Парусный моделизм

Сайт для людей, увлечённых парусным моделизмом.

Партнёры
сайта
Группа компаний налогового и бухгалтерского консультирования Финансист «Самоцветы.» Салон Натальи Степуниной.
Условия размещения рекламы на сайте!

Теория и практикум

Часть 21.
Изготовление парусов.

К предыдущей лекции. К списку лекций.

Изготовление парусов на моделях разных масштабов.

Третий контрольный подход... Вес должен быть взят. Уже частично за меня ответили, так что будет у вас возможность сравнить методику, которую я предлагаю, и ту, что озвучена. Отличий в принципе не много, но...

Для начала немного рассуждений. Многие сейчас начинают строить именно парусники: во-первых, стали доступными киты в магазинах, во-вторых, в газетных киосках вслед за «железным» Бисмарком появился деревянный и парусный «Иоанн Креститель». М-да...

Так вот, как ни странно, именно тот элемент, из-за которого и строятся такие модели, и может оказаться «убийцей» модели. Достаточно подойти к этому легко и не думая, и, неплохая, в общем и целом, модель будет смотреться как игрушка. Обратите внимание на картинку «Иоанна» на обложке. Парус - просто полосатая тряпочка с оверлогом по периметру нитью контрастного цвета. Этакое потакание изготовителя кичевому вкусу невзыскательного потребителя. Живьём-то всё не так. А хочется, чтобы говорили: «Смотри, как живой!»

Итак, что советую (проверенное) для изготовления парусов. Первое: в наборах ткань, из которой выкроены паруса, довольно грубая, у некоторых ещё и редкая, грубого плетения. Про цветные я вообще молчу. И все эти паруса выглядят как простыня на просушке. Есть такая ткань - БАТИСТ называется. Выпускается в продажу разных весов - чем легче, тем тоньше. Употребляется для постельного белья, женских (пардон) ночных сорочек и прочих изделий подобного рода. При этом плетение достаточно плотное. Рекомендую просто порыться дома в бельевом ящике. Старый комплект белья для вас будет хорошей находкой, потому что батист будет истончен от постоянных стирок. Подарите жене, матери (а, в конце концов, себе) новый комплект и выцыганьте старый. Одной простыни вам хватит... на много кораблей. Чертёж парусов у вас должен быть. С него делаете бумажные выкройки в вашем масштабе. Ткань хорошо полоскаете в несильно горячей воде, чтобы удалить остатки крахмала, пропиток, стиральных порошков, и сушите, а затем гладите.

Дальше решаем вопрос с цветом. Белых парусов вообще-то не бывает. Парусина сама по себе не белая, чуть кремовая, да и в процессе эксплуатации она соприкасается со смолёным, пардон, тированым такелажем, с не менее смолёным рангоутом, ну, и мнется заскорузлыми руками матросов, которые тоже не в резиновых перчатках. Нынешние синтетические дакроны, дедероны, терилены, конечно, белее, да и судовладелец может захотеть коричневые, алые или ярко (бледно) зелёные паруса.

Мы рассматриваем простые паруса. Белоснежные они только на фоне аквамарина. Поэтому батист подкрашиваем. Завариваем чёрный чай и погружаем в него заготовку на все паруса для модели. Необходимо предварительно сделать пробу на маленьких лоскутах. Если цвет очень интенсивный - разводим водой до удовлетворяющей консистенции. Заготовка должна быть ровно окрашена. Можно использовать и кофе. Сушим и гладим. По шаблонам очерчиваете парус и делаете припуск по каждой стороне 10 мм. Вырезаете и делаете по каждой стороне двойной подгиб. Заглаживаете утюгом и намётываете ниткой. Швейную машинку настраиваете на самый масенький стежок и заряжаете самой тонкой ниткой подходящего цвета. И прострачиваете этот подгиб. Есть такая дешевенькая машинка «Мини-Ягуар»... Это я на тот случай, если дома у вас нет машинки и пристроиться не к кому. Можно и на руках подрубить (операция подгиба кромки так называется, помнится любая домохозяйка делать умела), да уж очень нудно это. А обрабатывать кромку надо обязательно.

После этого берём бумажную выкройку и карандашиком прочерчиваем швы, по которым сшиты полотнища, и полосы риф-сезней или бонетов, если они есть, разумеется. А если их нет, то и бог с ними. Накладываем выкройку на подрубленный парус, закрепляем, и в таком виде через бумагу прострачиваем швы. Некоторые подкладывают бумагу и с другой стороны. Это делается для того, чтобы шов не стягивался и не морщинил ткань. Бумага потом легко разрывается по прострочке и удаляется. Напоминаю - стежок самый маленький, нитка самая тонкая. НЕ СИНТЕТИКА.

Дальше мы должны обшить парус лик-тросом по всему периметру. Должен он быть заметно толстым, рельефно скрученным. Да, очень рекомендую иметь под рукой книжку кого-нибудь из корифеев: Курти, Хоккеля, Марквардта или Мондфельда. У них всё хорошо расписано для разных времен и народов. Картинки в пояснениях не нуждаются. А мелкие подробности этих процедур я вам и рассказываю.

Лик-трос я рекомендую делать следующим образом. Прежде всего он не должен лежать НА парусе ни спереди ни сзади. Он пришивается (!) к кромке паруса в торец. Я рекомендую делать это так: натянуть нитку, из которой вы решили делать лик-трос между двумя штырями, парус по кромочке смазать ПВА, приложить к нитке снизу и сразу пришивать. Ну, хорошо и удобно для этого отрастить еще третью и четвёртую руки, а если такой возможности нет - используйте прищепки. Можно бельевые, есть такие игрушечные, мааасенькие. Или сами сделайте - две реечки, резиновое колечко и обломок зубочистки между ними. Стежок должен быть равномерным, через край и без больших пропусков. Лик-трос можно сделать более тёмным, но не контрастным. Вот на картинке «Иоанна» он сильно темный. Так проходим по каждой стороне, делая в углах петли (см. Курти, Хоккеля, Марквардта или Мондфельда) для подвязки блоков и других надобностей. Замкнуть лик-трос лучше всего на середине той стороны, которая пришнуровывается к рею, для треугольных парусов к - штагу. Там стык будет незаметен.

Теперь надо в парус вшить риф-сезни. По отстроченной полосе протаскиваются сквозь парус нитки, опять-таки немного отличающиеся по цвету от паруса, с шагом по чертежу и с обеих сторон ограничиваются узелками (кнопами), после чего обрезаются. Длина примерно 0,5 м (2 фута) с каждой стороны паруса. Маленькая проблема в том, что они должны свисать вниз по парусу, а на модели они торчат, как иголки у дикобраза. Издержки немасштабности материалов. Надо их намочить и, расправив вниз, пригрузить или пригладить.

Вот теперь, когда всё с парусом проделано, самое время подумать, в каком виде вы хотите оформить модель: в полном ходу, на стоянке, на подходе к стоянке... Ну, чтобы натурально получилось. На полном - значит паруса надуты, как можно более натурально; на стоянке подобраны, только не свёрнуты, потому что, свернув парус в трубочку, вы на модели и получите тряпочку, свёрнутую в трубочку, причём толще рея в два-три раза. Свёрнутый парус должен быть закрыт брезентовым чехлом и застегнут-затянут специальными ремешками. Подобранные наполовину паруса - ну, как будто мы на остатках хода к пристани подходим, вон ещё и кливер-стаксель не убраны. Или прошла команда «отдать якорь». От этого зависит, будем мы парус пропитывать или пропитка нам будет мешать.

Вот теперь самое время поговорить о пропитке. Конечно, пропитка лаком дает хорошую жесткость парусу, но... только один раз и любые изменения в процессе будут невозможны или очень затруднены. Пропитку можно выполнить цапонлаком, разведённым ПВА, даже лаком для волос, стянутым у жены. Я рекомендую старый, проверенный способ - сахарный сироп. Концентрация опять-таки проверяется на лоскуточках. Чем он хорош? Вот вы пропитали и высушили парус, поставили его на модель и видите, что-то не то... Как-то вот здесь бы вот этот уголок выпятить вот сюда, а вот этот... Берёте кисть с водичкой, мочите нужное место и выправляете туда, куда душа просит. С феном в руках. С лаком и ПВА все гораздо сложнее. Итак, парус подшиваем к рею (глядя на Курти, Хоккеля, Марквардта или Мондфельда), затем подвешиваем его горизонтально за все четыре угла, пропитываем, чем вы решили, и на него кладём мешочек с песком, или просто насыпаем песок через полиэтиленовую пленку, чтобы не прилип. Сушить можно естественным путем или феном (пылесосом), если уж не терпится с передней стороны, т.е. снизу. Получается этакое пузико, т.е. надутый парус. Вот в таком виде его можно ставить на модель, изображая, как она под всеми парусами...

Видел одно исполнение, которое мечтаю повторить: галера в полном ветру, с оторванным передним углом паруса и летящим по ветру блоком с обрывками шкота, и все флаги-вымпела полощущиеся по ветру... Красота, как живая!

Ну, вернёмся к нашей модели. Вот, кстати, про флаги-вымпела. Всё должно быть в меру и главное правильно. Те, которые вложены в набор, конечно, красиво напечатаны, но такие жёсткие, что в лучшем случае дают плоскую «дощечку» с рисуночком. Слава богу, сейчас есть термопереводка для компьютера. Рисуете (или кого просите), распечатываете, утюжком на тоненькую тряпочку переносите, затем в мокром виде заминаете до натурального вида и на свои места помещаете. Направление - в ту же сторону, куда парус надут. Тут есть одно коварство - если клеите к флаг-фалу, он может при высыхании развернуть флаг, куда ему вздумается. Поэтому либо сначала флаг приклеить (пришнуровать) к фалу, дать ему свободно раскрутиться и только потом ставить на модель, либо сделать на модели флаг-фал жёстким как проволока (пропитать).

Я предпочитаю делать парус полусобранным, подобранным, а для этого пропитка не нужна. Парус должен быть мягким. Пришнуровываем к рею, ставим рей на место, как положено через раксы. Всё должно быть подвижным, не фиксированным. Ставим на модели ВСЕ блоки на парусе, проводим максимально весь бегучий такелаж: брасы, шкоты, фалы, гордени, бык-гордени и что там еще... И, подтягивая натурально, через блоки, парус не спеша подбираем к рею. При этом парус всё время оттягиваем вниз, ну, парусина ведь тяжёлая, так, чтобы было естественно. Углы почти к рею, затем эдакими воланами к середине, где висит «пузико». Флаги-вымпелы должны свисать естественным образом вниз - ветра уже нет, потому и останавливаемся. Кормовой, гюйс и вымпелы - набор на стоянке. Кстати, для модели «на ходу» весь бегучий такелаж показывать тоже обязательно. Вот именно поэтому многие предпочитают строить модель без парусов.

Можно многое не делать. А кое-кто вообще и без мачт, так, обломки из палубы торчат. Тогда и стоячий такелаж можно не делать. А можно и обшивку подводной части проигнорировать... Но тогда надо все шпангоуты показывать и всё в трюме... Шутка. Такая модель называется «адмиралтейской» и построить её сложнее, потому что надо даже шпангоуты выполнять из частей.

Но мы не о том. А о парусах. Ну, собственно, всё. На парусах еще должно быть много всякой всячины: всевозможные ушки-петельки, шнурочки, люверсы и т.д. На более древних кораблях паруса были составными - могли бонеты пришнуровываться. Всё это должно быть у вас на чертеже. Или опять-таки у Курти, Хоккеля, Марквардта или Мондфельда. Не забывайте о них.

Вот два способа изготовления парусов для моделей в масштабах до 1:200. Дальше уже мелко становиться для прострачивания. А потому там возможно изготавливать паруса по другой методике. Она же годится для начинающих, ну, и ленивых. Способ этот намного проще. Кусок подходящей ткани, того же батиста, пропитывается цапонлаком (конечно, после тонирования), вырезаются заготовки парусов и, твёрдым, остро заточенным карандашом прочерчиваются швы. Затем берем паяльник 40-70 ватт, зачищаем жало (всё!) до меди и затачиваем острие с последующей обработкой мелкой наждачкой. Подготавливаем мешочек из плотной ткани, туго набиваем песком, или такую же ткань складываем несколько раз и, разогретым паяльником, острым жалом, на этом мешочке по парусу с лицевой стороны проходим с нажимом по швам. Образуются острые складочки. Переворачиваем парус и спинкой жала формируем между складками полукруглые желобки. Такой вот, «надутый» парус. Остается приклеить лик-трос, пришнуровать рей, ну, и дальше по сборке модели. Многие употребляют этот способ для крупных масштабов. Наносят швы и карандашом, и краской, и выдёргиванием нитки, и передёргиванием нитки с подкрашиванием, и прошивку контрастной ниткой... Всё это смотрится ненатурально... Самое лучшее, если масштаб позволяет - прострочка.

Теперь вопрос с рисунками на парусах и флагах. Термопереводка для компьютера позволяет делать очень мелкие, яркие и качественные рисунки. В качестве примера приходилось делать кормовой Георгиевский флаг в 1:100. И Святого Георгия можно было запросто отличить от змия... Перевод может осуществляться для всего изображения и можно покорпеть и обрезать рисунок по контуру или с небольшим припуском. Обрезанный рисунок даст некоторую жёсткость ТОЛЬКО под рисунком, а если вы переведете рисунок «квадратиком», то весь квадратик и будет жёстким. Но это не так страшно. При намачивании флаг можно замять, заформовать и связать ниткой в этом состоянии на некоторое время. На парус рисунок надо переводить до пропитки, но после покраски. Вот с рисунком лучше не рисковать с пропиткой лаком. Может растворить краску. Поэтому рулит сахарный сироп.

Все, в общем. С наработкой опыта вы захотите усложнять паруса, а там есть куда усложняться. Почитаете - увидите. Я дал вам общую технологию изготовления парусов.

Немного иллюстраций, правда, готового, а не в процессе. К сожалению. Паруса на шхуне сделаны в соответствии с пожеланием заказчика.



В. Борис, расскажите, пожалуйста, об изготовлении винтов и копировании деталей.
О. Мы здесь о парусах потому есть смысл привести высказывание большого мастера, к сожалению ушедшего, Льва Ильича Алёшина:

Говорит судья международной категории Лев Ильич Алёшин:
«Буквализм в судомоделизме может и мешать. К примеру, паруса. Иной раз жалко ими всю «ювелирку» загораживать! Если же ставишь парус, то надо помнить: это не носовой платок, это движитель. До 400 кг в сухом виде! Представляете, какие весовые утяжки. Паруса ведь никогда не надуваются полностью. У них образуется даже отрицательная кривизна наверху, а всё вздутие снизу. Я всегда спрашиваю автора: откуда ветерок дует? Что ты всё тряпьё вывесил?! А нужны они сейчас? Каким курсом у тебя корабль идёт? Какие паруса стоят? Мало кто это знает. Увидели картину, так и делают. Для меня картина не документ. Айвазовский хорошо писал море, но корабля он не знал. Айвазовский писал идеал, в реальности всё не так».

Я могу только присоединится и всем желающим привести фотографии современных парусников с надутыми парусами сказать: ребята, материалы нынче совсем другие и вес, и поведение их другое. СОВРЕМЕННОЕ. Все эти дакроны-терилены и прочие имеют вес намного меньше. Они эластичнее. Картины старинные - тоже не доказательство. Художник - он так видит. Всегда при среднем и малом ветре парус имеет пузо в нижней части и плоскую поверхность вверху около рея. Цифру увидели? 400 кг сухого веса.
Кстати и подобранный парус естественно всегда имеет провисание в средней нижней части. А собранный парус показывать тоже не просто. Реальный парус не просто привязывают к рею. И не наматывают, упаси Бог. Он максимально утягивается в специальный чехол, затягивается ремешками и завязками и только в таком виде привязывается к рею.
Ну, вот так. Не делайте «простыней»!

В. Как передать веерообразные деформации парусины в шкотовых углах прямых парусов? Если их вообще надо делать на модели.
О. Я стараюсь выполнять прямые паруса в процессе уборки, ну полусобранными, а потому шкотовые углы выглядят соответственно. Мне кажется, что эти деформации никто не старается соблюсти. Но ежели есть такое желание, то надо искать средство. Главное правило моделиста.

К предыдущей лекции. К списку лекций.

В начало страницы

Обратно к списку лекций

Онлайн-калькулятор

для расчёта диаметров такелажа
Онлайн-калькулятор

для расчёта размеров рангоута
кораблей Российского флота

Напишите мне письмо...
Вступайте в нашу группу
Сообщество в ВК

Рекламана сайте

Макетная студия SMC

Новое на сайте

17.12.2020 Добавлен Обзор модели флагманского корабля адмирала Нельсона Виктори от Звезда (Россия). 14.12.2020 Добавлен обзор модели советского парусника Товарищ от ARK-Models (Россия). 23.11.2020 Добавлена Обзор модели китобойного судна Нью Бедфорд (New Bedford). 17.11.2020 Добавлена статья Рангоут и стоячий такелаж четырёхмачтового барка на примере барка Крузенштерн. 11.11.2020 Добавлен обзор модели трёхмачтового барка Gorch Fock от Моделист (Россия). 05.11.2020 Добавлен обзор модели Yacht Mary от Mamoli (Италия).. 19.10.2020 Добавлен обзор модели Славянской ладьи IX-XI в.в. от Фальконет (Россия). 15.10.2020 Очередное обновление в блоге "О творческой реализации известной модели от "Звезды" в СУВЕНИР-НОЧНИК «Летучий Голландец»". 12.10.2020 Опубликованы "Комментарии к строительству модели корвета Аврора (Corvette L'Aurore) 1766-1775 г.г." 14.10.2019 Добавлен обзор деревянной модели Hacchoro от Woody Joe (Япония).
Copyright © 2015,  Парусный моделизм. Все права защищены. Дизайн: Степунин Дмитрий
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика