Парусный моделизм

Сайт для людей, увлечённых парусным моделизмом.

Партнёры
сайта
Группа компаний налогового и бухгалтерского консультирования Финансист «Самоцветы.» Салон Натальи Степуниной.
Условия размещения рекламы на сайте!

СПРАВОЧНИК
морских терминов

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Термин
Описание
Магнитное склонение Угол между географическим и магнитным меридианами в точке земной поверхности. Магнитное склонение считается положительным, если северный конец магнитной стрелки отклонен к востоку от географического меридиана, и отрицательным - если к западу.
Максимальная ширина Ширина судна без учета выступающих частей (оснастки и вооружения).
Малковка Снятие кромок шпангоутных рамок и заполняющих шпацию брусков в местах изгиба линии обшивки.
Мальгогер Приспособление из роликов для изменения направления тяги и движения нагруженного каната, а также и уменьшения его износа от трения. Простейший мальгогер имеет 3 ролика (2 вертикальных и 1 горизонтальный), укрепленных в обойме. Мальгогеры бывают неподвижными или поворотными. Первые мальгогеры были применены на дрифтерах.
Мамеринец 1. Кусок брезента, не дающий воде стекать с палубы по стержню руля – баллеру.
2. Приспособление у артиллерийских башен, предохраняющее от попадания в зазор между броневой частью башни и палубой воды и мусора; заводится на время похода, когда ожидается свежая погода.
Маневренность Способность корабля (судна) быстро менять направление и скорость движения. Элементы маневренности - ходовые и инерционные качества корабля (судна) и его управляемость. На маневренность влияют различные конструктивные и эксплуатационные особенности, например форма, размер и расположение руля, загрузка и дифферент судна и т.д.
Манильские трос Трос из манильской пеньки, волокон дикорастущего банана (абака). Мало намокает и не тонет в воде, под влиянием влаги не теряет эластичности и гибкости, быстро сохнет. Удлиняется без потери прочности на 20-25%. Изготовляются размером по окружности от 30 до 350 мм. Сырьем для манильских тросов служат сосудистые волокна черенковой части листьев бананов вида Musa textilis (другое название - абака), произрастающих на Филиппинских островах. Манильский трос легко узнать по пятнистой поверхности, которая образуется при изготовлении от сочетания коричневых и золотистых волокон.
Мантыль Кусок троса, имеющий на одном из своих концов свитень, на другом - коуш. По мантылю ходит одношкивовый блок, имеющий длинный строп. С помощью мантыля тянут стоячий такелаж. Для этой цели закладывают его свитинем на ванту (выше комля), в строп блока закладывают талреп, а в коуш - гак сей-талей.
Марка такелажная 1. Способ заделки концов троса для исключения их самораспускания и удобства выполнения различных такелажных работ.
2. Отметка на снасти, показывающая, до каких пор ее можно травить или выбирать. Обычно выполняется из кожи в виде ромбов, топориков, полосок (марки лотов) или цветных кусков материала, закрепленных на определенном месте троса.
3. Отметка на якорной цепи, позволяющая судить о том, сколько вытравлено смычек якорной цепи или сколько их осталось в воде за бортом. Делается из мягкой отожженной проволоки и наматывается на контрфорс ближайшего от соединительной скобы звена смычки якорной цепи. Например, третья смычка якорной цепи будет отмечена маркой на контрфорсе третьего звена в обе стороны от соединительной скобы (звена). Иногда дополнительно к марке окрашивают в белый цвет звенья якорной цепи, число окрашенных звеньев соответствует числу смычек, считая от якоря; звенья красят в обе стороны от соединительной скобы.
Марлинь Тонкий линь, скрученный из двух каболок или нитей.
Марс На парусных судах площадка, накладываемая на лонга-салинги мачты. Марсы служат для разноса стень-вант, а также для разных работ по управлению парусами. Марсы носят название в зависимости от принадлежности к той или иной мачте: фор-марс, грот-марс, крюйс-марс. В военном флоте на марсах во время боя размещали стрелков, а во времена парового и броненосного флота - устанавливали малокалиберную артиллерию, митральезы и пулеметы.
Марса-гитовы Одна из снастей бегучего такелажа, с помощью которой убирают марсели.
Марса-драйреп Снасть бегущего такелажа марса-реев. На марса-драй-репах и марса-фалах подвешен своей серединой марса-рей, когда марсель закреплен.
Марса-рей Рей, к которому привязывается марсель. Второй снизу рей на мачте.
Марсель Прямой парус, ставящийся на марсарее (втором снизу рее) парусного судна. Марсель на фок-мачте называется фор-марселем, на грот-мачте - грот-марселем. Слово марса - прибавляют к наименованию рангоута, такелажа и парусов, относящихся к марселю, например: марса-фал - снасть для подъема марса-рея; марса-брас - снасть для поворота марса-рея в горизонтальной плоскости; марса-шкот - снасть для растягивания нижних (шкотовых) углов марселя; марса-лисель - дополнительный парус, ставящийся при легких ветрах сбоку марселя. Впереди слова ставится приставка, обозначающая мачту (фор-марса-брас, грот-марса-шкот и т.п.).
Марсельная шхуна Шхуна с реями на первой, а иногда и на других мачтах. На этих реях ставятся марсели, брамсели, а порой и бом-брамсели. Нижние паруса - косые, гафельные.
Марсильяна Парусное торговое судно средних размеров типа нефа, но несколько меньше, распространенное в странах Европы в XIII-XVI вв. Имело прямую корму, было снабжено 3-4 мачтами.
Мартин-бакштаг Трос, идущий от нока мартин-гика к борту судна.
Мартин-гик Рангоутное дерево, укрепленное вертикально под бушпритом своим ноком вниз. Служит для разноса снастей стоячего такелажа утлегарь- и бом-утлегарь-штагов.
Мателот Соседний корабль в строю. В зависимости от расположения в строю мателот именуются: передним — если он расположен впереди данного корабля, задним — если сзади, правым — если справа и левым — если слева. В старину мателотом назывались два корабля в бою, ближайших к адмиральскому.
Материалы в судомоделизме Материалы естественного и искусственного происхождения, применяемые для постройки моделей кораблей и судов. Основные требования к материалам для судомоделизма: легкость, простота обработки, негорючесть, возможность склеивания между собой различных материалов и неразрушаемость в водной среде. Легкость (малая плотность) материалов в судомоделизме особенно важна для скоростных кордовых моделей группы А/В, скоростных моделей всех классов группы Ф и самоходных моделей группы Е. Для изготовления корпусов этих моделей и палубных деталей сложной формы обычно используется стеклопластик на основе стеклоткани толщиной 0,2-0,5 мм и эпоксидного или полиэфирного клея. Формирование (выклеивание) производится на болване или в матрице. Иногда корпуса крупных моделей группы Е и класса Ф2 изготовляют из фанеры или реек с последующей обклейкой стеклотканью. Надстройки, рубки и дымовые трубы граненой формы выполняют из листовой пластмассы (стеклопластика, оргстекла, винипласта, текстолита, сополимера), жести, тонкой латуни, фольгированного стеклопластика. При изготовлении различных деталей методом обработки на металлообрабатывающих станках большое применение находит древесина твердых пород (дуб, бук и др.), пластмасса в форме прутков круглого сечения (эбонит, текстолит, оргстекло), прутковая латунь и дюралюминий. Гребные винты делают в основном из латуни (группа Е) и стали (группы А/В и Ф). Многие детали швартовного, спасательного, шлюпочного, якорного и других устройств изготовляют из гранулированного полистирола и полиэтилена методом штамповки в формы. Для отделки настольных моделей группы С иногда используют различные сплавы металлов, редкие породы дерева и драгоценные металлы.
Матрос От англ. seamen.
Лицо из состава верхней команды на судне.
Махагон Одна из наиболее дорогих и экзотических пород дерева (красное дерево). Очень прочный материал, он хорошо полируется и устойчив к внешним воздействиям. С середины XVIII в. махагоновое дерево является доминирующей ценной породой дерева, используемой английскими, французскими и голландскими мастерами для дворцовой мебели того времени.
Мачта От гол. mast.
Вертикальная, металлическая или деревянная иногда слегка наклонная колоннообразная конструкция, возвышающаяся над верхней палубой судна и расположенная, как правило, в его ДП. На многомачтовых судах различают фок-, грот- и бизань-мачты. На парусных судах мачта является основой рангоута и такелажа и служит для постановки парусов. На больших парусных судах мачта состоит из собственно мачты, или нижней мачты, и прикрепленной к ней последовательно вверх стеньги, бом-брам-стеньги, иногда трюм-стеньги и флагштока, который заканчивается точеным кружком - клотиком. Деревянные мачты небольших судов изготовляют из цельного дерева и называют однодеревками. Мачты, а иногда и стеньги крупных судов делали составными, соединяя параллельно дерева меньшего размера с помощью бугелей. Центральная часть составной мачты носит название шпиндель, а боковые - фиши. Нижняя часть мачты и стеньг называется шпором, верхняя - топом. Шпор мачты крепится в степсе - специальном гнезде на прочных конструкциях корпуса. Отверстие в палубном настиле, сквозь которое проходит мачта, называется пяртнерсом. В верхней части мачты имеется марс - горизонтальная площадка с ограждением для наблюдения за морем и работы с парусами. Топ мачты соединяется со шпором стеньги с помощью своеобразного сдвоенного бугеля - эзельгофта. Стеньги также соединяются друг с другом эзельгофтами. Для более надежного крепления мачт и стеньг их растягивают системой снастей (стоячий такелаж). Снасти, растягивающие мачту и стеньги в поперечном направлении, называются вантами, к бортам и назад - бакштагами, удерживающие стеньги с боков и сзади - фордунами, мачта и стеньги в ДП - штагами. На топе стеньги иногда устанавливают салинг - раму для отвода снастей. Металлические мачты появились на судах в XIX в. На современных судах с механическими двигателями мачты предназначены для несения средств сигнализации, антенных устройств средств связи, а на грузовых судах - для поддержания грузовых стрел. На кораблях ВМФ бывают башнеобразные и ажурные (ферменные) мачты. На спортивных парусных судах мачты изготовляют из синтетических материалов в целях их максимального облегчения. В России до появления термина "мачта" использовался термин "щегла".
Мачта-однодревка Мачта, изготовленная из одного целого ствола дерева.
Маяк Сооружение (обычно башенного типа), устанавливаемое на выступающих в море частях берега, в устьях рек, на скалах, отмелях; служит навигационным ориентиром для мореплавателей.
Меркурий 1. Русский 24-пушечный бриг Балтийского флота, неоднократно отличившийся во время русско-шведской войны 1788-1790 гг. В мае 1789 г. бриг атаковал и захватил в плен шведский тендер "Сноппуп". Вскоре после этого на входе в Кристианс-фьорд "Меркурий" атаковал 44-пушечный шведский фрегат "Венус". Меткой стрельбой русских моряков на фрегате были повреждены рангоут и палуба, выведены из строя орудия. Он сдался в плен и был доставлен к русским берегам. Командир русского брига капитан-лейтенант Р.В. Круон за героизм и мужество награжден орденом Святого Георгия 4-й степени, произведен в капитаны 2 ранга и назначен командиром захваченного фрегата. Награждены были и многие члены экипажа брига. В мае 1790 г. "Меркурий" участвовал в морском сражении на Ревельском рейде, где 17 русских кораблей под командованием адмирала В.Я. Чичагова отбили нападение превосходящих сил шведской эскадры (27 кораблей).
2. Русский 20-пушечный бриг Черноморского флота, совершивший во время русско-турецкой войны 1828-1829 гг. беспримерный подвиг и удостоившийся высокой награды - права носить на корме Георгиевский флаг. Построен инженером И.Я. Осьмининым в Севастополе. Спущен на воду в 1820 г. Предназначался для дозоров и разведки. Его корпус длиной 29,6 м был построен из крепкого крымского дуба. На палубе стояли 18 24-фунтовых карронад (орудий с коротким стволом) для боя на близком расстоянии. Еще 2 пушки с меньшим калибром при надобности перекатывались на станках с кормы в нос брига ("погонные" и "ретирадные"). Нос корабля украшала фигура бога Меркурия."Меркурий" состоял в крейсерском отряде Черноморской эскадры (командир А.И. Казарский). В мае 1829 г. он находился в разведке недалеко от входа в Босфор и встретил турецкую эскадру из 6 линейных кораблей, 2 фрегатов и 2 корветов. Два линейных корабля (110-пушечный "Селимие" и 74-пушечный "Реал-бей") стали преследовать русский бриг. На военном совете офицеров "Меркурию" было решено вступить в бой и при угрозе пленения корабля взорвать себя вместе с противником. Во время боя удалось сбить на флагманском турецким корабле основное крепление рангоута, он прекратил преследование и лег в дрейф. Второй турецкий корабль был также поврежден и стал отставать. После трехчасового боя бриг сумел оторваться от вражеских кораблей. Он получил 22 пробоины в корпусе и около 300 повреждений в парусном вооружении. Неоднократно возникали пожары, однако корабль не потерял хода и уже на следующий день присоединился к своей эскадре. Геройский подвиг русских моряков был оценен по достоинству: многие из них награждены орденами и медалями, а на Матросском бульваре в Севастополе воздвигнут памятник с надписью: "А.И. Казарскому. Потомству в пример". Название "Память Меркурия" присваивалось ряду кораблей русского Черноморского флота.
Мидель-шпангоут 1) Кривая на теоретическом чертеже, полученная при сечении судна в середине его или в самом широком месте поперечной плоскостью, перпендикулярной к диаметральной плоскости судна (корабля);
2) Шпангоут, расположенный в самом широком месте судна. Мидель-шпангоут иногда сокращенно называется просто миделем. Под термином «мидель-шпангоут» подразумевают также конструктивный чертеж поперечного сечения посередине длины судна; на этом чертеже показывается вся видимая в этом сечении конструкция набора судна со всеми размерами и сверх того даются размеры частей набора в оконечностях, детали клепки и т.п.
Мидельвейс Теоретически, самая длинная доска, которая идет от ахтерштевня к форштевню вдоль воображаемой плоскости, которая делит корпус вдоль, на две одинаковые половины.
Миля морская От англ. mile, от лат. milia (passu-um) -тысяча (шагов).
Единица длины, равная одной дуговой минуте меридиана. В связи с тем что Земля имеет форму сфероида, длина Г дуги меридиана Д меняется с изменением широты ф и определяется зависимостью Д = 1852,23 - 9,34 cos2cp. Из формулы следует, что длина 1' дуги меридиана на экваторе (ф = 0°) составит 1842,9 м, на полюсе (ф=90°) - 1861,6 м, для широты 45°-1852,2 м. В 1928 г. по решению Международного гидрографического бюро длина морской мили принята равной 1852 м. Морская миля, являясь одновременно мерой длины и угловой мерой, значительно упрощает решение многих задач навигации. Например, если на карте необходимо отложить 15 миль, пройденных судном, то достаточно на вертикальной рамке морской карты (меридиане) отмерить циркулем 15 дуговых минут, чтобы получить это расстояние в масштабе карты. Одна десятая доля мили называется кабельтов (185,2 м).
Мирный Парусный военный шлюп, корабль 1-й русской антарктической кругосветной экспедиции 1819-1821 гг., открывшей Антарктиду. Построен на верфи в Лодейном Поле в 1818 г. как транспортное судно "Ладога". Для участия в предстоящей кругосветной экспедиции судно переоборудовали в 3-мачтовый шлюп и назвали "Мирный". На нем усилили обшивку, поставили добавочные подкрепления в корпусе и заменили такелаж. Командиром "Мирного" был известный флотоводец, в то время лейтенант, М.П. Лазарев. "Мирный" разобран в 1830 г. Водоизмещение 530 т, экипаж 73 человека.
Мод Maud.
Норвежское парусно-моторное судно, на котором полярный исследователь Р. Амундсен прошел в 1918-1920 гг. Северным морским путем (с 2 зимовками). Построено в 1917 г. в Норвегии. Экспедиция Амундсена вышла из Тромсе (Норвегия) на Восток в июле 1918 г. и 9 сентября миновала мыс Челюскина. В 20 милях к Востоку от него судно попало в сплошной лед, полярникам пришлось встать на зимовку. В сентябре 1919 г. с помощью динамитных зарядов "Мод" было высвобождено из льдов и начало движение на Восток. Однако тяжелые льды вынудили экспедицию вторично зимовать у острова Айон в Восточно-Сибирском море. Только в июле 1920 г. "Мод" пришло в Ном (Аляска). После недолгой стоянки Амундсен с командой из 4 человек вышел в Чукотское море. При маневрировании во льдах судно потеряло винт и вновь встало на зимовку. На следующий год "Мод" прибыло в Сиэтл (Аляска) для ремонта. В июне 1922 г. "Мод" вышло в плавание на Север, во льды Карского моря, вначале под командованием Амундсена, а затем, после того как Амундсен покинул судно и вернулся на Аляску, под командованием О. Вистинга. Вмерзнув в лед, судно начало дрейф вдоль северной окраины Восточно-Сибирского моря и в июле 1924 г. оказалось к Северу от Новосибирских островов. Лишь в июле 1925 г. "Мод" высвободилось из ледового плена и пришло в Ном. Вскоре судно было продано, неопытный капитан посадил его на мель у острова Баффинова Земля, и оно было разобрано. Именем "Мод" названа бухта у северо-восточного берега полуострова Таймыр. Водоизмещение около 800 т, длина 29,8 м.
Мол От итал. molo, от лат. moles - «масса», «насыпь». Гидротехническое сооружение, служащее для защиты акватории порта (гавани) от волн. Обычно мол одним концом примыкает к берегу.
Монотип Термин, обозначающий яхты, которые строятся по одним и тем же чертежам при строгом соблюдении правил постройки и обмера, обеспечивающих идентичность формы корпуса, размеров парусов и весовых характеристик, влияющих на ходовые качества. Большинство современных малых гоночных яхт - монотипы.
Мореходные качества Качества корабля (судна), которые определяют его способность безопасно совершать плавание при любом состоянии моря и любой погоде, а также сохранять живучесть в случае повреждения.
Мортира От гол. mortier, от лат. mortarium - ступа
1. Артиллерийское орудие с коротким стволом (обычно длиной менее 15 калибров) для навесной стрельбы. Мортира предназначена главным образом для разрушения особо прочных оборонительных сооружений и для поражения целей, укрытых за стенами или в окопах. Применялась с XV века. Во многих современных языках мортира и миномёт называются одним словом. В современном русском языке термин «мортира» применяется лишь к короткоствольным орудиям, не имеющим плиты, передающей отдачу в землю (то есть не являющихся миномётами).
2. Стальная короткая труба, преимущественно литая, с фланцами, предназначенная для конструктивного оформления выхода бортового гребного вала из корпуса судна. Посредством фланцев мортира соединяется с наружной обшивкой, флорами и поперечной переборкой.
Мостик судовой Огражденная часть палубы, верхних ярусов надстроек и рубок или отдельная платформа. Используется для размещения постов управления, наблюдения и связи, для перехода из одной надстройки в другую. Различают по назначению - ходовой, навигационный, сигнальный, дальномерный, прожекторный и др.; по месту расположения - носовой, кормовой и др.; по степени защищенности от воздействия внешней среды - открытый, закрытый, полузакрытый. Ходовым мостиком называют всю палубу рулевой рубки, а её открытые площадки по бортам от рубки - крыльями ходового мостика. На судах ледового плавания для защиты от низких температур рулевую рубку и крылья ходового мостика объединяют в одно закрытое помещение. Крыша рулевой рубки и смежных с ней помещений образует навигационный мостик. На ходовом и навигационных мостиках располагают основные посты управления судном. Разновидностью судовых мостиков являются переходные, расположенные выше верхней палубы и предназначенные для сообщения между надстройками или для перехода с одного борта на другой. Устанавливаются на танкерах из-за повышенной заливаемости их палубы и промысловых судах, у которых верхняя палуба занята большим числом палубных и промысловых механизмов, затрудняющих сообщение.
Мунсель (лунный парус) Летучий парус, который поднимается над трюмселем на трюм-стеньге, а иногда и на флагштоке.
Мусинг Утолщение на середине или на конце троса, служащее опорой для ног (например, при спуске в спасательную шлюпку).
Мушкель Деревянный молоток, используемый при такелажных работах, конопачении деревянных палуб или обшивке судов.
Мэйфлауэр Mayflower - майский цветок.
Английский барк, который доставил в Новый Свет из Англии первых поселенцев ("отцов-пилигримов"). Построен в 1615 г. Вместе с кораблем "Спидвел" он вышел из Саутгемптона в Плимут 5 августа 1620 г. Однако "Спидвел" оказался непригоден для дальнего плавания, и "Мэйфлауэр" из Плимута 6 сентября отправился в путь один со 102 пассажирами на борту (капитан Кристофер Джонс). Он пересек Атлантический океан и через 67 дней (16 декабря) подошел к американскому берегу в заливе Массачусетс (порт Провин-стаун) со 104 пассажирами на борту (двое родились в пути). Там была основана первая английская колония. "Отцы-пилигримы" пытались укрепить влияние англиканской религии в Новом Свете, хотя религиозные мотивы часто прикрывали торговые и захватнические цели. В ноябре 1621 г. 41 человек из поселенцев подписали "Мэйфлауэрский договор", по которому обязались помогать друг другу в достижении своих целей, и этот день отмечают как национальный праздник - День первого поселения. В 1947 г. Общество первопоселенцев решило воссоздать корабль, на котором их предки прибыли в Америку, как корабль-памятник и музей. Не сохранилось ни чертежей, ни других документов о корабле, были известны лишь некоторые его размерения и тип. Строили его в Англии. Для удобства посетителей музейный корабль сделан несколько выше, чем настоящий. В 1957 г. он пересек Атлантический океан за 53 дня (капитан А. Вильерс). Водоизмещение около 180 т, длина 19,5 м.
Мэри Роуз Магу Rose.
Один из лучших военных кораблей английского флота времен Генриха VIII (XVI в.). Построен в Портсмуте как 4-мачтовая каракка водоизмещением 700 т новой по тому времени конструкции. В июле 1545 г. корабль вышел навстречу французскому флоту и погиб в проливе Солент между островом Уайт и побережьем Англии. Предполагаемая причина катастрофы - ошибки в маневрировании и перегруженность: на борту было около 700 матросов и солдат вместо 415. В 1967 г. англичане обследовали место гибели "Мэри Роуз" и начали раскопки погруженного в ил корабля. В работах приняли участие более 500 человек, в том числе аквалангисты-любители из многих стран. К концу 1981 г. корабль был полностью раскопан. Сохранилась большая часть его правого борта. Сделано более 10 тыс. важных находок: луки, стрелы, пушки, навигационные приборы, набор медицинских инструментов и пр. Внутренние элементы корпуса разобрали и подняли на поверхность. Для подъема самого корабля было спроектировано специальное сооружение. В октябре 1982 г., после 15 лет подготовки, мощный кран поднял сооружение вместе с кораблем на поверхность. Решено создать музей для экспонирования "Мэри Роуз" и коллекций предметов, поднятых вместе с нею. До постройки здания музея корпус "Мэри Роуз" поместили в сухой док рядом с "Виктора".

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


В начало страницы

Онлайн-калькулятор

для расчёта диаметров такелажа
Онлайн-калькулятор

для расчёта размеров рангоута
кораблей Российского флота

Напишите мне письмо...
Вступайте в нашу группу
Сообщество в ВК

Рекламана сайте

СКЛЕЙКА!

Новое на сайте

09.10.2017 Добавлен Фоторепортаж с XI ежегодной выставки стендовых моделей и военно-исторических миниатюр "Техника в масштабе 2017". 25.09.2017 Ведётся блог в режиме Real-Time "О творческой реализации известной модели от "Звезды" в СУВЕНИР-НОЧНИК «Летучий Голландец»" 04.09.2017 Добавлен Рассказ о постройке модели средневековой шлюпки от "Звезды" руками опытного БТТ-моделиста. 01.09.2017 Добавлен Фоторепортаж с XXI выставки-конкурса в г. Ступино. 17.07.2017 Добавлен Обзор модели корабля Santa Maria от Звезда (Россия). 03.07.2017 Добавлена статья "Изготовление шпрюйтов булиней на парусах." 19.04.2017 Добавлен Обзор модели Dana Fishingboat от Billing Boats (Германия). 21.03.2017 Добавлена Фотогалерея модели британского чайного клипера «Кáтти Сарк» (British tea clipper «Cutty Sark») 10.03.2017 Добавлен Обзор модели ганзейского когга от Revell (Германия). 09.03.2017 Добавлена статья "Гвоздевание бортов деревянной модели чопиками."
Copyright © 2015,  Парусный моделизм. Все права защищены. Дизайн: Степунин Дмитрий
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика