Термин
|
Описание
|
ХАЧБОТ
|
от англ. hatch boat.
рыболовное судно с разборной палубой и одним или несколькими закрывающимися садками для живой рыбы, распространённое преимущественно в США до середины XX в.
|
ХЕЛАДИОН
|
византийский боевой корабль.
|
ХЕНГОТ
|
нидерландское рыболовное, плоскодонное, открытое судно с шпринтовой оснасткой и сильно наклонённым форштевнем, распространённое в XVIII-XIX в.в. у берегов Северного моря и в реках. Служило также для перевозки товаров и пассажиров в XVIII в. появились частично закрытые палубой одномачтовые суда с гафельным фоком. В конце XIX в. хенготы закрывались палубой до мачты, их оснастка состояла из гафельного паруса, стакселя и кливера. Длина достигала 12 м, а ширина - 4 м.
|
ХЕРРЕН-ЯХТА
|
от немецкого - господин.
боевой корабль XVII в. Возник из малых мелкосидящих торговых судов Голландии XVI в. Использовался в военных столкновениях с Испанией под руководством принца Вильгельма Оранского. Предшественники этих судов снабжались пушками и доказали свою ценность. Из-за малой осадки и плоского днища эти яхты снабжались боковыми швертами и несли очень длинную и невысокую надстройку в качестве официального помещения - так называемый павильон. До 1670 г. херрен-яхты имели широкое распространение в Голландии. Изначально они несли шпринтовое, а примерно с 1650 г. - гафельное парусное вооружение.
Голландская херрен-яхта середины XVII в.
|
ХИМОВОЗ
|
наливное судно для перевозки жидких и расплавленных химических веществ (за исключением сжиженных газов, опасных для людей и окружающей среды). В основном представляют собой суда с кормовым расположением МО и надстройки. В зависимости от степени опасности перевозимого груза существуют три типа, которым соответствуют три степени конструктивной защиты корпуса: 1-й, II-й и III-й. Суда первых двух степеней имеют двойное дно и бортовые продольные переборки. При этом I степень является высшей. Каждая из степеней характеризует уровень живучести, допустимое количество груза в одном танке, определённое отстояние грузовых танков от наружной обшивки. Бортовые и междонные танки могут использоваться под водяной балласт или нефтепродукты и наименее опасные химические грузы. Грузовые танки выполняются обычно из инертных относительно груза материалов или имеют защитное покрытие. Водоизмещение современных химовозов колеблется от 4000 до 26000 т.
|
ХОИ
|
1. Небольшой парусно-гребной бот, применявшийся преимущественно в Голландии в эпоху парусного флота для перевозки пассажиров и грузов с берега на большие суда, а также для каботажного плавания.
2. В начале XX в. - разновидность лихтера.
|
ХОЙЕР
|
меклендургский одномачтовый прибрежный рыболовный чёлн, распространённый в средние века и применявшийся на побережье Балтики вплоть до XX в. Строился с узким, слегка округлённым по длине плоским килем и скошенным, также несколько округлёнными штевнями, с обшивкой внакрой из малого числа досок на широком днище и бортах, отчего в разрезе получалась ломаная линия. Имел относительно большую седловатость в носу и корме, выпуклую переднюю часть палубы и поворотный шверт. Для транспортировки улова был предусмотрен специальный садок. Парусная оснастка состояла большей частью из шпринтового паруса площадью 15 м² и стакселя - 5 м². Длина хойера достигала 10 м, ширина - 2,5 м, осадка - 0,5 м.
|
ХОЛЬК
|
или хулк, от англ. hulk - большой, неповоротливый.
парусное судно XV-XVII в.в., распространённое в Англии, Франции и Нидерландах. Поначалу представлял собой увеличенный когг. Нёс от одной до трёх мачт, имел большие полубак и полуют. Во второй половине XV в. приобрёл много индивидуальных черт, позаимствовав их у средиземноморских карак. Постепенно хулки вытеснили когги с морских просторов, но и сами они затем были вытеснены галионами. Хольк на двух носовых мачтах имел только два прямоугольных паруса и один латинский. Общая площадь парусов была такая же, как и у караки. Обшивка встык, которую имел хулк (равно как и когг), не позволяла брать на борт больше 400 т груза. Для крупных судов такая обшивка оказалась явно негодной. В XV в. вся северная Европа уже перешла на обшивку корабельных бортов внахлёст. Гданьские хулки, как сообщает история, во второй половине XV в. брали на борт до 900 т груза. Если учесть, что основным грузом этих судов была соль из Бискайского залива, и то, что они довозили её в целости, говорит о высокой степени герметичности, которая может быть достигнута только при обшивке корпуса внахлёст. Однако она требовала прочного каркаса судна. Прежде всего, за счёт использования рамного шпангоута. Некоторые специалисты полагают, что не каракка была предшественником хулка, а когг. Хольк был вооружён 14-ю пушками, размещёнными в носу, на корме и в средней части, так что он был способен вести круговой огонь.
|
ХОЛЬКЕР
|
боевой корабль викингов.
|
Введение
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Я
Основные сокращения
|
Онлайн-калькулятор
для расчёта диаметров такелажа
Онлайн-калькулятор
для расчёта размеров рангоута
кораблей Российского флота
Напишите мне письмо...
Вступайте в нашу группу
|