Парусный моделизм

Сайт для людей, увлечённых парусным моделизмом.

Партнёры
сайта
Группа компаний налогового и бухгалтерского консультирования Финансист «Самоцветы.» Салон Натальи Степуниной.
Условия размещения рекламы на сайте!

Какой же всё-таки цвет у парусов?


Автор: Дмитрий Степунин, Тула, 2018

Люди, видевшие парусники только в виде сувениров и картинок, удивятся теме этой статьи. Как же так, скажут они? Паруса белые, ну или красные как в «Алых парусах» Александра Грина. А на самом деле почти у каждой нации, строившей парусные корабли, паруса по цвету достаточно сильно отличались. И из-за этого в среде судомоделистов не прекращаются споры о «правильном» цвете парусов.

Наиболее точно передал цвет на своих полотнах голландский маринист Виллем ван де Вельде младший. Вот несколько примеров его работ.


Ships in the roads. 1658

Dutch men-o'-war and other shipping in a calm. 1665

The «St Andrew» at Sea in a Moderate Breeze. 1673

Рассмотрим несколько вариантов национальных тканей, используемых для пошива парусов.


Паруса русских кораблей до середины XIX века имели примерно такие цвета.




Наиболее правильные по цветам картины с изображениями русских кораблей этого периода с поставленным парусным вооружением.


Три святителя

Святой Евстафий Плакида

Цвет ткани парусов в это время объяснялся достаточно просто. Россия в тот период завоевала славу центра коноплеводства. Выражение «Русь посконная» – яркое тому подтверждение, ведь посконь – это мужское растение конопли, дающее волокно наиболее высокого качества. На Руси коноплю выращивали повсеместно, пенькопрядильни и канатные мануфактуры существовали в десятках городов: в Орле, Нижнем Новгороде, Архангельске, Москве, Костроме, Смоленске. Одна только Орловская прядильня выпускала 300 тысяч пудов пеньки в год. Большая часть продукции поставлялась за границу: в Англию, Голландию и прочие морские державы. Такелаж флота этих государств на 90% состоял из русского пеньковолокна. Россия стала ведущим мировым экспортёром пеньки ещё при жизни Петра I (он ввёл государственную монополию на экспорт пеньки и лично проверял качество товара), а в середине 1749 года экспорт пенькового волокна достиг 37 тысяч тонн в год.

Почти весь такелаж русских парусных судов, канаты, сети, флаги, паруса, и даже матросская форма, вплоть до униформы, мореплавателей производились в то время из конопли. Каждому кораблю требовалось раз в два года 50–100 тонн конопляных волокон для снаряжения.

Дело в том, что русские паруса до времён Николая I делались в основном из пеньки, поскони. Вот этот грязно-жёлто-зелёный цвет - это и есть пеньковая ткань. Необработанная мешковина самая натуральная.

Вмешался ещё и денежный фактор. Конопляная парусина стоила 7-8 руб. за пуд, тогда как льняная - 16-22 рубля за пуд в зависимости от качества выделки.


В Англии того времени для парусов использовали парусину сотканную изо льна, либо смеси льна и пеньки. Поэтому цвет парусов был грязно-светло-коричневый.




Непродолжительное время Англия закупала у России пеньковую парусину. Но после повышения ввозных пошлин, английские верфи отказались от этого типа парусины. Параллельно выяснилось, что паруса из пеньки становятся слишком тяжёлыми после намокания и экипажам становилось трудно с ней работать. Как говорится, «что русскому хорошо, то другим смерть».


На голландских и французских верфях для пошива парусов использовали выбеленную льняную парусину (иногда с небольшой примесью пеньки). Отсюда паруса этих государств имели грязно белый цвет.





Дальше всех в обработки тканей для парусов продвинулись испанские судостроители. Льняные ткани для парусов они вымачивали в красителях для большей устойчивости морской солёной воде. После этого паруса принимали грязно-желтоватый оттенок




И, конечно же, обязательно стоит упомянуть паруса Нового Света – Американского флота. По разным причинам, таких как, удалённость от основных производителей классических растительных материалов для парусины, а также политических и экономических факторов, у американских верфей были достаточно большие проблемы со льном и пенькой. А вот хлопка на юге Америки выращивали в достаточном количестве. Поэтому их промышленность стала использовать хлопковую парусину, которая с развитием технологий ткацкого дела превратилась в перкаль. А эти ткани имели белый цвет, иногда с синеватым или розоватым оттенком. Ну, а зная склонность американцев к саморекламе, распространилось представление о цвете парусов как о чисто белых.





В этой статье я не рассматривал некоторые редкие материалы для изготовления парусов.

Также не коснулся парусов азиатских кораблей – очень специфичных не только по цвету, но и по конструкции.


В начало страницы

Обратно в раздел "Общие хитрости"

Онлайн-калькулятор

для расчёта диаметров такелажа
Онлайн-калькулятор

для расчёта размеров рангоута
кораблей Российского флота

Напишите мне письмо...
Вступайте в нашу группу
Сообщество в ВК

Рекламана сайте

Макетная студия SMC Макетная студия SMC Макетная студия SMC

Новое на сайте

13.01.2023 Полностью закончен блог "О творческой реализации известной модели от "Звезды" в СУВЕНИР-НОЧНИК «Летучий Голландец»". 17.12.2020 Добавлен Обзор модели флагманского корабля адмирала Нельсона Виктори от Звезда (Россия). 14.12.2020 Добавлен обзор модели советского парусника Товарищ от ARK-Models (Россия). 23.11.2020 Добавлена Обзор модели китобойного судна Нью Бедфорд (New Bedford). 17.11.2020 Добавлена статья Рангоут и стоячий такелаж четырёхмачтового барка на примере барка Крузенштерн. 11.11.2020 Добавлен обзор модели трёхмачтового барка Gorch Fock от Моделист (Россия). 05.11.2020 Добавлен обзор модели Yacht Mary от Mamoli (Италия).. 19.10.2020 Добавлен обзор модели Славянской ладьи IX-XI в.в. от Фальконет (Россия). 12.10.2020 Опубликованы "Комментарии к строительству модели корвета Аврора (Corvette L'Aurore) 1766-1775 г.г." 14.10.2019 Добавлен обзор деревянной модели Hacchoro от Woody Joe (Япония).
Copyright © 2015,  Парусный моделизм. Все права защищены. Дизайн: Степунин Дмитрий
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика