Парусный моделизм

Сайт для людей, увлечённых парусным моделизмом.

Партнёры
сайта
Группа компаний налогового и бухгалтерского консультирования Финансист «Самоцветы.» Салон Натальи Степуниной.
Условия размещения рекламы на сайте!

Какой же всё-таки цвет у парусов?


Автор: Дмитрий Степунин, Тула, 2018

Люди, видевшие парусники только в виде сувениров и картинок, удивятся теме этой статьи. Как же так, скажут они? Паруса белые, ну или красные как в «Алых парусах» Александра Грина. А на самом деле почти у каждой нации, строившей парусные корабли, паруса по цвету достаточно сильно отличались. И из-за этого в среде судомоделистов не прекращаются споры о «правильном» цвете парусов.

Наиболее точно передал цвет на своих полотнах голландский маринист Виллем ван де Вельде младший. Вот несколько примеров его работ.


Ships in the roads. 1658

Dutch men-o'-war and other shipping in a calm. 1665

The «St Andrew» at Sea in a Moderate Breeze. 1673

Рассмотрим несколько вариантов национальных тканей, используемых для пошива парусов.


Паруса русских кораблей до середины XIX века имели примерно такие цвета.




Наиболее правильные по цветам картины с изображениями русских кораблей этого периода с поставленным парусным вооружением.


Три святителя

Святой Евстафий Плакида

Цвет ткани парусов в это время объяснялся достаточно просто. Россия в тот период завоевала славу центра коноплеводства. Выражение «Русь посконная» – яркое тому подтверждение, ведь посконь – это мужское растение конопли, дающее волокно наиболее высокого качества. На Руси коноплю выращивали повсеместно, пенькопрядильни и канатные мануфактуры существовали в десятках городов: в Орле, Нижнем Новгороде, Архангельске, Москве, Костроме, Смоленске. Одна только Орловская прядильня выпускала 300 тысяч пудов пеньки в год. Большая часть продукции поставлялась за границу: в Англию, Голландию и прочие морские державы. Такелаж флота этих государств на 90% состоял из русского пеньковолокна. Россия стала ведущим мировым экспортёром пеньки ещё при жизни Петра I (он ввёл государственную монополию на экспорт пеньки и лично проверял качество товара), а в середине 1749 года экспорт пенькового волокна достиг 37 тысяч тонн в год.

Почти весь такелаж русских парусных судов, канаты, сети, флаги, паруса, и даже матросская форма, вплоть до униформы, мореплавателей производились в то время из конопли. Каждому кораблю требовалось раз в два года 50–100 тонн конопляных волокон для снаряжения.

Дело в том, что русские паруса до времён Николая I делались в основном из пеньки, поскони. Вот этот грязно-жёлто-зелёный цвет - это и есть пеньковая ткань. Необработанная мешковина самая натуральная.

Вмешался ещё и денежный фактор. Конопляная парусина стоила 7-8 руб. за пуд, тогда как льняная - 16-22 рубля за пуд в зависимости от качества выделки.


В Англии того времени для парусов использовали парусину сотканную изо льна, либо смеси льна и пеньки. Поэтому цвет парусов был грязно-светло-коричневый.




Непродолжительное время Англия закупала у России пеньковую парусину. Но после повышения ввозных пошлин, английские верфи отказались от этого типа парусины. Параллельно выяснилось, что паруса из пеньки становятся слишком тяжёлыми после намокания и экипажам становилось трудно с ней работать. Как говорится, «что русскому хорошо, то другим смерть».


На голландских и французских верфях для пошива парусов использовали выбеленную льняную парусину (иногда с небольшой примесью пеньки). Отсюда паруса этих государств имели грязно белый цвет.





Дальше всех в обработки тканей для парусов продвинулись испанские судостроители. Льняные ткани для парусов они вымачивали в красителях для большей устойчивости морской солёной воде. После этого паруса принимали грязно-желтоватый оттенок




И, конечно же, обязательно стоит упомянуть паруса Нового Света – Американского флота. По разным причинам, таких как, удалённость от основных производителей классических растительных материалов для парусины, а также политических и экономических факторов, у американских верфей были достаточно большие проблемы со льном и пенькой. А вот хлопка на юге Америки выращивали в достаточном количестве. Поэтому их промышленность стала использовать хлопковую парусину, которая с развитием технологий ткацкого дела превратилась в перкаль. А эти ткани имели белый цвет, иногда с синеватым или розоватым оттенком. Ну, а зная склонность американцев к саморекламе, распространилось представление о цвете парусов как о чисто белых.





В этой статье я не рассматривал некоторые редкие материалы для изготовления парусов.

Также не коснулся парусов азиатских кораблей – очень специфичных не только по цвету, но и по конструкции.


В начало страницы

Обратно в раздел "Общие хитрости"

Онлайн-калькулятор

для расчёта диаметров такелажа
Онлайн-калькулятор

для расчёта размеров рангоута
кораблей Российского флота

Напишите мне письмо...
Вступайте в нашу группу
Сообщество в ВК

Рекламана сайте

Реклама на сайте

Новое на сайте

30.05.2018 Добавлена фотогалерея модели «Santa Maria». 28.05.2018 Добавлен Обзор модели HMS Baunty от Revell (Германия). 25.05.2018 Добавлена статья Какой же всё-таки цвет у парусов? 21.02.2018 Добавлен Обзор модели английского торгового судна Mayflower от IMAI (Япония). 28.11.2017 Добавлен 5 подробнейших фоторепортажей из музеев Швеции и Норвегии. 14.11.2017 Добавлен список самых больших парусных кораблей мира. 25.09.2017 Ведётся блог в режиме Real-Time "О творческой реализации известной модели от "Звезды" в СУВЕНИР-НОЧНИК «Летучий Голландец»". 04.09.2017 Добавлен Рассказ о постройке модели средневековой шлюпки от "Звезды" руками опытного БТТ-моделиста. 01.09.2017 Добавлен Фоторепортаж с XXI выставки-конкурса в г. Ступино. 17.07.2017 Добавлен Обзор модели корабля Santa Maria от Звезда (Россия).
Copyright © 2015,  Парусный моделизм. Все права защищены. Дизайн: Степунин Дмитрий
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика