Парусный моделизм

Сайт для людей, увлечённых парусным моделизмом.

Партнёры
сайта
Группа компаний налогового и бухгалтерского консультирования Финансист «Самоцветы.» Салон Натальи Степуниной.
Условия размещения рекламы на сайте!

ПАРУСНОЕ ВООРУЖЕНИЕ КОРАБЛЯ


Источник: Центральный морской клуб ДОСААФ РСФСР. Издательство ДОСААФ. Москва, 1987
Автор: А.С. Целовальников, Заслуженный тренер РСФСР, мастер спорт СССР.

Совокупность всех парусов корабля называется парусным вооружением. Все парусные суда по типу их парусного вооружения делятся на суда с прямым, косым и смешанным вооружением.
Прямым или корабельным называется парусное вооружение, в котором прямые паруса являются основными, а косые вспомогательными. Классическим образцом прямого парусного вооружения являлись линейные корабли, имеющие три мачты, и военные корабли меньших размеров - Фрегаты, корветы и бриги, а также аналогичные гражданские парусные суда.
Косым называется вооружение, в котором основные являются косые паруса. К ним относятся шхуны, тендеры, кечи, иолы, яхты и т.п.
К судам смешанного вооружения относятся баркентины и бригантины.
В связи с ограниченным объемом данной консультации в ней будет идти речь только о кораблях с прямым парусным вооружением.

§1. Прямые паруса.

Прямые паруса имеют четырёхугольную, прямоугольную или трапециевидную форму и своей верхней стороной крепятся к реям, поднимающимся на мачты и стеньги корабля. Устанавливаются прямые паруса поперек судна (рис. 1). Нижняя сторона паруса обычно несколько изогнута и с помощью шкотов и галсов прикрепляются к нижележащему рею или к палубе судна. Повороты прямых парусов в нужное положение относительно ветра производится вместе с реями при помощи снастей, называемых брасами, закрепленных на ноках реев.

Рис. 1. Расположение парусов на парусном корабле конца XVII и начала XVIII в:
I – блинд; II -бом-блинд; III - фок; IV - фор-марсель; V - фор-брамсель; VI - грот; VII - грот-марсель; VIII - грот-брамсель; IX - бизань; X - крюйсель.

Прямые паруса, в зависимости от рея, к которому они прикреплены, именуются по этим реям (фоком, фор-марселем, фор-брамселем, фор-бом-бранселем и т.д.), о чем более подробно будет сказано ниже.
Паруса фок, грот и бизань называют нижними парусами, а остальные (марсели, брамсели, бом-брамсели) - верхними.
С ростом водоизмещения кораблей, мощности и количества артиллерии на них, увеличивалась и площадь парусного вооружения кораблей. Так, в начальный период петровского кораблестроения (конец XVII века) корабли несли на фок- н грот-мачтах только по два прямых паруса, в начале XVIII века их ставили уже по три, а с конца XVIII века и первой половины XIX века их ставали уже по четыре на трех мачтах. На чайных клиперах и барках количество прямых парусов достигало до 6-7 на каждой мачте.
В петровские времена и вплоть до конца XVIII века в носу корабля (на бушприте) ставились еще два прямых паруса - нижний блинд и бом-блинд (рис. 1). Парус нижний блинд устанавливался под бушпритом на блинда-рее, а бом-блинд на бом-блинда-рее, установленной на стеньге бушприта. С конца XVIII века эти паруса не ставят, а вместо них, между удлиненным бушпритом (с помощью утлегаря и бом-утлегаря) стали поднимать треугольные косые паруса - кливера и стаксели (рис. 2).
К прямым парусам относятся и добавочные паруса - лиселя, которые добавляются к основным прямым парусам при попутных ветрах. Ставятся они по сторонам основных прямых парусов на особых рангоутных деревьях - лисель-спиртах, выдвигаемых с реев (рис. 3). Лиселя ставили только на фок- и грот-мачтах.

Рис. 2. Основные паруса 96-пушечного двухдечного линейного корабля первой половины XIX в:
I - бом-кливер; II - кливер; III - фор-стеньга-стаксель (или фор-стень-стаксель); IV - фок: V - фор-марсель; VI - фор-брамсель; VII - фор-бом-брамсель; VIII - фор-трисель; IX – грот; X - грот-марсель; XI - грот-брамсель; ХII - грот - бом-брамсель; ХIII - грот-трисель; ХIV - бизань (косая); ХV - крюйс-марсель (или крюйсель); XVI - крюйс-брамсель; ХVII - крюйс-бом-брамсель.
Рис. 3. Лиселя с правого борта (показаны с наветра):
I - ундер-лисель; II - марса-лисель; III - брам-лисель. 1 - выстрел, 2 - реек ундер-лиселя, 3 - марса-лисель-спирт; 4 - реек марса-лиселя; 5 - брам-лисель-спирт; б - реек брам-лиселя.

§2. Косые паруса на кораблях с прямым вооружением.

Косыми парусами называется такие паруса, которые при перемене курса относительно ветра поворачиваются вокруг одной из своих шкаторин. В свою очередь косые паруса на кораблях с прямым вооружением разделяются на кливера, стаксели, трисели и апсели. Крепятся косые паруса на штатах и леерах или мачтах, гафелях и гаках.
Кливерами (рис. 2) называется треугольные передние паруса, которые ставят между фок-мачтой и бушпритом, иногда прямо на штагах или леерах, специально натянутых для них.
Стаксели (рис. 2) - это тоже передние треугольные паруса, которые ходят по штагам, от чего и получили свое название - стаксели. Галсовые углы кливеров и носовых стакселей крепятся на бушприте впереди форштевня. Стаксели ставятся не только в носу впереди фок-мачты, но и между фок- и грот-мачтами (рис. 4).

Рис. 4. Стаксели между мачтами:
1 - грота-стаксель; 2 - грот-стень-стаксель; 3 - мидель-стаксель; 4 - грот-брам-стаксель; 5 - грот-бом-брам-стаксель; 6 - апсель; 7 - крюйс-стень-стаксель; 8 - крюйс-брам-стаксель; 9 - крюйс-бом-брам-стаксель.

Здесь они могут быть не только треугольными, но и четырехугольными, неправильной формы (см. рис. 10). Низкий продольный парус, установленный между грот- и бизань-мачтами, (бизань-стаксель), называют апселем.
Триселями называются косые четырехугольные паруса неправильной трапециевидной формы, устанавливаемые сзади нижней части фок- и грот-мачты (см. рис. 2). Верхняя шкаторина триселя пришнуровывается к гафелю, а нижняя остается свободной. К передней шкаторине паруса привязывались сегарсы (дубовые или из пруткового железа кольца), надеваемые на мачту и ходящие по ней. Если мачта была толстой (на больших кораблях), то сегарсы надавали на дополнительную тонкую трисель-мачту (рис. 2).
К косым парусам относится и кормовая косая бизань, расположенная между гафелем и гиком, похожая на гафельный парус - трисель (рис. 2). Однако почти до конца ХVIII века на судах с прямыми парусами бизань-мачта несла латиновый треугольный парус на рее, подвешенном наклонно к бизань-мачте (см. рис. 1).
Все косые паруса ставятся посередине - вдоль диаметральной плоскости корабля. В зависимости от места установки косые паруса, также как и прямые, кроме основных наименований, имеют свои личные наименования с различными приставками (бом-кливер, грот-стень-стаксель, фор-трисель и т.п.).

§3. Детали прямых парусов.

Прямые паруса состоят из нескольких параллельных полотнищ парусины, наложенных внакрой и сшитых друг с другом двойным швом (рис. 5, а и б). Края паруса подгибают и прошивают, поэтому они обычно двойные. Вдоль кромок паруса пришивают растительный или гибкий стальной трос, называемый ликтросом (1). Верхний край паруса, который привязывают к рею, называют верхней шкаториной (2), боковые края и нижний край паруса называют боковыми и нижней шкаторинами (4, 5).

Рис. 5. Детали прямых парусов: а) нижний парус, б) верхние паруса.
1 - ликтрос; 2 - верхняя шкаторина; 3 - подшивка; 4 - боковые шкаторины; 5 - нижняя шкаторина; 6 - банты и риф-банты; 7 – боуты; 8 - риф-сезни; 3 - риф-кренгельсы для риф-шкентеля; 10 - кренгельс риф-талей; 11 - кренгельсы шпрюйт-буленей: 12 - ноковые кренгельсы; 13 - угловые кренгельсы; 14 - кренгельсы из троса; 15 - кренгельсы с коушем.

Для укрепления самого паруса в наиболее напряженных местах нашивают полосы парусины. Если они идут параллельно верхней шкаторине, то их называют бантами (6), а если наискосок, то боутами (7). На парусе делают риф-сезни (риф-штерты) (8), продетые сквозь парус, которые позволяют при свежем ветре зарифлять - уменьшать рабочую площадь паруса. Чтобы укрепить парус в районе крепления риф-сезней, на него параллельно верхней шкаторине (у триселей и бизани нижней шкаторине) нашивают также полосы парусины - риф-банты (6) с отверстиями риф-гатами. Чтобы риф-сезень не выскочил из риф-гата, на него с обоих сторон паруса делают по узлу. Риф-бантов на парусе может быть несколько рядов, поэтому у паруса можно брать несколько рифов. При уборке парусов, скатанный парус, положенный ка рей, крепят небольшими кончиками так называемыми обносными сезнями, в свою очередь привязанными к лееру рея. На боковых шкаторинах паруса, напротив риф-бантов, ставятся риф-кренгельсы (петли) (9), через которые проводят концы (гордени), с немощью которых парус подтягивают к рею при взятии рифов. При взятии рифов парусину между реем и соответствующим риф-бантом закатывают и получившийся рулон паруса подвязывают к рею риф-сезнями.
На парусах делается еще ряд кренгельсов - кренгельс риф-талей (10) и кренгельс для шпрюйта буленей (11), а также угловые кренгельсы в ноковом и шкотовом углах (12, 13). Кренгельсы представляют собой кольца или петли на шкаторинах или заделанные в лик-трос. Кренгельсы могут быть простыми из троса (14) или с коушем (15). Шпрюйтами булиней называют группу тросов, заделанных в нижней части паруса и соединенных в один трос - булинь. Сам булинь предназначался для оттягивания передней боковой шкаторины прямого паруса, чтобы судно могло идти более круто к ветру (см. рис. 10 и рис. 11).
Для крепления прямого паруса к рею, вдоль его верхней шкаторины делают люверсы (круглые отверстия), обшитые (обметанные) парусными нитками или обделанные медными кольцами, через которые продевают отрезки, скрученные из трех-четырех каболок - реванты, служащие для крепления паруса к лееру рея (рис. 6, а и б).
У прямых парусов люверсы расположены вдоль верхней шкаторины, у кливеров и стакселей - вдоль передней, а у триселей – вдоль верхней; нижней и передней шкаторин.
Паруса в XVIII веке крепили непосредственно к рею при помощи ревантов, проходивших через люверсы верхней шкаторины (рис. 6, б). На реванте, для того чтобы он не выскочил из люверса, делали два узла, диаметр которых был больше диаметра люверса, аналогично риф-сезням в риф-гатах. В ноковых углах ставились очень длинные реванты, так чтобы из его каждых половинок можно было сделать несколько шлагов вокруг рея. Шлаги накладывались в противоположных направлениях и затем связывали их концы вместе.

Рис. 6. Крепление прямого паруса к рею: а) в XIX в., б) в ХVII в.:
1 – рей; 2 - верхняя шкаторина паруса; 3- леер рея; 4 – люверсы; 5 - реванты.

§4. Детали косых парусов.

Косые паруса (стаксели, кливера) имели аналогичные детали, что и прямые паруса. Также имели подогнутые кромки, были обшиты ликтросом, соответствующими рифами, кренгельсами, бантами, боутами, имели люверсы и т.п. (рис. 7 и рис. 9).

Рис. 7. Детали кливера:
1 – ликтрос; 2 - передняя шкаторина; 3 - задняя шкаторина; 4 - нижняя шкаторина; 5 - галсовый угол; 6 - ноковый угол; 7 - шкотовый угол; 8 - люверсы для крепления раксов; 9 - кренгельсы.
Рис. 8. Крепление кливеров и стакселей к штагам: а - при помощи металлических раксов; б - при помощи слаблиня.
1 - леер; 2 - парус; 3 - металлические раксы; 4 - слаблинь.

Кливера и стаксели ходили по штагам и леерам и крепились к ним при помощи деревянных или металлических раксов или специальным тросом - слаблинем, проходившим через люверсы косой шкаторины паруса и огибавшим леер или штаг (рис. 8).
Косые гафельные паруса (латинский, косая бизань и трисель) имели также подогнутые кромки по периметру, были обшиты ликтросом, имели рифы, кренгельсы, боуты, банты и люверсы (рис. 9). Шкаторину паруса, прикрепляемую к гафелю, называют верхней или косой (6), шкаторину, прикрепляемую к мачте или трисель-мачте - передней или стоячей (8), кормовую - задней или шкотовой (7), последнюю (9) - нижней.

Рис. 9. Детали триселя:
1 - боут; 2 - ликтрос; 3 - риф-банты; 4 - шкотовые риф-кренгельсы; 5 - галсовые риф-кренгельсы; 6 - верхняя шкаторина; 7 - задняя шкаторина; 8 - передняя шкаторина; 9 - нижняя шкаторина; 10 - нок-бензельный угол; 11 - шкотовый угол; 12 - галсовый угол; 13 - верхний галсовый угол; 14 - люверсы для слаблиня.

Верхний передний угол называют верхним галсовым (13), задний верхний - нок-бензельным (10), передний нижний - галсовым (12) и задний нижний - шкотовым (11).
Гафельные паруса (косая бизань и трисель) присоединяют к мачте при помощи деревянных или железных обручей - сегарсов (рис. 9, б) к гикам их крепят при помощи сезней или также как и латинские паруса к реям - слаблинем, огибавшим гик или специальный проводник, натянутый по гику.

§5. Наименование парусов согласно их положению на корабле.

Все паруса в зависимости от их места расположения на рангоуте имеют каждый свое наименование без приставок и с различными приставками - фор, бом и брам. На рис. 10 показано парусное вооружение корабля начала XIX века - шлюпа «Восток». На его мачтах и между ними установлены следующие паруса:
I. Бом-кливер. II. Кливер. III. Фор-стеньги-стаксель. IV. Фор-стаксель. V. Фок - нижний прямоугольный парус на фок-мачте. VI. Фор-марсель - второй снизу прямой парус, расположенный на фор-брам-стеньге. VII. Фор-брамсель-третий парус, расположенный на фор-брам-стеньге фок-мачты. VIII. Фор-бом-брамсель - четвертый прямой парус, расположенный на фор-бом-брам-стеньге фок-мачты. Дальше паруса идут в следующем порядке: IX. Грот-стаксель. Х. Грот-стеньги-стаксель. XI. Грот-брам-стаксель. XII. Грот-нижний прямоугольный парус на грот-мачте. Далее прямые паруса повторяются, только вместо слова фок в начале наименования ставится слово грот: XIII. Грот-марсель. XIV. Грот-брамсель. XV. Грот-бом-брамсель. XVI. Апсель-косой парус между грот- и бизань-мачтами. XVII. Крюйсель - прямой парус. XVIII. Крюйс-брамсель. XIX. Крюйс-бом-брамсель. XX. Бизань - нижний косой парус (косая бизань).

Рис. 10. Паруса корабля начала XII в.

§6. Бегучий такелаж - снасти для управления парусами.

(рис. 10, рис. 11, рис. 12)

К бегучему такелажу управления парусами относятся: фалы, шкоты, галсы, гордени, гитовы и булини.
Фалами называют снасти, при помощи которых поднимаются и опускаются паруса (кливеры и стаксели), флаги и сигналы.
Шкоты служат для управления прямыми (нижними) и косыми трусами, которые тянут их к корме. Кливера и стакселя имеют по два шкота, проходящих с одной и другой сторон борта или лееров. Эти шкоты делаются обычно двойные. Коренным концом (прикрепленным намертво) они крепятся на баке, а ходовым проводятся каждый в свой блок, вплеснённый в шкентель, который берется серединой конца за кренгельс (кольцо) в шкотовом углу паруса. У косых парусов с гиком, где шкотовый угол паруса крепят к ноку (оконечности) гика, для управления парусом служит гика-шкот, прикреплённый к гику.
Ходовые концы шкотов прямых нижних парусов тянутся рядом с коренными. Эти шкоты крепятся коренным концом с внутренней стороны фальшборта, а ходовым выводятся наружу через отверстия в фальшборте с роульсами, проводятся каждый в свой блок в шкотовом углу паруса и возвращается назад (в отверстие в фальшборте с роульсом), где тянутся и крепятся рядом с коренным концом. Шкоты всех прямых парусов, нижняя шкаторина которых растягивается по рею, крепятся коренным концом за кренгельс в шкотовом углу паруса, а ходовым проводятся в блоки или шкивы у ноков, нижних реев, затем с середины рея через блок опускаются на палубу, где крепятся подле мачты на кафель нагельной планке.
Шкотовые углы фока и грота тянутся помимо шкотов галсами, которые предназначаются для тяги углов нижних парусов в направлении к носу, противоположно шкотам. Галсы бывают двойные и тогда они проводятся подобно шкотам или одинарные. В последнем случае коренной конец галса крепится в шкотовой углу. Грота-галсы тянутся у бортов около фок-мачты, а фока-галсы на баке, через блок на галсе-баканце (коротком рангоутном горизонтальном дереве, выступающем в носу судна с каждого борта, для вытягивания наветренного угла фока посредством фока-галса).
Гордени и гитовые служат для подбирания нижних и боковых шкаторин и шкотовых углов при уборке парусов и взятии рифов. Гитовы фока и грота, по одному с каждой стороны паруса, крепятся коренным концом за нижний рей с наветра (со стороны, обращенной к корме) на расстоянии от нока, равном высоте боковой шкаторины, ходовой конец проводится в гитов-блок в шкотовом углу, затем в блок около коренного конца и тянется на кафель-планке у мачта.
Нок-гордени (снасти для подтягивания боковых шкаторин прямых парусов) проводятся через кренгельсы на боковой шкаторине, затем с обеих сторон паруса в свои блоки на подветренной и наветренной стороне рея, в блоки под марсовой площадкой и тянутся у бортовых кафель-планок.
Бык-гордени берутся коренным концом за кренгельсы на нижней шкаторине паруса, проводятся с его подветренной стороны в блоки, укрепленные на рее, оттуда в блок под марсом и тянутся рядом с нок-горденями.
Марселя с наветренной стороны подбирается гитовыми, которые основываются также как и у нижних парусов, а с подветра - марса-бык-горденями или риф-шкентель-толями.
Брамселя и бом-брамселя подбираются только гитовыми, их коренные концы берутся за кренгельсы шкотовых углов, проводятся в блоки у середины рея и опускаются вниз, где и тянутся у бортов.
Бизань-гитовы крепятся у задней шкаторины бизани, а ах ходовые концы проводятоя в блоки с обеих сторон гафеля, спускаются вниз и ткнутся на кафель-планках у бортов.
Булини - снасти, расположенные на боковых шкаторинах, внизу прямых парусов, предназначены для растягивания паруса на ветер, чтобы судно могло идти круто к ветру. Чтобы разложить тягу булиня на несколько мест шкаторины к кренгельсам паруса сначала крепили короткие концы (шпрюйты), а затем уже к ним булини (см. рис. 11 и рис. 12).
Познакомившись с основными наименованиями бегучего такелажа управления парусами, теперь перечислим эти снасти с подлинными их наименованиями, согласно расположению их на различных парусах, показанных на рис. 10, рис. 11 и рис. 12 - на корабле начала XIX века (шлюп «Восток»):
1. Бом-кивер-фал. 2. Бом-кливер-шкот. 3. Кливер-шкот. 4. Фор-стеньга-стаксель-шкот. 5. Фор-стаксель-шкот. 6. Фока-шкот. 7. Фока-галс. 8. Фоковые нок-гордени. 9. Фоковке бык-гордени. 10. Фока-гитовы. 11. Фока-булинь. 12. Фор-марса-гитовы. 13. Фор-марса-булинь. 14. Риф-шкентель-талей – конец снасти, основанный между блоками, для подтягивания парусов при взятии рифов. 15. Фор-брам-гитовы. 16. Фор-брам-булинь. 17. Фор-бом-брам-гитовы. 18. Риф-сезни (риф-штерты). 19. Грота-шкот. 20. Грота-галс. 21. Грота-нок-гордень. 22. Грота-бык-гордень, 23. Грота-гитовы. 24. Грота-булинь. 25. Грота-марса-гитовы. 26. Грота-марса-булинь. 27. Грота-брам-гитовы. 28. Грота-брам-булинь. 29. Грота-брам-гитовы. 30. Бизань-гитовы. 31. Крюйсель-гитовы. 32. Крюйсель-булинь. 33. Крюйс-брам- гитовы. 34. Крюйс-брам-булинь. 35. Крюйс-бом-брам-гитовы.
Мы познакомились вкратце со стоячим и бегучим такелажем парусного корабля XIX века. Но надо помнить, что такелаж корабля все время совершенствовался и изменялся; Стоячий такелаж корабля изменялся незначительно за весь период русского парусного кораблестроения, а бегучий такелаж претерпел большие изменения и при оснастке модели корабля это надо учитывать. На рис. 13 показана часть бегучего и стоячего такелажа парусного корабля конца ХVII и первой половины ХVIII веков, где видно, что корабли оснащалась бегучим такелажем несколько иначе, чем в конце ХVIII и первой воловины XIX веков.
На рис. 13 отражен следующий такелаж: 1 - шкоты; 2 - гитовы; 3 - нок-гордени; 4 - бык-гордени; 5 - булини; 6 - брасы;7 - топенанты; 8 - дирик-фал; 9 - штаки; 10 - ванты; 11 - галсы.

Рис. 11. Бегучий такелаж парусов на фок и грот-мачте.

§7. Изготовление парусов для моделей кораблей.

Настоящие паруса для кораблей и судов шили из льняных, пеньковых и хлопчатобумажных (для клиперов) тканей. Парусина из льняных и пеньковых тканей имела светло-серый цвет, американские клипера несли белые хлопчатобумажные паруса.
Паруса для настольных моделей кораблей обычно изготовляют из плотной и тонкой хлопчатобумажной ткани, например, из перкали или батиста, паруса для спортивных моделей яхт шьют из синтетических тканей типа лавсана, дакрона и т.п.
Для того чтобы парусам придать светло-серую окраску, надо ткань подержать в воде, слегка окрашенной серой анилиновой краской. Затем растянуть ткань между гвоздями и дать просохнуть или выгладить горячим утюгом. Теперь по чертежам из плотной бумаги надо вырезать шаблоны парусов. Накладывая шаблоны на растянутую ткань, надо карандашом обрисовать контуры парусов с припуском на подшивку, и вырезать их. У вырезанных парусов надо подогнуть края и подшить их мелкими стежками на швейной машинке, прострочить на машинке надо парус и в вертикальном направлении, имитируя этим сшитые полотнища паруса.

Рис. 12. Бегучий такелаж парусов на бизань-мачте.
Рис. 13. Бегучий такелаж парусов корабле конца XVII в. и первой половины XVIII в.

Теперь к краям паруса вручную надо пришить тонкий шнурок - ликтрос. Этот шнурок лучше сплести из трех тонких ниток на самодельном приспособлении (см. рис. 14). Из этого же шнура можно будет сделать и кренгельсы.

Рис. 14. Приспособление для скручивания нитей.

Теперь парус надо снова растянуть между гвоздями и проэмалить (аэролаком) или прокрасить бесцветным нитролаком НЦ-235. После такой обработки парус становится упругим (жестким) и, если теперь его поставить между осями несколько сближенными (ỳже, чем парус), то парус получит выпуклость в нос, имитируя этим свою надутость от ветра. Это будет значительно красивее и эффектней, чем полошащийся парус.
Прежде чем поставить парус на свое место, на нем надо провести еще некоторые работы. На него надо наклеить полоски из этого же материала, что и парус - боуты к риф-банты с вставленными в них риф-сезнями. На прямом парусе, для крепления его к рею, надо укрепить на его верхней шкаторине люверсы (кольца).
Эти кольца (люверсы) можно сделать очень просто. Из тонкого чёрного целлулоида, вырубкой, сделанной из стальной трубки, соответствующего диаметра, надо нарубить кружочки и наклеить их с обеих сторон шкаторины паруса, а затем соответствующим сверлом просверлить в них отверстия.


В начало страницы

Обратно в раздел "Общие хитрости"

Онлайн-калькулятор

для расчёта диаметров такелажа
Онлайн-калькулятор

для расчёта размеров рангоута
кораблей Российского флота

Напишите мне письмо...
Вступайте в нашу группу
Сообщество в ВК

Рекламана сайте

Макетная студия SMC Макетная студия SMC Макетная студия SMC

Новое на сайте

13.01.2023 Полностью закончен блог "О творческой реализации известной модели от "Звезды" в СУВЕНИР-НОЧНИК «Летучий Голландец»". 17.12.2020 Добавлен Обзор модели флагманского корабля адмирала Нельсона Виктори от Звезда (Россия). 14.12.2020 Добавлен обзор модели советского парусника Товарищ от ARK-Models (Россия). 23.11.2020 Добавлена Обзор модели китобойного судна Нью Бедфорд (New Bedford). 17.11.2020 Добавлена статья Рангоут и стоячий такелаж четырёхмачтового барка на примере барка Крузенштерн. 11.11.2020 Добавлен обзор модели трёхмачтового барка Gorch Fock от Моделист (Россия). 05.11.2020 Добавлен обзор модели Yacht Mary от Mamoli (Италия).. 19.10.2020 Добавлен обзор модели Славянской ладьи IX-XI в.в. от Фальконет (Россия). 12.10.2020 Опубликованы "Комментарии к строительству модели корвета Аврора (Corvette L'Aurore) 1766-1775 г.г." 14.10.2019 Добавлен обзор деревянной модели Hacchoro от Woody Joe (Япония).
Copyright © 2015,  Парусный моделизм. Все права защищены. Дизайн: Степунин Дмитрий
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика