Парусный моделизм

Сайт для людей, увлечённых парусным моделизмом.

Партнёры
сайта
Группа компаний налогового и бухгалтерского консультирования Финансист «7 вершин». Клуб успешных людей
Условия размещения рекламы на сайте!

ПОЛНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КОРАБЛЕЙ И СУДОВ

Л.Б. Жданов

Введение   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я   Основные сокращения
Термин
Описание
ААК собирательное название большого числа рейнских судов, начиная с XVI в. Впервые упоминается в «Вонсам проспект» («Wonsam Prospekt») из Кёльна 1530 г. Представляло собой одно- или двухмачтовое парусно-грузовое судно типа баржы клинкерной постройки, без форштевня и ахтерштевня. Имели плоское днище, как правило, без киля. В XVIII в. некоторые из судов получили ахтерштевень. Корпус оставался деревянным. Позднее суда стали строить со стальным набором и деревянной обшивкой, а затем - полностью из стали. Малые ааки строили в основном без палубы, а большие ааки - с палубой, имевшей заметную седловатость. Малые ааки имели парусное вооружение шлюпа, а большие ааки - кеча. Снабжались опускающими по бортам шверцами. Использовались для речного и прибрежного плавания в Нидерландах до XIX в. для вывоза вина из винодельческой области на реках Рейн (рейнский аак), Маас (мааский аак) и Лан (ланский аак).
Аак
ТТЭ: Водоизмещение - 200 т, длина корпуса - около 40 м, ширина - около 6 м, высота грот-мачты - 24 м, длина грота-гика - 20 м, площадь парусов - 420 м².
ААЛБОТ одномачтовая парусная лодка, употреблявшаяся в Нидерландах для ловли угря сетью конической формы (длиной около 27 м). Имела низкий нос и приподнятую корму, в средней части имелся отсек длиной около 4 м для улова. Длина - около 15 м, ширина около - 4,5 м, высота борта - 2 м.
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОЕ СУДНО судно поисково-спасательного обеспечения, предназначенное для спасения людей, выполнения подводных работ: проведения глубоководных спусков, подъёма личного состава с затонувших ПЛ, аварийных буксировок, тушения пожаров, дегазации и дезактивации. Делятся на спасательные, судоподъёмные, спасательные буксиры, противопожарные суда и др.
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОЕ СУДНО
Буксир-спасатель советского ВМФ пр. 1452.
Предназначалось для поддержания аварийных кораблей на плаву, тушения пожаров, снятия с мели, приёма с них или с воды людей, проведения водолазных работ на глубинах до 60 м и подъёма на борт плавающих на воде спускаемых космических аппаратов массой до 5 т. В 1974-1987 гг. на Адмиралтейском ССЗ в Ленинграде было построено четыре судна пр. 1452.
ТТЭ: водоизмещение ст. - 3320 т; 92,8×15,4×5,9 м; 2 ДД мощностью по 9000 л.с.; скорость полн. хода - 19 уз; дальность плавания - 15 000 миль (12 уз); автономность - 60 сут.; экипаж - 51 чел.
АВИАМАТКА наименование до 1930 г. кораблей спец. постройки (гидрокрейсеров, авианосцев и авиатранспортов) или вспомогательных судов, оборудованных для размещения, обслуживания, ремонта, взлёта и посадки самолётов. Гидрокрейсеры и авиатранспорты несли гидросамолёты и были оборудованы устройствами для спуска их на воду и подъёма на борт. Авианосцы имели взлётно-посадочную палубу. В настоящее время вместо слова авиаматка употребляется термин авианосец.
АВИАНЕСУЩИЙ КОРАБЛЬ название корабля, на котором базируются ЛА, предназначенные для решения различных боевых задач. В общем смысле этого слова к ним можно отнести любые корабли, несущие самолёты или вертолёты. В середине прошлого столетия и в годы Второй мировой войны это были практически все линкоры и крейсера, также часть эсминцев и подводных лодок. Линкоры и крейсера, как правило, несли от двух до четырёх гидросамолётов или летающих лодок. В основном они корректировали артиллерийский огонь или вели разведку. Германские линкоры Bismarck и Tirpitz, например, вооружались шестью гидросамолётами, часть из которых могла использоваться в качестве истребителей. Наряду с этим строились крейсера с усиленным авиационным вооружением. Наиболее выдающимися из них были японские тяжёлые крейсера Тоне и Чикума, вступившие в строй соответственно в 1938 и 1939 г. При стандартном водоизмещении 11 200 т они несли восемь (4×2) 203-мм орудий и семь гидросамолётов. Причём, для обеспечения наиболее приемлемых условий их боевого использования вся артиллерия главного калибра была сосредоточена в носовой оконечности этих кораблей. Данные крейсера должны были действовать далеко впереди соединений линкоров, и вести разведку в их интересах. Уже в ходе боевых действий бортовые самолёты-разведчики Тоне и Чикума заменили истребителями или штурмовиками. Японцы пошли ещё дальше. В авианесущие корабли они стали переоборудовать линкоры и крейсера за счёт сокращения числа орудий главного калибра. В частности, в 1943 г. они ввели в строй два так называемых линкора-авианосца Исе и Хиуга. С этих кораблей сняли две кормовые башни с 356-мм орудиями (их общее число сократилось с 12 до восьми единиц). На месте башен смонтировали ангар для 22 гидросамолётов-истребителей или штурмовиков. На крыше этого ангара разместили полётную палубу с 11-ю тележками подачи летательных аппаратов к двум паровым катапультам, которые установили перед ангаром. Примерно таким же образом в том же 1943 г. переоборудовали тяжёлый крейсер Могами, но он мог нести только 11 гидросамолётов. В ходе Второй мировой под носители гидросамолётов переоборудовались также торговые суда, которые использовались для поиска и уничтожения германских подводных лодок, атаковавших союзные конвои в Атлантике. На эсминцах и подводных лодках гидросамолёты размещались по одному и использовались для ведения разведки. Исключение составляли японские лодки типов AM и STo. Первые несли два, а вторые - три бомбардировщика-торпедоносца (см. авианосец подводный). Японцы неоднократно пытались использовать лодочные гидросамолёты для бомбардировки территории противника. Известно, что из эсминцев фактически вооружались гидросамолётами только четыре американских корабля типа Fletcher. После завершения Второй мировой войны авиационное вооружение было снято с линкоров и крейсеров, как утратившее своё боевое значение.
АВИАНЕСУЩИЙ КОРАБЛЬ
Многоцелевой авианесущий корабль итальянских ВМС Conte de Cavour.
Предназначен для защиты морских коммуникаций на Средиземном море, ПВО соединений надводных кораблей, авиационной поддержки амфибийных сил и выполнения функций командно-штабного корабля, а также доставки и высадки десанта. Построен в 2001-2007 г.г. на верфи ф. «Fincantieri» в г. Рива Тригосо.
ТТЭ: водоизмещение ст. - 22300 т; 235,5×39,0×8,7 м; 4 ГТД суммарной мощн. 81000 л.с.; скорость полн. хода - 28 уз; дальн. плавания - 7000 миль (16 уз); автономность - 30 сут.; экипаж - 700 чел.
Вооружение: 8 СВВП + 8 вертолетов ПЛО + 4 десантно-транспортных вертолета + 4 вертолета ДРЛО; ЗРК SAAM/IT с 32 (в четырех ВПУ) ЗУР «Aster-15»; 2×1 - 76-мм АУ и 3×1 - 25-мм АУ.
В настоящее время практически все корабли основных классов ведущих военно-морских держав, как правило, классифицирующиеся как эскортные, имеют на борту один или два вертолёта. Исключение составляют крейсер-вертолётоносец Vittorio Veneto и японские эсминцы-вертолётоносцы типов Сиране и Харуна. Первый несёт шесть, а вторые по три вертолёта. Бортовые вертолёты современных эскортных кораблей предназначены главным образом для поиска и уничтожения подводных лодок, реже - для борьбы с надводными кораблями противника и поисково-спасательных операций. Некоторые из вертолётов (в первую очередь отечественные) приспособлены для обеспечения целеуказания противокорабельным ракетным комплексам. Наряду с этим в середине 60-х годов прошлого столетия в США была разработана концепция корабля «контроля над морем». Она предполагала создание лёгкого авианосца, несущего ограниченное число самолётов вертикального (или укороченного) взлёта (СВВП) и вертолётов. Изначально такой корабль задумывался как эскортный. В соответствии с данной концепцией, в частности, был построен испанский авианосец Principe de Asturias, вступивший в строй в 1988 г. Однако он несёт на борту 10 СВВП истребителей-штурмовиков и 12 вертолётов различного назначения, в том числе и десантно-штурмовых. Таким образом, этот корабль является многоцелевым авианосцем малых размеров. Аналогичным образом складывается ситуация и с тремя британскими лёгкими авианосцами типа Invincible и итальянским Giuseppe Garibaldi. Несколько особняком стоят отечественные тяжёлые авианесущие крейсера (см. крейсер авианесущий).
Летательные аппараты также несут многие из десантных судов. К ним можно отнести десантные вертолётоносцы (американские типа Iwo Jima), десантно-вертолётные корабли-доки (например, британские типа Fearless и американские типа Austin) и универсальные десантные корабли (американские типа Tarawa и Wasp). На борту этих кораблей в основном базируются десантно-штурмовые вертолёты, а на борту универсальных десантных кораблей - ещё и СВВП-штурмовики.
АВИАНОСЕЦ боевой надводный корабль, основным ударным вооружением которого является палубная авиация. Первые авианосцы появились в годы Первой мировой войны, которые были получены путём переоборудования из недостроенных линейных кораблей (британский Eagle, французский Beam и японский Кага) или линейных крейсеров (британские Courageous, Furious, Glorious, американские Lexington и Saratoga, а также японский Акаги). Некоторые из кораблей перестраивали из торговых судов. Между мировыми войнами в состав флотов Великобритании, США и Японии начали вступать авианосцы специальной постройки. Характерной конструктивной особенностью этих кораблей являлась сквозная (сплошная) полётная палуба, островная надстройка, размещённая по правому борту (единственным исключением являлся японский Хирю, вступивший в строй в 1939 г.), как правило, совмещённая с дымовой трубой и многоярусный, закрытый с бортов ангар. В годы Второй мировой войны авианосцы стали главной ударной силой флота и стали подразделяться на тяжёлые, лёгкие и эскортные. Эта градация была вызвана, прежде всего, стремлением получить в кратчайшие сроки как можно большее количество кораблей данного класса, нежели военной целесообразностью. Так, например, в конце 1942 г. пока шла постройка тяжёлых авианосцев типа Essex, Конгресс США принял решение о переоборудовании лёгких крейсеров типа Cleveland в быстроходные лёгкие авианосцы с ограниченными боевыми возможностями. Они известны как тип Independence. Все девять кораблей серии вступили в строй в 1943 г. Из тех же соображений исходили, когда создавали эскортные авианосцы, но их перестраивали из корпусов торговых судов. Данные корабли, как правило, использовали как авиатранспорты или для борьбы с подводными лодками противника. В 50-е годы прошлого столетия тяжёлые авианосцы переквалифицировали в ударные, а затем в многоцелевые и противолодочные, а эскортные - вывели из боевого состава флота или обратно переоборудовали в торговые суда.
АВИАНОСЕЦ
Многоцелевой авианосец ВМС США Ronald Reagan (типа Theodor Roosevelt).
Является шестым кораблём типа Theodor Roosevelt, которые, в свою очередь, являются модификацией авианосцев типа Nimitz (три единицы введены в строй в 1975-1982 г.г.). Построен в 1998-2003 г.г. на верфи ф. «Newport News Shipbuilding» в г. Ньюпорт-Ньюс.
ТТЭ: водоизмещение ст. - 73973 т; 337,7×40,8×11,9 м; 2 ВВР + 4 ГТЗА суммарной мощн. 280000 л.с.; скорость полн. хода - 30 уз; автономность - 70 сут.; экипаж - 3200 чел.
Вооружение: 20 истребителей + 36 истребителей-штурмовиков + 4 самолёта РЭБ + 4 самолёта ДРЛО + 8 самолётов ПЛО + 6 вертолётов различного назначения; ЗРК «Sea Sparrow» с 16 (2×8 ПУ) ЗУР + ЗРК «Sea RAM» с 42 (2×21) ЗУР; 2×3 324-мм ТА с 24 торпедами Mk-46 mod.7.
В настоящее время авианосцы продолжают оставаться среди надводных кораблей основной ударной силой флота. Особенностью их конструкции, помимо сквозной полётной палубы, является то, что она является конструктивным элементом корпуса и обеспечивает его продольную прочность. Полётная палуба за счёт кормового свеса и углового участка, размещённого на спонсонах, существенно превосходит длину корпуса корабля. Она оснащена несколькими паровыми катапультами, которые обеспечивают взлёт современных тяжёлых реактивных самолётов с полной боевой нагрузкой. Ангары на всех современных авианосцах одноярусные. Летательные аппараты подаются на полётную палубу бортовыми самолётоподъёмниками. Надстройка у современных авианосцев островная, небольших размеров. Авианосцы типа Nimitz, составляющие основу американских ВМС, оснащены ядерными энергетическими установками. Их полное водоизмещение превышает 100000 т. Они являются самыми большими боевыми кораблями, когда-либо построенными в мире. Ядерную энергетическую установку также имеет французский Charles de Gaulle, вступивший в строй в 1999 г., но его полное водоизмещение не превышает 40000 т.
АВИАНОСЕЦ ПОДВОДНЫЙ подводная лодка, имеющая в качестве основного ударного оружия авиацию. Первые попытки разместить на лодке гидросамолёт предпринимались в годы Первой мировой войны. Немцы просто ставили его на палубе корабля (в этом случае лодка не могла погружаться), а затем создавали дифферент на корму, и после запуска двигателя он сходил на воду самостоятельно. Британцы разместили гидросамолёт в прочном ангаре, и запускали его при помощи катапульты. Под носитель гидросамолёта ими был переоборудован один из подводных мониторов типа М. Между мировыми войнами вооружить подводные лодки самолётами с тем или иным успехом пытались американцы, итальянцы, французы и японцы. Однако во всех случаях бортовой самолёт ими использовался для ведения разведки или корректировки артиллерийского огня (на британской М-2 и французском крейсере Surcouf). Только в середине Второй мировой войны японцы предприняли попытку использовать авиацию подводных лодок в качестве ударного оружия. До конца военной компании они успели ввести в строй две лодки типа AM (I-13 и I-14) и три типа STo (I-400, I-401 и I-402). Первые должны были нести два, а вторые три высокоскоростных бомбардировщика-торпедоносца «Сейран» («Аичи» М6А), предназначенные для атаки стратегических объектов на территории США или боевых кораблей на якорных стоянках. Конструктивной особенностью этих лодок являлся прочный ангар диаметром 3,5 м, предназначавшийся для хранения бортовых самолётов и смонтированный в их диаметральной плоскости над прочным корпусом. Самолёты хранились со сложенными крыльями и после подготовки запускались при помощи пневматической катапульты длиной 26 м. Интересно то, что корабли типа STo с их размерами и нормальным надводным водоизмещением порядка 3600 т до сих пор являются самыми большими дизельными лодками, когда-либо построенными в мире. После Второй мировой войны неоднократно выдвигались предложения по созданию подводных авианосцев. Они варьировались от корабля, способного обеспечить взлёт реактивного самолёта из-под воды, до простого подводного авиатранспорта. Ввиду отсутствия военной целесообразности дальше разработки общей концепции или предэскизного проекта эти предложения не пошли.
АВИАНОСЕЦ ПОДВОДНЫЙ
Подводный авианосец японского Императорского флота I-400 (типа STo).
Предназначался для атаки стратегических объектов на территории США (в первую очередь шлюзов Панамского канала) или боевых кораблей на якорных стоянках при помощи трёх бомбардировщиков-торпедоносцев «Сейран». Самолёты хранились в прочном контейнере, смонтированном на прочном корпусе. Выстреливались при помощи пневматической катапульты. Построен в 1943-1945 г.г. на казённой верфи в г. Куре. Всего в 1943 г. было заказано 18 таких лодок. До момента капитуляции Японии в строй успели ввести только два корабля (I-400 и I-401). Они были переданы американской администрации, и после всестороннего изучения, затоплены.
ТТЭ: водоизмещение норм. - 5250 т; 120,0×12,0×7,02 м; 4 ДД мощн. по 7700 л.с. + 4 ГЭД мощн. по 2400 л.с.; скорость полн. хода в надв. положении - 18,7 уз; скорость полн. хода в подв. положении - 6,5 уз; дальн. плавания в надв. положении 37500 миль (14 уз); дальн. плавания в подв. положении - 60 миль (3 уз); автономность - 70 сут.; глубина погруж. - 100 м; экипаж - 144 чел.
Вооружение: 3 бомбардировщика-торпедоносца «Сейран»; 1×1 140-мм АУ; 3×3 + 1×1 25-мм АУ; 8 (Н) 533-мм ТА с 20 торпедами.
АВИАТРАНСПОРТ вспомогательное судно флота, предназначенное для перевозки самолётов и вертолётов, их экипажей и обслуживающего персонала, а также запасных частей. Впервые появились в годы Первой мировой войны в ВМС Великобритании. Первоначально в качестве авиатранспортов использовались специально переоборудованные корабли и суда. Накануне и в ходе Второй мировой войны авиатранспорты специальной постройки имели только ВМС США и Императорский флот Японии. Характерно то, что в ВМС США для этой цели использовали эскортные авианосцы, одним из назначений которых, являлась перевозка летательных аппаратов. После Второй мировой войны авиатранспорты сохранялись только в ВМС США и Великобритании. Они подразделялись на транспорты авиатехники и транспорты самолётов. В настоящее время авиатранспорты не строятся. Однако в этом качестве могут использоваться контейнеровозы. Например, в ходе аргентинского конфликта (1982 г.) англичане привлекали эти суда для доставки самолётов и вертолётов в район Фолклендских (Мальвинских) о-вов.
АВИЗО От франц. и испан. aviso; итал. avviso - уведомление, извещение.
небольшие лёгкие военные корабли, применявшиеся со времён Древнего Рима и до XX в. для разведывательной и посыльной служб во флотах многих стран. В России появились со времен создания парусного флота. В качестве авизо использовались бриги, бригантины, шлюпы, тендеры, шхуны и т.д. В итальянском, французском и испанском флотах в XIX в. термин авизо применяли для обозначения быстроходных кораблей меньшего размера (бриг-авизо, корвет-авизо и т. д.). В XX в. во французском флоте строились тихоходные эскортные корабли, также классифицировавшиеся как авизо. Они являлись аналогами британских шлюпов.
АВИЗО
Авизо французских ФМС типа D'Estienne O'Orves.
Предназначен для патрульной службы и борьбы с дизельными подводными лодками у берегов метрополии и в колониях, на удалении 400 миль от побережья. Всего в 1976-1984 г.г. на казённой верфи в г. Лориан для ВМС Франции было построено 17 кораблей этого типа. Кроме того, в 1976-1981 г.г. по заказу правительства Аргентины построили ещё три таких же корабля. В 2000 г. шесть французских авизо продали правительству Турции. К 2008 г. практически все остававшиеся во Франции корабли исключили из списков флота.
ТТЭ: водоизмещение ст. - 950 т; 80,0×10,3×5,3 м; 2 ДД суммарной мощн. 12000 л.с.; скорость полн. хода - 23 уз; дальн. плавания - 4500 миль (15 уз); автономность - 15 сут.; экипаж - 90 чел.
Вооружение: 2×2 - ПКРК «Exocet»; 1×1 - 100-мм АУ + 2×1 - 20-мм АУ; 4×1 550-мм ТА; 1×4 - 375-мм РБУ.
АВТОМОБИЛЕВОЗ специальное сухогрузное судно для перевозки партий автомобилей. Представляет собой многопалубное судно преимущественно с горизонтальной грузообработкой, с высоким надводным бортом, развитой надстройкой, в которой оборудованы грузовые помещения. Для повышения утилизации грузовые помещения часто имеют съёмные или откидные платформы. Автомобили погружаются своим ходом через кормовые или носовые ворота и лацпорты по аппарелям, причём погрузка, как правило, производится с одной, а выгрузка - с другой стороны грузового помещения. Вместимость современных автомобилевозов достигает 1500-2000 автомобилей.
АВТОМОБИЛЕВОЗ
Шведский автомобилевоз Cokums.
Построен в 1981 г. в Норвегии по заказу одной из частных фирм. В свое время являлся самым крупным судном в своем классе.
ТТЭ: дедвейт - 17500 т; 198,0×32,0×9,5 м; высота надв. борта 31,2 м; 1 ДД мощн. 13500 кВт; скорость полн. хода - 19,5 уз; дальн. плавания - 14500 миль (10 уз); экипаж - 45 чел.; площадь груз, палуб - 36 000 м²; принимает на борт 6120 машин, в том числе 520 тяж. грузовиков.
АВТОНОМНЫЙ ОБИТАЕМЫЙ ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ подводный аппарат, имеющий собственные источники энергии, средства движения, системы жизнеобеспечения и навигации, позволяющие находящемуся там экипажу выполнять возложенные на него задачи самостоятельно, без механической связи с судном-носителем с помощью троса и кабель-троса. Экипаж размещается, как правило, в сухом прочном корпусе, защищаемом людей от воздействия внешней среды. В прочном корпусе поддерживается нормальное атм. давление. Основным источником энергии автономного обитаемого подводного аппарата являются свинцово-кислотные АБ. Иногда применяются более энергоёмкие никель-кадмиевые, железоникелевые или серебряно-цинковые батареи. Имеются подводные аппараты с автономностью 2-4 недели. Судно-носитель постоянно находится в районе работ подводного аппарата и поддерживает с ним гидроакустическую связь.
АВТОНОМНЫЙ ОБИТАЕМЫЙ ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ
Советский автономный обитаемый подводный аппарат Тинро-2 (пр. 602).
Предназначен для визуального наблюдения и изучения промысловых скоплений рыб, наблюдения за пассивными орудиями лова, проведения комплекса гидрологических исследований и изучения материкового шельфа. Такие аппараты строились в Советском Союзе в 1973-1985 г.г. Их носителями являлись суда типа Гидронавт (созданные на базе СРТМ пр. 502М).
ТТЭ: водоизмещение норм. - 10,35 т; 7,4×2,52×2,07 м; предел. глубина погруж. - 445 м; маршевый ГЭД мощн. 6,5 кВт + 2 вертик. подруливающих устройства мощн. по 0,66 кВт + 14 погружных АБ; скорость хода горизонт. - 3 уз; скорость хода вертик. - 0,5 уз; дальн. плавания - 8 миль; автономность - 4 ч; экипаж - 2 чел.
АГГЕБОТ от двух гол. слов - прилив и лодка
небольшая открытая лодка для ловли мелкой креветки у побережья Северном моря. Длина - около 2 м, наибольшая ширина у кормы - около 1 м.
АГРАРИЯ небольшое парусное судно, предназначавшееся в Древней Греции для перевозки зерна и фруктов.
АДУЛИЯ небольшое, однопалубное, каботажное одномачтовое судно II в.
АЗОГА от исп. - ртуть
испанское судно XVI-XVII вв. (в основном галион), перевозившее в Америку ртуть для извлечения золота и серебра из руд.
АКАДЕМИЧЕСКОЕ СУДНО или академическая лодкаспортивно-гребное судно, предназначенное для обучения академической гребле и проведения соревнований по гребному спорту. В соответствии с назначением академические судна подразделяются на учебные и гоночные. По способу гребли делятся на: парные - где каждый гребец работает парой весел, длиной 285-300 см и массой 1,5-2,2 кг; распашные - на которых гребец работает только одним веслом длиной 380-385 см и массой 3,5-4 кг. На судах обоих типов гребцы располагаются на скользящих роликовых сиденьях - слайтах (слайтерах), позволяющих эффективно использовать для гребка мышцы ног и инерцию тела гребца. Академические судна подразделяются на классы в зависимости от числа гребцов, способа гребли и наличия рулевого. Конструкция обшивки бывает двух видов: клинкер (кромка на кромку) и скиф (обшивка вгладь). Лодки-клинкер обычно не имеют палубы, они сравнительно высокобортны, тяжелы и используются в качестве учебных. Лодки-скиф - низкобортные, закрытые палубой с носа и кормы.
АКАТ 1. Древнеримское одно- или двухмачтовое судно с рейковым парусным вооружением.
АКАТ
Акат древнеримский
2. Одномачтовая парусная лодка пиратов античности.
3. Трёхмачтовое парусно-гребное византийское и арабское судно раннего средневековья с четырёхугольными парусами.
4. Трёхмачтовое парусно-гребное европейское судно конца XVIII - начала XIX вв., предназначенное для боя в «линии баталии», крейсерства и десантирования. Имело 18 орудий, 10 пар весел, парусное вооружение по типу шебеки и лёгкого фрегата. Снабжалось 12-вёсельным баркасом и двумя 8-вёсельными шлюпками.
5. Для русского флота в конце XVIII в. было построено восемь акат под руководством корабельных мастеров А.С. Касатонова и С.И. Афанасьева. Их длина составляла около 30 м, ширина - около 8 м и осадка - 3,5 м. Экипаж насчитывал до 110 чел.
АКАТ
Акат черноморский (с подлинных чертежей)
АКАТИЙ пиратский, быстроходный парусно-гребной корабль средневековья.
АКВАПЛАН глиссирующий плоскодонный плотик из фанеры или стеклопластика, служащий для перемещения человека по воде за буксирующим катером или мотолодкой. Впервые появились в 1914 г. в Англии. В настоящее время используются довольно редко. Современный вариант - дископлан, представляющий собой плавающий диск диаметром 650 мм и толщиной 50 мм.
АКОН небольшой плашкоут для разгрузки больших судов на реках Франции в XIX в.
АКТУАРИЯ древнегреческое лёгкое быстроходное рыбацкое или пиратское парусно-гребное судно.
АЛАМАН тип лодки для лова рыбы сетью в Чёрном и Мраморном морях. Турецкий аламан (аламан кайгхи) - гребная лодка с заострёнными оконечностями, килевая, беспалубная. Длина — 9-12 м, грузоподъёмность — до 7 т, 6-12 пар вёсел. Аламан болгарский и русский в отличие от турецких имел в оконечностях палубу, оснащался съёмной мачтой с небольшим прямым или латинским парусом. В 20-50 г.г. прошлого столетия имели двигатели, позднее вытеснены сейнерами.
АЛВАРЕНГА моторный и парусно-моторный бот, используемый на побережье Бразилии для транспортировки грузов между судном и берегом. Оснащается небольшой мачтой и парусом. Водоизмещение достигает 120 т, длина - до 20 м. В некоторых провинциях называется савейро.
АЛЛЁЖ от франц. - облегчать
небольшое судно типа лихтера, служившее для разгрузки судов во Франции в XIX в.
АЛЛЁЖ
Аллёж
АЛЬКОР крейсерско-гоночная яхта. Длина — 12,2 м, ширина - 3 м, осадка - 1,9 м, площадь парусности - 63 м², экипаж - 7 чел.
АМАРОЧА или омороча - 2-местная рыбацкая лодка облегчённой конструкции: каркас из прутьев, обшитый берёзовой корой. Распространена в устье р. Амур.
АМУРСКАЯ ЛОДКА большая плоскодонная лодка с острым носом и тупой кормой, распространённая на Нижнем Амуре и о. Сахалин.
АМУРСКАЯ ЛОДКА
Амурская лодка
АМУЦИОН-ШИП судно для перевозки боеприпасов в российском флоте в Петровскую эпоху. На флоте не привился.
АМФИБИЯ от греч. слова amphibious - ведущий двойной образ жизни.
корабль (или транспортное средство), способный выходить на сравнительно ровный берег, преодолевать незначительные неровности местности, двигаться надо льдом или снегом (см. корабль на воздушной подушке). В общем смысле этого слова, это транспортная машина, способная передвигаться по воде и по суше. К таким машинам (кроме кораблей на воздушной подушке) относятся плавающие танки и бронетранспортёры, а также летающие лодки, имеющие колёсное шасси и приспособленные для взлёта и посадки, как на сухопутные аэродромы, так и на воду.
АМФИБИЯ
Плаваюший бронетранспортёр БТР-70.
ТТЭ: боевая масса - 11,5 т; 7,54×2,85×2,32 м; экипаж - 2+8 (десантников) чел.; два БМ мощн. по 115 л.с.; скорость хода - 80 км/ч; скорость хода на воде - 10 км/ч; запас хода - 400 км; противоосколочное монолитное бронирование.
Вооружение: 1×1 - 14,5-мм пулемет; оптический прицел + инфракрасный прибор ночного видения.
АМФИДРОМА от двух греч. слов - с обеих сторон и бег.
парусное судно XVIII в., корпус и такелаж которого выполнены таким образом, что судно могло ходить как вперёд, так и назад, не делая поворотов. Нос и корма имели в подводной части одинаковую форму и, соответственно, руль. Иногда для особых заданий строили корветы амфидромной формы.
АНАН каноэ индейцев Латинской Америки из коры с заострёнными оконечностями. Применялось до конца XIX в. Корпус изготовлялся из больших кусков коры вечнозелёного бука, сшитых тонкими полосками китового уса, и скреплённого шпангоутами из расщепленной коры зимнего дерева. Для крепления оконечностей использовался травяной канат. Швы конопатили морскими водорослями. На анане было обычно пять банок. Управлялся с помощью двух или четырёх вёсел. При попутном ветре устанавливалась мачта с прямоугольным парусом. Срок службы не превышал шесть месяцев. Длина достигала 8 м, а ширина - 1,2 м.
АНГЕЛКАН от двух нем. слов - удочка и челн.
рыболовное судно с килем, заострённой кормой и наборной обшивкой. Использовалось у берегов Восточной Пруссии для ловли сетью угрей и окуней. Оснащалось мачтой-однодревкой высотой до 13 м и высоко расположенным прямоугольным парусом. За мачтой находилось помещение для улова. В процессе лова сеть обычно закреплялась на двух ангелканах. Длина достигает 12 м, ширина - до 3 м, осадка - до 0,75 м.
АПОФО западноафриканское рыболовное каноэ жителей Берега Слоновой кости. Выдолблено из ствола дерева. Имеет одну мачту с парусом прямоугольной формы, широкий корпус с продольной кривизной днища. Нос и корма имеют плоские удлинённые окончания в виде полок. В разрезе корпус представляет собой днище с крутым подъёмом и хорошо выраженным углом наклона бортов от ватерлинии. Банок не имел. Борта соединены друг с другом поперечинами, идущими от одного планширя к другому.
АР-НОХЬ рыболовно-промысловое судно типа каноэ у ненцев побережий Печорского мыса и о. Колгуев XVIII - начала XX вв. Деревянный набор состоял из двух бортовых килей и шпангоутов, заимствованный у поморов, обшивался шкурами моржей и нерп, швы проклеивались водонепроницаемым составом. Перетаскивались по льду для охоты и рыбной ловли в больших полыньях и разводьях. Длина достигала 3 м, а ширина - до 1 м.
АРКТУРУС крейсерско-гоночная яхта. Длина достигает 14,4 м, ширина - 3,8 м, осадка - 2,2 м, площадь парусности - 86,4 м2. Экипаж - девять человек.
АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ КОРАБЛЬ надводный корабль ВМФ (ВМС), основным вооружением которого является ствольная и реактивная артиллерия. В широком смысле этого слова, так может классифицироваться любой боевой корабль, имеющий на борту артиллерийские орудия. В настоящее время такие корабли, за исключением патрульных катеров, вооружённых различными пулемётами, практически не строятся. В 70-х и 80-х годах прошлого столетия советский флот пополнялся малыми артиллерийскими кораблями (МАК) и артиллерийскими катерами, которые активно использовались для охраны границ в зоне речных бассейнов. В начале XXI в. по заказу правительства Узбекистана на Украине были построены несколько артиллерийских катеров, известных как тип Гюрза.
АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ КОРАБЛЬ
Артиллерийский корабль ВМС США типа Asheville.
В 1964-1970 г.г. для ВМС США было построено 17 катеров типа Asheville. Предназначались для несения патрульной службы в прибрежных районах и в речных бассейнах. Практически сразу после вступления в строй, из-за малой эффективности, были переданы (или проданы) правительствам других стран.
ТТЭ: водоизмещение ст. - 225 т; 50,1×7,3×2,9 м; 2 ДД мощн. по 1450 л.с + 1 ГТД мощн. 13300 л.с.; полн. скорость хода - 16 уз (под ДД) или 40 уз (под ГТД); экипаж - 25 чел.
Вооружение: 1×1 - 76-мм АУ; 1×1 - 40-мм АУ; 4×1 - 12,4-мм автомат.
АСЛАМКА или осламка - парусное одно- или двухмачтовое транспортное и промысловое судно, имевшее распространение на Каспийском море и в низовьях Волги. Характерен широкий развал бортов и наклон форштевня к воде, несла большой прямой парус, на бушприте - кливер. Промысловые асламки выходили в море с 10-30 кусовыми лодками, от которых принимали улов. Длина достигала 12-15 м, ширина - до 3 м, осадка - 0,6-1,2 м, грузоподъёмность - до 30 т.
АССИРИЙСКИЙ КОРАБЛЬ см. древние суда.
АССИРО-ФИКИЙСКИЙ КОРАБЛЬ см. древние суда.
АСТРАХАНКА назв. по месту постройки - г. Астрахань.
рыбацкая лодка, предназначенная для ловли крючковой снастью. Использовалась на Каспийском море. Длина - около 12 м, ширина - около 4,2 м, осадка - около 1,3 м.
АТОМОХОД судно с АЭУ. Первым атомоходом стала американская подводная лодка Nautilus, переданная ВМС в июне 1952 г. Затем такие же корабли стали строить в СССР и Великобритании, а в 70-х годах прошлого столетия и во Франции. В сентябре 1961 г. была завершена постройка первого надводного боевого корабля с АЭУ - американского крейсера УРО Long Beach. В отечественном флоте первый такой корабль ввели в строй только в июле 1980 г. Им стал крейсер Киров (пр. 1144). Широкого распространения АЭУ в надводном кораблестроении не получила ввиду высокой стоимости эксплуатации и ряда международных ограничений. Используется она только на подводных лодках, и в первую очередь стратегического назначения. В настоящее время только российский ВМФ сохраняет в своём строю три надводных крейсера с АЭУ. Неоднократно предпринимались попытки внедрить АЭУ в гражданском судостроении, но практически все они закончились неудачей - опять же из-за высокой стоимости эксплуатации. Единственное, продолжается эксплуатация отечественных ледоколов с АЭУ, первым из которых стал Ленин, вступивший в строй в 1959 г.
АТОМОХОД
Атомная подводная лодка ВМС США Nautilus.
Первый в мире атомоход, построенный в 1952-1954 гг. на верфи ф. «Electric Boat Со» в Гротоне. Оставалась в строю до марта 1980 г., а затем была переоборудована в корабль-музей.
ТТЭ: водоизмещение норм. - 2980 т; 97,5×8,5×6,7 м; 1 ВВР + 2 ГТЗА мощн. по 7500 л.с.; скорость полн. хода в надв. положении - 20,0 уз; скорость полн. хода в подв. положении - 23,0 уз; автономность - 50 сут.; испытательная глубина погруж. - 213 м; экипаж - 101 чел.
Вооружение: 6 (Н) 533-мм ТА с 24 торпедами.
АУТРИГЕР каноэ с Фиджи - меланезийское парусное судно, сконструированное в XVIII в. для перевозки больших групп людей и способное предпринимать большие океанские плавания. Это было длинное, узкое, спереди и сзади полностью открытое малийское судно, боковые стороны имели совершенно различные формы. Одна из них, которая по своему оборудованию всегда должна быть подветренной, была плоской, а другая наветренная - круглой. К последней стороне судна посредством шести связанных с ним длинных шестов было подвешено маленькое судёнышко, всегда находившееся на наветренной стороне и противодействовавшее переворачиванию. Вплотную к наветренной стороне судна находилась довольно высокая мачта с треугольным парусом. Наибольшие из этих быстрых парусников брали до 50 чел. Их длина колебалась от 6 до 30 м.
АУТРИГЕР
Аутригер
АХИМА или анлезе - африканское каноэ, выдолбленное из ствола дерева, используемое для рыбной ловли. Существует два типа: большего и меньшего размера (последний называется анлезе). На больших анлезе в носу на 60 см наращены борта для предохранения от попадания воды. Африканцы отваживаются выходить на них далеко в море, пользуясь прямоугольным плетёным парусом, закреплённым на мачте. Имеет также бамбуковый бушприт. Парусом укрепляют с помощью шкотов. Иногда на двух или трёх шестах поднимают дополнительный квадратный парус. Длина достигает 9 м, а ширина - до 1 м.
Введение   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я   Основные сокращения

В начало страницы

Обратно в раздел "Справочные материалы"

Онлайн-калькулятор

для расчёта диаметров такелажа
Онлайн-калькулятор

для расчёта размеров рангоута
кораблей Российского флота

Напишите мне письмо...
Вступайте в нашу группу
Сообщество в ВК

Новое на сайте

17.07.2017 Добавлен Обзор модели корабля Santa Maria от Звезда (Россия). 03.07.2017 Добавлена статья "Изготовление шпрюйтов булиней на парусах." 19.04.2017 Добавлен Обзор модели Dana Fishingboat от Billing Boats (Германия). 21.03.2017 Добавлена Фотогалерея модели британского чайного клипера «Кáтти Сарк» (British tea clipper «Cutty Sark») 10.03.2017 Добавлен Обзор модели ганзейского когга от Revell (Германия). 09.03.2017 Добавлена статья "Гвоздевание бортов деревянной модели чопиками." 20.02.2017 Добавлен Обзор модели корабля крестоносцев XII-XIV в.в. от Звезда (Россия). 17.02.2017 Добавлена статья "Изготовление корпусов парусных кораблей." 13.02.2017 Добавлен Обзор модели римской императорской триремы от Звезда (Россия). 09.02.2017 Добавлен Обзор модели Le Soleil Royal от Heller (Франция).

Рекламана сайте

Copyright © 2015,  Парусный моделизм. Все права защищены. Дизайн: Степунин Дмитрий
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика