Парусный моделизм

Сайт для людей, увлечённых парусным моделизмом.

Партнёры
сайта
Группа компаний налогового и бухгалтерского консультирования Финансист «Самоцветы.» Салон Натальи Степуниной.
Условия размещения рекламы на сайте!

Теория и практикум

Часть 18.
Инструменты (окончание). Обработка листовых тонких материалов.

К предыдущей лекции. К следущей лекции.

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Надеялся, что заработает мой цифровик, но, увы. А потому сегодня только теория, без картинок. Потом нагоним.

То, что недосказано про работу со смолами и добавлено (наконец-то) в комментариях. И эпоксидку и полиэфир можно армировать чем угодно: марлей, капроном-нейлоном, разрезанной броней от экранированного кабеля, металлической сеткой, любыми волокнами (углеволокно, кевлар) и прочими материалами. Лишь бы они смачивались смолой. Можно армировать корпус, выполнив один из слоёв из шпона, тонких листиков пенопласта. Достигается жёсткость, лёгкость и толщина оболочки. Простор для фантазии!

Инструменты.

Напильники.

Уверен, что есть они у всех. Подробно объяснять, как они выглядят, нет необходимости. Поэтому перейдём к применению.

1. Самые крупные - рашпили, предназначены для грубой обработки материалов, снятия толстого слоя. Удобно и хорошо обрабатывать пенопласты, дерево, ободрать гладкую поверхность перед склейкой на смолу.

2. Более мелкие - драчёвые, всё то же самое, только поверхность после себя оставляют глаже, применение то же.

3. Ещё более мелкие - личные, понятно надеюсь, что поверхность ещё чище, а съём меньше.

4. Самые мелкие - бархатные, для доведения до состояния перед полировкой.

Размеры напильников от огромных по 60÷80 см длиной до малюсеньких надфилей. Самые хорошие по качеству - ювелирные, самые плохие - китайские, так что не гонитесь за дешевизной. Материалы у нас в основном мягкие и напильники служат долго. Но на стеклопластике садятся довольно быстро. Стекло, всё-таки.

При работе напильником следите, чтобы он двигался строго по прямой, а не «клевал» носом. Плоскости не получите.

Практически я заменяю напильники наждачкой, натянутой на брусок. Поставил крупную - получил рашпиль, поставил нулевую - получил супер-бархат.

Есть ещё хитрая разновидность мелких и маленьких напильников - «втиральники». Ими работают косторезы. Служат для обработки замкнутых отверстий из круглых в квадратные-треугольные-овальные. Название свое получили потому, что ими работают именно «втирая» их в подготовленное отверстие. И насечка у них особая.

Не упоминал до сих пор ножницы по одной причине - не люблю я их. Дальше поймете - почему. Но употребляю для резки листового металла от 0,5 мм и выше. По металлу ножницы нужны, лучше небольшие, ювелирные или зубопротезные. Если есть ещё и слесарные - тоже не повредит. Помимо этого нужны ещё более нежные - медицинские, прямые и изогнутые. Удовольствие не дорогое, можете себе позволить. Можно еще ограбить жену (сестру) на маникюрные. Нужно в арсенале. Кстати для тех, кто не знает: при резке наждачной бумаги ножницами - они затачиваются, а нож - тупится.

Вроде всё про инструменты? Или забыл чего? Ну, напомните в случае чего.

Переходим к материалам.

Сегодня говорим о тонких (до 0,5 мм) металлах, пластиках, дереве (шпоне).

Для того чтобы правильно обрабатывать материал нужно знать его сущность. Те, кто это изучал, могут пропустить мимо (или освежить под другим углом), остальным не повредит.

Обработка любых материалов не что иное, как подвергание их ДЕФОРМАЦИИ.

Поэтому виды деформаций: растяжение, сжатие, сдвиг, изгиб, кручение. Всё это вы можете осуществить своими руками и увидеть своими глазами. Всё это наглядно. Любая из этих деформаций может быть УПРУГОЙ или ПЛАСТИЧНОЙ.

Первая на ваше воздействие начихает, как только отпустите, а вторая послушно останется в новом положении. В принципе нам нужно и то и другое, но пластичная нас интересует больше.

Изгиб в особых объяснениях не нуждается. Металлы и пластики (не все) изгибаются и многие сохраняют это положение. Более жёсткие пластики при изгибе ломаются. Это надо учитывать. К тонким это относится меньше, но все равно проверить не мешает. Может по такому радиусу загнётся, а меньше радиус и – хрясь! В таких случаях помогает нагрев. Но не всем. Медь изгибается прекрасно, латунь - хуже, алюминий - по-разному, калёный может и сломаться. Полистирол до 0,6 мм гнётся, но лучше чуть-чуть нагреть. Шпон резких изгибов не допускает - только плавные. И то с замачиванием и с нагревом.

Кручение нам не особо нужно. Разве что нужно закреплённую деталь (леер, например) повернуть, так что ничего о нём говорить не будем. Много раз не поворачивать - основная заповедь.

Растяжениесжатие - прямо противоположное) - серьёзная деформация. Поясняю: допустим, вы режете полоски скальпелем по линеечке от листа пластика. При этом всё время происходит деформирование этого пластика-перед скальпелем - сжатие, за скальпелем - растяжение. Отсюда и возникает несоответствие размеров, не параллельность и прочее. И не только с пластиком, но и с металлом. И полосочка стремится свернуться в спиральку. Дальше - и растяжение и сжатие нагартовывают (ужесточают) материал. В основном это чувствуется на металлах. Попробуйте оттянуть медную проволоку в тисках - сразу увидите, насколько жёстче она станет. Отрихтуйте пластинку медной фольги на стальной плите, и нужно опять её отжигать, чтобы стала мягкой. Для того чтобы резать эту «лапшу» и она не завивалась в спиральки надо: во-первых, хорошо придавливать лист линейкой и следить, чтобы материал не скользил под ней, а во-вторых, резать, не стремясь отхватить за один проход, и не от начала листа. Начало полоски должно оставаться на месте пока полоска не отрежется до конца, потом только отрезать начало. Это относится ко всем материалам: и к пластикам, и к металлам, и к бумаге, и к картону. А шпон, перед тем как резать нужно, смазать с обратной стороны ПВА и дать высохнуть, или на тот же ПВА приклеить газету. А то может убежать в сторону.

Вот так в рассуждениях о резке мы уже перебрались к последней деформации - к сдвигу. Да, коллеги, резка - это сдвиг и ничто иное. Происходит сдвигание «слоёв» материала друг относительно друга. И когда вы пользуетесь ножницами, этот сдвиг особо характерен. Порежьте жестянку и посмотрите на срез - края завернуты в разные стороны, при этом они деформированы очень сильно. На бумаге ещё не так заметно, а на металле и пластике - очень. Даже рихтовка не удаляет эти деформации, поэтому я стараюсь резать тонкие листовые материалы только скальпелем, какой бы сложной не была форма. И металлы, кстати, тоже. И медь, и латунь до 0,3 мм хорошо режется скальпелем. Терпения только побольше требует, но результат искупает.

Более толстые материалы требуют других инструментов для резки, но законы деформации остаются те же. Знание этих правил позволит вам лучше обращаться с деталями и материалами...

К предыдущей лекции. К следущей лекции.

В начало страницы

Обратно к списку лекций

Онлайн-калькулятор

для расчёта диаметров такелажа
Онлайн-калькулятор

для расчёта размеров рангоута
кораблей Российского флота

Напишите мне письмо...
Вступайте в нашу группу
Сообщество в ВК

Рекламана сайте

Макетная студия SMC

Новое на сайте

17.12.2020 Добавлен Обзор модели флагманского корабля адмирала Нельсона Виктори от Звезда (Россия). 14.12.2020 Добавлен обзор модели советского парусника Товарищ от ARK-Models (Россия). 23.11.2020 Добавлена Обзор модели китобойного судна Нью Бедфорд (New Bedford). 17.11.2020 Добавлена статья Рангоут и стоячий такелаж четырёхмачтового барка на примере барка Крузенштерн. 11.11.2020 Добавлен обзор модели трёхмачтового барка Gorch Fock от Моделист (Россия). 05.11.2020 Добавлен обзор модели Yacht Mary от Mamoli (Италия).. 19.10.2020 Добавлен обзор модели Славянской ладьи IX-XI в.в. от Фальконет (Россия). 15.10.2020 Очередное обновление в блоге "О творческой реализации известной модели от "Звезды" в СУВЕНИР-НОЧНИК «Летучий Голландец»". 12.10.2020 Опубликованы "Комментарии к строительству модели корвета Аврора (Corvette L'Aurore) 1766-1775 г.г." 14.10.2019 Добавлен обзор деревянной модели Hacchoro от Woody Joe (Япония).
Copyright © 2015,  Парусный моделизм. Все права защищены. Дизайн: Степунин Дмитрий
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика