Теория и практикум
Часть 10.
Продолжение работы с корпусом.
Уж сколько раз твердили миру: «не торопись»; сам всё время говорю: «главное в нашем деле - чугунная (извините) задница». Нет, поторопился в пятницу и всё - весь текст исчез, как будто и не было. Придётся начинать все с начала.
Продолжаем работу с корпусом. Снимаем затяжки с палубы и проверяем «на звук» приклейку - побарабаньте пальцами: если звук звонкий - все ОК, если «с хрипотцей», дребезжащий - ищите плохо проклеенное место и цианакрилатом его, цианакрилатом. Прямо в щель и прижать. После этого обрезаем припуск «за бортом». Если много, можно воспользоваться резаком для пластмасс (крючком, который). Окончательно доводим напильником и шкурками на брусках. Крупной, потом мельче. Между палубой и бортом (вернее, стрингером внутри) всё равно будет щёлочка. Её надо прошпаклевать двухкомпонентной автошпаклёвкой или «быстрой сталью». Вообще, «быструю сталь» очень рекомендую для моделизма. В статье про пластмассы я остановлюсь на ней более подробно, с примерами применения и технологией. После заделки этого шва шлифуете и производите разметку борта. Размечаются места якорных клюзов, иллюминаторов, забортных отверстий (сливов и выхлопов) и сверлятся. Сверлить надо на 0,5÷0,8 мм меньше «чистого» диаметра. Иллюминаторы на масштабах 1:250÷1:100 можно после покраски подклеить изнутри «стеклом» из прозрачной виниловой пленки (или любой другой, гибкой). Можно, конечно, на места иллюминаторов наклеить плоские колечки и потом покрасить внутри кольца чёрным (темно-синим). Над иллюминаторами устраиваются козырьки (желобки) для отвода воды - дугой или «домиком», но не всегда. Иллюминатор может изнутри закрываться «броневой» заслонкой и в этом случае имеет цвет борта. Смотрите фото реальных кораблей.
На более крупных масштабах можно выточить раму иллюминатора из латуни и внутрь вставить «стекло», затем, после покраски, вклеить раму в борт.
Шпаклюем корпус. Сначала более густой шпаклёвкой впадины (если оные имеются), прошкуриваем и шпаклюем корпус сплошняком более пластичной шпаклёвкой. И шкурим. Ещё шпаклюем и шкурим. Нудное занятие, согласен. Но, нужное. И так до тех пор, пока не получим классную поверхность. Доводим отверстия иллюминаторов до чистого размера надфилем, наклеиваем привальные брусья (рекомендую в нескольких местах засверлить их и вставить штырьки на цианакрилате) и задуваем весь корпус жидкой шпаклёвкой. Сушим и полируем. Всё. Корпус готов к покраске.
Теперь работаем на палубе. Перво-наперво размечаем и проводим линию ДП. От неё будет плясать вся разметка. А её на палубе хватит. Во-первых, контуры надстроек, во-вторых, минные рельсы (ну, для военных, конечно), всевозможные фундаменты, ватервейсы, выходы якорных клюзов и т.д. и т.п. Всё это прочерчиваем карандашом. И первым делом припаиваем комингсы (порожки) по внутреннему контуру надстроек. На них в дальнейшем должны одеться надстройки, они не дадут воде заливаться в корпус при захлестывании палубы. Хорошо их надо припаять, без просветов. Затем насверливаем палубу внутри контура надстроек и вырезаем, опиливаем и шлифуем края (чтобы не царапаться). У нас открываются бимсы. Желательно приклеить к ним палубу изнутри цианакрилатом. И стык палубы со стрингером тоже не помешает промазать им же. Все отверстия выхлопов и сливов (а они, как правило, около ватерлинии) рекомендую заклеить кусочками «быстрой стали». Потом снаружи углубить сверлом. Только не насквозь. Работать внутри придётся при монтаже начинки и обслуживании модели. Смазывать, менять аккумуляторы, регулировать тяги, удалять (да, да) воду. Как бы вы не герметизировали корпус, вода внутри будет. Черт её знает, откуда, но будет. После прогона обязательно открыть и удалить: спринцовкой с тонкой трубочкой, шприцем, губкой, просто полотняной тряпочкой.
Отвлёкся. Паяем минные рельсы. Очень характерный элемент. Для сотого и меньше масштабов можно паять прямоугольную ленточку 0,3×0,4 мм, хотя минный рельс имеет довольно сложный профиль, с закраинами, щелевыми проёмами для растяжек и прочими премудростями, но это не выполнить. Ватервейс более высокий. Проходит по кромке палубы у борта. Конкретные размеры и расположение - берите с чертежа. Сверлите палубные клюзы и впаиваете медную трубку. Как правило, она прямая, поэтому главное правильно поймать место входа на палубе и выхода в борту. Опять-таки рекомендую сверлить тонким сверлом, а затем тонким круглым напильником, зажатым в дрель, доводите отверстия до овального состояния одновременно через оба отверстия. Хорошо если вы найдёте напильник диаметра трубки для клюза. Потом только вставить, впаять на палубе и вклеить в борту. Ну и обрезать. Да, важное замечание: покрытие на стеклотекстолите очень тонкое, а потому не продерите насквозь, не перегревайте при пайке, может отслоиться. Ну, вроде как всё с палубой. Работаем.