Парусный моделизм

Сайт для людей, увлечённых парусным моделизмом.

Партнёры
сайта
Группа компаний налогового и бухгалтерского консультирования Финансист «Самоцветы.» Салон Натальи Степуниной.
Условия размещения рекламы на сайте!


Автор: Дмитрий Степунин, 2015
Занимаясь строительством моделей парусных кораблей, в конце концов, любой моделист подойдёт к моменту, когда появиться необходимость делать качественный такелаж. И не важно, из какого материала собирается модель, но качественный такелаж всегда делается из нитей. Можно конечно воспользоваться интернет-магазинами для покупки готовых нитей, или там же купить готовый тросомот. Но, лично мне было гораздо приятней и интересней сделать его самому.
В общем так. По работе связан напрямую с оргтехникой. Поэтому с выбором шестерней всё оказалось просто – фотобарабаны от картриджей лазерных принтеров (Рис. 1 и Рис. 02). Срезал шестерни ножовкой по металлу и выровнял с помощью ленточной шлифмашинки. Для трёхпрядного тросомота я взял одну большую и три поменьше шестерни. На мой взгляд, передаточное отношение не очень важно. Оно скорее работает на скорость свивки, а не на качество. Тут главное, чтобы шаг зубьев совпадал, а совпадёт он, если брать фотобарабаны одной марки (например, либо Samsung – Xerox или HP – Canon, у этих пар производителей общее железо, но разный софт). Затем прикинул размеры корпуса тросомота (Рис. 3). Здесь чуток посложнее. Отверстия под оси шестерней-сателлитов сверлятся по третям окружности вокруг центральной шестерни на расстоянии (радиусу), рассчитываемому по формуле:
R = ( D + d ) – hz,

где D – радиус центральной шестерни, d – радиус шестрени-сателлита, hz – высота зубьев шестерней. Думаю, как делить окружность на трети рассказывать не нужно.
Высчитанные размеры перенёс на материал корпуса. Я использовал то, что было под рукой. А именно фанеру 10 мм. У меня получились две детали размером 150х150 мм.
Попутно встал вопрос с осями и креплением на них шестерёнок. Сначала хотел нарезать оси из стальных валов от картриджей и принтеров. Но фиксация на них шестерёнок и крючков для ниток мне показалась чуток трудозатратной. Поэтому купил в магазине винтов М6×50, увеличенных шайб и гаек к ним. Шестерни зафиксировал на винтах гайками. Шайбы поместил между фанерой и прилегающими к ней гайками. С подшипниками не стал заморачиваться, посчитав, что если отверстия разобьются, то гораздо дешевле будет отрезать и просверлить новые фанерки. А для лучшего скольжения винтов и шайб по фанере, смазал отверстия силиконовой смазкой, типа той, что для перфораторов применяют. Центральный винт-ось расположен в противоположную сторону от винтов-осей сателлитов. И использую я его для зажима в патрон шуруповёрта (типа привод такой у меня). Для огрузки ниток использую бутылку от газировки ёмкостью 0,5 л (мне так проще с весом играть). В качестве бобышки – пробку от шампанского с нарезанными тремя пазами. Вставляю её внизу, фиксирую груз, закручиваю нити, а потом вынимаю и даю бутылке-грузу свободу. Трос сам закручивается и готов после полной остановки вращения бутылки. Да, кстати, чуть не забыл. Пробовал крутить нити, привязав их напрямую к крючкам, и получал постоянные обрывы. После того, как стал привязывать нитки через скрепки – проблема исчезла. На фото вроде бы всё видно. Из недостатков отмечу достаточно громкий шум при работе (хотя закрытая дверь комнаты уже снижает шум до уровня, когда моя дочка не просыпается от него), а также не очень эстетичный внешний вид.
Из достоинств, считаю малую стоимость и быстроту изготовления. Я потратился только на винты, шайбы и гайки. А сделал его часа за 2-2,5.
Фото прилагаю. Если будут вопросы – задавайте.


Вторую часть статьи посвящу описанию процесса навивки троса.
Для образца я взял трёхпрядную нитку номер 500 от «Микрон». Сначала распускаю начальный отрезок длиной около 5 см на пряди. Каждую прядь завязываю петлёй для закрепления на тросомоте. После этого распускаю нитку на пряди по всей длине и, нагрузив на нижнем конце каждую прядь, даю полностью раскрутиться. Это делаю для того чтобы последующая навивка была максимально одинаковой у каждой пряди. Как только все пряди успокоились, я завязываю на нижнем конце петлю из них и прикрепляю груз. Не давая прядям перехлестнуться между собой по их длине, вставляю бобышку между ними. Наступает время закручивания прядей. Опытным путём я выяснил, что для данной нити длиной около 2 метров необходимо крутить шуруповёрт на первой скорости (400 об/мин) 170 секунд. Если продолжить крутить дальше, то пряди пойдут на второй слой навивки, что выльется в брак во время скрутки троса из прядей. Если вдруг обнаруживаю второй слой навивки, то достаточно просто немного раскрутить пряди, либо увеличить вес груза (хотя это может повлечь за собой обрыв пряди).
Теперь настало время обрезать ненужные хвостики сверху и снизу и вынуть бобышку из прядей. Пряди за счёт своей скрутки начнут постепенно закручиваться между собой. Для ускорения процесса, я докручиваю их шуруповёртом. После полного прекращения вращения груза, я, для страховки, закрепляю верхний и нижний концы полученного троса ЦА-гелем. Это, во-первых помогает предотвратить распускание троса (если вдруг навивка оказалась слабой), а во-вторых служит своего рода иглой для протаскивания троса через маленькие отверстия юферсов, блоков и т.п.
В результате получается вот такой трос.


В начало страницы

Обратно в раздел "Общие хитрости"

Онлайн-калькулятор

для расчёта диаметров такелажа
Онлайн-калькулятор

для расчёта размеров рангоута
кораблей Российского флота

Напишите мне письмо...
Вступайте в нашу группу
Сообщество в ВК

Рекламана сайте

Макетная студия SMC Макетная студия SMC Макетная студия SMC

Новое на сайте

13.01.2023 Полностью закончен блог "О творческой реализации известной модели от "Звезды" в СУВЕНИР-НОЧНИК «Летучий Голландец»". 17.12.2020 Добавлен Обзор модели флагманского корабля адмирала Нельсона Виктори от Звезда (Россия). 14.12.2020 Добавлен обзор модели советского парусника Товарищ от ARK-Models (Россия). 23.11.2020 Добавлена Обзор модели китобойного судна Нью Бедфорд (New Bedford). 17.11.2020 Добавлена статья Рангоут и стоячий такелаж четырёхмачтового барка на примере барка Крузенштерн. 11.11.2020 Добавлен обзор модели трёхмачтового барка Gorch Fock от Моделист (Россия). 05.11.2020 Добавлен обзор модели Yacht Mary от Mamoli (Италия).. 19.10.2020 Добавлен обзор модели Славянской ладьи IX-XI в.в. от Фальконет (Россия). 12.10.2020 Опубликованы "Комментарии к строительству модели корвета Аврора (Corvette L'Aurore) 1766-1775 г.г." 14.10.2019 Добавлен обзор деревянной модели Hacchoro от Woody Joe (Япония).
Copyright © 2015,  Парусный моделизм. Все права защищены. Дизайн: Степунин Дмитрий
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика