ФОТОРЕПОРТАЖ
Музей «Фрам»
Fram Museum
Норвегия
Фотографы: Антон Хотеев и Николай Станкевич (г. Минск, Беларусь).
Всех приветствуем!
Самый известный и прекрасный музей Норвегии, посвящённый исключительно вкладу норвежцев в мировую науку и исследования полярных широт. Сюда можно прийти не на один день и всем будет интересно, потому, что экспозиции рассчитаны на всех от детей с интерактивом для них, до... И, главное, будет шанс прикоснуться к истории, и даже внутри неё погулять. Для будущих русскоязычных посетителей даю ссылку на программку музея и напоминаю про аудиогиды на русском языке.
Fram (Фрам) - наверное один из самых знаменитых мирных кораблей в истории человечества. Был построен на основе идей Фритьофа Нансена конструктором Колином Арчером (первое фото в обзоре - модель, сделанная Колином до постройки судна) под руководством Отто Свердрупа.
Добавлю пару слов о незаурядности корабля.
1. Корпус судна был специально спроектирован под плавание в холодных морях. Это и «яйцеобразные» обводы корпуса, и сложный набор судна, и трёхслойная обшивка ниже ватерлинии (наружный слой был сделан легкоснимаемым без последствий для самого судна), рулевое управление и гребной винт были расположены в колодце, который мог быть пролит кипятком от паровой машины, первоначально установленной на шкуне. Это позволяло производить замены в любых сколь угодно холодных условиях.
2. Забота об экипаже. Фрам был спроектирован так, что мог нести запасы, достаточные для команды в 12 человек сроком на 5 лет. Были предусмотрены и ветрогенератор (сборный) для высоких широт, используемый в качестве источника освещения в условиях полярной ночи, кают-компания для всего экипажа в условиях зимовки во льдах, 8 шлюпок для эвакуации не только экипажа, но и изрядной части припасов.
Теперь несколько дат:
26 октября 1892 г. - спуск на воду.
1893-1896 г.г. - первая полярная норвежская экспедиция под руководством Фритьофа Нансена (ver. 1.0).
1898-1902 г.г. - вторая норвежская полярная экспедиция под руководством Отто Свердрупа (судно было подвергнуто частичной перестройке - ver. 2.0).
1909 г. - некоторое время после судно стояло на приколе, древесина корпуса была серьёзно повреждена. Это потребовало полной реконструкции судна перед экспедицией Руаля Амундсена к Южному полюсу (полная перестройка - ver. 3.0 - разница между первой и третьей видна на двух моделях в начале галереи).
1910-1912 г.г. - норвежская антарктическая экспедиция под руководством Руаля Амундсена.
После 1913 года судно было выведено из состава флота, постепенно разрушаясь, однако в 1925 году были предприняты попытки восстановления. Работы заняли более 10 лет, в результате которых 20 мая 1936 года и был открыт этот замечательный музей. Отдельно стоит отметить, что в основном он был открыт на средства, собранные моряками со всего мира. Ну и да, версия Фрама, экспонируемого в музее уже ver. 3.1.
Gjoa (Йоа) - первое в истории человечества судно, прошедшее Северо-Западным проходом из Атлантического океана в Тихий вокруг северной оконечности Американского континента. Экспедиционное судно Р. Амундсена в 1903-1906 годах. После прибытия в Сан-Франциско яхта была выставлена для всеобщего обозрения, в 1972 году перемещена в Морской музей Осло. С 2013 года над судном построен защитный шатёр.
Ну и для затравки - на двух последних фото представлена модель и гребной винт шкуны Амундсена Maud (Мод) , которая в 2016 году была поднята со дна, ныне реставрируется и в дальнейшем станет очередным живым экспонатом этого невероятного музея. Замечательный повод посетить это место ещё не один раз.
Приятного всем просмотра!