Парусный моделизм

Сайт для людей, увлечённых парусным моделизмом.

Партнёры
сайта
Группа компаний налогового и бухгалтерского консультирования Финансист «Самоцветы.» Салон Натальи Степуниной.
Условия размещения рекламы на сайте!

СПРАВОЧНИК
морских терминов

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Термин
Описание
Саета Лёгкий фрегат с прямым парусом на фок-мачте и латинскими парусами на грот- и бизань-мачтах.
Сажень морская 6 футов (1,83 м).
Салинг Деревянная или стальная конструкция, служащая для соединения стеньги с ее продолжением - брам-стеньгой, а брам-стеньги - с бом-брам-стеньгой и для разноса в стороны брам- и бом-брам-вант. Салинг представляет собой раму из двух продольных брусьев - лонга-салингов и двух-трех перекрещивающихся с лонга-салингами брусьев - краспиц. Салинги называют в зависимости от их принадлежности той или иной мачте: фок-салинг, грот-салинг и крюйс-салинг.
Салон Судовой, общественное помещение, предназначенное для коллективного отдыха и развлечений экипажа или пассажиров. Может иметь специализированное назначение и соотв. название, например: танцевальный салон, музыкальный салон, курительный салон, салон игровых автоматов и т.д. Количество и разнообразие салонов является одним из показателей комфортабельности судна.
Салют Торжественная форма приветствия или отдания почестей. Корабли ВМФ производят салют приспусканием флага и артиллерийскими залпами. Обычно салютами обмениваются при посещениях кораблями (свыше определенного водоизмещения) иностранных портов, имеющих береговые батареи (они дают ответный салют) или рейдов, на которых стоят иностранные корабли. Если на борту прибывшего корабля находится глава государства, посол или др. высокое лицо, первым салютует порт или корабли, стоящие на рейде. Традиция артиллерийского салюта зародилась в эпоху парусного флота. Выстрелами из всех пушек корабля показывали, что они разряжены и не угрожают порту или встречному судну.
Самбук 1. Гребное военное судно Древнего Рима, представлявшее собой две квинквиремы, соединенные помостом, на котором находилась лестница с платформой наверху. Самбук был изобретен в III в. до н.э. римлянами при осаде Сиракуз, которые со стороны моря имели высокие стены.
2. Арабское парусное судно, встречающееся в Красном море и Персидском заливе. Имеет две мачты с косыми парусами. Длина около 23 м, ширина около 5 м, водоизмещение до 80 т.
Сампан Общее название небольших восточно-индийских, малайских, китайских и японских парусно-гребных лодок, применявшихся для рыбной ловли в море и транспортировки людей и грузов по рекам. Существует множество местных типов сампанов. Китайские сампаны оснащены одним люгерным парусом с большим количеством лат. Корпус плоскодонный, клинообразный в плане, с выдвижным килем в носу. В безветрие приводится в движение одним кормовым веслом. Японские сампаны имеют длинный острый нос, транцевую корму, широкий толстый киль. Малые сампаны - гребные, большие Сампаны имеют 1-3 мачты с прямыми парусами. Сампаны хорошо известны на дальневосточном побережье России, где их часто называют шампуньками. Длина до 9 м, ширина 2,4-3 м у кормы.
Сапортус Кница, которая поддерживала крамбол.
Свайка Инструмент для такелажных работ. Применяют для раздвижения (пробивки) прядей троса. Свайки делают из твердой породы дерева или стали круглого или клиновидного сечения. Бывают свайки прямые или согнутые с утонением на конце.
Световая сигнализация Способ ведения переговоров между судами в море или между судном и берегом с помощью сигнальных фонарей, прожекторов или клотикового фонаря (двух белых и одной красной ламп, установленных на топе мачты или стеньги). Передача сигналов производится по телеграфной азбуке Морзе. Длительность точек, тире и промежутков между ними выбирается в следующих соотношениях: длительность точки принимается за единицу, тире равно трем единицам, промежуток между проблесками - единице, между двумя знаками - трем единицам, между двумя словами - паузе в 5 единиц. Сигнал, передаваемый средствами световой сигнализации, включает вызов, опознавание, текст, окончание.
Световой люк Светлый люк, люк прямоугольной формы в палубе судна, огражденный комингсом, с открывающейся в сторону диаметральной плоскости наклонной водонепроницаемой крышкой, в которую вмонтированы глухие иллюминаторы. Световой люк предназначен для доступа света и воздуха в нижележащие помещения, не имеющие иллюминаторов.
Свистов Тонкий трос, соединяющий наружные концы вымбовок, вставленных в гнезда шпиля. Применяется с той целью, чтобы вымбовки не выскакивали из своих мест в случае, если шпиль начнет вращаться в обратную сторону. Свистов служит также и для того, чтобы можно было больше поставить людей на шпиль, так как последний можно вращать за свистов с тем же успехом, как и за вымбовки.
Свисток паровой Судовое звуковое сигнальное средство. Устанавливается обычно на дымовой трубе. На непаровых судах заменяется тифоном.
Свитень Конец троса, заплетённый косой.
Свойская лодка Парусно-гребная рыбацкая лодка для прибрежного морского лова, распространенная на Каспийском море. Имела две мачты с рейковыми парусами, крытые бак и ют. Отличалась малой осадкой (до 0,45 м) и передвигалась во время лова с помощью шестов. Экипаж 4 человека. Называлась свойской, т.к. благодаря дешевизне могла принадлежать небогатым людям, имеющим свои орудия лова.парусно-гребная рыбацкая лодка для прибрежного морского лова, распространенная на Каспийском море. Имела две мачты с рейковыми парусами, крытые бак и ют. Отличалась малой осадкой (до 0,45 м) и передвигалась во время лова с помощью шестов. Экипаж 4 человека. Называлась свойской, т. к. благодаря дешевизне могла принадлежать небогатым людям, имеющим свои орудия лова.
Седловатость Искривление от носа (форштевня) до кормы судна в боковой проекции судна. Седловатость палубы - форма поверхности палубы, при которой она имеет подъем от середины корпуса к носу и корме.
Сезень Плетёнка с очком на одном конце и косой - на другом. В зависимости от назначения или места носит различные наименования; например, риф-сезень.
Сей-тали (штаг-тали) Тали, стоявшие под грота-штагом и применявшиеся для погрузки тяжёлых грузов в грота-люк.
Сей-шкентель Короткие растительные или проволочные тросы огоном накладываемые на топ мачты. В огоне второго конца находился коуш, к которому крепят блок гиней - сей-талей.
Сейнер От англ. seiner or seine - кошельковый невод.
Рыболовное судно, ведущее лов кошельковым неводом. Отличается наличием рабочей (сейнерной) площадки, на которой осуществляют операции с неводом. Строят 1-2-площадочные Сейнеры с кормовым и бортовым заметом невода. При двух площадках на кормовой производят замет и выборку невода, а на носовой - кошелькование невода и прием улова. Основные промысловые механизмы: сейнерная или траловая лебедка для выборки стяжного троса и неводовыборочная машина или промысловая стрела с силовым блоком. Имеется мотолодка для вспомогательных операций при замете невода. В связи с сезонностью кошелькового промысла Сейнеры, как правило, приспосабливают для работы с другими вспомогательными орудиями лова: тралом, снюрреводом, дрифтерными, конусными сетями и пр. Длина Сейнера 20-40 м, водоизмещение 100-400 т, мощность энергетической установки 110-370 кВт, скорость 8-12 уз.
Сейнер-траулер Добывающее судно, имеющее помимо кошелькового промыслового устройства и траловое. Такое сочетание позволяет использовать его на лове как пелагических, так и донных рыб, снимает сезонные ограничения, повышает эффективность.
Секстан От лат. sextans, sextantis - шестая часть.
Угломерный инструмент отражательного типа для измерения высот небесных светил и углов на земной поверхности. Система зеркал в Секстане обусловливает ход лучей, который исключает ошибку, вызываемую небольшим отклонением плоскости инструмента от плоскости измеряемого угла. Благодаря этому измерение углов секстана можно производить держа его в руке даже в условиях качки. Идея устройства секстана принадлежит И. Ньютону (1699),а сконструирован он англичанином Дж. Гадлеем и американцем Т. Годфреем в 1731 г. независимо друг от друга. Помимо мореходной астрономии секстан используется в навигации и гидрографии для измерения горизонтальных углов между береговыми ориентирами и определения по ним точного местонахождения судна. С помощью навигационного секстана можно производить измерения с точностью до нескольких десятых долей минуты. Некоторые специальные морские и авиационные секстаны имеют гироскопические устройства и др. искусственные уровни и приспособления, позволяющие производить астрономические измерения при отсутствии видимого горизонта относительно плоскости истинного горизонта. Для увеличения точности отсчета и упрощения процесса измерения такие секстаны оборудуют осредняющими механизмами, дающими средний отсчет за время измерений, а некоторые секстаны имеют устройства, дистанционно регистрирующие моменты измерений и соответствующие им отсчеты.
Секция корпуса судна Технологически законченная часть корпуса судна или одной из его основных конструкций (днища, борта, палубы и т.п.), собираемая из ряда узлов и деталей. Помимо корпусных конструкций секции обычно включают элементы насыщения, а также крепления изоляции и отделки судовых помещений. Границы секций, т. е. положение их поперечных и продольных кромок, устанавливают при проектировании корпуса судна. Разбивка на секции производится с учетом конструктивных особенностей судна, удобства расположения монтажных стыков, принятой технологии и организации постройки, производственных условий завода-строителя (грузоподъемность подъемно-транспортного оборудования, размеры пролетов и ворот цеха, проездов и пр.). Секции классифицируют по конструктивным признакам - днищевые, палубные, секции переборок, платформ, надстроек и т.д. и по соотношению размеров - плоскостные, полуобъемные, объемные. Плоскостными называют секции, у которых один из размеров существенно (в 15 раз и более) меньше любого из двух остальных. Обычно плоскостные секции состоят из плоского или криволинейного с небольшой погибью полотнища с приваренными к нему балками набора. Полуобъемными называют секции, у которых минимальный размер в 5-15 раз меньше любого из двух остальных. Размеры объемных секций во всех 3 направлениях различаются не более чем в 5 раз. Полуобъемные и объемные секции могут быть открытыми или закрытыми; последние имеют отсеки, ограниченные корпусными перекрытиями не более чем по 5 граням. Секции различают также по форме ограничивающих поверхностей, напр., ограниченные только плоскостями, ограниченные одной или двумя криволинейными поверхностями и т.п. Эта характеристика важна с точки зрения выбора технологии формирования секций. Мелкие секции, включаемые при последующей сборке в состав более крупных, иногда называют подсекциями.
Селандии Небольшие византийские вспомогательные суда.
Сигнал безопасности Специальный сигнал морской подвижной службы, предваряющий передачу сведений, касающихся безопасности навигации или содержащих важные метеорологические предупреждения. Сигнал безопасности и вызов должны передаваться на частоте бедствия или на одной из частот, которые могут быть использованы в случае бедствия. Сигналы безопасности адресуются, как правило, всем радиостанциям, однако в некоторых случаях они могут быть адресованы одной определенной радиостанции. Все станции, услышавшие сигнал безопасности, должны прекратить передачи, мешающие этому сообщению, и продолжать слушать до тех пор, пока не убедятся, что сообщение их не касается.
Сигнал срочности Специальный радиосигнал, передаваемый для привлечения внимания станций морской подвижной службы. Сигнал срочности указывает, что вызывающая радиостанция имеет для передачи очень срочное сообщение, касающееся: безопасности судна, людей, терпящих бедствие в море, оказания срочной медицинской помощи или консультации больному, находящемуся на судне. В радиотелеграфии сигнал срочности состоит из 3-кратного повторения группы букв XXX, а в радиотелефонии - 3-кратного повторения французскогослова PAN (ПАН), которые следует передавать перед вызовом. Сигнал срочности передают только по указанию капитана или заменяющего его лица. Сигнал срочности и следующее за ним сообщение передаются на одной из международных частот бедствия (500 кГц - радиотелеграфия, 2182 кГц или 156,8 МГц - радиотелефония) или на одной из частот, которые могут использоваться в случае бедствия. Сигнал срочности имеет приоритет над всеми другими сообщениями, кроме сообщений о бедствии. Все судовые и береговые радиостанции, услышав сигнал срочности, принимают меры, чтобы не причинить помех сообщению. Сообщения срочности могут быть адресованы всем станциям или одной определенной станции и передаются открытым текстом.
Сигнал тревоги Специальный сигнал морской подвижной службы, предшествующий, как правило, сигналам бедствия. Служит для приведения в действие судовых автоматических приемников сигнал тревоги. Радиотелеграфный сигнал тревоги состоит из группы в 12 тире, передаваемой в течение 1 мин на международной частоте вызова и бедствия 500 кГц. Длительность каждого тире равна 4 с, а интервалы между ними - 1 с. Передачу сигнала тревоги рекомендуется производить автоматически с помощью специального податчика, который фиксирует выдержку. Радиотелефонный сигнал тревоги состоит из 2 тонов - колебаний (2200 Гц, 1300 Гц), передаваемых поочередно на радиотелефонной частоте бедствия 2182 кГц. Каждый из этих тонов передается в течение 250 мс. Автоматическая передача радиотелефонного сигнала тревоги должна продолжаться непрерывно в течение не менее 30 с и не более 1 мин. Сигнал тревоги могут передавать береговые радиостанции при передаче срочного предупреждения о циклоне и тайфуне, которому должен предшествовать сигнал безопасности.
Сигнализация судовая Способы и технические устройства для оповещения обслуживающего персонала судна с помощью определенных световых и звуковых сигналов о ходе работы и состоянии механизмов, систем и органов управления. Предупредительная сигнализация срабатывает при достижении одним или несколькими параметрами рабочего процесса определенных значений, характеризующих наступление предаварийного состояния. Аварийная сигнализация срабатывает в момент достижения одним или несколькими параметрами предельных значений, характеризующих возникновение аварийного состояния. Исполнительная сигнализация оповещает о положении рабочих органов, о включении в работу механизмов. Световая сигнализация осуществляется сигнальными лампами, световыми табло, мнемосхемами, звуковая - ревунами, звонками, сиренами.
Сигналы бедствия Световые, звуковые, визуальные, радиотелефонные и радиотелеграфные сигналы, означающие, что пославшее их судно и люди на нем подвергаются опасности гибели и нуждаются в помощи. К сигналам бедствия относятся: пушечные выстрелы или взрывы с интервалами около 1 мин; непрерывный звук аппаратом для подачи туманных сигналов; красные огни, выбрасываемые ракетами или гранатами, выпускаемые через короткие промежутки времени; сигнал SOS по азбуке Морзе, переданный по радиотелеграфу или другой сигнальной системе; повторяемое вслух по радиотелефону слово mayday; сигнал NC по Международному своду сигналов; поднятый на судне квадратный, как правило, черный флаг с находящимся над ним или под ним шаром или чем-либо похожим на шар; пламя на судне (например, от горящей смоляной бочки); красный свет ракеты с парашютом или фальшфейер красного цвета; выпуск клубов дыма оранжевого цвета; медленно повторяемое поднятие и опускание рук, вытянутых в стороны, радиотелеграфный или радиотелефонный сигнал тревоги; сигналы, передаваемые аварийными радиобуями для указания положения терпящего бедствие судна; полотнище оранжевого цвета с черным квадратом, кругом или другим символом для опознания с воздуха; цветное пятно на воде. Запрещается применение любого из указанных сигналов в иных целях, кроме просьбы о помощи, а также использование сигналов, которые могут быть спутаны с ними.
Сигналы опасности Система сигналов о различной степени опасности для судов и людей. Сигналы опасности имеют различную срочность передачи. Сигналы бедствия означают, что подающее их судно или гидросамолет терпит бедствие и требует помощи. Судно, получившее такой сигнал, обязано идти на помощь со всей возможной скоростью. Сигнал тревоги значит, что вслед за ним будут передаваться сигналы бедствия по радио. Сигнал срочности означает, что судно, пославшее его, или какое-либо лицо, хотя и не терпит бедствия, но нуждается в помощи. Сигнал безопасности дается перед сообщением, имеющим важное значение для безопасности мореплавания (о приближающемся шторме, близости льда и пр.). Указанные сигналы опасности и порядок действий капитанов судов, получивших их, изложены в Правилах о сигналах бедствия и извещениях об опасности для мореплавания, которые распространяются на все транспортные, промысловые, ледокольные, научно-исследовательские, вспомогательные и иные гражданские суда России, а также на находящиеся в российских территориальных водах иностранные торговые суда.
Сигнальная мачта Мачта с реем вблизи или на ходовом мостике судна, используемая для подъема сигнальных флагов, сигнальных знаков и огней и установки антенн. Сигнальная мачта в порту служит для подъема сигналов регулирования движения, уровня воды, штормовых предупреждений.
Сигнальные знаки Сигнальные фигуры, набор предметов для подачи определенных сигналов, предусмотренных МППСС-72: шар диаметром 0,6 м; конус диаметром в основании и высоте 0,6 м; цилиндр диаметром не менее 0,6 м и высотой, равной его двойному диаметру; ромб, состоящий из 2 конусов с общим основанием. Цвет знаков черный. При подъеме вертикальное расстояние между ними 1,5 м.
Сигнальные средства Комплект предметов и устройств, предназначенный для подачи сигналов на море. Сигнализация осуществляется с помощью: флагов Международного свода сигналов; ручного семафора; средств световой и звуковой сигнализации; пиротехнических сигнальных средств; сигнальных знаков.
Сигнальные флаги Комплект флагов установленных размеров, формы, рисунков и расцветки, предназначенный для осуществления зрительной связи между судами и судов с берегом. Каждому сигнальному флагу присваивается свое наименование (буквенное или цифровое). Поднятый на стеньгах либо ноках реев одиночный сигнальный флаг или их сочетание означают определенные слова или фразы, расшифровка которых по наименованиям флагов приводится в сводах сигналов. Существуют Международный свод сигналов, предназначенный для судов и кораблей всех стран, и в каждой стране свой Свод военно-морских сигналов - для кораблей ВМС (ВМФ). Флажное сигнало-производство появилось в IX в. Первоначально смысл флажного сигнала определялся только местом расположения флага, при этом использовались любые флаги, включая царские штандарты. Специальные сигнальные флаги появились в России в 1696 г. Первый свод отечественных сигналов был выпущен в 1710 г. Для передачи какого-либо распоряжения, донесения, сообщения или просьбы находят соотв. текст в своде сигналов, записывают стоящие против него сигнальные сочетания флагов (могут быть одно-, двух- и трехфлажные сигналы), набирают (составляют) их из сигнальных флагов и затем поднимают на фалах. Сигнальщик на принимающем судне, записав эти сочетания, находит их значения в сводах сигналов. Дальность флажной сигнализации зависит от условий видимости, высоты подъема флагов, направления ветра и др. При хорошей видимости она достигает 4-5 миль.
Сигнальный фонарь Устройство для световой сигнализации или маневроуказания. Фонарь дневной сигнализации имеет направленное действие, белый цвет, дальность видимости 5 миль. Фонарь маневроуказания светит вокруг по всему горизонту, дальность видимости та же.
Сикамор (сикамора) Дерево из рода фикусов.
Скампавея От итал. scampare - спасаться, исчезать и via - путь, прочь (scappare via).
Малая галера, небольшой гребневый корабль русского шхерного флота ХVIII в. Заимствована у итальянцев. Представляла собой уменьшенную на 30-40% венецианскую галеру. Скампавеи предназначались для разведки, перевозки войск, высадки десанта и абордажного боя в шхерах. Первая русская скампавея была построена для Балтийского флота на Олонецкой верфи в 1703 г. Всего в 1-й четверти ХVIII в. было построено около 300 скампавей. Русские скампавеи были лучше приспособлены для действий в шхерах Финского залива, чем большие шведские корабли, что сыграло определенную роль в победе России над Швецией в Северной войне 1700-1721 гг. Длина около 22 м, ширина около 3 м, осадка 0,7 м, 12-18 пар весел и 1-2 мачты с косыми парусами. Вооружение: 1-2 легкие пушки на носу. Вмещали до 150 человек, включая абордажную партию.
Скиф От англ. skiff - ялик.
Плоскодонная гребневая лодка с наклонным форштевнем и широким транцем, получившая распространение в низовьях больших рек и в мелководных заливах Северной Америки. Днище скифа имеет плавный изгиб по длине лодки с небольшим подъемом к транцу, борта выполняются с развалом наружу. Отношение длины к ширине около 3,5 м. Днище скифа обшивается поперечными планками и не имеет набора, борта обшиты продольными досками. Скиф отличается легкостью хода при малой осадке и большой грузоподъемностью.
Скула Скула судна: место наиболее крутого изгиба борта, переходящего либо в носовую часть (носовая скула); либо в кормовую часть (кормовая скула); либо в днище (бортовая скула).
Скуловой киль Однослойное, двухслойное (полое) или составное листовое ребро, устанавливаемое вдоль скулы в средней части судна перпендикулярно к наружной обшивке. Является простым и эффективным успокоителем качки. Протяженность скуловой кили 0,2-0,6 длины корпуса, высота 0,3-0,6 м, суммарная площадь 2-6% площади ватерлинии. Скуловый киль уменьшает размах бортовой качки за счет волно- и вихреобразования, а также возникающей на нем подъемной силы (при ходе судна). Чтобы сохранить наружную обшивку от повреждений, к корпусу он крепится при помощи полосы, с которой соединен более слабым швом.
Смычка Часть якорной цепи, состоящая из нечетного числа звеньев, длиной 25-27 м. Соединяется с другой смычкой соединительными скобами, благодаря чему при повреждении можно заменить только одну смычку, не меняя всей якорной цепи. Смычка, которая крепится к якорю, называется якорной, а к судну - коренной.
Снасть Растительный или стальной трос (или его часть), используемый на судне. Существуют снасти стоячего и бегучего такелажа. Отдать снасть - свернуть с утки или кнехта, за которые она заведена; очистить снасть - распутать, освободить; продернуть снасть - пшкивы блока; разнести снасть - разложить ее на палубе в удобном для работы положении; разобрать снасти - убрать каждую снасть на свое место.
Собачья дыра Отверстие, люк в марсе, через который пролезают с вант на марс.
Сойма Небольшое парусно-гребневое грузовое или промысловое судно, распространенное с XI в. в Финском заливе Балтийского моря и на Ладожском озере. Длина 5-12 м, грузоподъемность 10-15 т, экипаж 2-3 чел. Имели 2 короткие мачты-однодеревки со шпринтовыми парусами, иногда кливер. Передняя мачта располагалась почти у форштевня, задняя в средней части судна. Корпус соймы имел наибольшую ширину к носу от мидель-шпангоута. Форштевень и киль делали из одного елового ствола с корнем, остальной набор крепили деревянными нагелями, а обшивку к набору крепили внакрой вицей. Большие соймы имели палубу с люками и трюмы. В носовой части хранили провизию и судовое имущество, средняя предназначалась для грузов, в корме размещался экипаж. Рыбацкие соймы не превышали 6 м в длину, были беспалубными и иногда имели садок с прорезями в подводной части корпуса для перевозки живой рыбы. В XIII-XV вв. древние новгородцы на соймах, строившихся в Старой Ладоге, ходили в далекие морские путешествия. Позднее соймы распространились и на Мурманском побережье. В ХVIII в. соймы строились и заказывались Петром I в Финляндии для перевозки войск. Всего при Петре I было построено более 300 сойм. Строительство грузовых сойм продолжалось до конца XIX- начала ХХ в. Длина их возросла до 26 м, грузоподъемность - до 100 т.
Сорлинь Линь или цепь; крепится одним концом к передней кромке или к выдающейся над водой верхней части пера руля, а другим - к судну. Назначение сорлиня - удержать руль, если он соскочит с петель.
Спардек Верхняя лёгкая палуба, простиравшаяся от форштевня до ахтерштевня и располагавшаяся выше главной палубы. В настоящее время спардеком часто называют средние надстройки на судах.
Спинакер Треугольный парус, устанавливаемый на носу при помощи выстрела - спинакер-рея и используемые при попутном ветре. Этот парус дополнительный.
Сплесень Соединение двух концов одного троса или двух тросов путём взаимного переплетения нитей.
Стаксель От нем. stagsegel, от stag - «штаг», segel - «парус».
Треугольный парус, поднимаемый по штагу. На больших судах стаксели ставятся не только впереди фок-мачты, но и между другими мачтами. В зависимости от местоположения получают наименование в виде приставки из одного или двух слов, например фор-стень-стаксель или грот-брам-стаксель и т.д.
Стандерс Пустотелая литая высокая стойка, в которую вставляется шлюпбалка или крапбалка, не проходящие сквозь палубу судна.
Стапель Сооружение для постройки судна и спуска его на воду. Существует два вида стапеля поперечный и продольный. Поперечный стапель обеспечивает спуск судна в направлении, перпендикулярном к диаметральной плоскости (боковой спуск). Судно строится в горизонтальном положении, что достигается разновысотностью опорного устройства по разным бортам. Уклон поперечного наклонного стапеля от 1:5 до 1:12. Число спусковых дорожек 2-20. Поперечный наклонный стапель не имеет осушаемой части. Его порог может быть под водой, у уреза воды и над водой. На поперечном стапеле имеются наклонные спусковые полозья, находящиеся в одной плоскости и параллельные друг другу. В большинстве поперечных стапелях используют слипы. Продольный стапель обеспечивает спуск судна в направлении его диаметральной плоскости. При этом основная плоскость строящегося на наклонном стапеле судна параллельна плоскости стапеля, которая имеет постоянный уклон в сторону акватории верфи от 1:12 до 1:24 (обычно 1:21-1:24). На некоторых продольных наклонных стапелях имеется переменный уклон, прогрессивно возрастающий в сторону акватории. Число спусковых дорожек 2-4. Спусковые дорожки продольного наклонного стапеля имеют надводные и подводные части, называемые фундаментами. Их подводное окончание называется порогом стапеля. Подводная часть спусковых дорожек может осушаться, для чего наклонный стапель в нижней части должен быть подобен сухому доку и иметь днище, стенки и головную часть с затвором.
Старн-тимберсы Брусья в корме деревянного судна, идущие выше транцев.
Стень Сокращение слова "стеньга"; прибавляется к названию деталей, принадлежащих стеньге; например, стень-ванты, стень-штаги и т.д.
Стень-бакштаги Снасти стоячего такелажа, поддерживающие стеньги.
Стень-ванты Снасти стоячего такелажа, с помощью которых стеньга удерживается с боков и чуть сзади.
Стень-вынтреп Проходит в шпоре стеньги через наклонное прямоугольное отверстие со шкивом (шкив-гат) и предназначен для подъёма и спуска стеньги.
Стеньга Рангоутное дерево, служащее продолжением мачты вверх. Выше стеньги расположена брам-стеньга, а еще выше - бом-брам-стеньга. В зависимости от принадлежности к той или иной мачте стеньгам даются дополнительные наименования: на фок-мачте - фор-стеньга, на грот-мачте - грот-стеньга и на бизань-мачте - крюйс-стеньга.
Степс Гнездо, в которое вставляется своим шпором мачта или бушприт.
Стоплат Нашивка с лица (сторона обращённая к корме) марселя, служащая для предохранения парусины от перетирания о марс и салинг.
Стоячий такелаж Общее название снастей, поддерживающих рангоут:
спереди - штаги;
с боков - ванты;
с боков и сзади - фордуны и бак-штаги.
Стренди Составные части троса, из которых скручиваются тросы кабельной работы. Стренди свиваются из прядей, пряди - из каболок, а каболки - из растительных волокон или из проволоки.
Стрингер От англ. stringer, от string - «привязывать», «скреплять».
Продольный элемент силового набора летательного аппарата; служит для подкрепления обшивки и передачи продольных растягивающих или сжимающих нагрузок. В зависимости от назначения различают стрингеры типовые (обеспечивают жёсткость конструкции), стыковые (по стыкам обшивки) и усиленные (в местах действия сосредоточенных нагрузок или по краям вырезов в обшивке). Для повышения живучести конструкции в местах возможного появления поперечных трещин в обшивке ставятся стрингеры из высокопрочных материалов, которые выполняют роль ограничителей распространения трещин («стопперов»). Шаг стрингеров, как правило, равномерный и выбирается на основе расчета на прочность. Бортовые стрингеры - продольные балки набора бортового перекрытия. При продольной системе набора бортовым стрингером называется рамная (усиленная) продольная балка набора, как правило таврового профиля. Остальные продольные балки именуются ребрами жесткости и нумеруются от днища к палубе. При поперечной системе набора бортовые стрингеры делятся на несущие и разносящие (интеркостельные). Несущие стрингеры применяются при т.н. рамной системе набора ледовых усилений - для уменьшения пролета шпангоутов в перекрытии их опирают на несущий стрингер, проходящий между рамными шпангоутами. Благодаря этому можно заметно уменьшить размер профиля бортовых шпангоутов, уменьшить вес конструкции и увеличить полезный объем трюмов. Разносящие стрингеры устанавливаются между шпангоутами и распределяют нагрузку между ними, обеспечивая плоскую форму изгиба перекрытия. Днищевые стрингеры - продольные балки набора днищевого перекрытия. По аналогии с бортовыми, днищевыми стрингерами называют балки установленные по всей высоте второго дна, продольные балки днищевой обшивки и настила второго дна называют ребрами жесткости и нумеруют от киля к бортам.
Строй (кораблей) Строго определенное расположение кораблей относительно друг друга при совместном плавании и боевом маневрировании. Различают простые (корабли располагаются на одной прямой линии) и сложные (корабли выстраиваются в несколько линий, на одной ломаной линии или на нескольких окружностях) варианты строя кораблей. К простым относятся: строй кильватера (каждый корабль следует в кильватерной струе впереди идущего); строй пеленга (корабли находятся на линии, проходящей под определенным углом к курсу ведущего корабля); строй уступа (корабли следуют, отступив вправо или влево от кильватерной струи впереди идущего корабля); строй фронта (корабли располагаются по линии перпендикулярно курсу). Сложные варианты строя кораблей состоят из двух или нескольких простых. Для сложного строя, кроме расстояния между кораблями в колонне, назначается также расстояние между колоннами.
Струг Русское плоскодонное парусно-гребное судно, служившее для перевозки людей и грузов.
Судовой журнал (вахтенный журнал) Обязательный и основной навигационный документ, служащий для фиксирования всего, что касается судна и его экипажа во время плавания. Его ведут непрерывно с момента прибытия экипажа на судно перед выходом и до окончания плавания. В судовом журнале фиксируются даты прибытия в порт и отплытия из порта, скорость, курс, сила ветра во время плавания, фамилии вахтенных офицеров и вахтенных штурманов и их подробный доклад обо всех событиях, происшедших за время плавания.

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


В начало страницы

Онлайн-калькулятор

для расчёта диаметров такелажа
Онлайн-калькулятор

для расчёта размеров рангоута
кораблей Российского флота

Напишите мне письмо...
Вступайте в нашу группу
Сообщество в ВК

Рекламана сайте

Новое на сайте

28.11.2017 Добавлен 5 подробнейших фоторепортажей из музеев Швеции и Норвегии. 14.11.2017 Добавлен список самых больших парусных кораблей мира. 25.09.2017 Ведётся блог в режиме Real-Time "О творческой реализации известной модели от "Звезды" в СУВЕНИР-НОЧНИК «Летучий Голландец»" 04.09.2017 Добавлен Рассказ о постройке модели средневековой шлюпки от "Звезды" руками опытного БТТ-моделиста. 01.09.2017 Добавлен Фоторепортаж с XXI выставки-конкурса в г. Ступино. 17.07.2017 Добавлен Обзор модели корабля Santa Maria от Звезда (Россия). 03.07.2017 Добавлена статья "Изготовление шпрюйтов булиней на парусах." 19.04.2017 Добавлен Обзор модели Dana Fishingboat от Billing Boats (Германия). 21.03.2017 Добавлена Фотогалерея модели британского чайного клипера «Кáтти Сарк» (British tea clipper «Cutty Sark») 10.03.2017 Добавлен Обзор модели ганзейского когга от Revell (Германия).
Copyright © 2015,  Парусный моделизм. Все права защищены. Дизайн: Степунин Дмитрий
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика