Парусный моделизмСайт для людей, увлечённых парусным моделизмом. |
|
Партнёры сайта |
Условия размещения рекламы на сайте! |
Какой же всё-таки цвет у парусов?
Автор: Дмитрий Степунин, Тула, 2018 Люди, видевшие парусники только в виде сувениров и картинок, удивятся теме этой статьи. Как же так, скажут они? Паруса белые, ну или красные как в «Алых парусах» Александра Грина. А на самом деле почти у каждой нации, строившей парусные корабли, паруса по цвету достаточно сильно отличались. И из-за этого в среде судомоделистов не прекращаются споры о «правильном» цвете парусов. Наиболее точно передал цвет на своих полотнах голландский маринист Виллем ван де Вельде младший. Вот несколько примеров его работ.
Рассмотрим несколько вариантов национальных тканей, используемых для пошива парусов. Паруса русских кораблей до середины XIX века имели примерно такие цвета.
Наиболее правильные по цветам картины с изображениями русских кораблей этого периода с поставленным парусным вооружением.
Цвет ткани парусов в это время объяснялся достаточно просто. Россия в тот период завоевала славу центра коноплеводства. Выражение «Русь посконная» – яркое тому подтверждение, ведь посконь – это мужское растение конопли, дающее волокно наиболее высокого качества. На Руси коноплю выращивали повсеместно, пенькопрядильни и канатные мануфактуры существовали в десятках городов: в Орле, Нижнем Новгороде, Архангельске, Москве, Костроме, Смоленске. Одна только Орловская прядильня выпускала 300 тысяч пудов пеньки в год. Большая часть продукции поставлялась за границу: в Англию, Голландию и прочие морские державы. Такелаж флота этих государств на 90% состоял из русского пеньковолокна. Россия стала ведущим мировым экспортёром пеньки ещё при жизни Петра I (он ввёл государственную монополию на экспорт пеньки и лично проверял качество товара), а в середине 1749 года экспорт пенькового волокна достиг 37 тысяч тонн в год. Почти весь такелаж русских парусных судов, канаты, сети, флаги, паруса, и даже матросская форма, вплоть до униформы, мореплавателей производились в то время из конопли. Каждому кораблю требовалось раз в два года 50–100 тонн конопляных волокон для снаряжения. Дело в том, что русские паруса до времён Николая I делались в основном из пеньки, поскони. Вот этот грязно-жёлто-зелёный цвет - это и есть пеньковая ткань. Необработанная мешковина самая натуральная. Вмешался ещё и денежный фактор. Конопляная парусина стоила 7-8 руб. за пуд, тогда как льняная - 16-22 рубля за пуд в зависимости от качества выделки. В Англии того времени для парусов использовали парусину сотканную изо льна, либо смеси льна и пеньки. Поэтому цвет парусов был грязно-светло-коричневый.
Непродолжительное время Англия закупала у России пеньковую парусину. Но после повышения ввозных пошлин, английские верфи отказались от этого типа парусины. Параллельно выяснилось, что паруса из пеньки становятся слишком тяжёлыми после намокания и экипажам становилось трудно с ней работать. Как говорится, «что русскому хорошо, то другим смерть». На голландских и французских верфях для пошива парусов использовали выбеленную льняную парусину (иногда с небольшой примесью пеньки). Отсюда паруса этих государств имели грязно белый цвет.
Дальше всех в обработки тканей для парусов продвинулись испанские судостроители. Льняные ткани для парусов они вымачивали в красителях для большей устойчивости морской солёной воде. После этого паруса принимали грязно-желтоватый оттенок
И, конечно же, обязательно стоит упомянуть паруса Нового Света – Американского флота. По разным причинам, таких как, удалённость от основных производителей классических растительных материалов для парусины, а также политических и экономических факторов, у американских верфей были достаточно большие проблемы со льном и пенькой. А вот хлопка на юге Америки выращивали в достаточном количестве. Поэтому их промышленность стала использовать хлопковую парусину, которая с развитием технологий ткацкого дела превратилась в перкаль. А эти ткани имели белый цвет, иногда с синеватым или розоватым оттенком. Ну, а зная склонность американцев к саморекламе, распространилось представление о цвете парусов как о чисто белых.
В этой статье я не рассматривал некоторые редкие материалы для изготовления парусов. Также не коснулся парусов азиатских кораблей – очень специфичных не только по цвету, но и по конструкции. |
Онлайн-калькулятор
|
|||||||||||||||||||
Рекламана сайте |
||||||||||||||||||||
Новое на сайте |
|
||
Copyright © 2015, Парусный моделизм. Все права защищены. | Дизайн: Степунин Дмитрий | |