Парусный моделизм

Сайт для людей, увлечённых парусным моделизмом.

Партнёры
сайта
Группа компаний налогового и бухгалтерского консультирования Финансист «Самоцветы.» Салон Натальи Степуниной.
Условия размещения рекламы на сайте!

Теория и практикум

Часть 19.
Ещё об инструменте и деформациях.

К предыдущей лекции. К следущей лекции.

Привет коллеги!

Обещал, а потому возвращаю долг по картинкам. Цифровик новый, потому работает нормально. Ну, сперва фото рашпилей, напильников, надфилей.

Все их знают и видели не раз. Самый ходовой инструмент. Особо обращаю внимание на рашпиль с красными ручками. Сильная вещь для грубой обработки (снятие толстого слоя). Имеет сменные полотна - плоское и полукруглое. Очень хорош для пенопластов и дерева.

Вот такой циркуль - во-первых, жёсткий, во-вторых, точная настройка, в-третьих, одну ножку можно заточить и резать не твёрдые и не толстые материалы (картон, тонкий пластик, фольгу). Прозвучало замечание по поводу ножниц. Вот вам ножницы.

Это большие по металлу, для грубой резки толстоватых металлов (2-3 мм, однако, если сила есть).

А эти тоже по металлу, но для тонких. Используют ювелиры и зубные техники. Вообще многие их инструменты для нас очень даже хороши.

Обычные, так называемые портновские, бытовые. Стеклоткань резать же чем-то надо. Только одно замечание: когда режете стеклоткань с эпоксидкой - сразу бросайте ножницы в бадейку с ацетоном. А то встанут и, увы...

А вот эти самые хорошие - медицинские. Металл, заточка, прочность и прочие показатели выше всяческих похвал. Можно резать и тонкий металл и прочее. К сожалению, как и всё в мире имеют свой срок жизни.

Ещё один инструмент, о котором я упоминал - рубанок. Всем знаком? Или кто-то не знает? Этот - малый, самый универсальный для нас, моделистов. Материалы ему подчиняются многие: пенопласт, дерево (!!!), оргстекло, полистирол, винил и ещё кое-что. Есть ещё меньший - блошка. В специализированных модельных магазинах можно поискать.

Ну, вот наши основные инструменты. Нет, конечно, можно продолжать ещё и ещё, но сейчас все фирмы, наживающиеся на нас, моделистах, изгаляются в изобретении всё новых и новых инструментов для выгребания денег из наших карманов. «Изобрели» недавно приладу для гнутья фототравления, как будто загнуть плоскогубцами на плите, с угольником уже не возможно. Не гонитесь. Подумайте, как обойтись, изобретайте сами. Дешевле, да и удовлетворения больше.

Вопрос ко всем: нужен разговор об электроинструменте или предпочитаете сами решать?

Продолжим о деформациях и материалах.



Само слово деформация означает «изменение формы», разрушение формы, но точнее - изменение внутренней структуры материала. Я хочу упростить это сложное физико-механическое понятие для того, чтобы вы знали и могли предвидеть, как себя поведёт тот или иной материал при определённой обработке. Ну, например, стоит ли пытаться строгать его рубанком?

Итак, нагреваем медную проволоку для отпуска. Происходит ослабление внутренних связей и медь становится мягче. Берём эту проволоку, зажимаем конец в тиски и сильно тянем плоскогубцами. Так сильно, что ощущаем некоторое удлинение. Проволока выпрямляется (рихтуется) идеально, но одновременно становится жёстче. Ослабшие связи сблизились, и медь упрочнилась (нагартовалась). Вот на знании таких внутренних изменений и основаны многие процессы обработки материалов. Растяжение даёт рихтовку с одновременной нагартовкой металла. Чередуя процессы отпуска и растяжения можно значительно удлинить заготовку, сделав её одновременно тоньше. Отпуская проволоку на разных участках можно вытянуть, скажем, антенну переменного сечения (ну, конусную). Сразу замечание для пластика, которое применяют все, кто работает с китами. Этот же эффект достигается с одновременным нагревом заготовки. Но растяжение то же самое.

Сжатие. Противоположная деформация. Но нагартовка материала тоже происходит. Очень хорошая технологическая операция - клёпка. Неразъёмное, так сказать соединение. Кажется, я описывал изготовление пуансона из стеклотекстолита с применением клёпки. Некоторые тонкости клёпки. Проволока медная отжигается, оформляется одна головка. Отверстие должно быть точным, люфт 0,05-0,1 мм. Заклёпка вставляется в отверстие и излишек обрезается на высоту не более половины диаметра, причём срез надо запилить, чтобы он был плоским. Затем лёгким молоточком, острым бойком головка «расплёскивается» сначала в одном направлении, затем в перпендикулярном. Лёгкими ударами. Когда вы увидели, что металл расплескался в стороны, можно перевернуть молоток, и более сильными ударами осадить головку в гнездо. Всю операцию надо делать на стальной плите или на наковальне.

Пластик тоже годится для заклепок на пластиковых деталях. Только расплёскивание делается паяльником или утюжком.

Вообще промышленностью выпускается много заклёпок, но размеры у них в основном побольше. А мелочь диаметром 0,8-1,5 мм лучше делать самому. А заводские заклёпки с полукруглой головкой очень годятся на модели кораблей в качестве вентиляционных грибков. Можно просверлить макушку и вставить маховичок. А самые большие хороши для микротокарных работ.

На растяжении базируется и метод штамповки. Штамповку медных изделий (дверей, люков, крышек контейнеров) уже показывал в разделе о пайке. Сейчас о штамповке пластмасс. Напоминаю, что термопластичные пластмассы могут неоднократно менять форму при нагреве. Можно сделать материал более тонким (растянуть, раскатать), а можно придать ему объёмную форму, а если учесть, что на корабле довольно много тонкостенных объёмных элементов (шлюпки, катера, плоты, вентиляторы, кожухи локаторов, орудийные башни), то этот метод очень годится для нас. Хорош он ещё и тем, что делается из подручных материалов. Сперва надо сделать пуансон и матрицу:

Как видите ничего сложного. Фанера для матрицы и дерево потвёрже для пуансона. Отшлифовать надо качественно. Пуансон должен входить в матрицу с просветом примерно в толщину материала. Края матрицы желательно отполировать. Пуансон закрепить на держателе с прокладкой в 3-5 мм.

Кусок полистирола толщиной 1 мм кладём на матрицу и прогреваем феном до мягкого состояния (после одного «блина комом» поймаете это состояние), затем пуансоном надавливаем, попадая в центр матрицы. Выжидание, пока материал не остынет, может сократить мокрая тряпка.

Ну вот. Оболочка готова, осталось обработать, ну и добавить разные элементы: планширь, киль, рыбины, банки и прочие мелочи. Если рядом положить справочник, то можно шлюпочку хорошо начинить. А для старины можно оболочку обшить снаружи полосками шпона и получить деревянную.

Учтите, что при выдавливании оболочка будет не одинакова по толщине в разных местах - растяжение, господа. Бракованную заготовку можно еще раз прогреть и повторить. Раз или два. Больше не получится.

Всё на сегодня. Жду вопросов по штамповке и мнений по поводу электроинструмента.

До связи.

К предыдущей лекции. К следущей лекции.

В начало страницы

Обратно к списку лекций

Онлайн-калькулятор

для расчёта диаметров такелажа
Онлайн-калькулятор

для расчёта размеров рангоута
кораблей Российского флота

Напишите мне письмо...
Вступайте в нашу группу
Сообщество в ВК

Рекламана сайте

Макетная студия SMC Макетная студия SMC Макетная студия SMC

Новое на сайте

13.01.2023 Полностью закончен блог "О творческой реализации известной модели от "Звезды" в СУВЕНИР-НОЧНИК «Летучий Голландец»". 17.12.2020 Добавлен Обзор модели флагманского корабля адмирала Нельсона Виктори от Звезда (Россия). 14.12.2020 Добавлен обзор модели советского парусника Товарищ от ARK-Models (Россия). 23.11.2020 Добавлена Обзор модели китобойного судна Нью Бедфорд (New Bedford). 17.11.2020 Добавлена статья Рангоут и стоячий такелаж четырёхмачтового барка на примере барка Крузенштерн. 11.11.2020 Добавлен обзор модели трёхмачтового барка Gorch Fock от Моделист (Россия). 05.11.2020 Добавлен обзор модели Yacht Mary от Mamoli (Италия).. 19.10.2020 Добавлен обзор модели Славянской ладьи IX-XI в.в. от Фальконет (Россия). 12.10.2020 Опубликованы "Комментарии к строительству модели корвета Аврора (Corvette L'Aurore) 1766-1775 г.г." 14.10.2019 Добавлен обзор деревянной модели Hacchoro от Woody Joe (Япония).
Copyright © 2015,  Парусный моделизм. Все права защищены. Дизайн: Степунин Дмитрий
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика