СКАЗКА о постройке французского фрегата Acheron
из пластикого набора производства фирмы Звезда.
Масштаб модели 1:200. Набор продаётся в типичной для ООО Звезда яркой и плотной упаковке. Количество деталей, заявленное производителем, равняется 222 штук (сам не пересчитывал). Качество отливки хорошее. Пришлось немного убрать облой с разных отверстий корпуса, да половина пушек отлито с небольшим смещением прессформ.
Вот цитата описания модели со старого сайта ООО Звезда:
«Когда изготовитель форм замышлял эту модель они, по-моему, скорее всего, ориентировались на один из всемирно известных кораблей (иначе, зачем огород городить). А к тому времени самым известным был, пожалуй, американский фрегат Constitution («Конституция»). Этот старейший военный парусник (спущен на воду в 1797 году) отлично плавает до сих пор. Построенный из белого дуба (очень прочного сорта древесины) с толщиной борта более полуметра он поражал своей крепостью современников. Очевидцы утверждают, что чугунные ядра отскакивали от его бортов, за что фрегат и получил кличку «Старик железный бок». Во время войны с Англией в 1812-15 гг. он неоднократно захватывал и топил британские военные корабли. В его честь была написана поэма. Уже в зрелом возрасте, когда его одногодки догнивали на задворках портов в виде блокшивов, Constitution встречал на своей палубе Папу римского Пия IX, а уж и вовсе перешагнув все мыслимые сроки жизнедеятельности, спокойно перевозил экспонаты на Всемирную выставку в Париже. Таким образом, нынче фрегату «стукнуло» 213 лет. Сейчас корабль стоит у одного из причалов Бостона.
Но вот на экраны вышел знаменитый фильм «Хозяин морей: На краю Земли» с Расселом Кроу в главной роли. Действие фильма происходит в 1805 году. Капитану английского фрегата Surprise Джеку Обри дано задание перехватить и уничтожить любой ценой французский фрегат Acheron, который «стал настоящим кошмаром для британских моряков». Фильм снят по мотивам серии романов о капитане Обри, принадлежащих перу Патрика О`Брайна. И конечно на «Звезде» не могли не воспользоваться столь удачный маркетинговый ход..
Благодаря фильму имя легендарного французского фрегата у многих на слуху. Но дело в том, что даже в фильме говориться, что строили его все-таки в Америке А в самом романе речь идет и вовсе об… американском фрегате «Ашерон». Но не могли же американцы изображать самих себя в роли злодея, вот так и родился фрегат, не значившийся в списках французского флота той поры. Поэтому решайте для себя сами, модель какого корабля вы будете строить.»
Стройку начал с приведения в порядок половинок корпуса. Зашпатлевал следы толкателей. Загрунтовал корпус и окрасил красной краской внутренние поверхности бортов до уровня нижней палубы. Места склеивания зачистил от грунтовки.
Ранее опыта полной окраски модели у меня не было, поэтому многое я делал впервые. Можно сказать – экспериментировал. Так, у меня были большие сомнения в грунтовке. Я боялся, что залью текстуру на деталях. Опытным путём выяснилось, что тамиевская спрей-грунтовка обладает достаточно большой усадкой. Даже если слегка переборщить со слоем, то высыхая, грунтовка открывает текстуру. Но всё же лучше не лить много грунта.
Затем отделив палубы от литников, я окрасил верхнюю палубу краской Desert Ellow XF-59, а нижнюю - краской Semi-Gloss Black X-18. Причём, прежде чем окрашивать нижнюю палубу, я вложил её в половинку корпуса и разметил места размещения пушек на ней на против каждого пушечного порта. Эти места я закрыл масками из маскировочного скотча с небольшим запасом (примерно по 0,5-1 мм).
Здесь сделаю небольшое отступления и расскажу про используемые мной краски. На этой, предыдущих и текущих моделях я использую акриловые краски Tamiya. Причин моей приверженности этим несколько. Перечислю некоторые: достаточная для меня палитра, хорошо ложатся на загрунтованные и многие негрунтованные пластики, удобная фасовка и, что немаловажно, приемлемая цена в магазинах.
Пока окрашенные палубы сохли, я приступил к окраске артиллерии. Из-за того, что стволы и лафеты отлиты одной деталью, пришлось немного попотеть. Кистями номер 0 окрашивал лафеты цветом Flat Brown XF-10, стволы –Bronze X-33, а колеса –Gun Metal X-10.
Приклеив пушки на нижнюю палубу, и дав высохнуть как следует клею, я подкрасил места от масок. Это теперь я знаю, что есть алмазные боры для бормашин типа Dremel, которыми очень удобно «точечно» снимать слой краски в нужном месте.
Уже на этом этапе строительства я параллельно вёл рассказ на форуме karopka.ru. Много раз я встречал упоминания на форуме о цианоакрилатном клее. И вот решил им воспользоваться для вклеивания палуб в корпус. Вклеив обе палубы в одну из половинок корпуса и выждав обещанные 5 минут. А когда начал собирать корпус - всё отвалилось. Пришлось заново зачищать и вклеивать уже на тамиевский клей. Причём сначала вклеил нижнюю палубу. Стянул корпус изолентой и выждал 4 дня (для верности). А затем вклеил верхнюю палубу и кормовую деталь. И тоже на 3-4 дня на просушку. После снятия изоленты левый полукорпус сыграл и появилась щель между ним и верхней палубой. Ещё раз клей и изолента. Оказалось что ЦА-клей очень хрупок.
Какой бы хорошей ни была стыкуемость деталей, но полностью обойтись без шпатлёвки невозможно. По стыку половинок корпуса осталась небольшая разбежка и кое-где щёлки. Разбежка вылечилась надфилями и наждаком. Щёлки лечились шпатлёвкой. Сначала шпатлевал кусочком блистера от упаковки инструментов. Но потом приобрёл в художественном салоне пару шпателей (мастихинов). Очень удобная штука!
Закончил сборку корпуса и приступил к окраске. Для этого использовал следующие цвета: палубные элементы: кофель-нагельные стойки – Flat Brown XF-10, палубные люки –Buff XF-57, решётки световых люков – Gold Leaf X-12;
корпус снаружи: выше ватерлинии –Black X-1, Flat White XF-2 и Flat Red XF-7 (для внутренних поверхностей пушечных портов и их крышек); днище - Dark Copper XF-28.
Корпус, как видно на фото, был загрунтован аэрозольной грунтовкой серого цвета. Вот тут появилась трудность. Белая краска никак не хотела ложиться ровным слоем. Причём черная и красная ложилась отлично. Что только не пробовал: и подсушивал краску для загустения, и разбавлял до очень жидкого состояния, и в три слоя краcbk. Всё равно сквозь краску проглядывает серый грунт. После пятого или шестого слоя добился наконец ровного покрытия белой краски.
Следующей проблемой в этом наборе для меня стала проблема выделения расшивки палубы. Всё дело в ом, что производитель сделал внешнюю расшивку палубных досок. Перепробованы были несколько вариантов. И простым карандашом пытался прорисовать, и тонким маркером, и ещё что-то, что уже забылось. В конечном итоге пришёл к варианту с копировальной бумагой. Копирка была приклеена к маленькому деревянному брусочку и этим «инструментом» проводилось по всей палубе, стараясь не касаться палубных элементов. Руки отмывал я потом долго.
Закончив с выделением расшивки палубы, приступил к дооснащению палубы и установке юферсных планок.
На палубе появились труба камбуза, шлюпки, шпиль, компас и штурвал. Детали я сначала окрашивал, а потом приклеивал на место. Труба камбуза окрашена Gun Metal X-10, шпиль – Flat Brown XF-10, компас – Flat Brown XF-10 (низ) и Flat Brown XF-10 (верх), штурвал – Buff XF-57.
Наполнив палубу деталями, приступил к установке рангоута. В сухую установил на места бушприт и мачты. И получил вот такой "лес и чащу" (на фото).
Выяснилось, что посадочные места на нижней палубе (внутри корпуса) не совпадают по осям установки мачт с отверстиями в верхней палубе. Отмечу сразу, что переделку рангоута на дерево не рассматривал сразу, ввиду отсутствия опыта таких работ. Начал ломать голову как мачты выправить, и с каким углом от вертикальной оси они должны стоять?
Со вторым вопросом вроде было ясно. Мачты должны стоять строго вертикально. А вот по первому вопросу было рассмотрено несколько вариантов решения:
- нагреть части мачт, находящиеся под палубами, и выгнуть их;
- расточить отверстия в верхней палубе;
- переделать места упора в нижней палубе.
Разберу варианты по порядку:
- Казалось бы, самое простое – нагреть и согнуть. Но на какой угол и в какую сторону гнуть? Пока нагретую мачту вставишь на место – пластик остынет. И греть несколько раз чревато разрушением детали.
- Расточить отверстия можно, но чем их после этого закрыть. По моим прикидкам, диаметр отверстия должен был бы увеличиться на 2-3 мм. Моего опыта в моделировании на тот момент не хватило бы для сокрытия последствия расточки.
- Переделать места упора в нижней палубе уже не представлялось возможным из-за вклеенных палуб. Но! Можно же сместить пятки мачт в сторону. И я, срезал полуцилиндры концов мачт до простого касания мачт нижней палубы. Засверлил торцы мачт и вставил в отверстие отрезки проволоки. Концы проволоки откусил бокорезами под острым углом и ими же наметил места сверления в нижней палубе. Просверлил в нижней палубе отверстия для проволоки. Тонко намазав шпатлёвкой проволоку посадил на клей мачты. Медная проволока позволила выставить мачты строго вертикально за счёт своей мягкости.
Выставив все мачты ровно, приступил к установке вант. Ванты оставил пластиковые из набора, т.к. при этом масштабе связать, конечно, можно самому (руку набил при сборке Товарища), но с креплением будут проблемы. Да и стоковые ванты оказались хорошего качества.
С установкой вант никаких проблем не возникло, кроме того, что в инструкции перепутаны правая и левая ванты грот-мачты. Но при примерке на место эта ошибка выявляется сразу.
Пришло время такелажных работ.
Первым был обвязан бушприт. Установлены утлегарь-бакштаг и бом-утлегарь-бакштаг.
На очереди оказались штаги. В порядке указания были установлены: фока-штаг, грота-штаг и бизань-штаг. Затем поставлены фордуны на фок-мачте, фордуны и бакштаги на грот мачте и фордуны бизань-мачте. С помощью фордунов добился вертикального положения мачт и избавился от провисания штагов.
После этого я приступил к изготовлению парусов. Для начала я попробовал облагородить пластиковые паруса из набора (так называемые «вакушки»). Но ничего путного из этого у меня не получилось. Во-первых, ширина полотнищ не соответствовала реальным размером в масштабе модели. Во-вторых, на грот-стень-стакселе производитель почему-то сделал полотнища горизонтальными, что не может быть в принципе.
А в-третьих, пластик из которого сделаны паруса очень хрупок и прорывается при попытке прошить его иглой.
Поэтому мною было принято решение переделать всё парусное вооружение и в качестве материала была выбрана бумага. Подробно об изготовлении парусов из бумаги я описал в статье «Замена пластиковых парусов на бумажные» .
Начал изготовление парусов я с бизани, апселя, грот-стень-стакселя.
|
Онлайн-калькулятор
для расчёта диаметров такелажа
Онлайн-калькулятор
для расчёта размеров рангоута
кораблей Российского флота
Напишите мне письмо...
Вступайте в нашу группу
|