Термин
|
Описание
|
САВЕЙРО
|
см. алваренго.
|
САЕТТА
|
или саеттия - арабо-алжирская парусно-гребная лодка с одной мачтой и латинским парусом, длиной около 15 м.
|
САЙК
|
парусное судно Турции, использовавшееся с XVIII в. для перевозки торговых грузов. Это полуторамачтовое судно имело парусное вооружение, подобно гукеру. Грот-мачта, стоявшая посередине корпуса, имела два прямых паруса с реями. Бизань-мачта была короткой. По своим обводам были аналогичны самбуком Красного моря. Длина - около 30 м. Грузоподъёмность - до 300 т.
Сайк.
|
САКОЛЕВА
|
небольшое парусное торговое судно, встречавшееся в Эгейском и Чёрном морях. Имело до трёх мачт, одну с прямыми парусами, остальные - с косыми. Длина - 12-15 м, ширина - 3,5-5 м.
Саколева.
|
САЛАМБА
|
манильский плот из бамбуковых стволов.
|
САМБУК
|
1. Гребное боевое судно Древнего Рима, представлявшее собой две квинкиремы, соединённые помостом, на котором находилась лестница с платформой наверху. Изобретён в III в. до нашей эры римлянами при осаде Сиракуз, которые со стороны моря имели высокие стены.
2. Арабское парусное судно, встречавшееся в Красном море и Персидском заливе. Имеет две мачты с косыми парусами. Длина - около 23 м, ширина - около 5 м, водоизмещение - до 80 т.
Самбук.
|
САМЕНА
|
самосское судно с обрубленным носом в форме свиного рыла, широкое и глубокосидящее. Судно было быстроходным и поднимало большие грузы. Имело применение за сотни лет до н.э.
|
САМОПОДЪЁМНАЯ ПЛАВУЧАЯ БУРОВАЯ УСТАНОВКА
|
гидротехническое сооружение, устанавливаемое над поверхностью моря на колоннах, задавленных в грунт. Состоит из водоизмещающего корпуса (понтона), опорных колонн (трёх или четырёх), буровой вышки и подъёмных механизмов. В корпусе находятся помещения для механизмов, оборудования, запасов и каюты экипажа. С неё ведут разведочное бурение на глубинах моря от 15 до 120 м. Высоту подъёма корпуса (клиренс) выбирают с учётом максимальной высоты волн и приливов. В 1966 г. была построена первая отечественная СПБУ Апшерон. Она имела четыре опорные колонны и проводила бурение скважин до 1800 м, при глубине моря 15 м.
|
САМОХОДНЫЙ ОБИТАЕМЫЙ ПРИВЯЗНОЙ ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ
|
в отличие от обитаемого привязного подводного аппарата, данный аппарат оснащён расположенными побортно движителями, специальной аппаратурой (системой регулирования плавучести, видеозаписывающей аппаратурой и т.д.), а манипуляторы управляются не мускульной силой оператора, а с помощью усилителей. Благодаря этим усовершенствованиям может решать расширенный круг задач. В частности, выполнять судоподъёмные и археологические работы, ликвидировать последствия аварий на морских нефтепромыслах и т.п. Как правило, корпус выполнен из армированного пластика, а по его торцам находятся алюминиевые кольца, к которым крепятся передний прозрачный акриловый колпак и задняя крышка из алюминиевого сплава.
|
САМПАН
|
от китайского шан-пан - три доски.
общее название небольших восточно-индийских, малайских, китайских и японских парусно-гребных лодок, применявшихся для рыбной ловли в море и транспортировки людей и грузов по рекам. Существует множество местных типов. Китайские сампаны оснащены одним люгерным парусом с большим количеством лат. Корпус плоскодонный, клинообразный в плане, с выдвижным килем в носу. В безветрии приводится одним кормовым веслом. Японские сампаны имеют длинный острый нос, транцевую корму, широкий толстый киль. Широко были распространены на дальневосточном побережье России, где их часто называли шампуньками. Длина достигала 9 м, ширина - 3 м.
Китайский сампан.
|
САНДАЛ
|
1. Лодка или шлюпка на турецком парусном корабле, вмещавшая до шести человек.
2. Двухвесёльная турецкая гребная лодка для перевозки людей.
|
САНДАЛЕ
|
арабское одно- или двухмачтовое судно XIX-XX в.в., предназначенное для рыболовства и прибрежных плаваний. Имело латинскую парусную оснастку. Длина - около 12 м, ширина - 3 м.
|
СВОЙСКАЯ ЛОДКА
|
парусно-гребная рыбацкая лодка, распространённая на Каспийском море, для прибрежного морского лова. Имела две мачты с рейковыми парусами, крытые бак и ют. Отличалась малой осадкой (до 0,45 м) и передвигалась во время лова при помощи шестов. Экипаж - четыре человека. Называлась свойской из-за дешевизны.
|
СЕЙНЕР
|
от англ. seine - кошельковый невод.
рыболовное судно, ведущее лов кошельковым (закидным) неводом. Отличается наличием рабочей (сейнерной) поворотной площадки, на которой осуществляются операции с неводом. Водоизмещение достигает 500 т, длина - 50 м, скорость хода - 12 уз.
|
СЕЙНЕР-ТРАУЛЕР
|
рыболовное судно, имеющее помимо кошелькового промыслового устройства и траловое. Такое сочетание позволяет ему лов как пелагических, так и донных рыб, снимает сезонные ограничения, повышает эффективность.
Советский (российский) сейнер-траулер типа Альпинист (пр. 503).
В 1971-1995 г.г. на трёх отечественных ССЗ было построено 283 сейнера-траулера типа Альпинист различных модификаций. Некоторые из них продолжают эксплуатировать в Дальневосточном, Северном и Западном бассейнах Мирового океана. Суда этого типа предназначены для лова рыбы кошельковым неводом, донными и пелагическими тралами по кормовой схеме траления, а также лова сайры на электрический свет, охлаждения улова в рефрижераторном трюме.
ТЭ: водоизмещение - 1200 т; 46,2×10,5×5,3 м; 1 дизель-редукторный агрегат (ДРА) мощн. - 1320 л.с.; скорость полн. хода - 12,6 уз; экипаж - 29 чел.
|
СЕЛАНДИЯ
|
небольшое судно Византии.
|
СЕНАУ
|
парусное судно XVIII в., одна из разновидностей брига. Имело две мачты. Грот-мачта была вооружена прямоугольным парусом, а фок-мачта несла бригантину. Отношение длины к ширине составляло 3,6:1. Длина достигала 25 м, ширина - 6,6 м, осадка - 3,3 м, водоизмещение - 432 т. Экипаж насчитывал 16 чел.
|
СЕНТИРЕМА
|
судно древней Греции, имевшее семь рядов вёсел. Являлись дальнейшим развитием пентеры. Изначально сентиремой называли судно, имевшее один ряд вёсел, на каждом из которых было семь человек, а позднее - судно, имевшее два ряда вёсел в носовой части, три - в середине и два - в корме. Итого, семь рядов вёсел. Римский писатель Квинт Курций говорит, что Александр Македонский построил на Евфрате против персов флот, состоящий из сентирем. Однако невозможно представить, что на неглубокой и извилистой реке стали бы строить суда в несколько ярусов вёсел.
|
СЕТЕВОЙ ЗАГРАДИТЕЛЬ
|
см. заградитель.
|
СЕТЕПОДЪЁМНИК
|
небольшое деревянное моторное судно, работавшее на береговую или плавучую базу, для лова частиковой рыбы ставными жаберными сетями. Получив на базе сети, судно шло к месту лова. Экипаж ставил сети, затем выбирал ранее поставленные сети и складывал их в трюм. Выполнив эти операции, сетеподъёмник возвращался в базу. Как тип судна, сетеподъёмник был обязан своему появлению сетеподъёмной машинке, образец которой был завезён в нашу страну из США в 1928 г. В весеннюю путину 1932 г. на Северном Каспии участвовало пять сетеподъёмников, но эффективность судов оказалась невысокой, и впоследствии их перевели на лов сейнерными неводами. К идее сетеподъёмника вернулись в нашей стране в середине 40-х годов прошлого столетия. В частности, были разработаны проекты малого и большого сетеподъёмника. Первый развивал скорость хода 7 уз. В его носовой части размещался кубрик, в средней - трюм, а в кормовой - моторное отделение. Экипаж судна насчитывал шесть человек. В носовой части палубы с правого борта была установлена сетеподъёмная машинка, а на свободной кормовой площадке находились ящики для выметки сетей. На большом сетеподъёмнике помимо главного двигателя мощностью 50 л.с., работавшего на гребной винт, устанавливался вспомогательный силовой агрегат (дизель-динамо) мощностью 1,8 кВт. Сетеподъёмники работали на Каспийском море совместно с плавучими базами-матками. Эти базы обслуживали до десятка сетеподъёмников. Они переоборудовались из металлических или деревянных морских несамоходных барж длиной 50-60 м.
Малый сетеподъёмник.
|
СКАМПАВЕЯ
|
от итал. scampare - исчезать и via – прочь.
малая галера, боевой быстроходный корабль русского галерного флота XVIII в. Предназначалось для перевозки войск, высадки и огневой поддержки десантов, разведки и охранения при действиях в шхерах. Скампавеи имели длину до 30 м, 12-18 пар весел и одну-две мачты с треугольными парусами для использования попутного ветра. Вооружение состояло из двух-четырёх пушек малого калибра, установленных в носовой части. Могла принимать до 150 матросов и солдат для абордажного боя или десанта.
|
СКАУ
|
1. Английский лихтер или прам с плоским днищем и угловатыми скулами, использовавшийся в XIX в. для разгрузки глубоко сидящих судов на рейде и для перевозки людей и грузов вблизи берега. Ходили на буксире или на вёслах.
2. Североамериканский швертбот наподобие прама с двумя скуловыми швертами, плоским днищем, прямым носом и кормой. Палуба в носу и корме понижается. Благодаря своей форме, напоминающей глиссерную, с попутным ветром развивает под парусом высокую скорость.
|
СКАФ
|
древнеримское 40-вёсельное парусно-гребное судно, используемое для разведки и перехвата посыльных или продовольственных судов.
|
СКАФАНДР
|
от греч. skaphe - лодка и andros – человек.
комплект изделий водолазного снаряжения, образующий водогазонепроницаемую оболочку, изолирующую водолаза от воды. Обычные скафандры не изолируют человека от давления воды. Жёсткие скафандры не только изолируют человека от воды, но и от её давления. Они представляют собой металлическую оболочку с трубчатыми шарнирными конструкциями для конечностей человека. Для выполнения различных работ они оснащены простейшими манипуляторами.
Британский жёсткий скафандр WOSP.
|
СКЕДИЯ
|
в Древней Руси VI-XI в.в. любое судно. То же самое, что и корабль или ладья.
|
СКИФ
|
от англ. skiff - ялик.
плоскодонная гребная лодка с наклонным форштевнем и широким транцем, получившая распространение в низовьях больших рек и в мелководных заливах Северной Америки. Днище имеет плавный изгиб по длине лодки с небольшим подъёмом к транцу, борта выполнены с развалом наружу. Днище обшивается поперечными досками и не имеет набора, борта обшиты продольными досками. Отличается лёгкостью хода при малой осадке и большой грузоподъёмностью.
Скиф.
|
СКЛАД ПЛАВУЧИЙ
|
самоходное или несамоходное судно технического флота, предназначенное для хранения и доставки по назначению расходных материальных средств.
|
СКУТЕР
|
от англ. scoot - мчаться.
одноместное гоночное судно с подвесным мотором. В отличие от спортивной моторной лодки размерения и обводы не ограничиваются правилами соревнований.
|
СЛУЖЕБНО-ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ СУДНО
|
гражданское судно для материально-технического обеспечения (МТО) флота и служб, организующих их эксплуатацию. Эти суда могут обеспечивать потребности других судов флота и выполнять самостоятельные работы. К ним относятся: ледоколы, буксиры, спасатели, пожарные, водолазные, патрульные, суда обеспечения подводно-технических работ и т.д.
|
СНАГ-БОТ
|
судно для очистки фарватеров рек от находящихся под водой коряг (карчей), имевшее распространение в Северной Америке.
|
СНАК
|
см. шмак.
|
СНЕККАР
|
или судно-змея - парусно-гребное судно норманнов VI-VIII в.в. Аналог дракара, но меньших размеров.
|
СОЙМА
|
от фин. soima.
небольшое парусно-гребное грузовое или промысловое судно, распространённое с XI в. в Финском заливе Балтийского моря и на Ладожском озере. Длина колебалась от 5 до 12 м, грузоподъёмность - от 10 до 15 т, экипаж - от 2 до 3 человек. Имела две короткие мачты-однодеревки со шпринтовыми парусами, иногда кливер. Носовая мачта располагалась почти у форштевня, кормовая - в средней части судна. Корпус имел наибольшую ширину к носу от мидель-шпангоута. Форштевень и киль делали из одного елового ствола с корнем, остальной набор крепили внакрой - вицей. Большие соймы имели палубу с люками и трюмы. В носовой части хранили провизию и судовое имущество, средняя палуба предназначалась для грузов, в корме размещался экипаж. Рыбацкие соймы не превышали в длину 6 м, были беспалубными и иногда имели садок с прорезями в подводной части корпуса для перевозки живой рыбы. В XIII- XV в.в. древние новгородцы на соймах, строившихся в Старой Ладоге, ходили в далёкие морские путешествия. Позднее соймы распространились и на Мурманское побережье. В XVIII в. строились и заказывались Петром I в Финляндии для перевозки войск. Всего при нем было построено более 300 таких судов. Строительство грузовых сойм продолжалось до конца XIX в.
|
СОЛИНГ
|
от англ. soling.
олимпийская гоночная яхта. Имеет пластмассовый корпус, изготовленный в стандартной форме (матрице), что позволяет обеспечить сравнительно высокую идентичность обводов. Конструктор яхты - норвежец Г. Линге. Длина достигает 15 м, ширина - 1,9 м, осадка (по корпусу) - 1,3 м, площадь парусности - 21,7 м², водоизмещение - 1 т. Экипаж может насчитывать три человека.
|
СОСТАВНОЕ СУДНО
|
самоходное морское или речное судно, которое в процессе эксплуатации может быть разделено на несколько частей. Наиболее распространены те, которые делятся на две секции: грузовую (ГС) и энергетическую (ЭС). По типу счаливающего устройства различают с жёстким, полужёстким и гибким счалами. Жёсткий тип счала обеспечивает прочное соединение в условиях неограниченного плавания. Современные счалы полужёсткого типа допускают взаимные угловые перемещения ГС и ЭС в вертикальной плоскости и обеспечивают надёжную эксплуатацию при силе ветра до 7-9 м/сек и высоте волн до 2 м. Прототипом послужили баржебуксирные составы, перевозившие грузы на реках и озёрах. В настоящее время эксплуатируется значительное количество морских составных судов, которые перевозят лес, руду, уголь, зерно, удобрения и др. грузы между речными портами Европы, Азии и Америки.
Советское составное судно типа Р-600 с гибким счаливаюшим устройством.
Предназначалось для эксплуатации на малых реках с глубиной фарватера не менее 1 м. Было рассчитано на перевозку тарно-штучных грузов на поддонах, контейнеров массой до 20 т, лесоматериалов в пакетах, навалочных и насыпных грузов, а также гусеничной и колёсной техники.
ТЭ: грузоподъёмность: ЭС - 280 т; ГС - 311 т; длина: ЭС - 52,3 м; ГС - 42,0 м; ширина - 9,0 м; осадка в грузу - 0,8 м; 2 ДД суммарной мощн. 440 кВт; скорость хода - 12-14 уз; экипаж - 7 чел.
|
СПАСАТЕЛЬНАЯ КАПСУЛА
|
коллективное спасательное средство на морских буровых платформах или судах. Имеет сферическую, сигарообразную или другую форму, уменьшающую удар о воду при её сбрасывании в аварийной ситуации. Изготовляется из стеклопластика с наружным покрытием оранжевого цвета. Купол имеет шарнирные двери, люки, иллюминаторы, вентиляционные трубопроводы, противопожарную и клинкерную системы, поручни, а также подъёмное устройство. По внешнему периметру капсулы закреплён спасательный леер. Оборудуется дизельным двигателем, обеспечивающим скорость до 6 уз. Спусковое устройство в виде выстрела позволяет быстро спустить на воду и поднять капсулу. Вместимость различна: большие капсулы вмещают до 50 чел. Сиденья оборудованы страховочными ремнями.
|
СПАСАТЕЛЬНОЕ СУДНО
|
см. аварийно-спасательное судно.
Спасательное судно русского Императорского флота Волхов.
Было построено в 1915 г. Обществом Путиловских заводов в Санкт-Петербурге. Предназначено для подъёма затонувших ПЛ, с глубин до 80 м и проведения различных подводных работ. Представляет собой катамаран с четырьмя фермами, расставленными на равном расстоянии друг от друга и высотой пролёта 10,5 м. Возвышение ферм 22,5 м. Подъёмная сила 4-х главных гиней составляет не менее 1000 т. Продолжает оставаться в составе ВМФ РФ. В 1922 г. было переименовано в Коммуну.
ТЭ: водоизмещение порожнем - 2930 т; 96,0×18,6×4,3 м; 2 ДД суммарной мощн. 1200 л.с.; скорость полн. хода - 12 уз; дальн. плавания - 4000 миль (8 уз); экипаж - 94 чел., в том числе 24 водолаза.
|
СПАСАТЕЛЬНЫЙ ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ
|
самоходный, автономный обитаемый подводный аппарат, предназначенный для проведения спасательных операций в подводном положении, в т.ч. для спасения экипажей затонувших ПЛ или потерпевших аварию подводных лабораторий. Снабжён системой поиска и наведения на объект работ, манипуляторами с набором сменных инструментов, а также стыковочным устройством для посадки на комингс-площадку ПЛ, подводной лаборатории или палубной декомпрессионной камеры. Имеет систему для придания при посадке тех же углов крена и дифферента, что и у аварийного объекта. Спасаемый экипаж после посадки аппарата на аварийный объект переходит в него через шлюзовую камеру и транспортируется на судно-носитель. В район погружения аппарат доставляется надводными или подводными носителями.
Спасательный подводный аппарат советского ВМФ пр. 1855 и его носитель - ДЭПЛ пр. 940.
Спасательный подводный аппарат (СПА) предназначался для «сухого» способа спасения экипажей затонувших ПП с глубин до 500 м. Всего в Ленинграде в 1979-1983 г.г. было построено шесть таких аппаратов. Их носителями являлись две ДЭПЛ пр. 940, которые были построены в 1974-1979 г.г. на ССЗ им. Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре. Каждая из ДЭПЛ пр. 940 несла на борту по два СПА, размещённых позади ограждения выдвижных устройств, в специальных нишах развитой надстройки. При необходимости СПА пр. 1855 могли погружаться на глубины до 1000 м.
ТЭ: ДЭПЛ пр. 940: водоизмещение полн. - 6720 т; 106,0×9,7×7,4 м; 2 ДД суммарной мощн. 8000 л.с. + 2 ГЭД суммарной мощн. 1200 кВт + 1 ГЭД эконом, хода 140 л.с.; скорость хода полн. подв. - 15 уз; скорость хода надв. - 12 уз; дальн. плавания подв. - 85 миль (4 уз); дальн. плавания надв. - 5000 миль (13 уз).
|
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ СУДНО
|
судно, выполняющее определённые задачи или приспособленное для перевозки конкретного вида груза.
|
СПОРТИВНО-ТУРИСТСКИЙ ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ
|
самоходный, автономный, обитаемый подводный аппарат, используемый в спортивных или коммерческих целях, в частности для показа туристам подводной фауны и флоры. Могут принимать на борт до 40 пассажиров, размещаемых в салоне, снабжённых иллюминаторами по числу пассажиров и соответствующим количеством забортных светильников. Водоизмещение - до 220 т. Вместимость - до 48 чел.
|
СТЛАТТ
|
древнегреческое торговое судно.
|
СТОЛБОВАЯ ФУЧЖОУ-ДЖОНКА
|
парусное морское судно Китая средних веков, дошедшее и до настоящего времени. Судно совершало торговые рейсы до гаваней Персидского залива и Красного моря. Своё наименование эти суда получили по месту постройки и наиболее часто перевозимому грузу. В горных районах провинции Фукиен рубили много деловой древесины, которую в плотах сплавляли по Фучжоу. Здесь стволы (столбы) связывали и снаружи борта крепили на джонках, построенных на местных верфях. Три мачты этого судна имели типичный вид китайских джонок. Фок-мачта была несколько наклонена вперёд, а бизань-мачта стояла позади руля на самой задней части ахтердека.
Столбовая фучжоу-джонка.
|
СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ (СКР)
|
советский боевой корабль, предназначенный для охраны крупных кораблей, транспортов, десантных кораблей (судов) от атак ПЛ, торпедных катеров и самолётов противника на переходе морем и при стоянках на открытых рейдах. Привлекались также для несения дозорной службы на подходах к своим ВМб, портам и для охраны морской границы.
Сторожевой корабль советского ВМФ пр. 50 (шифр «Соболь»).
В 1952-1958 г.г. на ССЗ №445 (им. 61 Коммунара в Николаеве - 20 единиц), ССЗ №820 («Янтарь» в Калининграде - 41 единица) и ССЗ №190 (им. Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре - 7 единиц) по заказу советского ВМФ было построено 68 СКР пр. 50. Они оставались в составе советского ВМФ до конца 80-х годов.
ТТЭ: водоизмещение полн. - 1184 т; 91,0×10,2×2,9 м; 2 ПК + 2 ГТЗА суммарной мощн. 20000 л.с.; скорость хода полн. - 29,5 уз; дальн. плавания - 2400 миль (15 уз); экипаж - 168 чел.
Вооружение: 3×1 100-мм универсальные АУ + 2×2 37-мм зенитных автомата; 1×3 533-мм ТА при общем боезапасе 3 торпеды; 2×16 213-мм РБУ при общем боезапасе 96 РБ.
Аналогами в иностранных флотах являются корветы и фрегаты, водоизмещением до 5000 т. Имеют ракетное и артиллерийское вооружение, реактивные противолодочные бомбомёты, торпедные аппараты. Могут нести противолодочные вертолёты.
|
СТРУГ
|
русское деревянное плоскодонное парусно-гребное судно X-XVIII в.в., предназначенное для перевозки людей и грузов по рекам и озёрам. Струги были с отвесными бортами, заострённым носом и кормой, обычно делалась лубяная крыша, а для размещения знатных пассажиров устраивались каюты - чердаки. Изготовлялись с набоями, что увеличивало их размеры, или без набоев, имея при этом очень малую осадку. Доски бортовой обшивки пришивались вгладь, что отличало от набойных насадов. Ясаульский струг позволял на площадках кормы и носа устанавливать мелкокалиберную артиллерию. Длина достигала 24 м, ширина - 8 м, осадка - 1,4 м. Парус прямой, весел - 22. Экипаж 25-30 человек. Впервые упоминается в «Русской правде» в 1054 г. В XVI в. западно-двинский струг имел длину до 38,4 м, ширину - до 13 м, высоту борта в середине - 2 м, в носу и корме - 1,6 м. Судно покрывалось навесом в два ската, а наверху устраивалась площадка для кормчего. Управлялся двумя вёслами-потесями, устанавливаемыми на носу и корме, на бортах имелись гребки. Струг служил одну путину, затем в месте прибытия разбирался на дрова и разные постройки. При освоении Сибири Ермак в своём походе в 1581 г. использовал струги и прошёл на них по р. Чусовой (волоком в Жеравле) до Иртыша.
Струг второй половины XVI в. грузоподъёмностью 150 т.
|
СТРУГ БОЛЬШОЙ
|
деревянное, парусно-гребное судно, построенное по приказанию Петра I в связи с подготовкой ко второму Азовскому походу в 1696 г. Всего было построено 30 единиц, длиною 24 м, шириной - 8 м, осадкой - 1,4 м.
|
СТРУЖОК
|
струг малых размеров длиной до 10,5 м, шириной - 2,3 м. Экипаж насчитывал 6-10 человек, вооружённых холодным и лёгким стрелковым оружием.
|
СУДА-ПАМЯТНИКИ
|
суда и корабли, особо отличившиеся в истории мореплавания или представляющие собой историческую ценность, установленные на вечное хранение в музеях, на плаву, в сухих доках и на берегу. На борту многих судов размещены музейные экспозиции, как правило, связанные с их историей. Первая попытка создания такого памятника была предпринята в 1851 г. в Европе. По указу английской королевы Елизаветы I «на вечное хранение» в сухом доке в Дептфорде близ Лондона был поставлен корабль Golden Hind (Золотая Лань), на котором Френсис Дрейк в 1577-1580 г.г. совершил второе в истории кругосветное плавание. Однако спустя 30 лет корабль разрушился. В России по указу Петра I в память о создании русского военного флота и его победах в Северной войне 1700-1721 г.г. на воде и на берегу сохраняли корабль Ингерманланд, фрегат Штандарт, шнявы Мункер, Наталия и яхту Анна (все построены на Олонецкой верфи в 1703 г.), а также взятые в сражениях шведские фрегаты: Элефант (в 1714 г.) и Данск Эрн (в 1720 г.), шнявы Элеонора и Астрель, бот Гедан, две галеры (все в 1703 г.). Эти суда-памятники также постепенно разрушились. В настоящее время важнейшими отечественными судами-памятниками являются: ботик Петра I (первая половина XVII в.), хранящийся в Центральном военно-морском музее в Петербурге, пароход Святитель Николай (1886 г.) на р. Енисей в Красноярске и бронепалубный крейсер Аврора (1903 г.), стоящий на р. Нева в Петербурге.
|
СУДА С ДИНАМИЧЕСКИМИ ПРИНЦИПАМИ ПОДДЕРЖАНИЯ (СДПП)
|
суда, сила тяжести которых при определённой скорости движения уравновешивается гидродинамическими силами. К ним относятся глиссеры, суда на подводных крыльях, суда на воздушной подушке и экранопланы.
|
СУДА СТАНДАРТНЫЕ
|
условное название, используемое за рубежом для судов, построенных по типовому проекту, разработанному согласно требованиям заказчика. Отличаются от судов серийной постройки тем, что в дополнение к базовому варианту заказчику могут быть предложены варианты с различными деталями оборудования и конструкции, вплоть до изменения назначения, типа и размеров судна. Тщательность отработки типовых проектов, льготные условия постройки, по сравнению с остальными, суда, создаваемые по индивидуальным проектам, обеспечили популярность у судоходных компаний.
|
СУДНО
|
все виды плавучих сооружений для перевозки грузов, рыбного промысла, военных целей и т.д. Разделяются на самоходные (атомоходы, теплоходы и т.д.) и несамоходные (парусники, плоты и гребные); надводные (водоизмещающие, глиссирующие, на воздушной подушке, на подводных крыльях и экранопланы) и подводные, а также неводоизмещающие суда и гидросамолёты, которые могут использоваться в качестве средств передвижения на воде.
|
СУДНО-БАЗА ПОДВОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
|
надводное судно, предназначенное для проведения комплексных и специальных тематических научных исследований океана. Оснащено комплексами научно-исследовательского оборудования, устройствами для их эксплуатации, а также лабораториями и вычислительным центром для обработки полученных результатов. Может быть снабжено подводным аппаратом и тогда выполняет также функции судна-носителя подводных аппаратов.
|
СУДНО ВЕНЕТОВ
|
парусно-гребное судно галльского племени, жившего в северо-западной части нынешней Франции (в Нормандии и Бретани) в 50 г. до н.э. Это было прочное, высокобортное судно, построенное из дуба. Нос и корма были приподняты для защиты от волн. Паруса делали из тонкой дублёной кожи и окрашивали в голубой цвет, чтобы делать их незаметными издали.
|
СУДНО ВИКИНГОВ
|
гребное судно ориентировочно IV в. до нашей эры. В 1863 г. в Дании в болоте около Нюдама было найдено судно викингов. Такие суда строили на севере Европы в течение нескольких веков и на них совершали плавание по Северному и Балтийскому морям. Находки на о. Рюген говорят о том, что и славянские племена южного побережья Балтики строили подобные суда. От лодки с о. Альс и судна из Нюдама ведут своё происхождение корабли викингов более поздней эпохи. Это были беспалубные лодки с 28 вёслами, без мачты и паруса, но с килем и 19 шпангоутами. Управлялись с помощью рулевого весла, расположенного в корме по правому борту. Длина достигала 22 м, а ширина - 3,2 м.
|
СУДНО ГАЛЛОВ
|
парусное тихоходное судно постройки первых веков нашей эры. Судно имело малую осадку, а низкие борта лишали противника возможности пустить в ход таран, тогда как высокая корма хорошо защищала от обстрела с установленных на римских кораблях башен и делала бесполезными абордажные багры. Нос и корму галлы изготавливали из крепкого (вероятно, морёного) дуба - это позволяло им не опасаться таранов и встречных волн и, кроме того, предохраняло от очень распространённого коварного оружия - протянутой под водой массивной цепи, прикреплённой к скале. Шпангоуты скреплялись балками в фут толщиной и толстыми гвоздями, что предохраняло конструкцию от разбалтывания. Вместо полотняных парусов была грубая или же тонкая дублёная кожа - это помогало выдерживать сильные бури и порывистые ветры.
|
СУДНО ДЛЯ ГЕНЕРАЛЬНЫХ ГРУЗОВ
|
сухогрузное судно для перевозки грузов (так называемых генеральных) отдельными счётными единицами - мешками, бочками, контейнерами, трейлерами, продукции машиностроения, пакетов леса и т.п. Подразделяются на универсальные, обеспечивающие транспортировку различных грузов, в т.ч. навалочных (около 80% сухогрузных судов), и специализированные - для перевозки определённых грузов (например, контейнеровозы).
Советское судно для генеральных грузов типа Астрахань.
В 1983-1989 г.г. на верфи «Warnoverft» в Вернемюнде (ГДР) по заказу советского правительства было построено шесть судов типа Астрахань. Предназначались для перевозки генеральных и навалочных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов, контейнеров (до 530 штук) и колёсной техники (до 240 автомобилей «Жигули»).
ТЭ: дейдвейд - 19800 т; 172,3×23,1×9,0 м; 1 ДД мощн. 7600 кВт; скорость хода полн. - 17,4 уз; дальн. плавания - 14000 миль (11 уз); экипаж - 39 чел.
|
СУДНО ДЛЯ НАВАЛОЧНЫХ ГРУЗОВ
|
или балкер или балккерриер - грузовое судно для перевозки навалом (без тары) руды и рудных концентратов, угля, зерна, химических удобрений, бокситов, цемента и т.д. Различают узкоспециализированные суда для навалочных грузов, рудовозы, щеповозы, цементовозы и универсальные - перевозящие любые навалочные грузы, так называемые балкеры. Суда для навалочных грузов, как правило, однопалубные, с МО и надстройкой в корме. Грузообработка проводится преимущественно портовыми средствами. Ряд судов имеет либо стационарные поворотные, либо козловые краны.
Советское судно для навалочных грузов (балкер) типа Механик Ярцев.
В 1990-1992 г.г. в Корнейбурге (Австрия) по заказу советского правительства было построено 10 судов типа Механик Ярцев. Являются судами ледокольного типа смешанного плавания. Используются в Белом, Балтийском и Северном морях, а также на внутренних водных путях.
ТЭ: дейдвейд - 2291 т; валовая вместимость - 2500 BRT; 82,6×14,5×4,7 м; 1 ДД мощн. 2080 кВт; скорость хода полн. - 12,6 уз; дальн. плавания - 5000 миль (8 уз); экипаж - 15 чел.
|
СУДНО ДЛЯ ТЯЖЕЛОВЕСОВ
|
грузовое судно для перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов свыше 50 т. Различают суда: с горизонтальной грузообработкой с использованием трейлерных тележек (масса груза около 1000 т); с вертикальной грузообработкой судовыми или береговыми грузовыми устройствами большой грузоподъёмности; докового типа; с различными комбинациями указанных способов грузообработки (последние наиболее распространены). К несамоходным судам для тяжеловесов относятся различные транспортные понтоны, трюмные баржи и баржи-площадки без грузовых устройств.
Советское судно для тяжеловесов Стахановец Котов.
Построено в 1987-1989 г.г. по заказу правительства Советского Союза на верфи ф. «Holmihg» в Раума (Финляндии).
ТЭ: дейдвейт - 5425 т; 139,5×20,2×6,2 м; 2 ДД суммарной мощн. 6500 л.с. + носовое подруливающее устройство туннельного типа мощн. 600 л.с.; скорость полн. хода - 14,2 уз; дальн. плавания - 8500 миль (11 уз); экипаж - 35 чел.
|
СУДНО ДОКОВОГО ТИПА (ЕДТ)
|
грузовое судно, предназначенное для перевозки тяжеловесных крупногабаритных грузов, загружаемых горизонтальным способом на плаву. При погрузке судно притапливается, подобно плавучему доку, а грузы на плаву (на понтонах или в лихтерах) заводятся в трюм. При всплытии судна понтоны с грузом опускаются на грузовую палубу. Если судно оснащено мощными кранами, то груз в трюме может быть снят с понтона, который в этом случае выводится с судна. По архитектурно-конструктивному типу представляют собой двухпалубные суда с большим (на всю ширину трюма) раскрытием верхней палубы, кормовым, средним или промежуточным расположением МО и носовым расположением жилой надстройки. В кормовой части трюм ограничен водонепроницаемой рампой, а сверху может закрываться понтонными крышками. На СДТ могут быть предусмотрены другие варианты грузообработки - без затопления трюма: с берега через кормовую рампу на грузовую палубу, как на судах с горизонтальной грузообработкой; с помощью судовых козловых кранов - с воды, как на лихтеровозах или с берега, при швартовке кормой; с помощью береговых или плавучих портовых кранов. Возможно использование для перевозки лихтеров, контейнеров и др. грузов.
|
СУДНО-ИМУ
|
древнегреческое судно, применявшееся, видимо, за 15 веков до нашей эры. Предположительно было прогулочным судном вельмож.
|
СУДНО КОЛХИДСКОЕ
|
древнеримское грузовое судно, вмещающее несколько десятков тонн грузов. Остов корабля делался из ивовых прутьев, который затем обтягивался плотными шкурами. Судно имело округлую форму в виде щита. Управлялось судно с помощью двух рулевых вёсел, которыми, стоя, управляли два человека.
|
СУДНО КОСМИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
|
см. научно-исследовательское судно.
|
СУДНО ЛЕДОВОГО ПЛАВАНИЯ
|
судно, предназначенное для самостоятельного плавания в полярных бассейнах и для следования за ледоколами в особо тяжёлых ледовых условиях. Форма корпуса промежуточная между формой обычных транспортных судов и формой ледоколов.
Российский танкер ледового плавания типа Астрахань (пр. 20070).
В 1998-2001 г. на ФГУП «Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге по заказу ОАО «ЛУКойл-Арктик- Танкер» было построено пять танкеров типа Астрахань. Они предназначены для транспортировки различных нефтепродуктов в районы Крайнего севера. Ледопроходимость - 0,5 м.
ТЭ: дейдвейт - 19995 т; валовая вместимость - 13100 BRT; 155,6×24,5×9,8 м; 1 ДД мощн. 5580 кВт; скорость полн. хода - 15,4 уз; дальн. плавания - 8500 миль (11 уз); экипаж - 24 чел.
|
СУДНО-ЛОВУШКА
|
боевой корабль, замаскированный под торговое или промысловое судно, предназначенный для уничтожения вражеских ПЛ. Впервые применили англичане в июле 1915 г. для борьбы с германскими лодками, топившими невооружённые суда. В ходе Первой мировой войны вооружение судов-ловушек состояло из пушек, пулемётов, а иногда и ТА. При встрече с ПЛ они стопорили ход, имитировали панику, попытку экипажа покинуть судно, а с подходом противника в надводном положении на дистанцию эффективной стрельбы внезапно открывали по нему артиллерий огонь (или выпускали торпеды). Иногда судно-ловушка вело на буксире в подводном положении свою ПЛ, предназначавшуюся для внезапной атаки противника. В 1915-1917 г.г. англичане при помощи судов-ловушек потопили 12 немецких ПЛ. После того, как немецкое командование объявило неограниченную подводную войну (февраль 1917 г.) и ПЛ стали топить торговые суда без предупреждения, использование судов-ловушек потеряло смысл. В годы Второй мировой войны Великобритания и США применяли для борьбы с немецкими ПЛ несколько судов-ловушек, вооружённых артиллерией, ГБ и РГБ. Однако их использование оказалось безрезультатным, и после 1943 г. от них отказались.
|
СУДНО МЕСТНОГО СООБЩЕНИЯ
|
судно для перевозки пассажиров в прибрежных районах, приморских городах и гаванях. Обычно это пассажирские катера и суда на подводных крыльях.
|
СУДНО НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ (СВП)
|
судно, у которого вся масса или значительная её часть на ходу или без хода поддерживается над водой (грунтом, льдом и т.д.) силами избыточного давления воздуха, постоянно нагнетаемого под днище в полость, называемую воздушной подушкой. Идея создания была высказана в XVIII в. шведом Э. Сведенборгом. Теоретически принцип движения на воздушной подушке обоснован К.Э. Циолковским в 1927 г. Активное развитие работ началось в СССР в 30-х годах. Первое советское СВП было создано под руководством В.И. Левкова. Оно прошло испытания в 1934-1935 г.г. Качественный скачок в развитии, открывший путь к их практическому использованию обеспечил изобретение в конце 50-х годов гибкого ограждения воздушной подушки, что в 8-10 раз увеличивало высоту парения СВП и уменьшало затраты мощи на его поддержание. СВП различают по:
а) способу ограждения воздушной подушки: с гибким ограждением по всему периметру - амфибийные, способные двигаться по воде и суше; скеговые, с ограждением вдоль бортов, выполненным в виде постоянно погруженных в воду жёстких конструкций - способные двигаться исключительно по воде;
б) способу формирования воздушной подушки: с подачей воздуха непосредственно в полость подушки и с подачей воздуха из периферийных специально спрофилированных сопел жёсткой или гибкой конструкции (камерная схема); с образованием струйной завесы, препятствующей истечению воздуха из подушки (сопловая схема).
Максимальная скорость амфибийных СВП может достигать 70 уз, а скеговых - 40 уз. В настоящее время скеговые СВП широко используются в качестве паромов и пассажирских судов. Крупнейшее из них, построенное в Великобритании, способно перевезти до 400 пассажиров и 59 легковых автомобилей. Водоизмещение такого СВП достигает 700 т.
МАК советского ВМФ пр. 1232 - амфибийное СВП с гибким ограждением подушки.
Опытный МДК пр. 1232 (МДК-167) был построен в 1966-1970 г.г. на ПО «Алмаз» в Ленинграде. После его всесторонних испытаний в 1974-1985 г.г. на площадках №1 (б. Приморский ССЗ) и №2 ПО «Алмаз» было построено 17 МДК пр. 12321 (18-й сгорел во время достройки). Они предназначались для переброски морем и высадки на необорудованное побережье войск морского десанта. После переоборудования эти корабли могли осуществлять постановку мин. МДК пр. 12321 оставались в составе отечественного ВМФ до 2007 г.
ТТЭ: водоизмещение полн. - 350 т; 45,8×19,4×1,3 м; 2 ГТД суммарной мощн. - 32000 л.с.; скорость хода полн. - 49 уз; дальн. плавания - 300 миль (49 уз); экипаж - 21 чел.
Вооружение: десантовместимость: 25 человек личного состава десанта + 1 БТР; 1×2 30-мм зенитный автомат.
|
СУДНО НА ПОДВОДНЫХ КРЫЛЬЯХ (СПК)
|
судно, корпус которого при движении полностью или частично поддерживается над водой гидродинамическими силами, возникающими на погруженных в воду крыльях, закреплённых на определённом расстоянии от корпуса с помощью вертикальных стоек. Первый патент на подводные крылья (ПК) был выдан в России в 1891 г. русскому подданному французского происхождения Ш. де Ламберу. Теоретические основы движения СПК разработали советские учёные М.В. Келдыш, Н.Е. Кочин и М.В. Лаврентьев, а первые практические работы по их созданию в конце 30-х годов начали немецкие конструкторы Титьенс и Шертель, а также коллектив советских конструкторов, возглавляемых Р.Е. Алексеевым. Под его руководством был создан ряд отечественных пассажирских СПК. Первый из них - Ракета - вступил в строй в 1957 г. Он мог перевозить 66 пассажиров. Корпуса СПК обычно выполнены из лёгких сплавов, крылья - из стали.
МПК на подводных крыльях советского ВМФ пр. 11451.
МПК пр. 11451 был создан на базе СПК Александр Кунахович (пр. 1141). Он предназначен для борьбы с ПЛ в прибрежной зоне. В 1982-1990 г.г. на ПО «Море» в Феодосии было построено два таких корабля (МПК-215 и МПК-220). Оба они входили в состав советского ВМФ. В настоящее время в строю остаётся лишь один МПК-220. Первый корабль серии в 2000 г. исключили из списков флота и продали на слом.
ТТЭ: водоизмещение полн. - 465 т; 49,9×9,9×21,2 (по ПК)×4,0 м; 2 форсажных ГТД суммарной мощн. 40000 л.с. + 1 маршевый ГТД мощн. 10000 л.с.; скорость хода полн. - 60 уз; дальн. плавания - 1200 миль (12 уз); экипаж - 39 чел.; автономность - 7 сут.
Вооружение: 1×1 76-мм универсальная АУ + 1×1 30-мм зенитный автомат; 2×4 400-мм ТА при общем боезапасе 8 противолодочных самонаводящихся торпед.
|
СУДНО-НОСИТЕЛЬ ПОДВОДНЫХ АППАРАТОВ
|
судно технического (или военного) флота, обеспечивающее спуск и подъем, хранение, обслуживание, транспортировку и работу обитаемых и необитаемых подводных аппаратов. В последнее время создан ряд судов-носителей, имеющих архитектуру катамарана, удобную для проведения спускоподъёмных операций. В качестве судов-носителей для спасательных ПА могут использоваться специально дооборудованные ПЛ (например, советская пр. 940).
|
СУДНО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
|
или вспомогательное судно - судно военного флота, предназначенное для обеспечения деятельности сил флота в военное и мирное время. Делятся на морские и рейдовые. Могут быть специальной постройки или переоборудованы из боевых кораблей или судов гражданского флота. Морские суда обеспечения подразделяются на суда: боевой подготовки, испытаний оружия и техники, учебные, мишени, опытовые (или опытные), медицинского обеспечения (или госпитали), радиационной безопасности и химической защиты, санитарные транспорты, навигационного и гидрографического обеспечения (или океанографические), транспорты вооружения, транспорты обеспечения (или снабжения), водоналивные, танкеры, аварийно-спасательные, плавучие судоремонтные заводы, плавучие мастерские, контроля физических полей, размагничивания, ледоколы, кабельные и буксиры. Рейдовые суда обеспечения подразделяются на суда: транспорты (пассажирские, разъездные и рабочие катера), баржи, паромы, плавучие мастерские, размагничивания, плавучие доки, электростанции, обеспечения базирования кораблей и оборудования театра.
Судно обеспечения советского ВМФ Березина (пр. 1883).
Изначально официально классифицировалось как корабль комплексного снабжения (ККС), а с 1996 г. - как морской транспорт вооружения (МТБ). Было построено в 1972-1977 г.г. на ССЗ им. 61 Коммунара в Николаеве. Предназначалось для обеспечения на ходу (12-18 уз) 2-3 корабельных поисково-ударных групп различными видами вооружения, материально-техническими средствами, продовольствием, топливом и водой. Судно принимало на борт 5615 т груза. Кроме того, обеспечивалось размещение и перевозка 182 человек для смены или пополнение экипажей кораблей, находящихся в море. За время эксплуатации Березина совершила 9 боевых служб (в основном в Атлантике и Средиземном море). В 1997 г. она была исключена из списков ВМФ и в 2002 г. продана на слом.
ТТЭ: водоизмещение полн. - 24600 т; 209,6×25,1×8,2 м; 2 ГТД суммарной мощн. 30000 л.с. + теплоутилизационный котёл; скорость полн. хода - 22 уз; дальн. плавания - 10300 миль (18 уз); экипаж - 374 чел.
Вооружение: 1×2 ЗРК «Оса-М» с боезапасом 40 ЗУР; 2×2 57-мм универсальных АУ + 4×1 30-мм зенитных автомата; 2×6 305-мм РБУ с боезапасом 84 РГБ; 2 вертолёта Ка-25.
|
СУДНО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАПУСКА КОСМИЧЕСКИХ СПУТНИКОВ
|
судно технического флота, предназначенное для запуска коммерческих искусственных спутников из экваториальных районов Тихого океана. Оно было создано в рамках международного проекта «Sea Launch» («Морской старт») с участием американской компании «Boeing», российской ракетно-космической корпорации «Энергия» и украинского НПО «Южное». Судно обеспечивает сборку ракетоносителей и их дистанционный пуск с переоборудованной для этой цели плавучей полупогружной буровой платформы Odyssey.
Судно обеспечения запуска космических спутников Sea Launch Commander
Построено в 1995-1998 г.г. на верфи ф. «Kvaerner Govan Ltd» в Великобритании.
ТЭ: дейдвейт - 11200 т; валовая вместимость - 51300 BRT; 203,4×32,3×8,4 м; 2 ДД суммарной мощн. 22400 кВт + 2 носовых подруливающих устройства туннельного типа мощн. по 1850 кВт + кормовая ВРК мощн. 2200 кВт; эксплуатационная скорость хода - 19,5 уз; экипаж - 240 чел. (вместе с персоналом, обслуживающим ракетоносители).
|
СУДНО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОСМИЧЕСКИХ ПОЛЁТОВ
|
см. судно космической службы.
|
СУДНО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДВОДНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТ
|
судно технического флота, оснащённое комплексом оборудования, обеспечивающее длительные пребывания водолазов в точке выполнения работ в условиях ветра, течения и волнения. Имеет декомпрессионные камеры со шлюзовыми отсеками, водолазный колокол или транспортировочную камеру. Иногда может выполнить функции судна-носителя ПА.
Мексиканское судно обеспечения подводно-технических работ Caballo de Trabajo.
Построено в 2000-2002 г.г. голландской ф. «De Hoop» по заказу одной из частных мексиканских фирм. Эксплуатируется в Мексиканском заливе, обслуживая нефтяные промыслы.
ТЭ: водоизмещение - 3500 т; 81,6×8,0×5,2 м; 4 ДГ мощн. по 1400 кВт + 2 ВРК мощн. по 1430 кВт + 2 носовых подрулив, устройства туннельного типа мощн. по 800 кВт; скорость полн. хода - 15 уз; экипаж - 134 чел. (вместе с водолазами).
|
СУДНО ОТКРЫТОГО ТИПА
|
открытое грузовое судно с подпалубными карманами небольших размеров, что позволяет осуществлять все грузовые операции береговыми или судоподъёмными средствами без применения механизмов или ручного труда для горизонтального перемещения груза по трюму.
|
СУДНО ПОГОДЫ
|
постоянно плавучая гидрометеорологическая станция, расположенная в фиксированном месте Мирового океана. Осуществляет метеорологические, аэрологические и океанологические наблюдения по согласованной международной программе. Занимается приёмом и ретрансляцией метеорологических телеграмм от транспортных и промысловых судов и оказанием помощи, терпящим бедствие судам и самолётам. Результаты наблюдений поступают в радиометеорологический центр сбора информации «Брекнелл» (Великобритания), а оттуда передаются национальным службам погоды.
|
СУДНО ПРОМЫСЛОВОЙ РАЗВЕДКИ
|
вспомогательное судно промыслового флота, предназначенное для поиска скопления объектов промысла и наблюдения за ними.
|
СУДНО С ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ ГРУЗООБРАБОТКОЙ
|
или ролкер или судно типа po-po, от англ. roll on-roll off - вкатывай-выкатывай.
сухогрузное судно, предназначенное для перевозки колёсной техники и штучных грузов, погрузка и выгрузка которых производится накаткой. Эти суда появились в начале 60-х годов прошлого столетия. Они обеспечивали эпизодические перевозки грузов в необорудованные порты. Позднее, благодаря существенному сокращению времени грузообработки, они получили широкое распространение. Разделяются на узкоспециализированные (автомобилевозы и контейнеровозы), а также на универсальные суда с горизонтальной грузообработкой. Автомобили, трейлеры и др. колёсная техника загружается, как правило, своим ходом, а контейнеры, пакеты и пр. - с помощью автопогрузчиков через кормовые, реже носовые забортные аппарели, имеющие ширину проезжей части до 10 м. Для погрузки используются также лацпорты. Внутри судна грузы перемещаются по пандусам, аппарелям с помощью лифтов, подпалубных кранов и транспортёров. Для упорядочения движения по судну применяется светофорная сигнализация. Эти суда являются многопалубными, преимущественно с кормовым МО и жилой надстройкой. Грузовых люков на многих судах нет, а если они предусмотрены, то используются как резервные. Поперечные переборки в твиндеках, расположенных выше грузовой ватерлинии, как правило, отсутствуют, а в трюмах, большей частью оборудованы водонепроницаемыми крышками. В грузовых помещениях устанавливаются убирающиеся лёгкие грузовые платформы. Имеются мощные вентиляционные системы, а для повышения манёвренности - носовые и кормовые подруливающие устройства.
Немецкое судно с горизонтальной грузообработкой ледового плавания Trans Danmarck.
Построено в 1989-1991 г.г. на верфи ф. «Herman Surcken» (Германия) по заказу одной из немецких частных фирм. Используется в Балтийском море для перевозки колёсной техники и бумаги в рулонах. Для грузообработки используется бортовая дверь (13,7 х 8 м) с аппарелью, 5 вилочных автопогрузчиков и 2 вертикальных грузоподъёмника (по 16 т).
ТЭ: валовая вместимость - 5200 BRT; 113,6×17,5×6,7 м; 1 ДД мощн. 3000 кВт; скорость полн. хода - 15 уз; экипаж - 22 чел.
|
СУДНО С МАЛОЙ ПЛОЩАДЬЮ ВАТЕРЛИНИИ
|
полупогруженное судно, состоящее из надводной платформы и одной или нескольких подводных гондол, соединённых с ней стойками обтекаемого сечения. По конструкции делятся на: трисек - судно с одинаковыми гондолами и двумя стойками на каждой гондоле и на дуплас - судно с двумя гондолами и одной стойкой на каждой гондоле. Первый трисек (водоизмещением 220 т) был построен в США в 1974 г., а дуплас - в Голландии в 1968 г. Возможно, судно с малой площадью ватерлинии с тремя и большим количеством гондол, с одной или несколькими стойками на каждой гондоле. Есть комбинированные суда, у которых имеется один водоизмещающий и несколько с малой площадью ватерлинии корпусов. Преимуществами судов с малой площадью ватерлинии являются плавная качка с малыми амплитудами и широким диапазоном скоростей и курсовых углов, большие удельная площадь палуб и вместимость, улучшенные ходовые качества при значительной относительной скорости и при движении на волнении, а недостатками - увеличенная масса корпуса, большие габариты по ширине и высоте.
|
СУДНО СМЕШАННОГО ПЛАВАНИЯ
|
транспортное судно, осуществляющее бесперевалочную перевозку грузов из речных портов в морские и обратно. Делятся на две группы. К первой группе относятся суда, не имеющие ограничений по ветро-волновому режиму при эксплуатации в море. Прочность этих судов соответствует прочности морских судов ограниченного района плавания. Во вторую группу входят суда, имеющие ограничения по ветро-волновому режиму (волнение не более 6 баллов), которым разрешено удаление от порта-убежища до 100 миль. Обычно суда смешанного плавания однопалубные, с двойными дном и бортами, с большим раскрытием палубы, обеспечивающим коэффициент проницаемости до 0,9.
|
СУДНО СМЕШАННОГО ПЛАВАНИЯ С ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ ГРУЗОРАБОТКОЙ
|
транспортное судно смешанного плавания, на котором грузообработка ведётся через кормовую трёхсекционную угловую аппарель. Как правило, на судах этого типа между главной и верхней палубами предусмотрена подвесная автомобильная платформа. Так как в процессе грузообработки крен может достигать до 10°, на судах этого типа предусмотрена противокреновая система.
Российское судно смешанного плавания типа Гейдар Алиев.
На Астраханском ССЗ в 2002-2004 г.г. по заказу российской судоходной компании «Palmali Shipping» было построено два судна типа Гейдар Алиев. Они эксплуатируются на Волжском бассейне и в Каспийском море.
ТЭ: дейдвейт - 6970 т; валовая вместимость - 5687 BRT; 139,6×16,7×4,6 м; 2 ДД суммарной мощн. 2240 л.с.; скорость полн. хода - 11,8 уз; экипаж - 14 чел.
Советское судно смешанного плавания с горизонтальной грузообработкой типа Композитор Кара-Караев.
В 1982-1986 г.г. в ГДР по заказу советского правительства было построено 6 судов типа Композитор Кара-Караев. Они могут принимать 84 автомобильных трейлера или 370 легковых автомобилей, а на верхней палубе - 66 40-футовых контейнеров. Эксплуатируются на внутренних водных путях РФ.
ТЭ: дейдвейт - 4990 т; 125,9×16,2×5,6 м; 2 ДД суммарной мощн. 5300 кВт; скорость полн. хода - 15,5 уз; дальн. плавания - 3000 миль (11 уз); экипаж - 25 чел.
|
СУДНО СНАБЖЕНИЯ
|
судно технического флота, предназначенное для доставки в отдалённые районы (лишённые автомобильного и железнодорожного транспорта) технических средств, предметов снабжения, ГСМ и продуктов питания. Используются также для обслуживания научных экспедиций и нефтяных промыслов.
Советское многоцелевое ледокольно-транспортное судно снабжения типа Витус Беринг.
В 1984-1987 г.г. на Херсонском ССЗ было построено два (Витус Беринг и Алексей Чириков) судна типа Витус Беринг. Оба они обслуживают антарктические станции и перевозят грузы по Северному морскому пути. Погрузка-выгрузка может быть осуществлена при помощи двух бортовых вертолётов Ка-32 (грузоподъёмностью по 5 т).
ТЭ: дейдвейт - 10800 т; 159,8×22,4×9,0 м; 2 ДГ мощн. по 5730 кВт + ГЭД мощн. 9300 кВт; скорость полн. хода - 15,9 уз; дальн. плавания - 10000 миль (9 уз); экипаж - 25 чел.
|
СУДНО СНАБЖЕНИЯ БУРОВЫХ УСТАНОВОК
|
судно технического флота для доставки на плавучую буровую установку (ПБУ) и трубоукладочные суда (ТС) обсадных труб, цемента, бурового раствора, химреагентов, топлива, воды и т.д. По назначению суда подразделяют на специализированные - только для перевозки грузов и универсальные, приспособленные также и для буксировки различных сооружений, завозки и подъёма якорей полупогружных ПБУ и ТС, доставки в район морских нефтегазопромыслов буровых бригад. У большинства специализированных судов снабжения дедвейт 500-1000 т, длина - 40-60 м. Универсальные суда снабжения имеют дедвейт до 1500 т.
Британское судно снабжения буровых установок Siuwell.
Построено в 1984-1986 г.г. в Великобритании. Предназначено для пополнения запасов морских буровых установок, ведущих нефтяной промысел в Северном и Норвежском морях, выполнения крановых и водолазных работ. Для решения этих задач оснащено двумя кранами грузоподъёмностью по 25 т и двумя водолазными колоколами с глубиной погружения до 450 м.
ТЭ: дейдвейт - 4500 т; 111,4×22,5×7,2 м; 3 ВРК мощн. по 3000 кВт + 3 носовых подруливающих устройства мощн. по 1800 кВт; скорость полн. хода - 12 уз; дальн. плавания - 10000 миль (10 уз); экипаж - 120 чел.
|
СУДНО СО СПЛОШНОЙ НАДСТРОЙКОЙ
|
судно, имеющее непрерывную надстройку по всей длине, что увеличивает его объём, повышает запас плавучести и улучшает мореходные качества. Применение сплошной надстройки характерно для пассажирских (включая паромы), научно-исследовательских и больших перерабатывающих судов. На крупных пассажирских судах встречаются сплошные надстройки в несколько ярусов.
|
СУДНО СУХОГРУЗНОЕ
|
грузовое судно, предназначенное для перевозки генеральных (штучных, жидких в таре, продукции машиностроения, пакетов и т.д.), насыпных и навалочных грузов, леса и лесоматериалов, а также для одновременной перевозки всех этих грузов (см. универсальное сухогрузное судно).
|
СУДНО ТЕХНИЧЕСКОГО ФЛОТА
|
условное наименование гражданских судов для технического обслуживания судов, портового хозяйства и водных путей, а также для промышленно-хозяйственных нужд.
Норвежское судно технического флота Ramforn Banff.
Построено по заказу одной из норвежских нефтедобывающих фирм в 1997-1999 г.г. на южнокорейской ф. «Hyundai Mipo Dockyard». Эксплуатируется в Северном море. Способно принимать и обрабатывать до 60 ООО баррелей нефти в сутки. Объем семи нефтяных танков составляет 19000 м³.
ТЭ: водоизмещение полн. - 32300 т; валовая вместимость - 18500 BRT; 120,4×53,4 (в корме)×11,5 м; 3 полноповоротных ВРК мощн. по 2800 кВт; скорость полн. хода - 18 уз; экипаж - 40 чел.
|
СУДНО ЭПОХИ СНОФРУ
|
см. библейские суда.
|
СУДОПОДЪЁМНОЕ СУДНО
|
судно технического флота, предназначенное для подъёма затонувших судов и других объектов. Подразделяются на самоходные суда и на несамоходные судоподъёмные баржи. Оборудуются мощными подъёмными, обычно гиневыми устройствами и рассчитываются на глубину подъёма, доступную для работы водолазов в воздушном снаряжении (50-150 м). В качестве судоподъёмного судна часто используются самоходные плавучие краны грузоподъёмностью 800-3000 т, имеющие кроме грузовой стрелы палубные гини и средства выполнения подводных работ с помощью водолазов. Применение одновременно нескольких кранов позволяет решить задачу подъёма больших судов.
Судоподъёмное судно ВМС США Huges Glomar Explorer.
Построено в 1971-1973 г.г. на верфи ф. «Shipbuilding Dry Dock Со.» в Пенсильвании. Оно специально предназначалось для подъёма советской ДЭПЛ К-129 (пр. 629А), затонувшей в марте 1968 г. в Тихом океане примерно в 750 милях к северо-западу от Гавайских о-вов. Треть длины Huges Glomar Explorer занимала «центральная прорезь» (60,7×22,5×9,8 м), служившая в качестве дока для размещения захвата, а затем частей поднятой ДЭПЛ. Судно было оборудовано сверхмощным подъёмным устройством, размещённом на стабилизированным подвышенном портале, грузоподъёмностью 4000 т и максимальной глубиной подъёма свыше 5000 м. В июле 1974 г. с его помощью была поднята (по данным ВМС США) центральная часть корпуса с фрагментами ограждения К-129. В 1997 г. Huges Glomar Explorer было переоборудовано в буровое судно.
ТЭ: водоизмещение - 40342 т; 188,6×35,3×11,6 м; 3 ДГ суммарной мощн. 13200 кВт; скорость полн. хода - 12 уз; дальн. плавания - 10000 миль (8 уз); экипаж - 172 чел.
К судоподъёмным судам также относят суда и баржи, являющиеся базами для работ по подъёму затопленных объектов при помощи судоподъёмных понтонов или путём восстановления плавучести этих объектов. Кроме водолазного оборудования и снаряжения они имеют грузовые устройства и воздушные компрессоры, необходимые для работ по установке и продувке понтонов, водоотливные средства и др.
|
СУПЕРТРАУЛЕР
|
особо крупный траулер, предназначенный преимущественно для автономного промысла в удалённых районах океана. Появились в конце 60-х годов прошлого столетия. Отличаются большой дальностью плавания (6000-8000 миль), мощным промысловым устройством (с веерными лебёдками тяговым усилием по 160-200 кН, канатоёмкостью 3000-5000 м), увеличенной вместимостью рефрижераторных трюмов (2000-3500 тыс. м³). Переработка улова обеспечивается развитым комплексом рыбообрабатывающего и морозильного оборудования производительностью до 60-80 т в сутки, а также утилизационными установками для производства рыбной муки и жира из отходов производства. Длина супертраулера может достигать 130 м, водоизмещение - 10000 т, мощность ЭУ - 10900 кВт, скорость хода - 17 уз.
|
СУПЕРСЕЙНЕР ТУНЦЕЛОВНЫЙ
|
особо мощный и крупный сейнер, ведущий автономный лов тунцов кошельковым неводом. Получили широкое распространение благодаря высокой промысловой производительности, достигаемой механизацией операций с неводом и рассольной контактной заморозкой тунцов в морозильной камере, без предварительной обработки, что резко сократило численность экипажа. Для работы с неводом (длиной до 2000 м, высотой стенки до 300 м) и удержания косяка тунцов при заметке. Имеют вспомогательный катер типа скиф с ЭУ мощностью 220-260 кВт и несколько быстроходных мотолодок. Оборудуются подруливающими устройствами или активным рулём. Для поиска скоплений тунцов иногда имеют вертолёт. Длина суперсейнера тунцеловного достигает 90 м, мощность ЭУ - 2200-4400 кВт, скорость хода - 18 уз, количество морозильных танков - 24 общим объёмом до 2500 м³ (вмещает до 2000 т рыбы).
|
Введение
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Я
Основные сокращения
|
Онлайн-калькулятор
для расчёта диаметров такелажа
Онлайн-калькулятор
для расчёта размеров рангоута
кораблей Российского флота
Напишите мне письмо...
Вступайте в нашу группу
|