Парусный моделизм

Сайт для людей, увлечённых парусным моделизмом.

Партнёры
сайта
Группа компаний налогового и бухгалтерского консультирования Финансист «Самоцветы.» Салон Натальи Степуниной.
Условия размещения рекламы на сайте!

СКАЗКА

о попытке творческой реализации известной модели от "Звезды"
СУВЕНИР-НОЧНИК
«Летучий Голландец»

Автор: Андрей Гурский
Санкт-Петербург


Источник: http://karopka.ru/forum/forum190/topic25603/

ОГЛАВЛЕНИЕ


Немного предыстории.

Первое моё знакомство со сборными моделями произошло во время учёбы в начальной школе, где-то в середине 1970-х. И, конечно, лучшим подарком в ту пору являлась новая заветная красочная коробка от «VEB Plasticart»!

Тем не менее, поскольку пластиковые сборные комплекты тогда были в дефиците, мы с друзьями не отказывались и от иных вариантов - танков, автомобилей, домиков, кораблей... Помню, были у меня в коллекции крейсер «Аврора», броненосец «Потёмкин» и подводная лодка «Северянка».

А вот что в руки не попадалось - так это модели парусных судов. И одним из ярких воспоминаний детства осталась увиденная у товарища коробочка, которую ему привезли из-за границы. Коробочка была очень небольшого формата, однако с высокими бортиками, а на лицевой стороне красовалась живописная миниатюра влекомого ветром парусника, вся в фиолетовых тонах. Внутри лежали литники из белого глянцевого пластика. Паруса тоже, помнится, были пластмассовыми.

В целом, модель была очень небольшая по размеру, вряд ли длиннее 15 сантиметров. Наверное, масштаб составлял 1:200 или ещё мельче. А сам корабль напоминал одну из каравелл Колумба, и может, так и было на самом деле...

Очень манящее для юного моделиста зрелище!

Хотелось бы, конечно, теперь узнать, что это была за модель и от какого производителя...

Так или иначе, но, вернувшись, спустя годы, к любимому хобби, я продолжил собирать модели самолётов-вертолётов. Однажды, среди анонсов и обзоров промелькнул комплект парусного корабля «Летучий Голландец» от фирмы «Звезда», и меня посетила идея вспомнить детскую мечту и собрать, наконец, хоть раз в жизни, парусник!

Летучий Голландец показался мне оптимальным выбором для такого эксперимента, и вот почему:
1. Комплект от Звезды заявлялся как новинка, и я доверчиво полагал это залогом качества и отсутствия проблем при сборке. (Как оказалось впоследствии, я сильно ошибался, о чём напишу подробнее.)
2. В обзорах модель выглядела не очень сложной в сборке и описывалась авторами, как достаточно качественная.
3. Рваные паруса в наборе красиво отлиты из пластика, что для первого в жизни эксперимента предпочтительнее, нежели необходимость профессиональной имитации из ткани.
4. Подкупала возможность обеспечить «потустороннее» свечение при помощи флуоресцентного лака. А поскольку супруга не раз выказывала желание иметь в доме ночник, пришла идея добавить ещё и зловещую светодиодную подсветку, что для корабля-призрака вполне уместно.
5. Поскольку в парусных судах я толком не разбирался, то фантастический корабль виделся предпочтительнее реального, ибо «копийность» элементов в этом случае не так критична.
6. Привлекательным оказался также и заявленный масштаб модели – 1:100. Особенно, с учётом моей слабости к легендарному «Пластикарту», где большинство авиалайнеров выпускались именно в этом масштабе. Приятно было бы сопоставить габариты!

В итоге летом 2015 года я приобрёл комплект №9042 от «Звезды» и понемногу начал работу над сувениром.

Далее я расскажу о некоторых изначальных ошибках, связанных с недостаточной информацией о наборе, приведших в будущем к ряду сложностей.

В начало блога.
Анализ исходного комплекта. Часть 1

Проблемы, связанные с недостаточным изучением выбранного для работы комплекта, проявились в итоге в двух основных аспектах - «идеологическом» и «техническом».

Начнём с идеологического аспекта. Для этого обратимся к самой легенде о Летучем Голландце. В сильно сокращённом виде легенда гласит, что в 1700-е годы голландский капитан Филипп Ван дер Деккен возвращался из Ост-Индии и вёз на борту молодую пару. Капитану приглянулась девушка; он убил её суженого, а ей сделал предложение стать его женой, но девушка выбросилась за борт.

При попытке обогнуть мыс Доброй Надежды корабль попал в сильный шторм. Среди суеверных матросов началось недовольство, и штурман предложил переждать непогоду в какой-нибудь бухте, но капитан застрелил его и нескольких недовольных, а затем поклялся костями своей матери, что никто из команды не сойдёт на берег до тех пор, пока они не обогнут мыс, даже если на это уйдёт вечность. Этим Ван дер Деккен навлёк на свой корабль проклятие. Теперь он, бессмертный, неуязвимый, но неспособный сойти на берег, обречён бороздить волны мирового океана до второго пришествия.

Таким образом, наш корабль-призрак в своей основе является голландским судном 18 века. А что мы видим у «Звезды»?

Если бы я внимательнее изучил ассортимент этой фирмы, то сразу обнаружил бы подвох. Дело в том, что «Звезда» в данном случае пошла по типичному для наших предпринимателей пути – сорвать дополнительный куш с минимальными вложениями (как «импортозамещение» сыра из пальмового масла). «Летучий Голландец» от «Звезды» – не что иное, как слегка модифицированный «Корабль конкистадоров «Сан Габриэль» XVI в.» (№9008)!

Вот полный список отличий:

  • другая коробка;
  • «рваные» пластиковые паруса, уже с частью такелажа, вместо вакушных (главное отличие!);
  • другая надпись на подставке;
  • отсутствие бумажных вымпелов и декали;
  • дополнительные баночка лака с люминофором и бессмысленная кисточка;
  • слегка подправленная инструкция.

В итоге, с подачи «Звезды» мы имеем дело с кораблём 16 века. А ещё точнее – с португальским кораблём самого конца 15 века, ибо «Сан Габриэль» – это один из трёх кораблей экспедиции Васко да Гамы в Индию (1497-1499)!

Так что, Летучий Голландец вряд ли должен выглядеть так, как изображено на коробке от «Звезды»:


Фото 1. Картинка с коробки Звезды.
В начало блога.
Анализ исходного комплекта. Часть 2

Как уже отметил ранее, «Летучий Голландец» от «Звезды – не что иное, как «Корабль конкистадоров ... XVI в.» с рваными парусами.

«Корабль конкистадоров...» появился в продаже в 2007 году, а его «призрачная» модификация увидела свет в 2011. Но из этого вовсе не следует, что к 2007 году «Звезда» разработала новую на тот момент модель. Она всего лишь перекупила (и перемаркировала) пресс-формы у известнейшей немецкой фирмы «Revell»! Наш корабль успешно выпускался последней аж с 1998 года (05403), только тогда он честно назывался «Vasco da Gama's Nau San Gabriel».

Но и это ещё не конец! Оказывается, и фирма «Revell» не тратила усилий на создание соответствующих пресс-форм, а просто перекупила их у намного менее известной португальской компании «Ocidental Réplicas». И вот именно последняя-то и является истинным автором рассматриваемой модели. В 1997 году, в честь 500-летия индийской экспедиции Васко да Гамы, в Португалии был выпущен исходный комплект.

Поэтому, все достоинства и недостатки набора Летучего Голландца либо унаследованы от той 20-летней давности модели, либо привнесены новыми хозяевами в процессе нескольких последовательных адаптаций.

Сделаем беглый обзор, того, что получилось в итоге этой эпопеи.


Фото 2. 1997 - Ocidental Réplicas - коробка.

Фото 3. 1998 - Revell (05403) – коробка.

Фото 4. 2007 - Звезда (9008) – коробка.

Фото 5. 2011 - Звезда (9042) – коробка.
В начало блога.
Анализ исходного комплекта. Часть 3

Качество отливок 1997 года было в целом приличным, таковым оно и осталось к настоящему моменту. Вот так выглядел внутри набор от «Ocidental Réplicas»:


Фото 6. 1997 - Ocidental Réplicas – литники.

Фото 7. 1997 - Ocidental Réplicas – паруса.

Пожалуй, самой примечательной его деталью были тканевые паруса с нанесённой уже полиграфией. Достоинства отливок – в неплохом изображении деревянной обшивки на деталях и приемлемой в целом стыкуемости. Недостатки – в слабой и грубоватой детализации, а также – в отсутствии некоторых элементов конструкции, например, вант-путенсов. Странно выглядят и сами ванты: в отличие от остальных деталей, они лишены вообще какой-либо текстуры, и очертаниями напоминают тщательно отфрезерованные металлические конструкции. Ещё, забегая вперёд, отмечу никуда не годную подставку.

Явно не были предусмотрены сорлини для пера руля, а также ватер-штаги и ватер-бакштаги бушприта и кормового выстрела (если я правильно называю эту горизонтальную штуковину, торчащую назад из кормы).

К сожалению, не имею на руках сканов португальской инструкции, но игнорирование ватер-(бак)штагов сильно удивляет. Ведь без этих снастей тонкие пластмассовые бушприт и кормовой выстрел неминуемо выгнутся вверх, а то и сломаются при обтяжке такелажа! Либо же, придётся обтягивать такелаж с провисаниями...

Впрочем, вопрос с такелажем вообще очень запутанный, и пока его отложим.

Исходная схема окраски модели мне не известна. Судя по картинке, изначально предполагались в основном тона древесины, возможно, с отделкой красным цветом. Наверное, трудно сейчас узнать, как в действительности выглядел «Сан Габриэль»...

При переносе производства на заводы «Revell» тканевые паруса испарились, превратившись в «вакушки». Окраска по инструкции здесь предлагается более яркая и пёстрая, нежели на крышке коробки. Впрочем, при внимательном рассмотрении видно, что и португальская модель заметно отличается от корабля на своей картине.


Фото 8. 1998 - Revell (05403) – литники.

В «звездинской» реинкарнации раскраска «Сан Габриэля» сделалась ещё более попугайской, даже разноцветная в прошлом фигура ангела засверкала бронзой. На корме появились какие-то «фантомные» планки для крепления тросов (видимо, изменилась и вся схема такелажа). Куда-то сгинул корабельный крест (может, помешал этому новому такелажу?). И, наконец, появилась на свет «коронная» ошибка «Звезды» в данной модели – основание для установки грот-мачты развернулось в инструкции на 180 градусов, в результате чего и мачта, и стеньга устанавливаются теперь задом наперёд!

А наш «Летучий Голландец» – прямой наследник описанного выше комплекта - обладает всеми его особенностями. Вдобавок к этому, новые пластмассовые «рваные» паруса отлиты вместе с реями, вследствие чего ещё больше поменялся такелаж, ставший в итоге совершенно фантазийным.

Заключая обзор истории комплекта, порекомендуем моделистам обратить внимание на следующие моменты:

  1. Быть внимательными в самом начале сборки, при установке основания грот мачты.
  2. Обдумать, не стоит ли выбрать не столь броские, как в инструкции, цвета окраски для корабля-призрака.
  3. Быть готовыми к доработке и добавлению ряда элементов.
  4. Набраться мужества перед работой с такелажем!
  5. Заранее подумать о замене или укреплении подставки (иначе есть риск «кораблекрушения»).
В начало блога.
Сборка. Часть 1. Корпус, подставка, ввод электропитания.

Приведённые ранее сведения о модели, надеюсь, пригодятся тем, кто вслед за мной возьмётся за её сборку. А мы, тем временем, приступаем непосредственно к работе.

Обращаю внимание, что в начале буду публиковать уже пройденные к текущему моменту этапы, и часть возможных ошибок поправить не смогу!

Начнём с основы основ – корпуса и подставки. Сам по себе этап не сложный, но надо учесть изначальное намерение обеспечить светодиодную подсветку. Стало быть, необходимо предусмотреть незаметный снаружи ввод питающих цепей.

Кроме того, следует сразу решить, по какой схеме будут включаться светодиоды – параллельно или последовательно. Оба варианта имеют свои плюсы и минусы.

Учтя наличие свободного блока питания на 24-28 вольт, я решил воспользоваться последовательной схемой, то есть все светодиоды будут соединены в единую петлю, один за другим. Такое включение более уязвимо для поломок, однако избавляет от лишнего выделения паразитного тепла на балластных резисторах и сводит к минимуму количество проводов в модели.


Фото 9. Подготовленные детали (корпус, киль, упор мачты).

Фото 10. Подготовленные детали (подставка, табличка).

Фото 11. Корпус в сборе.

Фото 12. Отверстия для электропроводов.

Фото 13. Окрашенные детали подставки.

Фото 14. Корпус и подставка.

Фото 15. Корпус и входные электропровода.

Фото 16. Вход электропитания на дне подставки.

На последнем фото - вход электропитания на дне подставки.

В начало блога.
Сборка. Часть 2. Палуба, корма, руслени, электропроводка.

Теперь устанавливаем палубу, не забыв вывести наружу провода электропитания:


Фото 17. Корпус и палуба.

Фото 18. Вывод электропроводки на палубу.

Добавляем транец на корму и предварительно просверленные сквозь торцы руслени:


Фото 19. Корпус и транец кормы.

Фото 20. Корпус и руслени.

Вдоль борта под палубой проводим ещё один провод и выводим его наружу сквозь отверстия в русленях:


Фото 21. Проводка под палубой вдоль борта (1).

Фото 22. Проводка под палубой вдоль борта (2).

Входной и выходной провода закрепляем эпоксидным клеем:


Фото 23. Вывод проводки на нос.

Фото 24. Вывод проводки на корму.

И вот, что на данном этапе получаем в итоге:


Фото 25. Общий вид проводки в корпусе.
В начало блога.
Сборка. Часть 3. Палубы полубака и полуюта, подсветка.

Подготавливаем светодиоды для подсветки помещений под полубаком и полуютом:


Фото 26. Палубы полубака и полуюта + светодиоды.

Закрепляем светодиоды и проводку под палубами на эпоксидном клею; поверх проводов наклеиваем (на «Момент-Кристалл») металлизированную плёнку (от пакета из-под чая):


Фото 27. Монтаж подсветки (полубак).

Фото 28. Монтаж подсветки (полуют).

Серебристая плёнка наклеивается для 2 целей: уменьшить поглощение света потолком и предотвратить просвечивание палубы наверх (чёрная подкраска тоже от просвечивания).

Теперь монтируем палубы полубака и полуюта над предварительно окрашенной и «попачканной» верхней палубой:


Фото 29. Корпус + палубы полубака и полуюта.

Внутренние стороны переборок помещений окрашены в красный цвет для усиления «зловещести» подсветки. Базовый цвет палубы (песочный) взят из схемы окраски от «Звезды». (И вообще, вся базовая окраска моей модели основывается на схеме от «Звезды», поскольку на тот момент я ещё не ознакомился с возможными альтернативами. И лишь потом с огорчением выяснил, что окраска Летучего Голландца идентична окраске «Сан Габриэля».)

Вот какой результат мы получаем в завершение данного этапа:


Фото 30. Общий вид проводки с полубаком и полуютом.
В начало блога.
Сборка. Часть 4. Палубы бака и юта, подсветка.

Подготавливаем светодиоды для подсветки помещений под баком и ютом...


Фото 31. Палубы бака и юта + светодиоды.

...И вот тут-то нас и поджидает грядущая неприятность! Обратите внимание на светодиод для бака: его длина чуть меньше, чем у всех остальных. Дело в том, что одной из «целевых функций» при постройке модели Летучего Голландцы я поставил минимизацию материальных затрат, то есть отдал предпочтение материалам и элементам из имеющихся запасов, а не новым покупным. Ведь «кораблестроение» для меня – побочная ветвь, главное увлечение – «авиастроение».

Так что, все светодиоды взял из «закромов родины», соответственно, марки и номиналы неизвестны, ориентировался на внешний вид и свечение. Этот маленький светодиод светился примерно, как и остальные, а укороченная длина показалась мне даже более привлекательной для малогабаритной носовой каюты.

На самом же деле, по-видимому, этот светодиод был не только иного размера, но и старого советского(!) производства. Стало быть, его параметры могли достаточно сильно отличаться от современных импортных стандартов. Так был заложен фундамент будущей проблемы.

Тем не менее, пока что продолжаем сборку:


Фото 32. Корпус + палубы бака и юта.

Фото 33. Монтаж подсветки под баком и ютом.

Как и ранее, наклеиваем на потолки светоотражающую плёнку:


Фото 34. Отражающая плёнка для подсветки.

В завершение данного этапа устанавливаем обе палубы в корпус судна. Проверка подсветки с временными шунтами вместо недостающих светодиодов показала в тот момент работоспособность имеющихся электрических цепей.

В начало блога.
Сборка. Часть 5. Переборки кают, остекление, бортовые кофель-планки.

Подготавливаем переборки будущих кают (в 2 яруса над верхней палубой):


Фото 35. Подготовленные детали (переборки помещений).

Окрашиваем их, после чего устанавливаем на модели:


Фото 36. Корпус и переборки кают нижней палубы.

Фото 37. Корпус и переборки кают верхней палубы.

Хочу ещё обратить внимание на остекление в окошках кают второго яруса. Я применил для имитации стёкол известный состав «Micro Kristal Klear». Впрочем, поскольку это средство – всего лишь, как оказалось, хорошо очищенный клей ПВА, то, думаю, можно использовать и любой другой качественный клей такого типа.

Аналогично показанным выше «внутренним» окнам, я «застеклил» и все остальные оконца по бортам и на корме.

Далее устанавливаем переднюю переборку бака:


Фото 38. Корпус и носовая переборка.

И, наконец, добавляем вдоль бортов множество странных планочек для крепления снастей такелажа в будущем. Предположительно могу назвать их «кофель-планками», хотя никаких кофель-нагелей на них не изображено...


Фото 39. Корпус и бортовые кофель-планки.

Кстати, тут вылез ещё один косяк «Звезды». На фальшборте кормы указана установка двух укороченных планок, однако, в наборе ничего подобного вообще не имеется. Я лично, чтобы сильно не разбираться, изготовил их сам. Но следует иметь в виду, что в предыдущих «инкарнациях», даже у «Revell», никакие планки на корму не ставятся!

В начало блога.
Сборка. Часть 6. Трапы, ограждения, кофель-нагельные планки, рымы, брашпиль.

На палубах предусмотрено много разных вспомогательных элементов – трапы, ограждения, кофель-нагельные планки, рымы. Давайте установим их всех на свои места:


Фото 40. Подготовленные детали (трапы, ограждения и т.д.).

Фото 41. Корпус и трапы, ограждения, рымы и т.д..

После этого можно заняться брашпилем. Соберём его, покрасим (а заодно покрасим, наконец, и корпус корабля снаружи) и намотаем якорные канаты (закрепив последние при помощи клея «Момент-Кристалл»):


Фото 42. Подготовленные детали (брашпиль).

Фото 43. Брашпиль и якорный канат.

В завершение текущего этапа установим готовый брашпиль на модель:


Фото 44. Корпус и брашпиль.

Кстати, чтобы брашпиль смотрелся естественнее, я просверлил в палубе два отверстия для спуска свободных концов якорных канатов.

В начало блога.
Сборка. Часть 7. Руль, кормовой выстрел.

Теперь займёмся рулём. Подготавливаем перо руля и румпель, добавив самодельный рым из медной проволоки для сорлиня, не предусмотренный в инструкции:


Фото 45. Перо руля и рым для сорлиня (самодел).

Фото 46. Перо руля и румпель перед покраской.

Окрашенные элементы руля устанавливаем на модель. В качестве сорлиня можно использовать ту нить из набора, которая уже использовалась для имитации канатов якорных.


Фото 47. Корпус, перо руля и румпель.

Фото 48. Нить для сорлиня руля.

Вроде, всё получилось. Тогда установим заодно и кормовой выстрел:


Фото 49. Корпус и кормовой выстрел.
В начало блога.
Сборка. Часть 8. Бушприт, двери кают, гальюнная фигура ангела.

Продолжаем сборку и устанавливаем предварительно окрашенный бушприт:


Фото 50. Корпус и бушприт.

После чего вполне можно слегка прикрыть входы в каюты (на баке и юте) дверями:


Фото 51. Корпус и дверь каюты (бак).

Фото 52. Корпус и дверь каюты (ют).

Раз уж установили бушприт, то есть смысл завершить ансамбль носа судна гальюнной фигурой ангела. Собираем и окрашиваем фигурку из набора, после чего «по интуиции» приклеиваем примерно в полагающемся месте, поскольку никаких посадочных отметок нам не предлагают.


Фото 53. Подготовленные детали (гальюнная фигура ангела).

Фото 54. Фигура ангела перед покраской.

Фото 55. Корпус и фигура ангела.

На самом деле, с этим ангелом вообще всё туманно. Ведь на исторических реконструкциях и даже на первых вариантах коробок «Сан Габриэля» никакой носовой фигуры не просматривается.


Фото 56. Сан Габриэль (музей).

Зато там есть где протянуть ватер-штаг бушприта, а с нашим ангелом сие весьма проблематично.

Да и с окраской данной фигуры - тоже одни разночтения. Я по схеме «Звезды» покрасил её целиком в бронзовый цвет, состарив затем тонировками. А вот в инструкции от «Revell», например, предлагалось раскрасить ангела как черноволосого человека в синих одеяниях, но с золотыми крыльями...

В начало блога.
Сборка. Часть 9. Пушки, бочки, вёдра.

Пора дополнительно оживить основную палубу, разместив на ней предусмотренные в наборе пушки, бочки и вёдра. На всех соответствующих деталях присутствует значительный сдвиг пресс-форм, что вынуждает немало потрудиться ножом и напильником.

В стволах пушек высверливаем жерла, после чего окрашиваем стволы и лафеты, не забыв затем как следует их «загрязнить»:


Фото 57. Стволы пушек и лафеты перед покраской.

Фото 58. Стволы пушек и лафеты.

Теперь собираем пушки и устанавливаем их на палубе. (Поскольку сопрягаемые поверхности полностью окрашены, то вместо клея для пластмассы приходится использовать ПВА.)


Фото 59. Корпус и пушки.

После пушек принимаемся за бочки и вёдра. Если с бочками особых проблем нет (кроме стачивания сдвига половинок), то вёдра приходится высверливать изнутри и добавлять им ручки из окрашенной проволоки.


Фото 60. Подготовленные детали (бочки).

Фото 61. Подготовленные детали (вёдра).

Фото 62. ёдра и проволока для ручек.

Наконец, и этот элемент декора закрепляем на палубе при помощи клея ПВА:


Фото 63. Корпус и бочки и вёдра.

Попутно отмечу свою очередную ошибку, хорошо заметную на предыдущих фотографиях. Палубные рымы я просто вклеил кончиками ножек в имеющиеся углубления, что не обеспечивает необходимой прочности, да и выглядит странновато. В дальнейшем пришлось даже усиливать крепления каплями прозрачной эпоксидки. А правильнее было бы просверлить на месте углублений сквозные отверстия и утопить через них ножки рымов «под завязку»!

В начало блога.
Сборка. Часть 10. «Состаривание».

Шаг за шагом мы, наконец, подходим к моменту, когда следует вспомнить, что строим не просто видавший виды парусный корабль, а легендарный Летучий Голландец. Кроме «зловещего» свечения, это предполагает также особую изношенность, запущенность, ветхость. Ведь этот корабль обречён скитаться по волнам вечно!

Каждый моделист по-своему представляет описанный образ. Я встречал на просторах Сети самые разные варианты и вряд ли придумал бы нечто принципиально новое. Также, к сожалению, я больше инженер, нежели художник, поэтому очень смутно представлял, чем ещё можно дополнить и так уже изрядно «испачканную» модель.

А дополнить время пришло, поскольку в процессе дальнейшей сборки мачты, рангоут, такелаж и прочие элементы конструкции существенно ограничили бы доступ к палубам.

К счастью, в моём случае проблему оказалось возможным решить, перейдя, так сказать, «в иное измерение». Как я упоминал в начале, одним из мотивов создания сувенирного «Летучего Голландца» было желание супруги обзавестись необычным ночником. И, поскольку она-то у меня как раз художник, то я и попросил её дополнительно разукрасить модель по собственному вкусу!

Итак, вот вид корабельных палуб перед «состариванием»:


Фото 64. Палубы перед «состариванием».

Далее, акриловыми красками наносим живописный слой тины и плесени. После этого закрепляем его идущим в наборе лаком с порошком люминофора. К сожалению, лак оказался не матовым, а, как минимум, полуглянцевым. Но уж что получилось - то получилось...


Фото 65. Лак и порошок люминофора.

Фото 66. «Состаренные» палубы с люминофором.

В дальнейшем будем таким же образом поэтапно продолжать «состаривание» нашей модели.

Попутно хочу обратить внимание ещё на один важный момент. В самом начале рассказа я упоминал об очень неудачной подставке, идущей в наборе с моделью. Весь корабль держится на ней за счёт двух тоненьких шпеньков, торчащих вниз из киля. При значительных габаритах и весе кораблика это несколько хлипковато. А в моём варианте шпеньки пришлось ещё и высверлить посередине, чтобы пропустить провода электропитания. Это дополнительно снизило прочность крепления.

В итоге, к близящемуся моменту установки мачт (что неминуемо увеличило бы изгибающие нагрузки) модель уже едва держалась на подставке, норовя окончательно переломить крепления и оборвать провода. Неоднократная подклейка не давала мало-мальски устойчивого результата.

После долгих размышлений, я решил поступить радикально, избавив себя хотя бы на время от данной проблемы – «наложить гипс»! И в переносном, и в буквальном смысле!

Да, я основательно залил пространство между днищем корабля и подставкой банальным строительным гипсом (проложив, естественно, пищевую плёнку).

Результат превзошёл все ожидания! Модель стала идеально устойчивой - и за счёт фиксации в гипсовом лубке, и за счёт смещения центра тяжести вниз.

Как нам закрепить кораблик по окончании сборки - отдельный вопрос, но самой сборке неустойчивость больше помехой не будет!

В начало блога.
Сборка. Часть 11. Мачты, шлюпка.

Наконец-то, подходим к работе с мачтами. На первом этапе ограничимся уровнем марсовых площадок. Всё как обычно – готовим детали...


Фото 67. Подготовленные детали (мачты, марсы).

... затем красим, тонируем, и устанавливаем на места:


Фото 68. Корпус и мачты.

Фото 69. Корпус и марсы.

Есть, впрочем, одна неприятность, о которой я предупреждал в самом начале. «Звезда» в своей инструкции перепутала положение степса (упора) грот-мачты, развернув его на 180 градусов. К моменту установки грот-мачты степс уже недоступен, будучи надёжно скрытым на дне трюма. В итоге и саму мачту тоже возможно установить лишь «задом наперёд».

Я, как и многие, допустил описанную ошибку, в результате чего потребовалось подпиливать топ мачты для правильной установки марсовой площадки и, впоследствии, грот-стеньги. А вот утку над палубой, увы, уже не развернуть...

Продвигаемся дальше и берёмся теперь за шлюпку. Приходится опять поработать ножом и напильником из-за кривизны исходных деталей, но в итоге справляемся и с этим:


Фото 70. Подготовленные детали (части шлюпки).

Фото 71. Сборка шлюпки.

Собранную, окрашенную и испачканную шлюпку приклеиваем при помощи ПВА на палубу:


Фото 72. Корпус и шлюпка.

Ещё шлюпке нужны вёсла. В исходном наборе их целых восемь! Может, так и полагается на настоящем корабле, но, чтобы визуально не перегружать модель, мы ограничимся всего лишь парой:


Фото 73. Подготовленные детали (вёсла).

Фото 74. Шлюпка и вёсла.
В начало блога.
Сборка. Часть 12. Ванты, электропроводка.

После экипировки палуб и установки мачт можно заняться вантами. Как уже отмечал в начале, ванты в нашем комплекте существенно отличаются от остальных деталей. На них нет вообще никакой текстуры. Это просто набор геометрических фигур с острыми краями – спиц, дисков, параллелограммов и т.п. То есть, производитель, как нарисовал на компьютере схематическую модель, так и отправил её на фрезеровку пресс-формы, без какой-либо художественной обработки.

Вдобавок ко всему, имеется ещё и заметный сдвиг пресс-формы, что на «канатах» выглядело бы совсем дико.

В результате приходится взяться за нож и надфили и изрядно потрудиться, сглаживая дефекты литья и геометрически острые края канатов, юферсов и пр.

Нижние оконечности вант закрепляются в данной модели при помощи дополнительных частей русленей, так что подготавливаем и эти части, после чего заранее приклеиваем их к деталям собственно вант.


Фото 75. Подготовленные детали (ванты и части русленей).

Фото 76. Ванты с русленями перед доработкой.

Следует обратить внимание на странноватые «технологические» выступы, образовавшиеся под русленями взамен непредусмотренных вант-путенсов. Давайте-ка спилим их, а впоследствии лучше изготовим хотя бы простенькие вант-путенсы!

И, наконец, вспомним о планах добавить в модель ещё несколько «зловещих» огоньков, например, красные фонарики на марсовых площадках. Для этого на текущем этапе следует провести тончайшие провода вдоль вантовых тросов. Нижние кончики этих проводов припаиваем к ранее выведенным через руслени контактам основной электропроводки.


Фото 77. Корпус и ванты с электропроводкой.

Фото 78. Монтаж вант с электропроводкой.

Слегка помучившись с креплением верхних оконечностей вант к марсам (стыкуемость там не на высоте), проверяем целостность получивших электрических цепей и... получаем крайне неприятный сюрприз – ток не идёт, огоньки не светятся! А раньше светились! Что же произошло?!

Долго и мучительно ищем точку обрыва (доступа-то уже почти никакого нет!) и в итоге обнаруживаем сработавшую, наконец, «мину замедленного действия». Помните, я обращал внимание на нестандартный светодиод в верхней каюте на баке? Вот он-то и перегорел! Почему? Вероятно, сила тока, необходимая для нормального свечения современных светодиодов, оказалась слишком велика для этого древнего реликта... А он, как на зло, в закрытой каюте, и так отлично приделан там к потолку! После нескольких безуспешных попыток добраться до виновника аварии «малой кровью», приходим к неутешительному решению - разломать часть бака, отодрать от потолка зеркальную плёнку и заменить вышедший из строя злосчастный элемент...


Фото 79. Авария со светодиодом, ремонт.

После описанного «хирургического вмешательства» кое-как удалось ликвидировать повреждения, хотя, конечно, некоторые следы остались. Но ведь могло быть и хуже, а мне – урок на будущее...

В начало блога.
Сборка. Часть 13. Вант-путенсы, дополнительные рымы.

Продолжаем сборку и сделаем сейчас пару доработок. Во-первых, добавим простейшую имитацию вант-путенсов, использовав для этой цели тянутый литник:


Фото 80. Тянутый литник для вант-путенсов.

Фото 81. Корпус и вант-путенсы (самодел).

Во-вторых, установим на носу и на корме несколько самодельных рымов из медной проволоки для будущего крепления ватер-(бак)штагов бушприта и кормового выстрела:


Фото 82. Заготовки рымов (самодел).

Фото 83. Корпус и рымы для ватер-штагов.

Потрудившись, таким образом, получаем примерно следующий результат:


Фото 84. Установленные вант-путенсы (грот).

Фото 85. Установленные вант-путенсы (фок) и рымы.
В начало блога.
Сборка. Часть 14. Марсовые фонари.

Как ни откладывали мы этот момент, пора приступить к одному из наименее ясных этапов. Перед такелажными работами следует завершить все цепи подсветки, а, следовательно, изготовить несколько намеченных по изначальному плану внешних фонарей. Как они должны выглядеть, и из чего их можно сделать, долгое время оставалось вопросом весьма туманным...

Конечно, в принципе, всё можно купить или заказать, но, во-первых, всегда интереснее смастерить самостоятельно, а, во-вторых, как уже упоминал, одной из целевых функций данной постройки была её «бюджетность», то есть минимизация любых затрат. Поэтому подумаем, что можно сделать собственными руками!

После изучения картинок судовых фонарей 16 века становится ясно, что в масштабе 1:100 в кустарных условиях ничего подобного мало-мальски качественно изготовить не получится (по крайней мере, с учётом возможностей автора). К счастью, мы собираем модель не реального корабля, а фантастического, да ещё и с использованием ложного прототипа (см. «исследование» перед началом сборки). И даже не совсем модель, а ночник-сувенир! При таких условиях вполне можно пойти на сделку с собственной «совестью моделиста» и обойтись любыми стилизованными фонариками, какие получится изготовить.

После долгих размышлений и поиска элементов среди разной бытовой мелочёвки, приступаем к работе. Материалами послужат 3мм светодиоды, пластмассовые бусины, стеклянный бисер и тянутый литник. Бусины очистим от серебрянки и распилим пополам, слегка высверлив одну пару (для цоколей) изнутри.


Фото 86. Марсовые фонари (самодел) – материалы.

Фото 87. Марсовые фонари (самодел) – детали.

Другую пару используем для колпаков, насадив половинки на кусочки литника и добавив по маленькой бисерине (клей используем цианакрилатный):


Фото 88. Марсовые фонари (самодел) – сборка.

Фото 89. Марсовые фонари (самодел) - колпак.

Собственно, колбы сделаем из обрезанных и обточенных светодиодов с припаянными тонкими проводами. Приклеим к ним цокольные элементы (высверленные половины бусин и бисер):


Фото 90. Марсовые фонари (самодел) – сборка.

Фото 91. Марсовые фонари (самодел) – цоколь.

В качестве грунта может неплохо послужить золотистая акриловая краска (хотя на просвет её укрывистость оставляет желать много лучшего). Для переплёта воспользуемся тоже загрунтованным тянутым литником и соберём, в итоге, наши фонарики:


Фото 92. Марсовые фонари (самодел) - цоколь+колпак.

Фото 93. Марсовые фонари (самодел) – переплёт.

Для базового цвета используем бронзовую эмаль (более благородного оттенка, нежели акрил, к тому же, не пропускающую свет). Тонирование под старину и запущенность выполним эмалевой смывкой тёмно-зелёных и чёрных оттенков.


Фото 94. Марсовые фонари (самодел) - базовый цвет.

Фото 95. Марсовые фонари (самодел) – тонировка.

Перед установкой на модель очень желательно проверить работоспособность светящихся элементов:


Фото 96. Марсовые фонари (самодел) – проверка.

Ну а теперь можно уже и закрепить (эпоксидкой) наши импровизированные фонарики на марсах, не забыв подсоединить электропроводку:


Фото 97. Марсовые фонари (самодел) – монтаж.

Фото 98. Марсовые фонари (самодел) – OK.
В начало блога.
Сборка. Часть 15. Кормовой фонарь.

После марсовых фонарей приступим к созданию самого главного корабельного фонаря – кормового. Здесь задача оказывается сложнее: кроме собственно колбы с обрамлением, требуется придумать некий в меру изящный кронштейн, служащий также и электропроводкой. То есть, необходимо одновременно обеспечить эстетику, прочность и взаимную электроизоляцию двух цепей. Что ж, попробуем...

Для начала используем всё те же материалы, что и в марсовых фонарях (бусины, бисер, тянутый литник), с тем лишь отличием, что светодиод на этот раз будет иметь диаметр 5 мм. Главный фонарь должен быть покрупнее!


Фото 99. Кормовой фонарь (самодел) – материалы.

Фото 100. Кормовой фонарь (самодел) – сборка.

Фото 101. Кормовой фонарь (самодел) - цоколь+колпак.

Фото 102. Кормовой фонарь (самодел) – переплёт.

Теперь займёмся кронштейном. Для обеспечения прочности остановимся на относительно жёсткой треугольной конструкции. Верхнюю (горизонтальную) сторону треугольника вырежем из найденного в хламе кусочка листовой латуни. Эта верхняя планка также будет исполнять роль одного из электрических контактов. Второй проводник изолируем от первого при помощи нескольких пластиковых пайеток для вышивания.


Фото 103. Кормовой фонарь (самодел) - кронштейн 1, детали.

Фото 104. Кормовой фонарь (самодел) - кронштейн 1, сборка.

Добавим также штырёк из медной проволоки для предстоящего подсоединения электропроводки, а также для закрепления фонаря на корме кораблика. (Само собой, все электропроводящие соединения выполняются при помощи паяльника!)


Фото 105. Кормовой фонарь (самодел) - кронштейн 1, контакт.

Далее переходим к нижней (наклонной) части кронштейна. Её постараемся фигурно выгнуть из толстой медной проволоки и также снабдим контактно-крепёжным штырьком:


Фото 106. Кормовой фонарь (самодел) - кронштейн 2, детали.

Фото 107. Кормовой фонарь (самодел) - кронштейн 2, сборка.

Наконец, можно собрать фонарь на кронштейне целиком. Вместо кормы корабля временно воспользуемся импровизированной оправкой из картона...


Фото 108. Кормовой фонарь (самодел) - в сборе.

Переходим к покраске. Как и в случае марсовых фонарей, наносим базовую бронзовую эмаль, а затем выполняем тонирование эмалевой смывкой тёмно-зелёных и чёрных оттенков.


Фото 109. Кормовой фонарь (самодел) - базовый цвет.

Фото 110. Кормовой фонарь (самодел) – тонировка.

Проверяем работоспособность...


Фото 111. Кормовой фонарь (самодел) – проверка.

... и монтируем наш светильник на модель «Летучего Голландца»:


Фото 112. Кормовой фонарь (самодел) - монтаж.

Фото 113. Кормовой фонарь (самодел) - OK.

Этот «последний штрих» завершает, наконец, запланированную для модели внутреннюю цепь электроосвещения!

В начало блога.
Сборка. Часть 16. Стоячий такелаж: ватер-штаги и ватер-бакштаги.

Наконец, мы вплотную подходим к самым «занудным» (на мой личный взгляд) этапам построения модели парусника - постановке рангоута и обтяжке такелажа. Хотя, возможно, настоящим энтузиастам-кораблестроителям эти операции доставляют наибольшую радость. Ведь именно по их окончании парусное судно принимает свой классический, завершённый облик!

Перед тем, как приступить к работе, я неоднократно просматривал и инструкцию от «Звезды», и скан инструкции от «Revell», и даже скан какого-то португальского музейного чертежа Сан Габриэля. Ознакомился также и с некоторым «ликбезом» для новичков парусного судомоделизма. Выводы оказались неутешительными...

Во-первых, даже исходный набор предоставлял весьма упрощённую схему такелажа, каковую «Revell», а затем «Звезда» примитивизировали ещё больше. И, чтобы вернуть всё в нормальное состояние, да, к тому же, в масштабе 1:100, нужно быть настоящим знатоком и виртуозом.

Во-вторых, задача сделать всё «по-настоящему» вообще принципиально неразрешима при использовании «рваных» парусов из набора «Звезды». В отличие от «вакушных» парусов Сан Габриэля, паруса Летучего Голландца отлиты производителем заодно с реями, что сразу накладывает существенные ограничения в имитации оснастки. С другой стороны, отказываться от парусов из набора мне вовсе не захотелось - из стремления к «изкоробочности», из нежелания усложнять себе-новичку работу, да и просто потому, что «звёздинские» рваные паруса, вообще-то, весьма живописны!

К счастью, как уже неоднократно подчёркивал, мы делаем не модель реального парусника, а фантастический сувенир, поэтому имеем моральное право давать себе любые поблажки в деталях, не забывая, главное, о желаемом образе в целом. Посему, попробуем соорудить нечто среднее между музейным чертежом и схемами от разных производителей, заботясь лишь о зрелищности и некоей минимальной правдоподобности.

Тем не менее, начнём мы как раз с доработок: предварительно натянем ватер-штаги и ватер-бакштаги бушприта, а также ватер-бакштаги кормового выстрела. Даже исходный комплект Сан Габриэля не предусматривал этих снастей, однако на музейном чертеже они указаны. А нам они нужны не столько для правдоподобия, сколько для подстраховки тонких пластмассовых деталей от изгиба при обтяжке других снастей. Цеплять упомянутые штаги будем за ранее вклеенные дополнительные рымы, но натягивать сразу до упора не станем, отложив эту операцию под конец работы с такелажем, дабы равномерно распределить все натяжения. Поэтому и сейчас, и в дальнейшем нам понадобятся блоки.

Пластмассовых блоков, одинарных и сдвоенных, в комплекте предостаточно, но их качество и внешний вид, конечно, оставляют желать много лучшего. Особенно, после сошлифовывания следов сдвига пресс-форм...


Фото 114. Подготовленные детали (блоки).

С учётом условности образа, а также «бюджетности» постройки будем-таки использовать блоки из набора, но предварительно «облагородим» их тонировкой. Задача, кстати, не так проста, как кажется на первый взгляд! Как закрепить эту груду мелких деталек для всесторонней покраски-смывки-лакировки? После долгих поисков находим в итоге курьёзное решение:


Фото 115. Блоки перед покраской.

Фото 116. Блоки в процессе покраски.

Конечно, в процессе работы эта «змейка» подвешивается вертикально за один из кончиков. А вот и результат - если абстрагироваться от конструкции самих блоков, то, пожалуй, вполне приемлемо...


Фото 117. Окрашенные блоки.

Теперь можем приступать к работе собственно с такелажем. Для стоячего такелажа используем чёрную нить из комплекта (кстати, номера чёрной и светлой нитей в инструкции от «Звезды» перепутаны):


Фото 118. Начало обтяжки стоячего такелажа.

После некоторой возни, применения фантазии и капель клея «G-S Hypo Cement» (судя по всему - поддельного) проводим намеченные ватер-штаги и ватер-бакштаги, но пока не натягиваем их на блоках слишком сильно:


Фото 119. Ватер-штаг и ватер-бакштаги бушприта.

Фото 120. Ватер-бакштаги кормового выстрела.
В начало блога.
Сборка. Часть 17. Стеньги.

Пожалуй, пришла пора установить на фок- и грот-мачтах стеньги. Я подольше оттягивал этот момент, оставляя модель более «компактной», чтобы иметь меньше шансов случайных поломок в процессе работы. Да и в шкаф убирать высоченную конструкцию всяко сложнее.

Но раз уж взялись за стоячий такелаж, то без стеньг нам никуда. Так что, шлифуем, красим, тонируем и приклеиваем на соответствующие места. Единственная тонкость - не забываем приклеить грот-стеньгу с нужной стороны, а не так, как ошибочно показано в инструкции от «Звезды»...


Фото 121. Подготовленные детали (фок- и грот-стеньги).

Фото 122. Корпус, фок- и грот-стеньги.

Фото 123. Установленные фок- и грот-стеньги.

Стройка продолжается. Следите за обновлением блога.


В начало страницы
Обратно в раздел "Блоги"

Онлайн-калькулятор

для расчёта диаметров такелажа
Онлайн-калькулятор

для расчёта размеров рангоута
кораблей Российского флота

Напишите мне письмо...
Вступайте в нашу группу
Сообщество в ВК

Рекламана сайте

СКЛЕЙКА!

Новое на сайте

09.10.2017 Добавлен Фоторепортаж с XI ежегодной выставки стендовых моделей и военно-исторических миниатюр "Техника в масштабе 2017". 25.09.2017 Ведётся блог в режиме Real-Time "О творческой реализации известной модели от "Звезды" в СУВЕНИР-НОЧНИК «Летучий Голландец»" 04.09.2017 Добавлен Рассказ о постройке модели средневековой шлюпки от "Звезды" руками опытного БТТ-моделиста. 01.09.2017 Добавлен Фоторепортаж с XXI выставки-конкурса в г. Ступино. 17.07.2017 Добавлен Обзор модели корабля Santa Maria от Звезда (Россия). 03.07.2017 Добавлена статья "Изготовление шпрюйтов булиней на парусах." 19.04.2017 Добавлен Обзор модели Dana Fishingboat от Billing Boats (Германия). 21.03.2017 Добавлена Фотогалерея модели британского чайного клипера «Кáтти Сарк» (British tea clipper «Cutty Sark») 10.03.2017 Добавлен Обзор модели ганзейского когга от Revell (Германия). 09.03.2017 Добавлена статья "Гвоздевание бортов деревянной модели чопиками."
Copyright © 2015,  Парусный моделизм. Все права защищены. Дизайн: Степунин Дмитрий
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика