Парусный моделизм

Сайт для людей, увлечённых парусным моделизмом.

Партнёры
сайта
Группа компаний налогового и бухгалтерского консультирования Финансист «Самоцветы.» Салон Натальи Степуниной.
Условия размещения рекламы на сайте!

ПОЛНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КОРАБЛЕЙ И СУДОВ

Л.Б. Жданов

Введение   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я   Основные сокращения
Термин
Описание
ВАДБОТ большая промысловая лодка, распространённая в начале XX в. на побережье Балтийского моря.
ВЕДЖЕР-БОТ гоночная двухместная шлюпка. Своим названием она обязана популярности из-за участия в профессиональных шлюпочных гонках в США и Великобритании в первой половине XX в.
ВЕЙЕНТАНСКАЯ МЕДИЯ тип этрусского парусно-гребного судна из г. Вейи.
ВЕЛЬБОТ мореходная шлюпка с острыми формами носа и кормы, и практически симметричным, относительно миделя, распределением объёма. Благодаря этому не рыскает на попутной волне, легко проходит полосу прибоя. Первоначально применялся в качестве спасательной шлюпки на судах гражданского флота и боевых кораблях. Может быть гребным, парусно-гребным или винтовым. Гребной винт может вращаться от ручного или ножного приводов, а также от бензинового мотора. Вельботы XIX-XX в.в. делились на китобойные, разъездные и спасательные.
ВЕЛЬБОТ КИТОБОЙНЫЙ от англ. слов whale и boat - китобойная шлюпка.
деревянная гребная шлюпка для китобойного промысла. Управлялась веслом с кормы вместо руля. Во второй половине XX в. в Советском Союзе и Японии были построены китобойные базы, которые обеспечивали промысел китобойных вельботов - судов специальной постройки, занимавшихся отловом китов. Их водоизмещение составляло порядка 1200 т, а скорость хода - ок. 20 уз. Отлов осуществлялся благодаря гарпунной пушке. Загарпуненная туша кита передавалась на базу.
ВЕЛЬБОТ КИТОБОЙНЫЙ
Советский китобойный вельбот типа Мирный (пр. 393).
94 китобойных вельбота типа Мирный были построены в 1957-1962 г.г. на судостроительном заводе №445 в г. Николаеве специально для китобойных баз Советская Украина и Советская Россия. Все они активно эксплуатировались до середины 80-х годов (до момента присоединения Советского Союза к международной конвенции о запрещении отлова китов).
ТТЭ: водоизмещение - 1262 т; 59,7×9,5×4,4 м; ДД мощн. 400 л.с.; полн. скорость хода - 17,2 уз; экипаж - 36 чел.
ВЕЛЬБОТ РАЗЪЕЗДНОЙ деревянная корабельная гребная шлюпка с распашными вёслами (обычно шестью). Вельбот предназначался для перевозок офицеров корабля.
ВЕЛЬБОТ СПАСАТЕЛЬНЫЙ специально оборудованная для спасения людей шлюпка. Может быть деревянной, пластмассовой или из лёгких сплавов. Имеет стационарные герметичные воздушные или с наполнителем ящики для обеспечения непотопляемости, киль-поручни и спасательный веер с поплавками по бортам. Вместимость, в зависимости от размеров и конструкции, может быть от 10 до 110 человек.
ВЕРЕЙКА или верея
1. Узкая, скоростная одно-, двух- или трёхместная судовая лодка с транцевой кормой, без мачт и паруса. Была распространена в Великобритании в XIX-XX в.в.
2. В России при Петре I большие одно- и двухмачтовые верейки с бушпритом и с двумя или тремя парусами служили для осады приморских крепостей, а также перевозки пиломатериалов. Длина такого судна колебалась от 15 до 18 м, ширина достигала 4 м, осадка - 1,2 м, а грузоподъёмность - 30 т. Верейками также называли двух- или четырёхвесельные лодки с парусом на съёмной мачте, применявшиеся в боях со шведами на реках и озёрах, а также для прогулок и различных перевозок в строящемся Петербурге (при Петре I через реку Нева не было ни одного моста). Длина этого судна составляла примерно 8 м, ширина - ок. 1,6 м, а высота борта - 0,6 м.
3. Небольшое английское грузовое парусное судно прибрежного плавания. Имело острые образования днища, наклонённый форштевень и прямоугольную транцевую корму На мачте, расположенной близко к носу, ставился гафельный парус. В средней части имелся большой грузовой люк, в корме - рубка. Использовались для перевозки зерна, кирпича и т.д.
ВЕРЕХА речное судно.
ВЕРПОВАЛЬНОЕ СУДНО судно, служившее для увеличения скорости движения сплавных плотов. В условиях недостаточной быстроты течения, путём, так называемой перетяжки: эти суда становились на якорь в некотором удалении от плота и буксировали его тросом определённой длины при помощи лебёдки, установленной на судне. Когда весь трос выбирался, судно вновь отходило от плота и повторяло ту же операцию.
ВЕРРИ лодка или ялик британского происхождения.
ВЕРРИ НОРФОЛЬСКАЯ баржа особой конструкции, вооружённая одной мачтой и парусом, один из верхних углов которого поднимается на очень большую высоту.
ВЕРТОЛЁТОНОСЕЦ боевой корабль, предназначенный для группового базирования вертолётов. Делятся на десантные и противолодочные. Первые предназначены для перевозки и высадки с помощью транспортно-десантных вертолётов передовых подразделений морского десанта, а вторые - для поиска и обнаружения ПЛ с помощью вертолётов. В широком смысле этого слова, в качестве вертолётоносца может использоваться любой авианосец. Им также могут считаться все авианесущие корабли. Однако после завершения Второй мировой войны в США, СССР и Франции были построены узкоспециализированные корабли данного класса. Первым из них стал американский Iwo Jima, переданный ВМС в августе 1961 г. Официально он классифицируется как универсальный десантный корабль (типа LPH), но при этом имеет сквозную полётную палубу и островную надстройку (как и классический авианосец). Корабль имеет стандартное водоизмещение 17000 т (183,7 х 25,6 х 7,9 м). Один ГТЗА мощностью 22000 л.с. обеспечивает ему ход 20 уз. Всего до 1970 г. было построено семь таких вертолётоносцев. Iwo Jima после постройки был способен нести 24 десантно-штурмовых вертолёта и 2090 десантников с полной выкладкой. В начале 80-х годов все вертолётоносцы этого типа были модернизированы.
ВЕРТОЛЁТОНОСЕЦ
Вертолётоносцы советского ВМФ Москва и Ленинград (пр. 1123).
Официально классифицировались как крейсера противолодочной обороны (ППО) дальней зоны, а с 1966 г. - как противолодочные крейсера. Предназначались для борьбы с ПЛАРБ вероятного противника в дальних зонах ПЛО в составе корабельных поисково-ударных групп и во взаимодействии с другими противолодочными силами. Обеспечивали непрерывный круглосуточный поиск ПЛ не менее чем четырьмя вертолётами в течение всего автономного плавания. Построены в 1962-1969 г.г. на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве. Ленинград был выведен из состава флота в 1991 г., а Москва - в 1996 г. Корпуса обоих кораблей были отбуксированы в Индию, где их разобрали на металл.
ТТЭ: водоизмещение ст. - 11300 т; 189,0×34,0×7,7 м (с поднятым обтекателем ГАС); 8 ПК + 2 ГТЗА суммарной мощн. 90000 л.с.; скорость полн. хода - 29 уз; дальн. плавания - 6000 миль (18 уз); автономность - 15 сут.; экипаж - 541 чел.
Вооружение: 12 противолод. вертолётов Ка-25ПЛ + 2 спасат. вертолёта Ка-25ПС; 2×2 ЗРК «Шторм» с 96 ЗУР; 1×2 ПЛРК «Вихрь» с 8 ПЛУР; 2×2 57-мм АУ; 2×5 533-мм ТА с 10 самонаводящимися противолод. торпедами; 2×12 РБУ-6000 с 96 РГБ.
В настоящее время они приспособлены для боевого использования четырёх СВВП AV-8A «Harrier». Вместе с тем, штатная авиагруппа каждого из кораблей может включать в себя до 30 вертолётов СН-46 «Sea Knight» и СН-53 «Sea Stallion». Численность принимаемых на борт десантников сократилась до 1873 человек. Корабли получили на вооружение по два ЗРК «Sea Sparrow». Вертолётоносцы типа Iwo Jima должны быть заменены строящимися универсальными десантными кораблями типа Wasp. Последние, равно как и корабли типа Tarawa, несмотря на наличие сквозной полётной палубы, являются кораблями-доками в которых базируются ДВК на воздушной подушке типа LCAC. Ещё одним вертолётоносцем специальной постройки был французский Jeanne d'Arc, переданный флоту в июле 1964 г. При стандартном водоизмещении 10000 т, незадолго до исключения из боевого состава (в 2005 г.), он нёс 13 вертолётов «Lynx». Корабль, по существу, являлся десантным, но чаще всего использовался в качестве учебного. Несколько особняком стоят два советских вертолётоносца Ленинград и Москва (пр. 1123). Дело в том, что они были ударными кораблями, предназначенными для поиска и уничтожения в открытом океане ПЛАРБ вероятного противника. Оба корабля вступили в строй в конце 60-х годов прошлого столетия.
ВЕСНОВАЛТНЫЙ КАРБАС лодка местного производства, употреблявшаяся весновальщиками на севере. Отличались лёгкостью и удобством для перетаскивания по льду. Имели боковые кили, заменявшие полозья.
ВЕТКА речная гребная лодка для рыбной ловли, охоты и транспортировки мелких грузов, распространённая в Северо-восточной Сибири. В Якутии, в низовьях реки Лена, выдалбливали из целого ствола дерева. На Чукотке в бассейне реки Анадырь строили из вытесанных досок (три доски на плоское днище и по одной на борта), с заострённым и носом и кормой, отличались лёгкостью хода. Доски сшивали сухожилиями оленей, а стыки смолили. Иногда их обшивали берёзовой корой по шпангоутам, связанным из тонких прутьев. Ветка приводилась в движение вёслами с двумя лопастями. Длина судна колебалась от 3 до 5 м, ширина достигала 1 м, осадка - 0,2 м, а грузоподъёмность - 0,8 т. Оно вмещало до четырёх человек.
ВЕХОСТАВ боевой корабль (тральщик), выделенный для выполнения работ по обвехованию опасных от мин районов и протравливания полос.
ВИНДСЕРФЕР от англ. слова windsurfer.
спортивный снаряд в виде доски с парусом. Изобретён в 1960 г. канадцами Д. Дрейком и Ф. Пейном. Представляет собой плоскодонный непотопляемый поплавок длиной 3,6 м и шириной 0,66 м, изготовленный методом вакуумного формования из пластика и заполненный пенополиуретаном. Масса поплавка в сборе составляет 27 кг, а площадь треугольного паруса - 5,2 м².
ВИНДСЕРФЕР
Виндсерфер.
ВИНОВОЗ наливное судно для перевозки винного спирта, вина и сырья для выработки винных изделий. Может использоваться для транспортировки пресной воды и др. жидких пищевых продуктов, не требующих зачистки грузовых танков после выгрузки. Как правило, имеют небольшое водоизмещение и грузоподъёмность до 5000 т.
ВИФ узкая гоночная шлюпка с выносными уключинами, применявшаяся в XIX в. на р. Темза.
ВИЦИНА или витина - речное транспортное парусное судно, имевшее удлинённый корпус. Было распространено в XIX в. на реках Неман и Припять. Длина судна достигала 40 м, ширина - 8,5 м, а грузоподъёмность - 240 т.
ВОДАК сравнительно большое плоскодонное деревянное судно, предназначавшееся для перевозки рыбы. В средней части корпуса находился отсек, отделённый водонепроницаемыми переборками. Через продольные прорези днища отсек заполнялся проточной забортной водой, и это обеспечивало сохранность перевозимой рыбы. Данные суда оснащались рейковым парусом. В середине позапрошлого и в первой половине прошлого столетий они были распространены на Чёрном и Азовском морях. На Каспийском море водак назывался прорезью и имел длину 10-13 м.
ВОДАК
Водак.
ВОДНЫЙ ВЕЛОСИПЕД или аквапед, или гидроцикл - прогулочное или спортивное плавучее средство, приводимое в движение либо двигателем, либо мускульной силой человека посредством педального привода, воздействующего на гребное колесо или винт. Чаще всего представляет собой катамаран с жёсткими или надувными поплавками и укреплённой на них рамой обычного велосипеда. Впервые появились в 1860 г.
ВОДНЫЙ ВЕЛОСИПЕД
Водный велосипед типа Flaing fish II.
ВОДОБРОННЫЙ МИНОНОСЕЦ боевой корабль, погружающегося при необходимости под воду и удерживающегося на плаву с помощью поплавков. Основным достоинством считался малый размер цели - едва возвышающаяся над поверхностью надводная часть. Прочный корпус был защищён толщей воды («водобронная защита»), В 1893 г. С.К. Джевецкий разработал проект такого корабля водоизмещением ок. 550 т, вооружённого торпедами, артиллерийскими орудиями и пулемётами. В течение 10 лет проект дорабатывался по замечаниям МТК, но реализован постройкой так и не был в связи с успехами в создании ещё более скрытых средств нападения - подводных лодок.
ВОДОБРОННЫЙ МИНОНОСЕЦ
Проект водобронного миноносца С.К. Джевецкого.
ВОДОЛАЗНОЕ СУДНО судно технического флота, предназначенное для обеспечения водолазных работ методом кратковременного погружения на глубинах до 160 м с декомпрессией водолазов в воде или барокамере и волнении моря до 4 баллов. В зависимости от района плавания и автономности водолазные суда делятся на речные, рейдовые и морские. Водолазные работы на глубине свыше 100 м производят т.н. методом насыщенных погружений с применением гелиокислородных смесей со спасательных судов, судов обеспечения подводно-технических работ и пр. Для обеспечения работ водолазные суда оборудуются специальными глубоководными водолазными комплексами, включающими в себя: водолазное снаряжение; двух- или трёхотсечную декомпрессионную барокамеру; водолазную беседку (полуколокол) с кран-балкой; компрессоры с блоками осушки и очистки воздуха; баллоны и систему обогрева водолазов. На некоторых из судов имеются водолазные комплексы, оснащённые водолазным колоколом со своим спускоподъёмным устройством. Наличие колокола позволяет исключить декомпрессию водолазов в воде.
ВОДОЛАЗНОЕ СУДНО
Рейдовый водолазный бот советского ВМФ пр. РВ376у.
Самый массовый отечественный катер, изначально спроектированный по заданию ВМФ как рейдовый водолазный бот пр. РВ376. Одновременно была разработана его модификация - разъездной катер пр. Р376. Строились в 1950-1991 г.г. на Ярославском (отсюда наименование Ярославец), а с 1957 г. - на Сосновском судостроительных заводах. Характерно то, что после привлечения последнего из предприятий, эти катера стали также строиться по заказу различных министерств и ведомств Советского Союза. Всего заказчикам было передано ок. 6200 катеров пр. 376 для народного хозяйства (НХ), а также 640 катеров - для ВМФ и морских частей (МЧ) КГБ СССР. Они выпускались в следующих модификациях: пр. РВк376 (рейдовый водолазный бот с декомпрессионной камерой для ВМФ); пр. Р376у и пр. РВк376у (переработанные базовые проекты для ВМФ); пр. В376 (вооружённый рейдовый бот для МЧ КГБ СССР и ВМФ); пр. М376 (рейдовый бот, вооружённый 120-мм миномётом для ВМФ); пр. Л376 и пр. ТЛ376 (катера-торпедоловы для ВМФ); пр. Т376и пр. Т376у (катерные тральщики для ВМФ); пр. И376 (катерный искатель мин с телевизионным искателем-обозначителем); пр. П376 (сторожевой катер для МЧ КГБ СССР); Рн376у и пр. РВн376у (соответственно разъездной и водолазный катера для НХ). РМ376 и пр. РВМ376 (соответственно разъездной и водолазный катера для НХ, строившиеся по переработанному проекту); пр. 03765 (сторожевой катер в 1996-1999 г.г. для МЧ ФСБ РФ).
ТТЭ (катера пр. РВ376у): водоизмещение полн. - 41,6 т; 21,0×3,8×1,2 м; ДД мощн. 150 л.с.; скорость полн. хода - 10,5 уз; дальн. плавания - 390 миль (7 уз.); экипаж - 6 чел.
ВОДОЛАЗНЫЙ КОЛОКОЛ средство транспортировки водолазов в водолазном снаряжении на глубину к объекту работ и обратно с последующим их переводом в декомпрессионную камеру. Как правило, ими оборудуются спасательные суда и суда обеспечения подводно-технических работ. Представляет собой прочный цилиндр с нижним входным люком и герметичным стыковочным устройством с фланцем входного люка декомпрессионных камер. Перед спуском на глубину к нему крепится стальная платформа, являющаяся балластом и местом размещения водолазов до захода в колокол.
ВОДОЛАЗНЫЙ КОЛОКОЛ
Водолазный колокол.
ВОДОЛАЗНЫЙ ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ самоходный автономный обитаемый аппарат. Предназначен для транспортировки водолазов к месту работы в сухом герметичном корпусе, выхода их в море и обратного приёма на глубине до 200 м. Имеет основной и водолазные отсеки, ёмкости для дыхательных газовых смесей, стыковочное устройство для соединения с палубной декомпрессионной камерой или подводной лабораторией и при необходимости манипулятор. В основном отсеке находится экипаж. Водолазный отсек, в котором размещаются водолазы, и из которого они выходят в воду, имеет выходной люк с шахтой; отделен от основного отсека прочной герметичной переборкой. В период выхода водолазов, их работы вне аппарата и обратного приёма, давление в водолазном отсеке равно гидростатическому давлению на данной глубине. Водолазы выходят в воду в автономном водолазном снаряжении или могут быть связаны с аппаратом кабель-шлангом. Объем водолазного отсека выбирают из условия размещения в нем не менее двух человек, и он может быть приспособлен для проведения декомпрессии. Для фиксации в рабочем положении над грунтом (не менее 1,5 м) используется гайдропное устройство и специальная опора.
ВОДОХОДНОЕ СУДНО П.П. КУЛИБИНА самоходное судно, использовавшееся для движения против течения реки, силы речного потока. Построено и успешно испытано механиком-самоучкой И.П. Кулибиным. На судне в поперечном направлении был установлен вал, на его концах, выходящих за борта, укреплялись колеса с лопастями на шарнирах. При опускании колёс в воду течение давило на лопасти, заставляя вращаться колеса и поперечный вал, на который наматывался трос от якоря, и судно шло против течения. Одновременно впереди первого якоря завозили второй канат, который после выборки первого «завоза» также наматывался на вал, т.е., происходило непрерывное движение судна. Оно было построено и испытано в 1782 г. на реке Нева напротив Зимнего дворца при большом стечении народа и в присутствии императрицы Екатерины II. Судно прошло против течения и ветра с грузом 65 т. Кулибин построил второй водоход, успешно ходивший по Волге против течения с грузом 136 т, со скоростью ок. 1 км/час.
ВОЕННЫЙ КОРАБЛЬ судно, принадлежащее вооружённым силам какого-либо государства и отвечающее критериям, предусмотренным Женевской конференцией об открытом море от 1958 г. и конвенцией ООН по морскому праву от 1982 г. Военный корабль отличают национальные знаки. Он должен находиться под командой офицера, который состоит на службе правительства данного государства, и фамилия которого занесена в соответствующий список военнослужащих или эквивалентный ему документ. Его экипаж должен быть подчинён регулярной военной дисциплине и обладать иммунитетом от иностранной юрисдикции. Военный корабль оснащается ракетным, торпедным, артиллерийским, противолодочным, минным и противоминным оружием, радиотехническими средствами и средствами РЭБ, а также палубными ЛА (например, авианосец). На каждом военном корабле, как правило, устанавливается несколько видов оружия, из которых один - главный, предназначенный для решения основных задач, а остальные - вспомогательные, для выполнения дополнительных задач или самообороны. В зависимости от предназначения, водоизмещения, вооружения и других качеств подразделяются на классы, подклассы и типы, а в зависимости от размеров - также на ранги.
ВСПЛЫВАЮЩАЯ СПАСАТЕЛЬНАЯ КАМЕРА предназначена для спасения экипажа с аварийной подводной лодки. На подавляющем большинстве современных лодок она представляет собой колокол, в котором могут разместиться от двух до восьми человек. Он поднимается на поверхность воды за счёт положительной плавучести. После выхода подводников, камера по тросу втягивается в подводную лодку, и затем её заполняет очередная партия подводников. Спасение при помощи такой всплывающей камеры возможно с глубин не более 130 м. В отечественном флоте впервые в мире была решена задача одновременного спасения всего экипажа так называемым «сухим способом» с предельной глубины погружения аварийной лодки. Для этого используется всплывающая камера (или рубка), являющаяся частью ограждения выдвижных устройств, и закреплённая на комингсе люка над центральным постом (ГКП) кремальерным затвором. После заполнения камеры экипажем, закрывается нижний люк камеры, и затвор отдаётся. Камера свободно всплывает за счёт положительной плавучести и может удерживаться на поверхности воды сколь угодно долгое время. Первыми кораблями, получившими такую камеру, стали советские АПЛ пр. 705 и пр. 705К, которые были построены в 1968-1981 г.г. серией в семь единиц. Все отечественные АПЛ третьего поколения оснащены всплывающими камерами. Как показал опыт двух катастроф - 7 апреля 1989 г. (К-278 пр. 685) и 12 августа 2000 г. (К-141 пр. 949А) - экипажи подводных лодок, по целому ряду причин, не воспользовались с достаточной эффективностью (в первом случае) или вообще не смогли воспользоваться (во втором случае) всплывающей камерой.
ВСПЛЫВАЮЩАЯ СПАСАТЕЛЬНАЯ КАМЕРА
Всплывающая камера АПЛ пр. 705К.
ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ СУДНО см. суда обеспечения.
Введение   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я   Основные сокращения

В начало страницы

Обратно в раздел "Справочные материалы"

Онлайн-калькулятор

для расчёта диаметров такелажа
Онлайн-калькулятор

для расчёта размеров рангоута
кораблей Российского флота

Напишите мне письмо...
Вступайте в нашу группу
Сообщество в ВК

Рекламана сайте

Макетная студия SMC Макетная студия SMC Макетная студия SMC

Новое на сайте

13.01.2023 Полностью закончен блог "О творческой реализации известной модели от "Звезды" в СУВЕНИР-НОЧНИК «Летучий Голландец»". 17.12.2020 Добавлен Обзор модели флагманского корабля адмирала Нельсона Виктори от Звезда (Россия). 14.12.2020 Добавлен обзор модели советского парусника Товарищ от ARK-Models (Россия). 23.11.2020 Добавлена Обзор модели китобойного судна Нью Бедфорд (New Bedford). 17.11.2020 Добавлена статья Рангоут и стоячий такелаж четырёхмачтового барка на примере барка Крузенштерн. 11.11.2020 Добавлен обзор модели трёхмачтового барка Gorch Fock от Моделист (Россия). 05.11.2020 Добавлен обзор модели Yacht Mary от Mamoli (Италия).. 19.10.2020 Добавлен обзор модели Славянской ладьи IX-XI в.в. от Фальконет (Россия). 12.10.2020 Опубликованы "Комментарии к строительству модели корвета Аврора (Corvette L'Aurore) 1766-1775 г.г." 14.10.2019 Добавлен обзор деревянной модели Hacchoro от Woody Joe (Япония).
Copyright © 2015,  Парусный моделизм. Все права защищены. Дизайн: Степунин Дмитрий
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика