Парусный моделизм

Сайт для людей, увлечённых парусным моделизмом.

Партнёры
сайта
Группа компаний налогового и бухгалтерского консультирования Финансист «Самоцветы.» Салон Натальи Степуниной.
Условия размещения рекламы на сайте!

ПОЛНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КОРАБЛЕЙ И СУДОВ

Л.Б. Жданов

Введение   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я   Основные сокращения
Термин
Описание
НАБОЙНЯ небольшая речная лодка, которая была распространена в европейской части России до конца XIX-XX в.в. Оснащалась двумя-четырьмя вёслами и съёмной мачтой со шпринтовым парусом (см. чёлн).
НАВА распространённое в XI-XIV в.в. торговое судно городов-республик Италии (Венеции и Генуи), монополизировавших в ту эпоху всю торговлю Европы со странами Леванта. Перевозимое количество груза (товар, вооружение, имущество, людей) потребовало создания судна нового типа с большой прочностью и грузоподъёмностью. Активно использовалось во время Крестовых походов. Нава различались количеством мачт. Были одно-, двух- и трёхмачтовые корабли. Поначалу все мачты несли латинские паруса на наклонных реях, но с увеличением размеров кораблей были добавлены прямоугольные паруса. Румпель, которым были оснащены нава раннего периода, заменили формой руля, позаимствованной с кораблей Северной Европы. Нос и корма (корма была высоко поднята и укреплена бимсом), где помещались жилые помещения, поднимались над палубой на 3-4 м. Нава имели три палубы и по внешнему виду напоминали римские торговые корабли с их выпуклыми бортами и глубокой осадкой. Они были неповоротливы и слишком массивны: при смене галса пассажирам приходилось бросаться на противоположный борт, чтобы не дать судну опрокинуться. Длина достигала 30 м, ширина - 12 м, грузоподъёмность достигала 500 т.
НАВАЛОЧНОЕ СУДНО см. судно для навалочных работ.
НАДВОДНЫЙ КОРАБЛЬ боевой или специального назначения корабль ВМС (ВМФ). Понятие надводный корабль (НК) возникло в начале XX в. в связи с появлением подводной лодки (ПЛ). По принципу поддержания на воде подразделяются на водоизмещающие (держатся на воде за счёт гидростатических сил давления воды, действующих на погруженную часть корпуса) и с динамическими принципами поддержания (на подводных крыльях, на воздушной подушке и экранопланы). По типу ЭУ подразделяются на: атомные, паротурбинные, дизельные и газотурбинные. Могут быть корабли с комбинированными ЭУ. НК могут различаться по архитектурно-конструктивному типу, количеству мачт, гребных винтов и так далее. Единой международной классификации НК нет.
НАДУВНАЯ ЛОДКА плавучее средство из прорезиненного или пластикового материала, форма которого поддерживается за счёт избыточного давления воздуха (газа) в отсеках (камерах). Благодаря транспортабельности, живучести, большой грузоподъёмности при малой массе и осадке, возможности швартовки в штормовом море к борту другого судна, без опасности соударения. Широко используется как спасательное, туристическое, рыболовное, десантно-высадочное средство и судно для изыскательных партий. Способны развивать скорость до 50 уз при мощности подвесного мотора 90 л.с.
НАДУВНАЯ ЛОДКА
Надувная лодка.
НАКАТНОЕ СУДНО см. судно с горизонтальной грузообработкой.
НАЛИВНОЕ СУДНО грузовое судно для перевозки жидких грузов наливом в ёмкостях, оборудованных как внутри корпуса судна, так и на палубе. Наиболее многочисленная группа грузовых судов и разделяются на: танкеры, газовозы, химовозы, виновозы, пульповозы и битумовозы. К каждому из этих типов судов предъявляются особые требования в зависимости от вида перевозимого груза.
НАО см. каравелла.
НАСАД строились на Каме и Волге. Изначально напоминали набойные лодьи, имея насадные к однодеревому днищу борта. Корпус крепился деревянными нагелями, а доски бортовой обшивки в пазах соединялись вгладь, плотно примыкая друг к другу, образуя гладкую поверхность бортов. В XIV в. насадами назывались суда, на которых Волгой и Камой новгородцы ходили на Булгар. В XVI в. под насадом понималось одномачтовое, длинное и широкое плоскодонное, беспалубное судно с наклонными бортами и штевнями, накрытое сверху лёгкой двускатной крышей, имевшее на вооружении огромный парус. Судно оборудовалось вёслами-потесями в виде рулей-гребков. Вниз по течению шли сплавом, а вверх по течению шли под бечевой, которую тянули рабочие или лошади. Парус использовался при попутном ветре. В основном перевозили соль, рыбу и хлебные грузы. Длина насада достигала 36 м, ширина - 9 м, осадка 1 м, грузоподъёмность достигала 220 т.
НАСАД
Насад.
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ СУДНО (НИС) служебно-вспомогательное судно для систематического исследования Мирового океана. Подразделяются на: универсальные (или комплексные), экспедиционные, океанографические, гидрографические, метеорологические, научно-промысловые, биологические, суда космической службы и специальные суда различного назначения (Примечание: К таким судам, например, можно отнести советское немагнитное судно Заря, построенное в Финляндии в 1953 г. По конструкции оно являлось однопалубной парусно-паровой трёхмачтовой шхуной с гафельным парусным вооружением, водоизмещением 630 т. Основным назначением Зари было геомагнитные исследования в Мировом океане и изучение магнитного поля Земли.). Размеры НИС весьма разнообразны. Так, например, отечественный Академик А. Ковалевский, переоборудованный в НИС из рыболовного траулера, имел водоизмещение 350 т и длину корпуса 34 м, а НИС космической службы АН СССР Космонавт Юрий Гагарин - водоизмещение 45000 т и длину корпуса 231 м.
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ СУДНО (НИС)
Судно космической службы АН СССР Космонавт Владимир Комаров.
(Примечание: Первоначально классифицировалось как универсальное судно космической службы.)
Построено на ЛАО в 1965-1967 г.г. Судно было оснащено 43 лабораториями различного назначения и три остронаправленных антенны дециметрового диапазона с параболическими зеркалами (две концевые диаметром 8 м и средняя диаметром 2,1 м). Антенны радиолокационного комплекса располагались под радиопрозрачными укрытиями из стеклопластика диаметром соответственно 18 и 6 м. В настоящее время судно сохраняется в качестве музея «Звёздной флотилии АН СССР».
ТЭ: водоизмещение - 17850 т; 155,7×23,3×8,8 м; 1 ДД мощн. 9000 л.с.; скорость полн. хода - 15,8 уз; дальн. плавания - 18000 миль (12 уз); экипаж - 186 чел.
НЕВОДНИК небольшое гребное, парусное или моторное судно для лова рыбы на внутренних водоёмах и в морских прибрежных районах. Распространён на Чёрном, Азовском, и Каспийском морях. Длина достигала 18 м, ширина - до 4,5 м, высота борта - до 1,2 м, осадка - до 1 м, экипаж - 8-10 чел.
НЕВОЛЬНИЧЬИ СУДА суда, предназначенные для перевозки рабов из Африки на плантации Вест-Индии и южных штатов Америки. Наиболее известным типом невольничьего судна стала балтиморская шхуна. При длине порядка 30 м, с острым форштевнем, узким в подводной части корпусом и незначительной осадкой, имея две наклонённые в корму мачты с гафельными парусами, позднее дополненный прямым парусом, развивало ход до 20 уз, что позволяло уходить от боевых кораблей держав, преследовавших работорговцев.
НЕФ от латин. navis - корабль.
высокобортное, мореходное парусное грузопассажирское или военное судно в странах Европы, распространённое в X-XVI в.в. Первые нефы имели одну мачту с прямыми, затем с косым парусом и предназначались для перевозки вина. Во времена крестовых походов стали строить эти суда больших размеров. Они имели округлую форму корпуса, две мачты с косыми парусами. На сильно приподнятых носу и корме были расположены надстройки, имевшие несколько ярусов. Водоизмещение колебалось от 200 до 600 т, длина корпуса достигала 32 м, ширина - 12 м, осадка - 3,7 м. Вмещали до 1000 человек. В конце XVI в. строились более крупные - с прямыми парусами и артиллерийским вооружением. К концу XVIII в. нефы постепенно переродились в линейные корабли.
НЕФТЕМУСОРОСБОРЩИК портовое и морское судно технического флота, оборудованное специальными ловителями, тралами, захватами, сепараторами, противопожарными средствами. Обеспечивают очистку закрытых акваторий, сбора и локализацию нефтепродуктов, нефтяных пятен и нейтрализацию их остатков, а также принимают с других судов загрязнённые воды. Локализируют нефтеразливы, используя заграждения с поплавками и вертикальными пластинами, затем насосами через сепараторы собирают их в судовые цистерны, нейтрализуя остатки химреактивами (диспергентами) через распылительные установки. Нефтемусоросборщики зачастую используют для тушения пожаров на нафтепромыслах.
НЕФТЕМУСОРОСБОРЩИК
Нефтемусоросборшик Bottsandt.
Построен в 1983-1984 г.г. на одном из частных предприятий ФРГ. Имеет корпус, раскрывающийся относительно диаметральной плоскости. В раскрытом состоянии корпус охватывает 42 м морской поверхности. При скорости хода 1 уз нефть концентрируется между корпусами и переливается через щели в бортах в сборные цистерны. Отсюда нефтеводяная смесь откачивается в отсеки-цистерны и далее - чистая нефть в накопительные танки ёмкостью 790 мР. Эффективность очистки водной поверхности 86%.
ТТЭ: водоизмещение - 860 т; 46,3×12,0×5,2 м; 1 ДД 1200 кВт; скорость полн. хода - 8 уз.
НОББИ двухмачтовое рыболовное судно с люгерным парусным вооружением, распространённое на южном побережье Ирландии. Фок-мачта была сильно наклонена к корме. На бушприте стаксель и кливер. Длина достигала 12 м, ширина - около 4 м, осадка - 1,9 м.
Введение   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я   Основные сокращения

В начало страницы

Обратно в раздел "Справочные материалы"

Онлайн-калькулятор

для расчёта диаметров такелажа
Онлайн-калькулятор

для расчёта размеров рангоута
кораблей Российского флота

Напишите мне письмо...
Вступайте в нашу группу
Сообщество в ВК

Рекламана сайте

Макетная студия SMC Макетная студия SMC Макетная студия SMC

Новое на сайте

13.01.2023 Полностью закончен блог "О творческой реализации известной модели от "Звезды" в СУВЕНИР-НОЧНИК «Летучий Голландец»". 17.12.2020 Добавлен Обзор модели флагманского корабля адмирала Нельсона Виктори от Звезда (Россия). 14.12.2020 Добавлен обзор модели советского парусника Товарищ от ARK-Models (Россия). 23.11.2020 Добавлена Обзор модели китобойного судна Нью Бедфорд (New Bedford). 17.11.2020 Добавлена статья Рангоут и стоячий такелаж четырёхмачтового барка на примере барка Крузенштерн. 11.11.2020 Добавлен обзор модели трёхмачтового барка Gorch Fock от Моделист (Россия). 05.11.2020 Добавлен обзор модели Yacht Mary от Mamoli (Италия).. 19.10.2020 Добавлен обзор модели Славянской ладьи IX-XI в.в. от Фальконет (Россия). 12.10.2020 Опубликованы "Комментарии к строительству модели корвета Аврора (Corvette L'Aurore) 1766-1775 г.г." 14.10.2019 Добавлен обзор деревянной модели Hacchoro от Woody Joe (Япония).
Copyright © 2015,  Парусный моделизм. Все права защищены. Дизайн: Степунин Дмитрий
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика