя-восемью банками, заострённой или транцевой кормой; парусным - с одной или двумя мачтами, латинскими, рейковыми или люгерными парусами, а в последние десятилетия - с механическим двигателем. Длина ланча достигает 18 м, ширина - 4 м, а осадка - 1,1 м. В некоторых районах Испании и Португалии местное название, например, соответственно ланча де армакоэс и ланча калера.
2. Открытое парусное судно (ланчетта) восточного побережья Апеннинского полуострова для ловли рыбы тралом. Корпус как у брагоццо, но меньших размеров. Водоизмещение достигало 5 т.
3. Широкое, плоскодонное парусное судно для речного и прибрежного плавания в Центральной и Южной Америке (ланчия). Фок-мачта вынесена вперёд, грот-мачта наклонена назад и выступает за корму. Обе мачты несут прямоугольные паруса. В Бразилии существовали трёхмачтовые (фок - прямой, грот и бизань - гафельные) палубные ланча для перевозки какао и бобов, а также открытые гребные ланча (10-18 вёсел по каждому борту) для перевозки скота. В корме сооружался шалаш или тент для команды.
ЛАНЧАНГ или лантша, от португ. lancha.
небольшое парусное (с двумя или тремя мачтами) судно, применявшееся в XIX-XX в.в. в районе Малайского архипелага. Мачты имели наклон к носу: фок- и грот-мачты несли люгерные паруса, бизань-мачта - гафельный. На носу имелся бушприт с одним или двумя кливерами, в корме - большая каюта, выходящая на платформу за ахтерштевень. Впереди каюты побортно располагались два руля. На о. Суматра ланчанг (или пукат) - остроконечная гребная рыболовная лодка. В Индонезии ланчанг (или тоари) - парусное каботажное судно с коротким и широким корпусом, вытянутым носом и острой кормой, обнесённое галереями. Оснащались двумя мачтами с гафельными парусами. За грот-мачтой располагались надстройка с тростниковой крышей.
ЛАНЧЕТТА см. лакана.
ЛАССЕ lasse.
небольшое парусное торговое или рыболовное судно в западном Средиземноморье. Имеет два киля, изогнутый форштевень, палубный настил (на малых лассе только в носу и корме), от одной до трёх мачт. Торговые лассе обычно несут две мачты. Их грузоподъёмность достигает 100 т, длина - 18 м, ширина - 5 м, осадка - около 2 м.
ЛАСТОВОЕ СУДНО малое портовое судно и плавсредство (как правило, баржи и плашкоуты), применявшиеся в XVIII-XIX в.в. в военных портах для обеспечения базирования боевых кораблей. Служившие на ластовых судах матросы и офицеры до середины XIX в.в. назывались «ластовыми».
ЛАТИНСКИЙ ПАРУСНИК византийское торговое судно, появившееся в VIII в. По размерам разделялся на большой и малый. Большой парусник имел длину до 25 м, а ширину - 7 м и две палубы. Но погрузка товаров производилась только через маленький люк - другого доступа в трюм не было. Во время рейса люк наглухо задраивался. Этот большой плавучий склад нёс две мачты. Носовая мачта имела подобно римской фок-мачте, значительный наклон вперёд. Вторая мачта ставилась посредине судна и была пониже. Обе они несли латинское парусное вооружение на наклонных и очень длинных реях, причём каждая рея состояла из двух частей. Такую систему парусного оснащения придумали арабы. Она позволяла очень быстро возвращаться к ветру при манёврах. Вот почему этот корабль не нуждался в вёслах. Лишь два из них ставились справа и слева кормы, выполняя роль румпеля. На корме крупных латинских парусников располагалась небольшая платформа на столбиках и с крышей. Малый латинский парусник имел только одну палубу и одну мачту, наклонённую вперёд и укреплённую в середине палубы. Мачта несла латинский парус на наклонной и изогнутой к концам рее. Эти суда не имели надстроек ни на носу, ни на корме, зато их наружные борта были украшены бортиками по всей длине.
ЛАУД небольшое парусное, торговое или рыболовное судно в западном Средиземноморье. Имеет два киля, изогнутый форштевень, палубный настил (на малых только в носу и корме), от одной до трёх мачт. Торговый лауд обычно несёт две мачты. Его грузоподъёмность достигает 100 т, длина - 18 м, ширина - 5 м, а осадка - около 2 м.
ЛАУТЕЛЛА сицилийское мелкосидящее двухмачтовое рыболовное судно XIX в., оснащённое латинскими парусами, бушпритом и кормовым выстрелом. Отличалось прямым форштевнем и узкой кормой. Грот-мачта наклонена вперёд. Длина достигала 10 м, а грузоподъёмность - 5 т. Встречалась лаутелла длиной до 20 м и с экипажем из шести человек.
ЛАХЗАНГЕЛБОТ от нем. laclisangelboot.
судно для лова рыбы у берегов Восточной Пруссии. Корпус с килем, имел обшивку внакрой и наклонный форштевень. Оснащался разборной мачтой с гротом и перекидным фоком. Длина судна достигала 11 м, ширина - до 2,5 м, а осадка - 0,76 м.
ЛЕДОКОЛ судно технического флота специальной постройки для поддержания навигации в замерзающих морях, озёрах, реках и заливах. Разрушает лёд массой своего корпуса при вылезании клиновидной носовой частью на кромку льда. Защита от боковых сжатий льдами обеспечивается специальной формой корпуса и повышенной его прочностью. Винты и рули предохраняются от повреждений благодаря большой осадке, а также специальными устройствами (насадками и т.п.). Основным критерием эффективности ледокола является его ледопроходимость, находящаяся в прямой зависимости от массы и мощности энергетической установки судна. Как правило, классифицируются по району плавания на: морские, озёрные и речные. Существует классификация по назначению на: ледоколы-лидеры - наиболее мощные суда, возглавляющие проводку; линейные ледоколы - суда средней мощности, выполняющие проводку, околку и буксировку; вспомогательные ледоколы - суда малой мощности, выполняющие в основном околку в портах и узкостях. Ледоколы-лидеры используются в паковых льдах арктических морей по прибрежным и высокоширотным трассам в любое время года. Могут продвигаться в сплошном ледяном поле толщиной более двух метров. К ним относятся атомные российские ледоколы Россия, Сибирь и Арктика (первое в мире надводное судно, достигшее Северного полюса). Их полное водоизмещение составляет 23500 т, длина - 148 м, ширина - 30 м, осадка - 11 м. Эти суда оснащены двумя ВВР и тремя ГТЗА суммарной мощностью 75000 л.с., обеспечивающими скорость хода 21 уз. Линейные ледоколы используются в арктических морях в летний период, а зимой - в прибрежных районах. Могут продвигаться в сплошном ледяном поле толщиной не более двух метров. К ним относятся российские ледоколы типа Москва, полным водоизмещением 13400 т и со скоростью хода 18 уз. Наиболее типичным их зарубежным аналогом является канадский ледокол береговой охраны Louis St. Laurent, введённый в строй в 1968 г. Его полное водоизмещение составляет 13 800 т, длина - 111,7 м, ширина - 24,4 м, осадка - 9,5 м. Эти суда оснащены тремя ТГ суммарной мощностью 24000 л.с., обеспечивающими скорость хода 17,5 уз.
ЛЕДОКОЛ
Российский атомный ледокол типа Таймыр.
В 1984-1990 г.г. в Финляндии по заказу советского правительства были построены ледоколы Таймыр и Вайгач. Они предназначены для проводки судов в Арктике, в том числе и в мелководных районах у устья сибирских рек, а также в замерзающих неарктических морях.
ТЭ: водоизмещение полн. - 19000 т; 150,0×29,2×9,0 м; 1 ВВР + 2ПТУ + 3 ТГ суммарной мощн. - 32500 кВт; скорость полн. хода - 18,5 уз; экипаж - 110 чел.
Вспомогательные ледоколы используются в портовых и припортовых акваториях в течение всего года. Могут продвигаться в ледяном поле толщиной до одного метра. К ним относятся шесть российских ледоколов типа Капитан Чечкин. Их полное водоизмещение составляет 2240 т, длина - 77,6 м, ширина - 16,3 м, осадка - 3,3 м. Эти суда оснащены тремя ДГ суммарной мощностью 6330 л.с., обеспечивающими скорость хода 14 уз.
ЛЕДОКОЛЬНО-ТРАНСПОРТНОЕ СУДНО грузовое судно для систематического плавания во льдах арктических и замерзающих неарктических морей в течение всего навигационного периода, как под проводкой ледокола, так и самостоятельно. Типичным ледокольно-транспортным судном является российский лихтеровоз Борис Полевой (см. лихтеровоз).
ЛЕДОРЕЗ судно технического флота, применявшееся в XIX-XX в.в. Название произошло от способа преодоления ледового сопротивления (разрезание льда и раздвигание его в стороны). Форма корпуса ледореза характеризовалась, в отличие от ледокола, большим отношением длины к ширине 6:5, острой носовой оконечностью, отсутствием резко выраженных подъёмов носа и кормы. Среди ледорезов были суда различного назначения: грузовые, грузопассажирские, буксирные и кабельные.
ЛЕДОРЕЗ
Русский буксир-ледорез Фанагория.
В 1889-1904 г.г. для российских портов было построено больше 20 подобных судов, предназначавшихся для борьбы со льдом на замерзающих акваториях портов. Фанагория была построена в 1903 г. в Николаеве. Она эксплуатировалась в порту Ростов-на-Дону. Во время гражданской войны использовалась Красной армией в качестве посыльного судна под названием Емельян Пугачёв. После завершения гражданской войны использовалась по прямому назначению в составе Азовского морского пароходства. В 1941-1943 г.г. участвовала во многих операциях Черноморского флота. После завершения войны оставалась в строю до 1952 г.
ТЭ: водоизмещение в полн. грузу - 110 т; 24,4×5,3×2,3 м; 1 ПМ мощн. 220 инд.с.; скорость полн. хода - 10,5 уз; дальн. плавания - 480 миль (6 уз); экипаж - 10 чел.
ЛЕДЯНКА небольшая лодка, имеющая обитые железом полозья. По воде передвигается на вёслах, а по льду перетаскивается на лямках. Применяются на Севере при зверобойном промысле. В настоящее время ими снабжаются ледоколы и суда арктического плавания. Длина достигает 7 м, а грузоподъёмность - 2 т.
ЛЕМБ торговое судно Древней Греции.
ЛЕМБА древнегреческое, лёгкое быстроходное судно, распространённое в Каликии.
ЛЕНУНКУЛА древнегреческое судно. Разновидность лембы и фелуки.
ЛЕСОВОЗ грузовое судно для перевозки лесоматериалов.
ЛЕСОВОЗ-ПАКЕТОВОЗ лесовоз, приспособленный для перевозки лесоматериалов в транспортных пакетах унифицированных размеров. Предусматривает также возможность перевозки контейнеров, генеральных грузов, зерна и др.
«ЛЕТУЧИЙ ГОЛЛАНДЕЦ» «FlyingDutchman».
1. Мифический голландский корабль, обречённый вместе с капитаном вечно скитаться по морю, никогда не приставая к берегу. Возникновение мифа относится к XV в. (началу великих географических открытий) и связано с именем голландского капитана Ван Страатена, осуждённого якобы за безбожие, как того требовала протестантская церковь. В XVII в. среди мнительных моряков существовало поверье, что встреча в море с «Летучим Голландцем» предвещает гибель корабля и его экипажа.
2. Нарицательное название судна, потерпевшего аварию и покинутого экипажем, но не затонувшего и плавающего в море под влиянием ветров и течений.
3. Олимпийский класс гоночного швертбота (конструктор У. Ван Эссен).
ЛЕУТА лёгкое и манёвренное морское судно ускоков, обычно беспалубное. Имело один или два паруса, хотя чаще ходило на вёслах. Иногда было вооружено пушкой. Экипаж мог насчитывать 50 человек.
ЛИБУРНА судно далматинских пиратов, появившееся на Адриатическом море в Либурнии (районе между Истрией и Далматией). Ко времени Пунических войн (около 240 л. до н.э.) становится основным, боевым кораблём Древнего Рима. Либурна имела острые обводы, до 30 пар весел, расположенных в один-два ряда, реже три ряда. С каждым веслом работало 2-3 гребца, чем достигалось более высокая скорость в сравнении с др. известными тогда типами боевых кораблей. Важным нововведением был абордажный мостик - корпус. Послужила прототипом дромона, а затем и галеры. Водоизмещение - до 80 т, длина - около 30 м, ширина - около 5 м, вместимость - до 120 чел.
ЛИДЕР от англ. leader - ведущий.
боевой надводный корабль. Предназначался для вывода в атаку соединений эсминцев. В отличие от них имел большее водоизмещение (в годы Второй мировой войны порядка 3000 т) и усиленное артиллерийское вооружение. На лидере были оборудованы помещения для штаба соединения эсминцев и соответствующие средства связи и обмена информацией. Первым лидером стал британский Swift, заложенный незадолго до Первой мировой войны. Наибольшее развитие получили в 20-е и 30-е годы прошлого столетия. Строились в Великобритании, Испании, Италии, Советском Союзе, США и Франции. Первый советский лидер вышел на испытания в 1935 г. Им стал Ленинград, имевший стандартное водоизмещение 2270 т. Он был вооружён пятью (5×1) 130-мм не универсальными орудиями и восемью (2×4) 533-мм ТА. Три ГТЗА суммарной мощностью 66000 л.с. обеспечивали ему скорость хода 43 уз (на испытаниях).
ЛИДЕР
Лидер советского ВМФ Ташкент.
Построен по заказу советского правительства в 1937-1940 г.г. на верфи ф. «Odero Terni-Orlando» в Ливорно (Италия). Участвовал в Великой Отечественной войне. Неоднократно обстреливал позиции противника и прорывался в осаждённый Севастополь, доставляя строевые подкрепления и боеприпасы. В июне 1942 г. стал последним надводным кораблём, зашедшим в Севастополь. На обратном переходе подвергся 86 атакам авиации противника, сбросившей на лидер 336 бомб. Ташкент получил тяжёлые повреждения и на буксире был приведён в Новороссийск. 2 июля 1942 г. во время внезапного налёта авиации противника получил два прямых попадания бомб и лёг на грунт прямо у причала. Корабль полностью разоружили и после войны разобрали на металл.
ТТЭ: водоизмещение норм. - 3216 т; 139,7×13,7×4,2 м; 4 ПК + 2 ГТЗА суммарной мощн. 110000 л.с.; скорость полн. хода - 42,7 уз; дальн. плавания - 5030 миль (20 уз); экипаж - 250 чел.
Вооружение: 3×2 130-мм АУ; 6×1 37-мм зенитных автоматов; 6×1 12,7-мм пулемётов; 3×3 533-мм ТА; 76 мин заграждения.
Как показал опыт Второй мировой войны, лидеры уже не могли выводить в классическую атаку на тяжёлые корабли соединения эсминцев. Усиленное артиллерийское вооружение им уже не требовалось. Его стали постепенно заменять зенитным или противолодочным вооружением. В конце войны лидеры отличались от остальных эсминцев лишь наличием дополнительных помещений для штаба командира соединения и более развитыми средствами связи и обмена информацией. После войны лидеры стали классифицировать как эскортные корабли нового поколения, вооружённые универсальными артиллерийскими комплексами, реактивными противолодочными бомбомётами и самонаводящимися противолодочными торпедами, а впоследствии - ракетными комплексами различного назначения. Первым таким лидером стал Norfolk (DL-1), введённый в состав ВМС США в марте 1953 г. Имея стандартное водоизмещение 5600 т, он нёс четыре (4×1) реактивных бомбомёта «Alpha», 12 (2×3 и 6×1) 324-мм ТА и восемь (4×2) 76-мм автоматов. Эволюция подобных кораблей в начале 60-х годов привела к появлению ракетных фрегатов, а затем (в середине 70-х годов) - ракетных крейсеров.
ЛИНЕЙНЫЕ КОРАБЛИ XIX в. середина XIX в. стала эпохой наивысшего расцвета парусных судов. С 1870 г. мировой парусный торговый флот стал быстро и бесповоротно терять свою прежнюю роль: пароходы пришли на смену парусникам. Происходили последние морские сражения парусных кораблей. К их числу относится знаменитая Синопская битва. В 1853 г. у Синопа сразились турецкие парусники с русским флотом, которым командовал адмирал П. Нахимов, державший свой флаг на линейном корабле Императрица Мария, имевшем 90 пушек. Сражение окончилось полным разгромом турецкого флота. Среди русских кораблей были три четырёхпалубных линейных корабля: Двенадцать апостолов, Париж и Великий князь Константин. Корабли были совершенно новые, они были спущены на воду соответственно в 1841, 1849 и 1852 г.г. Каждый из них имел по 130 пушек. Это последние гиганты военного парусного флота. Каждая мачта несла по четыре прямоугольных паруса, по шесть лиселей, на фок-мачте были три прямоугольных паруса и бригантина, на бушприте - три фока. Стакселей уже не ставили. В Синопском сражении русские впервые применили разрывные снаряды, изобретённые французами в 20-х годах XIX в. В последующие годы кораблестроительным материалом стала становиться сталь, а паруса уступали своё место паровым машинам. Последними деревянными парусными линейными кораблями стали французские Valmy и Bretagne, построенные в 1847-1855 г.г. Эти четырёхпалубные корабли несли по 120 пушек, которые обеспечивали бортовой залп массой 2140 кг.
ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ ХХ в. крупный бронированный боевой корабль, предназначенный для уничтожения надводных кораблей всех классов в морском бою с целью завоевания господства на море и нанесения артиллерийских ударов по береговым объектам. Пришёл на смену эскадренным броненосцам. Первым линкором этого типа стал британский Dreadnought. Основным вооружением этого корабля была артиллерия, подразделявшаяся на главную и противоминную. Линкоры периода Первой мировой войны имели водоизмещение от 18000 до 32000 т и скорость хода порядка 23 уз. Они были вооружены 8-12 орудиями главного (от 280 до 381 мм) и 12-20 противоминного калибров (от 75 до 152 мм). Кроме того, эти корабли несли несколько встроенных в корпус ТА. Перед и в ходе Второй мировой войной стандартное водоизмещение линкоров возросло до 67000 т, а их калибр главной артиллерии - до 457 мм (японский Ямато, введённый в строй в декабре 1941 г.). Скорость хода этих кораблей достигала 30 уз. Вооружение стали дополнять несколько гидросамолётов, стартовавших с катапульт. Противоминная артиллерия была дополнена (в Германии, Италии, Франции и Японии) зенитными орудиями калибром от 90 до 127 мм или заменена (в США и Великобритании) универсальными орудиями калибром от 127 до 130 мм. В годы Второй мировой войны линкоры потеряли своё значение как главная ударная сила флота и их строительство было прекращено.
ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ ХХ в.
Линейный корабль ВМС Германии Bismarck.
В 1936-1941 г.г. на верфи ф. «Blohm&Voss» в Вильгельмсхафене по заказу правительства Германии было построено два линкора - Bismarck и Tirpitz. В своё время они являлись самыми мощными кораблями в своём классе, с почти идеальным соотношением наступательных и оборонительных элементов. В мае 1941 г. во время прорыва на атлантические транспортные коммуникации Bismarck в Датском проливе потопил британский линейный крейсер Hood. 27 мая 1941 г. он был сам потоплен главными силами британского флота в 300 милях к западу от Бреста. Tirpitz практически всю войну базировался в портах северной Норвегии, создавая угрозу конвоям союзников, следовавшим в Советский Союз. В ноябре 1944 г. он был потоплен на подходах к Тромсё британской базовой авиацией.
ТТЭ: водоизмещение ст. - 42900 т.; 251,0×36,0×10,6 м; 12 ПК + 3 ГТЗА суммарной мощн. 138000 л.с.; скорость полн. хода - 30,8 уз; дальн. плавания - 9000 миль (19 уз). Бронирование: гл. броневой пояс - 60-380 мм; верхн. броневой пояс - 145 мм; траверзы - 220 мм; башни гл. калибра - 360 мм, барбеты башен гл. калибра 340 мм; броневая палуба - 100 мм; скосы броневой палубы - 120-мм; верхн. палуба - 50 мм.
Вооружение: 4×2 380-мм орудия; 6×2 150-мм противоминных орудия; 8×2 105-мм зенитных орудия в стабилизированных установках; 8×2 37-мм + 12×1 20-мм зенитных автоматов; 2×4 533-мм ТА; 1 спаренная катапульта + 6 гидросамолётов.
В настоящее время только в США сохраняются четыре линкора типа Iowa, построенные в 1940-1944 г.г. В середине 80-х годов прошлого столетия они прошли модернизацию, в ходе которой число 127-мм орудий сократили до 12 (вместо 20) и за счёт этого установили восемь бронированных ПУ для 32 крылатых стратегических ракет «Tomahawk», четыре ПУ для 16 ПКР «Harpoon» и четыре 20-мм зенитных комплекса «Phalanx». Интересно то, что эти корабли были выведены из боевого состава флота, частью находятся в консервации, а частью (Missouri) используются в качестве музеев. Тем не менее, в случае необходимости, они могут быть приведены в боевую готовность и использованы по прямому назначению.
ЛИНЕЙНЫЕ КОРАБЛИ БРИТАНИИ XVII-XVIII в.в. парусный военный корабль. Представлял собой типичный галион, но построенный специально для ведения морского боя в кильватерном строю. Имели высокую скорость хода и мощное вооружение. Начиная с XVIII в., англичане подразделили свой военный флот на шесть классов. В первых трёх классах были линейные корабли. Линейными эти корабли назвали потому, что они во время боя находились в первой линии. Самым мощным и знаменитым из линейных кораблей британского флота была Victory, которой командовал адмирал Нельсон. Именно он в 1805 г., в битве при Трафальгаре, уничтожил франко-испанский флот, решительно закрепив британское господство на морях и океанах. Сам Нельсон в этом бою погиб, став национальным героем Великобритании. Victory является памятником, и сегодня её можно видеть в сухом доке в Портсмуте. При хорошем попутном ветре и при поднятых лиселях корабль развивал скорость до 14 уз. Длина Victory достигала 92 м, ширина - 15,2 м, а осадка - 7,6 м. Вооружение корабля состояло из 104 орудий, а экипаж - из 850 человек.
ЛИНЕЙНЫЕ КОРАБЛИ БРИТАНИИ XVII-XVIII в.в.
Линейный корабль 2 ранга британского флота St. George 1700 г.
ЛИНЕЙНЫЕ КОРАБЛИ ИСПАНИИ XVII-XVIII в.в. в испанском военном флоте в XVII-XVIII в.в. классификация кораблей была такой же, как и во Франции. Самые мощные линейные корабли имели от 118 до 130 пушек. Линейный корабль Пресвятая троица был самым большим не только в Испании, но и во всем мире. Она сражалась в составе флота Франции при Трафальгаре. В этом сражении корабль потерял мачты и был захвачен противником. Испанские кораблестроители украшали свои корабли, особенно на корме, но более скромно, чем остальная Европа. Испанские линейные корабли 3 ранга несли по 60 пушек, но зато были более манёвренными. Представителем этого класса была Пресвятая Богородица. Длина этого корабля составляла 46 м, ширина - 11 м, осадка - 5 м. Имея водоизмещение 1200 т, он был вооружён 62 орудиями. Экипаж насчитывал 400 человек.
ЛИНЕЙНЫЕ КОРАБЛИ ФРАНЦИИ XVII-XVIII в.в. в конце XVII в. французские линейные корабли делились на пять классов. В 1-й класс входили два линейных корабля с одинаковым названием Soleil Royal. Первый из них был спущен на воду в 1669 г., второй - в 1690 г. Во Франции был обычай, что когда военный корабль тонул или погибал в бою или, наконец, когда он просто устаревал, то его имя присваивалось новому кораблю, входившему в строй. При этом все кормовые фигуры копировались. Поэтому второй Soleil Royal имел точно такие же украшения кормы, как и его предшественник. Его парусное вооружение было обычным для военного корабля: на двух первых мачтах по два прямоугольных паруса, на бизань-мачте - два прямоугольных паруса и бригантина, а на бушприте - два прямоугольных паруса. Второй Soleil Royal принял участие во многих сражениях, в основном против Великобритании и Голландии. В XVIII в. классификация линейных кораблей французского флота стала основываться на составе вооружения: корабль 1-го класса имел 118, 2-го класса - 80 и 3-го класса - 74 пушек. Одним из первых и самых красивых кораблей 1-го класса стала Burgundy, построенная знаменитым французским конструктором Жаком Сане и спущенная на воду в 1785 г. Кстати, она поставила рекорд долговечной службы, оставаясь в строю до 1848 г., т.е. 63 года. При водоизмещении 1613 т второй Soleil Royal нёс 104 орудия. Длина его корпуса составляла 61 м, ширина - 13 м, а осадка - 6,3 м. Экипаж этого корабля насчитывал 830 человек.
ЛИНЕЙНЫЕ КОРАБЛИ ФРАНЦИИ XVII-XVIII в.в.
Линейный корабль 2 ранга французского флота Le Fendane 1700 г.
ЛИНТРА древнегреческое судно.
ЛИСТЕР-БОТ открытое парусно-гребное рыболовное судно, впервые появившееся на юго-западном побережье Норвегии (м. Листер) и распространившееся потом на севере России. Предназначалось для ловли рыбы сетями. Деревянная обшивка выполнялась внакрой. Судно имело пять банок, мачту со шпринтовым парусом, расположенным примерно на 1:3 длины корпуса от носа и два кливера на коротком бушприте. Длина достигала 15 м, ширина - 4,5 м, высота борта - 2 м.
ЛИХТЕР от голланд. lichter - разгружать.
грузовое несамоходное морское или речное судно, служащее для перевозки грузов, а также для погрузки или разгрузки на рейде глубокосидящих судов, которые не могут подойти к причалу или войти в порт. Первые лихтеры появились в начале XVI в. и имели простое парусное вооружение бизань-мачты. В настоящее время лихтеры изготовляют из стали и по конструкции они являются одной из разновидностей несамоходной баржи.
ЛИХТЕР
Парусный лихтер.
ЛИХТЕРОВОЗ или фидерный лихтеровоз - сухогрузное судно для транспортировки лихтеров (барж), пакетированных лесоматериалов, колёсной техники с топливом в баках и других грузов, не подверженных воздействию атмосферных осадков. Как правило, это двухвинтовые теплоходы докового типа со смещённым в корму машинным отделением и носовой надстройкой. Характерной особенностью этих судов является погрузка, которая может осуществляться методом докования, вертикальным и горизонтальным (через аппарель) способами. На них, например (в отличие от обычных сухогрузов), отсутствуют люковые закрытия грузового трюма, что требует (наряду с использованием метода докования) наличия специальных балластно-осушительных систем.
___
Советский лихтеровоз Борис Полевой.
Был построен в 1983-1985 г.г. по заказу советского Правительства на верфи ф. «Walmet» в Финляндии. Предназначался для транспортировки шести лихтеров типа Дунай-море (ДМ) размерами 38,3×11,0×3,3 м, массой по 1300 т или 12 лихтеров типа ЛЭШ, а также пакетированных лесоматериалов, колёсной техники с топливом в баке, накатных и других грузов, не подверженных атмосферным осадкам. Погрузка осуществлялась методом докования, вертикальным и горизонтальным (через аппарель)способами.
ТЭ: валовая вместим. - 19000 BRT; 158,9×31,0×4,3 или 9,3 м (при приёме груза); 2 ДД суммарной мощн. 5000 кВт; скорость хода эксплуат. - 13 уз; экипаж - 36 чел.
ЛОГГЕР от голланд. logger - борт судна.
парусное двухмачтовое судно, распространённое в Германии и Нидерландах в XVIII-XX в.в. Использовалось для лова рыбы сетями с крючковой снастью бортовым способом. Килевой корпус имел прямой форштевень, эллиптическую корму, сплошную палубу. Парусное вооружение кеча, на бушприте - стаксель и кливер. Водоизмещение колебалось от 70 до 200 т, длина достигала 29 м, ширина - 6 м. Экипаж насчитывал 14 человек.
ЛОДКА от славян, ладья.
1. Малое деревянное или стеклопластиковое гребное (моторное) судно длиной до 10 м, шириной - до 3 м, грузоподъёмностью - до 5 т. Применяются на внутренних водоёмах (реках, озёрах, каналах) и в прибрежных районах моря для транспортировки грузов, людей и др. целей на небольшие расстояния.
2. Сохранившиеся в силу сложившихся традиций названия некоторых боевых кораблей: канонерская лодка, подводная лодка.
ЛОДКА ГИБЕЖНАЯ от русского гибеж - гнутые изделия из металла.
российское небольшое несамоходное судно для сплава продукции уральских металлургических заводов. Применялись в XIX в. на реках Чусовой, Кама и Волга.
ЛОДКА ЗАПОРОЖСКАЯ гребная (40-вёсельная) лодка, изготовленная запорожскими казаками для второго Азовского похода Петра I и успешно использовавшаяся в военных действиях против турок в 1696 г. Длина составляла 17,4 м, ширина - 3,3 м, осадка - 0,61 м. Всего для Петра I было изготовлено 30 запорожских лодок.
ЛОДКА КАЗАЧЬЯ гребная лодка, предназначавшаяся для перевозки людей и небольших грузов. Корпус судна изготовлялся из досок. Оно имело киль и наклонные прямые штевни. На носу и на корме имелись площадки для размещения мелкокалиберной артиллерии. Длина составляла 17 м, ширина - 4,4 м, осадка - 0,73 м. Принимала на борт 25 человек, с необходимыми запасами, холодным и лёгким стрелковым оружием. Вооружение состояло из нескольких 3-фунтовых пушек.
ЛОДКА КАНОНЕРСКАЯ см. канонерская лодка.
ЛОДКА СВОЙСКАЯ парусно-гребная рыболовная лодка для прибрежного морского лова, распространённая на Каспийском море. Имела две мачты с рейковыми парусами, крытые бак и ют. Отличалась малой осадкой (до 0,45 м) и передвигалась во время лова с помощью шестов. Экипаж насчитывал четыре человека. Называлась свойской, т.к. благодаря дешевизне могла принадлежать небогатым людям, имеющим свои орудия лова.
ЛОДКА ФРЕНСИСА спасательная лодка.
ЛОНГА древнегреческий корабль.
ЛОНГЗAT бирманское морское парусное судно для перевозки пассажиров и грузов (в основном риса). Корпус состоит из большого выдолбленного дерева, наращённого досками. По форме сильно выгнут, особенно приподнята корма, снабжён балансирами с каждого борта и имеет палубу с бамбуковой надстройкой. Л-образная бамбуковая мачта несёт длинный гибкий рей, с многоугольным широким парусом, над которым ставят ещё один - треугольный.
ЛОУТЕЛЛО см. лаутелла.
ЛОЦМАНСКИЙ БОТ служебно-вспомогательное судно, предназначенное для доставки лоцманов с лоцманского на другие судна и обратно. Являются бортовым плавучим средством лоцманских судов (или лоцманских баз). Как правило, принимают на борт трёх лоцманов. Скорость хода не превышает 7 уз, а дальность плавания - 120 миль.
ЛОЦМАНСКИЙ БОТ
Бот лоцманского судна Ленинград.
ЛОЦМАНСКИЙ КАТЕР служебно-вспомогательное судно, для оперативного лоцманского обслуживания транспортных судов во всех бассейнах с выходом на открытые внешние рейды и с удалением от места убежища до 20 миль. Обеспечивает доставку лоцманов и др. официальных лиц на транспортные суда и обратно. Отличается хорошей мореходностью и управляемостью, позволяющими выходить в море при волнении до 7 баллов. Наиболее широко распространённые лоцманские суда. Водоизмещение лоцманских катеров достигает 120 т, скорость хода - 14 уз, а экипаж - пяти человек.
ЛОЦМАНСКИЙ КАТЕР
Советский лоцманский катер пр. 1206В.
Катера этого проекта строились на нескольких ССЗ Советского Союза в 1979-1988 г.г. Всего было введено в строй около 100 таких судов.
ТЭ: водоизмещение - 88,5 т; 23,1×5,4×1,8 м; 2 ДД суммарной мощн. 440 кВт; скорость полн. хода - 12,2 уз; экипаж - 3 чел. + 8 лоцманов; автономность - 3 сут.
ЛОЦМАНСКОЕ СУДНО служебно-вспомогательное судно для оперативного лоцманского обслуживания транспортных судов в устьях рек, на внутренних водных путях и на открытых морских рейдах. Предназначены для доставки на проходящие суда лоцманов с помощью бортовых лоцманских ботов; непосредственной передаче лоцманов на суда и последующем их снятии с этих судов при невозможности использования бортовых ботов; лоцманской проводки судов за собой в штормовых условиях до защищённых акваторий, где происходит передача или снятие лоцманов; регулярном патрулировании. Водоизмещение может достигать 1500 т, автономность - не менее 30 сут, а количество лоцманских ботов - шести единиц.
ЛОЦМАНСКОЕ СУДНО
Советское лоцманское судно Ленинград.
Первое отечественное специализированное лоцманское судно, в процессе создания которого в полном объёме были учтены тенденции развития подобных судов за рубежом. Было построено в 1980-1981 г.г. и эксплуатируется в морском порту Ленинграда (в настоящее время Санкт-Петербурга).
ТЭ: водоизмещение - 1100 т; 59,2×10,2×3,75 м; 2 ДД суммарной мощн. - 1280 кВт; скорость полн. хода - 13,6 уз; экипаж - 25 чел. + 20 лоцманов; автономность - 30 сут.; два лоцманских бота, вместимостью по три чел. каждый.
ЛОЦМЕЙСТЕРСКОЕ СУДНО служебно-вспомогательное судно, обеспечивающее постановку, снятие и обслуживание буёв и других плавучих средств навигационного оборудования на водных путях. Водоизмещение колеблется в широких пределах - от 13 до 6000 т и более.
ЛОЦ-ШХУНА тип гидрографического парусного судна российского Черноморского флота, строившегося в середине XIX в. для описи берегов, промеров, установки навигационных ограждений и т.д. Длина достигала 25 м, ширина - 6,7 м. Вооружение состояло из 2-10 малокалиберных пушек.
ЛЭСТРИС пиратское судно Древней Греции.
ЛЮГЕР от англ. lugger.
небольшое двух- или трёхмачтовое парусное судно, в основном рыболовное, широко распространённое в XV1I-XX в.в. у южного побережья Великобритании. На мачтах поднимались четырёхугольные рейковые паруса, а на стеньгах - топсели. Бизань-мачта с косым парусом располагалась на корме впереди головки руля. Бушприт, почти горизонтальный, имел стаксели, кливер и мог для уменьшения парусности задвигаться внутрь судна. Военные люггера использовались в основном для посыльной и дозорной служб. На их верхней палубе имелась открытая батарея из 10-16 пушек небольшого калибра.
ЛЮГЕР
Люгер.
Введение   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я   Основные сокращения

В начало страницы

Обратно в раздел "Справочные материалы"

Онлайн-калькулятор

для расчёта диаметров такелажа
Онлайн-калькулятор

для расчёта размеров рангоута
кораблей Российского флота

Напишите мне письмо...
Вступайте в нашу группу
Сообщество в ВК

Рекламана сайте

Макетная студия SMC Макетная студия SMC Макетная студия SMC

Новое на сайте

13.01.2023 Полностью закончен блог "О творческой реализации известной модели от "Звезды" в СУВЕНИР-НОЧНИК «Летучий Голландец»". 17.12.2020 Добавлен Обзор модели флагманского корабля адмирала Нельсона Виктори от Звезда (Россия). 14.12.2020 Добавлен обзор модели советского парусника Товарищ от ARK-Models (Россия). 23.11.2020 Добавлена Обзор модели китобойного судна Нью Бедфорд (New Bedford). 17.11.2020 Добавлена статья Рангоут и стоячий такелаж четырёхмачтового барка на примере барка Крузенштерн. 11.11.2020 Добавлен обзор модели трёхмачтового барка Gorch Fock от Моделист (Россия). 05.11.2020 Добавлен обзор модели Yacht Mary от Mamoli (Италия).. 19.10.2020 Добавлен обзор модели Славянской ладьи IX-XI в.в. от Фальконет (Россия). 12.10.2020 Опубликованы "Комментарии к строительству модели корвета Аврора (Corvette L'Aurore) 1766-1775 г.г." 14.10.2019 Добавлен обзор деревянной модели Hacchoro от Woody Joe (Япония).
Copyright © 2015,  Парусный моделизм. Все права защищены. Дизайн: Степунин Дмитрий
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика