Парусный моделизм

Сайт для людей, увлечённых парусным моделизмом.

Партнёры
сайта
Группа компаний налогового и бухгалтерского консультирования Финансист «Самоцветы.» Салон Натальи Степуниной.
Условия размещения рекламы на сайте!

ПОЛНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КОРАБЛЕЙ И СУДОВ

Л.Б. Жданов

Введение   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я   Основные сокращения
Термин
Описание
МАГОНА от турец. mahownah.
турецкое, плоскодонное, беспалубное, одномачтовое, парусно-гребное, деревянное судно, используемое как лихтер или баржа в портах, а также для каботажных перевозок. Конструкция корпуса с высоким, вытянутым и сильно скошенным назад внизу форштевнем, парусное вооружение сохранило черты египетского и арабского судостроения времён раннего средневековья. Низкая массивная четырёхугольная мачта справа имеет рей с латинским парусом на бугелях и частью на раксах. На его переднем нижнем конце укреплён груз (противовес) с оттяжками к основанию мачты, регулирующий угол наклона рея и площадь паруса (вместо рифов). При необходимости стеньга с реем и парусом опускались вниз. Большинство магона оснащались бушпритом с фор-стакселем, некоторые - дополнительным кливером. Имели до 26 банок (по 6-8 гребцов на весло). В настоящее время большая часть магонов является моторно-парусными судами, водоизмещением порядка 40 т.
МАЙАНГ или майанган - двухмачтовое торговое и рыболовное судно типа проа, распространённое преимущественно на о-вах Ява и Мадура. Корпус круглый с плоским дном, с обшивкой вгладь, заострёнными носом и кормой и закруглёнными вверх штевнями. Палуба по всей длине имеет двухскатный навес. Носовая мачта несёт большой люгер, прямой парус, грот-мачта у самой кормы используется в аварийных случаях, оснащается небольшим треугольным парусом. Бушприт имеет один кливер. Управляется двумя кормовыми рулями или одним рулевым веслом. Преимущественно, рыболовные суда, оснащённые балансиром, длиной 12,5 м, шириной 3 м, осадкой 0,8 м. Отличаются хорошими мореходными качествами.
МАЛАР-ПАНШИ бенгальская беспалубная лодка с обшивкой вгладь для перевозки продуктов. Доски обшивки соединены железными скобами. Груз размещается в центре и прикрывается циновками. На мачте прямоугольный парус. Длина судна достигает 12,8 м, ширина - 4,3 м, а осадка - 1,37 м.
МАЛЫЙ АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ КОРАБЛЬ речной боевой корабль, являющийся одной из разновидностей речного монитора. Строились в 1975-1985 г.г. в Советском Союзе специально для службы на реке Амур. В качестве основного вооружения на них использовались башенные установки танка Т-55 со 100-мм орудием. Корпус малого артиллерийского корабля (МАК) имел характерный для речных мониторов низкий надводный борт, туннельное образование в корме для защиты винторулевого комплекса и ледокольное образованней в носовой оконечности. В отличие от речных мониторов все системы вооружения и большая часть боевых постов располагались не в корпусе, а в развитых надстройках.
МАЛЫЙ АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ КОРАБЛЬ
Малый артиллерийский корабль пр. 1208.
В 1975-1985 г.г. на Хабаровском ССЗ было построено 11 малых артиллерийских кораблей пр. 1208. Восемь из них были заказаны ВМФ, а три - Морскими частями ПВ КГБ СССР. В конце 80-х годов все МАК ВМФ были переданы МЧ ПВ КГБ СССР. В конце 90-х годов все эти корабли исключили из боевого состава и продали на слом.
ТТЭ: водоизмещение ст. - 423 т; 55,1×9,14×1,44 м; 3 ДД суммарной мощн. 11400 л.с.; скорость полн. хода - 23 уз; дальн. плавания - 540 миль (11 уз); экипаж - 32 чел.; автономность - 10 сут. Бронирование: борт - 8-20 мм; башни 100-мм орудия - 100-200 мм; подбашенное отделение - 35 мм; боевая рубка - 35 мм.
Вооружение: 2×1 100-мм орудия; 2×1 30-мм автомата; 2×2 12,7-мм + 2×1 7,62-мм пулеметов;1×2 140-мм ПУ НУРС «Снег».
МАРИИНКА речное, несамоходное грузовое судно типа барки, распространённое в XVIII-XIX в.в., главным образом, на Мариинской водной системе. Строились деревянными, беспалубными, упрощённой конструкции. Длина достигала 50 м, а грузоподъёмность - 600 т.
МАРСИЛЬЯНА парусное торговое судно средних размеров типа нефа, но несколько меньше, распространённое в странах Европы в XIII-XVI в.в. Имело прямую корму, было снабжено 3-4 мачтами.
МАРТЫГА или матыга - транспортное парусное судно прибрежного плавания, распространённое в XIX в. в Азовском море и на рейдах портов Таганрог и Ростов-на-Дону. Имело две мачты и бушприт. На носовой мачте со стеньгой ставили два прямых паруса, на кормовой - гафельный, на бушприте - два кливера. В зарубежной литературе мартыгу часто называют русской бригантиной. Длина судна достигала 22 м, ширина - 7 м, грузоподъёмность - 160 т. Экипаж насчитывал семь человек.
МАЯК ПЛАВУЧИЙ служебно-вспомогательное судно с размещёнными на борту средствами навигационного оборудования, предназначенное для ограждения навигационных опасностей и ориентированию по нему судов. Ограждают опасности там, где эта задача не решена другими средствами навигационного оборудования. Светотехническое устройство монтируется на специальных подвесах, и свет всегда направлен к горизонту независимо от качки судна. Оборудуют средствами туманной сигнализации, радиомаяками, радиолокационными маяками, имеют отличительную окраску корпуса, с нанесённым вдоль бортов названием. На мачтах устанавливают отличительные фигуры (навигационные знаки), днём на них поднимают предписанные флаги.
МЕЗОСКАФ самоходный, автономный обитаемый подводный аппарат, рассчитанный на средние глубины погружения без применения легковесного заполнителя. В подводном положении имеет небольшую положительную плавучесть, которая компенсируется работой вертикального гребного винта и обеспечивает также маневрирование по глубине. Термин мезоскаф введён французским учёным О. Пиккаром. Его именем назван первый аппарат, построенный для ознакомления туристов с подводным миром Женевского озера, а затем переоборудованный для проведения научных работ в Средиземном море.
МИННО-ТРАЛЬНЫЕ КОРАБЛИ или противоминные корабли - класс боевых кораблей ряда стран, предназначенный для постановки минных и сетевых заграждений, поиска и уничтожения морских мин, а также проводки кораблей (судов) за тралами. Включает в себя минные и сетевые заградители, а также тральщики всех типов.
МИННЫЙ ЗАГРАДИТЕЛЬ боевой корабль, оборудованный средствами хранения и постановки мин заграждения. Различают надводные и подводные минные заградители. Первые в мире надводные заградители - Буг и Дунай - были построены в 1892 г. по инициативе адмирала С.О. Макарова. Изначально они классифицировались как минные транспорта. После Русско-Японской войны 1904-1905 г.г. заградители стали строить за рубежом. Как правило, их переоборудовали из судов торгового флота. Эта тенденция, за редким исключением, сохраняется и в настоящее время. Вместе с тем, в годы Первой мировой войны многие воюющие страны также стали использовать в качестве заградителей эсминцы, крейсера и даже линкоры. Правда, для этого с эсминцев приходилось снимать все торпедное и часть артиллерийского вооружения. Успешное использование боевых кораблей в качестве заградителей привело к тому, что в 20-х и 30-х годах прошлого столетия ряд ведущих морских держав построили несколько крейсеров-заградителей. Первым таким кораблём стал британский Adventure, введённый в строй в 1924 г. Имея стандартное водоизмещение 6740 т, он мог развивать скорость хода порядка 28 уз. Вооружение состояло из четырёх (4×1) 120-мм зенитных орудий, четырёх (4×1) 47-мм автоматов и 12 пулемётов. Корабль принимал на борт 340 мин. Современные надводные боевые корабли многих стран приспособлены для постановки мин. Для этого на верхней палубе должны быть установлены минные рельсы, устройства постановки и демонтированы часть оборудования и вооружения.
МИННЫЙ ЗАГРАДИТЕЛЬ
Минный заградитель японских ВМС Сойя (Souya).
Построен в 1970-1971 г.г. на верфи ф. «Хитачи» в Майдзуру (Япония).
ТТЭ: водоизмещение ст. - 2150 т; 99,0×15,0×4,2 м; 4 ДД суммарной мощн. - 6400 л.с.; скорость полн. хода - 18 уз; дальн. плавания - 7500 миль (14 уз); экипаж - 185 чел.
Вооружение: 1×2 76-мм универсальных орудия; 2×1 20-мм автомата; 2×3 324-мм ТА; 460 мин заграждения.
В годы Первой мировой войны по проекту М.П. Налётова был построен, опять же в России, первый в мире подводный минный заградитель Краб. Его очевидным достоинством являлась возможность скрытной постановки мин. Данное тактическое свойство дало толчок к массовой постройке подводных минных заградителей, и в первую очередь в Германии. В межвоенный период в Советском Союзе построили подводные заградители типа Л (Ленинец) различных модификаций. Кроме того, подводные крейсера типа К также были приспособлены для хранения и постановки 20 мин заграждения. За рубежом после Первой мировой войны подводные заградители широкого распространения не получили. Дело в том, что ПЛ стали выставлять мины через ТА. После Второй мировой войны подводные заградители не строились ни в одной стране мира.
МИННЫЙ КАТЕР паровой катер, вооружённый шестовыми минами. Использовались во время гражданской войны в США в 1861-1865 г.г. и русским флотом в Русско-турецкой войне 1877-1978 г.г. Первые в мире миноносные боевые корабли. Как правило, это были деревянные судовые шлюпки, оснащённые паровой машиной мощностью 8-10 инд.с., которая обеспечивала ход до 16 уз. Лишь некоторые из них имели медные (Шутка и Чесма) или стальные (Мина) корпуса. Минные катера вооружались одной или двумя шестовыми минами, каждая из которых состояла из конического медного цилиндра (мины) с 20-ю килограммами взрывчатого вещества, крепившегося бугелями к концу деревянного или металлического шеста длиной около 8 м. Минные катера могли самостоятельно оперировать на реках, а для действий в море были вынуждены использовать в качестве носителя зафрахтованные у РОПиТа быстроходные вооружённые пароходы. Наиболее известным их носителем являлся пароход Великий князь Константин, нёсший четыре минных катера.
МИННЫЙ КАТЕР
Минный катер русского Императорского флота типа Птичка.
МИННЫЙ КРЕЙСЕР см. крейсер минный.
МИННЫЙ ПЛОТИК небольшое самоходное или несамоходное плавучее средство, использовавшееся в XIX-XX в.в. и предназначавшееся для учебных или опытных постановок мин. Имело минный скат и грузоподъёмное устройство для постановки и выборки (подъёма) мин. Использовалось в прибрежных районах.
МИННЫЙ ПРОРЫВАТЕЛЬ минно-тральный корабль, предназначенный для прорыва минных заграждений, уничтожающий мины своим корпусом или воздействием на них физическими полями (разновидность комбинированного трала). Обладает повышенной живучестью и непотопляемостью. Впервые были применены немцами в годы Первой мировой войны и являлись соответствующим образом переоборудованными судами торгового флота. После Второй мировой войны входили в состав ВМС США, Италии и Франции, а также Морских сил самообороны Японии и ВМС СССР.
МИННЫЙ ПРОРЫВАТЕЛЬ
Минный прорыватель (прорыватель минных заграждений) советского ВМФ пр. 1300.
В 1979-1991 г.г. на Средне-Невском ССЗ в Ленинграде было построено шесть прерывателей минных заграждений пр. 1300. Представляют собой самоходный телеуправляемый магнитно-акустический трал. Все они входят в состав БФ и являются составной частью противоминного комплекса, состоящего из нескольких (как правило, четырех) прерывателей и одного тральщика-водителя. Этот комплекс предназначен для траления неконтактных мин на мелководье (от 3 до 30 м) внутренних рейдов, гаваней, устьях рек и в водохранилищах.
ТТЭ: водоизмещение ст. - 90 т; 26,2×4,1×1,97 м; 2 ДГ ДРК мощн. по 90 кВт; скорость хода полн. - 9 уз; дальн. плавания - 100 миль (8 уз); постоянное пребывание экипажа не предусмотрено.
МИНОНОСЕЦ боевой корабль, предназначенный для уничтожения кораблей противника самоходными минами (торпедами). Прообразом миноносца стали минные катера, а затем миноноски. Первым в мире мореходным миноносцем стал законченный постройкой в 1877 г. Взрыв. Имея водоизмещение в полном грузу 160 т он нёс один встроенный в носовую часть корпуса 381-мм ТА и общий боезапас три торпеды Уайтхеда. Одна паровая машина компаунд мощностью 800 инд.с. обеспечивала кораблю скорость хода 17 уз. Взрыв имел яхтенные обводы корпуса, которые являлись неудачными для корабля этого класса, и поэтому он развития не получил. Его альтернативой стал Батум, построенный в 1880 г. по заказу русского правительства на верфи ф. «Yarrow & Со» в Великобритании. Этот корабль, с водоизмещением в полном грузу 48,4 т, имел гладкопалубный корпус с таранным образованием форштевня, карапасным подъёмом носовой части палубы от форштевня до боевой рубки, который прикрывал два встроенных в носовую часть корпуса 381-мм ТА. За подъёмом располагалась боевая рубка, поддерживавшая платформу малокалиберного орудия. Одна паровая машина мощностью 550 инд.с. обеспечивала ход 22,2 уз. После завершения постройки Батум самостоятельно перешёл из Великобритании в Николаев и тем самым доказал возможность миноносцев оперировать в открытом море. Данное обстоятельство послужило толчком для массовой постройки подобных миноносцев во многих станах мира. Эти корабли также известны как миноноски типа Батум. Их эволюция продолжалась до 1894 г., пока в Великобритании не построили истребители (torpedoboat destroyer) типа Daring. Имея водоизмещение в полном грузу 275 т, они несли одно 76-мм и три 57-мм орудия, а также три 450-мм ТА (два палубных поворотных и один под карапасной палубой). Две паровые машины суммарной мощностью 3600 инд.с. обеспечивали этим кораблям ход порядка 27 уз.
МИНОНОСЕЦ
Миноносец пр. 37 германских ВМС.
В 1938-1942 г.г. на верфи ф. «Schichau» в Эльбинге было построено девять миноносцев пр. 37. Все они принимали участие во Второй мировой войне. Т-13, Т-15, Т-16 и Т-75 были потоплены или полностью выведены из строя авиацией союзников. Т-14 и Т-20 после завершения Второй мировой войны передали правительству Франции (были переименованы соответственно в Dompaire и Baccarat, прослужили до 1949 г.), Т-17 - правительству СССР (был переименован в Порывистый и прослужил до середины 60-х годов), Т-19 и Т-21 - правительству США.
ТТЭ: водоизмещение ст. - 853 т; 85,2×8,9×3,14 м; 4 ПК + 2 ГТЗА суммарной мощн. 34 110 л.е.; скорость полн. хода - 36 уз; дальн. плавания - 1400 миль (19 уз); экипаж - 155 чел.
Вооружение: 1×1 105-мм универсальное орудие; 1×1 37-мм + 4×1 20-мм зенитных автоматов; 2×3 533-мм ТА; 30 мин заграждения.
В последующем, миноносцы строились исключительно для действий в прибрежных (или шхерных) районах, а также исходя из соображений экономии (например, русские миноносцы типа Циклон). После завершения Первой мировой войны Версальский минный договор разрешил Германии строить эсминцы стандартным водоизмещением не более 800 т. Данное обстоятельство привело к появлению немецких миноносцев, ставших универсальными кораблями со сравнительно сильным для своих размеров артиллерийским и торпедным вооружением. Аналогичные корабли строились в Италии и Японии, а затем в США и в Великобритании, где они классифицировались как эскортные миноносцы. Эти корабли предназначались для действий в прибрежной зоне и в районах со сложными навигационными условиями. Их небольшие размеры позволяли организовать массовое производство на сравнительно маломощных верфях. Отечественным аналогом миноносцев стали сторожевые корабли.
МИНОНОСЕЦ-ТАРАН боевой корабль, построенный в 1881 г. по идее адмирала британских ВМС Сарториуса, заключавшейся в создании миноносца, достаточно защищённого и способного вести нападение, как путём тарана, так и торпедной атакой. Верхняя палуба была покатой и покрыта броней толщиной 75 мм. Броня опускалась ниже ватерлинии на 1,8 м. В днище у киля была устроена выемка, в которой помещалась 300 т чугунного балласта, который можно было в случае необходимости отдать. Носовая оконечность корпуса оснащалась съёмным тараном (шпироном), связанным с броней и выступавшим на 3,5 м за форштевень. Имел рули в корме и носу, что обеспечивало хорошую поворотливость. Вооружение миноносца состояло из пяти ТА (одного носового и четырёх бортовых) и нескольких скорострельных орудий. Имея водоизмещение в полном грузу 2650 т, он развивал ход - 17,8 уз. В 1893 г. в США был построен такой же корабль, отличавшийся от британского отсутствием ТА и наличием водяного (а не чугунного) балласта. На нем броня была усилена до 150 мм. Дальнейшее развитие подобные миноносцы не получили.
МИНОНОСКА боевой корабль, предназначенный для уничтожения кораблей противника минами и торпедами в прибрежных районах, обороны рейдов, устьев рек и шхерных фарватеров. Являлся развитием минного катера. Исходя из опыта Русско-турецкой войны 1877-1879 г.г., под руководством вице-адмирала A.А. Попова в России и за рубежом для нужд русского флота были построены 112 миноносок, водоизмещением порядка 30 т. Как предполагалось, каждая из них должна была быть вооружена двумя 381-мм ТА, двумя (или четырьмя) шестовыми и двумя бросательными минами, а также одним 37-мм орудием. Однако из-за неудовлетворительных параметров остойчивости вооружение, как правило, пришлось ограничить одним 381-мм ТА и двумя шестовыми. Причём от последних отказались в середине 80-х годов XIX в. из-за невозможности использования против идущего корабля, вооружённого скорострельной артиллерией. Миноноски русского Императорского флота оставались в строю до 1908 г. Некоторые из них даже принимали участие в Первой мировой войне, правда, в качестве посыльных судов или разъездных катеров.
МИНОНОСКА
Миноноски русского Императорского флота Ракета и Самопал.
В 1878 г. построены по заказу русского правительства на верфи ф. «A.G. Vulcan». Входили в состав Балтийского флота. В 1908 г. были исключены из списка флота и проданы на слом.
ТТЭ: водоизмещение в полн. грузу - 30,1 т; 25,6×3,3×1,85 м; 1 ПК + ПМ двойного расширения мощн. 250 инд.с.; скорость хода полн. - 15 уз; дальн. плавания - 350 миль (10 уз); экипаж - 8 чел.
Вооружение: 381-мм ТА (встроенный в носовую часть корпуса); 2 шестовые мины; 4 бросательные мины на бакансах.
МИСТИКО грузовое двух- или трёхмачтовое парусное судно XVII-XIX в.в. прибрежного плавания, распространённое в Средиземном море. Часто использовалось пиратами. Парусное вооружение чисто латинское, рейковое или комбинированное, причём постоянно поднимались два фок-стакселя. Обычно имели полуют с портами в фальшборте для руля и шести-восьми лёгких пушек. Разделялись на каталонные, тунисские и восточно-средиземноморские, отличавшиеся друг от друга прямыми или наклонёнными мачтами, размерами парусов на мачтах и количеством передних парусов.
МНОГОКОРПУСНОЕ СУДНО судно, сила поддержания которого обеспечивается не менее чем двумя водоизмещающими телами, соединёнными специальными конструкциями надводной или (и) подводной части. Может состоять из корпусов обычных обводов (катамаран, тримаран, судно с аутригером) или полупогруженных корпусов. Преимущества: повышенная остойчивость, увеличенная относительная площадь палуб и вместимость, улучшенная мореходность и управляемость, иногда повышенные ходовые качества на тихой воде и на волнении. Недостатки: увеличенная масса корпуса, габариты по ширине и высоте, удорожание постройки.
МНОГОЦЕЛЕВОЕ СУДНО судно, приспособленное в целях более гибкой и экономической эксплуатации для выполнения функций ряда специализированных судов.
МНОПАРОН древнегреческое лёгкое парусно-гребное судно киликийских пиратов.
МОКШАН по имени р. Мокша, притока р. Обь.
речное грузовое судно типа барки, использовавшееся в XVII-XIX в.в. для перевозки зерна по рекам Оби, Суре и др. Первоначально строили на один рейс, затем срок службы увеличился до 7-10 лет. Приводилось в движение одним прямым рейковым парусом или вёслами. Управлялись большими потесями на носу и корме, позднее - навесным рулём. Имели тяжёлую конструкцию, вертикальные штевни, низкие борта с незначительным развалом. Днище делали из толстых еловых досок, бортовую обшивку (ошву) - из сосновых досок, скреплённых деревянными нагелями. Пазы конопатили пенькой и смолили. Трюм закрывала двухскатная крыша с 4-6 люками. По краям и в оконечностях (на специальных поперечных брусьях - огнивах) укрепляли ходовые площадки, в средней части - казёнку (избу) на две комнаты и мачту. Мокшан украшали резьбой, росписью и флагами. Длина судна могла достигать 35 м, ширина - 12 м, осадка - 2 м, а грузоподъёмность - 500 т. В XIX в. встречались мокшаны с длиной корпуса 85 м и грузоподъёмностью - 1000 т.
МОНЕРА боевой корабль Древней Греции.
МОНИТОР от англ. monitorконтролирующий.
бронированный, низкобортный боевой корабль с малой осадкой, предназначенный для нанесения артиллерийских ударов по береговым объектам и войскам противника, уничтожения его кораблей в речных бассейнах и озёрах. Наименование произошло от названия первого корабля такого типа, называвшегося Monitors построенного федеральным правительством США в феврале 1862 г. по проекту шведского инженера Джона Эриксона за рекордно короткий срок - 100 суток. Представлял собой плавучую батарею с небольшой осадкой, с бортами, возвышающимися над водой всего на 60 см. На палубе, посередине корпуса, находилась двухорудийная бронированная башня диаметром 6 м и высотой 2,7 м, вращающаяся с помощью паровых механизмов, штурманская рубка, две квадратные дымовые трубы, убиравшиеся во время боя, и два вентилятора. 9 марта 1862 г. на Хемптонском рейде Monitor принял бой с броненосцем южан Merrimac, переделанным из фрегата с деревянным корпусом (постройки 1855 г.) и вооружённого казематной артиллерией. Этот бой показал преимущества башенной артиллерии над казематными системами и заставил все морские державы отказаться от деревянного кораблестроения. Во многих странах начали строить низкобортные броненосные корабли прибрежного действия, ставшие называться мониторами. Что же касается самого Monitor’a, то 29 декабря 1862 г. он затонул во время шторма с большей частью экипажа. Первые отечественные мониторы (10 однобашенных и один двухбашенный) были построены в 1863-1865 г.г. Они предназначались для обороны Кронштадта и Санкт-Петербурга. Однобашенные мониторы типа Ураган имели водоизмещение 1500-1600 т и были вооружены двумя 229-мм орудиями. Горизонтальная паровая машина мощностью 340-500 инд.с. обеспечивала им скорость хода 6,5-8 уз.
МОНИТОР
Монитор русского Императорского флота типа Шквал.
Речной бронированный монитор, специально спроектированный для действий на водных путях Амурского бассейна. Первые дизельные боевые корабли в море. В 1908-1910 г.г. на Балтийском и Адмиралтейском заводах в Санкт-Петербурге было построено восемь кораблей этого типа. В годы Первой мировой войны участия в боевых действиях не принимали. В начале 1915 г. с части из них сняли ДД и вооружение, которые отправили на Балтику. Во время гражданской войны все корабли типа Шквал перешли на сторону советской власти. В сентябре 1918 г. они были захвачены японскими интервентами, а в 1920 г. - вновь вошли в состав Красного флота. В декабре 1921 г. Смерч, Вихрь и Гроза, во избежание нового захвата японцами были подорваны своими экипажами. Первые два корабля впоследствии восстановили. Причём Вихрь переоборудовали в плавбазу гидросамолётов (14 машин типа «МР-1»). Гроза не восстанавливалась и затонула весной 1922 г. во время ледохода. Шквал осенью 1920 г. был уведён японцами на Сахалин. В 1927 г. он был возвращён советскому правительству. Этот корабль, равно как и четыре других (Ураган, Вьюга, Шторм и Тайфун) неоднократно модернизировались и использовались по прямому назначению до 1958 г., пока не были исключены из списков флота и проданы на слом.
ТТЭ (на момент вступления в строй): водоизмещение в норм, грузу - 976,5 т; 70,9×12,8×1,41 м; 4 ДД суммарной мощн. 1040 л.с.; скорость полн. хода - 11,5 уз; дальн. плавания - 3800 миль (8 уз); экипаж - 80 чел. Бронирование: пояс - 38-76,2 мм; барбеты и башни - 51 мм; погреба боезапаса - 25-76,2 мм; боевая рубка - 51 мм.
Вооружение: 2×1 152-мм орудия (в концевых башнях); 2×2 120-мм орудия (в бортовых башнях); 6×1 7,62- мм пулемётов.
МОНИТОР МОРСКОЙ монитор, предназначенный для действий в открытом море. Первые такие корабли были построены федеральным правительством США ещё в 1862 г., вскоре после гибели Monitor’а. Их появление было обусловлено соображениями экономии, так как Конгресс после завершения гражданской войны не желал выделять средства на океанские броненосцы. Появление второй генерации морских мониторов в годы Первой мировой войны было вызвано необходимостью оказания огневой поддержки бельгийским войскам, оборонявшим от немцев левый фланг Ипрского фронта союзников. В 1914-1916 г. в Великобритании было построено 40 различных мониторов. Последними и самыми совершенными из них стали Erebus и Terror. Имея водоизмещение в полном грузу 8000 т, они были вооружены двумя 381-мм орудиями в башне и восемью (8×1) 102-мм противоминными пушками. Две паровые машины тройного расширения суммарной мощностью 7000 инд.с. обеспечивали этим кораблям ход 14 уз. После завершения Первой мировой войны оба монитора были сохранены в составе британских ВМС. В 1940 г. необходимость поддержки приморских флангов сухопутных армий заставила англичан заказать ещё два морских монитора - Roberts и Abercrombie.
МОНИТОР МОРСКОЙ
Монитор морской британских ВМС Ambercrombie.
Мониторы Roberts и Ambercrombie были построены в 1940-1943 г.г. по заказу британского правительства в рамках программы 1940 г. Оба участвовали во Второй мировой войне. В ходе боевых действий Ambercrombie дважды подрывался на минах, причем во второй раз сразу на двух. Roberts получил два попадания 500-кг бомбами, не пробившими палубы. После восстановительного ремонта оба монитора были возвращены в строй. Ambercrombie в 1954 г. исключили из списков ВМС, a Roberts- в 1965 г. Оба корабля были проданы на слом.
ТТЭ: водоизмещение ст. - 8540 т; 113,8×27,4×4,1 м; 2 ПК + 2 ГТЗА суммарной мощн. 4800 л.с.; скорость полн. хода - 12,5 уз; дальн. плавания - 2600 миль (12 уз); экипаж - 460 чел. Бронирование: борт - 127 мм; палуба - 102 мм; башня - 330 мм; погреба - 102 мм; боевая рубка - 51 мм.
Вооружение: 1×2 381-мм орудия; 4×2 102-мм универсальных орудий; 1×8 40-мм + 2×4 40-мм + 6×2 20-мм + 4×1 20-мм зенитных автоматов.
Они строились по переработанному проекту Erebus с более коротким корпусом и переходом с паровых машин на ГТЗА. Интересно то, что на Roberts установили башню, снятую с исключённого из состава ВМС монитора Marschal Soult, а на Abercrombie - башню, заказанную ещё в годы Первой мировой войны для линейного крейсера Furious и лежавшую в арсенале ВМС.
МОНИТОР ШХЕРНЫЙ монитор, предназначенный для операций в шхерных районах и на озёрах. Этот сравнительно небольшой артиллерийский, хорошо забронированный корабль, должен был вести разведку, сражаться с небольшими кораблями противника, способствовать прорыву защищённых шхерных позиций, уничтожать переправы, обеспечивать десантные и транспортные операции, нести охранную и дозорную службы. Строились в 1942-1946 г.г. в Ленинграде. Шхерные мониторы не имели аналогов за рубежом.
МОНИТОР ШХЕРНЫЙ
Шхерный монитор пр. 18Б (с башнями от танка Т-34-85).
В 1944-1946 г.г. в Ленинграде был построен 31 корабль этого проекта. Изначально предполагалось, что эти корабли получат универсальные установки 85-мм орудий, но так как они были приняты на вооружение только в 1946 г., первые 12 кораблей серии пришлось вооружать башнями от танков Т-34-85. Ни один из этих мониторов не принимал участие в боевых действиях. В начале 60-х годов их исключили из списков флота.
ТТЭ: водоизмещение ст. - 154,5 т; 35,8×5,56×1,6 м; 2 ДД суммарной мощн. 1000 л.с.; скорость хода полн. - 14 уз; дальн. плавания - 2890 миль (5,3 уз); экипаж - 42 чел. Бронирование: бортовой пояс - 13-30 мм; траверзы цитадели - 20 мм; боевая рубка - 20-30 мм; палуба - 8-20 мм.
Вооружение: 2×1 85-мм; 1×1 37-мм зенитный автомат; 2×2 12,7-мм зенитных пулемёта.
МОНИТОР БРУСТВЕРНЫЙ см. броненосец брустверный.
МОНОГЕДРОН тип обводов глиссирующего судна, на котором днище от миделя до транца имеет постоянный угол килеватости до 10 и 17°. В последние годы получил распространение в виде обводов «глубокое V». Основным достоинством моногедрона является технологичность постройки корпусов из листового материала - фанеры или металла. Благодаря меньшей килеватости днища, имеет более высокую статистическую остойчивость, что позволяет получить достаточно высокое гидродинамическое качество при умеренных динамических перегрузках на волнении. Преимущественное распространение получил среди катеров, рассчитанных на глиссирование. В отличие от моногедрона, остальные глиссирующие суда с сильно изменяющейся от носа до кормы килеватостью днища, получили название обводов с «закрученным днищем».
МОНОГЕДРОН
Моногедрон.
МОНОКСИЛ византийское название однодеревых чёлнов. В литературе XVI-XVII в.в. так именовали запорожские чайки.
МОРОЗИЛЬНЫЙ ТРАУЛЕР траулер для лова рыбы и производства мороженой продукции. Имеет бортовые или кормовые траловые устройства, морозильные камеры, оборудование для разделки рыбы и утилизационные установки. Рефрижераторные трюмы приспособлены для хранения мороженой продукции при температуре от -23° до -28°С. Различают два типа морозильных траулеров: средний (СРТМ) - длиной 35-55 м и большой (БМРТ) - длиной 60-80 м.
МОРОЗИЛЬНЫЙ ТРАУЛЕР
Средний морозильный траулер пр. 19960.
Предназначен для добычи рыбы разноглубинными тралами, производства мороженной продукции из неразделанной и разделанной рыбы, хранения продукции, доставки ее в порт или передачи в море на транспортные суда. С 2005 г. строятся на ряде отечественных ССЗ.
ТЭ: водоизмещение полн. - 1370 т; 45,5×11,0×4,4 м; 1 ДД мощн. 1950 кВт; скорость полн. хода - 13 уз; экипаж - 26 чел.; объем рефрижераторного трюма - 500 м³.
МОРСКОЙ НОЖ тип мореходного глиссирующего катера, отличающегося дельтовидным корпусом с плоским и узким днищем в виде треугольника с углом 15° при форштевне. Форштевень сильно подрезан в нижней части и заострён подобно ножу; в верхней части имеется небольшой носовой транец. Для улучшения всхожести на волну, борта плавно расширяются к палубе подобно лемеху плуга. Брызгоотстойники-реверсоры, расположенные на бортах, отсекают брызговую плёнку и преобразуют её энергию в дополнительную поддерживающую силу. Оптимальным ходовым дифферентом для морского ножа является такой, при котором основание форштевня лишь слегка касается воды, а глиссирующая площадка днища погружена на всю длину. При сравнительных испытаниях на метровой волне морской нож подвергался в 10 раз меньшим ударным перегрузкам, чем катер с обводами «Глубокое V» и поддерживал более высокую скорость хода. Несмотря на высокие мореходные качества, морской нож имеет и ряд недостатков: низкую статистическую остойчивость, малый полезный объем корпуса и сравнительное низкое гидродинамическое качество, что требует для достижения высоких скоростей удельной большой мощности двигателя. Разработан в 1971 г. и запатентован американским инженером П. Пейном.
МОРСКОЙ ОХОТНИК противолодочный корабль небольших размеров, предназначенный для поиска и уничтожения ПЛ противника в прибрежных районах и узкостях. Активно использовались во время Первой и Второй мировых войн. Изначально вооружались гидроакустическими станциями и глубинными бомбами, а затем - радиолокационными станциями и реактивными бомбомётами. Для самообороны использовали несколько орудий небольшого калибра (от 45 до 76,2 мм) и пулемётов. Как показал опыт эксплуатации морских охотников, они были особенно эффективны для противолодочного обеспечения переходов конвоев, а также поддержания оперативного режима на подходах к базам.
МОРСКОЙ ОХОТНИК
Малый морской охотник советского ВМФ типа МО-4.
В 1937-1945 г.г. на трёх отечественных ССЗ было построено около 90 кораблей этого типа. Они активно использовались в годы Великой Отечественной войны. В частности, привлекались к проведению десантных операций. Вскоре после завершения войны остававшиеся в строю охотники были исключены из состава флота и проданы на слом.
ТТЭ: водоизмещение полн. - 56,5 т; 26,9×3,9×1,25 м; 3 БМ суммарной мощн. 2550 л.с.; скорость полн. хода - 26,0 уз; дальн. плавания - 800 миль (6 уз); экипаж - 24 чел.
Вооружение: 2×1 45-мм зенитных орудия; 2×1 12,7-мм пулемёта; 8 больших + 24 малых гл. бомбы.
Вместе с тем, к концу Второй мировой стало очевидно, что из-за малых размеров эти корабли не могут нести всю номенклатуру новейшего противолодочного оружия и радиотехнических средств. Дальнейшего развития не получили. В советском флоте морские охотники делились на: большие (стандартным водоизмещением около 200 т) и малые (водоизмещением около 60 т).
МОРСКОЙ ПАРОМ морское самоходное судно, предназначенное для перевозки железнодорожного и автомобильного транспорта (см. паром).
МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ ВООРУЖЕНИЯ суда обеспечения ВМФ (ВМС), предназначенные для снабжения кораблей оружием и боеприпасами в пунктах манёвренного и постоянного базирования. Подразделяются на транспорты: специального оружия, ракет и артиллерийских боеприпасов, а также торпед. В ВМС США используются комбинированные транспорты вооружения (их также классифицируют как плавучие арсеналы). Причём они в основном ориентированы на обслуживание надводных кораблей и приспособлены для передачи боезапаса на ходу в море. Как правило, в качестве транспортов вооружения используются суда специальной постройки.
МОТОРНАЯ ЛОДКА или моторный катер - небольшое прогулочное, туристическое или спортивное судно, снабжённое подвесным (стационарным) мотором. Спортивные моторные лодки, в зависимости от рабочего объёма двигателя делятся на классы. В отличие от гоночных судов (скутеров) на них устанавливаются исключительно серийные подвесные моторы.
МТЕПЕ или мтепи - парусное одномачтовое деревянное судно с острыми оконечностями и очень высоким носом клювообразной формы, распространённое на островах Ламу и вблизи портов Мамбаса (Кения). Сохранилось со времён древнего Египта и раннего арабского судостроения. Корпус выполнен без каких-либо металлических деталей. Массивный киль и штевни устанавливаются под большим углом друг к другу, на их основании набирается обшивка из досок, связываемых друг с другом вгладь. Пазы обшивки конопатятся. Шпангоуты, стрингеры и бимсы для палубы крепятся в отверстиях досок обшивки на деревянных заклёпках. Управляется рулём, навешиваемым на ахтерштевень с помощью кокосовых тросов, с длинным румпелем на полуюте. В кормовой части главной палубы размещается шалаш. Для связывания и обшивки используется тросы из пальмовых волокон, а для внутренней части и шалаша - пальмовые листья. Очень короткая мачта имеет закреплённую кокосовыми тросами высокую стеньгу, на которой несётся люгер, сплетённый из кокосовых волокон. В настоящее время используется как рыболовное или прогулочное судно, а также как лихтер. Наибольшая длина достигает 18 м, ширина - 6 м, грузоподъёмность - 60 т.
МУЛЕТА небольшое парусное промысловое судно, встречающееся у берегов Испании и Португалии. Имеет наклонённую к носу мачту с большим косым парусом, а также дополнительные косые паруса, поднимающиеся на изогнутом рангоутном дереве и расположенные на корме. На носу - длинный бушприт, над которым находится парус типа спинакер, а под ним два небольших прямоугольных паруса. Длина достигает 14 м, ширина - 4 м. Общая площадь парусов составляет порядка 170 м².
МУЛЕТА
Мулета.
Введение   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я   Основные сокращения

В начало страницы

Обратно в раздел "Справочные материалы"

Онлайн-калькулятор

для расчёта диаметров такелажа
Онлайн-калькулятор

для расчёта размеров рангоута
кораблей Российского флота

Напишите мне письмо...
Вступайте в нашу группу
Сообщество в ВК

Рекламана сайте

Новое на сайте

14.11.2017 Добавлен список самых больших парусных кораблей мира. 25.09.2017 Ведётся блог в режиме Real-Time "О творческой реализации известной модели от "Звезды" в СУВЕНИР-НОЧНИК «Летучий Голландец»" 04.09.2017 Добавлен Рассказ о постройке модели средневековой шлюпки от "Звезды" руками опытного БТТ-моделиста. 01.09.2017 Добавлен Фоторепортаж с XXI выставки-конкурса в г. Ступино. 17.07.2017 Добавлен Обзор модели корабля Santa Maria от Звезда (Россия). 03.07.2017 Добавлена статья "Изготовление шпрюйтов булиней на парусах." 19.04.2017 Добавлен Обзор модели Dana Fishingboat от Billing Boats (Германия). 21.03.2017 Добавлена Фотогалерея модели британского чайного клипера «Кáтти Сарк» (British tea clipper «Cutty Sark») 10.03.2017 Добавлен Обзор модели ганзейского когга от Revell (Германия). 09.03.2017 Добавлена статья "Гвоздевание бортов деревянной модели чопиками."
Copyright © 2015,  Парусный моделизм. Все права защищены. Дизайн: Степунин Дмитрий
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика