Парусный моделизм

Сайт для людей, увлечённых парусным моделизмом.

Партнёры
сайта
Группа компаний налогового и бухгалтерского консультирования Финансист «Самоцветы.» Салон Натальи Степуниной.
Условия размещения рекламы на сайте!

Теория и практикум

Часть 11.
Отвлечение в сторону матрицы.

К предыдущей лекции. К следущей лекции.

Здравствуйте коллеги (по заболеванию).

С палубой мы закончили на этапе, с которого начинается изготовление того, что называется «стендом», т.е. всего, что есть на палубе. Вопрос гигантский, включает в себя пайку, работу с пластиками, токарно-фрезерные работы, штамповочные и ещё огромное количество нюансов. А потому давайте вернёмся к изготовлению матрицы. Ну, вдруг кому-нибудь нужно будет. А оно вот, здесь же. Тем более что технология та же.

К матрице надо подходить более капитально. На коленке, на кухне, в уголке её не построить. Место надо. Значит, вопрос с матрицей начинается с решения разъёма матрицы. Для копий - это линия ДП. Иногда делают разъём по ватерлинии, но я не сторонник этого метода. Если есть у кого-то интерес - могу озвучить. Для скоростных моделей (классы ФЕ, ФСР, ЭКО и пр.) выполняется матрица на днище и палубу, но мы на них задерживаться не будем.

Итак, выполняем корпус, неважно из какого материала. Да, описывая метод изготовления болванки, совсем забыл (старый стал, однако) упомянуть о том, что болванку можно выполнить из ЛЮБОГО материала. Особенно это относится к малым масштабам и малым кораблям, например: торпедные, ракетные и прочие катера, МРК, МПК, тральщики в масштабах 1:250 и меньше. Можно сформировать болванку из воска, парафина, гипса, твердеющего пластилина и той же «быстрой стали». Только делать надо по тем же правилам, которые рассматривались выше, т.е. шпангоуты, ДП, при необходимости ватерлинии.

Возвращаемся к матрице. Корпус надо выполнять очень тщательно, со всеми подробностями в виде броневых плит, расшивки сварных швов, при крупном масштабе желательно выполнить заклёпочные швы (если они есть, конечно). Чем более подробнее и качественнее вы выполните корпус, тем меньше работы будет с готовой скорлупой. Переворачиваете готовый корпус килем вверх, закрепляете на станине и в киль врезаете разделительную пластину, можно из оргстекла, т.к. оно эпоксидкой не клеится (не адгезируется). Затем процедура уже знакомая: нанесение разделительного слоя, нанесение КИСТЬЮ эпоксидной смолы и наложение стеклоткани, сначала тонкой или средней, а затем стеклорогожи. Слоёв должно быть не менее 7÷8-ми. Всё это выполняется на одной половине корпуса. Высушивается. Снимается разделительная пластина и все процедура повторяется на второй половине. Да, не забудьте на получившуюся от разделительной пластины стенку тоже положить разделительный слой, а то приклеится. Вы уже прикинули, что можно сделать и по-другому. Корпус выполнить из двух половин и выклеивать сразу две половины. Да, только места надо в два раза больше, но зато всё высохнет за одну ночь. Не забудьте, что половинки должны быть соединены на штырьках. Потом их надо совместить.

Скорлупа должна получиться достаточно жёсткой. Если нет, накладывайте ещё пару слоёв. Сразу же надо поставить стяжные болты. Сколько? Сами увидите. После изъятия корпуса из скорлупы попробуйте совместить половинки и посмотрите, нет ли щелей на просвет по линиям стыка. Если таковые имеются, ставьте ещё болты. Осматриваем то, что получилось и при необходимости подшпаклёвываем, подшлифовываем, подполировывем, короче - доводим матрицу до рабочего состояния.

Работа в матрицу по технологии отличается от работы на болване. Начнём с того, что корпус можно прокрасить одной, базовой краской сразу в матрице. Допустим белой или шаровой. Краска намертво схватится с эпоксидкой и облегчит жизнь. Можно краситель ввести в эпоксидку в виде порошка-красителя (окись хрома, например, чтобы зелёный получить). В этом случае краска будет вообще вечная: шлифуй, полируй, что хочешь, делай. Затем в матрицу выкладываются слои стеклоткани, пропитанные эпоксидкой. А дальше сложности. Нужен вакуум, которого в вашей кухне тоже нет. Вот потому я ещё раз говорю: матрица хороший метод, но для кружков, мастерских и прочих более-менее просторных и оснащённых мест. Вакуум нужен всё время. Можно его заменить надувным баллоном. В обоих случаях выложенные слои необходимо тщательно покрыть полиэтиленом. А баллон должен очень тщательно втиснуться внутрь корпуса.

Высушиваем, раскручиваем болты, разнимаем матрицу и получаем удовольствие (или разочарование, шутка!). А дальше все также: стрингера, бимсы, дейдвуды, и прочее, и прочее...

Ну, всё пока.

В. Борис, поясните, что такое матрица? Это вроде уже скорлупы, но для выклейки «изнутри», я так понял? И зачем делать из 2 половин?
О. Матрица позволяет выклеивать корпуса сложной формы с «поднутрением», т.е. с выступающими частями в виде бульб, расширением корпуса ниже ватерлинии (как у броненосцев). Помимо этого поверхность матрицы позволяет довести до полированного состояния, нанести раскрой листов обшивки и даже выполнить частично покраску корпуса. Долговечную. А разъём матрицы нужен для лёгкого извлечения готовой скорлупы. Развинтил, разъял и скорлупа на столе.

В. Спасибо, Борис, преимущества матрицы мне теперь ясны, но на кой мне они, если я не знаю, что это такое? Как она выглядит? Всегда клеил с помощью болванки, причем даже корпуса сложной формы, и броненосцы с тараном приходилось снимать не без повреждений корпуса. Про матрицу первый раз слышу. Из интернета: «Матрица - форма, штамп с углублениями для отливки типографских литер, стереотипов и для штамповки», и ни одной фотографии. В общем, матрица - та же болванка, только сложнее, я так понимаю?
О. Матрица хороша, когда надо организовать серийное производство. Зарядил на ночь, утром вынул готовую и снова зарядил. Минчане так штамповали корпуса броненосцев. Много. И зарабатывали слегка на этом. «Слава» у них хороша была и прибабахи разные к ней... На другие тоже видел матрицы, но не вникал...

В. Борис, так чем матрица отличается от болванки? С одной болванки можно тоже массу корпусов выклеить.
О. Можно, но из практики выклеивания если болванка имеет бульбы, шпироны и прочее, то, как правило, это требует восстановления каждый раз. Да и присасывает скорлупу очень сильно. Процедура малоприятная.

К предыдущей лекции. К следущей лекции.

В начало страницы

Обратно к списку лекций

Онлайн-калькулятор

для расчёта диаметров такелажа
Онлайн-калькулятор

для расчёта размеров рангоута
кораблей Российского флота

Напишите мне письмо...
Вступайте в нашу группу
Сообщество в ВК

Рекламана сайте

Макетная студия SMC

Новое на сайте

17.12.2020 Добавлен Обзор модели флагманского корабля адмирала Нельсона Виктори от Звезда (Россия). 14.12.2020 Добавлен обзор модели советского парусника Товарищ от ARK-Models (Россия). 23.11.2020 Добавлена Обзор модели китобойного судна Нью Бедфорд (New Bedford). 17.11.2020 Добавлена статья Рангоут и стоячий такелаж четырёхмачтового барка на примере барка Крузенштерн. 11.11.2020 Добавлен обзор модели трёхмачтового барка Gorch Fock от Моделист (Россия). 05.11.2020 Добавлен обзор модели Yacht Mary от Mamoli (Италия).. 19.10.2020 Добавлен обзор модели Славянской ладьи IX-XI в.в. от Фальконет (Россия). 15.10.2020 Очередное обновление в блоге "О творческой реализации известной модели от "Звезды" в СУВЕНИР-НОЧНИК «Летучий Голландец»". 12.10.2020 Опубликованы "Комментарии к строительству модели корвета Аврора (Corvette L'Aurore) 1766-1775 г.г." 14.10.2019 Добавлен обзор деревянной модели Hacchoro от Woody Joe (Япония).
Copyright © 2015,  Парусный моделизм. Все права защищены. Дизайн: Степунин Дмитрий
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика