Парусный моделизм

Сайт для людей, увлечённых парусным моделизмом.

Партнёры
сайта
Группа компаний налогового и бухгалтерского консультирования Финансист «Самоцветы.» Салон Натальи Степуниной.
Условия размещения рекламы на сайте!

ПОЛНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КОРАБЛЕЙ И СУДОВ

Л.Б. Жданов

Введение   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я   Основные сокращения
Термин
Описание
ЭВЕРС грузовое одномачтовое плоскодонное судно с парусным вооружением тендера. Использовалось германскими племенами ещё в древности для ловли рыбы. Имели низкие борта, наклонный форштевень без бушприта, транцевую корму и шверцы. В палубе с большой седловатостью был оборудован люк средних размеров, а под ней - в носу и корме - жилые помещения. В XVIII в. применялись в русских экспедициях на Дальнем Востоке. Послужили прототипом для волжских романовок, а позднее - расшив. Длина достигала 15 м, ширина - 6,5 м, а осадка - 0,8 м.
ЭВЕРС
Эверс.
ЭЙКОСОРЫ этрусское пиратское 20-весельное, килевое, быстроходное, парусно-гребное двухмачтовое судно с полной палубой. Несло по три паруса, расположенные один над другим. Гнутый форштевень высоко возвышался над низким раскрашенным бортом, позволявшим в случае высадки на берег, обойтись без трапа. Работа с верхними парусами требовала не только хорошей выучки, но также и кошачьей ловкости и отваги, ибо ванты изобретены ещё не были, и морякам приходилось довольствоваться канатами.
ЭКРАНОПЛАН летательный аппарат, движущийся в крейсерском режиме вблизи водной поверхности или суши и реализующий при этом увеличенную подъёмную силу несущих воздушных крыльев. В этом смысле экраноплан близок к самолёту, однако его принципиальной особенностью является использование так называемого экранного эффекта (эффекта близкой опорной поверхности), что и определило название этого низколетящего воздушного судна.
ЭКРАНОПЛАН
Экраноплан советского ВМФ пр. 903 (шифр «Лунь»).
Построен в 1984-1987 г.г. на МП «Волга». Официально классифицировался как ракетный корабль-экраноплан. Предназначался для нанесения ударов по надводным кораблям противника в условиях слабого противодействия со стороны его средств воздушного нападения. В начале 1992 г. был исключён из списков флота и разобран.
ТТЭ: водоизмещение полн. - 380 т; 73,3×44,0(по крыльям)×2,5 м; 8 ТРД суммарной мощн. 104000 л.с.; скорость полн. в аэродинамическом режиме - 270 уз; крейсерская высота полёта - 1-4 м; дальн. полёта - 1100 миль (270 уз); экипаж - 15 чел.; автономность - 5 сут.
Вооружение: 2×3 ПКРК «Москит»; 1×2 25-мм пулемёт.
ЭКСПЕДИЦИОННОЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ СУДНО служебно-вспомогательное судно, предназначенное для проведения комплексных научно-исследовательских экспедиций с целью изучения удалённых и малоисследованных районов Мирового океана. Экспедиционным флотом обладает только Россия. Классическим представителем этой группы является судно Академик Курчатов.
ЭЛЬПИДИФОР транспортно-десантное паровое судно, применявшееся в составе русского Черноморского флота в период Первой мировой войны. Кормовое расположение МО позволяло перемещением грузов уменьшать осадку носом почти до нуля и осуществлять таким образом разгрузку и высадку десанта (от 500 до 1000 человек) по сходням прямо на необорудованный берег. В рамках программы 1915 г. ССЗ «Руссуд» в Николаеве было заказано 30 судов типа Ельпидифор.
ЭЛЬПИДИФОР
Десантное судно русского Императорского флота типа Эльпилифор.
Строились на ССЗ «Руссуд» в рамках программы военного кораблестроения 1915 г. До конца 1917 г. все корабли были заложены. Для них заготовили главные механизмы и комплектующие. Суда №410, №411 и №412 успели войти в состав флота, но в 1920 г. они были уведены белогвардейцами за границу. Дальнейшая судьба их неизвестна. Большинство остальных кораблей достроили при Советской власти: суда №413-№417 - как канонерские лодки; №418 и №419 - как нефтеналивные самоходные суда; №420 и №421 - как баржи для перевозки нефти; №422 - как самоходный танкер заправщик эсминцев; №423 - как сухогрузное судно. Остальные корабли разобрали на стапелях. Корабли №413 (с 1923 г. - Красная Абхазия), №414 (с 1923 г. - Красный Аджаристан), №415, №416 (с 1925 г. - Красный Крым) и №417 (с 1925 г. - Красная Грузия) входили в состав советского ВМФ. Все они (за исключением №415, разобранного в 1922 г.) участвовали в Великой Отечественной войне. Красный Крым был потоплен в сентябре 1941 г. немцами в районе Тендровской косы, а Красная Грузия - в феврале 1943 г. торпедными катерами противника в районе Мысхако.
ТТЭ: водоизмещение в норм. грузу - 1050 т; 74,7×10,4×1,8 м; 2 ПК + 2 ПМ тройного расширения суммарной мощн. 1200 инд.с.; скорость хода полн. - 10 уз; дальн. плавания - 650 миль (10 уз); экипаж - 32 чел.
Вооружение: 3×1 120-мм орудия; 2×1 7,62-мм пулемёта; 120 мин заграждения.
ЭНИЕРА девятирядное весельное древнегреческое судно на рубеже V и VI в.в. до нашей эры. Своеобразный супердредноут Античности. Представляло собой четырёхъярусный боевой корабль, на каждом весле которого работало по два-три гребца. Помимо тарана имело на вооружении до 12 метательных машин.
ЭСКАДРЕННЫЙ БРОНЕНОСЕЦ см. броненосец.
ЭСКАДРЕННЫЙ МИНОНОСЕЦ или эсминец, или истребитель, от англ. - torpedoboat destroyer.
боевой надводный корабль. Появились в составе флотов ряда стран накануне Русско-японской войны 1904-1905 г.г. Изначально предназначались для борьбы с миноносцами во время классического боя между линейными силами. В отличие от миноносцев несли усиленное артиллерийское вооружение. К началу Первой мировой войны в составе ведущих флотов мира полностью вытеснили из их состава миноносцы. К этому моменту перед ними стали ставить задачу (помимо борьбы с миноносцами) нанесения ударов по тяжёлым кораблям противника. В годы Первой мировой войны эсминцы зачастую использовали в качестве быстроходных минных заградителей. Получили широкое распространение в период между Мировыми войнами. В это время стали универсальными кораблями, так как стали получать минно-тральное и противолодочное вооружение. Предпринимались попытки (правда, не всегда удачные) внедрить на эсминцы универсальную артиллерию главного калибра. В годы Второй мировой войны помимо вышеперечисленных задач, эсминцы стали использовать не только для уничтожения ПЛ и НК противника, ПЛО и ПВО соединений своих тяжёлых кораблей и судов на переходе морем, а также для огневой поддержки морских десантов и приморских флангов наступающих (или оборонявшихся) армейских частей.
ЭСКАДРЕННЫЙ МИНОНОСЕЦ
Эсминец ВМС США Bainbridge (DD-1).
В 1899-1902 г.г. на верфях ф. «Neafe&Levy» (три единицы) и ф. «Trigg» (две единицы) было построено пять эсминцев типа Bainbridge. Первые эсминцы ВМС США. Из-за морального устаревания к участию в боевых действиях Первой мировой войны не привлекались. Единственное, несли дозорную службу у восточного побережья США. Летом 1919 г. были исключены из списков ВМС и проданы на слом.
ТТЭ: водоизмещение в норм, грузу - 452 т; 75,1×7,1×2,2 м; 4 ПК + 2 ПМ тройного расширения суммарной мощн. 8000 инд.с.; скорость хода полн. - 28,45 уз; дальн. плавания - 420 миль (15 уз); экипаж - 75 чел.
Вооружение: 2×1 76-мм + 5×1 57-мм орудий; 2×1 457-мм палубных поворотных ТА.
ЭСКАДРЕННЫЙ МИНОНОСЕЦ
Эсминец ВМС США Decatur (DD-341).
Decatur принадлежал к последней серии (из девяти единиц) так называемых «гладкопалубных» эсминцев (flush-deck destroyer), построенных по заказу ВМС США в 1916-1920 г.г. Всего было введено в строй более 250 кораблей этого типа. Долгое время они составляли основу миноносных сил ВМС США и активно использовались по прямому назначению в начальный период Второй мировой войны. На завершающем этапе кампании, остававшиеся в строю эсминцы этого типа были переоборудованы в эскортные корабли или быстроходные войсковые транспорты. Все они были исключены из списков флота во второй половине 40-х годов прошлого столетия.
ТТЭ: водоизмещение полн. - 1300 т; 94,5×9,4×2,8 м; 4 ПК + 2 ГТЗА суммарной мощн. 27000 л.с.; скорость хода полн. - 35 уз; дальн. плавания - 2500 миль (20 уз); экипаж - 115 чел.
Вооружение (после модернизации): 5×1 76-мм универс. орудия; 4×2 12,7-мм пулемётов; 2×3 533-мм ТА; 2 бомбосбрасывателя + 2 бомбомета.
ЭСКАДРЕННЫЙ МИНОНОСЕЦ
Эсминец ВМС США Farragut (DD-348).
В 1932-1935 г.г. было построено восемь кораблей типа Farragut - первые эсминцы ВМС США нового поколения после «flush-deck destroyer». Активно использовались в годы Второй мировой войны. Неоднократно модернизировались с целью увеличить возможности ПВО и ПЛО. Hull и Monaghan затонули в декабре 1944 г. центральной части Тихого океана во время тайфуна. Остальные корабли этого типа в 1946-1947 г.г. были исключены из списков ВМС и проданы на слом.
ТТЭ: водоизмещение полн. - 1613 т; 113,4×11,2×3,1 м; 4 ПК + 2 ГТЗА суммарной мощн. - 42800 л.с.; скорость хода полн. - 36,5 уз; дальн. плавания - 6500 миль (12 уз); экипаж - 160 чел.
Вооружение: 5×1 127-мм универс. орудия; 2×2 12,7-мм пулемёта; 2×4 533-мм ТА; 2 бомбосбрасывателя.
После завершения Второй мировой войны утратили своё значение как носители торпедного оружия (из-за широкого распространения радиолокации и палубной авиации вероятность применения торпед против НК была сведена практически к нулю). Превратились в эскортные корабли, предназначенные в основном для борьбы с ПЛ противника и обеспечения ПЛО и ПВО авианосных соединений, а также безопасности торговых коммуникаций. В середине 70-х годов прошлого столетия, с появлением ПКР, а затем и крылатых ракет стратегического назначения, эсминцы стали многоцелевыми боевыми кораблями. Причём ракетное вооружение на них заменило собой торпеды, а торпедное вооружение стало предназначаться исключительно для противолодочной борьбы. Этой же цели служит один (или два) бортовой вертолёт. Эволюция эсминцев за более чем 100-летнюю историю их развития наглядно прослеживается на пяти поколениях кораблей этого класса ВМС США.
ЭСКАДРЕННЫЙ МИНОНОСЕЦ
Лидер ВМС США Mitscher (DL-2).
В 1949-1954 г.г. на верфях ф. «Bath Iron Works» (две единицы) и «Bethlehem Steel Со.» (две единицы) было построено четыре корабля типа Mitscher. Изначально классифицировались как эсминцы (DD-927 - DD-930), а с января 1968 г. - как эсминцы УРО (DDG-35 - DDG-38). За время эксплуатации эти корабли практически не модернизировались, за исключением того, что на John S. McCain, Mitscher и Wilkinson в 1960 г. было обеспечено базирование вертолёта системы DASH, чей ангар и ВПП располагались за кормовой дымовой трубой (вместо одного из 76-мм автоматов). В 1972-1978 г.г. были исключены из списков ВМС и проданы на слом.
ТТЭ: водоизмещение станд. - 3675 т; 147,2×14,3×4,2 м; 4 ПК + 2 ГТЗА суммарной мощн. 80000 л.с.; скорость хода полн. - 36,5 уз; дальн. плавания - 4500 миль (20 уз); экипаж - 345 чел.
Вооружение: 2×1 127-мм универс. орудия; 2×2 76-мм универс. автомата; 2×1 реактивных бомбомёта «Alpha» Mk 108 при общем боезапасе 88 гл. бомб; 4×1 533-мм ТА Mk 24 (4 торпеды Mk 37 различных модификаций); кормовой бомбосбрасыватель (12 гл. бомб).
ЭСКАДРЕННЫЙ МИНОНОСЕЦ
Эсминец ВМС США Oscar Austin (типа Arleigh Burke IIA серии).
Эсминцы типа Arleigh Burke строятся по заказу ВМС США с 1988 г. на верфях ф. «Bath Iron Works» (в Бате) и «Ingalls SB» (в Паскагула). Предназначены для зональной защиты от средств воздушного нападения соединений НК, десантных групп и конвоев, борьбы с ПЛ и НК противника, артиллерийской поддержки десантных операций, слежения за кораблями вероятного противника, обеспечения морской блокады тех или иных районов Мирового океана, а также участия в поисково-спасательных операциях. Официально классифицируются как эсминцы УРО (DDG). Всего предполагается ввести в строй 56 кораблей этого типа. Они должны заменить собой в ВМС США все типы эсминцев и фрегатов ранней постройки.
ТТЭ: водоизмещение станд. - 6914 т; 153,8×20,3×6,2 м; 4 ГТД суммарной мощн. 105000 л.с.; скорость хода полн. - 32,0 уз; дальн. плавания - 4400 миль (20 уз); экипаж - 366 чел.
Вооружение: многофункциональная автоматическая система боевого управления (АСБУ) «Aegis»; 1×61 + 1×29 универсальные ВПУ; стратегические и тактические ракеты «Tomahawk» или противолодочные ракеты комплекса ASROC или зенитные ракеты комплекса «Standard» - всего 90 единиц в различных комбинациях; 2×4 ПКР «Harpoon»; 1×1 127-мм универс. орудие; 2×1 20-мм артиллерийских зенитных комплекса; 2×3 324-мм ТА при общем боезапасе 14 торпед; 1 вертолёт системы LAMPS III.
ЭСМИНЕЦ-ВЕРТОЛЕТОНОСЕЦ боевой корабль Морских сил самообороны Японии, основу вооружения которого составляют три тяжёлых противолодочных вертолёта. Торпедное вооружение на нем представлено лишь двумя трёхтрубными 324-мм ТА, предназначенными для боевого использования противолодочных самонаводящихся торпед. Являются флагманскими кораблями Соединений Поиска (или Эскортных Соединений). Каждое из этих соединений состоит из эсминца-вертолётоносца, дивизиона эсминцев с усиленным зенитным вооружением (типа Тамикадзэ или Такацуки) двухкорабельного состава и двух дивизионов эсминцев с усиленным противолодочным вооружением трёхкорабельного состава (типа Хацуюки и их модификаций поздней постройки), на каждом из которых было обеспечено постоянное базирование одного тяжёлого противолодочного вертолёта. С точки зрения тактики, трёхкорабельный состав противолодочных соединений был определён использованием тактического приёма «тройка». На кораблях одного Соединения Поиска было обеспечено постоянное базирование девяти тяжёлых противолодочных вертолётов. В 1970-1974 гг. было построено два эсминца-вертолётоносца типа Харуна, а в 1977-1981 гг. - ещё два типа Сиранэ. С известными оговорками можно утверждать, что они являются аналогами отечественных вертолётоносцев типа Ленинград (пр. 1123).
ЭСМИНЕЦ-ВЕРТОЛЕТОНОСЕЦ
Эсминец-вертолётоносец типа Сиранэ.
В 1977-1981 г.г. на верфи фирмы «Исикавадзима Харима» в Токио были построены два корабля типа Сиранэ (Сиранэ и Курама). Они являются флагманскими кораблями Соединений Поиска.
ТТЭ: водоизмещение ст. - 5200 т; 158,8×17,5×5,3 м; 2 ПК + 2 ГТЗА суммарной мощн. 70000 л.с.; скорость хода полн. - 31,0 уз; дальн. плавания - 7000 миль (20 уз); экипаж - 360 чел.
Вооружение (после модернизации): 1×8 ПЛРК ASROC; 1×8 ЗРК «Sea Sparrow» при боезапасе 24 ЗУР; 2×1 127-мм АУ; 2×1 20-мм артиллерийских зенитных комплекса; 2×3 324-мм ТА при общем боезапасе шесть торпед; три тяжёлых противолодочных вертолёта «Sea Hawk» (SH-60J).
ЭСКЕКЭРСКОЕ СУДНО судно IX в., найденное в 1933 г. у сел. Эскеккэр (Швеция) в 25 км севернее Гетеборга. Раскопки производил Ф. Хамбл. Судно построено из дуба. Оно передвигалось с помощью вёсел и паруса. За прошедшие после раскопок годы выполнено несколько проектов реконструкции (последняя сделана норвежцем Г. Лейро в 1977 г.). Хранится в Гетеборгском археологическом музее. Длина составляет 15,8 м, ширина - 4,6 м, высота - 1,95 м.
ЭСКОРТНЫЙ КОРАБЛЬ общее название боевых кораблей, предназначенных для охранения ударных сил флота и транспортов (десантных судов), следующих в составе конвоев (десантных отрядов) от атак противника с моря и воздуха. В качестве эскортных кораблей во Второй мировой войне использовались специально построенные или переоборудованные из транспортных судов авианосцы, а также различные миноносцы, корветы, фрегаты, шлюпы и минно-тральные корабли. В современных условиях функции эскортных кораблей могут быть возложены на эсминцы, фрегаты, корветы, противолодочные и сторожевые корабли.
Введение   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я   Основные сокращения

В начало страницы

Обратно в раздел "Справочные материалы"

Онлайн-калькулятор

для расчёта диаметров такелажа
Онлайн-калькулятор

для расчёта размеров рангоута
кораблей Российского флота

Напишите мне письмо...
Вступайте в нашу группу
Сообщество в ВК

Рекламана сайте

Реклама на сайте

Новое на сайте

24.11.2018 Добавлена статья Эволюция паруса. 25.05.2018 Добавлена статья Какой же всё-таки цвет у парусов? 21.02.2018 Добавлен Обзор модели английского торгового судна Mayflower от IMAI (Япония). 28.11.2017 Добавлен 5 подробнейших фоторепортажей из музеев Швеции и Норвегии. 14.11.2017 Добавлен список самых больших парусных кораблей мира. 25.09.2017 Ведётся блог в режиме Real-Time "О творческой реализации известной модели от "Звезды" в СУВЕНИР-НОЧНИК «Летучий Голландец»" 04.09.2017 Добавлен Рассказ о постройке модели средневековой шлюпки от "Звезды" руками опытного БТТ-моделиста. 01.09.2017 Добавлен Фоторепортаж с XXI выставки-конкурса в г. Ступино. 17.07.2017 Добавлен Обзор модели корабля Santa Maria от Звезда (Россия). 03.07.2017 Добавлена статья "Изготовление шпрюйтов булиней на парусах."
Copyright © 2015,  Парусный моделизм. Все права защищены. Дизайн: Степунин Дмитрий
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика