Парусный моделизм

Сайт для людей, увлечённых парусным моделизмом.

Партнёры
сайта
Группа компаний налогового и бухгалтерского консультирования Финансист «Самоцветы.» Салон Натальи Степуниной.
Условия размещения рекламы на сайте!

СКАЗКА

о постройке французского фрегата Acheron
из пластикого набора производства фирмы Звезда.

Масштаб модели 1:200. Набор продаётся в типичной для ООО Звезда яркой и плотной упаковке. Количество деталей, заявленное производителем, равняется 222 штук (сам не пересчитывал). Качество отливки хорошее. Пришлось немного убрать облой с разных отверстий корпуса, да половина пушек отлито с небольшим смещением прессформ.

Вот цитата описания модели со старого сайта ООО Звезда:

«Когда изготовитель форм замышлял эту модель они, по-моему, скорее всего, ориентировались на один из всемирно известных кораблей (иначе, зачем огород городить). А к тому времени самым известным был, пожалуй, американский фрегат Constitution («Конституция»). Этот старейший военный парусник (спущен на воду в 1797 году) отлично плавает до сих пор. Построенный из белого дуба (очень прочного сорта древесины) с толщиной борта более полуметра он поражал своей крепостью современников. Очевидцы утверждают, что чугунные ядра отскакивали от его бортов, за что фрегат и получил кличку «Старик железный бок». Во время войны с Англией в 1812-15 гг. он неоднократно захватывал и топил британские военные корабли. В его честь была написана поэма. Уже в зрелом возрасте, когда его одногодки догнивали на задворках портов в виде блокшивов, Constitution встречал на своей палубе Папу римского Пия IX, а уж и вовсе перешагнув все мыслимые сроки жизнедеятельности, спокойно перевозил экспонаты на Всемирную выставку в Париже. Таким образом, нынче фрегату «стукнуло» 213 лет. Сейчас корабль стоит у одного из причалов Бостона.
Но вот на экраны вышел знаменитый фильм «Хозяин морей: На краю Земли» с Расселом Кроу в главной роли. Действие фильма происходит в 1805 году. Капитану английского фрегата Surprise Джеку Обри дано задание перехватить и уничтожить любой ценой французский фрегат Acheron, который «стал настоящим кошмаром для британских моряков». Фильм снят по мотивам серии романов о капитане Обри, принадлежащих перу Патрика О`Брайна. И конечно на «Звезде» не могли не воспользоваться столь удачный маркетинговый ход..

Благодаря фильму имя легендарного французского фрегата у многих на слуху. Но дело в том, что даже в фильме говориться, что строили его все-таки в Америке А в самом романе речь идет и вовсе об… американском фрегате «Ашерон». Но не могли же американцы изображать самих себя в роли злодея, вот так и родился фрегат, не значившийся в списках французского флота той поры. Поэтому решайте для себя сами, модель какого корабля вы будете строить.»

Стройку начал с приведения в порядок половинок корпуса. Зашпатлевал следы толкателей. Загрунтовал корпус и окрасил красной краской внутренние поверхности бортов до уровня нижней палубы. Места склеивания зачистил от грунтовки.

Ранее опыта полной окраски модели у меня не было, поэтому многое я делал впервые. Можно сказать – экспериментировал. Так, у меня были большие сомнения в грунтовке. Я боялся, что залью текстуру на деталях. Опытным путём выяснилось, что тамиевская спрей-грунтовка обладает достаточно большой усадкой. Даже если слегка переборщить со слоем, то высыхая, грунтовка открывает текстуру. Но всё же лучше не лить много грунта.

Затем отделив палубы от литников, я окрасил верхнюю палубу краской Desert Ellow XF-59, а нижнюю - краской Semi-Gloss Black X-18. Причём, прежде чем окрашивать нижнюю палубу, я вложил её в половинку корпуса и разметил места размещения пушек на ней на против каждого пушечного порта. Эти места я закрыл масками из маскировочного скотча с небольшим запасом (примерно по 0,5-1 мм).

Здесь сделаю небольшое отступления и расскажу про используемые мной краски. На этой, предыдущих и текущих моделях я использую акриловые краски Tamiya. Причин моей приверженности этим несколько. Перечислю некоторые: достаточная для меня палитра, хорошо ложатся на загрунтованные и многие негрунтованные пластики, удобная фасовка и, что немаловажно, приемлемая цена в магазинах.

Пока окрашенные палубы сохли, я приступил к окраске артиллерии. Из-за того, что стволы и лафеты отлиты одной деталью, пришлось немного попотеть. Кистями номер 0 окрашивал лафеты цветом Flat Brown XF-10, стволы –Bronze X-33, а колеса –Gun Metal X-10.

Приклеив пушки на нижнюю палубу, и дав высохнуть как следует клею, я подкрасил места от масок. Это теперь я знаю, что есть алмазные боры для бормашин типа Dremel, которыми очень удобно «точечно» снимать слой краски в нужном месте.

Уже на этом этапе строительства я параллельно вёл рассказ на форуме karopka.ru. Много раз я встречал упоминания на форуме о цианоакрилатном клее. И вот решил им воспользоваться для вклеивания палуб в корпус. Вклеив обе палубы в одну из половинок корпуса и выждав обещанные 5 минут. А когда начал собирать корпус - всё отвалилось. Пришлось заново зачищать и вклеивать уже на тамиевский клей. Причём сначала вклеил нижнюю палубу. Стянул корпус изолентой и выждал 4 дня (для верности). А затем вклеил верхнюю палубу и кормовую деталь. И тоже на 3-4 дня на просушку. После снятия изоленты левый полукорпус сыграл и появилась щель между ним и верхней палубой. Ещё раз клей и изолента. Оказалось что ЦА-клей очень хрупок.

Какой бы хорошей ни была стыкуемость деталей, но полностью обойтись без шпатлёвки невозможно. По стыку половинок корпуса осталась небольшая разбежка и кое-где щёлки. Разбежка вылечилась надфилями и наждаком. Щёлки лечились шпатлёвкой. Сначала шпатлевал кусочком блистера от упаковки инструментов. Но потом приобрёл в художественном салоне пару шпателей (мастихинов). Очень удобная штука!

Закончил сборку корпуса и приступил к окраске. Для этого использовал следующие цвета: палубные элементы: кофель-нагельные стойки – Flat Brown XF-10, палубные люки –Buff XF-57, решётки световых люков – Gold Leaf X-12;
корпус снаружи: выше ватерлинии –Black X-1, Flat White XF-2 и Flat Red XF-7 (для внутренних поверхностей пушечных портов и их крышек); днище - Dark Copper XF-28.

Корпус, как видно на фото, был загрунтован аэрозольной грунтовкой серого цвета. Вот тут появилась трудность. Белая краска никак не хотела ложиться ровным слоем. Причём черная и красная ложилась отлично. Что только не пробовал: и подсушивал краску для загустения, и разбавлял до очень жидкого состояния, и в три слоя краcbk. Всё равно сквозь краску проглядывает серый грунт. После пятого или шестого слоя добился наконец ровного покрытия белой краски.
Следующей проблемой в этом наборе для меня стала проблема выделения расшивки палубы. Всё дело в ом, что производитель сделал внешнюю расшивку палубных досок. Перепробованы были несколько вариантов. И простым карандашом пытался прорисовать, и тонким маркером, и ещё что-то, что уже забылось. В конечном итоге пришёл к варианту с копировальной бумагой. Копирка была приклеена к маленькому деревянному брусочку и этим «инструментом» проводилось по всей палубе, стараясь не касаться палубных элементов. Руки отмывал я потом долго.

Закончив с выделением расшивки палубы, приступил к дооснащению палубы и установке юферсных планок.
На палубе появились труба камбуза, шлюпки, шпиль, компас и штурвал. Детали я сначала окрашивал, а потом приклеивал на место. Труба камбуза окрашена Gun Metal X-10, шпиль – Flat Brown XF-10, компас – Flat Brown XF-10 (низ) и Flat Brown XF-10 (верх), штурвал – Buff XF-57.
Наполнив палубу деталями, приступил к установке рангоута. В сухую установил на места бушприт и мачты. И получил вот такой "лес и чащу" (на фото).
Выяснилось, что посадочные места на нижней палубе (внутри корпуса) не совпадают по осям установки мачт с отверстиями в верхней палубе. Отмечу сразу, что переделку рангоута на дерево не рассматривал сразу, ввиду отсутствия опыта таких работ. Начал ломать голову как мачты выправить, и с каким углом от вертикальной оси они должны стоять?

Со вторым вопросом вроде было ясно. Мачты должны стоять строго вертикально. А вот по первому вопросу было рассмотрено несколько вариантов решения:
  1. нагреть части мачт, находящиеся под палубами, и выгнуть их;
  2. расточить отверстия в верхней палубе;
  3. переделать места упора в нижней палубе.
Разберу варианты по порядку:
  1. Казалось бы, самое простое – нагреть и согнуть. Но на какой угол и в какую сторону гнуть? Пока нагретую мачту вставишь на место – пластик остынет. И греть несколько раз чревато разрушением детали.
  2. Расточить отверстия можно, но чем их после этого закрыть. По моим прикидкам, диаметр отверстия должен был бы увеличиться на 2-3 мм. Моего опыта в моделировании на тот момент не хватило бы для сокрытия последствия расточки.
  3. Переделать места упора в нижней палубе уже не представлялось возможным из-за вклеенных палуб. Но! Можно же сместить пятки мачт в сторону. И я, срезал полуцилиндры концов мачт до простого касания мачт нижней палубы. Засверлил торцы мачт и вставил в отверстие отрезки проволоки. Концы проволоки откусил бокорезами под острым углом и ими же наметил места сверления в нижней палубе. Просверлил в нижней палубе отверстия для проволоки. Тонко намазав шпатлёвкой проволоку посадил на клей мачты. Медная проволока позволила выставить мачты строго вертикально за счёт своей мягкости.
Выставив все мачты ровно, приступил к установке вант. Ванты оставил пластиковые из набора, т.к. при этом масштабе связать, конечно, можно самому (руку набил при сборке Товарища), но с креплением будут проблемы. Да и стоковые ванты оказались хорошего качества.
С установкой вант никаких проблем не возникло, кроме того, что в инструкции перепутаны правая и левая ванты грот-мачты. Но при примерке на место эта ошибка выявляется сразу.

Пришло время такелажных работ.

Первым был обвязан бушприт. Установлены утлегарь-бакштаг и бом-утлегарь-бакштаг.
На очереди оказались штаги. В порядке указания были установлены: фока-штаг, грота-штаг и бизань-штаг.

Затем поставлены фордуны на фок-мачте, фордуны и бакштаги на грот мачте и фордуны бизань-мачте. С помощью фордунов добился вертикального положения мачт и избавился от провисания штагов.

После этого я приступил к изготовлению парусов. Для начала я попробовал облагородить пластиковые паруса из набора (так называемые «вакушки»). Но ничего путного из этого у меня не получилось. Во-первых, ширина полотнищ не соответствовала реальным размером в масштабе модели. Во-вторых, на грот-стень-стакселе производитель почему-то сделал полотнища горизонтальными, что не может быть в принципе.
Французский фрегат "Acheron" А в-третьих, пластик из которого сделаны паруса очень хрупок и прорывается при попытке прошить его иглой.

Поэтому мною было принято решение переделать всё парусное вооружение и в качестве материала была выбрана бумага. Подробно об изготовлении парусов из бумаги я описал в статье «Замена пластиковых парусов на бумажные» .

Начал изготовление парусов я с бизани, апселя, грот-стень-стакселя.

Онлайн-калькулятор

для расчёта диаметров такелажа
Онлайн-калькулятор

для расчёта размеров рангоута
кораблей Российского флота

Напишите мне письмо...
Вступайте в нашу группу
Сообщество в ВК

Рекламана сайте

Новое на сайте

28.11.2017 Добавлен 5 подробнейших фоторепортажей из музеев Швеции и Норвегии. 14.11.2017 Добавлен список самых больших парусных кораблей мира. 25.09.2017 Ведётся блог в режиме Real-Time "О творческой реализации известной модели от "Звезды" в СУВЕНИР-НОЧНИК «Летучий Голландец»" 04.09.2017 Добавлен Рассказ о постройке модели средневековой шлюпки от "Звезды" руками опытного БТТ-моделиста. 01.09.2017 Добавлен Фоторепортаж с XXI выставки-конкурса в г. Ступино. 17.07.2017 Добавлен Обзор модели корабля Santa Maria от Звезда (Россия). 03.07.2017 Добавлена статья "Изготовление шпрюйтов булиней на парусах." 19.04.2017 Добавлен Обзор модели Dana Fishingboat от Billing Boats (Германия). 21.03.2017 Добавлена Фотогалерея модели британского чайного клипера «Кáтти Сарк» (British tea clipper «Cutty Sark») 10.03.2017 Добавлен Обзор модели ганзейского когга от Revell (Германия).
Copyright © 2015,  Парусный моделизм. Все права защищены. Дизайн: Степунин Дмитрий
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика