Парусный моделизм

Сайт для людей, увлечённых парусным моделизмом.

Партнёры
сайта
Группа компаний налогового и бухгалтерского консультирования Финансист «Самоцветы.» Салон Натальи Степуниной.
Условия размещения рекламы на сайте!

ПОЛНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КОРАБЛЕЙ И СУДОВ

Л.Б. Жданов

Введение   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я   Основные сокращения
Термин
Описание
ФАНГСБОТ гребной или моторный бот, распространённый в Норвегии и на севере России. Предназначается для зверобойного промысла, транспортировки людей и грузов. Длина достигала 8 м, ширина - 2 м, осадка - 0,5 м, грузоподъёмность - 3 т.
ФАРЕЛЛА папирусная лодка, применявшаяся в XIX в. на о. Мальта для рыбной ловли, а также для рейсов в Тунис в качестве грузового судна. Для таких плаваний борта наращивали высоким фальшбортом. Форштевень был круто изогнут кверху. Короткая мачта имела шпринтовый парус. Отличалась пёстрой раскраской и большой прочностью. Длина достигала 6 м, ширина - около 2 м.
ФАРИДА см. тарида.
ФАРСИССКИЕ КОРАБЛИ наиболее совершенный тип финикийских торговых судов. Строились по заказу и использовались в Средиземном море и Индийском океане в 700-х годах до нашей эры.
ФАСЕЛУС лёгкое, быстроходное судно, распространённое в Греции.
ФЕЛЮГА или фелюка, от араб. felucca - лодка.
1. Лодка на средиземноморских галерах, служившая для связи с берегом и между судами. Имела от 3 до 5 пар весел, мачту с косым парусом.
2. Небольшое парусное судно прибрежного плавания в странах Средиземноморья для перевозок грузов и рыболовства, особенно в бассейне Нила. Имела одну-три короткие мачты с косыми парусами, а иногда и весла. Использовалась греческими пиратами, в этом случае имела от шести до восьми лёгких пушек.
ФЕЛЮГА
Фелюга.
3. Парусно-гребная или парусно-моторная рыбацкая лодка на Чёрном и Азовском морях. Оснащалась мачтой с косым четырёхугольным парусом. Длина достигала 6 м, ширина -2 м, осадка - 0,5 м, грузоподъёмность - 6 т.
ФИНИКИЙСКИЕ СУДА см. древние суда (Финикия).
ФИНН олимпийский класс швербота-одиночки (конструктор швед Р. Сарби). Получил широкое распространение во всем мире. На этом шверботе впервые применена свободнонесущая мачта без стоячего такелажа. Длина достигает 4,5 м, ширина - 1,5 м, осадка со швертом - 0,9 м, площадь парусности - 10,3 м², а вес без экипажа - 130 кг.
ФИНН
Финн.
ФИШ-ГУКЕР рыболовное судно, использовавшееся на европейском северном побережья и на Доггер-Банке в XVIII- XIX в.в., имевшее грот- и бизань-мачты. Оно своим парусным вооружением очень напоминало кеч. Нижняя мачта и стеньга грот-мачты были подогнаны и врезаны друг в друга, соединены болтами и обвязаны так, что мачта выглядела почти как однодеревка. Бизань-мачта была небольшой и имела стеньгу, прикреплённую к ней при помощи салинга марса и стень-эзельгофта. На больших судах ставили на эту стеньгу марсель.
ФИШ-ГУКЕР
Фиш-гукер.
ФЛАМБАРТ нормандские открытые одно- или двухмачтовые лодки для прибрежного плавания, распространённые в XVIII-XIX в.в., применявшиеся преимущественно для рыбной ловли и для лоцманской службы. Большинство двухмачтовых лодок ходило под шпринтовыми парусами, одномачтовые несли гафельные паруса. К концу XIX в стали использоваться также как морские и речные яхты. Длина достигала 8 м.
ФЛЕЙТ ТОРГОВЫЙ И КИТОБОЙНЫЙ парусное судно. Считается, что флейт впервые был построен в голландском г. Хорн в 1605 г. Он с энтузиазмом был встречен моряками и очень быстро попал даже в Средиземное море. Это второй случай, когда моряки Средиземного моря перенимали конструкцию корабля, построенного в северной Европе (первым таким кораблём был когг). В XVII в. флейт был самым распространённым типом торгового корабля. Его парусное оснащение было более простым и легче управляемым, чем у других судов. Мачты были выше, поэтому и паруса были более высокие и менее широкие, а это позволяло ставить более короткие реи, что очень облегчало работу с парусами. Правда, короткие реи ставили только на голландских флейтах, тогда как на других флотах (например, Derflinger из Бранденбурга) реи ставили такими же длинными, как у галиона. Малая осадка флейта была очень большим преимуществом в мелководных голландских портах. Брус управления рулём двигался в овальном отверстии. Позднее он был заменён штурвалом. Таким образом, флейт был первым в истории мореплавания судном, где был применён штурвал. Две носовые мачты на флейтах несли прямоугольные паруса, на бизань-мачте ставили прямоугольный и латинские паруса, а на бушприте - прямоугольный парус. Со временем на флейт поставили третий прямоугольный парус и большой фок на бушприте. В тех случаях, когда флейт использовали для китобойного промысла, к его архитектуре добавляли спардек.
ФЛИБОТ от голланд. flibot - от названия пролива Фли и о-ва Флиланд.
небольшое плоскодонное парусное судно грузоподъёмностью до 100 т, применявшееся в XVIII-XIX в.в. в Нидерландах для лова рыбы.
ФОВЕТТА парусно-гребное судно, распространённое в XVIII-ХIX в.в. на берегах Средиземного и Лигурийского морей. Это был прямой потомок шебеки. В отличие от неё у фоветты нос был высоко поднят, как и бушприт, а корпус укорочен, массивен и менее элегантен. Парусное оснащение целиком повторяло шебеку - три мачты с латинскими парусами. Корма французской фоветты сохраняла полностью форму шебеки, тогда как корма генуэзских и лигурийских фоветт была усечена выше ватерлинии. В XIX в. начали сочетать латинские паруса с прямоугольными парусами: французская фоветта на двух носовых мачтах несла три прямоугольных и один латинский паруса на бизань-мачте. Очень интересны некоторые особенности генуэзской фоветты. Две её носовые мачты несли прямоугольные паруса, но на верхней палубе в запасе лежали две длинные реи со свёрнутыми латинскими парусами. При необходимости прямоугольные паруса можно было заменить латинскими. Возможно, это был уникальный случай в истории мореплавания. Длина фоветты в среднем достигала 18 м, а ширина - 5 м.
ФРЕГАТ от итал. fregata - сокрушать, ломать.
1. Парусно-гребное посыльное судно при галерах XII-XVI в.в., имевшее до пяти пар весел и косой парус. В дальних походах буксировалось обычно флагманской галерой.
2. Наиболее крупный парусно-гребной корабль шхерного флота. Кроме обычного фрегатного парусного вооружения имел от 12 до 18 пар весел и артиллерийское вооружение из примерно 38 орудий. В российском флоте парусно-гребные фрегаты использовались в XVIII-XIX в.в.
ФРЕГАТ
Фрегат российского Императорского флота типа Аврора.
В 1832-1851 г.г. на различных отечественных предприятиях было построено три корабля типа Аврора (Аврора, Диана и Паллада). Они оставались в составе флота до середины 60-х годов XIX в.
ТЭ: 48,5×12,7×4,2 м.
Вооружение: 44 24-фунтовых пушки и карронады.
3. Трёхмачтовый парусный или парусно-паровой боевой корабль XVIII-XIX в.в. От парусных линейных кораблей отличался меньшими размерами, артиллерийским вооружением и был предназначен для дальней разведки и крейсерской службы. С середины XIX в. на фрегаты стали ставить паровую машину и гребные колеса, затем - гребные винты (см. пароходо-фрегаты) и на некоторых (с 1860 г.) - броневую защиту. Такие корабли классифицировали как броненосные фрегаты. Первыми фрегаты стали строить французы. Их появление было обусловлено тем, что линейные корабли при своей огромной пушечной мощи оказались неповоротливыми и очень медлительными. Во второй половине XVII в. в царствование Людовика XIV, министр финансов Кольбер собрал крупных математиков и физиков страны и поручил им разработать проект такого корабля, который сочетал бы в себе мореходные качества флейта и пинаса - так появился фрегат. К концу XVII в. эти корабли несли на борту от 20 до 40, а в XVIII в. - 60 орудий. Со временем фрегаты стали двухпалубными, а полубак и полуют исчезли на них вообще. Эти корабли использовались для эскортирования торговых судов, помощи линейным кораблям в сражениях и действий на торговых коммуникациях противника.
ФРЕГАТ
Фрегат аргентинских ВМС типа Almirante Brown.
В 1980-1984 г.г. на верфи ф. «Blom & Voss» в Гамбурге (ФРГ) по заказу правительства Аргентины в соответствии с концепцией МЕКО было построено четыре фрегата типа Almirante Brown (пр. МЕКО 360 Н2). Предназначены для борьбы с НК и ПЛ противника, а также обстрела береговых объектов или оказания огневой поддержки десантам. Кроме того, они способны выполнять функции флагманских кораблей флота. Официально классифицируются как эсминцы. Остаются в составе ВМС Аргентины.
ТТЭ: водоизмещение полн. - 3360 т.; 125,9×14,0×5,8 м; 2 форсажных ГТД суммарной мощн. 50000 л.с. + 2 маршевых ГТД суммарной мощн. 9900 л.с.; скорость полн. хода - 30,5 уз; дальн. плавания - 4500 миль (18 уз); экипаж - 266 чел.; автономность - 30 сут.
Вооружение: 2×4 ПКРК «Exocet» ММ40; 1×8 ЗРК «Albatros» при боезапасе 24 ЗУР; 1×1 127-мм универсальная АУ; 4×2 40-мм зенитных автомата; 2×3 324-мм ТА при боезапасе 6 торпед; 1 легкий вертолет.
4. Современный надводный боевой корабль зарубежных ВМС, аналог отечественного сторожевого корабля. Предназначен для поиска и уничтожения ПЛ, противолодочной, противовоздушной и противоракетной обороны кораблей и транспортов при действиях в составе поисково-ударных групп или сил авиационно-ударных соединений, десантных отрядов и конвоев.
ФРЕГАТ БАШЕННЫЙ броненосный боевой корабль прибрежного действия с артиллерией на верхней палубе во вращающихся бронированных башнях, установленных на ДП и со сплошным броневым поясом по ВЛ. По конструкции являлись мониторами, но имели более высокую (до 1,5 м) высоту борта и несли парусное вооружение - см. броненосцы береговой обороны.
ФРЕГАТ РАКЕТНЫЙ надводный боевой корабль, сравнительно большого водоизмещения (от 4700 до 10000 т), предназначенный для защиты соединений авианосцев (или линейных кораблей) от подводных лодок - при помощи РБУ и самонаводящихся торпед, а также от средств воздушного нападения - при помощи управляемого ракетного оружия (ЗРК). Являлись развитием эсминцев периода Второй мировой войны. Строились с середины 50-х до конца 1975 г., после чего классифицировались как ракетные крейсера. Их отечественными аналогами можно считать, правда, с большими оговорками, большие ракетные корабли пр. 56М и пр. 57бис, вооружённые ПКРК «КСЩ».
ФРЕГАТ РАКЕТНЫЙ
Ракетный фрегат ВМС США типа Belknap.
В 1962-1967 гг. по заказу ВМС США было построено девять ракетных фрегатов типа Belknap. Оставались в составе ВМС до середины 90-х годов прошлого столетия, пока не были заменены эсминцами типа Arleigh Burke.
ТТЭ: водоизмещение полн. - 8200 т.; 166,7×16,7×8,8 м; 4 ПК + 2 ГТЗА суммарной мощн. - 85000 л.с.; скорость полн. хода - 32,7 уз; дальн. плавания - 8000 миль (20 уз); экипаж - 513 чел.; автономность - 30 сут.
Вооружение (до модернизации): 1×2 ЗРК «Terrier» при боезапасе 60 ЗУР; ПЛРК ASROC (запускались с ПУ ЗРК «Terrier») при боезапасе 12 ПЛУР (за счет ЗРК); 1×1 127-мм универсальная АУ; 2×2 76-мм зенитных автомата; 2×3 324-мм ТА при боезапасе 6 торпед; вертолёт системы DASH.
Для ракетных фрегатов было характерны высокая скорость хода (сопоставимая со скоростью хода авианосцев), большая автономность, мощные противолодочное и реактивное зенитное вооружение (образцы которых были весьма громоздкими в то время). В середине 60-х годов была начата постройка фрегатов с ядерной силовой установкой (для обеспечения высокой скорости хода и практически неограниченной дальности плавания). Первым таким кораблём стал американский Truxtun со стандартным водоизмещением 8500 т.
ФРЕГАТ ЭСКОРТНЫЙ как подкласс эскортных кораблей появились в начале Второй мировой войны. Своим появлением они обязаны необходимости непосредственной защиты торговых судов на океанских коммуникациях от атак авиации и ПЛ противника. Эти корабли, сравнительно небольшого водоизмещения (около 1200 т) имели мощное противолодочное и зенитное вооружение, хорошие мореходные качества и большую дальность плавания. Благодаря сравнительно простой конструкции корпуса и главных механизмов (зачастую, за счёт отказа от паротурбинной в пользу паровой установки) удалось развернуть массовую постройку кораблей данного типа. Одной из их разновидностей стали эскортные миноносцы. Они практически полностью повторяли фрегаты, но несли торпедное вооружение, предназначенное для самообороны (на случай, столкновения с надводными кораблями противника). Сразу после завершения Второй мировой войны их также стали классифицировать как фрегаты. Однако, появление новых, весьма громоздких образцов противолодочного и зенитного ракетного вооружения, заставило в середине 50-х годов прошлого столетия переоборудовать классические эсминцы в универсальные эскортные корабли или строить специальные эскортные корабли - ракетные фрегаты (см. фрегаты ракетные). Эскортные фрегаты стали классифицировать как эскортные миноносцы. С 1975 г., после того как ракетные фрегаты переклассифицировали в ракетные крейсера, они вновь стали классифицироваться как фрегаты. В начале 80-х годов этим кораблям стали придавать ударные качества, вооружая их ПКРК. Это привело к тому, что к концу 80-х годов в большинстве стран мира фрегаты стали многоцелевыми эскортными кораблями.
ФРЕГАТЦЫ тип средиземноморского 10-пушечного фрегата в XVIII-XIX в.в.
ФУСТА малая быстроходная венецианская галера XIII-XVI в.в. Длина достигала 27 м, а ширина - 4 м.
Введение   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я   Основные сокращения

В начало страницы

Обратно в раздел "Справочные материалы"

Онлайн-калькулятор

для расчёта диаметров такелажа
Онлайн-калькулятор

для расчёта размеров рангоута
кораблей Российского флота

Напишите мне письмо...
Вступайте в нашу группу
Сообщество в ВК

Рекламана сайте

СКЛЕЙКА!

Новое на сайте

04.09.2017 Добавлен Рассказ о постройке модели средневековой шлюпки от "Звезды" руками опытного БТТ-моделиста. 01.09.2017 Добавлен Фоторепортаж с XXI выставки-конкурса в г. Ступино. 17.07.2017 Добавлен Обзор модели корабля Santa Maria от Звезда (Россия). 03.07.2017 Добавлена статья "Изготовление шпрюйтов булиней на парусах." 19.04.2017 Добавлен Обзор модели Dana Fishingboat от Billing Boats (Германия). 21.03.2017 Добавлена Фотогалерея модели британского чайного клипера «Кáтти Сарк» (British tea clipper «Cutty Sark») 10.03.2017 Добавлен Обзор модели ганзейского когга от Revell (Германия). 09.03.2017 Добавлена статья "Гвоздевание бортов деревянной модели чопиками." 20.02.2017 Добавлен Обзор модели корабля крестоносцев XII-XIV в.в. от Звезда (Россия). 17.02.2017 Добавлена статья "Изготовление корпусов парусных кораблей."
Copyright © 2015,  Парусный моделизм. Все права защищены. Дизайн: Степунин Дмитрий
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика