Парусный моделизм

Сайт для людей, увлечённых парусным моделизмом.

Партнёры
сайта
Группа компаний налогового и бухгалтерского консультирования Финансист «Самоцветы.» Салон Натальи Степуниной.
Условия размещения рекламы на сайте!

Теория и практикум

Часть 2.
Терминология.

К предыдущей лекции. К следущей лекции.

Для плавности нашего дальнейшего общения мне кажется надо пару слов сказать о терминологии, чтобы читая литературу, вы не ломали себе голову: А почему тут упоминается что-то не того названия?

Экскурс в историю. Кораблестроение изначально двигалось по нескольким направлениям-школам: континентальная, средиземноморская, английская, ну и т.д. А в Россию всерьез это принес царь-батюшка Петр I, который учился корабельному делу в Голландии, но многое подсмотрел в Англии. А потом сделал компиляцию из того, что посчитал лучшим из этих школ. Терминология пришла голландская. Но отличия небольшие - по-разному называются некоторые элементы: шпангоут в английском - фрейм (рама), что отражает суть. А «ватерлиния» - она везде «линия воды». В дальнейшем я постараюсь термины пояснять, а вы не стесняйтесь спрашивать (в форуме). Вообще я думаю, что вопросы в нашем общении подразумеваются и приветствуются.

Условно корпуса судов (кораблей) можно поделить на две большие группы: водоизмещающие, т.е. имеющие осадку 1 и более метров, и не меняющие ее во время движения. Вторая группа - глиссирующие, как правило, небольшого водоизмещения корабли, которые при достижении определенной скорости переходят в режим глиссирования, т.е. скольжения по поверхности воды. Вспомните прыгающий по воде камешек. К чему это я? А к тому, что по теоретическому чертежу различить их очень легко: шпангоуты водоизмещающих - округлые плавные, глиссирующих - острые изломанные - «шарпи». Крайний пример глиссирования - корабли и катера на подводных крыльях. Ну, все это для общего понимания того, что мы будем делать.

Теперь про технологию. Чтобы построить хороший грамотный корпус модели, теоретический чертеж НЕОБХОДИМ. С него мы берем контуры шпангоутов и килевую раму. Материал для изготовления – фанера. (Замечание: Я вам даю технологию изготовления болванки для выклейки корпуса из стеклоткани или обшивки деревянными рейками, но переменив материал по той же технологии можно строить из картона/бумаги или других материалов. Подход тот же.) Как правило, чертеж « корпус» (шпангоуты) дает линию до наружной обшивки. Напоминаю - на чертеже «корпус» даются половинки шпангоутов, потому что они симметричные. Каждый из них надо перевести на бумагу и вырезать в полном виде. Для этого листик кальки складываем пополам и линией сгиба накладываем очень точно на ДП и обводим контур шпангоута до точки пересечения с линией борта. А из этой точки проводим перпендикуляр к линии ДП. Ставим номер шпангоута и вырезаем. Совет: не ножницами, а скальпелем сразу в сложенном состоянии. Ножницы при резке двойной бумаги обязательно сдвигают нижний слой. Отсюда искажения.

Вот пример чертежа «корпус». Таким же способом переносим все шпангоуты на кальку и вырезаем. Строго с номерами - не пропустить и не перепутать. Так же переносим на кальку контур диаметрально плоскости. И вырезаем. Не забудьте прочертить линии расположения шпангоутов. И пронумеровать.

То же самое проделайте с полуширотой. Учтите, что это половина палубы (опять симметрия).

Теперь задача перенести все это на фанеру. Толщина фанеры зависит от:

  1. масштаба модели,
  2. размера модели,
  3. от того делаете ли вы болван для выклейки или набор будете сразу обшивать деревом.

Короче: рассматриваем случай изготовления болванки средних размеров модели (около метра - чуть больше, чуть меньше). Берем фанеру толщиной 4-5 мм. Набор будет достаточно жестким. Наклеиваем на фанеру все наши выкройки. Длинные (ДП и палубу) вдоль волокон верхнего слоя. Выкройки шпангоутов наклеиваем линией ДП по волокнам. Важный совет: все клеи дают растяжку бумаги (кальки тоже), а потому маленький секрет для большой компании - клейте на резиновый, самый обычный резиновый клей. Он не дает растяжки, он не дает усадки. А когда все сделано, легко дает удалить бумагу. В шпангоутах и в ДП надо разметить вырезы для их совмещения - в шпангоутах снизу до половины высоты, в ДП сверху, по ширине равные толщине фанеры. Совмещение желательно с натягом. Лучше подогнать при сборке. Когда клей высох, рекомендую острым скальпелем прорезать контуры шпангоутов и ДП. Палуба нам пока не нужна. Зачем прорез? При выпиливании лучше ориентироваться по этому прорезу, чем по карандашу на кальке. Все выпиливаем. Чем? Ну, это вопрос вашей оснащенности. По мне так хороший ручной лобзик с «правильной» пилкой, т. е. такой, которая идет туда, куда вам надо, лучше всех этих механических. Да и времени уходит не на много больше. А если приплюсовать то время, которое тратиться на высказывания по адресу механики, то будет даже меньше. Приступаем к работе. Жду вопросов.



В.Наткнулся на видео таких моделей Royal William rc sailing ship, HMS Surprise in the hands of the Colonalists и Action on Lake Minnewaska MN 19 September 09. Если с изготовлением корпуса для ходовой модели металлического корабля все понятно то по паруснику возникают некоторые вопросы: как изготовить водонепроницаемый корпус, как осуществить доступ к элементам управления внутри корпуса и так далее?
О.Особо сложного ничего нет. Корпус выклеивается по стеклопластиковой технологии, затем снаружи обшивается деревом на водостойких связующих (так построен мой «Святой Петр»). Простор внутри гарантирован. Только вставить несколько бимсов. Вот с управлением вопрос сложнее. Обратите внимание на видео: направление ветра и направление движения входят в противоречие, что при прямом вооружении невозможно. Прямые паруса позволяют только поворот всей мачты на определенный угол. Дело это очень непростое. Косое вооружение позволяет управление парусами более свободное. Сейчас в НАВИГа есть соответствующий класс. Копии с управлением. Допускается все, кроме движков с винтами. Т.е. лебедки, помпы и прочее. А это на видео - все картинки. Циркулировал один «моделист», которому главное было, чтобы пушки стреляли. По завершении трудов поставил на воду, походил с камерой вокруг при полном штиле (в ветерок модель делала оверкиль) потом произвел пшик, из 20 пушек пшикнули штук 5-6.
Конечно нужно предусматривать люки для доступа к управлению и бортовому питанию, проходы шкотов и брасов из-под палубы и прочие нюансы. Все выполнимо, но в двух словах не расскажешь.

В.Да действительно при внимательном просмотре тех роликов заметил, что модель Royal William действительно идет практически против ветра, странно может она так по инерции? Корпуса парусников в большинстве своем имеют заваленные вовнутрь борта, что будет создавать проблему при снятии корпуса с болванки. Может, имеет смысл делать корпус разъёмным как делали белорусские моделисты на ходовых моделях броненосцев, и доступ к оборудованию будет лучше, а то попробуй, доберись к чему не будь внутри корпуса через небольшой лючок (это если не нарушать копийности) пробираясь через паутину такелажа.
О.Я не сторонник корпусов, разъемных по ватерлинии. Видел, как они тонут. Завал бортов ничего сложного не представляет. Володя Темников поделился остроумной технологией: болван обклеивается малярным скотчем (бумажным) с выпуском концов за оконечности и прямо на него накладывается пропитанная стеклоткань, тоже с выпуском за форштевень и ахтерштевень. После отверждения смолы скорлупа просто раздвигается и снимается вместе со скотчем. Форштевень и транец все равно надо вклеивать после. Скотч можно сошкурить, а можно и прямо на него работать дальше. Наилучший вариант после обрезки излишков, вклеивания форштевня и транца промазать изнутри эпоксидкой или полиэфиром. Потом уже ставить бимсы и выгородки под оборудование, а так же фундаменты.
P.S. Никакой инерции там нет. Вытащенную модель ни разу не показали ниже ватерлинии. Делаю вывод: винтик там, в корме, имеется.
P.P.S. А лючок можно сделать и довольно большим-от мачты до мачты и от борта до борта. А вот с разъемом по ватерлинии будет проблема с проводкой снастей от лебедок. И особо внутрь лазить нет необходимости. Только замена бортового питания.

В.Если корпус изготовлен на болванке, то он получается без киля и его нужно клеить снаружи. Я правильно понимаю?
О.Да. В этом ничего страшного нет. Наборный корпус - это шпангоуты внутри корпуса. Сделать их супертонкими (масштабными) вряд ли получится, а устанавливать начинку на эти ребра... Тот еще геморрой. А с болванки снимается чистая скорлупа.

В.Такие модели должны иметь выносной балласт на «штативе» простите не знаю как правильно назвать, как этот узел крепиться к модели, к самой скорлупе или к приклеенному килю?
О.Этого красавца я видел. Уровень работы очень хорош. Только прямые паруса позволяют ходить по ветру с небольшими поворотами. А фальш-киль крепится к килю. А что в этом страшного? Киль клеится к скорлупе и дублируется шурупами или другим крепежом. В нем поперек отверстия для фиксации фальш-киля с балластом и вся проблема.

В.Киль прикручивается шурупами через стеклоткань? Нужно ли делать паз в корпусе под фальш-киль.
О.Я думаю это не существенно. Можно в паз, можно сбоку. Когда модель в футляре (витрине) он же снят. А когда в воде не видно. Разумеется, киль должен быть заранее усилен. Я бы продублировал киль дюралевой вставкой - цельной деталью повторяющей форму килевой рамки модели, с форштевнем и ахтерштевнем. Сразу получилось бы усиление форштевня от случайных ударов и петли для крепления руля.

В.Думал про киль, а написал фальш-киль, нужно ли делать паз для киля по всей длине корпуса еще на болванке до оклейки стеклотканью.
О.Лучше сделать площадку, на которую потом приклеить брус из твердого дерева или пластика. Есть листовой стеклотекстолит разной толщины, вот из него отрезать брусок и приклеить.

К предыдущей лекции. К следущей лекции.

В начало страницы

Обратно к списку лекций

Онлайн-калькулятор

для расчёта диаметров такелажа
Онлайн-калькулятор

для расчёта размеров рангоута
кораблей Российского флота

Напишите мне письмо...
Вступайте в нашу группу
Сообщество в ВК

Рекламана сайте

Макетная студия SMC

Новое на сайте

17.12.2020 Добавлен Обзор модели флагманского корабля адмирала Нельсона Виктори от Звезда (Россия). 14.12.2020 Добавлен обзор модели советского парусника Товарищ от ARK-Models (Россия). 23.11.2020 Добавлена Обзор модели китобойного судна Нью Бедфорд (New Bedford). 17.11.2020 Добавлена статья Рангоут и стоячий такелаж четырёхмачтового барка на примере барка Крузенштерн. 11.11.2020 Добавлен обзор модели трёхмачтового барка Gorch Fock от Моделист (Россия). 05.11.2020 Добавлен обзор модели Yacht Mary от Mamoli (Италия).. 19.10.2020 Добавлен обзор модели Славянской ладьи IX-XI в.в. от Фальконет (Россия). 15.10.2020 Очередное обновление в блоге "О творческой реализации известной модели от "Звезды" в СУВЕНИР-НОЧНИК «Летучий Голландец»". 12.10.2020 Опубликованы "Комментарии к строительству модели корвета Аврора (Corvette L'Aurore) 1766-1775 г.г." 14.10.2019 Добавлен обзор деревянной модели Hacchoro от Woody Joe (Япония).
Copyright © 2015,  Парусный моделизм. Все права защищены. Дизайн: Степунин Дмитрий
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика