Парусный моделизм

Сайт для людей, увлечённых парусным моделизмом.

Партнёры
сайта
Группа компаний налогового и бухгалтерского консультирования Финансист «Самоцветы.» Салон Натальи Степуниной.
Условия размещения рекламы на сайте!

ПОЛНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КОРАБЛЕЙ И СУДОВ

Л.Б. Жданов

Введение   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я   Основные сокращения
Термин
Описание
РАЗБОРНАЯ ЛОДКА лёгкое плавсредство в одной или нескольких удобных для транспортировки упаковках. Применяется в качестве туристских, рыболовных, экспедиционных и десантных судов, а также как разъездные тузики на яхтах и катерах с большой осадкой. По принципу конструкции бывают: секционными - состоящими из секций, стыкуемых между собой по плоскостям шпангоутов и для транспортировки укладываемых одна в другую; складными - из упругих листовых материалов (лёгких сплавов, пластиков, фанеры) отдельные части наружной обшивки которых соединяют при помощи эластичных материалов (например, резиновых полос); пакет-каркасными - с обшивкой из тканого материала, частично разборными. Форму в рабочем состоянии обеспечивают поперечные распорки и транец.
РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЙ КОРАБЛЬ корабль специального назначения. Предназначен для добывания разведывательных данных о силах и средствах противника. Оснащаются радиоэлектронной и другой разведывательной аппаратурой, которая позволяет осуществлять поиск, перехват и пеленгование излучений радиоэлектронных средств, вести разведку наземных, морских и воздушных объектов. Роль разведывательного корабля могут выполнять суда гражданского флота.
РАЗЪЕЗДНОЙ КАТЕР см. катер.
РАКЕТНО-АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ КОРАБЛЬ надводный боевой корабль, оснащённый ударным ракетным оружием. Предназначен для нанесения ударов по береговым объектам, уничтожения надводных кораблей и торговых судов противника, обеспечения высадки морских десантов, огневой поддержки сухопутных войск и решения других задач.
РАМБЕРГ английская парусно-гребная галера XIV-XVIII в.в. Имела такие же элементы, что и галера венецианская.
РАНЬШИНА или ранишна, или рончина - парусно-гребное трёхмачтовое промысловое судно северных славян (поморов) XI-XIX в.в., приспособленное для ранних весенних промыслов рыбы и морского зверя в тяжёлых ледовых условиях. Яйцевидная форма подводной части корпуса способствовала выдавливанию судна на поверхность при сжатии льдов. Прямой наклонный форштевень помогал его вытаскивать на лёд.
РАСШИВА парусное грузовое судно, распространённое в XVIII-XX в.в. в бассейне Волги и на Каспийском море. Мачта высотой 20-30 м несла большой прямой рейковый парус, позволяющий за день проходить с грузом до 50 миль по течению и до 20 миль против течения. При штиле или встречном ветре расшиву тянули бурлаки. Корпус украшался богатой резьбой и живописью. Длина расшив достигала 50 м, ширина - 12 м, осадка - 2 м, грузоподъёмность - 500 т.
РАУНДШИП английское парусное судно. В переводе с английского означает «круглое судно».
Строились в XIII-XIV в.в. У судна были высокие надводные борта, сильно приподнятые носовая и кормовая части. Круглая форма обеспечивала малую осадку, что было удобно, необходимо для каботажных плаваний, но в открытое море выходить на нем было рискованно. Зато оно могло подниматься по рекам. Как и все торговые суда северной Европы того периода, раундшип был приспособлен для боевых действий. На полуюте и полубаке размещались боевые платформы. Вначале это судно имело не только парус, но и весла. Позднее от весел отказались.
РЕЙДЕР от англ. raid - налёт, набег.
боевой корабль, действующий на морских коммуникациях противника с целью уничтожения его транспортных судов, а также проводивший скрытную постановку минных заграждений. В принципе, рейдером могло служить любое парусное судно. После появления паровой машины к операциям на торговых коммуникациях стали привлекать винтовые клипера, фрегаты, а затем, вплоть до завершающего этапа Второй мировой войны - крейсера (бронепалубные, броненосные, лёгкие, тяжёлые и вспомогательные). В годы Второй мировой войны немцы в качестве рейдеров также использовали линкоры и карманные линкоры. Сами по себе действия рейдеров задумывались как операции, проводимые одиночными кораблями (или соединением из нескольких кораблей), при одновременном их массовом использовании в удалённых один от другого районах. Каждый из рейдеров должен был находиться в море в течение продолжительного времени и возвращаться в базу лишь для необходимого ремонта, пополнения запасов и отдыха личного состава. В силу сложившейся военной и экономической обстановки в годы Второй мировой войны одни лишь немцы систематически выводили рейдеры на торговые коммуникации противника. Попытки их союзников (на океанских коммуникациях действовали три японских и один итальянский вспомогательный крейсер) не привели к значительным результатам. Всего в период с сентября 1939 г. по июнь 1941 г. крупные немецкие боевые корабли выходили в Атлантику семь раз и потопили в общей сложности 58 судов суммарной вместимостью 311000 BRT. Карманный линкор Admiral Scheer, например, находился в море 161 сутки. За это время он 14 раз пополнял запасы топлива и продовольствия с судов снабжения. Боевые корабли использовались немцами в качестве рейдеров только в начальный период Второй мировой войны. Гораздо дольше действовали их вспомогательные крейсеры. Всего немцы подготовили 11 таких судов, но в рейдерских операциях до октября 1943 г. участвовало только девять из них (два крейсера не смогли прорвать блокаду союзников). Эти корабли предприняли 11 походов, причём два из них (Thor и Michel) выходили на коммуникации противника дважды. Данные крейсеры потопили в общей сложности 136 торговых судов суммарной вместимостью 850987 BRT. Любопытно то, что один из них Stier, в сентябре 1942 г. встретив в центральной части Южной Атлантики американское судно Stephen Hopkins, попытался на большой волне потопить его артиллерийским огнём и опрометчиво сблизился на короткую дистанцию. Американское судно было вооружено двумя 105-мм орудиями, и хотя оно было потоплено, в ходе боя все же нанесло немецкому рейдеру серьёзные повреждения, добившись около 30-ти попаданий, в результате которых Stier также затонул.
РЕПЕТИЧНЫЙ КОРАБЛЬ от латин. repetereповторять.
корабль в составе соединения (эскадры), специально выделенный при сильно растянутом строе или плохой видимости, специально назначенный для репетования (повторения) сигналов флагмана, передаваемых флажными, семафорными сигналами и радиосредствами.
РЕФРИЖЕРАТОР ДОБЫВАЮЩИЙ от латин. refrigero - охлаждать.
разновидность рыболовного судна, грузовые помещения (трюмы) которого оборудованы рефрижераторными установками для перевозки рыбы или рыбопродуктов.
РЕФРИЖЕРАТОР ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЙ судно, предназначенное для обслуживания большого количества средних рыболовных траулеров (не имеющих, как правило, рефрижераторных трюмов). Перерабатывающий рефрижератор принимает улов в море от добывающих судов, перерабатывает его, замораживает и доставляет в порт, а также обеспечивает добывающие суда промысловым снаряжением и запасами. Данные суда начали строиться в 50-х годах прошлого столетия. На них вначале устанавливались технологические линии по приёму свежей рыбы, её заморозке, глазуровке и упаковке в ящики, а также грузовые помещения (трюмы) с рефрижераторными установками. Позднее на перерабатывающих рефрижераторах появились цеха для выработки мороженной продукции, пресервов, рыбной муки и жира. Размеры и районы использования этих судов весьма различны. Так, например, отечественные суда типа Севастополь (строились в 1959-1965 г.г.) эксплуатировались на всех бассейнах, кроме Каспийского моря. Это были самые крупные и быстроходные из всех перерабатывающих рефрижераторов отечественного флота, что позволяло использовать их для работы с добывающими судами, в отдалённых районах океана, в том числе в китобойных экспедициях на заморозке китового мяса.
РЕФРИЖЕРАТОР ПРИЁМНО-ТРАНСПОРТНЫЙ 1. Отечественная малотоннажная разновидность транспортного рефрижератора, предназначавшаяся для приёма рыбы-сырца от добывающих судов и транспортировки её в ящиках или навалом. Это были суда ограниченного района плавания, использовавшиеся при автономной организации промысла. В их трюмах поддерживалась температура до -2°С (в отличие от -30°С на транспортных рефрижераторах). Приёмно-транспортные рефрижераторы эксплуатировались в закрытых бассейнах (например, в Каспийском море) во второй половине прошлого столетия. С распадом Советского Союза все суда этого типа были сданы на слом.
2. Крупнотоннажные приёмно-транспортные рефрижераторы, постройки 60-х годов прошлого столетия. Их появление было обусловлено переходом отечественной рыбодобывающей промышленности на экспедиционную организацию промысла (с удалением от портов базирования более чем на 5000 миль). В отличие от малотоннажных приёмно-транспортных рефрижераторов, они были способны обеспечить не только вывоз рыбной продукции из районов промысла, но и доставку добывающим судам топлива, воды и других видов снабжения.
РЕФРИЖЕРАТОР ПРИЁМНО-ТРАНСПОРТНЫЙ
Приёмно-транспортный рефрижератор Бухта Русская.
В 1985-1991 г.г. на Адмиралтейских верфях в Ленинграде по заказу Дальневосточного пароходства было построено 6 судов типа Бухта Русская. Вместимость четырех рефрижераторных трюмов составляла 6650 м³, двух замещаемых отсеков «топливо-рыбная мука» - 576 м³ и двух цистерн рыбного жира - 185³.
ТЭ: дедвейт - 4900 BRT; 126,6×18,0×6,5 м; 1 ДД мощн. 3970 кВт; скорость полн. хода - 15,3 уз; дальн. плавания - 20000 миль (11 уз); экипаж - 37 чел.
Первыми такими судами, построенными в Швеции, стали рефрижераторы типов Прибой (для Западного и Северного бассейнов) и Камчатские горы (для Дальневосточного бассейна), тоннажем около 12500 м³ и скоростью более 17 уз. Их аммиачные холодильные установки обеспечивали хранение мороженой и солёной продукции при температуре до -30°С. Самыми большими приёмно-транспортными рефрижераторами стали суда типа Амурский залив, построенные в середине 70-х годов во Франции. Их тоннаж достигал 22500 м³, а скорость хода - 18 уз.
РЕФРИЖЕРАТОР ТРАНСПОРТНЫЙ разновидность транспортного судна, грузовые помещения (трюмы) которого оборудованы рефрижераторными установками для перевозки скоропортящихся продуктов (грузов). Транспортные рефрижераторы появились в начале прошлого столетия в связи с началом массового дрифтерного лова в Северном и Баренцевом морях, а также у берегов Гренландии. На начальном этапе развития тоннаж таких судов не превышал 2000 т. Они оснащались паровыми машинами небольшой мощности и могли развивать ход не более 8 уз. Первые транспортные рефрижераторы имели устройства для замораживания рыбы мокрым контактным способом. Производительность по заморозке рыбы составляла до 40 т в сутки, а ёмкость рефрижераторных трюмов достигала 500 м³. Устройства для замораживания современных транспортных рефрижераторов обеспечивают сухой бесконтактный способ. Их тоннаж может достигать 25000 т. Так, например, ОАО «Дальморепродукт» (г. Владивосток) владеет семью транспортными рефрижераторами типа Александра. Они были построены в 1993-1999 г.г. в Дании. При полном водоизмещении 6210 т. валовая вместимость этих судов достигает 3817 BRT. Один дизель мощностью 3520 кВт обеспечивает скорость хода 15 уз. Александра имеет два рефрижераторных трюма, общей вместимостью 2350 м². Холодильная установка обеспечивает четыре температурных режима (от 0 до -30°С). Предусмотрена возможность перевозки 52 контейнеров на крышках люков рефрижераторных трюмов. Экипаж составляет 14 человек.
РЕФРИЖЕРАТОРНОЕ СУДНО разновидность транспортного судна, грузовые помещения (трюмы) которых оборудованы рефрижераторными установками для перевозки скоропортящихся продуктов (грузов).
РЕФУЛЕР земснаряд, перекачивающий по трубам разжиженный водой вычерпывающий грунт к месту выгрузки (свалки).
РЕЮШКА парусное полупалубное рыболовное судно, предназначенное для самостоятельного поискового (так называемого фырочного) лова рыбы ставными сетями или крючковой снастью. Имела деревянный корпус длиной до 11 и шириной до 3 м. Оснащалась двумя мачтами с косыми парусами: фок-мачту и грот-мачту, иногда съёмную, близко поставленную к миделю. Площадь парусов достигала 35 м². В носовой части располагался кубрик, а в средней - хранили паруса и снасти. Способ лова требовал быстрых переходов с места на место. Хорошо лавировали (реили) по ветру. Улов обычно сдавался на рыбницу. Однако эти суда также могли использоваться в качестве рыбниц, принимая улов с подчалков. В конце позапрошлого - в начале прошлого столетий были распространены на Каспийском море. Экипаж 3-4 человека.
РЕЮШКА
Реюшка.
РИАЛА или реала - флагманское судно третьего адмирала Османской империи. Несло на грот-мачте изображение трёх серебряных пушечных ядер в красном поле.
РОЛКЕР см. судно с горизонтальной грузообработкой.
РОМАНОВКА разновидность речной барки. Впервые построена в селе Романовка в р-не г. Ярославль во времена Петра I. Жители села занимались серийным строительством барок этого типа ещё в XVIII в.
РУДОВОЗ судно для навалочных грузов, приспособленное для перевозки руд и рудных концентратов. Водоизмещение достигает 120000 т.
РЫБНИЦА парусное или парусно-моторное рыболовное судно, грузоподъёмностью 25-30 т, имевшее распространение на Каспийском море и служившее базой для двух-четырёх бударок, подчалков или неводников. Здесь же сушили и ремонтировали сети. Корпус судна изготавливался из дерева. Он имел длину до 17 м, ширину до 6 м и осадку до 1,2 м. Рыбница оснащалась косым рейковым парусом (площадью от 25 до 80 м²) и навесным рулём. Подпалубное пространство делилось переборками на три трюма. Средний трюм был разгорожен на несколько частей для хранения соли, снастей и посольной рыбы. Во время промысла рыбница стояла на якорях и принимала улов с рыболовных судов. Во время Гражданской войны данные суда применялись Красной Армией для минных постановок в Каспийском море. В 30-е годы прошлого столетия для Каспийского бассейна на Астраханской и Сосновской верфях «Рыбосудостроя» начали строить моторные рыбницы. Они были однопалубными судами длиной до 20 м с двигателями (двумя дизелями суммарной мощностью 100 л.с.) и вспомогательным парусным вооружением, предназначенными для добычи, приёма и перевозки рыбы, пересыпанной солью и льдом, навалом или в таре. Экипаж такой рыбницы состоял из семи человек. Моторные рыбницы в Период Второй мировой войны и в первое десятилетие после неё были основным типом добывающего судна на Каспийском море.
РЫБНИЦА
Рыбница моторная.
РЫБОЛОВЕЦКИЙ КОМБАЙН см. комбайн.
РЫБОЛОВНОЕ СУДНО добывающее судно, используемое для лова и первичной обработки рыбы и других объектов водного промысла с числом персонала для обработки улова на борту не более 12 человек. К ним относятся: сейнеры, траулеры, ярусники, неводники и др., различающиеся назначением, размерениями, типом промышленного устройства и рыбообрабатывающего оборудования.
РЫБОЛОВНОЕ СУДНО
Советский рыболовный траулер типа Лаукува.
Суда этого типа (морозильно-рефрижераторные траулеры) строились по заказу различных пароходств в 1980-1989 г.г. Предназначались для лова рыбы донным близнецовым и разноглубинными тралами, а также выпуска мороженной продукции.
ТЭ: водоизмещение - 560 т; 35,7×8,8×4,9 м; 1 ДД мощн. 588 кВт; скорость хода полн. - 10,7 уз; экипаж - 17 чел.; автономность - 20 сут.
РЫБОМУЧНАЯ БАЗА крупнотоннажное промысловое судно для переработки в кормовую муку принимаемых от добывающих судов отходов рыбы, хранения готовой продукции и доставки её в порт. Снабжают в районе промысла добывающие суда топливом, водой, ГСМ и др. В их качестве используются, как правило, суда специальной постройки. Кроме кормовой рыбной муки вырабатывают пищевую продукцию (мороженую, солёную) из рыбы.
РЫБОМУЧНАЯ БАЗА
Советская рыбомучная база (консервный плавучий завод или рыбопромысловая база) типа Андрей Захаров (пр. 398).
В 1960-1967 г.г. в Ленинграде было построено 15 судов типа Андрей Захаров. Эти крупнотоннажные перерабатывающие суда предназначались для эффективной экспедиционной формы промысла, обеспечивали выпуск высококачественной рыбной продукции в виде консервов из крабов, сайры, сельди непосредственно в районе лова. Отходы консервного производства на них перерабатывались в кормовую муку и жир. Обеспечивали переработку 66 т рыбного сырья в сутки.
ТЭ: водоизмещение - 15300 т; 162,2×20,0×7,1 м; 2 ДД суммарной мощн. 8000 л.с.; скорость полн. Хода - 14,8 уз; экипаж - 126 чел.; автономность - 46 сут.
РЫБООХРАННОЕ СУДНО вспомогательное судно промыслового флота, предназначенное для охраны сырьевых ресурсов водного промысла на внутренних водоёмах или в пределах морских национальных рыболовных зон. Используют как специально построенные, так и приспособленные суда различных назначений и размерений (промысловые, спасательные и военные).
РЫБОПРИЁМНЫЙ ПЛАШКОУТ несамоходное деревянное судно типа баржи с развитой надстройкой, в которой располагались жилые и служебные помещения. Предназначалось для того же, что и рыбоприёмная шаланда, но имело меньшие размеры. Длина такого судна составляла 30 м. Его грузовой трюм был разделён водонепроницаемыми переборками на 10 ларей, снабжённых люками размерами 1340×1340 мм. Несколько плашкоутов работали на одну ватажку (см. шхуна рыбоприёмная). Они служили дополнительной ёмкостью для посола. Посоленную рыбу на плашкоутах вывозили в порт, а на обратном пути доставляли на ватажку соль.
РЫБОПРИЁМНАЯ ШАЛАНДА несамоходное деревянное судно типа баржи с развитой надстройкой. В ней располагались жилые и служебные помещения. Экипаж стоящей на якоре в районе промысла шаланды принимал рыбу с промысловых и транспортных судов, осуществлял её посол в чанах (ларях) ёмкостью 10 т и более, а также в бочках. В дореволюционные времена такие плавучие рыбосольные пункты назывались ватагами или ватажками. Рыбоприёмные шаланды были распространены в Каспийском море.
Введение   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я   Основные сокращения

В начало страницы

Обратно в раздел "Справочные материалы"

Онлайн-калькулятор

для расчёта диаметров такелажа
Онлайн-калькулятор

для расчёта размеров рангоута
кораблей Российского флота

Напишите мне письмо...
Вступайте в нашу группу
Сообщество в ВК

Рекламана сайте

Новое на сайте

14.11.2017 Добавлен список самых больших парусных кораблей мира. 25.09.2017 Ведётся блог в режиме Real-Time "О творческой реализации известной модели от "Звезды" в СУВЕНИР-НОЧНИК «Летучий Голландец»" 04.09.2017 Добавлен Рассказ о постройке модели средневековой шлюпки от "Звезды" руками опытного БТТ-моделиста. 01.09.2017 Добавлен Фоторепортаж с XXI выставки-конкурса в г. Ступино. 17.07.2017 Добавлен Обзор модели корабля Santa Maria от Звезда (Россия). 03.07.2017 Добавлена статья "Изготовление шпрюйтов булиней на парусах." 19.04.2017 Добавлен Обзор модели Dana Fishingboat от Billing Boats (Германия). 21.03.2017 Добавлена Фотогалерея модели британского чайного клипера «Кáтти Сарк» (British tea clipper «Cutty Sark») 10.03.2017 Добавлен Обзор модели ганзейского когга от Revell (Германия). 09.03.2017 Добавлена статья "Гвоздевание бортов деревянной модели чопиками."
Copyright © 2015,  Парусный моделизм. Все права защищены. Дизайн: Степунин Дмитрий
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика