Парусный моделизм

Сайт для людей, увлечённых парусным моделизмом.

Партнёры
сайта
Группа компаний налогового и бухгалтерского консультирования Финансист «Самоцветы.» Салон Натальи Степуниной.
Условия размещения рекламы на сайте!

ПОЛНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КОРАБЛЕЙ И СУДОВ

Л.Б. Жданов

Введение   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я   Основные сокращения
Термин
Описание
НАБОЙНЯ небольшая речная лодка, которая была распространена в европейской части России до конца XIX-XX в.в. Оснащалась двумя-четырьмя вёслами и съёмной мачтой со шпринтовым парусом (см. чёлн).
НАВА распространённое в XI-XIV в.в. торговое судно городов-республик Италии (Венеции и Генуи), монополизировавших в ту эпоху всю торговлю Европы со странами Леванта. Перевозимое количество груза (товар, вооружение, имущество, людей) потребовало создания судна нового типа с большой прочностью и грузоподъёмностью. Активно использовалось во время Крестовых походов. Нава различались количеством мачт. Были одно-, двух- и трёхмачтовые корабли. Поначалу все мачты несли латинские паруса на наклонных реях, но с увеличением размеров кораблей были добавлены прямоугольные паруса. Румпель, которым были оснащены нава раннего периода, заменили формой руля, позаимствованной с кораблей Северной Европы. Нос и корма (корма была высоко поднята и укреплена бимсом), где помещались жилые помещения, поднимались над палубой на 3-4 м. Нава имели три палубы и по внешнему виду напоминали римские торговые корабли с их выпуклыми бортами и глубокой осадкой. Они были неповоротливы и слишком массивны: при смене галса пассажирам приходилось бросаться на противоположный борт, чтобы не дать судну опрокинуться. Длина достигала 30 м, ширина - 12 м, грузоподъёмность достигала 500 т.
НАВАЛОЧНОЕ СУДНО см. судно для навалочных работ.
НАДВОДНЫЙ КОРАБЛЬ боевой или специального назначения корабль ВМС (ВМФ). Понятие надводный корабль (НК) возникло в начале XX в. в связи с появлением подводной лодки (ПЛ). По принципу поддержания на воде подразделяются на водоизмещающие (держатся на воде за счёт гидростатических сил давления воды, действующих на погруженную часть корпуса) и с динамическими принципами поддержания (на подводных крыльях, на воздушной подушке и экранопланы). По типу ЭУ подразделяются на: атомные, паротурбинные, дизельные и газотурбинные. Могут быть корабли с комбинированными ЭУ. НК могут различаться по архитектурно-конструктивному типу, количеству мачт, гребных винтов и так далее. Единой международной классификации НК нет.
НАДУВНАЯ ЛОДКА плавучее средство из прорезиненного или пластикового материала, форма которого поддерживается за счёт избыточного давления воздуха (газа) в отсеках (камерах). Благодаря транспортабельности, живучести, большой грузоподъёмности при малой массе и осадке, возможности швартовки в штормовом море к борту другого судна, без опасности соударения. Широко используется как спасательное, туристическое, рыболовное, десантно-высадочное средство и судно для изыскательных партий. Способны развивать скорость до 50 уз при мощности подвесного мотора 90 л.с.
НАДУВНАЯ ЛОДКА
Надувная лодка.
НАКАТНОЕ СУДНО см. судно с горизонтальной грузообработкой.
НАЛИВНОЕ СУДНО грузовое судно для перевозки жидких грузов наливом в ёмкостях, оборудованных как внутри корпуса судна, так и на палубе. Наиболее многочисленная группа грузовых судов и разделяются на: танкеры, газовозы, химовозы, виновозы, пульповозы и битумовозы. К каждому из этих типов судов предъявляются особые требования в зависимости от вида перевозимого груза.
НАО см. каравелла.
НАСАД строились на Каме и Волге. Изначально напоминали набойные лодьи, имея насадные к однодеревому днищу борта. Корпус крепился деревянными нагелями, а доски бортовой обшивки в пазах соединялись вгладь, плотно примыкая друг к другу, образуя гладкую поверхность бортов. В XIV в. насадами назывались суда, на которых Волгой и Камой новгородцы ходили на Булгар. В XVI в. под насадом понималось одномачтовое, длинное и широкое плоскодонное, беспалубное судно с наклонными бортами и штевнями, накрытое сверху лёгкой двускатной крышей, имевшее на вооружении огромный парус. Судно оборудовалось вёслами-потесями в виде рулей-гребков. Вниз по течению шли сплавом, а вверх по течению шли под бечевой, которую тянули рабочие или лошади. Парус использовался при попутном ветре. В основном перевозили соль, рыбу и хлебные грузы. Длина насада достигала 36 м, ширина - 9 м, осадка 1 м, грузоподъёмность достигала 220 т.
НАСАД
Насад.
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ СУДНО (НИС) служебно-вспомогательное судно для систематического исследования Мирового океана. Подразделяются на: универсальные (или комплексные), экспедиционные, океанографические, гидрографические, метеорологические, научно-промысловые, биологические, суда космической службы и специальные суда различного назначения (Примечание: К таким судам, например, можно отнести советское немагнитное судно Заря, построенное в Финляндии в 1953 г. По конструкции оно являлось однопалубной парусно-паровой трёхмачтовой шхуной с гафельным парусным вооружением, водоизмещением 630 т. Основным назначением Зари было геомагнитные исследования в Мировом океане и изучение магнитного поля Земли.). Размеры НИС весьма разнообразны. Так, например, отечественный Академик А. Ковалевский, переоборудованный в НИС из рыболовного траулера, имел водоизмещение 350 т и длину корпуса 34 м, а НИС космической службы АН СССР Космонавт Юрий Гагарин - водоизмещение 45000 т и длину корпуса 231 м.
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ СУДНО (НИС)
Судно космической службы АН СССР Космонавт Владимир Комаров.
(Примечание: Первоначально классифицировалось как универсальное судно космической службы.)
Построено на ЛАО в 1965-1967 г.г. Судно было оснащено 43 лабораториями различного назначения и три остронаправленных антенны дециметрового диапазона с параболическими зеркалами (две концевые диаметром 8 м и средняя диаметром 2,1 м). Антенны радиолокационного комплекса располагались под радиопрозрачными укрытиями из стеклопластика диаметром соответственно 18 и 6 м. В настоящее время судно сохраняется в качестве музея «Звёздной флотилии АН СССР».
ТЭ: водоизмещение - 17850 т; 155,7×23,3×8,8 м; 1 ДД мощн. 9000 л.с.; скорость полн. хода - 15,8 уз; дальн. плавания - 18000 миль (12 уз); экипаж - 186 чел.
НЕВОДНИК небольшое гребное, парусное или моторное судно для лова рыбы на внутренних водоёмах и в морских прибрежных районах. Распространён на Чёрном, Азовском, и Каспийском морях. Длина достигала 18 м, ширина - до 4,5 м, высота борта - до 1,2 м, осадка - до 1 м, экипаж - 8-10 чел.
НЕВОЛЬНИЧЬИ СУДА суда, предназначенные для перевозки рабов из Африки на плантации Вест-Индии и южных штатов Америки. Наиболее известным типом невольничьего судна стала балтиморская шхуна. При длине порядка 30 м, с острым форштевнем, узким в подводной части корпусом и незначительной осадкой, имея две наклонённые в корму мачты с гафельными парусами, позднее дополненный прямым парусом, развивало ход до 20 уз, что позволяло уходить от боевых кораблей держав, преследовавших работорговцев.
НЕФ от латин. navis - корабль.
высокобортное, мореходное парусное грузопассажирское или военное судно в странах Европы, распространённое в X-XVI в.в. Первые нефы имели одну мачту с прямыми, затем с косым парусом и предназначались для перевозки вина. Во времена крестовых походов стали строить эти суда больших размеров. Они имели округлую форму корпуса, две мачты с косыми парусами. На сильно приподнятых носу и корме были расположены надстройки, имевшие несколько ярусов. Водоизмещение колебалось от 200 до 600 т, длина корпуса достигала 32 м, ширина - 12 м, осадка - 3,7 м. Вмещали до 1000 человек. В конце XVI в. строились более крупные - с прямыми парусами и артиллерийским вооружением. К концу XVIII в. нефы постепенно переродились в линейные корабли.
НЕФТЕМУСОРОСБОРЩИК портовое и морское судно технического флота, оборудованное специальными ловителями, тралами, захватами, сепараторами, противопожарными средствами. Обеспечивают очистку закрытых акваторий, сбора и локализацию нефтепродуктов, нефтяных пятен и нейтрализацию их остатков, а также принимают с других судов загрязнённые воды. Локализируют нефтеразливы, используя заграждения с поплавками и вертикальными пластинами, затем насосами через сепараторы собирают их в судовые цистерны, нейтрализуя остатки химреактивами (диспергентами) через распылительные установки. Нефтемусоросборщики зачастую используют для тушения пожаров на нафтепромыслах.
НЕФТЕМУСОРОСБОРЩИК
Нефтемусоросборшик Bottsandt.
Построен в 1983-1984 г.г. на одном из частных предприятий ФРГ. Имеет корпус, раскрывающийся относительно диаметральной плоскости. В раскрытом состоянии корпус охватывает 42 м морской поверхности. При скорости хода 1 уз нефть концентрируется между корпусами и переливается через щели в бортах в сборные цистерны. Отсюда нефтеводяная смесь откачивается в отсеки-цистерны и далее - чистая нефть в накопительные танки ёмкостью 790 мР. Эффективность очистки водной поверхности 86%.
ТТЭ: водоизмещение - 860 т; 46,3×12,0×5,2 м; 1 ДД 1200 кВт; скорость полн. хода - 8 уз.
НОББИ двухмачтовое рыболовное судно с люгерным парусным вооружением, распространённое на южном побережье Ирландии. Фок-мачта была сильно наклонена к корме. На бушприте стаксель и кливер. Длина достигала 12 м, ширина - около 4 м, осадка - 1,9 м.
Введение   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я   Основные сокращения

В начало страницы

Обратно в раздел "Справочные материалы"

Онлайн-калькулятор

для расчёта диаметров такелажа
Онлайн-калькулятор

для расчёта размеров рангоута
кораблей Российского флота

Напишите мне письмо...
Вступайте в нашу группу
Сообщество в ВК

Рекламана сайте

Реклама на сайте

Новое на сайте

24.11.2018 Добавлена статья Эволюция паруса. 25.05.2018 Добавлена статья Какой же всё-таки цвет у парусов? 21.02.2018 Добавлен Обзор модели английского торгового судна Mayflower от IMAI (Япония). 28.11.2017 Добавлен 5 подробнейших фоторепортажей из музеев Швеции и Норвегии. 14.11.2017 Добавлен список самых больших парусных кораблей мира. 25.09.2017 Ведётся блог в режиме Real-Time "О творческой реализации известной модели от "Звезды" в СУВЕНИР-НОЧНИК «Летучий Голландец»" 04.09.2017 Добавлен Рассказ о постройке модели средневековой шлюпки от "Звезды" руками опытного БТТ-моделиста. 01.09.2017 Добавлен Фоторепортаж с XXI выставки-конкурса в г. Ступино. 17.07.2017 Добавлен Обзор модели корабля Santa Maria от Звезда (Россия). 03.07.2017 Добавлена статья "Изготовление шпрюйтов булиней на парусах."
Copyright © 2015,  Парусный моделизм. Все права защищены. Дизайн: Степунин Дмитрий
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика