УГЛЕВОЗ
|
грузовое судно, предназначенное для перевозки угля.
|
УДАМА
|
или удема - шведское судно типа галеры с откидными надводными бортами, которые в тихую погоду опускали для постановки весел и стрельбы из пушек; в свежую погоду борта поднимались. На удеме было 16 пар весел и до 10 12-фунтовых пушек. Экипаж насчитывал 110 человек. Длина достигала 31 м, ширина - около 10 м, осадка 2 м.
|
УЗАМ
|
двухпалубный парусно-гребной фрегат шведского флота XVIII в. Имел корпус яйцевидной формы, три мачты и 14 банок. Вооружение состояло из 18 12-фунтовых пушек и 16 3-фунтовых фальконетов. Принимали участие в русско-шведской войне (1789-1791 г.г.). Длина достигала 32 м, ширина - около 8 м, осадка - 3 м.
|
УМЬЯК
|
или умиак - крупная открытая лодка из шкур, применяемая в Гренландии и полярных районах от Северной Америки до Алеутских о-вов (подобная лодка на Севере Сибири носит название байдара). Использовался тогда, когда вся семья или род меняли местожительство или при транспортировке различных грузов. На умьяк гребли в основном женщины. Иногда в носовой части ставилась небольшая мачта со сшитым из оленьих шкур четырёхугольными поперечным парусом. Умьяки сопровождали мужчины в лёгких и быстрых каяках. Большие умьяки использовались для охоты на тюленей и китов. Остов с внутренним килем состоял из древесных ветвей и китовых костей, связанных кожаными ремнями или сухожилиями и обтянутых затем тюленьей или моржовой шкурой. Относительно лёгкий умьяк мог вместить 12 человек. По суше его несли шесть человек. Длина колебалась от 7 до 10 м, ширина - около 1,5 м.
Умьяк.
|
УНЖАК
|
названо по имени р. Унжа, притока р. Волга.
деревянное грузовое судно, использовавшееся в XIX-XX в.в. на реках России, в том числе на мелководных реках. Эти беспалубные суда с наклонным форштевнем и округлёнными в оконечностях скулами ходили до Петербурга с хлебом и лесом. Длина достигала 60 м, ширина - около 14 м, грузоподъёмность - 450 т, срок службы - 7 лет.
|
УНИВЕРСАЛЬНОЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ СУДНО (УНИС)
|
служебное вспомогательное судно, предназначенное для фундаментальных исследований Мирового океана и нестандартных исследований по спорадическим программам, составляемым на каждый рейс. Появились в начале 60-х годов прошлого столетия, в связи с созданием принципиально новой аппаратуры, изменившей методы исследований морей и океанов. Они считаются наиболее перспективными. Характерной особенностью является удлинённый асимметричный бак и высокая (от 4 до 6 ярусов) средняя надстройка, значительное количество свободных открытых палуб и обеспечение обзора их с ходового мостика. Количество лабораторий на судах колеблется от 3 до 15. Лаборатории подразделяются на: постоянные; съёмные и промежуточные (с заменяемой аппаратурой и планировкой). Съёмные лаборатории оборудуются в специальных контейнерах. Имеют океанологические лебёдки, дуги, краны, кран-балки для работы с забортной аппаратурой с длинными несущими тросами и электрическими кабелями. Особенность эксплуатации обуславливает повышенные требования к их мореходным качествам. Для возможности работы на океанологических станциях (дрейф или режим минимальных скоростей) эти суда оборудуются носовыми и кормовыми подруливающими устройствами. Предусматриваются средства стабилизации качки. Скорость хода достигает 18 уз, а дальность плавания - 20000 миль.
|
УНИВЕРСАЛЬНОЕ СУДНО
|
судно, обеспечивающее выполнение широкого круга задач. Обладает возможностью одновременной перевозки различных грузов без существенных изменений в конструкции и судового оборудования.
|
УНИВЕРСАЛЬНОЕ СУДНО ДЛЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ МОРСКИХ НЕФТЕПРОМЫСЛОВ
|
судно технического флота, предназначенное для выполнения крановых и водолазных работ, а также операций, связанных с повышением продуктивности скважин. Суда этого типа оснащаются скуловыми килями особой конструкции и полуактивными успокоителями качки, которые снижают амплитуду бортовой качки при высоком волнении и позволяют осуществлять водолазные работы практически без ограничений по погодным условиям. Водолазный комплекс, как правило, включает в себя несколько водолазных колоколов (обычно два или три), рассчитанных на глубины до 500 м, автоматические ПЛ, декомпрессионные камеры и гипербарические спасательные шлюпки с декомпрессионными камерами. Эти суда также снабжены специальными насосами для извлечения нефти из скважин и системой динамического позиционирования (в виде нескольких полноповоротных движительно-рулевых колонок).
|
УНИВЕРСАЛЬНОЕ СУХОГРУЗНОЕ СУДНО (УСС)
|
грузовое судно для перевозки генеральных грузов в упаковке (ящиках, кипах и т.п.) или отдельными местами (например, металлические конструкции, различное оборудование), а также контейнеров, некоторых навалочных грузов и колёсной техники. Наиболее распространённый тип грузового судна (около 60%). К ним относятся также суда типа ро-ро с комбинированным способом грузообработки: вертикальным - через грузовые люки и горизонтальным - через аппарели в оконечностях и бортовые вырезы (лацпорты). Разделяются на: морские, речные и смешанного плавания суда. Они имеют грузовые трюмы, занимающие основную часть корпуса, и обычно две палубы (малые суда - однопалубные, а большие - двух- или трёхпалубные). Грузоподъёмность морских УСС может достигать 25000 т, скорость хода - до 22 уз, а экипаж - 35 человек.
|
УНИРЕМА
|
от латин. uniremis от unus - один и remus - весло.
гребной боевой корабль Древних Греции и Рима с одним рядом весел. Обычно унирема имела 12 пар вёсел и прямоугольный парус на небольшой мачте.
|
УРУМБАЙ
|
большая гребная беспалубная лодка, встречавшаяся на о. Новая Гвинея. Грузоподъёмность достигала 2 т, количество гребцов - 16 человек. В 1874 г. Н.Н. Миклухо-Маклай, находясь на о. Новая Гвинея, совершил на урумбайе переход до о. Намотате.
|
УСИЕРА
|
торговое двухпалубное двухмачтовое судно Византии с латинским вооружением.
|
УЧАН
|
новгородское плоскодонное парусно-гребное грузовое судно XIII-XV в.в. Строились из досок и имели размеры несколько большие, чем чёлны.
|
УЧЕБНЫЙ КОРАБЛЬ
|
или учебное судно - специально построенный или переоборудованный корабль, предназначенный для практического обучения курсантов в высших (средних) военно-морских или гражданских учебных заведениях. Обслуживается постоянным экипажем.
Советское учебное судно Юный балтиец.
Построено в 1987-1989 г.г. на Балтийском ССЗ в Ленинграде для юношеского морского клуба «Юнга» Ленинградского дворца пионеров.
ТЭ: водоизмещение - 498 т; 49,4×8,4×3,2 м; 1 ДД мощн. 500 кВт + парусное вооружение бермудского типа; скорость хода полн. - 9 уз; экипаж - 52 чел. (в том числе курсанты и администрация); автономность - 5 сут.
|
УШКОЛ
|
лёгкое парусно-гребное морское судно Турции XVIII в. Использовалось в основном на Чёрном и Азовском морях для охраны торговых караванов. Имело мачту с косым парусом.
|
УШКУЙ
|
новгородское парусно-гребное плоскодонное судно XIII-XV в.в. Имело съёмную мачту, вмещало до 40 человек. Использовалось новгородской вольницей (т.н. ушкуйниками) для набегов на соседние земли, главным образом, в верхневолжском бассейне. На этих судах ушкуйники выходили по р. Сев. Двина в Белое море и доходили до Мурманска. Возможно, своё название получили от слова ошкуй, что на поморском диалекте означает белый медведь.
Ушкуй.
|